Научная статья на тему 'О перспективах оперативно-розыскной профилактики правонарушений среди осужденных к принудительным работам'

О перспективах оперативно-розыскной профилактики правонарушений среди осужденных к принудительным работам Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
120
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ / PREVENTION OF OFFENSES / ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / CORRECTIONAL LABOR / ОПЕРАТИВНЫЕ РАБОТНИКИ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / CORRECTIVE CENTER / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / CRIMINAL AND PENAL SYSTEM / QUICK WORKERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исиченко А. П., Фумм А. М.

Рассмотрены некоторые вопросы организации профилактики правонарушений осужденных, содержащихся в исправительных центрах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On prospects of special investigative techniques for prevention of offenses among the condemned to correctional labor

The authors of this article consider issues of the organization of offense prevention among the condemned in the correctional centers.

Текст научной работы на тему «О перспективах оперативно-розыскной профилактики правонарушений среди осужденных к принудительным работам»

старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, заслуженный юрист Российской Федерации

начальник отдела ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент, майор внутренней службы

О перспективах оперативно-розыскной профилактики правонарушений среди осужденных к принудительным работам

On prospects of special investigative techniques for prevention of offenses among the condemned to correctional labor

А. П. ИСИЧЕНКО A. P. ISICHENKO

А. М. ФУММ A. M. FUMM

Аннотация. Рассмотрены некоторые вопросы организации профилактики правонарушений осужденных, содержащихся в исправительных центрах.

Ключевые слова: профилактика правонарушений, принудительные работы, оперативные работники, исправительный центр, уголовно-исполнительная система.

Abstract. The authors of this article consider issues of the organization of offense prevention among the condemned in the correctional centers.

Key words: prevention of offenses, correctional labor, quick workers, corrective center, criminal and penal system.

Принудительные работы как вид уголовного наказания введены Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Они будут применяться как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), и назначаться за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо совершение тяжкого преступления впервые на срок от двух месяцев до пяти лет.

Хотя законодатель определяет принудительные работы как самостоятельный вид уголовного наказания (п. «з1» ст. 44 УК РФ), они носят сложную и противоречивую право-

вую природу. Так, в соответствии с уголовным законом (ч. 2 ст. 531 УК РФ), если, назначив наказание в виде лишения свободы сроком до пяти лет, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному назначенное наказание принудительными работами.

Принудительные работы заключаются в привлечении осужденных к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ (ч. 3 и 6 ст. 531 УК РФ).

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

Таким образом, принудительные работы занимают промежуточное положение между лишением свободы и наказаниями, альтернативными лишению свободы. В то же время, как отмечают теоретики уголовного права и юристы-практики, законодательный алгоритм назначения принудительных работ переводит их из разряда уголовных наказаний в разряд иных мер уголовно-правового характера, сближает с условным осуждением, а точнее - воспроизводит такую известную советскому уголовному праву меру, как условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду [1].

В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством (глава 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) осужденные к принудительным работам отбывают наказание в специальных учреждениях - исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. При отсутствии на территории соответствующего субъекта Российской Федерации исправительного центра или невозможности размещения (привлечения к труду) осужденных в имеющихся исправительных центрах эти лица по согласованию с вышестоящими органами уголовно-исполнительной системы (УИС) направляются в исправительные центры, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения (привлечения к труду). Вместе с тем при исправительных учреждениях могут создаваться изолированные участки, функционирующие как исправительные центры (ст. 601 УИК РФ).

Исходя из того что глава 81 УИК РФ, посвященная исполнению принудительных работ, размещена в разделе «Исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы», можно заключить, что на исполнение принудительных работ не распространяется действие ст. 84 УИК РФ («Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях»). Следовательно, не распространяется оно и на изолированные участки исправительных учреждений, функционирующие как исправительные центры. Между тем в исправительных центрах предполагается проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Их надлежащее осуществление возможно при условии создания в исправительных центрах оперативных подразделений и наделения их полномочиями по проведению оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности»*.

Ввиду отсутствия опыта организации оперативно-розыскной деятельности (ОРД) в исправительных центрах (изолированных участках, функционирующих как исправительные центры при исправительных учреждениях) ниже излагаются положения, частично основанные на опыте организации этой деятельности в специальных комендатурах, которые в прошлом (1960-1980-е годы) предназначались для исполнения условного осуждения к лишению свободы и условного освобождения с обязательным привлечением осужденных к труду.

Особенностью ОРД в учреждениях УИС является противодействие не только преступным проявлениям, но и другим правонарушениям, которые несут в себе криминогенный потенциал. Применительно к деятельности исправительных центров такие правонарушения могут проявляться в нарушении порядка и условий отбывания принудительных работ (ст. 6015 УИК РФ). Особо пристального внимания со стороны оперативных работников требуют злостные нарушения указанного порядка отбывания наказания (ч. 2 ст. 6015 УИК РФ), которые с высокой степенью вероятности могут перерастать в совершение преступлений.

Поэтому предметом оперативно-розыскной профилактики как организационно-тактической формы ОРД и составной части профилактической деятельности исправительных центров должны быть как преступления, так и другие правонарушения осужденных, в том числе предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством.

* В соответствии с типовыми структурой и штатным расписанием исправительного центра, утвержденными приказом ФСИН России от 04.10.2012 № 460, в структуре исправительного центра предусмотрен отдел режима и оперативной работы в составе начальника отдела и старшего оперуполномоченного. Оперативно-розыскными функциями кроме них предполагается наделить также руководителей центра - начальника и его заместителя.

Оперативно-розыскная профилактика* может осуществляться оперативными работниками как непосредственно, так и опосредованно.

В первом случае они самостоятельно осуществляют общую и индивидуальную профилактику правонарушений с использованием гласных и негласных сил, средств и методов ОРД; во втором - передают поступающую оперативную информацию для использования другим субъектам.

В деятельности исправительных центров с учетом конкретных условий могут использоваться как непосредственная, так и опосредованная формы оперативно-розыскной профилактики. Кроме того, оперативно-профилактические мероприятия могут сочетаться с режимными мероприятиями. В обобщенном виде без раскрытия источников получения оперативно-розыскной информации она может передаваться для принятия общих или индивидуально-профилактических мер в заинтересованные подразделения исправительного центра, а также его руководству.

Задачи профилактики (предупреждения) правонарушений осужденных к принудительным работам в целом сводятся к следующему:

- выявление, устранение или нейтрализация (блокирование) причин и условий правонарушений;

- индивидуально-профилактическое воздействие на осужденных, от которых можно ожидать совершения преступлений и иных правонарушений;

- предотвращение замышляемых и готовящихся преступлений, административных правонарушений, а также нарушений порядка и условий отбывания принудительных работ.

Специфичность оперативно-розыскной профилактики, отмеченная еще основоположниками теории ОРД, заключается в следующем:

* В теории ОРД оперативно-розыскная профилактика, или оперативно-розыскное предупреждение преступлений, определяется как система целенаправленных и иных предусмотренных законом мер, проводимых в отношении лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, с целью осуществления за ними оперативного контроля, оказания на них профилактического воздействия, предупреждения замышляемых и подготавливаемых преступлений, а также использования негласной информации в общепрофилактической работе (см.: Лукашов В. А. Организационный аспект оперативно-розыскной профилактики // Актуальные вопросы предупреждения преступлений оперативными аппаратами органов внутренних дел. Киев, 1990. С. 14).

- ведется оперативно-профилактическое наблюдение за лицами, поставленными на профилактический учет в связи с высокой степенью вероятности их преступного поведения;

- обеспечивается успех индивидуальной профилактики благодаря оперативной осведомленности о контингенте лиц, которые могут встать на путь совершения преступлений, и особенностях каждого лица, допустившего антиобщественное поведение или испытавшего вредное влияние антиобщественных, в том числе преступных, элементов;

- фиксируется среда местных криминально активных жителей, в которой осуществляются оперативно-розыскные мероприятия по раскрытию преступлений;

- негласно проверяется причастность к совершенным преступлениям местных и ранее выявленных неместных жителей, находящихся под оперативным наблюдением и имеющих признаки разыскиваемых преступников;

- изучаются отдельные категории лиц, представляющие оперативный интерес, их связи, образ жизни, поведение и прошлое для получения оснований к применению к ним мер профилактики или для заведения дела оперативного учета [2].

Опыт, накопленный специальными комендатурами, свидетельствует, что наиболее распространенными предпосылками к совершению преступлений подконтрольных им «условников» были различного рода недостатки: в организации приема, размещения, трудо-использования и жилищно-бытового обеспечения спецконтингента; в организации и обеспечении надзора за поведением осужденных; в организации и осуществлении воспитательной работы с ними; в подборе и расстановке кадров; в обеспечении оперативной осведомленности об их противоправных намерениях и действиях.

Место и роль оперативных подразделений учреждений УИС в организации и осуществлении профилактической деятельности определены Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 20.05.2013 № 72 [3]. При этом оперативные подразделения учреждений УИС, а следовательно, и оперативные работники исправительных центров при осуществлении задач общей и

НАучНЫй РАзДЕл

индивидуальной профилактики правонарушений осуществляют функции, которые условно можно дифференцировать на организацион-но-обеспечивающие, контрольно-проверочные и собственно профилактические.

В рамках организационного обеспечения профилактической деятельности оперативные подразделения в соответствии с инструкцией осуществляют сбор информации, необходимой для разработки мероприятий по предупреждению правонарушений, своевременно доводят до руководства учреждения, а при необходимости до оперативного дежурного и сотрудников заинтересованных служб информацию об оперативной обстановке на объектах учреждения, организуют совместно с другими подразделениями учреждений УИС профилактические мероприятия с лицами, поставленными на профилактический учет.

Контрольно-проверочная функция сводится к изучению обеспечения оперативного контроля за поведением лиц, поставленных на профилактический учет, и предварительной проверке обоснованности сведений, изложенных в рапортах сотрудников о необходимости постановки конкретных лиц на профилактический учет.

Профилактические функции включают: выявление организаторов и активных участников группировок отрицательной направленности, принятие мер к их разобщению; выявление лиц, намеревающихся совершить правонарушения; выявление и пресечение противоправных связей посторонних лиц с осужденными, каналов поступления к осужденным запрещенных предметов; проведение совместно с другими службами работы по склонению к отказу от противоправных намерений и действий осужденных; принятие мер к пресечению конфликтных ситуаций среди осужденных; реализацию совместно с другими подразделениями учреждения УИС профилактических мероприятий с лицами, поставленными на профилактический учет.

Исходя из недостаточной штатной численности отделов режима и оперативной работы исправительных центров их руководителям с учетом общего объема оперативно-розыскной работы в среде осужденных к принудительным работам целесообразно тщательно проработать вопрос об оптимальном распределении обязанностей по профилактике правонарушений между начальниками и старшими оперуполномоченными в целях максимально возможного освобождения последних от функций, непосредственно не связанных с оперативно-розыскной профилактикой.

Ввиду отсутствия оперативно-розыскной практики в среде осужденных к принудительным работам при подготовке статьи пришлось прибегнуть к отечественному опыту ее осуществления в отношении условно осужденных к лишению свободы и условно освобожденных с обязательным привлечением осужденных к труду. Длительное применение этих видов уголовного наказания в СССР дает основание надеяться, что адаптация ранее накопленного опыта ОРД среди условно осужденных и условно освобожденных применительно к новым реалиям будет воспринята оперативными работниками исправительных центров не как нечто умозрительное, а как методическое подспорье и руководство к действию. ^

1. Бутенко Т., Петров М., Татауров О. Принудительные работы: самостоятельный вид уголовного наказания или альтернатива лишению свободы? // Уголовное право. - 2012. - № 4. - С. 24.

2. Теория оперативно-розыскной деятельности : учеб. 3-е изд. перераб. и доп. / под ред. К. К. Горяино-ва, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова. М., 2014.

3. Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 20.05.2013 № 72. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.