Научная статья на тему 'О перспективах налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан'

О перспективах налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиев Б.Х., Ибрагимова А.Х.

Статья посвящена изучению проблем развития малого предпринимательства в Республике Дагестан. В статье обосновывается необходимость государственной поддержки данного сектора экономики, его налогового регулирования. Авторы анализируют статистические данные по малым предприятиям и делают обоснованные выводы об их состоянии. При этом в статье приводятся предложения по дальнейшему совершенствованию налогообложения субъектов малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алиев Б.Х., Ибрагимова А.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О перспективах налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан»

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

УДК 336. 221 (470.67)

о перспективах налогообложения субъектов малого и среднего предпринимател ьства в республике дагестан*

Б. Х. АЛИЕВ,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой налогов и денежного обращения E-mail:fef2004@yandex. ru А. X. ИБРАГИМОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета Дагестанский государственный университет E-mail: amina196702@mail. ru

Статья посвящена изучению проблем развития малого предпринимательства в Республике Дагестан. В статье обосновывается необходимость государственной поддержки данного сектора экономики, его налогового регулирования. Авторы анализируют статистические данные по малым предприятиям и делают обоснованные выводы об их состоянии. При этом в статье приводятся предложения по дальнейшему совершенствованию налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Ключевые слова: малые предприятия, государственная поддержка, налоговая система, налоговая политика, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход.

* Статья опубликована в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг.

Исследование проблемы функционирования малого и среднего предпринимательства показывает, что малый бизнес в Российской Федерации находится в неудовлетворительном положении. В странах с развитой рыночной экономикой доля малого предпринимательства в производстве валового внутреннего продукта составляет 50—60 %, а в России — немногим более 10—11 %. Россия, переживая сложный период переходной экономики, не использует большие возможности и резервы, заложенные в этом гибком и мобильном секторе экономики, поэтому становление предпринимательства в современной России рассматривается как условие решения комплекса сложнейших социально-экономических проблем.

В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия

на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

С самого начала введения налоговой системы в Российской Федерации вопросам налогообложения малого предпринимательства уделялось большое внимание. Развитие этого направления эффективно по всем параметрам: решает социальные вопросы, связанные с занятостью населения, позволяет быстрее переналаживать производство, оперативнее реагировать на потребности рынка и т. д.

С одной стороны, налоговая политика Российской Федерации по отношению к малому и среднему предпринимательству свидетельствует, что на государственном уровне признается необходимость формирования льготной системы налогообложения предпринимательства. Все принимаемые нормативно-правовые акты были направлены на снижение налоговой нагрузки малых предприятий.

С другой стороны, в налоговой политике государства не просматривается создание реальных налоговых льгот для сектора малого и среднего предпринимательства со стороны законодательных и исполнительных органов.

Упрощенная система налогообложения применяется малыми предприятиями в добровольном порядке. Критерии, соблюдение которых позволяет перейти на упрощенный режим налогообложения, установлены ст. 346.12 Налогового кодекса РФ (НК РФ).

Можно выделить три основных условия:

— величина дохода от реализации;

— средняя численность работников за отчетный (налоговый) период;

— остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов.

Кроме того, к юридическим лицам предъявляются некоторые ограничения на право применения УСН. Если проанализировать, то их можно сгруппировать по общим признакам и выделить в отдельные критерии:

— ограничения по видам деятельности и организационно-правовым формам;

— обязанность по применению других налоговых режимов.

С 01.01.2010 величина дохода для перехода на УСН за 9 мес. равна 45 млн руб. Предельная

сумма дохода, которую может получать организация, перейдя на УСН с 01.01.2010, составляет 60 млн руб.

Эти изменения в правилах применения УСН, по мнению авторов, должны положительно повлиять на рост поступления налоговых доходов, на рост количества предприятий, переведенных на УСН и другие показатели.

Даже при соблюдении перечисленных критериев на УСН не вправе перейти организации, имеющие филиалы и представительства. Различие между филиалами, представительствами и обособленными подразделениями весьма призрачно. По мнению авторов, желательно было бы и им дать право перехода на УСН. В этом случае данные организации перестали бы укрывать свои доходы, вышли бы из теневой экономики и платили бы разумные налоги. Данные о количестве малых предприятий в Республике Дагестан, о применяемых ими системах налогообложения, о суммах начисленных и уплаченных налогов приведены в табл. 1.

Данные, представленные в табл. 1, показывают, что количество малых предприятий, применяющих УСН, неуклонно растет. Так, по сравнению с 2007 г. в 2008 г. их количество возросло на 96 ед., а в 2009 г. еще на 982 ед. При этом сумма налоговых поступлений в 2009 г. составила 209 656 тыс. руб., что на 53 385 тыс. руб. меньше чем в 2008 г. Положительная тенденция наблюдалась в 2008 г. по сравнению с 2007 г. За этот год было уплачено на 93 931 тыс. руб. больше, чем в предыдущем году. Но в 2009 г. тенденции изменились: единый налог был начислен и уплачен в сумме 53 385 тыс. руб. Таким образом, не удалось сохранить высокие темпы уплаты данного налога. Малые предприятия опять укрывают свои доходы от налоговых органов или теряют право применения данного налога по причинам различных нарушений.

Однако следует отметить, что процент выполнения плана в 2008 г. составил 102,8 %, а в 2009 г. — уже 181,4 %. Это говорит о повышении эффективности налогового администрирования по данному налогу.

Количество малых и средних предприятий, применяющих ЕНВД, в 2009 г. уменьшилось на 23 ед. При этом сумма уплаченного налога увеличилась на 21 144 тыс. руб. Администрирование данного налога налоговыми инспекциями также улучшилось, на предприятиях установлена

Таблица 1

Количество предприятий (юридических лиц) и поступление налогов по субъектам малого предпринимательства в Республике Дагестан за 2007—2009 гг., тыс. руб. *

Система налогообложения 2007 2008 2009

Количество МП** Начисленная сумма Уплаченная сумма Количество МП Начисленная сумма Уплаченная сумма Количество МП Начисленная сумма Уплаченная сумма

УСН 4 165 160 899 169 110 4 261 255 812 263 041 5 243 115 578 209 656

ЕНВД 1 492 136 496 137 290 1 524 38 272 37 693 1 501 58 902 58 416

ЕСХН — — — 976 7 738 6 604 970 3 245 5 309

Общая система налогообложения — — — 4 444 583 098 652 609 7 106 2 494 954 1 138 912

*Составлено по: данные Федеральной службы государственной статистики. **МП — малые предприятия

контрольно-кассовая техника, достоверно показывающая выручку, правильно применяются корректирующие коэффициенты и т. д.

Единый налог на вмененный доход, введенный гл. 26.3 НК РФ, стал более систематизированным, а после введения изменений в его редакцию сузил круг хозяйствующих субъектов, подпадающих под данный режим налогообложения, существенно сократил права субъектов Российской Федерации в корректировании элементов налогообложения. Это более справедливо по отношению к хозяйствующим субъектам, занимающимся схожими видами деятельности в различных субъектах Российской Федерации. Кроме того, базовая доходность может быть увеличена только за счет инфляции, что позволяет проще оценить данный режим с точки зрения тяжести налогового бремени.

Доходы бюджета от применения ЕСХН упали в 2009 г. на 1 295 тыс. руб. и составили 5 309 тыс. руб., хотя этот показатель и выше запланированного на 63,6 %.

Налоги, уплачиваемые в связи с общеустановленной системой налогообложения, также возросли по сравнению с 2008 г. и составили в 2009 г. 1 138 912 тыс. руб. Однако общее выполнение плана по данной системе налогообложения составило только 0,45 %.

Необходимо отметить, что одно и то же предприятие может вести разные виды деятельности, что подпадает под разные виды налогообложения. Это создает проблемы в определении суммы налогов и в применении льгот по налогообложению, а также приводит к необходимости в перераспределении доходов, распределении

затрат, необходимости ведения учета по разным учетным системам. С такими проблемами чаще всего сталкиваются плательщики ЕНВД. Другие виды деятельности налогоплательщиков, не облагаемые вмененным налогом, могут облагаться налогами в соответствии с общеустановленной системой налогообложения или могут быть переведены на УСН. При этом они должны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, проводимых ими в процессе деятельности.

Определенные проблемы возникают и при переходе с одного режима налогообложения на другой. Так, при переходе с УСН на общий режим налогообложения в налоговом учете на дату перехода отражается остаточная стоимость основных средств, определяемая исходя из первоначальной стоимости за вычетом суммы амортизации, исчисленной за период применения УСН в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ.

До 2009 г. убыток мог уменьшать налоговую базу по единому налогу при применении УСН, но не более чем на 30 %. Оставшаяся часть убытка могла быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на десять налоговых периодов. Надо отметить в качестве положительного момента то, что с 2009 г. отменено ограничение на признание убытков, т. е. налоговая база по единому налогу может уменьшаться на всю сумму убытков без каких-либо ограничений. Кроме того, с 01.01.2009 предприятия, применяющие УСН, уже могли расходы по приобретению сырья и материалов учитывать при расчете единого налога сразу после оплаты их стоимости поставщику, не дожидаясь передачи в производство.

Налогоплательщик вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка. Убыток, не перенесенный на следующий год, может быть перенесен целиком или частично на любой год из последующих девяти лет.

Казалось бы, что перечисленные и другие изменения должны привести к росту количества малых предприятий, оптимизации их налогообложения, выходу из теневой экономики, однако в Дагестане за 2009 г. уменьшилось количество работающих на малых предприятиях до 42 628 чел. по сравнению с 2008 г. (54 047 чел.). Зато фонд заработной платы работников увеличился с 2 989 768 тыс. руб. до 3 103 210,7 тыс. руб. Это говорит об увеличении зарплаты работников данного сектора экономики. Инвестиции в основной капитал в 2009 г. составили 3 248 670,6 тыс. руб. По сравнению с 2008 г. их объем уменьшился на 555 813 тыс. руб. (в 2008 г. они составляли 3 804 483 тыс. руб.).

При создании условий налогообложения для малого и среднего бизнеса необходимо учитывать два основных момента:

— во-первых, необходимость стимулирования бизнеса. Упрощенная система налогообложения, введенная гл. 26.2 НК РФ, может быть выгодна для малых предприятий за счет низких налоговых ставок, льготного порядка принятия для целей налогообложения расходов на приобретение основных средств и нематериальных активов, возможности использовать при налогообложении кассового метода, упрощенного порядка ведения налогового учета;

— во-вторых, сфера малого бизнеса является наиболее сложной для налогового контроля. На практике ежегодный теневой оборот малого бизнеса составляет около 40 млрд долл. США в год. Сейчас доля налоговых поступлений от малого предпринимательства в общем объеме налоговых платежей по России составляет около 9 %. При этом, согласно опросу, проведенному Российским независимым институтом социальных и национальных проблем, малые и средние предприятия платят лишь 1/3 полагающихся налогов.

Следует упомянуть и о том, в каких случаях для малого предприятия выгодно выбрать уплату единого налога по ставке 6 % от дохода. Данный вариант будет выгоден для предприятия, которое имеет небольшую долю в выручке произведенных

расходов, или же для предприятия, большая часть расходов которого не может быть подтверждена документально. В российских условиях, когда значительная доля бизнеса является нелегальной, данная ситуация вполне реальна. Можно сказать, что применение этой системы производственными предприятиями, которые и должны поддерживаться в первую очередь, является нецелесообразным в большинстве случаев. Это является существенным недостатком, так как теряется смысл создания льготного режима налогообложения в качестве государственной поддержки малого бизнеса. Другими словами, применение УСН производственными предприятиями является нецелесообразным в большинстве случаев. Если обратиться к статистике по структуре малого бизнеса, из которой следует, что лишь 12 % малых предприятий заняты в промышленности, 13 % предприятий — в строительстве, то становится очевидной необходимость стимулирования именно этого сектора малого бизнеса, что именно его не затронет льготный режим налогообложения, предусмотренный гл. 26.2 НК РФ. А это является существенным недостатком, так как теряется сам смысл создания льготного режима налогообложения.

С каждым годом количество организаций, желающих работать по упрощенной системе налогообложения, возрастает в целом по России в 2,8 раза, индивидуальных предпринимателей — в 3,2 раза. По Южному федеральному округу количество таких организаций увеличилось с 5,7 до 23,2 тыс. (в 4 раза), индивидуальных предпринимателей — с 7,8 до 30 тыс. (в 3,8 раза). Однако их количество было бы намного больше, если бы не было противоречий в законодательстве, которое регулирует порядок перехода на УСН (гл. 26.2 НК РФ).

Важными задачами развития малого и среднего предпринимательства являются:

— снижение административных барьеров (за счет стимулирования формирования в муниципальных образованиях региона прозрачной системы оформления земельных участков, создания информационной системы о наличии производственных площадей и др.);

— развитие финансовой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

— стимулирование кооперации между крупным, средним и малым бизнесом (за счет прове-

Таблица 2

Направления совершенствования упрощенной системы налогообложения

№ п/п Мероприятия Результаты реализации

1 Предоставление права на налоговый вычет плательщикам НДС при покупке товаров у предприятий, переведенных на УСН Способствует развитию предприятий, переведенных на УСН, так как покупатели будут заинтересованы приобретать у них товары

2 Отказ от применения с 01.01.2011 единого объекта налогообложения — доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов Способствует развитию тех налогоплательщиков, которые применяют в качестве объекта налога доходы (это более 60 % предприятий) и в российских условиях не всегда могут документально подтвердить свои расходы

3 Изменение нормативных требований, предъявляемых при переходе на УСН (увеличение доли участия в деятельности других предприятий составляет до 40 %) Позволит увеличить число плательщиков единого налога по УСН, а также сумму налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации

4 Выдача налоговыми органами субъектам малого предпринимательства документов специального образца, подтверждающих применение УСН Способствует расширению территории охвата предпринимательской деятельности, снимает определенные трудности в проведении налоговыми органами контрольных мероприятий за деятельностью таких налогоплательщиков

5 Увеличение ставки минимального налога до 2 % Плательщики единого налога, выбравшие в качестве объекта налога доход, уменьшенный на величину расходов, не будут заинтересованы в увеличении материальных затрат

дения конференций поставщиков в приоритетных кластерах, выставок и ярмарок, развития отраслевых и кластерных бизнес-ассоциаций и др.).

Необходимо подчеркнуть, что количество налогоплательщиков в Республике Дагестан в течение 2010 г. продолжало увеличиваться (рост на 982 ед.). Поступления в бюджет от применения УСН были запланированы на 2009 г. на уровне 115 578 тыс. руб., что почти в 2,2 раза ниже аналогичного показателя предыдущего года (255 812 тыс. руб.). Это связано с резким снижением налоговой нагрузки на плательщиков, применяющих УСН с 2009 г.

Важнейшим условием развития российского предпринимательства является рациональная налоговая политика. Являясь мощнейшим инструментом косвенного регулирования экономики, налоги способны существенным образом влиять на экономическое поведение субъектов хозяйствования, а также на экономическую и инвестиционную активность.

В таблице 2 отражены некоторые направления совершенствования УСН в России и возможные результаты их реализации.

Вступление России в ВТО означает одновременно и необходимость эффективного реформи-

рования налоговой системы, переосмысливая и приспосабливая к отечественным реалиям богатейших опыт стран с развитой рыночной экономикой. Делать это надо с учетом особенностей существующей мировой экономической конъюнктуры.

Реформируемая налоговая система России должна отвечать требованиям стабильности, одинакового налогового обложения всех производителей вне зависимости от формы собственности и отраслевой принадлежности, равного уровня налогообложения налогоплательщиков с одинаковым доходом и др. При этом налоговая система должна стимулировать деловую активность экономических субъектов малого и среднего предпринимательства.

Список литературы

1. Владимирова Т. В. Малые предприятия: Практическое пособие. М.: Экзамен, 2004. С. 125.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая). М.: Омега-Л, 2011. С. 604.

3. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 22.07.2008 № 155-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.