ГОД ЯПОНИИ В РОССИИ
УДК: 327 (931)
О пересмотре Конституции Японии
Елена Александровна Горячева,
младший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток. E-mail: solo888@yandex.ru
Владимир Васильевич Кожевников,
кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток. E-mail: v.ronin@rambler.ru
В статье анализируется процесс пересмотра на современном этапе Кон -ституции Японии и её девятой антивоенной статьи. Вопрос об осущест -влении реформы основного закона страны прочно занял одно из цен -тральных мест во внутриполитической повестке дня. В политических и экспертных кругах государства, а также в его общественном мнении в целом сложился консенсус в пользу пересмотра Конституции, дейст вующей с 1947 г. Однако в Японии существует и развивается протестное движение, сторонники которого выступают против пересмотра девятой статьи документа. Тем не менее многочисленные опросы, проводящиеся на протяжении последних нескольких лет среди парламентариев, моло дёжи, и исследования общественного мнения фиксируют неуклонное уве -личение доли тех, кто поддерживает проведение в стране реформы Кон ституции. Среди основных причин изменения девятой статьи в первую очередь называется необходимость сохранения национальной безопасно сти в связи с текущим ростом напряжённости в Азиатско -Тихоокеанском регионе, вызванной реализацией ракетно -ядерной программы КНДР и экспансией КНР в Восточно - Китайском и Южно - Китайском морях. Вне -сение изменений в девятую статью Конституции может обострить отно шения Токио с Пекином, Москвой, Сеулом, Пхеньяном и Вашингтоном, а также стать причиной роста гонки вооружений как ответных мер со сто -роны соседних с Японией государств.
Ключевые слова: Конституция Японии, антивоенная статья, девятая статья Конституции Японии, национальная безопасность Японии, обще ственное мнение, премьер министр Японии С. Абэ, внешняя политика Японии, опросы общественного мнения в Японии.
The Revision of the Constitution of Japan.
Elena Goryacheva, Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, FEB RAS, Vladivostok, Russia. E-mail: solo888@yandex.ru. Vladimir Kozhevnikov, Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, FEB RAS, Vladivostok, Russia. E-mail: v.ronin@rambler.ru.
This article analyzes the process of reviewing the constitution of Japan and its ninth anti-war article at the present stage. The issue of the implementation of the constitutional reform in Japan has already became one of the key problems on the domestic political agenda. In the political, expert circles, and in Japanese public opinion, there was generally a consensus in favor of a revision of the current basic law of the country, which has been in force since 1947. However, in Japan exists and develops the public protest movement against the revision of the ninth article of the Constitution. Over the past few years numerous surveys of parliamentarians, youth, and public opinion polls have recorded a steady increase in the proportion of those who support the country's constitutional reform. Among the main reasons for changing the ninth article of the Constitution is the need to preserve national security in connection with the current increase in tensions in the Asia-Pacific region caused by the implementation of the DPRK nuclear missile program and China's expansion in the East China and South China Seas. The introduction of changes to the ninth article of the Constitution of Japan can aggravate Japan's relations with China, Russia, South Korea, the DPRK and the US, and also cause the arms race to grow as a response from neighboring countries.
Keywords: the Constitution of Japan, anti-war article, the ninth article of the Constitution of Japan, Japan's national security, public opinion, Prime Minister S. Abe, Japan's foreign policy, opinion polls in Japan.
Среди причин, обусловливающих необходимость пересмотра Конституции Японии, чаще всего отмечается то, что принятый в 1946 г. и вступивший в силу в 1947 г. основной закон страны, про -ект которого практически полностью был подготовлен штабом окку пационных войск, перестал соответствовать изменившимся реалиям современного мира. Правительство Японии уже предприняло пер -вые практические шаги для перехода от широкой дискуссии о целе сообразности и основных направлениях реформы непосредственно к изменению Конституции.
Ещё в ноябре 2005 г. съезд правящей Либерально - демократичес -кой партии Японии (ЛДПЯ) утвердил партийный проект Конституции, основные идеи и особенности которого сводятся к следующему.
В преамбуле подчёркивается «традиционность института импе -ратора» и содержится призыв к гражданам «проявлять патриотизм и чувство ответственности» за процветание страны (присутствовавшие
в прежних проектах ссылки на историю и культуру Японии были в ито -ге сняты). В отношении ст. 9 оставлен без изменений первый абзац действующей Конституции, фиксирующий отказ от войны как сред -ства урегулирования международных споров, однако серьёзно видо -изменена часть, в которой прописано право Японии обладать Силами самообороны с верховным главнокомандующим в лице премьер министра. Силы самообороны наделяются возможностью, наряду с выполнением задач внутри страны, принимать участие в военных операциях за рубежом «в интересах международного мира и стабиль -ности». Это однозначно воспринимается наблюдателями как призна -ние права на коллективную самооборону и подтверждение допус кающего достаточно вольную трактовку расширения возможностей участия японских военных в международном миротворчестве. В про екте предлагается смягчить и параметры возможного пересмотра Конституции в дальнейшем. Если ранее для внесения поправок тре -бовалось получение одобрения 2/3 голосов в обеих палатах парла -мента, то теперь допускается принятие простым большинством и под тверждение в ходе общенационального референдума.
На сегодняшний день Япония, у которой по её основному закону отсутствует право иметь вооружённые силы, фактически обла дает таковыми и входит в число десяти самых сильных армий мира. Страна помещается экспертами на девятое, шестое, иногда и на чет -вёртое место и опережает даже Великобританию и Францию. Это под -час объясняется высоким уровнем технического оснащения японских Сил самообороны.
Численность Сил самообороны Японии — 247 тыс. чел. (четвёртое место в Азиатско -Тихоокеанском регионе). Государство имеет вну -шительные военно воздушные, сухопутные войска и серьёзный воен но морской флот, который считается одним из сильнейших в мире. В состав войск входят 1600 боевых самолётов, 767 танков, 16 под -водных лодок, 4 вертолётоносца, 9 эскадренных миноносцев. В случае необходимости могут быть мобилизованы десятки миллионов человек.
Безусловно, соседние с Японией страны беспокоит такое быстрое наращивание военного потенциала, ведь Токио ещё недавно про возглашал основой своей внутренней и внешней политики паци физм. Сегодня правительство Абэ, вопреки протестам населения, всё больше вовлекается в военную стратегию своего ключевого союз ника — Вашингтона. Уже принят пакет законов, позволяющих Силам самообороны Японии участвовать в боевых действиях совместно с армией США в любых горячих точках планеты. Токио — актив -ный участник американской стратегии окружения России и Китая
современнейшими системами противоракетной обороны, призван ными нейтрализовать ракетно - ядерное оружие РФ и КНР, тем самым лишив их способности ответного удара [3].
В первый раз пересмотр Конституции Японии встал на повестку дня в 50 - х гг. XX в., но тогда попытки не привели к какому бы то ни было результату. Японское правительство снова вернулось к обсу -ждению в 90 - х гг. XX в., когда среди основных партий страны начал формироваться консенсус относительно пересмотра, против высту пали только социал демократы и коммунисты. Первый закон о про ведении плебисцита был подготовлен при первом кабинете Абэ, но из - за его отставки намерение не воплотилось в жизнь. С приходом к власти второго кабинета Абэ, в декабре 2012 г., вернулся и вопрос о реализации пересмотра Конституции.
В Японии дискуссии об изменении ст. 9 основного закона страны ведутся главным образом вокруг трёх вопросов:
следует ли закреплять (чётко формулировать) статус Сил само обороны;
необходимо ли ясно прописывать право на национальную само оборону;
нужно ли определять невоенный характер международного со трудничества, или же оно должно включать в себя и военную силу (в коллективных миротворческих операциях ООН и т.п.) [4].
Сегодня, согласно данным, публикуемым СМИ Японии, за пере -смотр действующей Конституции выступает около 43% граждан (на 12% больше, чем в 1974 г. [12]), а среди депутатов парламента этот показатель составляет 82% [10].
Примечательны позиции политических партий относительно ст. 9. В то время как одни считают, что «Конституцию Японии следует изме нить в соответствии с реалиями времени», другие говорят о том, что «необходимо сохранить девятую статью и приводить фактическое положение дел в соответствие с содержанием Конституции». Более того, среди сторонников внесения поправок есть представители и кон сервативного крыла, и либералов, а их позиция в отношении коллек тивного обеспечения безопасности и подходы к таким вопросам, как характер Сил самообороны, право на национальную самооборону, весьма явно отличаются. Эволюцию общественного мнения об изме -нении ст. 9 Конституции Японии иллюстрируют результаты опросов, проведённых с интервалом в 15 лет японской телекомпанией NHK в 2002 и в 2017 гг. Так, доля японцев, убеждённых в необходимости изменения, составила 25% (на 5% меньше, чем в 2002 г.), а доля тех, кто не разделял это мнение, — 57% (на 5% больше, чем в 2002 г.) [12].
Среди причин, почему необходимо пересмотреть Конституцию в целом, в 2017 г. население страны называло следующие:
- 54%: это следует сделать в связи с возникновением угроз для национальной безопасности Японии от окружающих её стран;
- 15%: необходимо ясно определить право государства на само -оборону и статус Сил самообороны;
- 12%: Конституцию нужно изменить, т.к. в её текущем виде она навязана США.
Среди тех жителей Японии, кто, наоборот, поддерживает сохране ние Конституции в её неизменённом виде, большинство (51%) назы -вало основной причиной желание сохранить неизменной ст. 9.
В поддержку внесения изменений в ст. 9 японцы высказали сле дующие точки зрения:
57%: в Конституции нужно чётко определить право страны на са мооборону;
24%: Японии следует более активно участвовать в миротворчес ких операциях ООН и прочих действиях подобного рода;
- 7%: необходимо, чтобы государство могло использовать военные подразделения за своими пределами;
- 8%: требуется ясно определить отказ от содержания военных подразделений, в т.ч. и Сил самообороны.
Те, кто высказывался против изменения текста ст. 9, мотивировали это следующим образом:
- 58%: ст. 9 — самый важный конструкт, формирующий пацифистскую направленность Конституции Японии;
- 22%: ст. 9 служит предохранительным законодательным барье -ром для использования военной силы за пределами страны;
- 11%: благодаря изменению контекста Конституции можно при -менять текст ст. 9 без изменения её содержания;
5%: изменение ст. 9 нанесёт вред отношениям Японии с государ ствами Азии [12].
Ещё в мае 2017 г. премьер - министр Японии С. Абэ заявил о необ -ходимости активизировать дебаты о внесении изменений в Консти туцию, а также акцентировал внимание на том, что осуществить поправки нужно до 2020 г. Он предложил, во - первых, дополнить ст. 9 третьим абзацем, официально определяющим статус Сил самообо роны страны, а во вторых, сделать получение высшего образования безвозмездным (ст. 26, раздел 2) [16].
Это заявление премьер - министра связано с 70 - летней годовщиной вступления в силу действующей Конституции Японии, проект которой был разработан при участии американской администрации во время
оккупации страны войсками США. Основная цель ст. 9 — недопуще -ние восстановления Японии как милитаристского государства. В тек сте статьи закреплён отказ от войны: «...японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а так же от угрозы или применения вооружённой силы как средства раз решения международных споров. Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопут ные, морские и военно воздушные силы, равно как и другие сред ства войны. Право на ведение государством войны не признаётся» [2, с. 11]. Но при этом в 1954 г. были сформированы Силы самообо -роны страны, хотя и со значительно ограниченными полномочиями. Дискуссии настоящего времени в обществе Японии обращают на себя внимание ещё и потому, что с момента принятия её основного закона поправки в его текст не вносились.
После прошедших в октябре 2017 г. выборов в нижнюю палату парламента, в которых ЛДПЯ получила заветное большинство мест, споры о внесении поправок в Конституцию вышли на новый виток.
Прежде всего, стоит условно разделить поправки на две катего рии: имеющие отношение к внешнеполитическому курсу страны и касающиеся главным образом внутренней политики. При выясне нии, сколько у каждой точки зрения сторонников, поддерживающих саму идею, исследования японских НИИ выделяют «изменения Кон ституции в целом» и «изменения в тексте ст. 9».
Среди партий Японии в избранном в октябре 2017 г. парламенте (оп -рос от 23 октября 2017 г.) 359 депутатов из 436 (т.е. 82%) высказались в поддержку изменения Конституции в целом. Из ответивших подобным образом 262 депутата (97% от фракции) были из ЛДПЯ, 24 депутата (86% от фракции) — из партии «Комэйто». Из оппозиции за поправки выступили 40 депутатов из Партии надежды (89% от фракции), 9 депу татов из Партии возрождения Японии (100% фракции), 13 депутатов из Конституционно демократической партии Японии (25% фракции).
Мнения парламентариев о том, когда они ожидают внесения изме нений, разделились на две категории: 35% хотят увидеть поправки в тексте Конституции в течение срока работы нынешнего парламента, который называют ещё и «ультра долгим сроком Абэ» [9], большин ство (65%) согласно на любое время [10].
Данные точки зрения касались главного закона страны в целом. Что же касается изменений только ст. 9, а именно определения статуса Сил самообороны, то результаты изучения мнения депутатов япон ского парламента были следующими: 52% поддержали законопроект С. Абэ, 29% высказались против, а ещё 19% воздержались [10].
Газета «Санкэй Симбун» и телекомпания «Фудзи Телевижн» в ноябре 2017 г. провели более акцентированный опрос, касающийся уже непосредственно отношения к изменениям в ст. 9 Конституции всех партий, прошедших по итогам голосования в парламент Японии. Согласно итогам опроса, активнее всего, что естественно, продвигает пересмотр ст. 9 ЛДПЯ: 78,4% её депутатов поддерживают этот идею. Такой же точки зрения придерживаются: 70,8% депутатов из Партии возрождения Японии, 65,9% депутатов партии «Комэйто», 56,4% депутатов Партии надежды. Можно сделать вывод, что среда обсуждения в парламенте Японии для пересмотра Конституции создана [14].
Главные оппоненты С. Абэ по этому вопросу — Ю. Эдано, лидер вновь образованной Конституционно демократической партии, и Ю. Тамаки, новый лидер Партии надежды, пришедший на замену губернатору Токио Ю. Коикэ, которая не смогла обеспечить своей партии доста точное количество мест на выборах в нижнюю палату парламента в октябре 2017 г. Они выражают несогласие и осторожность в обсуж -дении пересмотра ст. 9. Дискуссии в парламенте Японии становятся всё более активными. Так, Ю. Эдано заявляет об отсутствии необходимости изменять ст. 9, утверждая: правительство Японии в рамках Конститу ции уже приняло пакет законов о национальной безопасности (вступил в силу в марте 2016 г.). Ю. Тамаки также выражает крайнюю обеспо -коенность сложившимся ходом дискуссии о Силах самообороны [15].
Представители основных партий в парламенте выразили своё мне ние по поводу изменения главного закона страны в ходе дебатов, орга низованных Комитетом по пересмотру Конституции 16 ноября 2017 г.
Так, С. Исиба, бывший секретарь ЛДПЯ, заявил: «Нельзя сказать, чтобы наша партия уже перешла к представлению законопроекта изменения Конституции на очередной сессии парламента в будущем году... Основываясь на предыдущем опыте, могу сказать, что эта про -блема в высшей степени сложна». Также он подчеркнул нерешённость многих технических моментов: как проводить национальный рефе рендум, сколько вопросов для голосования на него можно вынести [5].
К. Китагава, председатель Комитета по изучению проблематики Конституции партии «Комэйто», заверил журналистов: «Наша позиция остаётся полностью неизменной. Как и прежде, мы придерживаемся точки зрения, что добавление нового необходимого текста в Консти туцию является дополнением Конституции, и этот вопрос следует тщательно обсудить на дискуссии» [5].
Премьер - министр Японии С. Абэ в ноябре 2017 г. выступил с заяв -лением, что граждане страны несут ответственность за решение всех вопросов, связанных с конституционностью Сил самообороны.
На заседании Верхней палаты парламента 21 ноября 2017 г. гла -ва оппозиционной Демократической партии Японии К. Оцука отме тил: его партия считает Силы самообороны конституционными, даже если об этом прямо не говорится в Конституции. Он поинтересо вался у С. Абэ, считает ли тот Силы самообороны неконституцион ными и какое влияние на них может оказать внесение пункта об их конституционности, на это премьер министр ответил, что, по его мнению, существование Сил самообороны не является нарушением основного закона Японии, однако в стране высказываются сомнения по данному вопросу. При этом С. Абэ ещё раз подчеркнул готовность внести изменения в Конституцию, заявив, что было бы безответствен ным заявлять военнослужащим Сил самообороны, что эти подразде ления могут быть неконституционными, и в то же самое время про сить их при необходимости ставить свою жизнь под угрозу [1].
В японском обществе получила распространение точка зрения, что ст. 9 была сформулирована в послевоенное время именно таким обра зом, поскольку в основе её формулировок была уверенность: Японии не угрожает ни одна соседняя страна. Однако теперь это уже не так. Японии угрожают Китай (ситуация с островами Сэнкаку) и КНДР (ракетно ядерная программа). Поэтому изменение ст. 9 Конституции преподносится политиками как мера, которую Токио должен пред принять для того, чтобы противостоять внешней угрозе, ставшей оче видной в наши дни.
Кроме того, есть политики из числа членов Комитета по продвиже нию изменения Конституции Японии ЛДПЯ, убеждённые в необходи мости дополнения 1 и 2 разделов ст. 9 чётким определением статуса Сил самообороны. Существуют даже те, кто уверен: нужно отказаться от раздела 2 ст. 9, декларирующего отказ от создания средств войны. Как бы то ни было, нет ни одного представителя ЛДПЯ, который бы считал, что текст ст. 9 Конституции следует оставить как есть, без изменений [7].
В том, что касается существования ст. 9 Конституции Японии в настоящей редакции, можно увидеть как плюсы, так и минусы ста тус кво для страны в целом и сделать краткую ретроспективу вопроса вовлечённости Сил самообороны в ключевые военные конфликты с 50 - х гг. XX в. до наших дней.
Положительные стороны применения ст. 9 Конституции Япо нии заключаются, во первых, в том, что Силы самообороны госу дарства, по сравнению с военными подразделениями других стран, не обладают свободой действия. Их возможности строго определены и ограничены законом. По этой причине Силы самообороны не могут
по инициативе правительства Японии осуществлять военные дейст вия. Здесь они выполняют регулирующую, сдерживающую функцию по отношению к действиям Токио.
Во вторых, одним из плюсов существующего положения дел для японцев является то, что Силы самообороны страны не могли непо средственно участвовать в основных мировых военных конфликтах с середины XX в. до настоящего времени (война на Корейском полу -острове, во Вьетнаме, в Персидском заливе, в Афганистане, в Ираке), а следовательно, не несли потери и не испытывали прочие негатив ные последствия, которые затем отражались бы на обществе в целом.
Однако во время войны во Вьетнаме (1964—1975 гг.) Япония служила США опорной базой для поставки материалов, необходимых при ведении боевых действий. Когда шла война в Персидском заливе (1990—1991 гг.), Япония не отправила туда подразделения Сил само -обороны, в отличие от других стран под руководством ООН, но участво вала в финансовых инвестициях ведения военных действий. За это она подверглась критике со стороны США и других государств, из за чего начала всерьёз рассматривать такой вариант участия в зарубежных миротворческих организациях, как отправка Сил самообороны за гра ницу. Последнее привело к принятию в 1992 г. закона «О содействии миротворческой деятельности ООН», который сделал возможным уча стие подразделений Сил самообороны Японии в международных миро творческих операциях. Так, уже во время войны в Афганистане Токио принял решение направить туда сухопутные подразделения Дзиэй тай. Также Япония обеспечивала безопасность транспортировки топ лива по Индийскому океану. Во время военных действий в Ираке (2003—2011 гг.), т.к. Силы самообороны страны поддерживали безо -пасность в районах, где не велись боевые действия, ни один гражданин Японии не погиб при исполнении военных задач. Фактически, как сле дует из вышеизложенного, степень вовлечённости Японии в военные конфликты в мире, пусть и без непосредственного в них участия, рас тёт, и таким образом положительный эффект от применения ст. 9 Кон ституции страны постепенно снижается.
Отрицательные стороны:
- В силу чрезмерной регламентированности и ограниченности пол -номочий в случае возникновения чрезвычайной ситуации Силы самообороны не смогут быстро отреагировать на военную угрозу безопасности Японии со стороны иного государства, в связи с чем национальная безопасность страны уязвима.
- Так как Япония связана положениями договора «О взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности», заключённом с США в 1960 г., её структура обороны тесно встроена в союзнические
отношения с Соединёнными Штатами, что означает большую зависимость страны от них в плане обороны и, следовательно, значительное влияние Вашингтона на политику Токио. В японском обществе растёт понимание того, что нынешняя редак ция пацифистской Конституции Японии ставит страну в ситуацию, когда отрицаются существующие угрозы национальной безопасно сти (обострение взаимоотношений с Китаем, КНДР, Южной Кореей, Россией). Опрос общественного мнения, предпринятый в мар те 2017 г., показал, что больше всего население обеспокоено реали -зацией ракетно ядерной программы КНДР (92,6%), наращиванием военного потенциала и активным расширением сферы влияния на море Китая (87,8%), международным терроризмом (85%), обо -стрением территориальной проблемы с КНДР по поводу островов Такэсима (Токто) (65,5%), а также активизацией размещения воен -ных баз на Дальнем Востоке со стороны России (58,8%) [13].
- Растёт число японцев, которые негативно воспринимают Консти -туцию в её нынешней редакции и видят в ней наказание за ошибки прошлого, агрессивные военные действия в ходе Второй миро вой войны и средство недопущения инициирования военных дей ствий. Также в обществе распространяется идея о том, что нере шённый вопрос со ст. 9 Конституции возложит ответственность за её изменения на будущие поколения японцев, тем самым уве личив скопившийся в стране груз проблем международных отно шений, включая территориальные.
С другой стороны, в обществе активно функционирует движение, протестующее против пересмотра Конституции. В стране существует т.н. Объединение девятой статьи = Кю:дзё: но кай), чле -
нами которого являются деятели культуры Японии (писатели, фило софы, общественные деятели, учёные). Общество действует с 2004 г. и ратует за недопущение пересмотра ст. 9 [11].
Дебаты об изменении ст. 9 привели к многочисленным демон страциям в Японии. Так, 19 ноября в г. Нагасаки, где сильна память о наследии Второй мировой войны из за пострадавших от ядерного взрыва хибакуся, 150 горожан вышли на протестный митинг, требуя сохранить ст. 9 Конституции в её теперешнем виде [17].
Газета «Санкэй Симбун» провела исследование, касающееся час -тотности упоминания в японской прессе темы пересмотра Консти туции перед выборами в нижнюю палату парламента страны (с 11 по 22 октября 2017 г.) в сравнении с самой острой темой для обес -печения безопасности Японии — угрозой со стороны КНДР. Из приве -дённых данных ясно, что интерес японского общества и СМИ к пере смотру Конституции растёт.
Рис. 1. Плакат со слоганом сообщества «Объединение девятой статьи». Текст на плакате: «Пересмотр Абэ девятой статьи — путь к войне»
Таблица 1
Частотность упоминания в общенациональных японских печатных СМИ проблемы пересмотра Конституции и угрозы со стороны КНДР
Название газеты Число строк, посвящённых проблематике пересмотра Конституции Объём от площади газетной полосы Число строк, посвящённых проблематике угрозы КНДР Объём от площади газетной полосы
«Санкэй Симбун» 217 0,6 1627 3,5
«Асахи Симбун» 1459 2,9 1034 1,9
«Майнити Симбун» 1027 2,5 498 0,9
«Ёмиури Симбун» 379 0,7 741 1,5
«Никкэй Симбун» 710 1,2 317 0,6
Сост. по: [6; 8].
Таким образом, дальнейшее продвижение конституционной реформы в Японии вряд ли будет происходить гладко и потребует ещё значительного времени. Вспомним, что внесение изменений в основ ной закон страны возможно лишь после проведения общенациональ ного референдума, который, в свою очередь, состоится только в том случае, если за него проголосуют 2/3 обеих палат парламента.
Вместе с тем уже сегодня, видимо, можно сделать ряд следующих выводов о характере и направленности данного процесса:
1. Несмотря на эпизоды протестных выступлений, в японском обще -стве практически сложился консенсус в пользу пересмотра Консти -туции. За её изменение выступают все крупнейшие политические партии, большинство депутатского корпуса (более 80%), половина населения. При этом общая направленность и содержание предла гаемых различными политическими силами и экспертами измене ний по большому счёту близки. В целом, как представляется, про цесс пересмотра Конституции в Японии прочно «встал на рельсы» и изменение основного закона страны лишь проблема времени.
2. Суть предлагаемых сегодня изменений и поправок Конституции состоит в обеспечении условий для постепенного освобождения Японии от ограничений, наложенных на неё после поражения во Второй мировой войне, и превращения страны таким обра зом в «нормальное государство», способное самостоятельно реа гировать на современные и будущие угрозы и вызовы, особенно со стороны Китая и КНДР.
3. Пересмотр Конституции проходит на фоне заметно усилившихся в последнее время правонационалистических настроений в япон -ском обществе и во многом отражает их.
4. Практический запуск процесса конституционной реформы, с учё -том её предполагаемого характера, неизбежно вызовет вопросы у азиатских соседей Японии, прежде всего у Китая и РК, и чре -ват, таким образом, дальнейшим ростом напряжённости в отно шениях Токио с Сеулом и Пекином.
Вышеуказанные тенденции и выводы, как представляется, заслужи вают самого внимательного учёта с российской стороны при формиро вании внешнеполитического курса на японском направлении.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1. Абэ хотел бы внести изменения в конституцию // NHK.OR.JP: официальный сайт информационного агентства NHKWORLD. 21.11.2017. 1^: https://www3. nhk.or.jp/nhkworld/ru/ (дата обращения: 23.11.2017).
2. Конституция Японии: перев. на рус. яз. Токио: Науч. - исслед. ин -т Евразии при Об - ве «Япония — страны Евразии», 1995. 48 с.
3. Кошкин А. Запрещённая армия Японии — одна из сильнейших армий ми -ра // REGNUM.RU: официальный сайт информационного агентства Regnum. 12.09.2017. URL: https://regnum.ru/news/2321089.html (дата обращения: 02.12.2017).
4. Поправки к Конституции Японии. Девятая статья: за и против // NIPPON. COM: официальный сайт информационного агентства NIPPON.COM.
05.09.2016. URL: http://www.nippon.com/ru/features/h00146/ (дата обраще -ния: 01.12.2017).
5. ЖЙ^Е^ЖО^^^^ШЙВ^ = Новый виток дискуссии о внесении изменений в текст Конституции // NHK.OR.JP: официальный сайт информа -ционного агентства NHKWORLD. 16.11.2017. URL: http://www3.nhk.or.jp/news/ html/20171116/k10011225961000.html (дата обращения: 01.12.2017).
6. mrnm^-rrn-rn ма^^тш-® = о КНДР
и Совете безопасности ООН. «Санкэй Симбун» и «Ёмиури Симбун» бьют в на -бат, «Асахи Симбун» и «Майнити Симбун» избегают опасной темы // SANKEI. COM: официальный сайт газеты «Санкэй Симбун». 25.10.2017. URL: http:// www.sankei.com/politics/news/171025/plt1710250002 - n1.html (дата обраще -ния: 03.12.2017).
7. ж^ш^в^йк^ш^м^л-ё =
Первый секретарь ЛДПЯ Сибаяма Масахико о внесении на рассмотрение изменений девятой статьи Конституции на выборах, об усилении давле ния со стороны КНДР // BLOOMBERG.CO.JP: официальный сайт инфор -мационного агентства Блумберг. 20.09.2017. URL: https://www.bloomberg. co.jp/news/articles/2017- 09-20/OWK0TL6TTDS101 (дата обращения: 01.12.2017).
8. Ж&М ^B'^BttlOOOM^ мжш&^шш к^шш? =
Пересмотр Конституции. «Асахи Симбун» и «Майнити Симбун» опубли ковали более 1000 строк на эту тему. Превосходящее связь с реально -стью нагнетание опасений от пересмотра Конституции? // SANKEI.COM: официальный сайт газеты «Санкэй Симбун». 28.10.2017. URL: http://www. sankei.com/politics/news/171028/plt1710280012- n1.html (дата обращения: 03.12.2017).
9. = Высказывания об изменении конституции и точка зрения народа // NHK.OR.JP: официальный сайт информационного портала NHK. Программа «Кураси. Кайсэцу». 16.05.2017. URL: http://www.nhk. or.jp/kaisetsu - blog/700/270753.html (дата обращения: 01.12.2017).
10. ШВ'Ж^Ш = Свыше 80% депута -тов нового созыва за изменения Конституции Японии. Исследование газеты «Асахи Симбун» и Токийского университета // DIGITAL.ASAHI.COM: офици альный сайт газеты «Асахи Симбун». 23.10.2017. URL: http://digital.asahi.com/ articles/ASKBR1CL3KBQUTFK02S.html (дата обращения: 02.12.2017).
11. = Официальный сайт «Объединения девятой статьи». URL: http://www.9 -jo.jp (дата обращения: 01.12.2017).
12. = Специальный выпуск NHK. «70 - летие Конституции» // NHK.OR.JP: официальный сайт информационного агентства NHKWORLD.
15.09.2017. URL: https://www3.nhk.or.jp/news/special/kenpou70/yoron2017. html (дата обращения: 01.12.2017).
13. = Опрос общественного мнения «Японцы и конституция -2017» // NHK.OR.JP: официальный сайт НИИ вещания NHK. URL: http://www.nhk.or.jp/bunken/research/yoron/pdf/20170509_1.pdf (дата обращения: 01.12.2017).
14.
= Опрос общественного мнения «Санкэй Симбун» и «Фудзи Телевижн». Большинство из партий: ЛДПЯ, Комэйто, пар -тия Надежды, партия Возрождения Японии, — поддерживают определение статуса Сил самообороны Японии в девятой статье Конституции // SANKEI. COM: официальный сайт газеты «Санкэй Симбун». 13.11.2017. URL: http:// www.sankei.com/politics/print/171113/plt1711130032 - c.html (дата обраще -ния: 01.12.2017).
15. мшшш = вопросы чле -
нам парламента по поводу пересмотра Конституции. Выявились противо речия во взглядах премьер - министра и оппозиции // MAINICHI.JP: офици -альный сайт газеты «Майнити Симбун». 20.11.2017. URL: https://mainichi.jp/ articles/20171121/k00/00m/010/048000c (дата обращения: 02.12.2017).
16. ШЭ^^а йШШ^Ш^ШШШЖШс^ = Высказывания премьер - ми -нистра по поводу изменения Конституции. Стремление углубить дискуссии по проблеме определения статуса Сил самообороны // YOMIURI.CO.JP: офи -циальный сайт газеты «Ёмиури Симбун». 09.05.2017. URL: http://www.yomiuri. co.jp/editorial/20170508 -0YT1T50104.html (дата обращения: 01.12.2017).
17. /ЩЩ = «Защитим девятую статью!». Митинг в Нагасаки // MAINICHI.JP: официальный сайт газеты «Май -нити Симбун». 20.11.2017. URL: https://mainichi.jp/articles/20171120/ddl/ k42/040/155000c (дата обращения: 01.12.2017).
REFERENCES
1. Abe khotel by vnesti izmeneniya vkonstitutsiyu [Abe would like to change Consti -tution]. Available at: https://www3.nhk.or.jp/nhkworld/ru/ (accessed 23.11.2017). (In Russ.)
2. Konstitutsiya Yaponii: perevod na russkiy yazyk [The Constitution of Japan. Translation into Russian]. Tokio, Nauchno - issledovatel'skij institut Evrazii pri Ob -shhestve "Japonija — strany Evrazii" Publ., 1995, 48 p. (In Russ.)
3. Koshkin A. Zapreshchennaya armiya Yaponii — odna iz silneyshikh armiy mira [Forbidden army of Japan is one of the most powerful in the world]. Available at: https://regnum.ru/news/2321089.html (accessed 02.12.2017). (In Russ.)
4. Popravki k Konstitutsii Yaponii. Devyataya statia: za i protiv [Amendments to the Constituition of Japan, the Ninth Article: Pro and contra]. Available at: http:// www.nippon.com/ru/features/h00146/ (accessed 01.12.2017). (In Russ.)
5. gR ISSlitDSfcfc^HS^ [A new round of discussion on amending the text of the Constitution]. Available at: http://www3.nhk.or.jp/news/ html/20171116/k10011225961000.html (accessed 01.12.2017). (In Jap.)
6. «li^tl'i [On the DPRK and the UN Security Council. "Sankei Simbun" and "Yomiuri Shimbun" beat the alarm, "Asahi Shimbun" and "Minity Shimbun" avoid a dangerous topic].
Available at: http://www.sankei.com/politics/news/171025/plt1710250002 - ni. html (accessed 03.12.2017). (In Jap.)
[First Secretary of the Liberal Democratic Party Sibayama Masahiko on introduc -ing changes to the Ninth article of the Constitution at the elections, on increas -ing pressure from the DPRK]. Available at: https://www.bloomberg.co.jp/news/ articles/2017 -09 -20/0WK0TL6TTDS101 (accessed 01.12.2017). (In Jap.)
8. SS&Œ [Re -vision of the Constitution. "Asahi Shimbun" and "Minity Shimbun" published more than 1000 lines on this topic. The superior connection with reality is fueling fears of revision of the Constitution?]. Available at: http://www.sankei.com/politics/ news/171028/plt1710280012- n1.html (accessed 03.12.2017). (In Jap.)
9. S^^Œ^W^SK©^^ [Statements on constitutional changes and the people's point of view]. Available at: http://www.nhk.or.jp/kaisetsu - blog/700/ 270753.html (accessed 01.12.2017). (In Jap.)
10. [More than 80% of the deputies of the new convocation for the changes in the Constitution of Ja pan. Research newspaper "Asahi Simbun" and the University of Tokyo]. Avail -able at: http://digital.asahi.com/articles/ASKBR1CL3KBQUTFK02S.html (ac -cessed 02.12.2017). (In Jap.)
11. [Official website of the "Unification of the Ninth Article"]. Available at: http://www.9 -jo.jp (accessed 01.12.2017). (In Jap.)
12. [Special news report of the NHK "70th anniversary of the Constitution"]. Available at: https://www3.nhk.or.jp/news/special/kenpou70/ yoron2017.html (accessed 01.12.2017). (In Jap.)
13. B^A^S^ O l [Public opinion poll "The Japanese and the Constitution -2017"]. Available at: http://www.nhk.or.jp/bunken/research/yoron/ pdf/20170509_1.pdf (accessed 01.12.2017). (In Jap.)
14.
[Public opinion poll «Sankei Simbun» and «Fuji Television». Most of the parties: the LDPJ, Komeito, the Hope Party, the Renais -sance Party of Japan support the definition of the status of the Japan Self - Defense Forces in the Ninth Article of the Constitution]. Available at: http://www.sankei. com/politics/print/171113/plt1711130032-c.html (accessed 01.12.2017). (In Jap.)
15. ^Kft^fifô fffi^gtOtiMifflK [Questions to members of parliament on the revision of the constitution. Conflicts in the views of the Prime Minister and the opposition were revealed]. Available at: https:// mainichi.jp/articles/20171121/k00/00m/010/048000c (accessed 02.12.2017). (In Jap.)
16. ffà&S^W [Statements by the Prime Minis -ter on the amendment of the Constitution. The desire to deepen discussions on the problem of determining the status of the Self Defense Forces]. Available at: http://www.yomiuri.co.jp/editorial/20170508- 0YT1T50104.html (accessed 01.12.2017). (In Jap.)
17. ["Defend the Ninth article!". Meeting in Nagasaki]. Available at: https://mainichi.jp/articles/20171120/ddl/ k42/040/155000c (accessed 01.12.2017). (In Jap.)