Научная статья на тему 'Япония-2013: либерал-демократы усиливают позиции'

Япония-2013: либерал-демократы усиливают позиции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
266
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Ключевые слова
ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ / PARLIAMENTARY ELECTIONS / ВЕРХНЯЯ И НИЖНЯЯ ПАЛАТЫ ПАРЛАМЕНТА / THE UPPER AND LOWER HOUSES OF PARLIAMENT / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / POLITICAL PARTIES / КАБИНЕТ МИНИСТРОВ / CABINET / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / SOCIO-ECONOMIC SITUATION / АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА / NUCLEAR POWER / КОНСТИТУЦИЯ ЯПОНИИ / CONSTITUTION OF JAPAN / МИЛИТАРИЗАЦИЯ / MILITARIZATION / ЯПОНО-АМЕРИКАНСКИЙ АЛЬЯНС / JAPAN-US ALLIANCE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Афонин Борис Михайлович

Статья посвящена анализу основных внутриполитических событий, происшедших в Японии в 2013 г.: итогам выборов в верхнюю палату парламента, социально-экономической ситуации, попыткам правящей партии пересмотреть конституцию. Все они, по мнению автора, обеспечивают твёрдые позиции Либерально-демократической партии Страны восходящего солнца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Japan 2013: Liberal Democrats strengthen their positions

This article analyzes the major political events that occurred in Japan in 2013: the results of the elections to the upper house of parliament, the socio-economic situation, the ruling party’s efforts to revise the constitution. All of them, according to the author, provide a solid position of the Liberal Democratic Party.

Текст научной работы на тему «Япония-2013: либерал-демократы усиливают позиции»

Япония-2013:

либерал-демократы усиливают позиции

Борис михайлович Афонин,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов дальнего востока дво ран, владивосток. E-mail: ihae@eastnet.febras.ru

Статья посвящена анализу основных внутриполитических событий, происшедших в Японии в 2013 г.: итогам выборов в верхнюю палату парламента, социально-экономической ситуации, попыткам правящей партии пересмотреть конституцию. Все они, по мнению автора, обеспечивают твёрдые позиции Либерально-демократической партии Страны восходящего солнца.

Ключевые слова: парламентские выборы, верхняя и нижняя палаты парламента, политические партии, кабинет министров, социально-экономическая ситуация, атомная энергетика, Конституция Японии, милитаризация, японо-американский альянс.

Japan 2013: Liberal Democrats strengthen their positions.

Boris Afonin, cand. sc. (History), senior researcher at the institute of History, Archaeolo -gy and Ethnography of the Peoples of the Far East, Vladivostok.

This article analyzes the major political events that occurred in Japan in 2013: the results of the elections to the upper house of parliament, the socio-economic situation, the ruling party's efforts to revise the constitution. All of them, according to the author, provide a solid position of the Liberal Democratic Party. Key words: Parliamentary elections, the upper and lower houses of parliament, political parties, the cabinet, the socio-economic situation, nuclear power, the Constitution of Japan, the militarization, the Japan—US alliance.

Среди разных событий, происшедших в Японии в уходящем 2013 г., безусловно, главным были выборы в верхнюю палату парламента (палату советников), состоявшиеся 21 июля. Согласно конституции страны, они проводятся один раз в шесть лет, но каждые три года переизбирается половина из 242 депутатов этой палаты, т.е. 121 чел., у которых истекает срок действия шестилетнего мандата. Следует отметить, что верхняя, в отличие от ключевой нижней, имеет второстепенное значение в японском парламенте. Тем не менее прошедшие выборы были очень важны для правящей Либерально-демократической партии (ЛДП) и её главы — премьер-министра Японии Синдзо Абэ. Несмотря на то, что с декабря 2012 г. эта партия обладает подавляющим большинством в нижней палате

парламента (палате представителей), предвыборное положение оппозиции в верхней несколько ограничивало возможности ЛДП. Необходимо было завоевать более двух третей мест в верхней палате, что позволило бы беспрепятственно принимать законы и даже вносить изменения в конституцию страны.

Прошедшие выборы оказались удачными для партии. Она получила 65 мандатов и, с учётом тех, которые не оспаривались в этом году, имеет 115 мест. Партия Комэйто (в англоязычном варианте её именуют New Komeito), входящая в коалицию с ЛДП, — 20 мест. Таким образом, в настоящее время в верхней палате парламента правящая коалиция располагает 135 мандатами. Поскольку обе партии обладают большинством также в нижней палате, они получили контроль, необходимый для стабильной работы парламента и беспрепятственного принятия законов.

Что касается главной оппозиционной Демократической партии (ДПЯ), то она выступила неудачно: 17 депутатских мандатов, обеспечивших ей с учётом остававшихся всего 59 мест. В такой ситуации генеральный секретарь ДПЯ Госи Хосоно вынужден был подать в отставку, взяв на себя ответственность за поражение в выборах. У остальных партий результаты ещё хуже (см. табл. 1).

Таблица 1

расстановка политических сил в парламенте японии на 22 июля 2013 г.

п/№ Политические партии нижняя палата (представителей), кол - во мест Верхняя палата (советников), кол во мест

1. Либерально-демократическая партия 295 115

2. Демократическая партия 57 59

3. Партия реставрации Японии 53 9

4. Комэйто 31 20

5. Партия всех 18 18

6. Коммунистическая партия Японии 8 11

7. Партия жизни 7 2

8. Социал-демократическая партия Японии 2 3

9. Партия «Зелёный ветер» 2 0

10. Новая партия реформ 0 1

11. Независимые депутаты 6 3

12. Представители других групп (объединений) 1 1

Итого 480 242

Источники: Нихон кэйдзай симбун. 2013. 22 июля; Иомиури симбун. 2013. 22 июля; The Japan Times. 2013. July 22.

Рис. 1. Премьер Синдзо Абэ по итогам выборов обеспечил себе устойчивые позиции во власти. Источник: Парламентская газета. 2013. № 27. С. 13

Синдзо Абэ на первой после выборов пресс-конференции подчеркнул, что считает главной задачей своего правительства обеспечить устойчивый рост экономики страны. Для этого предусмотрены отмена многих ограничений в сфере бизнеса, солидные бюджетные ассигнования на перспективные проекты, стимулирование частных инвестиций и другие меры, что позволит обеспечить экономический рост не менее 2% в год, повысить доходы населения и расширить внутренний спрос [5; 9].

Для такого заявления есть все основания. Сегодня экономика страны стабильно набирает обороты, отмечено движение к наращиванию капиталовложений. За январь — июнь 2013 г. валовой внутренний продукт (ВВП) в годовых цифрах вырос на 2,8%. Это было связано с увеличением внутреннего потребления, ростом заказов на промышленное оборудование и расширением экспорта. По темпам экономического роста Япония, как и в «докризисные 2007—2008 гг.», снова вырвалась в число лидеров среди промышленно развитых стран.

Как полагают аналитики, это стало возможным благодаря новой экономической политике правительства Синдзо Абэ (местные СМИ называют её «абэномика»), хотя в стране она получает неоднозначные оценки, особенно со стороны оппозиции. Например, не вызывает особой радости среди населения повышение потребительского налога со всех операций купли-продажи с 5 до 8%, которое утвердил кабинет министров 1 октября. Решение вступит в силу 1 апреля 2014 г. (начало финансового года в Японии). Как заявил Синдзо Абэ, полученные средства будут использованы на социальное обеспечение граждан, включая пенсии и здравоохранение,

и финансовую стабилизацию страны [10]. Мера предпринимается также в целях сокращения гигантского государственного долга, размеры которого (10 трлн долл.) более чем вдвое превышают ВВП Японии.

Результаты оздоровления японской экономики были бы значительно лучше, если бы не ситуация в районе Тохоку пострадавшем от цунами 11 марта 2011 г. Несмотря на проделанную огромную работу по восстановлению разрушенных объектов, жилых зданий и дорог, остаётся ещё много проблем: строительство новых домов, утилизация стройматериалов, промышленных и бытовых отходов, образовавшихся в результате стихийного бедствия (по приблизительным подсчётам, их несколько млн тонн). Особую тревогу вызывают последствия аварии на АЭС Фуку-сима-1, случившейся в тот роковой день. После удара цунами произошло расплавление ядерного топлива на трёх энергоблоках, сопровождавшееся взрывами водорода и выбросом большого количества радиоактивных веществ. Была установлена запретная зона в радиусе 30 км, эвакуировано около 80 тыс. чел.

Премьер-министр Синдзо Абэ поставил перед правительством задачу направить все силы на полное восстановление пострадавшего района, обеспечить возвращение домой его жителей. Около 315 тыс. чел. до сих пор живут во временных постройках [11, р. 14], в связи с чем Токио намерен ускорить темпы возведения нового жилья в Тохоку. Среди других необходимых мер огромное внимание уделено сооружению объектов для хранения радиоактивных отходов, оставшихся после аварии, а также предотвращению утечки в Тихий океан радиоактивной воды с Фукуси-мы-1. К сожалению, в августе и октябре из спецхранилищ вытекло более 300 тонн заражённой воды.

Авария создала большие проблемы не только для района Тохоку, но и для всей энергетики Японии. До этого на АЭС вырабатывалось около 30% необходимой стране электроэнергии, после же были остановлены практически все станции. Из 54 атомных реакторов сейчас действуют только два, расположенные на АЭС Ои в префектуре Фукуи. Наблюдается дефицит электроэнергии, что отрицательно сказывается и на конечных результатах промышленного производства.

В создавшейся ситуации Токио планирует вновь запустить ещё несколько атомных реакторов. В 2013 г. четыре японских компании-оператора АЭС подали заявки на возобновление работ 12 энергоблоков. Однако это не так просто, поскольку требует согласия местных властей. Жители большинства префектур с опаской относятся к подобным планам, в столице и ряде других городов часто проходят акции протеста против использования атомной энергетики, несмотря на то, что с июля 2013 г. года на атомных объектах Японии вступили в силу новые правила безопасности. Они, в частности, требуют оснащения всех АЭС дополнительными и дублирующими системами энергоснабжения и охлаждения на случай стихийных бедствий. В зависимости от рельефа местности станции

должны быть надёжно защищены волнорезами, которые обезопасят их от цунами. Срок использования АЭС устанавливается в 40 лет. В порядке исключения его можно продлить ещё на 20 лет, но только после тщательного техосмотра. Правила предусматривают также меры по усилению охраны объектов атомной энергетики от террористов.

В минувшем году среди японской общественности разгорелись споры относительно целесообразности вступления страны в транстихоокеанское партнёрство (ТТП) — новое интеграционное объединение в бассейне Тихого океана. Мнение по этому вопросу неоднозначно: одни выступают за, другие — против. Негативна реакция местных фермеров, которые проводят акции протеста, опасаясь за сбыт сельхозпродукции и своё будущее [12, р. 3].

Сразу после парламентских выборов правительство Японии официально присоединилось к многосторонним переговорам о формировании ТТП, в которых участвуют 12 стран: США, Австралия, Канада, Сингапур, Вьетнам и др. ТТП — это торгово-экономическое объединение, предполагающее полную отмену таможенных пошлин и других ограничений на движение товаров и услуг.

Япония, заинтересованная в свободной поставке своих промышленных товаров, в то же время хочет сохранить тарифы на импорт некоторых видов сельхозпродукции: рис, пшеницу, говядину, свинину, молочные продукты, сахар и др. Эта позиция обусловлена тем, что сейчас страна лишь на 40% обеспечивает себя продовольствием. Однако сделать это будет крайне сложно, поскольку наблюдается сильное противодействие со стороны крупных производителей — в первую очередь США, Австралии, Канады. В случае функционирования ТТП на него будет приходиться 40% мирового ВВП и около трети мировой торговли. Кстати, инициатором партнёрства являются США, также планирующие создать параллельное Трансатлантическое торгово-экономическое объединение (ТАП). Если это удастся осуществить, то Соединённые Штаты возглавят две гигантские экономические коалиции, на долю которых придётся 65% глобального ВВП [8, с. 18].

С возвращением к власти ЛДП в Японии возобновились дискуссии о пересмотре ряда статей ныне действующей конституции, принятой в ноябре 1946 г. и вступившей в силу 3 мая 1947 г. Эта идея далеко не нова. Попытку пересмотра конституции японские националисты предпринимали ещё в середине 50-х гг. XX в. Инициатором являлась ЛДП во главе с её лидерами. В начале 70-х гг. XX в. в парламенте шло противостояние между ЛДП и оппозицией по вопросу о принятии так называемой «самостоятельной конституции». Суть проблемы сводилась к тому, что конституция 1947 г., созданная под контролем оккупационных властей США, нуждалась в корректировке. В частности, это касалось её девятой статьи, провозглашающей отказ от войны и обязательство никогда не создавать сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие виды

Рис. 2. Японские фермеры выступают против участия Японии в переговорах о вступлении в ТТП. Источник: The Japan Times. 2013. May 16

Рис. 3. Представители Коммунистической партии Японии (во главе с Кадзуо Сии) и Социал-демократической партии Японии (во главе с Мидзухо Фуку-сима) на митинге протеста в парке Хибия против пересмотра 96 статьи Конституции Японии, позволяющего вносить поправки в основной закон страны. Источник: The Japan Times. 2013. May 4

военного потенциала [7, с. 19]. Но тогда парламентская оппозиция, костяк которой составляли Социалистическая и Коммунистическая партии, а также Комэйто, не позволила замыслам ЛДП осуществиться.

Партия не отступала. В 1985 г. в своей политической программе она подтвердила, что «самостоятельный пересмотр конституции» является одной из её целей [2, с. 631]. Эта инициатива принадлежала тогдашнему лидеру ЛДП премьер-министру Ясухиро Накасонэ (ноябрь 1982 — ноябрь 1987 г.). Продолжателем идеи стал премьер Дзюнъитиро Коидзуми (апрель 2000 — сентябрь 2006 г.). В 2007 г. Синдзо Абэ, который тогда также занимал пост премьер-министра, активно лоббировал пересмотр конституции, мотивируя это напряжённой ситуацией в Северо-Восточной Азии и, в частности, разработкой ракетно-ядерного оружия в Северной Корее. Однако его неожиданно скорая отставка и приход к власти Демократической партии отсрочили эти намерения.

Победив на декабрьских парламентских выборах 2012 г. и став премьер-министром, Синдзо Абэ вновь вернулся к планам корректировки действующей конституции, для чего нужно собрать так называемое конституционное большинство (правящий блок должен обладать двумя третями мандатов в обеих палатах парламента, ст. 96) [7, с. 33]. Однако даже совместное успешное выступление ЛДП и Комэйто на прошедших выборах не смогло принести этому альянсу конституционного большинства. Более того, Комэйто, как отмечалось выше, изначально не являлась сторонницей пересмотра. Лидер этой партии Нацуо Ямагути в недавнем интервью газете «The Japan Times» подтвердил эту позицию, заявив, что будет против инициативы Синдзо Абэ пересмотреть девятую статью конституции [16, p. 2].

Премьера в его намерениях относительно конституции поддерживают Партия реставрации Японии и Партия всех, хотя они находятся в оппозиции к ЛДП. Однако без мандатов Комэйто либерал-демократы, даже объединившись с двумя оппозиционными партиями, не получат двух третей мест в обеих палатах. Кроме этого, ЛДП не может не учитывать отношение жителей Страны восходящего солнца к подобной инициативе, которую, согласно последним социологическим опросам, поддерживают лишь 33% населения [4].

Идею о пересмотре Конституции Японии премьер, как и прежде, объясняет сложной ситуацией в азиатском регионе на фоне территориальных споров, растущей военной мощи Китая и ухудшения обстановки на Корейском полуострове. Это мнение разделяет и «Голубая книга дипломатии» за 2013 г., которую ежегодно издаёт МИД Японии. В ней отмечается усиление напряжения в азиатском регионе в 2012 г. Основная внешняя угроза Японии исходит от ситуации вокруг островов Сенка-ку (кит. Дяоюйдао) в Восточно-Китайском море, на которые претендует Китай. При таких условиях, утверждается в книге, «японо-американский союз, являясь стержнем дипломатии Японии и гарантией безопасности

страны, играет огромную роль для стабильности и процветания не только в АТР, но и во всём мире» [1, с. 13—19].

Настораживает и другое: одновременно с призывами к пересмотру конституции происходит перевооружение и модернизация вооружённых сил страны, готовится новая программа национальной обороны, рассчитанная на долгосрочную перспективу. В мае 2013 г. комитеты по обороне и безопасности при ЛДП представили в правительство рекомендации по реформированию Сил самообороны Японии, предусматривающие такие меры, как наращивание военно-морских и наземных сил с целью отражения возможных атак, создание подразделений морской пехоты для обороны отдалённых островов в Восточно-Китайском море, вокруг которых в последнее время обострились конфликты с Пекином и др. Правящие круги Японии объясняют эти меры напряжённой обстановкой и гонкой вооружений в Северо-Восточной Азии [13, р. 10]. Новая программа национальной обороны предусматривает также право страны на коллективную самооборону, т.е. совместное участие с вооружёнными силами Соединённых Штатов в военных операциях за пределами Японии.

Кстати, вслед за этим кабинет министров Синдзо Абэ 7 июня 2013 г. одобрил законопроект о создании при правительстве Совета национальной безопасности по американскому образцу. В его состав должны войти сам премьер-министр, Генеральный секретарь кабинета министров (второе лицо после премьера), министры иностранных дел и обороны. Это будет орган, параллельный существующему с 1986 г. Совету национальной обороны — высшему консультативному органу страны по безопасности. Законопроект должен утвердить парламент страны [14, р. 11].

Осуществляется дальнейшее сотрудничество Японии и США в области обороны. 2 октября на переговорах в Токио глав оборонных ведомств двух стран было решено до конца 2014 г. пересмотреть действующие «Основные направления двустороннего сотрудничества в области обороны», принятые ещё в 1997 г. В новом варианте будут предусмотрены меры по расширению и активизации двусторонних военных связей с учётом новых реалий в Восточной Азии. Имеются ввиду рост активности вооружённых сил Китая и ракетно-ядерная программа КНДР [6].

Попытки пересмотра конституции и модернизация вооружённых сил Японии, а также восстановление права на коллективную самооборону вызывают в соседних странах (особенно в государствах Корейского полуострова) обеспокоенность и протесты. Даже союзник Японии — Южная Корея — с опаской смотрит на эти тенденции, видя в них возрождение японского милитаризма. Всё это в итоге может привести к обострению международной обстановки в азиатском регионе.

Таким образом, на рубеже 2013 г. на внутриполитической арене Японии произошли перемены: ЛДП вернула себе власть, став ведущей политической силой и правящей партией. По итогам выборов в верхнюю

палату парламента ЛДП ещё более укрепила свои позиции. Более того, по результатам выборов в местные органы самоуправления, которые проходили 23 июня 2013 г., позиции ЛДП также упрочились. Так, например, в законодательном собрании большого Токио ЛДП сейчас принадлежит 59 мест из 127, а Комэйто — 23, таким образом, большинство мест (82) также у правящей коалиции [15, р. 13]. ЛДП и Комэйто обладают преимуществом и в законодательных собраниях префектур.

Для правящей ЛДП и правительства Синдзо Абэ политическая и экономическая ситуация в Японии складывается в целом благоприятно: в ближайшие три года не будет плановых выборов, поэтому администрация премьера сможет сосредоточиться на разработке и реализации стратегических долгосрочных планов. Согласно опросам общественного мнения, проводившимся японским информационным агентством Киодо, более 30% жителей поддерживают правящую ЛДП, а правительство во главе с Синдзо Абэ — 65,3% респондентов [3]. Это неплохой показатель для ЛДП и правительства Синдзо Абэ. Сможет ли правящая элита страны по крайней мере удержать эти позиции, будет зависеть от её практических шагов в деле оздоровления экономической ситуации в стране и улучшения жизненного уровня японцев. Оптимизма добавляет тот факт, что по итогам голосования Международный олимпийский комитет объявил о проведении летних олимпийских игр 2020 г. в Токио. Жители Страны восходящего солнца восприняли эту весть с ликованием. Помимо политического фактора здесь присутствует и социально-экономический: предстоят огромные инвестиции, появятся новые рабочие места, улучшится инфраструктура и т.д. Как показывает история, японская нация умеет сплачиваться для достижения поставленных задач.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Гайкосэйсё = Голубая книга дипломатии. Токио: Гаймусё, 2013.

2. История Японии. Т. 2. 1868—1998. М.: Ин-т востоковедения РАН, 1999.

3. ИТАР-ТАСС. 2013. 15 июля.

4. ИТАР-ТАСС. 2013. 24 июля.

5. ИТАР-ТАСС. 2013. 30 июля.

6. ИТАР-ТАСС. 2013. 3 окт.

7. Конституция Японии / пер. на рус. яз. Токио: Нихонюрасиакёкай, 1995.

8. Российская газета. 2013. 17 апр. (№ 83).

9. NHK World TV. 2013. July 22.

10. NHK World TV. 2013. October 1.

11. The Japan Times. 2013. March 11.

12. The Japan Times. 2013. May 16.

13. The Japan Times. 2013. June 13.

14. The Japan Times. 2013. June 18.

15. The Japan Times. 2013. June 25.

16. The Japan Times. 2013. June 29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.