ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНОГО ДЕЛА
САНИТАРНАЯ СТАТИСТИКА ПОДГОТОВКА САНИТАРНЫХ КАДРОВ
О ПЕРЕДАЧЕ НЕКОТОРЫХ ФУНКЦИЙ САНЭПИДСТАНЦИИ
В ОБЛАСТИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ САНИТАРИИ
ОБЩЕСТВЕННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ
Б. А. Данилович
Санэпидстанция Первомайского района Москвы
В условиях построения коммунистического общества как никогда необходимы заинтересованность самого населения в оздоровительных мероприятиях, его непосредственное участие в их поддержке и осуществлении.
Передача общественности некоторых функций текущего санитарного надзора будет являться дальнейшим совершенствованием форм участия народа в здравоохранении. Одной из сфер привлечения трудящихся к этой работе может быть жилищно-коммунальная санитария. В этой области уже сейчас есть необходимые предпосылки и условия, позволяющие ставить вопрос о возможности передачи текущего санитарного надзора определенного объема в ведение общественных организаций.
Во-первых, органы здравоохранения имеют богатый опыт привлечения населения и общественных организаций к решению задач санитарного благоустройства населенных мест (недели и месячники чистоты, благоустройства и озеленения, рейдовые проверки санитарного состояния жилых домов и территорий домовладений, подворные обходы для выявления больных в период эпидемических вспышек, дни здоровья и т. д.). Во-вторых, появились новые формы самодеятельности населения. При большинстве жилищно-эксплуатационных контор созданы домовые комитеты, в права и обязанности которых входит разрешение многих вопросов, связанных с постоянным текущим санитарным надзором за домовладениями и объектами, размещенными на территории жилищно-эксплуатационных контор или ведомственных домоуправлений.
Следует остановиться также на работе депутатских советов при жилищно-эксплуатационных конторах. Депутатские советы возникли на основе коллективного опыта, накопленного депутатскими группами, работающими в избирательных округах. Депутатские группы были организованы несколько лет назад, сперва в Ленинградском, а затем и в других районах Москвы. Вначале эти группы создавались на территории избирательных округов по выборам в Моссовет, позднее на территории жилищно-эксплуатационных контор. В каждую группу вхо-дило 2—4 депутата Моссовета и 12—15 депутатов районных Советов. Возглавлял группу один из депутатов Моссовета.
По инициативе Первомайского райкома партии и исполкома Первомайского райсовета в 1961 г. было принято положение об изменении организационных форм работы депутатских групп путем создания на территории каждой жилищно-эксплуатационной конторы депутатских советов. Депутатскому' совету предоставлено право совместно с домовым комитетом и общественностью проверять выполнение хозяйственно-финансового плана жилищно-эксплуатационной конторы, заслушивать сообщения о состоянии домового хозяйства, благоустройства и озеленения территории и т. п. Одновременно с этим на депутатские советы возложен контроль за деятельностью магазинов, столовых, ателье, больниц и иных культурно-бытовых учреждений, расположенных на территории жилищно-эксплуатационной конторы. Одной из важных задач депутатского совета является претворение им в жизнь решений местных органов власти и наказов избирателей.
Исполком Моссовета поддержал и одобрил инициативу Первомайского района.
Депутатские советы в этом районе поддерживают тесную связь с домовыми и участковыми комитетами, а также с исполкомом райсовета, с его постоянно действующими комиссиями и райкомом партии. Основное внимание они уделяют улучшению эксплуатации жилого фонда, благоустройству территории жилищно-эксплуатационной конторы (озеленение, устройство детских и спортивных площадок, организация мест отдыха населения, очистка и т. д.), организации медицинского и культурно-бытового обслуживания населения и т. п. Депутатские советы работают в контакте с различными учреждениями района: райздравотделом и санитарно-эпидемиологической станцией, прокуратурой, милицией, судом, административной инспекцией, органами ветеринарного и пожарного надзора, с управлениями торговли и др.
Все это определяет реальную возможность передачи от санитарно-эпидемиологических станций депутатским советам и домовым комитетам некоторых разделов жилищно-коммунального надзора. Прежде всего это касается содержания и эксплуатации жилых домов. На общественность можно возложить контроль за санитарным состоянием мест общего пользования в квартирах, за содержанием двора, лестничных клеток, мусоропроводов и мусорокамер, за организацией сбора пищевых отходов и вторичного сырья, за своевременным ремонтом и подготовкой жилых домов к зиме, исправностью систем отопления, канализации и водопровода, за содержанием клубных помещений, красных уголков, детских комнат и прочих общественных помещений, принадлежащих жилищно-эксплуатационной конторе. Сюда же следует отнести рассмотрение жалоб и заявлений от населения по вопросам, не требующим медицинских знаний и медицинской компетенции.
Депутатские советы и домовые комитеты могут взять на себя и заботу о благоустройстве территории жилых домов. Здесь важное значение имеют контроль за правильной организацией очистки (правильное размещение санитарных установок на территории двора, их соответствие санитарно-техническим требованиям, дезинфекция, организация временного хранения собранных отходов, включая пищевые и вторичное сырье, своевременность их удаления), а также контроль за содержанием в чистоте территории домовладений, эксплуатируемой по договору с жилищно-эксплуатационной конторой различными организациями (торговые точки, предприятия культурно-бытового обслуживания населения и прочие организации). Следует также контролировать правильное размещение и содержание гаражей для индивидуальных автомашин, организацию мест хранения угля и шлака и своевременное удаление шлака при наличии котельных, работающих на угле.
В домовладениях, жители которых пользуются водоразборными колонками, представители общественности могут проверять исправность
таких колонок и наличие организованного стока для отвода разливаемой воды. Осуществляется контроль и за правильным устройством и эксплуатацией колодцев.
Силами общественных организаций может быть осуществлена проверка соблюдения санитарных правил эксплуатации объектов, расположенных на территории жилищно-эксплуатационной конторы: бань, парикмахерских, прачечных и приемных пунктов белья, палаток по сбору утиля и т. д. (по особому перечню вопросов, подготавливаемых санитарно-эпидемиологической станцией).
В соответствии с существующими правилами устройства и эксплуатации общежитий общественность может организовать периодический контроль за выполнением правил вселения в них, поддержанием санитарной нормы их заселения, правильным содержанием жилых и подсобных помещений, своевременной изоляцией заболевших (особенно туберкулезных больных), подготовкой общежитий к зиме, содержанием в порядке дворовой территории и др.
Разумеется, что общественность должна работать в тесной связи с культурно-бытовыми советами при общежитиях. В общежитиях, находящихся на территории Первомайского района, такие советы созданы еще в 1954—1955 гг. В них избираются наиболее активные и деятельные люди из числа проживающих. Под руководством воспитателей и комендантов они не только заботятся о повышении культурного уровня молодежи, живущей в общежитиях, но и о поддержании в них чистоты и порядка.
Каковы условия передачи указанных выше функций от санитарно-эпидемиологических станций общественным организациям и населению? Каковы формы связи общественности с этими станциями?
Естественно, что для успеха своей работы широкие слои общественности должны хорошо знать как существующие санитарные правила содержания перечисленных объектов, так и соответствующие решения советских и партийных органов. Вот почему, на наш взгляд, передача общественности функций санитарно-эпидемиологических станций по текущему санитарному надзору должна осуществляться в два этапа. Первый этап включает мероприятия, предусматривающие обучение общественности основам санитарно-противоэпидемического дела и организации текущего санитарного надзора в объеме передаваемых функций. Многообразие задач и форм работы в этой области на современном этапе ставит в повестку дня вопрос о необходимости разработки новой программы санитарного обучения общественности. Существующая 12-часовая программа санитарного минимума не позволяет обеспечить должную подготовку общественности в соответствии с перечисленными задачами.
По нашему мнению, целесообразно создавать на базе санитарно-эпидемиологических станций специальные школы подготовки общественных санитарных инспекторов по программе, которая охватывала бы краткий курс основ организации здравоохранения, коммунальной гигиены, эпидемиологии, дезинфекционного дела, пищевой санитарии и т. д. По окончании школы общественным санитарным инспекторам должны выдаваться удостоверения с указанием их прав и обязанностей.
Отбор кандидатов в общественные санитарные инспектора желательно поручить депутатским советам, а также партийным и профсоюзным организациям жилищно-эксплуатационных контор.
Второй этап предусматривает практическую деятельность общественных санитарных инспекторов на территории той или другой жи-лищно-эксплуатационной конторы под непосредственным руководством санитарно-эпидемиологической станции и в тесном контакте с депутатскими советами.
Материалы по текущему санитарному надзору за состоянием дворовой территории и размещенными на ней объектами необходимо пе-
риодически заслушивать на заседаниях депутатского совета. Контроль за принятыми решениями поручается общественным санитарным инспекторам. В работе депутатского совета должен обязательно участвовать санитарный врач или его помощник. На заседания совета также следует привлекать участковых врачей и общественность лечебно-профилактических учреждений, обслуживающих население данной жилищ-но-эксплуатационной конторы, в первую очередь врачей местной поликлиники. В необходимых случаях те или иные вопросы с участием санитарного врача выносятся на рассмотрение исполкома райсовета.
Общественные санитарные инспектора должны периодически получать в санитарно-эпидемиологических станциях общие установки о направлении санитарно-эпидемиологической работы, а также знакомиться с новым санитарным законодательством, инструкциями и решениями советских и партийных органов. Санитарно-эпидемиологическая станция организует обмен опытом работы общественных санитарных инспекторов.
За санитарными органами полностью сохраняются разработка са-нитарно-оздоровительных мероприятий и предъявление планов-заданий. В ходе подготовки планов-заданий санитарный врач организует участие в этой работе как общественных санитарных инспекторов, так и членов депутатского совета. Подробный план оздоровительных мероприятий выносится санитарным врачом на рассмотрение депутатского совета. К рассмотрению плана привлекаются население и члены домовых комитетов. При утверждении плана депутатский совет осуществляет силами общественности жилищно-эксплуатационной конторы, общественных санитарных инспекторов и депутатов контроль за его вы-• полнением.
Поступила 27/ХП 1962 г.
'¿г -¿г
ОБЩЕСТВЕННОСТЬ И САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
Санитарный врач 3. /О. Кусраева
Санэпидстанция Октябрьского района Запорожья
Огромный размах принимает в наши дни добровольное участие трудящихся в борьбе против различных нарушений законов и правил социалистического общества.
Задача санитарной службы — привлечь и умело использовать инициативу общественных санитарных уполномоченных, общественных организаций, активистов-пенсионеров и женских советов для улучшения санитарно-эпидемиологического состояния пищевых предприятий, столовых и магазинов, улучшить качество продукции этих предприятий.
Если проанализировать работу санитарно-пищевого надзора Запорожья за прошлые годы, то можно увидеть, что при обследованиях пищевых предприятий санитарно-пищевые врачи и их помощники составляли акты с предложениями по устранению недочетов, закрывали объекты на ремонт или генеральную уборку, накладывали штрафы, но не могли своевременно проверить выполнение своих требований из-за большого количества объектов обслуживания. Многие хозяйственники платили штрафы и допускали новые нарушения санитарного режима.
После ряда организационных мероприятий, проведенных городской санитарно-эпидемиологической станцией, вопрос о санитарно-эпидемиологическом состоянии пищевой промышленности и общественного питания города был вынесен на обсуждение бюро горкома КПСС. Партийные и советские органы помогли городской санитарно-эпидемиологиче-