Научная статья на тему 'О педагогическом воздействии на индивидуальность ученика в педагогической деятельности Л. В. Николаева'

О педагогическом воздействии на индивидуальность ученика в педагогической деятельности Л. В. Николаева Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
995
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА / ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / УЧЕНИК-ИСПОЛНИТЕЛЬ / "ШКОЛА НИКОЛАЕВА" / "NIKOLAYEV'S SCHOOL" / INDIVIDUALITY OF THE PUPIL / TRAINING OF THE PERSONALITY / CREATIVE EDUCATION / PUPIL-PERFORMER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Архангельская Виктория Дмитриевна

В статье рассмотрены инновационные методы педагогического воздействия на индивидуальность ученика педагога-пианиста первой половины XX столетия Леонида Владимировича Николаева, который основал собственное направление под названием «николаевская школа», где заложен огромный потенциал для всестороннего развития фортепианной педагогической культуры нашего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The innovational methods of pedagogical influence on the individuality of the pupil by Leonid Vladimirovich Nikolayev, the pedagogue of piano in the first half of the 20th century, who founded his own, named after him, school of pedagogical method where tremendous potential for the overall development of the piano pedagogical culture of our time had been layed, are considered in the article.

Текст научной работы на тему «О педагогическом воздействии на индивидуальность ученика в педагогической деятельности Л. В. Николаева»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 780 72.2

В.Д. Архангельская

О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ НА ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Л.В. НИКОЛАЕВА

В статье рассмотрены инновационные методы педагогического воздействия на индивидуальность ученика педагога-пианиста первой половины XX столетия Леонида Владимировича Николаева, который основал собственное направление под названием «николаевская школа», где заложен огромный потенциал для всестороннего развития фортепианной педагогической культуры нашего времени.

Ключевые слова: индивидуальность ученика, воспитание личности, творческое развитие, ученик-исполнитель, «школа Николаева».

13 августа 2008 года исполнилось 130 лет со дня рождения Леонида Владимировича Николаева - выдающейся фигуры музыкального искусства первой половины XX века, общественного деятеля, народного артиста РСФСР, доктора искусствоведения, члена ученого совета, заведующего кафедрой фортепиано Петербургской консерватории, советского пианиста, талантливого композитора, педагога, имевшего всегда большой специальный класс, педагогическая деятельность которого вобрала в себя наиболее плодотворные тенденции русской пианистической школы. В современной практике фортепианного искусства «целостная художественно-воспитательная система» [3, с. 13] Л.В. Николаева остается, как полвека тому назад, одним из самых передовых педагогических направлений в музыкальной педагогике. Педагогическое поколение Николаева, внося новые акценты в преподавание фортепианного исполнительского искусства, в любом случае развивает глубокое наследие своего учителя, что является подтверждением жизнеспособности и жизнедеятельности «школы Николаева», в которой был заложен огромный потенциал для всестороннего развития возможностей фортепианной педагогической культуры.

Сегодня, в первом десятилетии третьего тысячелетия, «внуки», «правнуки» и «праправнуки» Николаева (кем является автор данной статьи) успешно работают как в Санкт-Петербургской консерватории, так и в других городах России, развивают и приумножают педагогические достижения Л.В. Николаева. По воспоминаниям П.А. Серебрякова, в 70-е годы XX столетия «боль-

шинство профессоров, доцентов, преподавателей и аспирантов фортепианного факультета Ленинградской консерватории - «дети», «внуки» Л.В. Николаева. Назову здесь имена лишь некоторых из них: Н.Е. Перельман, М.Я. Хальфман, Г.М. Бузе, В.П. Иванова, Т.С. Самойлович, Т.Л. Фидлер, А.Е. Геронимус, А.И. Ихарев; лауреаты международных конкурсов Г.П. Федорова, Е.А. Мурина, Г.Л. Соколов, Ю.С. Колайко, М.С. Волчок» [3, с. 108].

Мудрый мастер владел редким искусством воздействия на одаренных учеников, сохраняя и приумножая их индивидуальность, унаследованное в процессе обучения у своих педагогов в классах В.В. Пухальского и В.И. Сафонова и, конечно, найденное педагогической интуицией. «Нельзя не ценить этого мудрого мастера, владеющего редким искусством воздействия на даровитых людей, в направлении создания общих форм пианизма при сохранении всей полноты их индивидуальности» [1, с. 49].

Класс Николаева всегда был переполнен учениками, различными по музыкальным данным. Высокоразвитая этичная атмосфера в фортепианном классе сочеталась с доброжелательной обстановкой. Характерно то, что на открытых экзаменационных концертных выступлениях ученики класса Николаева играли только в алфавитном порядке, а не по каким-либо исполнительским преимуществам или факту одаренности. В своей педагогической работе Николаев ставил высокохудожественную и высоконравственную задачу: раскрыть и довести до осознания воспитанника истинную значимость деятельности ученика как

276

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010

© В.Д. Архангельская, 2010

музыканта, исполнителя и будущего педагога, в основе которой высокая этическая роль музыки в общественной жизни и постоянный самостоятельный творческий поиск.

Школа Николаева представлена самобытными художниками с творческой индивидуальностью (теоретики пианизма, исполнители-мыслители, исполнители-поэты) - С.И. Савшинский (18911968, 1916 год выпуска), В.В. Софроницкий (19011961, 1921 г в.), М. В. Юдина. (1899-1970, 1921 г в.), И.М. Рензин (1903-1969, 1923 г. в.), П.А. Серебряков (1909-1977, 1930 г. в.), Н.Е. Перельман (19062002, 1930 г. в.), В.Х. Разумовская (1904-1967, 1930 г. в.), которые являются неотъемлемой частью всего исполнительского и педагогического фортепианного искусства.

В 1935 год, когда психотехническое направление особенно активно атаковало традиции искусства, в «Советской музыке» вышла статья В. Дель-сона, посвященная 25-летию педагогической деятельности Л.В. Николаева в Петербургской консерватории, где автор упрекнул его в традиционализме: «В основе школы Николаева лежит ана-томо-физиологический принцип, предполагающий, что человеческое тело в естественном положении дает максимально благоприятные условия для пианистических движений» [2, с. 110].

На что Николаев ответил краткой запиской, получившей наименование в педагогических кругах «шесть тезисов» [4, с. 112-113], где с поражающей ясностью, точностью и лаконичностью прописаны основы пианистического мастерства и фортепианной педагогики.

Итак, четвертый тезис, в котором Леонид Владимирович обозначил развитие творческой индивидуальности ученика как отдельный педагогический ракурс работы педагога и ученика-ис-полнителя в обучении:

«В области художественного развития ученика учитель должен стараться развивать и расширять его индивидуальность, не давая ученику останавливаться на уже достигнутом. Со своей стороны и учитель не должен замыкаться в рамках симпатии к какому-либо одному типу пианиста и, не считаясь с индивидуальностью учеников, изо всех сил стремиться выработать исполнителей именно этого типа» [4, с. 112].

Рассмотрим и охарактеризуем основные инновационные подходы и методы, которые внедрил Л.В. Николаев, внося в основы педагогического ма-

стерства фортепианного искусства новые незыблемые истины педагогической деятельности. Одной из отличительных черт его педагогики являются методы, способствующие развитию творческой индивидуальности музыканта-исполнителя.

1. Всестороннее развитие без ограждения принятия профессионального исполнительского опыта.

Всесторонне развивая подопечного, не ограждать его от внешнего воздействия и впитывания опыта профессиональных музыкантов, а, наоборот, стараться вбирать в себя и осознавать основные направления, близкие по духу своей индивидуальности, впитывать в себя то, с чем сталкиваешься, многому увлекаться и даже пройти через путь подражания, особенно в годы своего формирования, и на основе осознанного откристаллизуется именно «свое», личное. Вкусы Николаева в области исполнительства были весьма широки и многогранны. В каждом подлинном художнике он слышал то ценное и особенное, что являлось его вкладом в искусство. Этому он и учил своих подопечных: вслушиваться и учиться у выступающих на эстраде больших мастеров, профессиональных исполнителей, присваивая ценное и делая для себя определенные выводы.

2. Развитие индивидуальности ученика без приравниваемости к определенному типу исполнительского качества.

В педагогической деятельности Николаев придерживался важного принципа: «Учитель не должен замыкаться в рамках симпатии к какому-либо одному типу пианистов» [6, с. 31]. Иначе его выдающиеся педагогические достижения и жизнеспособность «школы Николаева» были бы невозможными. «Замкнувшийся в симпатии к одному типу пианистов педагог неизбежно стремился бы воспитывать во всех своих учениках именно этот тип... ученики не смогли бы органически развивать присущие им индивидуальные и типовые качества» [6, с. 31].

3. Не заслонять индивидуальность ученика личностью педагога.

В 1930-е годы в музыкально-педагогических кругах интенсивно обсуждалась тема о педагогическом воздействии на индивидуальность ученика. Из сохранившейся стенограммы лекции Николаева в Москве: «Не нужно бояться, что индивидуальность учителя отразится на индивидуальности ученика. Встреча с любым талантливым товарищем может отразиться, чтение любой ум-

ной книги дает свое отражение <...> Наша работа совместная. Мы влияем на учеников, и ученики на нас <...>» [5, л. 4].

Самарий Ильич Савшинский в своей брошюре, изданной в 1960 году, пишет о своем учителе: «Своеобразие каждого из его талантливых воспитанников говорит о том, что учитель не лепил их «по образу и подобию своему», и характеризует «николаевскую» школу пианизма как подлинно творческую и жизнеспособную, обеспечивающую каждому возможность полноценного развития присущих ему дарований» [6, с. 31].

4. Собственное индивидуальное музыкальное сочинение.

Николаев считал, что каждый пианист должен сочинить хотя бы одну небольшую пьесу, такой метод подхода к исполнительству во многом обогатит исполнительскую индивидуальность любого музыканта, вне зависимости от степени его композиторского дарования, а главное - приучит мыслить логикой музыкального развития.

5. Освоение «грамматики фортепианного исполнения» не зависит от индивидуальности уче-ника-исполнителя.

По мнению Николаева, освоение «грамматики фортепианного исполнения» должно быть обязательным условием дальнейшего продвижения музыканта-исполнителя, овладение основами которой было по временным рамкам различно в зависимости от индивидуальности ученика. В обязательное изучение фортепианно-исполнительского комплекса Леонид Владимирович включал в обучение практическое овладение основными стилями фортепианной литературы (изучение стилевых особенностей музыки на живом материале): пассажная и крупная техника, различные виды звукоизвлечения, педализирование, и в процессе работы постепенно самостоятельно или с помощью педагога помогал прийти к исполнительским стилевым обобщениям.

6. Установка на бесконечный творческий поиск, критическое отношение к своему исполнительскому искусству.

Леонид Владимирович добивался в процессе обучения от своих подопечных понимания и внутреннего осознания постоянного и бесконечного творческого поиска в постижении исполнительских истин великих музыкальных творений искусства, о необходимости проработки «не множества отдельных элементов, каждый из которых, вырванный из сцепления, способен передать

только внешнюю сторону художественной мысли или ее общие контуры, а нечто схваченное и переданное композитором в его целостности, приближающейся к органическому целому живого организма» [3, с. 56].

7. Воспитание личности артиста на фило-софско-нравственной почве.

Николаев всегда обращал внимание своих уче-ников-индивидуальностей на объективность и субъективность, взаимосвязь и взаимодействие, контакт между исполнителем-артистом и слушателем более высокого порядка, на «“срастание” того, во что они вслушиваются и что познают, с тем, кто вслушивается и познает, с его личностью и нравственным миром» [3, с. 56]. На таких «интеллектуальных пирах», на высоконравственной почве ученики-исполнители и воспитывались в процессе обучения: духовное исполнительское мужество, внутренняя творческая сила, воля к бесконечным экспериментам, на которых только и можно взрастить артиста с творческой индивидуальностью.

8. Урок - импровизация, исходя из индивидуальности ученика.

Леонид Владимирович считал, что урок - это всегда импровизация. Во время индивидуального урока педагог должен проявлять педагогическую чуткость к индивидуальности ученика, прислушиваясь к его замыслам, находкам и «ошибкам», действовать, исходя из услышанного исполнения учеником, приноравливаясь к нему. Методика ведения индивидуального исполнительского урока отличается с учениками разной степени одаренности. Со средними данными педагог берет на себя инициативу и ведет ход урока, отталкиваясь от знаний и исполнительских умений ученика. А в работе с творческой индивидуальностью -обратная схема проведения урока: инициативу берет на себя ученик и становится ведущим.

9. Особый педагогический подход к выбору репертуара.

Одним из важных методов развития индивидуальности ученика Николаев считал выбор индивидуального репертуара - «умную репертуарную политику» [7, с. 48]. Целесообразно включать в обучающий исполнительский репертуар воспитанника музыкальный материал, исполнительские традиции которого еще не сложились или не являются консерваторскими. «Если даешь ученику задачу, за которую никто не брался, он неохотно исполняет ее. Пьесы, которой до сих пор

278

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010

не играли, новой по стилю, по техническому изложению, он боится, он ее не хочет. Старые произведения, характер исполнения которых уже сложился у учеников в каком-то определенном стиле, играются с удовольствием, и подчас очень трудно бывает переучивать, переосмысливать заученное. Нужно индивидуальность всячески разжигать, а не позволять ученику, прячась за эту индивидуальность, оставаться узким и инертным» [7, с. 48-49].

10. Развитие индивидуальности ученика в естественных условиях без излишнего педагогического попечительства.

По мнению Николаева, ученику необходимо развиваться в естественных условиях, нужно побуждать его постоянно интересоваться всем, что встретится на его пути, что даст огромную благодатную почву во время его формирования.

Леонид Владимирович с огромным уважением относился к работе своих коллег. Он советовал всегда своим ученикам: «Не довольствуйтесь тем, что вы получаете от меня. Интересуйтесь всем, что на свете есть значительного в нашей области. Ходите на концерты, садитесь поближе к исполнителю. Внимательно прислушивайтесь и присматривайтесь к тому, что и как делает на эстраде мастер. И без стеснения присваивайте все ценное, что найдете. Ходите также и на занятия к другим профессорам» [7, с. 100-101].

11. Воспитание в ученике механизма познания - механизма обратной связи.

В то же время в литературе, раскрывающей особенности творческой системы Л.В. Николаева, не отмечается одна важнейшая закономерность этой системы, которую подчеркивал в свое время ученик и сподвижник Леонида Владимировича профессор Ленинградской консерватории И.М. Рензин. (Сегодня об этом говорит ученик И.М. Рензина - профессор Магнитогорской государственной консерватории им. М.И. Глинки, кандидат педагогических наук Юрий Георгиевич Писаренко.) Николаев воспитывал в ученике важнейший механизм познания - механизм обратной связи. Исполнитель не только обязан «хотеть» и подходить к своей работе с определившимися намерениями, но должен уметь находить в самом рабочем процессе, в звучащем на инструменте музыкальном материале новые качества, открывающие новые пути творческого поиска. Прак-

тика как источник знаний, практика как критерий истины. Эта установка на творческую роль исполнительского поиска, практики технической работы, наполненной художественным содержанием, дала возможность Николаеву сделать данную вечную истину понятной, доступной каждому исполнителю, как закон исполнительского искусства.

В заключение хочется отметить, что Леонид Владимирович нисколько не преуменьшал роль исполнительской интуиции, подчеркивая важность богатства интуиции исполнителя, без которой многому в искусстве научить нельзя. Но также необходимо помнить, что есть ученики «с претензией на индивидуальность», в которых присутствует нелепая боязнь постороннего влияния, развиваясь в искусственном собственном мирке.

Леонид Владимирович Николаев является одним из великих основоположников российского пианизма, «исследователем» и «открывателем» закономерностей фортепианного искусства, создателем своей, строго продуманной школы педагогического мастерства, в которой был заложен огромный потенциал для всестороннего развития возможностей фортепианной педагогической культуры нашего времени.

Библиографический список

1. АльшвангА. Школа Леонида Владимировича // Советская музыка. - 1939. - №7. - С. 44-49.

2. Дельсон В. Л.В. Николаев (К 25-летию музыкально-педагогической деятельности) // Советская музыка. - 1935. - №7-8. - С. 108-112.

3. Николаев Л.В. Статьи и воспоминания современников. Письма / Сост. Л. Баренбойм и Н. Фишман. - Л.: Советский композитор, 1979. -328 с., с ил.

4. Николаев Л. Несколько слов об исполнительстве // Советская музыка. - 1935. - №7-8. -С. 112-113.

5. Николаев Л. Стенограмма лекции от 3 января 1938 года, л. 4.

6. Савшинский С. Леонид Николаев. Очерк жизни и творческой деятельности. - Л.: Советский композитор, 1960. - 68 с. с ил.

7. Савшинский С. Леонид Николаев. Пианист. Композитор. Педагог. - Л.; М.: Государственное музыкальное издательство, 1950. - 190 с. с ил. и нот. ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.