Научная статья на тему 'А. Б. Гольденвейзер. Мастер-класс'

А. Б. Гольденвейзер. Мастер-класс Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1675
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФОРТЕПИАННАЯ ТРАДИЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИКА / ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / ЛИЧНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ВОЛЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Курганская О. А.

Статья посвящена одному из наиболее ярких представителей русской фортепианной школы первой половины XX века Александру Борисовичу Гольденвейзеру. Наследник лучших традиций отечественной музыкальной педагогики, братьев Рубинштейнов, Сафонова, Танеева, Гольденвейзер всем своим творчеством, плодотворной работой на посту профессора Московской консерватории, широкой общественной деятельностью укреплял и развивал эти традиции. Во многом его деятельность способствовала росту авторитета отечественной музыкальной культуры за рубежом. Гольденвейзер воспитал целую плеяду музыкантов, лауреатов Международных и Всесоюзных конкурсов. Некоторые из них и сегодня, продолжая дело своего учителя, успешно занимаются исполнительством и педагогической деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A. B. GOLDENWEISER. MASTERCLASS

The article deals with one of the most prominent representatives of the Russian piano school of the first half of XX century, Aleksandr Borisovich Goldenveizer. The heir to the best traditions of Russian musical pedagogy, the Rubinstein brothers, Safonov, and Taneyev, Goldenweiser in all his work, fruitful work on the post of Professor of the Moscow Conservatory, wide public activity strengthened and developed these traditions. In many ways his activities have promoted growth of authority of national musical culture abroad. Goldenweiser had trained a whole galaxy of musicians, laureates of International and all-Union competitions. Some of them, and today, continuing the work of his teacher, successfully engaged in playing and teaching activities.

Текст научной работы на тему «А. Б. Гольденвейзер. Мастер-класс»

УДК 781.6

А.Б. ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕР. МАСТЕР-КЛАСС

О.А. Курганская

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail:[email protected]

Статья посвящена одному из наиболее ярких представителей русской фортепианной школы первой половины XX века Александру Борисовичу Гольденвейзеру. Наследник лучших традиций отечественной музыкальной педагогики, братьев Рубинштейнов, Сафонова, Танеева, Гольденвейзер всем своим творчеством, плодотворной работой на посту профессора Московской консерватории, широкой общественной деятельностью укреплял и развивал эти традиции. Во многом его деятельность способствовала росту авторитета отечественной музыкальной культуры за рубежом. Гольденвейзер воспитал целую плеяду музыкантов, лауреатов Международных и Всесоюзных конкурсов. Некоторые из них и сегодня, продолжая дело своего учителя, успешно занимаются исполнительством и педагогической деятельностью.

Ключевые слова: отечественная фортепианная традиция, воспитание, педагогика, исполнительство, личность, индивидуальность, художественный образ, исполнительская воля.

«Музыка для меня не забава и развлечение, а дело и смысл всей жизни»

А.Б. Гольденвейзер

Центральное, в известном смысле кульминационное место на исторической дистанции развития российской фортепианной педагогики занимает период от двадцатых годов примерно до пятидесятых-шестидесятых годов XX столетия. Довольно-таки сложно очертить его точные хронологические рубежи, однако, можно со всей определенностью утверждать, что он теснейшим образом связан с деятельностью таких мастеров, как К. Игумнов, А. Гольденвейзер, Г. Нейгауз, С. Фейнберг (Москва) и Л. Николаев (Ленинград). Не смотря на неповторимость профессионально-личностных качеств, индивидуальное своеобразие перечисленных мастеров, различие исполнительских манер, педагогических установок, художественно-эстетических принципов и т.д., совокупные результаты их многогранной деятельности дают основание говорить о системном единстве российской фортепианной школы XX столетия. Ярчайшая страница в деятельности этой школы связана с исполнительской и педагогической деятельностью Александра Борисовича Гольденвейзера.

При изучении жизни и творчества Гольденвейзера (1875-1961) в первую очередь обращаешь внимание на разносторонность его деятельности. Он был великолепным пианистом, известнейшим педагогом, музыкальным редактором и общественным деятелем. Достаточно только перечислить имена людей, его учителей, наставников - музыкантов, чтобы понять и оценить величие личности самого Александра Борисовича. А. Зилоти, П. Пабст - первоклассные пианисты с высочайшим уровнем художественной культуры. В Сафонов - один из лучших пианистов - педагогов своего времени. С.Танеев, А. Аренский, М. Ипполитов -Иванов, преподававшие Гольденвейзеру ряд теоретических дисциплин. Глубокое следование традициям фортепианного исполнительства и педагогики, заложенным

братьями Рубинштейнами и другими основоположниками отечественной фортепианной школы, характеризует Гольденвейзера как пианиста - исполнителя и педагога.

Следует отметить, что по основным проблемам педагогики и эстетики исполнительского искусства взгляды Гольденвейзера были близки со взглядами основоположников и выдающихся продолжателей отечественной фортепианной традиции. Но личностные, персонально-характерологические параметры музыкантов во многом отличались и это проявлялось в методологии учебно-воспитательной работы. Например, К. Игумнов в своей практике шел, как правило, от интуиции, художественной догадки, а в мышлении Гольденвейзера-педагога ощутимо давал о себе знать рационально-аналитический компонент. «Много знать, чтобы правильно чувствовать музыку» - это положение, уходящее своими историческими корнями в педагогику Н. Рубинштейна, было близко и Гольденвейзеру.

Продуманная сознательная работа над художественным произведением, включающая раскрытие ученику художественных и исполнительских задач, стилистических особенностей произведения, привитие подлинного вкуса, а также планомерная осознанная работа над техникой были для него основным путем музыкального и пианистического развития ученика. Приступая к работе над музыкальным произведением в классе Гольденвейзера, следовало всегда иметь четкое представление о стилистике, композиционных особенностях, формо - структуре и историческом контексте произведения. Логика развития мысли композитора и отсюда уже выбор выразительно - технических средств - это было для Гольденвейзера первично.

Воспитать, сохранить и развить личность ученика, его индивидуальность и неповторимость Гольденвейзер так же считал своей первоочередной задачей. Вместе с тем педагог должен заложить в ученике основы профессиональных знаний и умений, дать ученику школу, которая будет способствовать естественному развитию индивидуальности. Работая над музыкальным образом произведения, Гольденвейзер раскрывал ученику особенности сочинения, его характер, помогал «увидеть» в тексте и правильно использовать все, что поможет этот образ создать. Широкая эрудиция, энциклопедические знания и исключительная память помогали Гольденвейзеру проводить глубокий анализ произведений, выявлять «...логическую закономерность развития музыкальной мысли и взаимозависимость всех элементов художественного произведения. Текст произведения словно оживал перед взором учащегося, и многое, ранее незамеченное, приобретало существенное значение, а те или иные детали получали иную окраску и новый выразительный смысл»1. Много внимания и на уроках, и в своей публичной деятельности Гольденвейзер уделял вопросу о роли исполнителя как посредника между композитором и слушателем. Научиться правильно прочитать авторский текст и творчески переосмыслить его в процессе исполнения, что, по мысли Гольденвейзера никак не лишает исполнителя творческой инициативы и проявления индивидуальности. В своей статье «А. Б. Гольденвейзер -педагог» А. Николаев отмечает, что призыв Гольденвейзера «.к максимально тщательному изучению и выполнению авторского текста некоторые музыканты воспринимали как известную академическую суховатость, якобы свойственную Гольденвейзеру - исполнителю и педагогу»2. Однако в предисловии к редакции сонат

1 Николаев А. А. Б. Гольденвейзер - педагог / А. Николаев // А. Б. Гольденвейзер : статьи, материалы, воспоминания / сост. Д. Д. Благой. М., 1969. С. 54 - 55.

2 Там же.

Бетховена Гольденвейзер отвечает своим оппонентам: «Так могут думать только те, кто не понимает, в чем проявляется индивидуальность исполнителя. Менее всего она проявляется в том, чтобы пренебрегать намерениями автора и заменять написанное им чем-то иным, чуждым его замыслам... Можно очень точно соблюдать авторский текст и в то же время обладать яркой индивидуальностью; можно вносить в этот текст всяческие «коррективы» - и ни какой яркой индивидуальностью не обладать»3.

Наследник великих традиций своих наставников, Гольденвейзер планомерно расширял общий и художественный кругозор своих воспитанников, знакомил их с направлениями в искусстве, с творчеством различных композиторов, с глубиной содержания музыкальных произведений, их стилистическими особенностями, и эпохами создания. Воспитание широкообразованного музыканта - главная задача педагогики Гольденвейзера. «Музыкант - исполнитель, - говорит Александр Борисович, - должен стремиться к тому, чтобы быть на уровне духовной культуры и значительности автора. Как бы хорошо исполнитель ни владел мастерством, если он сам не значительный человек, и ему самому нечего сказать слушателю, его воздействие будет ничтожно»4.

«Музыкальное исполнение Гольденвейзер понимал как выразительную «речь», богатую интонационно, ритмически и динамически, а «живое дыхание» считал основным нервом человеческой речи и музыкального искусства, тесно связанного со звучанием человеческого голоса»5.

Одной из особенностей его методики было требование к ученикам специально и целенаправленно выучивать произведение наизусть. Он считал, что ученика с детства следует приучать сразу учить все заданное на память, воспитывать и развивать музыкальную память уже в раннем периоде обучения. Однако эти его установки не совпадали со взглядами его коллег по творческому цеху. Гольденвейзер считал, что только при исполнении наизусть может получиться действительно художественное исполнение произведения и исполнитель приобретёт подлинную свободу в выражении чувств и передаче содержания произведения. Вопросам развития памяти, изучению способов запоминания нотного текста Гольденвейзер уделял большое внимание в своей деятельности.

Такое отношение к заучиванию наизусть позволяло Гольденвейзеру четко разграничивать процесс разучивания и исполнения музыкальных произведений. Или одно - или другое, учил он молодых музыкантов. В каждом случае свои специфические цели, задачи, установки, подходы к игровому процессу. С этим связаны и его рекомендации по самостоятельной работе учеников, на которую, кстати, он всегда обращал значительное внимание. Домашняя работа не должна сводиться к многократному проигрыванию. Гольденвейзер рекомендует заниматься с постоянно открытыми нотами и внимательно вглядываться в текст, словно при разучивании произведения. Проигрывание дома сочинения или эпизода в «эстрадном» варианте должно быть событием - редким и важным, будто происходящим перед ответственной аудиторией. По мнению педагога Гольденвейзера частые проигрывания могут привести к заигрыанию, забалтыванию. Напротив, ясное представление конечной цели и

3 Бетховен Л. Сонаты для фортепиано. В 4 т. Т. I. № 1-8 / Л. Бетховен ; ред. А. Б. Гольденвейзер. М. : Музгиз, 1957. - 265 с.

4 Мастера советской пианистической школы: очерки под ред. А. Николаева. М.: Музгиз, 1961. С.67, 117

5 Курганская О.А. История развития фортепианной педагогики в России (XIX -XXI вв.). Белгород: ИПЦ «Политерра», 2012. С. 46.

выполнение мельчайших задач, деталей текста закрепляет навыки правильного исполнения произведения.

Мысль Гольденвейзера о необходимости как можно быстрее стать «ненужным» своему ученику перекликается с основной идеей педагогики Г. Нейгауза и свидетельствует об еще одной преемственности взглядов в русской фортепианной педагогике - освобождать ученика от чрезмерной педагогической опеки. Развитие самостоятельности учащихся, считал Гольденвейзер, должно начинаться как можно раньше. Он говорил, что чем раньше освободить ученика от «помочей», тем лучше.

Воспитание у ученика исполнительской воли - это ещё одно важное условие воспитания пианист, считал Гольденвейзер. Любой исполнитель знает, как важно уметь сконцентрироваться в момент исполнения, невзирая на настроение и самочувствие, найти в себе силы и донести до слушателя мысли, идеи автора, стиль и характер произведения. К вопросу об эстрадном волнении Гольденвейзер пишет: «Даже такой крупный пианист, как Бузони, считал, что страх перед выступлением заключается, прежде всего, в страхе забыть. Действительно, забыть на эстраде может всякий, но тот, кто хорошо знает, что он играет, всегда сумеет найтись, следовательно, чтобы меньше волноваться, надо иметь «чистую совесть»6.

Продолжая традиции русской школы пианизма, Гольденвейзер много внимания уделяет вопросам культуры и выразительности звучания, проблеме «пения» на инструменте. Если говорить о звучании инструмента, то в стенограммах Гольденвейзера современные студенты - пианисты могут многое почерпнуть от мастера. Например, когда правая рука играет мелодию, важны крайние верхние звуки, советует мастер. В левой же, в сопровождении, важны нижние басовые звуки. Отсюда следует, что необходимо особое внимание уделять самым слабым пятым пальцам, проявлять заботу о них, чтобы «раскрыть» их в нужные моменты. Казалось бы, такой простой, но важный совет!

Для Гольденвейзера огромную роль в решении звуковых задач играют тонкая динамическая и ритмическая нюансировка, пальцевое легато и педализация. В использовании педали Гольденвейзер в наибольшей степени связан с традициями русского пианизма, которые заложены замечательными русскими пианистами -педагогами. Он указывает, что педаль не должна мешать дыханию, цезуре, концы фраз должны быть «чистыми». В работе с начинающими советует прежде пользоваться с педалью прямой, а не запаздывающей. Особенно важно, подчеркивал Гольденвейзер, что педаль должна соответствовать стилю исполняемых сочинений. Степень быстроты и глубины нажатия педали ногой зависит от динамики, темпа произведения, особенностей инструмента, акустических условий помещения. Там, где мелодия играет решающую роль, развитию мелодического движения подчинена и педаль. В наполненной красками музыке импрессионистов большое значение приобретает педаль гармоническая.

По мнению Гольденвейзера одной из самых важных и сложных задач в исполнительском искусстве является воспитание у ученика чувства стиля. Правдивая и естественная, без субъективизма и оригинальничания игра должна соответствовать стилю музыкального произведения. В книге «Мастера советской пианистической школы» А. Николаев приводит слова Гольденвейзера: «Переноситься в характер той эпохи, музыку которой мы играем, и в стиль изложения этой является одной из важнейших задач художественного исполнения, но тут должен быть у исполнителя

6 В классе А. Б. Гольденвейзера: сб. ст. / сост. Д. Д. Благой, Е. Гольденвейзер. М. : Музыка, 1986. С. 19, 39.

какой-то художественный такт, который должен всегда диктовать грань, переходить за которую было бы уже нарушением художественной правды» .

Как и другие представители этого периода в развитии русской фортепианной педагогики, в выборе репертуара для своих учеников Гольденвейзер основывался на индивидуальном подходе к каждому учащемуся. Исполняемые произведения должны способствовать всестороннему развитию музыканта - профессионала. Главное в выборе репертуара - последовательность. Гольденвейзер хорошо знал своих воспитанников и учитывал техническую подготовку, их физические возможности, сильные и слабые стороны дарования, возраст и художественную индивидуальность каждого. Репертуарную политику Гольденвейзер продумывал очень серьезно. При том, что работе над текстом он уделял большое внимание, тем не менее был против чрезмерного «прилизывания», отделывания пьесы в течение длительного времени, которое могло привести к ограниченности репертуара и потере непосредственности в её исполнении.

А. Б. Гольденвейзер воспитал замечательную плеяду музыкантов. Его ученики С. Фейнбер, Г. Гинзбург, Л. Ройзман, Т. Николаева, Р. Тамаркина, Л. Берман, Д. Башкиров, Д. Благой и другие внесли свой достойный вклад в историю отечественного пианизма. Это всё разные по манере исполнения, по выбору репертуара музыканты, у каждого было своё исполнительское лицо. Но их всех объединяла сама возможность общения с Гольденвейзером, огромное влияние его личности, отношения к музыкальному искусству и к жизни вообще, его всегда ясная гражданская жизненная позиция.

«Равным среди первых» в ряду отечественных музыкантов ХХ века был Григорий Романович Гинзбург. Его имя крепкими нитями связано с именем А. Гольденвейзера, который стал не только его учителем, но и близким человеком в жизни. Именно А. Гольденвейзер, чрезвычайно требовательный и строгий, заложил надёжный фундамент исполнительского мастерства Г. Гинзбурга. Это относится и к технической подготовке, и к изучению музыкально-теоретических дисциплин, к выработке навыков чтения с листа, позволяющих переиграть огромное количество четырехручных переложений, к приобщению к литературе, к театру, живописи, к воспитанию широты взглядов в искусстве.

В исполнении Гинзбурга на первых порах критика отмечала прежде всего виртуозное начало, пальцевую точность, уверенность, владение пианистической технологией, приемами игры. Сам Гинзбург в более поздний период своего творчества не скрывал, что в игре известных пианистов перенимал прежде всего их техническое мастерство. Однако постепенно перед слушателями и критиками предстал иной Гинзбург - мыслящий не как виртуоз, а как музыкант, умный, эрудированный, умеющий мыслить логически и очаровывать изяществом вкуса.

В 20-е годы Гинзбург начал свою педагогическую деятельность, будучи продолжателем взглядов и идей своего учителя. Но вскоре многие методы Григория Романовича перестали совпадать с установками учителя, вышли за их пределы. Так, например, характерный для русской педагогической школы XIX века традиционный метод «показа», к которому часто прибегал А. Гольденвейзер, Гинзбург значительно расширяет. Он демонстрирует ученикам различные интерпретаторские варианты исполнения сочинения или фрагмента. Особый интерес и восторг у учеников вызывал показ с использованием аналогий - работая над одним произведением, учитель показывал соответствующие отрывки из других, делая широкие обобщения. Сергей

7 Мастера советской пианистической школы: очерки / под ред.А. Николаева. М.: Музгиз, 1961. С.67,152.

Доренский воспоминает: «Как он показывал в классе разучиваемые произведения, как рассказывал о них! Рядом с ним нельзя было не влюбиться в пианизм, в звуковую палитру рояля, в обольстительные таинства фортепианной техники .. ,»8.

Следуя заветам Гольденвейзера, много внимания Гинзбург уделял фортепианному звуку, богатому и разнообразному. Одной из основ его педагогики был вопрос звукоизвлечения, его «оркестровка» фортепианной фактуры достигала удивительных звуковых результатов. Следуя традиции, большое внимание Гинзбург - пианист и педагог уделял педализации. Причём, и в этом вопросе классические принципы, свойственные школе А. Гольденвейзера, строгая, прозрачная педаль использовалась и рекомендовалась Г. Гинзбургом в более ранний период творчества, а в поздний ученикам позволялось брать педаль более свободно, даже в классических произведениях. Как и Гольденвейзер, в работе над техническими трудностями Гинзбург часто пользовался методом ритмических вариантов. Однако со временем на смену «механическим» упражнениям приходит серьёзное многогранное обдумывание и всесторонний анализ трудных мест. По воспоминаниям учеников, он говорил: «Темные пятна бывают в произведениях только тогда, когда они есть в голове». А. Николев пишет: «.теперь работа сводилась как бы к снятию трудности, путем нахождения логического и

9

музыкального ключа, открывающего доступ к его исполнению» .

Приоритетной задачей Г. Гинзбурга, как и его учителя - А. Гольденвейзера было содействие развитию многосторонних интересов у учащейся молодежи. Он всегда верил в творческие возможности своих учеников и, благодаря этому, свободно развивался талант таких музыкантов, учеников Г. Гинзбурга, как Г. Аксельрод, С. Доренский, А. Скавронский. Широкий общий и музыкальный кругозор и эрудиция Гинзбурга, внимание к индивидуальным способностям учеников способствовало тому, чтоиз его класса вышли не только пианисты-лауреаты международных и всесоюзных конкурсов, но так же и музыковеды И. Солодовникова, А. Николаев, Р. Глезер, органист Л. Дигрис, дирижер А. Шерешевский, композиторы И. Ильин, И. Арсеев, В. Пикуль, В. Жубинская. В создании предпосылок для развития талантов и их специализации в различных отраслях искусства - величайшая заслуга Гинзбурга - педагога, наставника. В этом главное проявление его следования традициям великих русских педагогов - музыкантов XIX века.

Имя Розы Тамаркиной, ещё одной талантливой ученицы Гольденвейзера, широкому кругу почитателей классического музыкального искусства стало известно после её триумфального выступления (2-я премия) на третьем Международном конкурсе пианистов им. Ф.Шопена в Варшаве.

У А. Гольденвейзера она занималась, будучи студенткой консерватории, а К. Игумнов стал её наставником в аспирантуре. Влияние Гольденвейзера было устойчивым и продолжительным. Александр Борисович облагородил её вкус, упорно и чутко работал над овладением ею всеми тонкостями пианистического мастерства. Однако особенно близки ей были поиски в звуковой области, в интонировании, с которыми столкнулась пианистка в классе Игумнова.

Имея столь замечательных педагогов, Тамаркина отличалась особым качеством игры, в котором было удивительное слияние совершенной техники и внутреннего художественного содержания исполняемого материала. Её отличало понимание того, что технические приёмы сами по себе, без наполнения музыки содержанием, бесплодны.

8 Цыпин Г. М. Портреты советских пианистов : музыкально-критические ст. / Г. М. Цыпин. - 2-е изд., доп. М.: Сов. композитор, 1990. С. 209-210.

9 Григорий Гинзбург статьи, воспоминания, материалы / [сост. М. Яковлев]. М.: Сов. композитор, 1984. С.32.

Р. Тамаркина обладала прирождённой художественной смелостью, постоянной готовностью к концертному выступлению. Она любила эстраду и эти волевые качества отличали её от многих исполнителей. Особенно важно это было и в условиях конкурсной борьбы, где она не испытывала чувство страха, а хотела играть и всегда была в полной «боевой» готовности. И вместе с тем, ей были присущи такие качества, как характерная для многих отечественных музыкантов взыскательность к себе, требовательность и неудовлетворённость достигнутым.

Личностные качества воспитанников - это то, что наибольшим образом интересовало Тамаркину во время общения с молодёжью. И в то же время работа в классе самым тщательным образом велась над текстом, характером произведения, педализацией, штрихами.

Наиболее яркая представительница школы А.Б. Гольденвейзера - Татьяна Петровна Николаева. Как никто другой она воплотила в своем творчестве традиции гольденвейзерского направления в музыкальном искусстве. Класс Гольденвейзера, его уроки - это постоянное общение учеников не только с Александром Борисовичем. Здесь Николаева часто встречала А. Гедике, Д. Ойстраха, С. Кнушевицкого, С. Фейнберга. Вся обстановка и атмосфера в классе «.возвышала, облагораживала, заставляла со всей серьезностью относиться к работе, к себе, к искусству». Творческий облик пианистки Николаевой ощутимо дополнялся её серьезными занятиями композицией. Понять процессы формообразования музыкального сочинения, тонкости развития фактурных пластов и в результате по-иному понимать и чувствовать исполняемое произведение - те возможности, которые открыли перед пианисткой эти занятия.

С 1958 года начинается педагогическая деятельность Николаевой. В своих воспитанниках, а педагогическая деятельность занимала значительное место в жизни Татьяны Петровны, больше всего она ценит широкий кругозор знаний, пытливость ума, любознательность. Подготовившая в своем классе несколько лауреатов международных конкурсов - М. Петухова, Б. Шаградона, А. Батагова, Н. Луганского, она любила и ценила в педагогической работе частую смену музыкальных впечатлений, разнообразие исполняемого репертуара. Длительную работу над шлифовкой одних и тех же произведений, которую, к сожалению, предполагает подготовка к музыкальным состязаниям, Николаева не любила. В своих высказываниях она подчёркивала, что молодые музыканты даже после успешного выступления в конкурсе должны не уступать позиции, расти и совершенствоваться, продолжать повышать всестороннее образование и гармонично развиваться. Так сложилось и в её судьбе, когда после раннего успеха в ряде международных конкурсов Николаева, благодаря самодисциплине, трудоспособности и воли удержала и укрепила свои «творческие позиции».

Рассуждая о том, какие черты отличают продолжателей отечественной пианистической традиции, Т. Николаева говорит: «.главное - отношение к звуку: певучий «тон», мелодичность исполнения, желание как можно глубже постичь содержание исполняемого произведения. Другими словами, - технические возможности артиста полностью направлены на раскрытие художественного образа, бережное, но не педантичное отношение и нотному тексту»10.

10 Беседы о педагогике и исполнительстве : (к обобщению творческого опыта фортепианного факультета Московской консерватории). Вып. 1 / ред.-сост. В. Г. Цыпин. М. : Изд-во Моск. консерватории, 1992. С.51.

Еще один яркий представитель школы Гольденвейзера - Лазарь Наумович Берман. В общей сложности пятнадцать лет он провёл в классе А. Гольденвейзера. Его записи потрясают. Его феерическая виртуозность всегда производила на слушателей огромное впечатление: ему «вначале аплодировали сидя, потом стоя, потом кричали и топали ногами от восторга.». Отсюда - выбор программ, впечатляющих своей «сверхсложностью». В тоже время его исполнение всегда отличала высочайшая культура. Точность в передаче авторского текста, аккуратность, корректность исполнения, ясность в деталях и в пианистической дикции, всегда неизменный вкус. Интересно, что звуковой культуре Берман обучался как по записям итальянских певцов, так и перенимал ее основы у любимых исполнителей, например, у В. Софроницкого. Берман добился в совершенствовании своих звуковых возможностей очень больших результатов. Его лирика не только красива, но и мягка, добросердечна, полна искренности. Со временем в программах Бермана критики стали отмечать и интеллект художника, и более глубокие чувства, и зрелую творческую мысль.

«Быть достойным памяти учителя». Эти слова принадлежат Дмитрию Башкирову. С большим теплом, благодарностью и пониманием он пишет о своём учителе Гольденвейзере. За суховатостью и сдержанностью Александра Борисовича скрывалось «полное отсутствие позы, лицедейства, какое-то даже воинствующее отрицание всего показного - на сцене и в жизни, лаконичность, простота в общении, игре, педагогике. Какая жизненная мудрость и цельность характера, какое внутреннее горение и самодисциплина стояли за всем этим!»11.

Список литературы

1. Беседы о педагогике и исполнительстве: (к обобщению творческого опыта фортепианного факультета Московской консерватории). Вып. 1 / ред.-сост. В. Г. Цыпин. - М. : Изд-во Моск. консерватории, 1992. - 60 с.

2. Бетховен, Л. Сонаты для фортепиано. В 4 т. Т. I. № 1-8 / Л. Бетховен ; ред. А. Б. Гольденвейзер. - М. : Музгиз, 1957. - 265 с.

3. В классе А. Б. Гольденвейзера : сб. ст. / сост. Д. Д. Благой, Е. Гольденвейзер. - М. : Музыка, 1986. -214 с.

4. Григорий Гинзбург статьи, воспоминания, материалы / [сост. М. Яковлев]. - М. : Сов. композитор, 1984. - 288 с.,

5. Курганская О.А. История развития фортепианной педагогики в России (XIX -XXI вв.). - Белгород: ИПЦ «Политерра», 2012.с 46

6. Курганская О.А. Формирование традиций русской фортепианной педагогики в XIX - первой половине XX века: учеб. - метод пособие / О.А.Курганская. - Белгород: Политерра, 2007. - 67с.

7. Мастера советской пианистической школы : очеркиподред. А. Николаева. - М. : Музгиз, 1961. - 238

8. Николаев, А. А. Б. Гольденвейзер - педагог / А. Николаев // А. Б. Гольденвейзер : статьи, материалы, воспоминания / сост. Д. Д. Благой. - М., 1969. - С. 54 - 55.

9. Уроки Гольденвейзера. - М. Изательский дом «Классика - XXI», 2009. С.227

10. Цыпин, Г. М. Портреты советских пианистов : музыкально-критические ст. / Г. М. Цыпин. - 2-е изд., доп. - М. : Сов. композитор, 1990. - 336 с.

11 Уроки Гольденвейзера. М. Изательский дом «Классика - XXI», 2009. С.227.

A. B. GOLDENWEISER. MASTERCLASS.

O. A. Kurganskaja

Belgorod state Institute of arts and culture e-mail:[email protected]

The article deals with one of the most prominent representatives of the Russian piano school of the first half of XX century, Aleksandr Borisovich Goldenveizer. The heir to the best traditions of Russian musical pedagogy, the Rubinstein brothers, Safonov, and Taneyev, Goldenweiser in all his work, fruitful work on the post of Professor of the Moscow Conservatory, wide public activity strengthened and developed these traditions. In many ways his activities have promoted growth of authority of national musical culture abroad. Goldenweiser had trained a whole galaxy of musicians, laureates of International and all-Union competitions. Some of them, and today, continuing the work of his teacher, successfully engaged in playing and teaching activities.

Keywords: the Russian piano tradition, education, pedagogy, performance, personality, individuality, artistic image, performing will.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.