Научная статья на тему 'О педагогических условиях развития познавательных умений студентов'

О педагогических условиях развития познавательных умений студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / EDUCATION / DEVELOPMENT PROCESS / PROFESSIONAL READINESS / PEDAGOGICAL CONDITIONS / COGNITIVE SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллина Л. Б., Фатыхова А. Л.

В статье раскрыта сущность подготовки профессионального педагога, что предполагает качественное изменение структуры и содержания образования. Готовность студентов к профессиональной деятельности определяется развитием познавательных умений. Развитие познавательных умений студентов обеспечивается посредством педагогических условий. Педагогические условия представляют собой комплекс мер учебно-воспитательного процесса в вузе. Приведены и описаны теоретико-экспериментальные исследования, выявляющие оптимальные педагогические условия, способствующие целенаправленному и системному формированию познавательных умений студентов. Многообразный характер существующих разработок педагогических условий объясняется различиями в постановке конкретных целей исследования, характером требований общества к специалистам и другими факторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF COGNITIVE SKILLS IN STUDENTS

Raining of a professional educator suggests a qualitative transformation of the structure and contents of education. Readiness of students to professional work is determined by the development of cognitive skills. Development of cognitive skills of students is provided by the pedagogical conditions. Pedagogical conditions are a set of measures of the educational process at the university. As a result of theoretical and experimental studies we identified optimal pedagogical conditions promoting targeted system and the formation of cognitive skills of students. Diverse nature of existing development of pedagogical conditions due to differences in the formulation of the specific objectives of the study, the nature of the demands of society to specialists and other factors.

Текст научной работы на тему «О педагогических условиях развития познавательных умений студентов»

текст культуры общества, а ребёнок будет усваивать лучшие образцы культуры, приверженные этическим ценностям: истина, красота, вера, добро; принцип самоопределения этнической принадлежности, согласно этому принципу, человек принадлежит к той этнической общности, с которой он сам считает себя связанным общностью языка, культуры, быта, партнерское взаимодействие субъектов социального окружения ребёнка, как носителей этнокультур, развивающих межличностные отношения, способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия; проблемность содержания учебной деятельности; рефлексивное поведение студентов и преподавателей; интеллектуально-эмоциональное напряжение и расслабление; свобода личного

Библиографический список

выбора направлений образования и ответственность при его получении.

Вопрос об этнической принадлежности решается в зависимости от конкретной обстановки, в которой живет семья, от языка, преобладающего в семье, от семейных, культурно-бытовых традиций и навыков, наконец, от окружающей этнической среды. Каждый язык более полно символизирует связанную с ним культуру, нежели другие языки. Любой язык представляет связанную с ним культуру носителей этого языка, и в этом нет ничего необычного. Язык есть самая тонкая и чувствительная система символов из всех созданных человеком. Поэтому он символизирует собой и через себя то, что выражает и частью чего является.

1. Белинский В.Г. Эстетика и литературная критика. Москва, 1959; Т. 2.

2. Беларуская мова. Прафеайнаялекака: дапам. аут-склад. В.В. Маршэуская, 1.В. ^ваварчык, А.С. Садоуская. Гродно, 2006.

3. Дьячков М.В. Социальная роль языков в многоэтнических обществах: пособие для университетов и педагогических институтов. Москва, 2002.

4. Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика. Москва, 2002.

5. Susanne Romaine. Bilingualism. Second edition. Blackwell Publishing, 1995.

6. Вахтин Н.Б., Головко Е.В. Социолингвистика и социология языков. Санкт-Петербург, 2004.

7. Волков Г.Н. Педагогика любви: избранные этнопедагогические сочинения: в 2 т. Москва, 2002.

8. Crystal David. The Cambridge Encyclopedia of Language. Second edition. Cambridge: Cambridge University Press, 1977.

9. Гамзатов Р. Г. Мой Дагестан. Конституция горца. Махачкала, 2002.

10. Шейх Юсуф Кардави. Дозволенное и запретное в исламе. Москва, 2004.

11. Магомедова И.М., Алиева Б.Ш. Роль и значение средств народной педагогики в воспитании гармоничной личности. Мир науки, культуры, образования. 2015; 2 (51).

12. Алиева Б.Ш., Мехрабова Д.Ш. Семейное воспитание в этнокультуре народов Дагестана. Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2012; 9: 51 - 57.

References

1. Belinskij V.G. 'Estetika iliteraturnaya kritika. Moskva, 1959; T. 2.

2. Belaruskaya mova. Prafesijnaya leksika: dapam. ayt.-sklad. V.V. Marsh'eyskaya, I.V. Pivavarchyk, A.S. Sadoyskaya. Grodno, 2006.

3. D'yachkov M.V. Social'naya rol'yazykov vmnogo'etnicheskih obschestvah: posobie dlya universitetov i pedagogicheskih institutov. Moskva, 2002.

4. Belikov V.I., Krysin L.P. Sociolingvistika. Moskva, 2002.

5. Susanne Romaine. Bilingualism. Second edition. Blackwell Publishing, 1995.

6. Vahtin N.B., Golovko E.V. Sociolingvistika isociologiya yazykov. Sankt-Peterburg, 2004.

7. Volkov G.N. Pedagogika lyubvi: izbrannye 'etnopedagogicheskie sochineniya: v 2 t. Moskva, 2002.

8. Crystal David. The Cambridge Encyclopedia of Language. Second edition. Cambridge: Cambridge University Press, 1977.

9. Gamzatov R.G. MojDagestan. Konstituciya gorca. Mahachkala, 2002.

10. Shejh Yusuf Kardavi. Dozvolennoe i zapretnoe v islame. Moskva, 2004.

11. Magomedova I.M., Alieva B.Sh. Rol' i znachenie sredstv narodnoj pedagogiki v vospitanii garmonichnoj lichnosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 2 (51).

12. Alieva B.Sh., Mehrabova D.Sh. Semejnoe vospitanie v 'etnokul'ture narodov Dagestana. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2012; 9: 51 - 57.

Статья поступила в редакцию 21.04.15

УДК 378

Abdullina L.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak branch of Bashkir State University (Sterlitamak,

Russia), E-mail: [email protected]

Fatykhova A.L., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Sterlitamak branch of Bashkir State University (Sterlitamak, Russia),

E-mail: [email protected]

ON THE PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF COGNITIVE SKILLS IN STUDENTS. Training of a professional educator suggests a qualitative transformation of the structure and contents of education. Readiness of students to professional work is determined by the development of cognitive skills. Development of cognitive skills of students is provided by the pedagogical conditions. Pedagogical conditions are a set of measures of the educational process at the university. As a result of theoretical and experimental studies we identified optimal pedagogical conditions promoting targeted system and the formation of cognitive skills of students. Diverse nature of existing development of pedagogical conditions due to differences in the formulation of the specific objectives of the study, the nature of the demands of society to specialists and other factors.

Key words: education, development process, professional readiness, pedagogical conditions, cognitive skills.

Л.Б. Абдуллина, канд. пед. наук, доц. Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета,

г. Стерлитамак, E-mail: [email protected]

А.Л. Фатыхова, д-р пед. наук, проф. Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета,

г. Стерлитамак, E-mail: [email protected]

О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ

В статье раскрыта сущность подготовки профессионального педагога, что предполагает качественное изменение структуры и содержания образования. Готовность студентов к профессиональной деятельности определяется развитием познавательных умений. Развитие познавательных умений студентов обеспечивается посредством педагогических условий. Педагогические условия представляют собой комплекс мер учебно-воспитательного процесса в вузе. Приведены и описаны

теоретико-экспериментальные исследования, выявляющие оптимальные педагогические условия, способствующие целенаправленному и системному формированию познавательных умений студентов. Многообразный характер существующих разработок педагогических условий объясняется различиями в постановке конкретных целей исследования, характером требований общества к специалистам и другими факторами.

Ключевые слова: образование, развитие, процесс, профессиональная готовность, педагогические условия, познавательные умения.

Определим, что мы понимаем под термином «условие». В словарных источниках «условие» определяется как обстоятельство, от которого что-либо зависит [1]. Философская энциклопедия трактует «условие» как «то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса...» [2]. Таким образом, под условием подразумевается категория, выражающая такие отношения предмета к окружающим его явлениям, без которых он не может возникнуть и существовать. (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Поскольку нами рассматривается вопрос о процессе развития познавательных умений в рамках учебно-воспитательного процесса, то уточним, что мы понимаем под «педагогическими условиями». Внешние по отношению к личности воздействия со стороны педагога не только прямым образом влияют на развитие личности студента, но также и создают «образовательную среду» для стимулирования самоорганизации, саморазвития его личности. Как отмечал С.Л. Рубинштейн, внешние причины действуют через внутренние условия, которые сами формируются в результате внешних воздействий [3]. По мнению А.Н. Леонтьева, внешние причины, опосредованные внутренними движущими отношениями и противоречиями, составляют необходимые условия развития [4]. Следовательно, создание педагогических условий усиливает внутренние предпосылки личности, повышая её субъектность, познавательную активность и интерес.

Результативность процесса развития познавательных умений студентов обеспечивается посредством педагогических условий, как совокупности возможностей содержания, форм, методов, приёмов и организации этого процесса. Педагогические условия выступают в качестве требований к содержанию, организации процесса и среды, в которой он протекает. По нашему мнению, эти условия должны быть направлены на поддержку психологической комфортности, развитие когнитивных, эмоциональных и волевых процессов, поощрение творческой активности студентов.

Представленные в нашем исследовании педагогические условия выступают в качестве требований, как к отбору содержания, так и к организации учебно-воспитательного процесса и представляют собой комплекс мер учебно-воспитательного процесса в вузе, позволяющих обеспечить эффективность и успешность процесса развития познавательных умений студентов.

Развитие познавательных умений будущих учителей начальных классов в процессе профессиональной подготовки может быть обеспечено, если:

- подготовка учителя начальных классов осуществляется с первого по выпускной курс обучения в вузе и сопровождается качественными различиями в динамике развития познавательных умений студентов;

- в профессиональной подготовке будущего педагога активно используются все компоненты образовательного процесса в вузе;

- познавательная деятельность учителя начальной школы отражает широкий комплекс познавательных умений, необходимых для развития творческой активности и самостоятельности будущих педагогов.

Реализация данных условий предусматривает совершенствование учебно-воспитательного процесса в вузе, ориентированного в настоящее время в большей степени на «человека знающего», наученного мыслям, а не мыслить, т.е. на знания, а не на способы получения этих знаний.

Сложившаяся система подготовки педагогических кадров, наработав огромный опыт в области дидактики, ориентируется, прежде всего, на информативность студента, в то время как педагогический вуз призван развивать познавательные умения и навыки. Важна не столько сумма знаний, их количественная характеристика, сколько качество знаний, умение использовать их в практической профессиональной деятельности.

В настоящее время будущий учитель, обладая достаточными теоретическими знаниями, не способен порой продемонстрировать соответствующий уровень развития познавательных умений. Причины недостатков в профессиональной подготовке

студентов мы видим не в объёме и не всегда в качестве преподавания, а в отсутствии интегративности учебных предметов, недостаточной теоретической обоснованности программы практической подготовки, в отсутствии единства системного и лич-ностно-деятельностного подходов к организации самого учебного процесса. В соответствии с этим принципом процесс развития познавательных умений студентов должен предусматривать построение структурных и функциональных моделей педагогического процесса, облегчающих выработку специальных представлений и понятий, позволяющих лучше понять механизм формирования профессиональной готовности. Кроме того, основное внимание должно быть направлено на выявление и формирование главных интегративных системообразующих компонентов познавательной деятельности учителя.

Реализация данного системного и личностно-деятельност-ного принципа предусматривает и соблюдение двух значимых условий:

- во-первых, в содержании профессионально ориентированной деятельности будущего учителя должны быть отражены цели педагогического образования, заключающиеся в непрерывном социально-нравственном общекультурном и профессиональном развитии;

- во-вторых, возможность выбора системы педагогических средств, стимулирующих активно-положительную мотивацию деятельности студентов, самостоятельное целеполагание и совместное с педагогом решение познавательных задач.

Проблема состоит в том, что для формирования познавательных умений в процессе профессиональной подготовки с 1 по 4 курс у самого будущего педагога должен быть сформирован высокий профессионализм и современное педагогическое мышление. То есть задачей профессиональной подготовки должна стать систематизация знаний, расширение профессионального информативного поля, развитие исследовательской направленности личности педагога, практико-ориентированный характер её деятельности, что, в свою очередь, не может не повлиять на динамику развития познавательных умений.

Непременным условием развития познавательных умений является психолого-педагогическая система, включающая в себя ряд вероятных компонентов учебной и внеучебной деятельности. К таковым мы относим: вариативный подход к преподаванию психолого-педагогических дисциплин, педагогизация всех дисциплин, разработка системы преподавания психолого-педагогических предметов, объединенных единой идеей, единая программа практической подготовки.

Использование активных форм и методов в профессиональной подготовке студентов побуждает их к активно-творческому, индивидуально-личностному участию в работе по самообразованию, саморазвитию, самокоррекции личности, профессиональной деятельности, что является непременным условием развития познавательных умений.

Активное использование всех компонентов образовательного процесса обеспечивает развитие познавательных умений будущих педагогов в той мере, в какой удаётся осуществить: интеграцию социогуманитарных, культурологических, психолого-педагогических, общепрофессиональных и специальных знаний и умений; выделение ведущих гуманистических идей в учебных курсах; свободу и альтернативность в выборе информации, типа учебного поведения, темпов, форм и методов обучения; развитие личностной и профессиональной рефлексии; ориентацию и мотивацию на достижение успеха в деятельности.

В совокупности средств, обеспечивающих развитие познавательных умений студентов, достаточно высокую эффективность обнаружили педагогические задачи и ситуации моделирования, проблемные методы, творческие задания, тренинги, деловые, сюжетные и ролевые игры, контекстные методы, используемые в процессе аудиторных занятий и во время практики как интегра-тивной формы преобразования знаний в личностные установки и конкретные навыки педагогической работы.

Сложность выполнения этого условия заключается в интегративности процесса накопления знаний и трансформации их

в конкретные практические познавательные умения и навыки. Здесь должно быть предусмотрено разнообразие форм обучающей работы: лекции, лекции-беседы, семинары по отдельным общетеоретическим проблемам, практические занятия, занятия-тренинги, позволяющие моделировать педагогические ситуации, занятия-деловые игры, занятия-рефлексии. Кроме того, необходимо обеспечить единство и целостность всех звеньев системы: теоретической подготовки по педагогическим дисциплинам, внеучебной воспитательной деятельности в вузе и педагогической практики в школе, активизировать позицию студента в процессе освоения педагогической деятельности.

Педагогически целесообразное включение активных методов и форм обучения позволит отразить познавательную деятельность через широкий комплекс познавательных умений.

Со студентами проводятся и специальные занятия, посвя-щённые решению простых педагогических задач и разбору ситуаций. Моделирование процессов реального взаимодействия учителя и обучающихся имеет своей целью формирование и развитие у студентов познавательных умений.

Считаем эффективным использование и метода ситуационно-ролевой игры, представляющего собой процесс импровизированного разыгрывания заданной проблемной ситуации. Целесообразным оказалось использовать тренинг как систему упражнений, направленных на формирование конкретных познавательных умений, необходимых для продуктивного профессионального поведения. Все виды тренинга сочетались с групповой дискуссией, в процессе которой анализировалось и обсуждалось выполнение каждого упражнения, выяснялись причины успехов и неудач, что обеспечивало осознанность и целенаправленность овладения познавательными умениями и навыками.

Следует отметить, что процесс развития познавательных умений возможен при устранении противоречия между индивидуальным характером профессионального становления будущего учителя и массовым характером профессионально-педагогической подготовки, что предусматривает реализацию принципа единства общего и вариативного. Творческие формы семинарских и практических занятий (тренинги, деловые игры, проблемные столы, конференции и т.д.) предоставляют возможность формировать у студентов, ещё в рамках теоретического блока профессиональной подготовки на основе знакомства с инвариантами, вариативность подхода к решению самых различных педагогических задач. Однако наибольшая возможность в реализации этого принципа представляется в ходе педагогической практики. Единство индивидуализации практической профессиональной подготовки и внутрипрофессиональной дифференциации - это закономерный процесс, характеризующийся в определённой мере разделением труда, выражающимся не столько в дроблении, сколько в развитии более совершенных обособленных видов деятельности в пределах педагогической профессии, диалектика же развития которой такова, что объективные процессы дифференциации тесно связаны с интеграционными процессами, требующими от учителя осуществления целостной педагогической деятельности, которая придаёт им общие черты в сочетании с чётко выраженным индивидуальным способом достижения результата.

Таким образом, в процессе обучения в вузе педагогическая практика должна предусматривать на каждом этапе систему заданий для студентов, направленных на развитие познавательных умений.

Поскольку познавательная деятельность отражает широкий комплекс познавательных умений, то необходимо учитывать

Библиографический список

возможность творческой самореализации личности педагога в процессе его профессиональной подготовки, которая предусматривает включение студентов в инновационную деятельность на разных этапах его обучения. Это имеет принципиальное значение для развития познавательной активности педагога.

Активное использование УИРС и НИРС в качестве инструмента формирования познавательных умений будущих специалистов должно осуществляться в соответствии с учебной программой профессиональной подготовки, интегрировать весь учебно-образовательный процесс в педагогическом вузе в единую систему учебной, научно-исследовательской, опытно-конструкторской и производительной деятельности, ибо здесь будущий специалист имеет возможность практически, в процессе решения конкретной научной проблемы, реализовывать свои творческие способности.

Педагогическая профессия требует познавательной деятельности и самостоятельности в принятии решений. Способность к творчеству является изначальным моментом, определяющим характер познавательной деятельности. Творческая атмосфера на занятиях стимулирует возникновение дискуссий, выдвижение гипотез, выбор неординарных решений, преподаватель реализует при этом проблемный подход к обучению, вовлекая студентов в активный познавательный процесс.

Формирование у студентов творческой активности и познавательной самостоятельности мы рассматриваем в качестве одной из составляющих развития познавательных умений, которые определяют:

- осознание студентами ценностей профессиональной деятельности;

- воспитание у студентов чувства личной ответственности за результаты деятельности;

- развитие у будущих педагогов стремления к изучению теоретического и практического знания, анализу и оценке его современного уровня, к овладению и творческому использованию профессиональных познавательных и умений;

- воспитание у студентов потребности в регулярной познавательной деятельности через реализацию широкого комплекса познавательных умений для достижения высоких результатов в учебной, научной и практической областях.

В связи с этим, важно не столько организовать деятельность будущего учителя, сколько решить задачу организации познавательной деятельности на основе знания её структуры, видов, педагогических средств, условий освоения и эффективного функционирования, и с позиции личностного (субъективного) подхода важно связать эти компоненты с конкретной личностью студента: уровнем его знаний, умений, творческих способностей и особенностей развития его мотивационно-ценностной и эмоционально-волевой сферы.

Подготовка студентов к инновационной деятельности особо значима для будущих специалистов в области образования, которые за время учёбы должны овладеть познавательными умениями и навыками. Инновационная направленность позволяет сформировать у будущих специалистов методологическую культуру как фундамент их познавательного потенциала. Необходимый её уровень даст возможность студентам, а в будущем и специалистам, не только правильно систематизировать и успешно пользоваться получаемыми знаниями, но и решать задачи поиска, а в случае необходимости и возможность создания принципиально новых знаний, необходимых для решения познавательных проблем, а также совершенствования своей профессиональной деятельности.

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Москва: Русский язык, 1989.

2. Философский энциклопедический словарь. Москва, 1989.

3. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. Москва: Издательство АПН СССР, 1957.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Политиздат, 1977.

References

1. Dal' V.I. Tolkovyjslovar'zhivogo velikorusskogo yazyka. Moskva: Russkij yazyk, 1989.

2. Filosofskij 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva, 1989.

3. Rubinshtejn S.L. Bytie isoznanie: O meste psihicheskogo vo vseobschej vzaimosvyaziyavlenijmaterial'nogo mira. Moskva: Izdatel'stvo APN SSSR, 1957.

4. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moskva: Politizdat, 1977.

Статья поступила в редакцию 24.04.15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.