Научная статья на тему 'О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ В РОССИИ И КИТАЕ'

О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ В РОССИИ И КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1073
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Россия / Китай / гражданский долг / патриотическое чувство / патриотическое воспитание. / Russia / China / civic duty / Patriotic feeling / Patriotic education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тун Баохуэй, Сы Цзюньцинь

Распад Советского Союза негативно сказался на патриотическом воспитании граждан новой России. Воспитание патриотизма в новых условиях – фактор консолидации всех слоев российского общества, возрождения страны, восстановления внутриполитического, экономического и культурного развития. Для того чтобы восстановить чувство патриотизма в душах россиян, российское правительство вынуждено совершенствовать свою идеологическую работу. В России реализован ряд мер по укреплению патриотического воспитания. Это выразилось в редактировании государственного гимна, усилении школьного воспитания, введении новых праздников, внимании к историко-культурному наследию. Россия добилась серьезных успехов в воспитании патриотических чувств у граждан России и может служить примером для Китая. Патриотическое воспитание в современной России заслуживает самого пристального внимания и способствует укреплению патриотической работы в Китае. В настоящее время всё больше китайских ученых обращают внимание на то, как патриотическое воспитание организовано в России. Полученные результаты позволяют говорить о серьёзных успехах в этой области. Между тем, ни в одном из исследований не говорится о том, что патриотизм должен воспитываться как чувство. В связи с этим, в данной работе за отправную точку берется воспитание “патриотических чувств” и затем рассматривается воспитание патриотического духа российских граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT PATRIOTIC EDUCATION IN RUSSIA AND CHINA

The collapse of the Soviet Union had a negative impact on the Patriotic education of citizens of the new Russia. Education of patriotism in new conditions is a factor of consolidation of all layers of Russian society, revival of the country, restoration of internal political, economic and cultural development. In order to restore a sense of patriotism in the hearts of Russians, the Russian government is forced to improve its ideological work. Russia has implemented a number of measures to strengthen Patriotic education. This was reflected in the editing of the national anthem, the strengthening of school education, the introduction of new holidays, and attention to historical and cultural heritage. Russia has made significant progress in fostering Patriotic feelings among Russian citizens and can serve as an example for China. Patriotic education in modern Russia deserves the closest attention and contributes to the strengthening of Patriotic work in China. Currently, more and more Chinese scientists are paying attention to how Patriotic education is organized in Russia. The results obtained allow us to speak about serious success in this area. Meanwhile, none of the studies say that patriotism should be raised as a feeling. In this regard, this work takes as a starting point the education of “Patriotic feelings” and then considers the education of the Patriotic spirit of Russian citizens.

Текст научной работы на тему «О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ В РОССИИ И КИТАЕ»

gs4 права человека ^d

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10914 ТУН Баохуэй,

магистрант

Ланьчжоуского университета (Китай) e-mail: [email protected]

Научный руководитель: Сы Цзюньцинь,

доктор филологических наук, профессор факультета русского языка и литературы Ланьчжоуского университета, e-mail: [email protected]

О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ В РОССИИ И КИТАЕ

Аннотация. Распад Советского Союза негативно сказался на патриотическом воспитании граждан новой России. Воспитание патриотизма в новых условиях - фактор консолидации всех слоев российского общества, возрождения страны, восстановления внутриполитического, экономического и культурного развития. Для того чтобы восстановить чувство патриотизма в душах россиян, российское правительство вынуждено совершенствовать свою идеологическую работу. В России реализован ряд мер по укреплению патриотического воспитания. Это выразилось в редактировании государственного гимна, усилении школьного воспитания, введении новых праздников, внимании к историко-культурному наследию. Россия добилась серьезных успехов в воспитании патриотических чувств у граждан России и может служить примером для Китая. Патриотическое воспитание в современной России заслуживает самого пристального внимания и способствует укреплению патриотической работы в Китае. В настоящее время всё больше китайских ученых обращают внимание на то, как патриотическое воспитание организовано в России. Полученные результаты позволяют говорить о серьёзных успехах в этой области. Между тем, ни в одном из исследований не говорится о том, что патриотизм должен воспитываться как чувство. В связи с этим, в данной работе за отправную точку берется воспитание "патриотических чувств" и затем рассматривается воспитание патриотического духа российских граждан.

Ключевые слова: Россия, Китай, гражданский долг, патриотическое чувство, патриотическое воспитание.

TONG Baohui,

Graduate student, Lanzhou University (China)

Supervisor: Xie Junqin,

doctor of philology, professor of the Faculty of russian language and literature of Lanzhou University

ABOUT PATRIOTIC EDUCATION IN RUSSIA AND CHINA

Annotation. The collapse of the Soviet Union had a negative impact on the Patriotic education of citizens of the new Russia. Education of patriotism in new conditions is a factor of consolidation of all layers of Russian society, revival of the country, restoration of internal political, economic and cultural development. In order to restore a sense of patriotism in the hearts of Russians, the Russian government is forced to improve its ideological work. Russia has implemented a number of measures to strengthen Patriotic education. This was reflected in the editing of the national anthem, the strengthening of school education, the introduction of new holidays, and attention to historical and

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

cultural heritage. Russia has made significant progress in fostering Patriotic feelings among Russian citizens and can serve as an example for China. Patriotic education in modern Russia deserves the closest attention and contributes to the strengthening of Patriotic work in China. Currently, more and more Chinese scientists are paying attention to how Patriotic education is organized in Russia. The results obtained allow us to speak about serious success in this area. Meanwhile, none of the studies say that patriotism should be raised as a feeling. In this regard, this work takes as a starting point the education of "Patriotic feelings" and then considers the education of the Patriotic spirit of Russian citizens.

Key words: Russia, China, civic duty, Patriotic feeling, Patriotic education.

1. Усиление патриотического воспитания в России

После распада Советского Союза патриотические чувства российских граждан существенно ослабли. Президент России Владимир Путин решил сделать патриотизм основой идеологического воспитания. В 2012 г. он заявил: «Вместе мы должны найти ту связь, которая объединяет всю многонациональную Россию. Ничего нельзя сделать, кроме патриотизма» [13].

В Словаре русского языка Ушакова у слова "чувство" выделяется шесть значений: "1. Способность живого существа воспринимать внешние впечатления. 2. Состояние, в котором человек способен сознавать окружающее, владеет своими душевными и умственными способностями. 3. Самый процесс ощущения, восприятия чего-н. (книжн.). 4. Психофизическое состояние живого существа, то, что оно испытывает, ощущает. Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни. 5. Любовь, испытываемая кем-н. к кому-н. 6. Способность деятельно переживать что-н., откликаться на жизненные впечатления, сочувствовать чему-н." [8]. Таким образом, понятие «патриотизм» соответствует пятому значению слова "чувство". Патриотизм - это любовь к Родине. Это самое чистое и самое тонкое, самое возвышенное и самое сильное, самое нежное и самое беспощадное, самое ласковое и самое грозное чувство. Тот, кто по-настоящему любит Родину, - во всех отношениях настоящий человек... [7]. Воспитание патриотических чувств - это воспитание в народе чувства любви к Родине, которое необходимо для национального единства страны. История человечества на протяжении тысячелетий показывает, как важно для страны и народа преодолевать трудности. Ленин считал, что патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств. [1]

Патриотизм - чувство, объединяющее нацию, его роль и сила несравнимы ни с каким другим идеологическим понятием. Патриотизм способен объединить эмоции и мысли народа,

сформировать его единую волю, способствовать политическому, экономическому и культурному развитию страны. Поэтому воспитание патриотических чувств граждан стало насущной задачей национального возрождения.

Российская теория и практика патриотизма сформировали уникальную систему патриотического воспитания, а в сердцах граждан постепенно сформировались святые патриотические чувства.

2. Российская система патриотического воспитания

2.1 Роль государственного гимна в патриотическом воспитании

Нынешний государственный гимн России начинается словами «Россия - священная наша держава.». Президент РФ В.В. Путин в 2000 г. сохранил в новом российском гимне мелодию бывшего советского гимна «Союз нерушимый республик свободных.», чтобы показать преемственность двух гимнов: старого и нового [15].

С древних времен песня была выражением коллективного и национального единства, она поднимала боевой дух. Ещё древние воины стучали в барабаны, подбадривая таким образом войско. Например, русская песня «Так хочется жить» (слова и мелодия Г. Селезнева) впервые прозвучала 10 ноября 2013 г. на концерте в Кремле ко Дню образования российской полиции. Песня была исполнена в память о 163 сотрудниках полиции, погибших в 2013 г. Слушатели были потрясены. Это показывает силу песни в сплочении людей. Таких песен в России много. Все они имеют важную черту - вызвать подъём патриотических чувств, обеспечить эмоциональный резонанс между исполнителем (исполнителями) и слушателями. Эта традиция особенно мощно проявилась в годы Великой Отечественной войны: патриотические песни волновали сердца советских людей, потерявших своих родных и близких. В любую эпоху такие песни играли важную роль в патриотическом воспитании людей, прославлении Родины.

Патриотические песни могут вдохновлять людей на военные и трудовые подвиги, особенно

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

государственный гимн. Это выплеск духовной мощи страны, музыкальное произведение, концентрирующее энергию национального единства.

2.2 Личный пример учителей в школьном воспитании патриотизма

В российской школе очень важен личный пример учителя. Учителя не только преподают знания в рамках школьных предметов, но и воспитывают в детях чувство патриотизма. На это направлена система патриотического воспитания. Помимо «уроков памяти», сюда входит посещение мемориальных мест и братских захоронений. Учителя делятся своими мыслями и чувствами с учащимися. Воспитание патриотизма не ограничивается трансляцией книжных знаний на уроках, а проходит через личный опыт учителя, стимулирует патриотический энтузиазм учащихся, воспитывает любовь к Родине [9].

2.3 Роль государственных праздников в воспитании патриотизма

В России существует праздник День защитника Отечества, который неофициально называют Днём мужчин. 23 февраля 2018 г. на праздновании Дня защитника Отечества Президент РФ В.В. Путин заявил: «Ратная служба во славу Отечества почиталась у нас во все времена. Россия не раз противостояла внешним угрозам, посягательствам на её независимость. Наши солдаты, матросы, офицеры отважно защищали страну, побеждали не только своей выучкой, силой оружия, но и силой духа, великой любовью к Родине» [6].

Несмотря на то что в мире сейчас нет глобальных войн, продолжает сохраняться опасность терроризма, экстремизма и т.д. Российские военные готовы сражаться за мир как у себя дома, так и за его пределами. Вот почему Россия так ценит военно-патриотические праздники.

Каждый год 9 мая в России празднуется День Победы. Сначала торжественным маршем проходит военный парад, затем его сменяет «Бессмертный полк». Прохождение «Бессмертного полка» -впечатляющее зрелище. В нём участвуют многие россияне с фотографиями своих близких. Подобные марши способствуют укреплению патриотических чувств народа. Председатель КНР Си Цзиньпин отметил: «Многообещающая нация не может существовать без героев, а перспективная страна - без авангарда» [14]. Солдаты, спасшие Родину от врага, составляют гордость страны и нации, они останутся навечно в сердцах народа. Россия - это страна и нация, уважающая своих героев, а нация, уважающая героев, сама достойна уважения.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

Подобные акции, сплачивающие народ, способны сохранять и передавать патриотические чувства от старшего поколению к младшему. Так молодые люди усваивают высокие гражданские идеалы и перенимают у своих дедов и отцов опыт служения Родине. В этом патриотическом наследии заключаются мощь, национальное богатство и нравственные устои России.

2.4 Патриотизм и военная служба

Российское руководство придаёт большое значение обороноспособности страны, её боевому духу. В начале XXI в. Президент РФ В.В. Путин выдвинул идею повышения военной грамотности у подрастающего поколения. В 2015 г. была разработана программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Эта программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи [5]. В частности, чтобы противостоять западным санкциям, в российском обществе пропагандируется героизм российской армии. Военно-патриотическое воспитание в российской армии осуществляется в таких формах, как диспуты, публикация книг, семинары, телепередачи, призванные осветить вклад советских военных и гражданских лиц в победу в Великой Отечественной войне. Кроме того, чтобы пробудить у молодёжи интерес к армейской службе, в воинских частях устраиваются Дни открытых дверей. На них приглашаются учащиеся средних школ и их родители [12].

Кроме того, увеличивается число военных клубов - добровольных, самоуправляющихся некоммерческих организаций, сформированных на основе гражданских инициатив. В одной только Москве насчитывается около сотни военных клубов, в т.ч. военно-патриотические объединения, клубы ветеранов, военно-спортивные клубы и др. Участники этих организаций изучают военную историю России, молодые люди участвуют в походах, марш-бросках, военных единоборствах, стрельбах, метаниях гранат [12]. Российское правительство считает, что военно-патриотическое воспитание вырабатывает у молодёжи командный дух, формирует базовые армейские навыки, способствует подготовке молодежи к воинской службе, отбору будущих военных кадров и укреплению обороны [3].

2.5 Патриотическое воспитание через изучение истории страны

Россия - страна, в которой на протяжении тысячелетий крепла духовная сила народа. Рус-

ский народ играл ключевую роль в развитии своей страны.

Обращение к истории - важная часть патриотического воспитания в России [11]. В русской истории было несколько этапов, продемонстрировавших сплочённость русского народа. Во-первых, в 1380 г. на Куликовом поле русские под предводительством Московского князя Дмитрия разгромили татарское войско. Хотя эта битва не сделала Московское княжество независимым, она показала, что русские люди в единстве способны одержать победу над врагом. Во-вторых, это Отечественная война 1812 г., когда армия Наполеона вторглась в Россию. Русская армия под предводительством М. Кутузова временно оставила Москву, и тогда войско Наполеона в условиях голода и морозной зимы было вынуждено бежать из России. Отечественная война 1812 г. закончилась победой русского народа [2]. В-третьих, Великая Отечественная война. В этой войне все народы Советского Союза поднялись на борьбу против фашистской агрессии Германии и Японии, проявив необычайное мужество. В ходе войны у русского народа укрепилось чувство национальной гордости.

В России много воинских мемориалов, музеев, памятников и т.д., в которых хранится память о трагических и героических страницах национальной истории. Русские часто посещают эти музеи. В них можно увидеть не только родителей с детьми, но и целые школьные классы. Подобные экскурсии играют важную роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

3. Патриотическое воспитание в Китае

3.1 Патриотическое воспитание должно усиливать «чувство церемонии» и «чувство торжественности»

Важная роль в патриотическом воспитании отводится школе. Молодежь - это надежда и будущее страны. При этом некоторые мероприятия в школе носят достаточно формальный характер, например, церемония поднятия флага. Эта церемония проводится нечасто: в начальной и средней школе поднятие флага проходит только раз в неделю или в дни государственных праздников. Многие школы опускают национальный флаг за день до подъёма и поднимают его на следующий день. Это преуменьшает "чувство церемонии" и "чувство торжественности", которыми должна сопровождаться церемония поднятия флага. Поэтому колледжи и университеты должны усилить патриотическое воспитание, чтобы внушить ученикам и студентам чувство благоговения перед символами государства [4].

3.2 Китай должен обратить внимание

на военно-патриотическое воспитание

Китай не придает должного значения военно-патриотическому воспитанию. Хотя сегодня в колледжах и университетах студенты-первокурсники проходят начальную военную подготовку, она длится всего три недели и не может кардинальным образом развить патриотические чувства у студентов [10]. А между тем военно-патриотическое воспитание должно сформировать у населения уважение к военным, что крайне важно для укрепления обороноспособности Китая. Военная мощь как важный элемент национальной независимости важна для страны, чтобы избежать полуколониальной зависимости, как это было с Китаем в конце правления династии Цин. А когда Китай участвовал в корейской войне против американской агрессии, помогая корейскому народу, и разгромил США, то позиции Китая в мире стремительно возросли. Причина - военная мощь Китая и передовая военно-стратегическая стратегия, сыгравшая важную роль в победе над американским империализмом. Поэтому Китай должен усилить военно-патриотическое воспитание, потому что только сильное государство может защитить своих граждан от внешней агрессии. Сегодня Китай имеет репутацию великой державы, ответственной за поддержание мира во всем мире, причём он играет важную роль в борьбе с терроризмом. Этому способствовало увеличение национальной мощи Китая.

3.3 Мемориалы и музеи способствуют воспитанию у студентов чувства патриотизма

Мемориалы и музеи - важные государственные объекты, способствующие воспитанию патриотизма на фоне 5000-летней истории Китая. Посещение музеев формирует чувство национальной гордости, а это - залог патриотизма. Недавняя государственная программа «Если национальное достояние может говорить» направлена на воспитание у граждан чувства патриотизма в процессе посещения музеев. Правда, посещение музея здесь не физическое, а виртуальное. Оно возможно благодаря интернет-технологиям, которые позволяют доставить национальные сокровища из музея в каждый дом. По сравнению с обычной экскурсией виртуальные экспонаты, комментарии экспертов и яркое повествование гораздо увлекательнее и производят глубокое впечатление на людей. Поэтому в информационную эпоху мы должны не только поощрять посещение музеев, но и использовать новые формы. Наша цель - в соответствии с требованиями времени изучать китайскую традиционную культуру, становиться

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

образованными людьми, воспитывать в себе национальную гордость и патриотические чувства.

Список литературы:

[1] Ленин В.И. ПСС т.37 - М.: Изд-во политической литературы, 1969. - 190 с.

[2] Дай гуйцзюй, Ли Иннань. История России - Пекин.: Изд-во преподавания и исследования иностранных языков, 2005. - С. 160 - 163+187.

[3] Зиамбетов В.Ю. Военно-патриотическое воспитание и подготовка к военной службе студенческой молодежи // Вестник ОГУ. - 2013. - № 2(151). - C. 90-95. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/voenno-patrioticheskoe-vospitanie-i-podgotovka-k-voennoy-sluzhbe-studencheskoy-molodezhi (дата обращения: 24.10.2020).

[4] Ли Чуньли. Новое содержание и новые требования патриотического воспитания в новую эпоху^]. Воспитатель, 2019. - С. 11-13.

[5] Правительство Российской Федерации постановление о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 годы». - 4 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static. government.ru (дата обращения: 24.10.2020).

[6] Сайт ПППР [Электронный ресурс]. -Режим доступа: Политикапрезидента.рф (дата обращения: 24.10.2020).

[7] Сухомлинский В.А. Письма к сыну. - M.: Просвещение, 1987. - 6 с.

[8] Ушаков Д.Н. Толковый словарь Ушаков [Электронный ресурс] // Сайт «Словари и энциклопедии на Академике». - Режим доступа: https:// dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1089246 (дата обращения: 24.10.2020).

[9]

ВШ [J] 2017(5) : 50-51.

[10]

Ш.Й^гёТУ, 2020(07) : 103-105+109.

[11] {ш-&.'штшт.т±.%.ттт&ж

Ш, 2017(10) : 129-130.

[12] ш.

2017(03): 252-254.

[13] шш. тшш^

¿—[J].AS#1W, 2017(11) : 70-75.

[14] ^»»iitw^M.r^

2019.

[15]

2017.

Spisok literatury:

[1] Lenin V.I. PSS t.37 - M.: Izd-vo politicheskoj literatury, 1969. - 190 s.

[2] Daj gujczyuj, Li Innan'. Istoriya Rossii -Pekin.: Izd-vo prepodavaniya i issledovaniya inostrannyh yazykov, 2005. - S. 160 - 163+187.

[3] Ziambetov V.Yu. Voenno-patrioticheskoe vospitanie i podgotovka k voennoj sluzhbe studencheskoj molodezhi // Vestnik OGU. - 2013. -№ 2(151). - S. 90-95. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/voenno-patrioticheskoe-vospitanie-i-podgotovka-k-voennoy-sluzhbe-studencheskoy-molodezhi (data obrashcheniya: 24.10.2020).

[4] Li Chun'li. Novoe soderzhanie i novye trebovaniya patrioticheskogo vospitaniya v novuyu epohu[J]. Vospitatel', 2019. - S. 11-13.

[5] Pravitel'stvo Rossijskoj Federacii postanovlenie o gosudarstvennoj programme «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016—2020 gody». - 4 s. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://static.government. ru (data obrashcheniya: 24.10.2020).

[6] Sajt PPPR [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: Politikaprezidenta.rf (data obrashcheniya: 24.10.2020).

[7] Suhomlinskij V.A. Pis'ma k synu. - M.: Prosveshchenie, 1987. - 6 s.

[8] Ushakov D.N. Tolkovyj slovar' Ushakov [Elektronnyj resurs] // Sajt «Slovari i enciklopedii na Akademike». - Rezhim dostupa: https://dic.academic. ru/dic.nsf/ushakov/1089246 (data obrashcheniya: 24.10.2020).

[9]

S® 2017(5) : 50-51.

[10]

[J].^"ÎÊTIJ, 2020(07) : 103-105+109.

[11]

M, 2017(10) : 129-130.

[12] ».

2017(03) : 252-254.

[13] mt.

2-[j].AStf, 2017(11) : 70-75.

[14]

2019.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[15]

2017.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.