Научная статья на тему 'Идеи Дэн Сяопина в теории и практике патриотического воспитания китайской молодежи'

Идеи Дэн Сяопина в теории и практике патриотического воспитания китайской молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
695
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идеи Дэн Сяопина / патриотизм / школьное образование / патриотическое воспитание китайской молодежи / Deng Xiaoping's ideas / patriotism / school education / patriotic education of Chinese youth

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В П. Борисенков, Ван Сюань

Статья посвящена анализу идей патриотического воспитания Дэн Сяопина, которые оказывают глубокое влияние на теорию и практику школы КНР. Патриотические идеи Дэн Сяопина являются результатом его жизненного пути и его участия в борьбе за освобождение китайского народа, они оформились в теорию в период с 1978 г. по 1997 г. Дэн Сяопин считает, что выражение «любить родину» — отнюдь не звонкая фраза, и в современную эпоху патриотизм должен воплощаться в реальных действиях по построению социалистического общества. Идеи патриотического воспитания Дэн Сяопина наиболее полно охватывают следующие вопросы: как быстро развивать Китай? Как завершить объединение родины? Как поддерживать самостоятельность и независимость страны? Как культивировать национальное достоинство и гордость в людях?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DENG XIAOPING'S IDEAS IN THEORY AND PRACTICE OF PATRIOTIC EDUCATION OF CHINESE YOUTH

The article is devoted to the analysis of the ideas of patriotic education of Deng Xiaoping, which have a profound impact on the theory and practice of the school of the PRC. Deng Xiaoping's patriotic ideas are the result of his life, his participation in the struggle for the liberation of the Chinese people and formed into theory in the period from 1978. Deng Xiaoping believes that “loving the homeland” is not just a beautiful slogan, and in modern times patriotism should be embodied in real actions of building a socialist society. The ideas of the patriotic upbringing of Deng Xiaoping embrace the next questions: How quickly we need to develop China? How to complete the unification of the motherland? How to maintain the independence of the country? How to cultivate national dignity and pride in people?

Текст научной работы на тему «Идеи Дэн Сяопина в теории и практике патриотического воспитания китайской молодежи»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА

УДК 37.034

ИДЕИ ДЭН СЯОПИНА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КИТАЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Статья посвящена анализу идей патриотического воспитания Дэн Сяопина, которые оказывают глубокое влияние на теорию и практику школы КНР. Патриотические идеи Дэн Сяопина являются результатом его жизненного пути и его участия в борьбе за освобождение китайского народа, они оформились в теорию в период с 1978 г. по 1997 г. Дэн Сяопин считает, что выражение «любить родину» — отнюдь не звонкая фраза, и в современную эпоху патриотизм должен воплощаться в реальных действиях по построению социалистического общества. Идеи патриотического воспитания Дэн Сяопина наиболее полно охватывают следующие вопросы: как быстро развивать Китай? Как завершить объединение родины? Как поддерживать самостоятельность и независимость страны? Как культивировать национальное достоинство и гордость в людях?

Ключевые слова: идеи Дэн Сяопина, патриотизм, школьное образование, патриотическое воспитание китайской молодежи.

Дэн Сяопин — выдающийся пролетарский революционер и замечательный патриот своей страны. Его теория «построения социализма с китайской спецификой» [3, с. 9] представляет собой результат применения основных принципов марксизма в ус-

Как цитировать статью: Борисенков В. П., Ван

Сюань. Идеи Дэн Сяопина в теории и практике патриотического воспитания китайской молодежи // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 2, № 2 (64). С. 141-152.

№ iiМ

В. П. Борисенков

Доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, заведующий кафедрой истории и философии образования МГУ им. М. В. Ломоносова, г.Москва

Vladimir. P. Borisenkov

Dr.Sc. (Education), Professor, Academician of the Russian Academy of Education, Head of the Chair of History and Philosophy of Education, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

Ван Сюань

Аспирант кафедры образовательных технологий факультета педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова E-mail: [email protected]

Wang Xuan

Graduate student of the Department of Educational Technology, Faculty of Pedagogical Education, Lomonosov Moscow State University

ловиях КНР. Она воплотила в себе глубоко выдержанный и целостный патриотизм и системно ответила на вопрос, как строить, укреплять и развивать социализм в социально-экономических и культурно-исторических условиях китайской действительности.

В теории Дэн Сяопина патриотизм выступает стержнем гражданского воспитания широких масс китайского населения и прежде всего молодежи. В свою очередь теория и практика социалистического строительства в современном Китае создают для патриотизма прочную научную основу и широкую социальную базу. Патриотическое чувство у Дэн Сяопина выражается в простой и ясной формуле: Глубокая любовь к своей Родине и служение ее народу [8, с. 2].

Уже в ранней юности Дэн Сяопин пришел к осознанию неравноправного и угнетенного положения Китая в мире. В то время Китай был отсталой полуколониальной и полуфеодальной страной, народ которой жил в нищете. Великая Октябрьская революция в России оказала мощное воздействие на развитие революционного движения в Китае, в котором с 15 лет принимал участие Дэн Сяопин. В 1920 г. он уехал учиться во Францию и в 1922-м вступил там в ряды китайской юношеской компартии. В дальнейшем он отправился в Советский Союз, где учился в Коммунистическом университете трудящихся Востока и Коммунистическом университете трудящихся Китая им. Сунь Ятсена. Позднее Дэн Сяопин вспоминал: «18-летним юношей я вступил в революционные ряды, одержимый стремлением работать для победы революции» [3, с. 74]. Он мечтал о времени, когда после победы революции Китай станет могучей и богатой страной благодаря развитию науки и производства, и мечта эта сбылась еще при его жизни.

По возвращении в Китай из СССР Дэн Сяопин в течение многих лет занимался практической организационно-партийной работой на различных постах, участвовал в войне против японских захватчиков, был комиссаром 129-й дивизии знаменитой Восьмой армии. После провозглашения в 1949 г. Китайской народной республики он вошел в состав коллективного руководства КПК и активно занимался вопросами социалистического строительства в КНР.

В годы Великой пролетарской культурной революции Дэн Сяопин был подвергнут необоснованным репрессиям, отстранен от власти и направлен на «перевоспитание» в сельскую местность. Этот период (1958-1976 гг.), начавшийся с политики «большого скачка» 1958-1968 гг.

и революции в образовании 1966-1970 гг. (как составной части культурной революции), характеризовался отсутствием стабильности, скачкообразным развитием, игнорированием зарубежного опыта, проведением экономических экспериментов без должного кадрового и технического обеспечения, частичным разрушением системы высшего и среднего образования и др. Все это нанесло значительной ущерб экономике страны в целом и системе образования в частности.

Реформаторские силы под руководством Дэн Сяопина еще до проведения исторического 3-го пленума ЦК КПК 11-го созыва (декабрь 1978 г.), который провозгласил «перемещение центра тяжести работы на осуществление социалистической модернизации» [2, с. 199], выдвинули новый курс в образовании. На этом крутом историческом повороте развития Китая они предложили рассматривать образование как предпосылку и важнейший инструмент проведения реформ во всех сферах жизнедеятельности общества. Под руководством Дэн Сяопина в Китае была осуществлена вторая революция — «построение социализма с китайской спецификой» [3, с. 83]. И его патриотическая идея «служения родине» получила дальнейшее развитие.

В содержание теории патриотического воспитания Дэн Сяопин включает следующие основные положения:

1. Стимулировать прогресс Китая, обеспечить процветание и быстрое развитие страны в целях повышения уровня жизни народа

Процветание родины, развитие экономики, счастье народа являются исходной точкой и конечной целью теории Дэн Сяопина, а также концентрированным проявлением идеи патриотизма. Из-за левого уклона в понимании социализма в Китае проявлялось долгосрочное игнорирование проблемы развития производительных сил. Именно на это обратил внимание Дэн Сяопин и подчеркнул: бедность не может быть целью социализма. Он считал, что марксисты должны уделять больше внимание освобождению и развитию производительных сил и росту производительности труда [3, с. 470]. Именно в этом заключается, по мнению Дэн Сяопина, коренная задача социалистического строительства. Во время «южного турне» (1992 г.) он заявил: «Суть социализма — в освобождении и развитии производительных сил, ликвидации эксплуатации, устранении поляризации и достижении в конечном счете всеобщей зажиточности» [3, с. 243].

2. Завершить великое дело объединения Родины

Любить свою родину значит напрягать все силы для того, чтобы обеспечить ее объединение и территориальную целостность. Стремление к объединению страны и борьба против сепаратизма считаются традицией китайской нации и важнейшей характеристикой ее патриотизма. В результате длительной борьбы Китайская народная республика была создана, но по ряду причин задача объединения страны еще не выполнена в полной мере. Подчеркивая ее актуальность, Дэн Сяопин писал: «Это прежде всего национальный вопрос, проблема национальных чувств. Все сыны и дочери китайской нации стремятся к объединению Китая. Раскол существует вопреки воле нации» [3, с. 218-219]. Следуя этому курсу, Китай восстановил исполнение своих суверенных прав над Гонконгом и Аомынем (соответственно в 1997-й и 1999 гг.), Тайвань является последней проблемой в объединении КНР. Еще в январе 1979 г. Дэн Сяопин уже четко поставил тайваньский вопрос на повестку дня. О важности задачи завершения объединения родины он никогда не забывал и в одном из своих выступлений в последние годы жизни поделился своим желанием погулять в Гонконге и на Тайване.

3. Поддерживать самостоятельность и независимость Китая

Еще одним направлением развития патриотической темы в теории Дэн Сяопина является поддержка независимости и самостоятельности Китая, отстаивание его государственного суверенитета и национального достоинства. Стремление к независимости и самостоятельности означает, что нельзя заискивать перед другими державами, ползать на коленях перед ними, нанося ущерб родине и подрывая ее авторитет в международном сообществе. «Дела Китая,— писал он,— должны вестись в соответствии с реальной обстановкой, притом силами самого китайского народа. Независимость, самостоятельность и опора на собственные силы были, есть и будут нашей исходной позицией» [3, с. 9]. В современном мире притеснение и угнетение малых и бедных стран большими и богатыми государствами можно увидеть повсюду. Если не поддерживать свои независимость и самостоятельность и не отстаивать государственный суверенитет, то страна не может сохранить свое место в мире и обеспечить свою безопасность. Дэн Сяопин всегда ставил государственную безопасность и суверенитет Китая на первое место.

4. Культивировать национальное достоинство и гордость в людях

Национальное достоинство и гордость — это концентрированное выражение национального духа и квинтэссенция патриотизма. Осознание

огромной дистанции между своей страной и развитыми государствами мира в области материального производства и по уровню жизни толкает некоторых людей к национальному нигилизму. Они слепо преклоняются перед развитыми странами, считают свое отечество неполноценным и теряют свое национальное и человеческое достоинство. Дэн Сяопин указывал: «Китайский народ преисполнен чувства национальной гордости и достоинства. Любить отчизну и отдавать все силы делу строительства социалистической родины он считает для себя высочайшей честью, а наносить ущерб ее интересам, ее авторитету и престижу — величайшим позором» [3, с. 9].

Основные характеристики теории патриотизма Дэн Сяопина можно резюмировать следующим образам:

1. Вызовы времени

В результате более чем столетней борьбы китайские патриоты завершили демократическую революцию, решили проблемы независимости своего государства и национального освобождения. С 1981-го по 2017 г. главным противоречием общественной жизни в Китае было «противоречие между растущими материальными и культурными потребностями населения и отсталым общественным производством» [2, с. 184]. В этом контексте продвижение экономического строительства, усиленное развитие производительных сил, ускорение модернизации экономики стали основными задачами китайских патриотов. Дэн Сяопин выдвинул лозунг: «Наука и техника — главные производительные силы» [3, с. 347].

2. Научные основы патриотизма

Патриотические идеи и действия (включая цель, подходы и методы) должны соответствовать требованиям объективных законов — в этом научная основа патриотизма. Исторический опыт показал, что только научный социализм может обеспечить быстрое развитие Китая. Как отмечал Дэн Сяопин, Китай еще находится на начальном этапе строительства социализма. В контексте нынешнего уровня экономического развития Китай еще не готов стать в короткие сроки мощной современной державой, и китайские патриоты должны стоять на твердой почве реалий и найти путь развития, соответствующий потребностям страны [3].

3. Открытость к миру

С развитием производительных сил связи между нациями и странами становятся более прочными и глубокими, что ведет к ускорению процесса глобализации. Страна, которая хочет быстро развиваться,

не может находиться в изоляции от других. В истории Китая были периоды, когда он оставался закрытой страной, и это негативно сказывалось на его развитии. Исходя из анализа мировых тенденций и на основе обобщения исторического опыта Дэн Сяопин обосновал точку зрения, согласно которой страна не преодолеет отсталости, если будет оставаться закрытой. Только открывшись для всего мира, Китай может обеспечить модернизацию.

4. Конструктивность подхода

В современную эпоху патриотам требуется осознание преемственности национальных традиций, соединенное с конструктивностью подходов при решении проблем объединения страны. Именно этим руководствовался Дэн Сяопин, предложив при решении тайваньского, гонконгского и аомыньского вопросов следовать лозунгу: «Одно государство — два строя» [3, с. 78]. Иными словами, он предлагал сохранить на длительное время капиталистический строй и образ жизни на Тайване, в Гонконге и Аомыне в условиях единого государства. Этот подход способствовал конструктивному решению проблемы объединения страны, которое пока еще не завершено. Замысел «одна страна — два строя» появился у китайских литеров в 1950-е гг. при обсуждении тайваньского вопроса. В мае 1955 г. премьер-министр Чжоу Эньлай заявил о необходимости решить тайваньский вопрос мирным путем. В 1981 г. Дэн Сяопин впервые предложил принцип: «Одна государство — два строя» как подход для решения тайваньского вопроса, а затем расширил область его применения на решение гонконгского и аомыньского вопросов.

Патриотическое воспитание молодежи в КНР в свете идей

Дэн Сяопина

После реформы и вступления на путь открытости социальная среда Китая стала быстро меняться. Китайское правительство начало уделять большое внимание «патриотическому воспитанию в новых условиях». Вскоре вышли «Предложения об усилении пропагандистской работы по воспитанию патриотизма», «Программа нравственного воспитания в начальной школе», «Программа нравственного воспитания в средней школе», «План реализации программы воспитания патриотизма» и т.д. С 1978 г. в Китае было опубликовано более 20 тысяч статей по проблемам патриотического воспитания в свете идей Дэн Сяопина.

В соответствии с государственными документами предъявляется

ряд требований, касающихся патриотического воспитания молодежи в школах [1].

1. В начале учебного года проводится вступительный урок по данной проблематике. Цели обучения, история и статус школы, правила, касающиеся дисциплины и поведения учащихся, должны быть четко объяснены ученикам на вступительном уроке. Длительность урока в начальной школе может быть час, в средней школе первой ступени — два часа, а в средней школе старшей ступени — четыре часа. Содержание урока разделяется на несколько уровней в зависимости от возраста учащихся. Цель урока: объяснить ученикам, зачем им необходимо учиться, что они будут изучать и какова взаимосвязь между обучением и родиной.

2. Исходя из возрастных особенностей школьников, следует прибегать к определенным способам и приемам их патриотического воспитания. В частности, предлагается рассмотреть значение церемонии поднятия государственного флага. Государственный флаг — символ страны, который должны почитать все граждане государства. Церемония поднятия флага помогает культивировать чувства гордости, уважения и любви к своей стране. Каждая школа обязана проводить церемонию по понедельникам, присутствующие при поднятии флага исполняют государственный гимн. Большое число школьных мероприятий проводится в дни национальных праздников. При этом преследуется задача познакомить школьников с истоками, историей и традициями национальных праздников, а также приобщить их к знаниям о достижениях китайского народа в самых разных областях. Кроме того, каждая школа вправе проводить различные мероприятия в соответствии со своими планами и разработками по культурному воспитанию обучающихся.

3. Патриотическим воспитанием обучающихся должны заниматься все учителя независимо от предмета, который они ведут. Несмотря на то, что некоторые предметы более тесно связаны с патриотизмом (история, география, музыка и другие), каждый учитель обязан воспитывать в учениках чувства уважению и любви к своей родине, а также к работе на благо своей страны. По каждому изучаемому предмету в школе требуется составить план патриотического воспитания в соответствии с программой, которую издал государственный комитет просвещения.

4. Для школьников отобраны сто фильмов по патриотической проблематике (16 обязательных фильмов и 34 фильма по выбору для школьников начальной школы, 18 обязательных фильмов и 32 фильма по выбору для

школьников средней школы). Тематика этих фильмов разная, например: борьба против империалистической агрессии, революционная традиция и социализм, биографические фильмы о людях Китая и китайской культуре. В каждом семестре школа должна организовывать просмотр фильма 2-3 раза, чтобы каждый школьник успел просмотреть все обязательные фильмы и некоторые фильмы по выбору.

5. Школа должна активно развивать внешкольную деятельность, чтобы эффективнее прививать патриотические чувства учащимся. Для школьников старших классов следует организовывать производственную деятельность, социальную практику и военную подготовку, чтобы укрепить их чувство ответственности за безопасность Родины.

Кроме того, государственные и общественные органы также должны играть важную роль в патриотическом воспитании, в связи с чем к ним предъявляются следующие требования:

- уличный комитет и профсоюз, комсомол, федерация женщин всех уровней должны обращать внимание на роль семьи в деле воспитания молодежи;

- учитывая специфику молодежной аудитории, необходимо использовать разнообразные формы просвещения и воспитания: видео, печать, музыка, драма, искусство и т.д., чтобы предоставить молодому поколению возможность познакомиться с интересными для них материалами патриотического характера;

- правительства всех уровней должны создать базу патриотического воспитания и проводить патриотические мероприятия соответственно с наличием необходимых условий.

Руководствуясь идеями Дэн Сяопина, китайские работники просвещения постоянно находятся в кропотливых экспериментальных поисках и разрабатывают новые методы воспитательной работы. Например, в школе № 16 города Сучжоу проводят торжественную церемонию поднятия государственного флага в присутствии всех школьников в первый день семестра. В этот день в школу приглашают ветеранов, чтобы зачитать список знаменосцев, вручить им флаг и выдавать «свидетельство славы». В еженедельной церемонии поднятия флага знаменосцы торжественно поднимают государственный флаг, а начальники и учителя школы тщательно готовят и читают лекцию о школьной жизни, годовщинах исторических событий и традиционных праздниках и актуальных проблемах нравственного воспитания. Кроме того, все учащиеся обязаны носить школьную форму,

школьный значок, комсомольский значок и красный галстук. В процессе такой церемонии укрепляется любовь школьников к своей родине, а государственный флаг как символ любимой страны занимает прочное место в их сердцах. Вместе с тем в государственные праздники и годовщины школа устраивает различные мероприятия, например: в праздник Цинмин (традиционный китайский праздник поминовения усопших) школьники посещают могилы павших героев; в день молодежи школьники первого класса средней школы слушают рассказы о революционных событиях, среди школьников второго класса средней школы проводится конкурс на тему «Как мы любим наш Китай», среди школьников третьего класса средней школы проходит соревнование в записи крылатых выражений патриотического содержания и другие [9, с. 28-29].

Вэнь Идо был замечательным китайском патриотом, известным поэтом и ученым. В его родном городе, расположенном в уезде Сишуй, правительство в полной мере старается использовать славу и авторитет великого земляка для привития подрастающему поколению желания следовать его примеру. Так, правительство переименовывает в честь Вэнь Идо школы, которые находятся рядом с его домом-музеем, проводит присягу вступления в пионерскую организацию и комсомол в доме-музее Вэнь Идо, устраивает мероприятия, связанные с Вэнь Идо, для школьников различных возрастов. Школа имени Вэнь Идо выбрала произведения этого знаменитого патриота в качестве школьного значка, школьного гимна, названий школьных изданий и так далее, а также ежегодно организует различные мероприятия по произведениям Вэнь Идо, например конкурс выступлений, фотовыставку, выставку картин и другие [10, с. 9-12].

Директор школы Бэймэнь провинции Юнъань считает, что ученикам начальных классов еще слишком сложно осознать значение такого глубокого понятия, как «любовь к Родине». Во многих школах Китая начальники школы часто говорят о «любви к своей стране», «любви к народу», но мало о «любви к себе». Дети, которые еще не знают, что это за страна, должны в первую очередь научиться любить и уважать себя. Именно поэтому в школе Бэймэнь школьников первого и второго классов сначала учат любить себя и заботиться о себе, например, как одеваться, как умываться и так далее, и только затем приобщают к любви к семье и окружающим. Директор полагает, что только тот человек, который любит себя, способен искренне полюбить свою родину и стать настоящим патриотом [6, с. 75-76].

В 2001 году, когда в Китае начал распространяться Интернет, Центральный комитет комсомола КНР создал сайт «Душа нации». Здесь представлены истории жизни и деятельности более двадцати тысяч известных павших граждан Китая Новой эпохи, особенно периода после основания Коммунистической партии Китая. Сайт также представлен как интернет-музей выдающихся революционеров (таких, как Мао Цзэдун, Чжоу Эньлай, Дэн Сяопин и т.д.) и известных исторических событий (опиумная война, война сопротивления японским захватчикам, война сопротивления американской агрессии и оказания помощи корейскому народу и другие) [5].

Для каждой учебной дисциплины всегда можно найти путь, который позволит совместить получаемые школьные знания и чувства патриотизма, гордости и почтения к своей стране. Некоторые учителя по математике считают, что сложно связать научные знания и патриотическое воспитание. Они считают, что научить считать — самая важная задача на уроках. На уроках математики учителя должны знакомить детей с научными математическими достижениями Китая, например такими, как: мировая общеупотребительная десятичная система исчисления впервые стала использоваться в Китае; самая древняя системная геометрия не евклидова, а китайская; китайские математики доказали теорему Пифагора раньше самого Пифагора и другие [4, с. 44-53].

Музей представляет собой базу патриотического воспитания и вторую аудиторию для школьников. Он играет важную роль в процессе патриотического воспитания подрастающего поколения. Его важнейшей задачей является путем использования определенных методик приобщение граждан к истории своей страны, ее традициям, культурным особенностям, а также культивирование чувства гордости, любви и признания к своему государству. Современный музей — это уже не бесполезный склад памятников, а кладезь важных и интересных артефактов и историй для каждого гражданина. Музею необходимо быть многогранным, его выставки должны быть научными и интересными, интеллектуальными и увлекательными. Для формирования патриотического духа у школьников музей использует такие методы, как углубление познаний в истории своего государства; приобщение к древним и современным достижениям страны с помощью памятников; общение на такие темы, как «любовь к Коммунистической партии Китая, любовь к социализму, любовь к Народно-освободительной армии Китая»; воспитание здорового эстетического мировоззрения [7, с. 53-55].

Таким образом, идеи патриотизма Дэн Сяопина призывают к одному— «служить Родине». Его представления, идеи и установки о патриотизме начали формироваться на основе его собственного опыта и окончательно утвердились после того, как он стал лидером второго руководящего коллектива КПК. Основными целями идей Дэн Сяопина являются: стимулировать прогресс Китая; обеспечить процветание и быстрое развитие страны в целях повышения уровня жизни народа; завершить великое дело объединения родины; поддерживать самостоятельность и независимость Китая; культивировать национальное достоинство и гордость в людях. Основными характеристиками идей можно считать: вызовы времени, научные основы патриотизма, открытость миру и созидательные подходы. После осуществления политики «реформ и открытости» китайское правительство стало уделять большое внимание «патриотическому воспитанию в новых условиях». Именно руководствуясь идеями Дэн Сяопина, Китай создал свою систему патриотического воспитания молодежи.

Литература

1. Ван Чжэн. Патриотическое воспитание молодежи чрезвычайно важно // газета «Жэньминьжибо». 18.02.1987. [На китайском языке].

2. Дэн Сяопин. Избранное. Том II. г. Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, 1995. 553 с.

3. Дэн Сяопин. Избранное. Том III. г. Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, 1994. 537 с.

4. Пэн Или. Школьное математическое образование и патриотическое воспитание // Journal of Yuxi Normal University. 1987. № 4. С. 44-53. [На китайском языке].

5. Душа нации [Электронный ресурс] [На китайском языке].. URL: agzy.youth.cn/mzh (дата обращения:20.12.2019).

6. Хуан Чанфа. С любви к себе — о «прелюдии» патриотического воспитания в начальной школе // Journal of Xiamen Educational College. 2007. № 6. С. 75-76. [На китайском языке].

7. Чжан Пини. Патриотическое воспитание — долгосрочная тематика музея // Wenwu Chunqiu. 1989. № 6. С. 53-55. [На китайском языке].

8. Чжу Бинъюань. Изучение патриотических идей Дэн Сяопина. Сучжоу: Издательство Сучжоуского университета, 2000. 226 с. [На китайском языке].

9. Чэ Сюефу, Лу Гаодань. Попытки патриотического воспитания // Journal of Suzhou College of Education. 1992. № 3. С. 28-29. [На китайском языке].

10. Юн Хуэй, Хун Линь. Вечный лейтмотив — патриотическое воспитание в уезде Сишуй // The party building and ideological education in schools. 2000. № 12. С. 9-12. [На китайском языке].

DENG XIAOPING'S IDEAS IN THEORY AND PRACTICE OF PATRIOTIC EDUCATION OF CHINESE YOUTH

The article is devoted to the analysis of the ideas of patriotic education of Deng Xiaoping, which have a profound impact on the theory and practice of the school of the PRC. Deng Xiaoping's patriotic ideas are the result of his life, his participation in the struggle for the

liberation of the Chinese people and formed into theory in the period from 1978. Deng Xiaoping believes that "loving the homeland" is not just a beautiful slogan, and in modern times patriotism should be embodied in real actions of building a socialist society. The ideas of the patriotic upbringing of Deng Xiaoping embrace the next questions: How quickly we need to develop China? How to complete the unification of the motherland? How to maintain the independence of the country? How to cultivate national dignity and pride in people?

Keywords: Deng Xiaoping's ideas, patriotism, school education, patriotic education of Chinese youth.

References

• Che Syuefu, Lu Gaodan'. Popytki patrioticheskogo vospitaniya // Journal of Suzhou College of Education. 1992. № 3. S. 28-29. [In Chinese].

• Chzhan Pini. Patrioticheskoe vospitanie — dolgosrochnaya tematika muzeya // Wenwu Chunqiu. 1989. № 6. S. 53-55. [In Chinese].

• Chzhu Bin'yuan. Izuchenie patrioticheskih idej Den Syaopina. Suchzhou: Izdatel'stvo Suchzhouskogo universiteta, 2000. 226 s. [In Chinese].

• Den Syaopin. Izbrannoe. Tom II. g. Pekin: Izdatel'stvo literatury na inostrannyh yazykah, 1995. 553 s.

• Den Syaopin. Izbrannoe. Tom III. g. Pekin: Izdatel'stvo literatury na inostrannyh yazykah, 1994. 537 s.

• Dushanacii [Elektronnyj resurs] [In Chinese]. URL: agzy.youth.cn/mzh (dataobrashcheniya:20.12.2019).

• Huan Chanfa. S lyubvi k sebe — o «prelyudii» patrioticheskogo vospitaniya v nachal'noj shkole // Journal of Xiamen Educational College. 2007. № 6. S. 75-76. [In Chinese].

• Pen Ili. Shkol'noe matematicheskoe obrazovanie i patrioticheskoe vospitanie // Journal of Yuxi Normal University. 1987. № 4. S. 44-53. [In Chinese].

• Van Chzhen. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi chrezvychajno vazhno // gazeta «Zhen'min'zhibo». 18.02.1987. [In Chinese].

• Yun Huej, Hun Lin'. Vechnyj lejtmotiv — patrioticheskoe vospitanie v uezde Sishuj // The party building and ideological education in schools. 2000. № 12. S. 9-12. [In Chinese].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.