Научная статья на тему 'О новых санитарных правилах для школ, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья'

О новых санитарных правилах для школ, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1080
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / CHILDREN WITH DISABILITIES / ОБУЧЕНИЯ / TRAINING / ШКОЛА / SCHOOL / САНИТАРНОЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ / SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Степанова М.И., Воронова Б.З., Шумкова Т.В.

В статье представлен обзор санитарного законодательства, регулирующего работу общеобразовательных школ, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены современные санитарно-эпидемиологические требования, которые определяют безопасные условия для обучения детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Степанова М.И., Воронова Б.З., Шумкова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the new sanitary rules for schools, teaching children with disabilities

In the article there is presented an overview of health legislation regulating the work of schools for education of children with disabilities. There are considered modern sanitary and epidemiological requirements, which define a safe learning environment for children. The organization of the educational activities is shown to be obliged to take into account features of psychophysical development, individual possibilities and a state of health of pupils with disabilities. Training classes are available only in the first shift on a 5-days school week, starting not earlier than 8 hours. There are given recommendations on the organization of a day regimen of children with limited abilities of health in day and day and night their stay in school.

Текст научной работы на тему «О новых санитарных правилах для школ, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья»

Russian pediatric journal. 2016; 19(1) DOI 10.18821/1560-9561-2016-19-1-35-38

35

social pediatrics

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 613.955-056.26

Степанова М.И., Воронова Б.З., Шумкова Т.В.

о новых санитарных правилах для школ, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Научный центр здоровья детей Минздрава России, 119991, г. Москва, Ломоносовский просп., д. 2, стр. 1

IB статье представлен обзор санитарного законодательства, регулирующего работу общеобразовательных школ, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены современные санитарно-эпидемиологические требования, которые определяют безопасные условия для обучения детей.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья; обучения; школа; санитарно-эпидемиологические требования.

Для цитирования: Степанова М.И., Воронова Б.З., Шумкова Т.В. О новых санитарных правилах для школ, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Российский педиатрический журнал. 2016; 19 (1): 35-38. DOI: 10.18821/1560-9561-2016-19 (1)-35-38

StepanovaM.I., VoronovaB.Z., Shumkova T.V.

ON THE NEW SANITARY RULES FOR SCHOOLS, TEACHING CHILDREN WITH DISABILITIES

Scientific Centre of Child Healthcare, 2, bld. 1, Lomonosov avenue, Moscow, 119991, Russian Federation

In the article there is presented an overview of health legislation regulating the work of schools for education of children with disabilities. There are considered modern sanitary and epidemiological requirements, which define a safe learning environment for children. The organization of the educational activities is shown to be obliged to take into account features of psychophysical development, individual possibilities and a state of health of pupils with disabilities. Training classes are available only in the first shift on a 5-days school week, starting not earlier than 8 hours. There are given recommendations on the organization of a day regimen of children with limited abilities of health in day and day and night their stay in school.

Keywords : children with disabilities; training; school; sanitary and epidemiological requirements.

For citation: Stepanova M.I., Voronova B.Z., Shumkova T.V. On the new sanitary rules for schools, teaching children with disabilities. Rossiiskiy Pediatricheskiy Zhurnal. 2016; 19(1): 35-38. (In Russian). DOI 10.18821/1560-9561-2016-19(1)-35-38

For correspondence: ArseniyA. Modestov, MD, PhD, Prof., chief research scientist of the Department of Organization of Nursing Care of the Research Institute of Preventive Pediatrics and Rehabilitation Treatment, e-mail: modestov@yandex.ru

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Funding. The study had no sponsorship.

Received 26.11.2015 Accepted 25.12.2015

олучение детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта; с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая синдром раннего детского аутизма; с задержкой и комплексными нарушениями развития. Поэтому обучение этих детей требует не только индивидуального подхода с учетом особенностей психики и здоровья каждого ребенка, но и обеспечения специфических и необходимых условий для реализации учебного процесса.

Постановлением главного государственного сани-

Для корреспонденции: Степанова М.И., доктор мед. наук, зав. лаб. обучения и воспитания, e-mail: mi_stepanova@mail.ru

тарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 утверждены и зарегистрированы в Минюсте России 14 августа 2015 г. № 3852803 новые санитарные правила СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Они вводятся в действие с 01 сентября 2016 г. И с этого момента утратят силу санитарные правила СП № 4076-86 «Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии».

Утвержденные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и эксплуатацией объектов организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным обще-

36

Российский педиатрический журнал. 2016; 19(1) DOI 10.18821/1560-9561-2016-19-1-35-38

социальная педиатрия

образовательным программам для обучающихся с ОВЗ. Эти правила направлены на охрану здоровья детей с ОВЗ в период пребывания их в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее - образовательные организации). Санитарные правила распространяются на образовательные организации для учащихся с ОВЗ с дневным или круглосуточным (круглогодичным) пребыванием в них учащихся, а также на отдельные классы и/ или группы для учащихся с ОВЗ, в том числе группы продленного дня, организованные в образовательных организациях. В тех случаях, когда в образовательных организациях реализуются адаптированные образовательные программы дошкольного образования для детей с ОВЗ, следует руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.

В санитарных правилах присутствуют традиционные разделы, содержащие санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения организации для обучающихся с ОВЗ; оборудованию и содержанию территории организации; зданию и оборудованию помещений; воздушно-тепловому режиму; естественному и искусственному освещению; водоснабжению и канализации; организации образовательной деятельности и режиму дня, условиям проживания учащихся с ОВЗ в организации; организации питания и медицинского обслуживания учащихся с ОВЗ; санитарному состоянию и содержанию помещений; прохождению профилактических медицинских осмотров, гигиеническому воспитанию и обучению, к личной гигиене персонала.

Новые санитарные правила будут распространяться на действующие, проектируемые, строящиеся и реконструируемые здания организаций для учащихся с ОВЗ независимо от типа организационно-правовых форм и форм собственности. При этом указывается, что ранее построенные здания, а также здания, приспособленные для обучения детей с ОВЗ, эксплуатируются в соответствии с проектами, по которым они были построены.

В разделе «Требования к размещению организации для обучающихся с ОВЗ» указывается, что здания для обучения детей с ОВЗ необходимо размещать вблизи лесных, лесопарковых зон на обособленных земельных участках или на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов и на расстояниях, обеспечивающих нормативные уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха для территории жилой застройки. Для обеспечения нормативных уровней инсоляции и естественного освещения помещений при размещении зданий должны соблюдаться санитарные разрывы от жилых и общественных зданий в соответствии с действующими санитарными правилами. Через территорию образовательной организации не должны проходить магистральные инженерные коммуникации - водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения. При размещении здания не-

обходимо обеспечить, чтобы пешеходный подход от транспортной остановки до здания образовательной организации был не более 500 м. Допускается подвоз детей транспортом, оборудованным для перевозки детей с ОВЗ.

Среди требований санитарных правил, которые касаются непосредственно оборудования и содержания территории образовательной организации, значительная часть - традиционные, связанные с озеленением, ее зонированием, оборудованием спортивных, рекреационных и хозяйственных зон. Остановимся только на специфических.

В частности, они касаются освещения. Если для детей с сохранным зрением уровень искусственной освещенности во время их пребывания на территории в темное время суток на уровне земли должен быть не менее 10 лк, то для слабовидящих детей - не менее 40 лк. На территории строящихся зданий образовательных организаций для детей с ОВЗ предусматриваются мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды. На территории не допускается расположение построек и сооружений, функционально не связанных с образовательной организацией.

На территории вновь строящихся и реконструируемых зданий школ для детей с ОВЗ необходимо оборудовать место стоянки автотранспортных средств, предназначенных для перевозки детей. В случае расположения образовательной организации на эндемичной по клещевому энцефалиту территории мероприятия по уничтожению клещей проводят до начала сезона их активности в соответствии с санитарными правилами по профилактике клещевого энцефалита.

В тех случаях, когда территория не позволяет полноценную организацию прогулок и занятий физической культурой, согласно санитарным правилам, возможно использование спортивных сооружений, территории скверов, парков и других территорий, расположенных вблизи и приспособленных для этих целей.

Среди требований, относящихся к зданию и оборудованию помещений, заслуживают внимания те из них, которые обеспечивают комфортные и безопасные условия для детей с ОВЗ. Как и на участке при строительстве и реконструкции здания школы, предусматриваются мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды, обеспечивающие свободное передвижение детей. В первую очередь это специальные устройства с ограждающими конструкциями со всех сторон, разноуровневые перила, пандусы, лифты, обеспечивающие передвижение обучающихся внутри здания; специально оборудованные санузлы, достаточные по ширине входы в учебные и другие помещения, одноуровневые полы во всех помещениях, отсутствие порогов. Для тотально слепых детей в гардеробных шкафы с ячейками для одежды и полки для обуви должны иметь маркировку, выполненную рельефно-точечным шрифтом, для детей с остаточным зрением - сочетание двух маркировок: рельефно-точечной и рельефно-выпуклой, выполненной с использованием ярких контрастных цветов.

Учебные помещения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых и слабо-

Russian pediatric journal. 2016; 19(1) DOI 10.18821/1560-9561-2016-19-1-35-38

social pediatrics

видящих, умственно отсталых рекомендуется размещать в составе жилого блока (при его наличии) в пределах одного этажа. В учебных помещениях для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также при использовании средств, обеспечивающих их передвижение, расстояние между рядами парт (столов, конторок) может быть увеличено (по сравнению с общепринятым). Для школьников с нарушениями слуха допускаются расстановка парт и столов полукругом вокруг стола педагога при стационарном их закреплении для установки звукоусиливающей аппаратуры, увеличение расстояния между столами и партами в каждом ряду в связи с необходимостью индивидуальных занятий во время урока. Для слепых и слабовидящих детей парты (столы), независимо от их размера, устанавливаются ближе к преподавателю и классной доске. Учебная мебель для обучающихся, страдающих светобоязнью, размещается таким образом, чтобы исключить попадание прямого раздражающего света в глаза.

Учебные помещения и читальные залы для учащихся с нарушениями зрения оборудуют комбинированной системой общего искусственного и местного освещения. Суммарный уровень освещенности от общего и местного освещения должен составлять: для обучающихся с высокой степенью осложненной близорукости и высокой степенью дальнозоркости 1000 лк; для обучающихся с поражением сетчатки и зрительного нерва (без светобоязни) 1000-1500 лк; для обучающихся со светобоязнью не более 500 лк. Для детей со светобоязнью над учебными столами должно быть предусмотрено раздельное включение отдельных групп светильников общего освещения. В помещениях, имеющих зоны с разными условиями естественного освещения и различными режимами работ, необходимо раздельное управление освещением таких зон. В помещениях для детей с нарушениями зрения окраска дверей и дверных наличников, выступающих частей зданий, границ ступеней, мебели и оборудования должна контрастировать с окраской стен и иметь матовую поверхность. Окна в учебных и жилых помещениях (спальнях), помещениях для отдыха, игр и приготовления уроков в зависимости от климатической зоны оснащают регулируемыми солнцезащитными устройствами.

Обучение детей с ОВЗ предлагает обязательное проведение коррекционных занятий. В соответствии с санитарными правилами набор помещений для этой работы определяется категорией обучающихся с ОВЗ, перечнем и объемом оказываемой психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Аналогичные требования сформулированы для медицинских помещений, набор которых определяется профилем общеобразовательной организации для обучающихся с ОВЗ, перечнем и объемом оказываемых медицинских услуг. Помещения медицинского назначения должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность. При строительстве бассейна для обучающихся с ОВЗ (лечебного бассейна) чашу его по периметру оборудуют

поручнями, а его эксплуатация предполагает соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к устройству плавательных бассейнов, их эксплуатации, качеству воды плавательных бассейнов и контролю качества.

При наличии в школе для детей с ОВЗ интерната помещения для проживания размещают в отдельно стоящем здании или отдельном блоке здания по типу спальных секций или группируют с учебными помещениями по типу учебно-жилых ячеек, дифференцированных по возрастному принципу: для начальных, средних и старших классов. Набор и площади помещений для проживания обучающихся с ОВЗ определяются в соответствии с заданием на проектирование здания школы-интерната. Спальные помещения интерната предусматриваются раздельными для мальчиков и девочек независимо от возраста. Для проживающих девочек и мальчиков, обучающихся в средних и старших классах, спальни рекомендовано располагать в разных блоках или на разных этажах. Если в интернате созданы условия проживания обучающихся с ОВЗ по семейному принципу (квартирный тип), то в этом случае следует руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации работы в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно санитарным правилам, в спальных комнатах не следует размещать более четырех человек. Жилые комнаты (спальни) оборудуются стационарными кроватями с твердым ложем. Кровати должны соответствовать росту детей. Их расстановка должна обеспечивать свободный проход между кроватями, кроватями и наружными стенами, кроватями и отопительными приборами.

Обращаем внимание, что санитарные правила не допускают использование раскладных и трансформируемых (выдвижных, выкатных) кроватей для детей с ОВЗ. В спальных (жилых) помещениях размещают прикроватные тумбочки, шкафы для хранения личных вещей (одежды и обуви), столы, стулья. Количество прикроватных тумбочек должно соответствовать числу проживающих.

Санитарные узлы в жилом блоке (здании) должны быть раздельными для мальчиков и девочек из расчета (не менее): умывальные раковины - 1 на 5 человек, ногомойки - 2 на 15 человек, унитазы - 2 на 15 девочек и 2 на 15 мальчиков, писсуары - 1 на 15 мальчиков; кабина гигиены девочек, оборудованная поддоном с гибким шлангом (биде) и умывальной раковиной. Для персонала оборудуют отдельные санитарные узлы.

Особые требования необходимо предусмотреть для помещений столовых, если речь идет о детях с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В этом случае площадь обеденного зала столовой на 1 посадочное место должна составлять не менее 2,3 м2.

В жилой ячейке необходимо помещение раздевальной (прихожая) и помещение (место) для сушки верхней одежды и обуви. Допускается просушивать верхнюю одежду и обувь в специально оборудованном для этих целей централизованном помещении.

38

Российский педиатрический журнал. 2016; 19(1) DOI 10.18821/1560-9561-2016-19-1-35-38

социальная педиатрия

Раздевальные оборудуют встроенными шкафами для раздельного хранения одежды и обуви.

Каждый учащийся обеспечивается комплектом полотенец (для лица и рук, ног и банное), постельным бельем, наматрасниками, индивидуальными предметами личной гигиены (зубная щетка, мыло, мочалка, расческа).

Смена нательного, постельного белья, полотенец проводится по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Постельное белье, кроме наволочек, маркируется у ножного края. Чистое белье доставляется упакованным и хранится в шкафах.

В интернате для обучающихся с ОВЗ оборудуют помещения прачечной для стирки постельного белья, полотенец и личных вещей. При ее отсутствии допускается стирка белья и одежды с использованием бытовых стиральных машин или организация централизованной стирки в иных прачечных. Следует иметь в виду, что установка бытовой стиральной машины в помещении приготовления и/или приема пищи (кухни) не допускается. На каждом этаже необходимо помещение площадью не менее 3 м2 для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов, оборудованное поддоном и подводкой к нему холодной и горячей воды со смесителем.

Организация образовательной деятельности должна учитывать особенности психофизического развития, индивидуальные возможности и состояние здоровья учащихся с ОВЗ. Учебные занятия организуют только в первую смену по 5-дневной учебной неделе, их начинают не ранее 8 ч.

Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время внеурочной, так и во время урочной деятельности. Количество часов, отведенных на освоение образовательной программы, состоящей из учебного плана, включающего обязательную часть и часть, формируемую участниками отношений, а также из часов, необходимых для проведения реабилитационно-коррекционных мероприятий, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки обучающихся с ОВЗ.

Для слабовидящих учащихся начальных клас-

сов продолжительность непрерывной зрительной нагрузки на занятиях не должна превышать 10 мин; для слабовидящих 5-11-х классов - не более 15 мин. С целью профилактики переутомления школьники с остаточным зрением, использующие на занятиях рельефную систему Брайля, должны чередовать не менее двух раз за урок тактильное восприятие информации с непрерывной зрительной работой по 5 мин. Для организации трудового обучения необходимо оборудование и инструменты со специальными приспособлениями, учитывающими особые образовательные потребности детей с ОВЗ.

Физическое воспитание и адаптивная физическая нагрузка планируются для каждого школьника индивидуально в соответствии с рекомендациями специалистов и с учетом характера патологии и степени ограничений здоровья. Дети с ОВЗ занимаются по индивидуальным программам, составленным врачом и педагогом по физическому воспитанию, с учетом рекомендаций врачей-специалистов.

В зависимости от характера нарушения здоровья и программы обучения санитарные правила определяют максимально допустимое количество детей в классах. Организация групп продленного дня для обучающихся с ОВЗ возможна при создании условий, предусматривающих организацию питания (полдника) и прогулок, а для детей первого года обучения и организацию дневного сна.

Заключая обзор новых санитарных правил, следует указать, что одно из приложений содержит рекомендации по организации режима дня детей с ОВЗ при дневном и круглосуточном их пребывании в школе.

ЛИТЕРАТУРА

1. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Поступила 26.11.15

Сведения об авторах:

Воронова Б.З., канд. мед. наук, вед. науч. сотр.; Шумкова Т.В., канд. мед. наук, ст. науч. сотр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.