Научная статья на тему 'О НОВЫХ ПРИОРИТЕТАХ В СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК МЕХАНИЗМА КОММУНИКАЦИИ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА'

О НОВЫХ ПРИОРИТЕТАХ В СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК МЕХАНИЗМА КОММУНИКАЦИИ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
297
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРИОРИТЕТЫ / СБЕРЕЖЕНИЕ НАРОДА / РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / КОММУНИКАЦИИ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Волкова Наталья Игоревна

В статье Стратегия национальной безопасности Российской Федерации 2021 года, ее приоритеты, отличия от предыдущих стратегий. Сбережение народа и развитие человеческого потенциала - новый приоритет Стратегии. Статья содержит анализ расстановки и места приоритетов в Стратегиях национальной безопасности 2009, 2015 и 2021 гг. В статье приведены доказательства, что народ и граждане в вопросах формирования и реализации государственной политики выступают в условиях демократии как контрагенты, мнения которых могут отличаться от мнения государственных органов. В результате конструктивного диалога с государством повышается качество государственной политики, в том числе и в сфере обеспечения национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Волкова Наталья Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT NEW PRIORITIES IN THE NATIONAL SECURITY STRATEGY OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A MECHANISM OF COMMUNICATION BETWEEN GOVERNMENT AND SOCIETY

In the article, the National Security Strategy of the Russian Federation 2021, its priorities, differences from previous strategies. The preservation of the people and the development of human potential is a new priority of the Strategy. The article contains an analysis of the placement and place of priorities in the National Security Strategies of 2009, 2015 and 2021. The article provides evidence that the people and citizens in matters of formation and implementation of state policy act in a democracy as counterparties whose opinions may differ from the opinions of state bodies. As a result of constructive dialogue with the state, the quality of state policy is improving, including in the field of national security.

Текст научной работы на тему «О НОВЫХ ПРИОРИТЕТАХ В СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК МЕХАНИЗМА КОММУНИКАЦИИ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА»

Silkin V.V. (2017). Information and communication management processes in the political space of society//Communicology.Volume 5. № 6, pp.15-30. (In: Rus.).

Silvester, J. (2019). Leading in the Digital Era. BizEd AACSB International. Retrieved from https://bized.aacsb.edu/articles/2019/april/leading-in-the-digital-era

Video Conferencing, Web Conferencing, Webinars, Screen Sharing (2020). Zoom Video. Retrieved 2020-12-06.

Viner N. (1958). Cybernetics and society/ Under the general editorship of E. Ya. Kolman. M., Izd-vo «I№stranLit". (In: Rus.).

Vodolazova E.V. (2018). The practice of building communications in the activities of public authorities. In: Academy of Pedagogical Ideas №vation. № 9, pp. 24-29. (In: Rus.).

Yakupov P.V. (2016). Communication: definition of the concept, types of communication and its barriers // Bulletin of the University. № 10, pp 261-266. (In: Rus.).

Zolotarev A.V. (2016). Communication tech№logies in the implementation of interaction with public authorities. In: Journal of Science Science. Vol. 8. № 4 (35). P. 49. (In: Rus.).

■ ■ ■ О новых приоритетах в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации как механизма коммуникации власти и общества

Волкова Н.И.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Москва, Российская Федерация.

Аннотация: В статье Стратегия национальной безопасности Российской Федерации 2021 года, ее приоритеты, отличия от предыдущих стратегий. Сбережение народа и развитие человеческого потенциала - новый приоритет Стратегии. Статья содержит анализ расстановки и места приоритетов в Стратегиях национальной безопасности 2009, 2015 и 2021 гг. В статье приведены доказательства, что народ и граждане в вопросах формирования и реализации государственной политики выступают в условиях демократии как контрагенты, мнения которых могут отличаться от мнения государственных органов. В результате конструктивного диалога с государством повышается качество государственной политики, в том числе и в сфере обеспечения национальной безопасности.

Ключевые слова: стратегия, национальная безопасность, приоритеты, сбережение народа, развитие человеческого потенциала, коммуникации власти.

Для цитирования: Волкова Н.И. О новых приоритетах в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации как механизма коммуникации власти и общества // Коммуникология: электронный научный журнал. 2022. Том 6. № 3. C. 79-88.

Сведение об авторе: Волкова Наталья Игоревна, ведущий специалист-эксперт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Адрес: 109830, Москва, ул. Воронцово поле, д. 4а. E-mail: n.v.i.1995.volkova@mail.ru

Статья поступила в редакцию: 25.07. 2021. Принята к печати: 27.09.2021.

Введение

В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Федеральный Закон «О стратегическом планировании...] (ст.18) Стратегия национальной безопасности (долее - Стратегия) корректируется каждые шесть лет. На этот раз прошло пять с половиной лет и в начале июля 2021 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Указ Президента.]. Это был пятый главный документ России в сфере национальной безопасности (и третий в названии которого использовано слово «стратегия»).

Стратегия национальной безопасности как документ стратегического планирования

Сфера национальной безопасности и ее обеспечения постоянно усложняется и расширяется. Поэтому требует постоянного анализа и теоретической проработки со стороны специалистов. Стратегию 2021 года можно рассматривать как результат кропотливой работы специалистов практиков, их взглядов на обеспечение национальной безопасности.

В рамках данной статьи попробуем сконцентрироваться преимущественно на ее сравнении с документами 2009 и 2015 годов. По своему предназначению Стратегия, как определено в тексте (ст. 2), является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты России, цели и задачи государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу.

Накануне разработки новой Стратегии президент Путин поручил пересмотреть предыдущий вариант, основываясь на анализ всего спектра потенциальных вызовов и рисков - политических, экономических, информационных и других. Также предлагалось пересмотреть концепцию внешней политики, хотя в этом контексте Путин подчеркнул, что Россия будет открыта для равноправного сотрудничества, которое не поставит под угрозу суверенитет страны.

На основе Стратегии и других доктринальных документов вырабатываются и практические меры, направленные на обеспечение национальной безопасности страны. Именно таков порядок определен Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации». В этом нормативно-правовом документе определен статус Стратегии как документа стратегического планирования. В законе также определены участники стратегического планирования, обозначены их

полномочия, представлен детальный перечень документов стратегического планирования, дана их характеристика. Немаловажно учесть, что предусмотрено обязательное общественное обсуждение проектов документов стратегического планирования и информационное обеспечение обсуждения. Все эти вопросы регламентируются другими правовыми актами, в том числе подзаконными.

Многое раскрывает понятийный аппарат новой Стратегии (ст.5), понимание которого обеспечивает понимание содержания всего нормативно-правового документа. Нельзя не заметить возвращения в главный стратегический документ Российской Федерации понятия «народ».

В постсоветский период понятие «народ» было заменено понятием «нация». В лучшем случае используется содержащееся в Конституции1 страны словосочетание «многонациональный народ Российской Федерации». Именно в такой концепции речь о народе идет в Стратегии 2015 года.

В стратегии 2021 года используется формулировка «сбережение народа России». Еще до принятия Стратегии, в апреле 2021 года, В.В. Путин говорил в ежегодном Послании Федеральному Собранию, что сбережение народа в современных условиях является для страны главным приоритетом [Послание Президента...].

Завершается Стратегия 2021 года также словами о сбережении народа России «Реализация настоящей стратегии будет способствовать сбережению народа России, развитию человеческого потенциала.». Возвращение понятия «народ» будет способствовать формированию национально ориентированной политологии и теории международных отношений как составной части политической науки [Белозеров].

Национальные интересы и стратегические национальные приоритеты

В рамках данной статьи следует рассмотреть третий раздел Стратегии, в котором излагаются национальные интересы и стратегические национальные приоритеты. Указанные приоритеты впервые были изложены в главном стратегическом документе страны в сфере национальной безопасности в 2009 году. Наименования и рейтинг приоритетов с течением времени изменялись. В таблице 1 представлены рейтинг приоритетов в Стратегиях национальной безопасности Российской Федерации 2009, 2015, 2021 гг.

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020

Таблица 1. Расстановка и место стратегических национальных приоритетов в Стратегиях национальной безопасности Российской Федерации

Наименование приоритета, / год 2009 2015 2021

стратегии

Сбережение народа России и развитие - - 1

человеческого потенциала

Оборона страны 1 1 2

Государственная и общественная безопасность 2 2 3

Повышение качества жизни российских 3 3 -

граждан

Информационная безопасность 4

Экономическая безопасность 4 5 5

Научно-техническое развитие 5 6 6

Экологическая безопасность и 7

рациональное природопользование

Защита традиционных российских духовно- - 7 8

нравственных ценностей, культуры и (культура)

исторических памятников

Стратегическая стабильность и 9 9

взаимовыгодное сотрудничество (равноправное)

Первым приоритетом в Стратегии 2021 года стало сбережение народа России и развитие человеческого потенциала. Из этого главного приоритета видно, что смысл государственной политики заключается в создании условий для процветания народа, его физического и духовного развития. Без развития человека и сбережения народа невозможно рассчитывать на какую-либо привлекательность.

На вторую позицию опускается приоритет «оборона страны» и это говорит о том, что Стратегия становится менее военизированной.

Информационная безопасность как стратегический

национальный приоритет

Впервые в качестве стратегического национального приоритета в Стратегии 2021 определена информационная безопасность. К моменту принятия Стратегии уже действовала Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента от 05 декабря 2016 года №646) [Доктрина.]. Кроме того, 26 июля 2017 года был принят Федеральный закон №187 ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» [Федеральный Закон «О безопасности.»]. Закон регулирует отношения в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры России в целях ее устойчивого функционирования при проведении в отношении ее компьютерных атак. При характеристике информационной безопасности констатируется деятельность недружественных государств, в

том числе отработка ими действий по выведению из строя объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации. Ставятся в Стратегии и важные задачи по укреплению информационной безопасности Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов, а также разработчиков и изготовителей вооружения, военной и специальной техники, по доведению до российской и международной общественности достоверной информации о внутренней и внешней политике России, развитию сил и средств информационного противоборства и т. д.

После принятия Стратегии в России издан ряд правовых актов и приняты важные решения, которые задают ориентиры и рамки для развития страны и обеспечения ее безопасности и сопрягаются с установками главного доктринального документа.

Ценности как основа идентичности и консолидации народа

У руководства государства формируется понимание необходимости долгосрочного (стратегического) целеполагания, основанного на понимании будущего, к которому страна должна стремиться, равно как и того, как это должно происходить. Так, соответствующие установки декларированы в указах Президента от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Исключительно важным представляется и то, что ценности, провозглашенные как основа идентичности и консолидации народа, получают закрепление не только в доктринальных документах, но и в высшем правовом акте страны. Так, в 2020 году в Конституции Российской Федерации появилось положение о том, что страна «чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается» (ст. 67). Практические меры в отстаивании исторической правды и культурного суверенитета России предполагает принятие 1 июля 2021 года Федерального закона № 278-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Законом предусмотрен запрет на публичное отождествление целей, решений и действий руководства СССР, командования и военнослужащих СССР с целями, решениями и действиями руководства нацистской Германии, командования и военнослужащих нацистской Германии и европейских стран в ходе Второй мировой войны, а также отрицания решающей роли советского народа в разгроме нацистской Германии и гуманитарной миссии СССР при

освобождении стран Европы1. О том, что декларированные установки должны воплощаться на практике, свидетельствует и создание профильных структур в системе органов государственной власти, наделенных соответствующими полномочиями. Так, Указом Президента от 30 июля 2021 года № 442 была создана Межведомственная комиссия по историческому просвещению. Комиссия, как координационный и совещательный орган при главе государства, образована «в целях обеспечения эффективного взаимодействия государственных органов, научно-образовательного и культурного сообщества в части, касающейся отстаивания национальных интересов Российской Федерации, связанных с защитой исторической правды и сохранением исторической памяти, в том числе с предупреждением попыток фальсификации исторических фактов, а также с развитием просветительской деятельности в области истории». Она призвана бороться с мифами, искажающими историческую правду, засоряющими неправдивой информацией информационное пространство [Силкин]. Отметим, что Указом Президента от 23 апреля 2021 года установлены иностранные государства (США и Чехия), совершающее недружественные действия в отношении России, а правительством определены меры в отношении их2. Думается, такие действия стали сигналом для остальных партнеров России о том, что ее внешняя политика претерпела существенные изменения.

Развитие глобального информационно-коммуникационного пространства в доктринальных документах

Всё более активно Россия осваивает и глобальное информационно-коммуникационное пространство для демонстрации своей оценки сложившегося в мире статуса-кво и для декларации общественности и политическим элитам за рубежом своих намерений [Шарков, Понеделков, Кудряшов; Шарков]. В этом отношении нельзя недооценить сам факт выхода недавних статей В. В. Путина «Быть открытыми, несмотря на прошлое» (22 июня 2021 года, на немецком языке в авторитетной газете «Die Zeit») [Wladimir Putin:...] и «Об историческом единстве русских и

-5

украинцев» (12 июля 2021 года, на русском и украинском языках) . Хотелось бы, чтобы такие формы политической коммуникации получили развитие. Как показывает практика, появление статьи российского Президента или другого руководителя страны с изложением на иностранном языке видения той или иной актуальной проблемы, размещенной на официальных информационных ресурсах или в

1 URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107010008.

2 URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104230015; URL: https://rg.ru/2021/04/26/protivodeistvie-dok.html; URL: https://rg.ru/2021/05/14/pravitelstvo-rasp1230-reg-dok.html.

3 3 URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/66181. Вестник МГЛУ. Общественные науки. Вып. 2 (843) / 2021 34

авторитетном зарубежном издании, представляет собой четкий сигнал для целевой зарубежной аудитории.

Своевременный выход таких текстов позволяет и избежать кривотолков в изложении позиции российского государства, а в ряде случаев - сработать на опережение и перспективу. Можно в этой связи с уверенностью утверждать, что за рубежом будет весьма позитивно встречено и появление официального перевода Стратегии, например, на английском, китайском, немецком и французском языках. Практика же размещения на государственных информационных ресурсах доктринальных документов, переведенных на иностранные языки, получает распространение в развитых странах. Так, в ФРГ Стратегия уже переведена одной из научных организаций на немецкий язык и опубликована.

Выводы

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации 2021 способствует коммуникациям публичной власти и общества по многим направлениям. И обязательное общественное обсуждение проектов документов стратегического планирования и информационное обеспечение обсуждения доказало это.

Все рассмотренные приоритеты национальной безопасности пронизаны сбережением народа России и развитием человеческого потенциала. Россия продемонстрировала способность защищать суверенитет, независимость, государственную и территориальную целостность, права соотечественников за рубежом. Наблюдается усиление роли Российской Федерации в решении

важнейших международных проблем, урегулировании военных конфликтов и обеспечение стратегической стабильности и верховенства международного права в межгосударственных отношениях. К позитивным факторам также относится возрождение российских духовно-нравственных ценностей, консолидация гражданского общества вокруг этих общих ценностей и способность российской экономики сохранять и укреплять свой потенциал в условиях мировой экономической нестабильности и применения ограничительных экономических мер.

Проведение Федерацией независимой внешней и внутренней политики вызывает противодействие со стороны Соединенных Штатов и их союзников, которые стремятся сохранить свое доминирование в мировых делах. Для того, чтобы сдерживать Россию, США и их союзники оказывают на нее политическое, экономическое, военное и информационное давление.

Источники

URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107010008 URL : https://rg.ru/2017/07/31/bezopas.Wost-dok.html Wladimir Putin: Offen sein, trotz der Vergangenheit // ZEIT ONLINE. Белозеров В.К. (2021). Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: от обретения смыслов к реализации. Вестник МГЛУ. Общественные науки. Вып.2 (843)/2021

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента от 05 декабря 2016 года №646) www.kremlin.ru

Киреева, О. Ф. (2018). Коммуникационный консалтинг как средство обеспечения информационной безопасности в современном обществе: Монография / О. Ф. Киреева. Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К". 138 с.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 21.04.2021//www.kremlin.ru

Силкин В.В. (2014). Мифы в конструировании коммуникативного пространства государственного управления // Государственная служба. №4 (90).

Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 №400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // www.kremlin.ru.

Федеральный закон №187 ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».

Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (ред. от 31.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 30.06.2014. N 26 (часть I). Ст. 3378.

Шарков Ф.И. (2016). Визуализация политического медиапространства// ПОЛИС. Политические исследования. № 5. С. 97-107.

Шарков Ф.И., Комарова Л.В. (2014). Коммуникация: деловое общение, коммуникативные техники и технологии // Коммуникология. Т. 6. № 4. С. 13-26.

Шарков Ф.И., Понеделков А.В., Кудряшов К.В. (2021). Проблема коммуникации между властью, обществом и СМИ в сфере демографического развития России // Коммуникология. Том 3. С.116-130.

About new priorities in the National Security Strategy of the Russian Federation as a mechanism of communication between government and society

Volkova N.I.

Federal Service of State Registration, Cadastre and Cartography, Moscow, Russian Federation.

Abstract: In the article, the National Security Strategy of the Russian Federation 2021, its priorities, differences from previous strategies. The preservation of the people and the development of human potential is a new priority of the Strategy. The

article contains an analysis of the placement and place of priorities in the National Security Strategies of 2009, 2015 and 2021.

The article provides evidence that the people and citizens in matters of formation and implementation of state policy act in a democracy as counterparties whose opinions may differ from the opinions of state bodies. As a result of constructive dialogue with the state, the quality of state policy is improving, including in the field of national security.

Keywords: strategy, national security, priorities, saving the people, human potential development, government communications.

For citation: Volkova N.I. On new Priorities in the National Security Strategy of the Russian Federation as a Mechanism of Communication between Government and Society// Communicology: electronic scientific journal. 2022. Vol. 6. № 3, pp. 79-88. Inf. about the author: Natalia I. Volkova, expert of the Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography. Address: 4a Vorontsovo pole str., Moscow, 109830. E-mail: n.v.i.1995.volkova@mail.ru

Received: 25.07. 2021. Accepted: 27.09.2021. References

Belozerov V.K. (2021). National Security Strategy of the Russian Federation: from gaining meanings to implementation. Herald of the MGLU. Social sciences. Issue 2 (843)/2021 (In Rus.).

Decree of the President of the Russian Federation № 400 dated 02.07.2021 «On the National Security Strategy of the Russian Federation»// www.kremlin.ru (In Rus.).

Federal Law № 172-FZ of 28.06.2014 «On Strategic Planning in the Russian Federation» (ed. of 31.07.2021) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 30.06.2014. N 26 (part I). Article 3378. (In Rus.).

Federal Law № 187 FZ «On the Security of the Critical Information Infrastructure of the Russian Federation» (In Rus.).

Kireeva, O. F. (2018). Communication consulting as a means of ensuring information security in modern society: A monograph / O. F. Kireeva. Moscow: Publishing and Trading Corporation "Dashkov and K". 138 p . (In Rus.).

Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly dated 21.04.2021//www.kremlin.ru (In Rus.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sharkov F.I. (2016). Visualization of the political media space// POLIS. Political studies. № 5. pp. 97-107 (In Rus.).

Sharkov F.I., Komarova L.V. (2014). Communication: business communication, communication techniques and tech№logies // Communicology. 2014. Vol. 6. № 4, pp. 13-26.

Sharkov F.I., Ponedelkov A.V., Kudryashov K.V. (2021). The problem of communication between the government, society and the media in the sphere of demographic development of Russia// Communicology. Vol. 3. pp.116-130 (In Rus.).

Silkin V.V. (2014). Myths in the construction of the communicative space of public administration // Public service. №4 (90). (In Rus.).

The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020) // Official Internet portal of Legal Information http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020 (In Rus.).

The Information Security Doctrine of the Russian Federation (approved by Presidential Decree № 646 of December 05, 2016) www.kremlin.ru (In Rus.).

■ ■ ■ Формирование информационно-коммуникационной системы взаимодействия местных органов власти и населения

Короткова М.Р.

Московская городская Дума, Москва, Российская Федерация.

Аннотация. Социально-экономические и политические преобразования последнего десятилетия дают основания утверждать о создании в России предпосылок формирования открытого информационного пространства. Однако отсутствие эффективной информационной политики органов власти на местах является одной из причин снижения доверия к институтам власти федерального, регионального и местного уровней. Именно поэтому перед субъектами информационной политики муниципалитета стоят проблемы совершенствования взаимоотношений между исполнительными (администрация муниципального образования), представительными органами власти, СМИ и населением муниципального образования; развития современных информационных технологий и сетей; формирования единого информационно-коммуникативного пространства муниципального образования.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, информационное взаимодействие, информационные технологии, органы власти, население.

Для цитирования: Короткова М.Р. Формирование информационно-коммуникационной системы взаимодействия местных органов власти и населения. Коммуникология: электронный научный журнал. 2021. Том 6. № 3. C.88-98.

Сведениия об авторе: Короткова Мария Романовна, помощник депутата Московской городской Думы. Адрес: Москва, 127006, Страстной б-р, 15/29. Email: mariska.97@mail.ru

Статья поступила в редакцию: 02.08.2021. Принята к печати: 23.09.2021. Введение

В конце ХХ века подавляющее большинство исследователей стали развивать мысль о том, что современное общество все стремительнее движется к сетевой модели. Активно трансформируется медиапространство [Шарков] Многие говорили, что за переменами последуют характерные изменения в сфере экономики, труда, культуры, а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.