Научная статья на тему 'ТРУДОПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЗАЩИТНЫЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ТРУДОПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЗАЩИТНЫЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
214
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СБЕРЕЖЕНИЕ НАРОДА / РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / БЛАГОСОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чуча Сергей Юрьевич

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400, - первый в истории современной России документ стратегического планирования, назвавший сбережение народа России и развитие человеческого потенциала первостепенным национальным интересом и стратегическим национальным приоритетом, а повышение качества жизни и благосостояния граждан отнесено к числу первоочередных. Научные исследования документа, изменившего парадигму национальной безопасности, только начинаются. В статье с использованием сравнительно-исторической методологии проведен межотраслевой анализ трансформации трудоправовой и социально-защитной составляющей Стратегии национальной безопасности, эмпирически на базе статистических данных доказана своевременность состоявшихся изменений. Разработанная в ходе исследования классификация задач по обеспечению реализации целей государственной политики в зависимости от степени детерминации со сферой труда и социальной защиты создает основу межотраслевых исследований проблем национальной безопасности, совершенствования действующего законодательства и практики его применения сквозь призму конституционных гарантий в социально-защитной и трудоправовой сферах. Обосновано повышение роли социального партнерства, социальной солидарности, социально ответственного бизнеса и принципа уважения человека труда как необходимых условий выполнения стратегических планов обеспечения национальной безопасности по сбережению народа России и развитию человеческого потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOR LAW AND SOCIAL SECURITY ASPECTS OF THE NATIONAL SECURITY STRATEGY OF RUSSIAN FEDERATION

The National Security Strategy of the Russian Federation, approved by Presidential Decree no. 400 of July 2, 2021, is the first strategic planning document in the history of modern Russia, which called the preservation of the people of Russia and the development of human potential a primary national interest and strategic national priority, and improving the quality of life and well-being of citizens is among the priorities. The scientific research of document that changed the paradigm of national security is just beginning. In the study, using a comparative historical methodology, an intersectoral analysis of the transformation of the labor-legal and social-protective component of the National Security Strategy is carried out, the timeliness of the changes is empirically proved on the basis of statistical data. In the course of the study, we develop a classification of tasks to ensure the implementation of state policy goals, depending on the degree of determination with the sphere of labor and social protection, creates the basis for intersectoral research on national security issues, improving current legislation and its application through the prism of constitutional guarantees in the social protection and labor law spheres. We substantiate the increasing role of social partnership, social solidarity, socially responsible business and the principle of respect for human labor as necessary conditions for the implementation of strategic plans to ensure national security for the preservation of the people of Russia and the development of human potential.

Текст научной работы на тему «ТРУДОПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЗАЩИТНЫЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 2021. Т. 5. № 20 http://joumals.tsutmb.ru/current-issues-of-the-state-and-law.html

AKTUAL'NYE PROBLEMY GOSUDARSTVA I PRAVA = CURRENT ISSUES OF THE STATE AND LAW 2021, vol. 5, no. 20 http://journals.tsutmb.ru/current-issues-of-the-state-and-law-eng.html

ISSN 2587-9340 (Print) ISSN 2782-3334 (Online)

Перечень ВАК, РИНЦ, CrossRef, НЭБ «eLIBRARY.RU», ЭБ «КиберЛенинка»

© Чуча С.Ю., 2021

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

УДК 349.2+342.734+340.115.7

Б01 10.20310/2587-9340-2021-5-20-817-833

ТРУДОПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЗАЩИТНЫЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С.Ю. Чуча

ФГБУН «Институт государства и права Российской академии наук» 119019, Российская Федерация, г. Москва, ул. Знаменка, 10 chuchaigpan@gmail.com

Аннотация. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400, -первый в истории современной России документ стратегического планирования, назвавший сбережение народа России и развитие человеческого потенциала первостепенным национальным интересом и стратегическим национальным приоритетом, а повышение качества жизни и благосостояния граждан отнесено к числу первоочередных. Научные исследования документа, изменившего парадигму национальной безопасности, только начинаются. В статье с использованием сравнительно-исторической методологии проведен межотраслевой анализ трансформации трудоправовой и социально-защитной составляющей Стратегии национальной безопасности, эмпирически на базе статистических данных доказана своевременность состоявшихся изменений. Разработанная в ходе исследования классификация задач по обеспечению реализации целей государственной политики в зависимости от степени детерминации со сферой труда и социальной защиты создает основу межотраслевых исследований проблем национальной безопасности, совершенствования действующего законодательства и практики его применения сквозь призму конституционных гарантий в социально-защитной и трудоправовой сферах. Обосновано повышение роли социального партнерства, социальной солидарности, социально ответственного бизнеса и принципа уважения человека труда как необходимых условий выполне-

ния стратегических планов обеспечения национальной безопасности по сбережению народа России и развитию человеческого потенциала.

Ключевые слова: стратегия национальной безопасности, стратегическое планирование, сбережение народа, развитие человеческого потенциала, защита трудовых прав, социальная защита, качество жизни, благосостояние

ВВЕДЕНИЕ

В июле 2021 г. Президентом РФ утверждена новая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Это далеко не первый документ стратегического планирования обеспечения безопасности российских граждан и государства в меняющемся мире.

Новая Стратегия соразмерно происходящим политико-экономическим и правовым изменениям меняет приоритеты национальной безопасности. Впервые в новейшей Российской истории первостепенными национальными интересами и стратегическими национальными приоритетами названы сбережение народа России и развитие человеческого потенциала, а повышение качества жизни и благосостояния граждан указаны в числе первоочередных национальных интересов.

Постановка задачи. В силу новизны документа и существенной корректировки им парадигмы национальной безопасности глубокие научные исследования Стратегии до настоящего времени предприняты не были. Нами предполагается начать восполнять этот пробел, для чего будет предпринят исторический анализ нормативных документов стратегического планирования Российской Федерации за прошедшие четверть века, в ходе которого будет прослежена трансформация подходов разработчиков этих документов, а также исследователей разных научных отраслей к социально-защитным и трудоправовым проблемам национальной безопасности.

Предпринятые в исследовании анализ новых элементов стратегии национальной безопасности и классификация задач по обеспечению реализации целей государственной политики в социальной сфере в зависимости от степени детерминации со сферой труда и социальной защиты позволят заложить фундамент дальнейших исследований проблем как специалистами в области трудового права и социальной защиты, так и исследователями национальной безопасности в классическом смысле, разработки нового и совершенствования действующего законодательства и практики его применения.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Национальной безопасности и актам, регламентирующим ее обеспечение, посвящено немало работ философов, социологов, политологов, экономистов, педагогов [1-5], правоведов и др. Ряд из них касается общих правовых проблем обеспечения национальной безопасности [6], концептуальных, правовых и методических основ, нормативной базы, документов стратегического планирования [7-8], понятийного аппарата [9], а также отдельных аспектов этого многогранного юриди-ко-политического института: военных, криминальных, экономических, правозащитных, гражданско-правовых, экологических, жилищных, образовательных, духовных, ситуативных, личных [10-16] и др., основывается на сравнительно-правовом и сравнительно-историческом анализе отечественного и зарубежного законодательства [17]. Заметное место в этом ряду занимают хоть и не многочисленные, но весьма обстоятельные специальные исследования социальных аспектов стратегии обеспечения национальной безопасности, хотя так или иначе о них рассуждают или упоминают при рассмотрении проблем национальной безопасности очень часто [18-21].

Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 утверждена новая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации1, вносящая принципиальные коррективы в обеспечение национальной безопасности, устанавливавшееся ранее документами подобного рода.

Это не первый базовый политико-юридический документ стратегического планирования, долгосрочно определяющий интересы, приоритеты, цели и задачи государственной политики Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности и устойчивого развития. Первым ряду таковых в современной России стала Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 13002. Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 была утверждена ее новая редакция, в которой она стала именоваться политическим документом и уже формально претендовать на системный характер - вместо «совокупности взглядов» Концепция в новой редакции преамбулы стала определяться как «система взглядов», направленных не на «цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности», которой в то время и

1 Собрание законодательства РФ. 2021. № 27 (Ч. 2). Ст. 5351.

2 Собрание законодательства РФ. 1997. № 52. Ст. 5909.

3 Собрание законодательства РФ. 2000. № 2. Ст. 170.

не существовало [22, с. 11], но на «обеспечение... безопасности личности, общества и государства».

Пришедшая на смену Концепции утвержденная указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года4 стала, как следует из названия, актом ограниченного срока действия, а из пункта 1.3 - официально признанной системой «стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих» уже не только «состояние национальной безопасности», но уже «и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу» и базирующихся на «взаимосвязи и взаимозависимости» данной Стратегии и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р5.

Принятие федеральных законов от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»6, а также от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»7 повлекло разработку и утверждение указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 очередной Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, срок действия которой ограничен уже не самой Стратегией, но Федеральным законом № 172-ФЗ. Этот же федеральный закон определил Стратегию как «документ в сфере обеспечения национальной безопасности» (ч. 1 ст. 18), базовый документ «в области планирования развития системы национальной безопасности», определяющий «порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности» России, основу «взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений в целях защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства» (ч. 4 ст. 18), подтвердил ее фундаментальную взаимосвязь и взаимозависимость со стратегией социально-экономического развития (ч. 5 ст. 18) и обозначил основное содержание (ч. 3 ст. 18).

В развитие указанных норм Федерального закона № 172-ФЗ, в пункте 1.1 Стратегии национальной безопасности, утвержденной в 2015 г., она названа «базовым документом стратегического планирова-

4 Собрание законодательства РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

5 Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

6 Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 2.

7 Собрание законодательства РФ. 2014. № 26 (Ч. 1). Ст. 3378.

8 Собрание законодательства РФ. 2016. № 1 (Ч. 1). Ст. 212.

ния, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации», а также «цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу».

Пункт 1.2 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400, частично повторяет пункт 1.1 предыдущей Стратегии.

Сообразно изменению понимания юридического и практического содержания документа трансформировалась его социальная и трудовая составляющая, которая в той или иной форме и с тем или иным содержанием присутствовала во всех вариантах исследуемых документов, но далеко не как первостепенная.

Так, в ряду национальных интересов России, национальные интересы в социальной сфере, состоящие в обеспечении высокого уровня жизни, Концепцией 1997 г. (разд. 2) были помещены по приоритету после национальных интересов в экономической и внутриполитической сферах, а в объемном разделе 4 в ряду задач в области обеспечения национальной безопасности заслужили лишь пары упоминаний. Ощутимых изменений в этой сфере не претерпела Концепция и после ее изменения.

В Стратегии национальной безопасности 2009 г. вопросы качества жизни вообще не попали в число национальных интересов России. Повышение качества жизни российских граждан в том числе посредством высоких стандартов жизнеобеспечения разместилось в ряду приоритетов устойчивого развития, а не национальной безопасности (п. 21 -24 разд. 3). Однако в разделе 4 «Обеспечение национальной безопасности» вопросы повышения качества жизни граждан получили самостоятельный подраздел (3.3, п. 45-52), правда, после национальной обороны и государственной и общественной безопасности.

В Стратегии 2015 г. повышение качества жизни населения уже было включено как в перечень национальных интересов на долгосрочную перспективу, хотя и после традиционных конкурентов - укрепления обороны страны, обеспечения незыблемости конституционного строя и т. п., так и в число стратегических национальных приоритетов - традиционно уже после обороны и государственной и общественной безопасности (п. 30-31 разд. 3), сохранив самостоятельный подраздел в 4-м разделе и прежний приоритет.

Прорывной в этом контексте является новая Стратегия национальной безопасности 2021 г. Сбережение народа России и развитие человеческого потенциала названы первостепенными национальными интересами и стратегическими национальными приоритетами, в числе первоочередных национальных интересов указано повышение качества жизни и благосостояния граждан (пп. 1 п. 25, пп. 1 п. 26 разд. 3).

Такая резкая смена приоритетов представляется вполне уместной и даже запоздалой.

Численность постоянного населения России более пяти лет постоянно сокращается: с 146804372 человек по состоянию на 1 января 2017 г. до 146171015 человек 1 января 2021 г.9 - убыло порядка 33 тыс. человек. Если в 2016 г. общий прирост постоянного населения Российской Федерации составлял 259662 человека, а в 2017 г. хоть и резко сократился, но все еще сохранял положительную величину - 76060 человек, то в последующие годы постоянное население уже уменьшалось - на 99712 человек в 2018 г. и на 32130 человек в 2019 г.10 При этом число родившихся за год постоянно сокращалось: с 1888728 человек в 2016 г. до 1436514 человек в 2020 г.11, а смертность - росла: с 1891015 человек в 2016 г. до 2138585 человек в 2020 г.12 Естественная убыль населения (превышение числа умерших над числом родившихся) составила 2287 человек в 2016 г, 135818 человек (1826125 - 1690307) в 2017 г., 224566 человек (1828910 - 1604344) в 2018 г., 317233 человека (1798307 -1481074) в 2019 г. и 702072 человека в 2020 г. Всего за пять лет коренное население России уменьшилось по естественным причинам на 1381976 человек, причем резко нарастающими темпами. Сохранение годовой численности населения на уровне порядка 1470-1460 тыс. человек в этот период, очевидно, обеспечивалось на счет миграционного переселения порядка 1300 тыс. человек.

9 23110000100030200002 Численность постоянного населения на 1 января // Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://showdata.gks.ru/ report/278928/ (дата обращения: 11.08.2021).

10 23110000100100200001 Общий прирост постоянного населения // Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://showdata.gks.ru/report/ 278934/ (дата обращения: 11.08.2021).

11 23210000100020200001 Число родившихся (без мертворожденных) за год // Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://showdata.gks.ru/ report/297696/ (дата обращения: 11.08.2021).

12 23220000100020200002 Число умерших за год // Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://showdata.gks.ru/report/297700/ (дата обращения: 11.08.2021).

Особенно негативно может сказаться на возможности обеспечения территориальной целостности страны убыль населения преимущественно в отдаленных регионах Дальневосточного (за исключением Республики Бурятия и Республики Саха (Якутия)) и Сибирского федеральных округов (за исключением Республики Алтай, Республики Тыва и Новосибирской области, где Росстат фиксирует небольшой прирост населения13, причем в Новосибирской области, где отмечена естественная убыль, - предположительно за счет внешней миграции)14.

Поэтому адекватная оценка ситуации разработчиками действующей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, обозначивших первейшим приоритетом сбережение народа России, не может не радовать.

Стратегия 2021 г. констатирует, что социально-экономическая политика России направлена на обеспечение достойной жизни и личностного роста, создание условий для укрепления здоровья, увеличение продолжительности жизни, снижение смертности, улучшение жилищных условий и расширение возможностей получения качественного образования. Особое внимание государство уделяет поддержке семьи, повышению рождаемости, всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому воспитанию детей, инвалидов, формированию условий для достойной жизни и пожилых людей (п. 29-30 разд. 4).

Приведенная выше статистика движения численности населения позволяет констатировать провал социально-экономической политики государства последних лет по увеличению рождаемости и продолжительности жизни, снижению смертности. И дело, очевидно, не в СОУГО-19, широко распространившемся только с 2020 г. Не обеспечила эта политика и достойную жизнь тех россиян, денежные доходы которых не достигают величины прожиточного минимума: уровень бедности в России стагнирует на протяжении уже более десяти лет. В 2010 г. доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума составляла 12,5 % (17,7 млн человек), в 2015 г. - 13,4 % (19,6 млн че-

13 23210000100020200001 Число родившихся (без мертворожденных) за год // Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://showdata.gks.ru/ report/297696/ (дата обращения: 11.08.2021); 23220000100020200002 Число умерших за год // Там же (дата обращения: 11.08.2021).

14 23110000100100200001 Общий прирост постоянного населения // Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://showdata.gks.ru/report/ 278934/ (дата обращения: 11.08.2021).

ловек), в 2020 г. - 12,1 %15 (17,8 млн человек - даже чуть больше, чем десятилетием ранее) [23, с. 16]. По данным Росстата, численность населения России с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в процентах от общей численности населения субъекта РФ составила в 2013 г. 10,8 %, в 2014 - 11,3, в 2015 - 13,4, в 2016 - 13,2, в 2017 - 12,9, в 2018 - 12,6, в 2019 - 12,3 и в 2020 г. - 12,1 %16.

По крайней мере, в отношении этих 12,1 % граждан эффективность иных элементов социально-экономической политики, реализуемой государством согласно п. 29 Стратегии 2021 г., крайне сомнительна.

К сожалению, именно родившая ребенка молодая или многодетная семья зачастую немедленно приближается к черте бедности или даже пересекает ее. Поэтому абсолютно оправданно в федеральный бюджет на 2022-2024 гг. заложены средства на «пособие нуждающимся беременным женщинам, оплату больничного по уходу за ребенком до 8 лет в размере среднего заработка, а также пособие на ребенка от 8 до 17 лет, которого воспитывает единственный родитель, либо если семья с низкими доходами имеет право на алименты по решению суда». Это станет первой ступенькой лестницы, которая позволит сформировать «целостную систему поддержки семей с детьми начиная с того момента, когда будущая мама еще только ждет появления малыша, и вплоть до окончания ребенком школы»17.

Разработчиками Стратегии вектор движения определен верно: это меры, направленные на устойчивый рост доходов и благосостояния граждан, создание комфортной и безопасной среды обитания, здорового образа жизни, реализацию прав и гарантий в сферах здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры. Сокращение бедности названо одной из целей государственной политики наряду с устойчивым естественным ростом численности и повышением качества жизни населения, укреплением здоровья граждан, снижением уровня социального и имущественного неравенства, повышением уровня

15 Голикова Т.А. Выступление на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам 19.07.2021 // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/66217 (дата обращения: 13.08.2021).

16 Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по России и по субъектам Российской Федерации // Официальный сайт Росстата. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/2-4.doc (дата обращения: 11.08.2021).

17 Путин В.В. Выступление на совещании по экономическим вопросам 28.09.2021 // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/66790 (дата обращения: 05.10.2021).

образования, воспитанием гармонично развитого и социально-ответственного гражданина (п. 32 разд. 4).

Задачи, призванные обеспечить реализацию заявленных целей государственной политики в социальной сфере (п. 33 разд. 4), применительно к потребностям настоящего исследования целесообразно условно разделить на три группы по степени детерминации со сферой труда и социальной защиты: опосредованно связанные с правовым регулированием социально-защитных, трудовых и непосредственно связанных с ними отношений (первая группа), непосредственно связанные с отношениями социальной защиты (вторая группа) и непосредственно связанные с правовым регулированием трудовых и связанных с ними отношений (третья группа). Такое разделение задач на три группы не является жестким, зачастую они носят многоплановый характер и в какой-то степени касаются двух или даже всех групп одновременно.

К первой группе задач следует отнести:

- увеличение реальной продолжительности жизни (пп. 4 п. 33 разд. 4 Стратегии);

- развитие системы мониторинга, предупреждения и преодоления биологических рисков и угроз (пп. 8);

- обеспечение санитарно-биологического благополучия населения, развитие системы санитарно-гигиенического мониторинга (пп. 9);

- повышение доступности безопасной и качественной пищевой продукции (пп. 10);

- выявление и развитие способностей и талантов у детей и молодежи (пп. 11);

- повышение качества общего образования (пп. 12);

- предоставление гражданам широких возможностей получения высшего и среднего профессионального образования (пп. 13);

- воспитание и обучение детей и молодежи на основе традиционных духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей (пп. 14);

- развитие сферы культуры, повышение ее доступности для граждан (пп. 15);

- создание комфортной среды проживания, развитие транспортной и энергетической инфраструктуры всех населенных пунктов (пп. 17).

Для решения этих задач требуются организационные и финансовые усилия государства, направленные на разработку и осуществление инфраструктурных проектов в области спорта, образования, воспитания, медицины, энергетики и коммунальной инфраструктуры, транспорта и т. п. Такие мероприятия государства будут оказывать влияние на

трудовые и социальные права граждан, но довольно опосредованно -через создание дополнительных рабочих мест, рост доходов всех слоев населения и т. д. В то же время без них не обойтись, поскольку они должны создать материальную и организационную базу, фундамент, который только и позволит в полной мере и полноценно решать задачи, отнесенные нами к следующим двум группам.

Вторую группу составляют непосредственно связанные с социальной защитой задачи:

- сокращение числа малообеспеченных граждан, снижение уровня неравенства граждан в доходах (пп. 1 п. 33 разд. 4 Стратегии);

- повышение качества и доступности социальных услуг, формирование условий активного участия лиц с ограниченными возможностями здоровья и старших возрастных групп в жизни общества (пп. 2);

- снижение смертности и уровня инвалидизации населения (пп. 4);

- повышение качества и доступности лекарственного обеспечения и медицинской помощи, включая вакцинацию (пп. 5);

- обеспечение устойчивости системы здравоохранения, готовой к новым угрозам, связанным с распространением инфекционных заболеваний и др., создание запасов лекарств и медоборудования (пп. 6).

Решение этих задач связано в первую очередь с состоянием системы социальной защиты, адресной помощью гражданам с ограниченными возможностями, что обеспечивается, несомненно, и мероприятиями в рамках решения первой группы задач в сфере сбережения народа России. Решение указанных задач требует совершенствования законодательства о социальной защите, регламентации деятельности социальных фондов и организаций.

Преимущественно к третьей группе можно отнести задачи:

- увеличения реальных доходов населения (пп. 1 п. 33 разд. 4 Стратегии);

- профилактики профессиональных заболеваний (пп. 4);

- повышения мотивации к ведению здорового образа жизни и занятию физкультурой (пп. 7);

- предоставления широких возможностей профессиональной подготовки и переподготовки на протяжении всей жизни сообразно потребностям рынка труда (пп. 13).

Решение третьей группы задач видится на пути распространения правового регулирования законодательства о труде на нестандартные формы занятости - платформенную, экономически зависимых самозанятых подрядчиков. Исключение «рабочей бедности» при неприемле-

мо низком уровне доходов при полной занятости потребует одновременных усилий со стороны государства - прежде всего перемещением планки минимального размера оплаты труда, а возможно, введением почасовой его оплаты, защитой национального рынка труда, профессиональным обучением и переобучением - и социально ответственного бизнеса, внедряющего новые технологии, влекущие повышение производительности труда, увеличением доли оплаты труда при общем сокращении себестоимости в результате технологических преобразований. Повышение доходов работающих граждан одновременно с развитием института охраны труда повлечет автоматический рост социальных фондов и положительно скажется на положении лиц с ограниченными возможностями здоровья и старших возрастных групп.

В то же время в Стратегии национальной безопасности выделен ряд групп задач, для решения которых и достижения заявленных целей государственной политики в сфере сбережения народа и развития человеческого потенциала, которые неверно относить к одной из условно обозначенных нами групп. Так, если включенные в пп. 16 п. 33 разд. 4 задачи развития жилищно-коммунальной инфраструктуры непосредственно связаны с пп. 17 и также в полной мере соответствуют группе задач первого вида, улучшение жилищных условий граждан, повышение доступности и качества жилья требует усилий не только по реализации инфраструктурных проектов с соответствующими адресатами финансирования и правовым регулированием, но и повышения доходов граждан, что может быть реализовано в рамках правового регулирования, осуществляемого законодательством о труде, когда речь идет о трудоспособных гражданах, или законодательством о социальной защите применительно к нуждающимся в таковой группам населения. Эти и иные подобного рода задачи следует рассматривать сквозь призму всех трех групп. В определенной степени сказанное относится и к повышению качества и доступности медицинской помощи и лекарственного обеспечения - пп. 5 и обеспечению устойчивости системы здравоохранения, созданию резервов лекарств и медоборудования - пп. 6 п. 33 разд. 4 Стратегии - решение этих задач требует правового регулирования в рамках двух первых групп нашей классификации одновременно.

ВЫВОДЫ

Все преобразования отраслевого правового регулирования во исполнение Стратегии национальной безопасности следует верифициро-

вать сквозь призму конституционных гарантий в социальной и трудовой сферах. Повышение роли социального партнерства, социальной солидарности, социально ответственного бизнеса и принципа уважения человека труда - непременное условие выполнения стратегических планов обеспечения национальной безопасности в целях сбережения народа России и развития человеческого потенциала.

Список литературы

1. Камашев С.В. Стратегия национальной безопасности и образование: социально-философский анализ // Философия образования. 2010. № 1 (30). С. 102-109.

2. Обеспечение национальной безопасности: социально-философский, политологический и теоретико-правовой аспекты / под общ. ред. И.П. Скворцова. Краснодар: Краснодар. ун-т МВД России, 2014. 143 с.

3. Добренькое В.И. Система стратегии национальной безопасности России в 21 веке // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2013. № 4. С. 5-35.

4. Глазьев С.Ю. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития // Научные труды Вольного экономического общества России. 2015. Т. 196. № 7. С. 86-186.

5. Фокин Н.И. Профессиональное образование через всю жизнь как образовательная стратегия национальной безопасности Российской Федерации // Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 2. С. 227-236. https://doi.org/10.18522/2070-1403-2017-61-2-227-236

6. Общая теория национальной безопасности / под ред. А.А. Прохожаева. М.: РАГС, 2002. 338 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Литвинов Н.Д., Журавель В.П. Стратегия и концепции национальной безопасности Российской Федерации как правовая база обеспечения гражданского мира и национального согласия // Мир политики и социологии. 2018. № 1. С. 151-168.

8. Пономарев А.И. Соотношение понятий «стратегия», «доктрина», «концепция» в контексте теории обеспечения национальной безопасности // Военное право. 2017. № 6 (46). С. 30-40.

9. Рожкова А.К., Кочеткова И.В. Правовые вопросы выделения новых видов национальной безопасности // Правоприменение. 2020. № 2. С. 67-72. https://doi.org/ 10.24147/2542-1514.2020.4(2).67-72

10. Летуновский П.В., Никоноров Г.А. Военная безопасность как важнейший концепт системы национальной безопасности России // Наука и военная безопасность. 2017. № 4 (11). С. 61-67.

11. Ивановский Б.Г. Стратегия безопасности национальной экономики: понятие, критерии, угрозы // Экономические и социальные проблемы России. 2017. № 1. С. 10-43.

12. Лукашева Е.А. Права человека - индикатор национальной безопасности // Труды Института государства и права РАН. 2013. № 1. С. 7-33.

13. Чуклова Е.В. Гражданско-правовое регулирование национальной безопасности // Вектор науки ТГУ. 2020. № 2. С. 60-65.

14. Ямщикова М.В. Значимость экологической безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации // Национальные приоритеты России. 2018. № 2 (29). С. 67-70.

15. Саенко Н. Р., Саенко А. В. Духовная безопасность как составляющая национальной безопасности России // Успехи современной науки. 2016. № 1. С. 94-97.

16. Савенков А.Н. Обеспечение прав человека как составляющая национальной безопасности в условиях пандемии СОУГО-19 // Защита прав человека в условиях распространения новой короновирусной инфекции. М.: Ун-т им. О.Е. Кутафина, 2021. С. 37-47.

17. Андрияшко М.В. Безопасность человека и государства: от потребности к концепции // Актуальные проблемы государства и права. 2021. Т. 5. № 18. С. 329-340. https://doi.org/10.20310/2587-9340-2021-5-18-329-340

18. Колотова Н.В. Социальная безопасность как элемент национальной стратегии // Труды Института государства и права РАН. 2013. № 1. С. 60-82.

19. Нетребко Е.Н. Реализация стратегии национальной безопасности: повышение качества жизни населения (объективные и субъективные показатели) // Научные труды КубГТУ. 2018. № 6. С. 791-797.

20. Кирсанов Р.В., Чуча С.Ю. Особенности регулирования труда работников пожилого возраста: к вопросу о необходимости совершенствования российского законодательства в контексте обеспечения социальной безопасности // Юридическая мысль. 2019. № 1 (111). С. 82-87. https://doi.Org/10.25839/MATGIP.2019.111.1.009

21. Драчук М.А., Обухова Г.Н., Чуча С.Ю. Трудовое процедурно-процессуальное право. Омск: Омск. госуниверситет, 2020. 73 с.

22. Комаров М.П. Эклектичность основных понятий в концепциях и стратегиях национальной безопасности России // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2016. № 1 (14). Вып. 2. С. 9-22.

23. Ильин В.А., Морев М.В. Стратегия национальной безопасности-2021: позитивные ощущения и противоречивые ожидания // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. Т. 14. № 4. С. 9-32. https://doi.org/10.15838/ esc.202L4.76.!

Статья поступила в редакцию 11.10.2021 г. Одобрена после рецензирования 19.11.2021 г. Принята к публикации 24.11.2021 г.

Информация об авторе

Чуча Сергей Юрьевич, доктор юридических наук, профессор, руководитель междисциплинарного Центра правовых исследований в области трудового права и права социального обеспечения, главный научный сотрудник сектора гражданского права, гражданского и арбитражного процесса, Институт государства и права Российской академии наук, г. Москва, Российская Федерация, ОЯСГО: 0000-0001-5771-6323, chuchaigpan@gmail.com

Для цитирования

Чуча С.Ю. Трудоправовые и социально-защитные аспекты Стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Актуальные проблемы государства и права. 2021. Т. 5. № 20. С. 817-833. https://doi.org/10.20310/2587-9340-2021-5-20-817-833

ORIGINAL ARTICLE

DOI 10.20310/2587-9340-2021-5-20-817-833

LABOR LAW AND SOCIAL SECURITY ASPECTS OF THE NATIONAL SECURITY STRATEGY OF RUSSIAN FEDERATION

Sergey Y. Chucha

The Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences 10 Znamenka St., Moscow 119019, Russian Federation chuchaigpan@gmail.com

Abstract. The National Security Strategy of the Russian Federation, approved by Presidential Decree no. 400 of July 2, 2021, is the first strategic planning document in the history of modern Russia, which called the preservation of the people of Russia and the development of human potential a primary national interest and strategic national priority, and improving the quality of life and well-being of citizens is among the priorities. The scientific research of document that changed the paradigm of national security is just beginning. In the study, using a comparative historical methodology, an intersectoral analysis of the transformation of the labor-legal and social-protective component of the National Security Strategy is carried out, the timeliness of the changes is empirically proved on the basis of statistical data. In the course of the study, we develop a classification of tasks to ensure the implementation of state policy goals, depending on the degree of determination with the sphere of labor and social protection, creates the basis for inter-sectoral research on national security issues, improving current legislation and its application through the prism of constitutional guarantees in the social protection and labor law spheres. We substantiate the increasing role of social partnership, social solidarity, socially responsible business and the principle of respect for human labor as necessary conditions for the implementation of strategic plans to ensure national security for the preservation of the people of Russia and the development of human potential.

Keywords: National Security Strategy, strategic planning, saving the people, human development, protection of labor rights, social protection, quality of life, welfare

References

1. Kamashev S.V. Strategiya natsional'noy bezopasnosti i obrazovaniye: sotsial'no-filosofskiy analiz [The national security strategy and education: a socio-philosophical analysis]. Filosofiya obrazovaniya - Philosophy of Education, 2010, no. 1 (30), pp. 102-109. (In Russian).

2. Skvortsova I.P. (general ed.). Obespecheniye natsional'noy bezopasnosti: sotsial'no-filosofskiy, politologicheskiy i teoretiko-pravovoy aspekty [Ensuring National Security: Socio-Philosophical, Lithological and Theoretical and Legal Aspects]. Krasnodar,

Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Publ., 2014, 143 p. (In Russian).

3. Dobrenkov V.I. Sistema strategii natsional'noy bezopasnosti Rossii v 21 veke [System and the national security strategy of Russia in 21st century]. VestnikMoskovskogo un-iversiteta. Seriya 18. Sotsiologiya i politologiya - Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science, 2013, no. 4, pp. 5-35. (In Russian).

4. Glazyev S.Y. O neotlozhnykh merakh po ukrepleniyu ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii i vyvodu rossiyskoy ekonomiki na trayektoriyu operezhayushchego razvitiya [On the urgent measures to enhance the economic security of Russia and setthe Russian economy on course to priority development]. Nauchnyye trudy Vol'nogo ekonomi-cheskogo obshchestva Rossii - Scientific Works of the Free Economic Society of Russia, 2015, vol. 196, no. 7, pp. 86-186. (In Russian).

5. Fokin N.I. Professional'noye obrazovaniye cherez vsyu zhizn' kak obrazovatel'naya strategiya natsional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii [Professional lifelong learning as an educational strategy for the Russian Federation's national security]. Gu-manitarnyye i sotsial'nyye nauki - The Humanities and Social Sciences, 2017, no. 2, pp. 227-236. https://doi.org/10.18522/2070-1403-2017-61-2-227-236. (In Russian).

6. Prokhozhayev A.A. (ed.). Obshchaya teoriya natsional'noy bezopasnosti [General Theory of National Security]. Moscow, RAPS Publ., 2002, 338 p. (In Russian).

7. Litvinov N.D., Zhuravel V.P. Strategiya i kontseptsii natsional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii kak pravovaya baza obespecheniya grazhdanskogo mira i natsion-al'nogo soglasiya [Strategy and concepts of national security of the Russian Federation as the legal basis for ensuring civil peace and national harmony]. Mir politiki i sotsi-ologii - The World of Politics and Sociology, 2018, no. 1, pp. 151-168. (In Russian).

8. Ponomarev A.I. Sootnosheniye ponyatiy «strategiya», «doktrina», «kontseptsiya» v kontekste teorii obespecheniya natsional'noy bezopasnosti [Correlation of the concepts "strategy", "doctrine", "concept" in the context of the theory of ensuring national security]. Voyennoye pravo - Military Law, 2017, no. 6 (46), pp. 30-40. (In Russian).

9. Rozhkova A.K., Kochetkova I.V. Pravovyye voprosy vydeleniya novykh vidov natsional'noy bezopasnosti [The legal issues of the substantiation of new types of national security]. Pravoprimeneniye - Law Enforcement Review, 2020, no. 2, pp. 67-72. https://doi.org/10.24147/2542-1514.2020.4(2).67-72. (In Russian).

10. Letunovskiy P.V., Nikonorov G.A. Voyennaya bezopasnost' kak vazhneyshiy kontsept sistemy natsional'noy bezopasnosti Rossii [Military security as the most important concept of the national security system of Russia]. Nauka i voyennaya bezopasnost' -Science and Military Security, 2017, no. 4 (11), pp. 61-67. (In Russian).

11. Ivanovskiy B.G. Strategiya bezopasnosti natsional'noy ekonomiki: ponyatiye, kriterii, ugrozy [National economy security strategy: concept, criteria, threats]. Ekonomi-cheskiye i sotsial'nyye problemy Rossii - Economic and Social Problems of Russia, 2017, no. 1, pp. 10-43. (In Russian).

12. Lukasheva E.A. Prava cheloveka - indikator natsional'noy bezopasnosti [Human rights are indexes of national security]. Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN - Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS, 2013, no. 1, pp. 7-33. (In Russian).

13. Chuklova E.V. Grazhdansko-pravovoye regulirovaniye natsional'noy bezopasnosti [Civil law regulation of national security]. Vektor nauki TGU- Science Vector of TSU, 2020, no. 2, pp. 60-65. (In Russian).

14. Yamshchikova M.V. Znachimost' ekologicheskoy bezopasnosti v sisteme natsional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii [Importance of environmental compliance in the national security system of the Russian Federation]. Natsional'nyye pri-oritety Rossii [National Priorities of Russia], 2018, no. 2 (29), pp. 67-70. (In Russian).

15. Sayenko N. R., Sayenko A. V. Dukhovnaya bezopasnost' kak sostavlyayushchaya natsional'noy bezopasnosti Rossii [Spiritual security as a component of Russia's national security]. Uspekhi sovremennoy nauki [Advances in Modern Science], 2016, no. 1, pp. 94-97. (In Russian).

16. Savenkov A.N. Obespecheniye prav cheloveka kak sostavlyayushchaya natsional'noy bezopasnosti v usloviyakh pandemii COVID-19 [Ensuring human rights as a component of national security in the context of the COVID-19 pandemic]. Zashchita prav cheloveka v usloviyakh rasprostraneniya novoy koronovirusnoy infektsii [Protecting Human Rights amid the Spread of the New Coronavirus Infection]. Moscow, Kutafin Moscow State Law University Publ., 2021, pp. 37-47. (In Russian).

17. Andryiashka M.V. Bezopasnost' cheloveka i gosudarstva: ot potrebnosti k kontseptsii [Human and state security: from need to concept]. Aktual'nye problemy gosudarstva i prava - Current Issues of the State and Law, 2021, vol. 5, no. 18, pp. 329-340. https://doi.org/10.20310/2587-9340-2021-5-18-329-340. (In Russian).

18. Kolotova N.V. Sotsial'naya bezopasnost' kak element natsional'noy strategii [Social security as an element of the national strategy]. Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN - Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS, 2013, no. 1, pp. 60-82. (In Russian).

19. Netrebko E.N. Realizatsiya strategii natsional'noy bezopasnosti: povysheniye kachest-va zhizni naseleniya (ob"yektivnyye i sub"yektivnyye pokazateli) [The implementation of the national security strategy: improving the quality of life (objective and subjective indicators)]. Nauchnyye trudy KubGTU - Scientific Works of the Kuban State Technological University, 2018, no. 6, pp. 791-797. (In Russian).

20. Kirsanov R.V., Chucha S.Y. Osobennosti regulirovaniya truda rabotnikov pozhilogo vozrasta: k voprosu o neobkhodimosti sovershenstvovaniya rossiyskogo zakonoda-tel'stva v kontekste obespecheniya sotsial'noy bezopasnosti [Features of regulation of labor of elderly workers: the question of the need to improve the Russian legislation in the context of security social security]. Yuridicheskaya mysl' - Legal Thought, 2019, no. 1 (111), pp. 82-87. https://doi.org/10.25839/MATGIP.2019.111.1.009. (In Russian).

21. Drachuk M.A., Obukhova G.N., Chucha S.Y. Trudovoye protsedurno-protsessual'noye pravo [Labor Procedural Law]. Omsk, Omsk State University Publ., 2020, 73 p. (In Russian).

22. Komarov M.P. Eklektichnost' osnovnykh ponyatiy v kontseptsiyakh i strategiyakh natsional'noy bezopasnosti Rossii [The eclecticism of main terms in the concepts and strategies of Russian national security]. Natsional'naya bezopasnost' i strategi-cheskoye planirovaniye - National Security and Strategic Planning, 2016, no. 1 (14), issue 2, pp. 9-22. (In Russian).

23. Ilin V.A., Morev M.V. Strategiya natsional'noy bezopasnosti-2021: pozitivnyye osh-chushcheniya i protivorechivyye ozhidaniya [National security strategy - 2021: positive experiences and conflicting expectations]. Ekonomicheskiye i sotsial'nyye

peremeny: fakty, tendentsii, prognoz - Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2021, vol. 14, no. 4, pp. 9-32. https://doi.org/10.15838/esc.2021.4.76.1. (In Russian).

The article was submitted 11.10.2021 Approved after reviewing 19.11.2021 Accepted for publication 24.11.2021

Information about the author

Sergey Y. Chucha, Doctor of Law, Professor, Head of Interdisciplinary Center for Legal Research in Labor and Social Security Law, Chief Research Scholar of Civil Law, Civil and Arbitration Procedure Department, The Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation, ORCID: 0000-0001-5771-6323, chuchaig-pan@gmail.com

For citation

Chucha S.Y. Trudopravovyye i sotsial'no-zashchitnyye aspekty Strategii natsional'noy be-zopasnosti Rossiyskoy Federatsii [Labor law and social security aspects aspects of the National Security Strategy of Russian Federation]. Aktual'nye problemy gosudarstva iprava -Current Issues of the State and Law, 2021, vol. 5, no. 20, pp. 817-833. https://doi.org/ 10.20310/2587-9340-2021-5-20-817-833 (In Russian, Abstr. in Engl.)

Работа доступна по лицензии

Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0

Всемирная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.