Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАДРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В РОССИИ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАДРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1300
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / КАДРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волкова Наталья Игоревна

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования кадровой безопасности государственных органов. Рассматриваются ключевые направления государственной политики в области обеспечения кадровой безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY AND LEGAL REGULATION OF PERSONNEL SECURITY OF STATE BODIES IN RUSSIA

The article deals with the issues of legal regulation of personnel security of state bodies. The key directions of the state policy in the field of personnel security are considered

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАДРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В РОССИИ»

■ ■ ■ Нормативно-правовое регулирование кадровой безопасности государственных органов в России

Волкова Н.И.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. Москва, Российская Федерация.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы правового регулирования кадровой безопасности государственных органов. Рассматриваются ключевые направления государственной политики в области обеспечения кадровой безопасности.

Ключевые слова: законодательная база, государственная служба, кадровая безопасность

Для цитирования: Волкова Н.И. Нормативно-правовое регулирование кадровой безопасности государственных органов в России // Коммуникология: электронный научный журнал. 2021. Том 6. № 4. C.98-106.

Сведение об авторе: Волкова Наталья Игоревна, ведущий специалист-эксперт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Адрес: 109830. Москва, ул. Воронцово поле, д.4а. E-mail: n.v.i.1995.volkova@mail.ru

Статья поступила в редакцию: 25.10.2021. Принята к печати: 27.12.2021. Введение

В реалиях сегодняшнего дня государство и общество в России ставят перед собой грандиозную задачу - достичь качественного изменения жизни в стране, ее экономики, социальной и духовно-культурной сфер. По существу, речь идет о создании иного общества, реализующего стратегию инновационного развития, общества реальных и равных возможностей без бедности, гарантирующего безопасность и благополучие каждого человека.

Составными частями стратегии развития России на долгосрочную перспективу являются концепции и стратегии национальной безопасности, трансформации государственного управления и государственной кадровой политики.

Мир XXI века не становится проще и безопаснее. Научные прогнозы относительно общества будущего констатируют, что опасности в этом мире и этом обществе будут не просто возрастать, а возрастать по экспоненте. Поэтому проблемы безопасности всё более приобретают глобальный, системный и универсальный характер, касаясь всех и каждого. Вместе с тем с ними не в состоянии справиться ни одно, даже самое сильное государство или блок государств, а только человечество в целом. Сказанное обусловливает необходимость разработки и реализации научных концепций и жизнеутверждающих стратегий обеспечения

безопасности, системы управления государством и обществом, подготовки кадров, способных на адекватные ответы вызовам новой социальной реальности, на креативную деятельность.

Кадровая безопасность занимает доминирующее положение по отношению к другим элементам системы безопасности (информационной, экономической, правовой, экологической), так как она «работает с кадровым ресурсом, а они в любой составляющей первичны.

Законодательная база по обеспечению кадровой безопасности

Определенная законодательная база по вопросам обеспечения кадровой безопасности государственного органа на сегодняшний день в полной мере, к сожалению, не разработана. В рамках моделирования кадровой политики государственного органа крайне важно учитывать, что это действие должно осуществляться с учетом базовой концепции кадровой политики, которая должна быть утверждена на федеральном уровне власти. В связи с тем, что такая концепция на сегодняшний день в России отсутствует, приходится признавать, что полноценно описать обеспечение кадровой безопасности как явление правового характера довольно проблематично.

В России принят и действует Федеральный закон от 28.12.2010 № Э90-ФЗ «О безопасности». Статья 1 данного закона определяет сферу его регулирования: государственная безопасность, общественная безопасность, безопасность личности, экологическая безопасность и иные виды безопасности, которые предусмотрены российским законодательством1. Между тем в законодательстве на сегодняшний день не выделяется отдельно термин «кадровая безопасность» как подвид безопасности в целом.

Такая недооценка института кадровой безопасности недопустима, в связи с чем она должна быть по крайней мере выделена федеральным законодателем в качестве самостоятельного вида государственной безопасности.

Тем не менее, считаем возможным в настоящем исследовании использовать положения Федерального закона «О безопасности» в целях обоснования основных направления обеспечения кадровой безопасности федеральных органов исполнительной власти. Данные направления представлены на рис. 1.

1 Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЭ «О безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации.2011. № 1. Ст. 2.

Ключевые направления обеспечения кадровой безопасности государственных органов

Прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз

кадровой безопасности

Правовое регулирование в области обеспечения

кадровой безопасности

Определение

основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения

кадровой безопасности

Организация научной деятельности в области обеспечения

кадровой безопасности

Разработка и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз кадровой безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления

Координация деятельности федеральных органов государственной власти в области обеспечения

кадровой безопасности

Финансирование расходов на обеспечение

кадровой безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств

Развитие международного сотрудничества в целях обеспечения кадровой безопасности

Осуществление

других мероприятий в области обеспечения кадровой безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации

Рисунок 1. Ключевые направления государственной политики в области обеспечения кадровой безопасности / Key directions of the state policy

in the field of personnel security

В настоящее время в основу правового регулирования обеспечения кадровой безопасности органов исполнительной власти положен Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее также - Закон о гражданской службе), в котором предусмотрены фундаментальные принципы кадровой политики в государственных органах. К ним относятся принцип отбора кандидатов на конкурсной основе, принципы профессионализма и компетентности, принцип развития служащих в форме профессионального обучения, повышения квалификации, принцип обязательности формирования кадрового резерва, принцип регулярной оценки профессионального уровня гражданских служащих в форме аттестаций и квалификационных экзаменов и т.д.1

В статье 44 Закона о гражданской службе предусмотрен термин «кадровая работа». Под ней понимается деятельность, целью которой является воздействие на поведение служащих для его изменения сообразно потребностям государственной службы (или органа, в котором служащие проходят гражданскую службу). Статья содержит 19 направлений, по которым осуществляется кадровая работа, в т. ч. формирование кадрового состава, ведение личных дел, трудовых книжек, реестра гражданских

1 Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 3215.

служащих, работа комиссии по урегулированию конфликтов интересов, проведение конкурса на замещение должностей, испытания, аттестации, квалификационного экзамена, включение в кадровый резерв, организация обучения персонала, организация служебных проверок, консультирование служащих по вопросам гражданской службы.

Важным механизмом контроля за обеспечением кадровой безопасности является установление дисциплинарной ответственности гражданских служащих за совершенные дисциплинарные проступки. Дисциплинарная ответственность выполняет в данном случае карательную и предупредительную функции. За совершение дисциплинарного проступка, который выражается в нарушении служащим положений законодательства о гражданской службе, а также трудового законодательства (в части, не урегулированной Законом о гражданской службе), предусмотрены четыре вида дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии и увольнение с гражданской службы (ст. 57 Закона о гражданской службе).

Способ приема граждан на государственную службу закреплен Указом Президента Российский Федерации от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» и представляет собой определенную процедуру замещения вакансии. В состав этой процедуры входит формирование конкурсных комиссий, первичная проверка документов кандидатов, проведение конкурсного отбора, назначение на должность, зачисление в кадровый резерв, обжалование результатов конкурса1. В рамках каждой процедуры должны приниматься меры по обеспечению кадровой безопасности органа. Важную роль в этом случае играют методы отбора кандидатов, которые должны отвечать критерию способности максимально обеспечить кадровую безопасность органа власти (например, недопустимо отбирать демотивированных кандидатов, кандидатов, которые рассматривают государственную службу как возможность наработать стаж гражданской службы, кандидатов, поступающих на службу из корыстных или даже преступных побуждений и т.п.).

Также следует упомянуть Указ Президента Российский Федерации от 01.02.2005 №111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)» [Андруник]. Действительно, квалификационный экзамен выступает одной из форм контроля за состоянием профессиональных знаний, умений, навыков государственных гражданских служащих, а значит является

1 Указ Президента Российский Федерации от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 6. Ст. 439.

весьма продуктивным превентивным методом обеспечения кадровой безопасности, поскольку упреждающий контроль позволяет предотвратить возникновение кадровых рисков в перспективе.

Тема обеспечения кадровой безопасности государственных органов поднимается в Указе Президента Российской Федерации от 24.06.2019 №288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019-2021 годы». Так, данный правовой акт касается вопросов совершенствования порядка назначения на должности, развития системы юридических и социальных гарантий на гражданской службе, внедрения инновационных форм профессионального развития служащих, повышения качества кадровой работы в органах власти, формирования кадрового резерва и т.п. [Кузнецова].

В России действует целый ряд нормативных актов, посвященных отдельным аспектам обеспечения кадровой безопасности государственных органов. Так, вопросам противодействия коррупции посвящен Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Под коррупцией в данном законе понимается злоупотребление должностным положением, дача или получение взятки, злоупотребление полномочиями или иное незаконное использование лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде имущества или услуг имущественного характера для себя либо для других лиц [Кузнецова]. К сожалению, государственная гражданская служба сегодня не лишена коррупционных проявлений. Близость к властному ресурсу затмевает разум многим чиновникам. Поэтому противодействие коррупции выступает весьма актуальным направлением обеспечения кадровой безопасности.

Среди мер по противодействию коррупции данный закон называет предъявление квалификационных требований к кандидатам на должности гражданской службы, проверку сведений, представляемых кандидатами, урегулирование конфликта интересов, имплементацию в практику кадровой работы принципов меритократии (должностной рост и поощрения на основе заслуг и достоинств), нормативное закрепление непредставления служащим сведений доходах, расходах, имуществе в качестве основания для увольнения служащего. Последнему вопросу посвящен специальный Указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 5581.

Следует также выделить Закон Российской Федерации от 21.07.1993 №5485-1 «О государственной тайне». Обеспечение режима

1 Указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 558 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 21. Ст. 2543.

конфиденциальности некоторых сведений является одним из необходимых способов обеспечения государственной кадровой безопасности. Статья 2 указанного закона под государственной тайной понимает защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности России1. Данным законом урегулированы вопросы полномочий высших органов государственной власти в сфере обеспечения государственной тайны, состава сведений, подлежащих охране в качестве государственной тайны, порядок отнесения сведений в государственной тайне и их засекречивание, порядок доступа к ним, порядок защиты государственной тайны и иные вопросы.

Также можно выделить Указ Президента Российской Федерации от 30.05.2005 № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела»2. Персональные данные государственного служащего — весьма уязвимое место с точки зрения обеспечения кадровой безопасности, поскольку к ним относятся не только имя, отчество, фамилия, контактные данных служащего, но и различные сведения о его жизни, в т. ч. о его профессиональной служебной деятельности. Именно поэтому вопросам защиты персональных данных служащих посвящен отдельный правовой акт.

Материальное стимулирование, как известно, является не только существенным фактором производительности труда, но и фактором сглаживания противоречий между интересами персонала и руководства [Трясина, Филиппова]. Чем меньше таких противоречий, чем лояльнее служащий органу власти, тем меньше риски кадровой безопасности. [Киреева]. Поэтому вопросам денежного содержания государственных служащих посвящен специальный нормативный акт - Указ Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» .

В сфере обеспечения кадровой безопасности федеральных органов исполнительной власти существует множество отраслевых нормативных правовых актов. Так, в системе органов внутренних дел действует Приказ МВД России от 01.02.2018 № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации». Существуют Приказ Минтранса России от 05.09.2012 № 338 «Об

1 Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» // Российская газета. 1993. № 182.

2 Указ Президента Российской Федерации от 30.05.2005 № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 23. Ст. 2242.

3 Указ Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3459.

утверждении примерных программ повышения квалификации, направленных на обучение и подготовку квалифицированных кадров для организации и обеспечения высокоскоростного железнодорожного движения»1, Указ Президента РФ от 26.10.2017 № 518 «О некоторых вопросах прохождения службы сотрудниками федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы»2, Приказ Минздрава России от 04.10.2012 № 395н «Об утверждении Методики проведения конкурсных процедур на заключение договора на обучение между Министерством здравоохранения Российской Федерации и гражданином Российской Федерации с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы в

3

Министерстве здравоохранения Российской Федерации» и т.п. Эти и множество других нормативных правовых актов регламентируют отдельные аспекты обеспечения кадровой безопасности в соответствующих органах исполнительной власти (например, в части проведения конкурсного отбора на замещение вакантных должностей, организации процесса прохождения службы, профессионального развития персонала).

Выводы

Таким образом, необходимо признать, что в российском законодательстве еще не оформилось понятие «обеспечение кадровой безопасности государственных органов» как самостоятельное направление государственной кадровой политики. На сегодняшний день нормативно -правовое регулирование данной сферы имеет фрагментарный характер, поскольку вопросы кадровой безопасности, хотя не напрямую, но все же затрагиваются как в базовом Законе о гражданской службе, так и в иных федеральных законах и подзаконных нормативных правовых актах (указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, документах федеральных органов исполнительной власти).

Источники:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30

1 Приказ Минтранса России от 05.09.2012 № 338 «Об утверждении примерных программ повышения квалификации, направленных на обучение и подготовку квалифицированных кадров для организации и обеспечения высокоскоростного железнодорожного движения» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2013. № 12.

2 Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2017 № 518 «О некоторых вопросах прохождения службы сотрудниками федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 44. Ст. 6492.

3 Приказ Минздрава России от 04.10.2012 № 395н «Об утверждении Методики проведения конкурсных процедур на заключение договора на обучение между Министерством здравоохранения Российской Федерации и гражданином Российской Федерации с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы в Министерстве здравоохранения Российской Федерации» // Российская газета. 2013. № 6.

декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ, от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ) // Российская газета. 2020. № 144.

Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 256 «О федеральной государственной информационной системе «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 11. Ст. 1573.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента от 05 декабря 2016 года №646) www.kremlin.ru

Андруник А. П. (2020). Кадровая безопасность: инновационные технологии управления персоналом: Учебное пособие / А. П. Андруник; М. Н. Руденко, А. Е. Суглобов. 2-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°». 508 с.

Киреева О. Ф. (2013). Социологическая диагностика информационной безопасности информационно-коммуникационной среды // Труд и социальные отношения. Т. 24. № 12. С. 35-42.

Кузнецова Н.В. (2021). Угрозы кадровой безопасности организации: монография / Н.В. Кузнецова. М.: ИНФРА-М. 262 с.

Кузнецова Н.В. (2019). Кадровая безопасность организации: сущность и механизм обеспечения: монография / Н.В. Кузнецова. М.: ИНФРА-М. 286 с.

Правовое обеспечение национальной безопасности: учебное пособие для вузов / Ю. Н. Туганов [и др.]; под редакцией Ю. Н. Туганова. М.: Издательство Юрайт, 2021. 191 с.

Шарков Ф.И. (2016). Визуализация политического медиапространства//ПОЛИС. Политические исследования. №5. С. 97-107.

Трясцина Н.Ю., Филиппова В.С. (2019). Мотивация как инструмент обеспечения кадровой безопасности хозяйствующего субъекта // Эпоха науки. № 20. С. 447.

Шарков Ф.И. (2007). Правовое регулирование коммуникационной деятельности: в рекламе, связях с общественностью, журналистике. Учебное пособие для изучения курсов: «Правовые основы рекламной деятельности», «Правовое обеспечение связей с общественностью», «Правовые основы журналистики». Москва.

■ ■ ■ Regulatory and legal regulation of personnel security of state bodies in Russia

Volkova N.I.

Federal Service of State Registration, Cadastre and Cartography. Moscow, Russian Federation. Moscow, Russian Federation.

Abstract: The article deals with the issues of legal regulation of personnel security of state bodies. The key directions of the state policy in the field of personnel security are considered

Keywords: legislative framework, public service, personnel security

For citation: Volkova N.I. (2021). Regulatory and legal regulation of personnel security of State bodies in Russia. In: Communicology: electronic scientific journal. Vol. 6. No 4. pp. 98-106.

Inf. about the author: Natalia I. Volkova, a leading expert of the Federal Service for

State Registration, Cadastre and Cartography. Address: 109830. Moscow, Vorontsovo

pole str., 4a. E-mail:n.v.i.1995.volkova@mail.ru

Received: 25.10. 2021. Accepted: 27.12.2021. References

The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993) (subject to amendments made by the Laws of the Russian Federation on Amendments to the Constitution of the Russian Federation of December 30, 2008 No. 6-FKZ, of December 30, 2008 No. 7-FKZ, of February 5, 2014 No. 2-FKZ, of July 21, 2014 No. 11-FKZ, of March 14, 2020 No. 1-FKZ). In: Rossiyskaya Gazeta. 2020. № 144. (In Rus.).

Resolution of the Government of the Russian Federation dated 03.03.2017 No. 256 «On the Federal State Information System «Unified information system for personnel management of the State Civil Service of the Russian Federation». In: Collection of Legislation of the Russian Federation. 2017. No. 11. P. 1573. (In Rus.).

The Information Security Doctrine of the Russian Federation (approved by Presidential Decree No. 646 of December 05, 2016) www.kremlin.ru

Andrunik A. P. (2020). Personnel security: innovative technologies of personnel management: Textbook / A. P. Andrunik; M. N. Rudenko, A. E. Suglobov. 2nd ed. Moscow: Publishing and Trading Corporation «Dashkov and Co». 508 p. (In Rus.).

Kireeva O. F. (2013). Sociological diagnostics of information security of the information and communication environment // Labor and social relations. Vol. 24. No. 12. pp. 35-42. (In Rus.).

Kuznetsova N.V. (2021). Threats to the personnel security of the organization: monograph / N.V. Kuznetsova. M.: INFRA-M. 262 p. (In Rus.).

Kuznetsova N.V. (2019). Personnel security of the organization: the essence and mechanism of ensuring: monograph / N.V. Kuznetsova. M.: INFRA-M. 286 p. (In Rus.).

Legal support of national security: a textbook for universities /Yu. N. Tuganov [et al.]; edited by Yu. N. Tuganov. M.: Yurayt Publishing House, 2021. 191 p. (In Rus.).

Sharkov F.I. (2016). Visualization of the political media space. In: POLIS. Political studies. No. 5, pp. 97-107. (In Rus.).

Tryashtsina N.Yu., Filippova V.S. (2019). Motivation as a tool for ensuring personnel security of an economic entity. In: The era of science. No. 20. P. 447. (In Rus.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ ■ ■ Трансформация методов и способов осуществления коммуникаций во время пандемии

Садовая А. П.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), Москва, Российская Федерация.

Аннотация: 12 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила вспышку нового коронавируса SARS-CoV-2 - пандемией. Это заявление заставило организации, столкнувшиеся со сложной, незнакомой ситуацией, принять строгие меры по сдерживанию паники среди своих сотрудников. Дальнейшее развитие событий повлияло на все сферы жизни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.