Научная статья на тему 'О новых подходах в историко-краеведческой деятельности учащихся (на примере проекта "я познаю Россию" российского движения школьников)'

О новых подходах в историко-краеведческой деятельности учащихся (на примере проекта "я познаю Россию" российского движения школьников) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
366
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕДИЦИЯ / ТУРИЗМ / КРАЕВЕДЕНИЕ / РОССИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / EXPEDITION / TOURISM / LOCAL LORE / RUSSIAN MOVEMENT OF SCHOOLCHILDREN / EDUCATION / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Крюкова А.А., Цунаева Е.М., Жидченко А.В.

В работе рассматривается опыт проведения Всероссийской туристско-краеведческой экспедиции «Я познаю Россию», организованной Российским движением школьников и Поисковым движением России. Анализ показал, что такого рода проекты действительно способны сыграть роль в деле популяризации краеведческой работы, что дает важный позитивный импульс в деле воспитания школьников на основе присущей российскому обществу системы ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Крюкова А.А., Цунаева Е.М., Жидченко А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About new approaches in the historical-private activity of youth (on the materials of the project "I explore Russia" of the Russian movement of schoolchildren)

The work considers the experience of the All-Russia Tourist and Regional Studies Expedition "I Cognize Russia", organized by the Russian movement of schoolchildren and the Search Movement of Russia. The analysis showed that such projects are really capable of playing a role in the popularization of local history work, which gives an important positive impetus to the upbringing of schoolchildren on the basis of the system of values inherent in Russian society.

Текст научной работы на тему «О новых подходах в историко-краеведческой деятельности учащихся (на примере проекта "я познаю Россию" российского движения школьников)»

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 908; 351.858; 371.84; 910.4

А. А. Крюкова, Е. М. Цунаева, А. В. Жидченко

О НОВЫХ ПОДХОДАХ В ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «Я ПОЗНАЮ РОССИЮ» РОССИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ

ШКОЛЬНИКОВ)

В работе рассматривается опыт проведения Всероссийской туристско-краеведческой экспедиции «Я познаю Россию», организованной Российским движением школьников и Поисковым движением России. Анализ показал, что такого рода проекты действительно способны сыграть роль в деле популяризации краеведческой работы, что дает важный позитивный импульс в деле воспитания школьников на основе присущей российскому обществу системы ценностей.

The work considers the experience of the All-Russia Tourist and Regional Studies Expedition "I Cognize Russia", organized by the Russian movement of schoolchildren and the Search Movement of Russia. The analysis showed that such projects are really capable of playing a role in the popularization of local history work, which gives an important positive impetus to the upbringing of schoolchildren on the basis of the system of values inherent in Russian society.

Ключевые слова: экспедиция, туризм, краеведение, Российское движение школьников, образование, воспитание.

Keywords: expedition, tourism, local lore, Russian movement of schoolchildren, education, upbringing.

Тематика изучения роли школы в формировании гражданина своей страны в современный период является достаточно востребованной. Причина интереса к данной проблеме кроется в поиске новых приоритетов и эффективных методов развития образовательной и воспитательной работы, а также в особой значимости формирования подрастающего поколения, целостном и гармоничном восприятии «образа будущего» Российской Федерации.

Определенное воздействие на трансформацию культурной памяти оказывает сельская и городская среда, которая также находится в постоянной эволюции. Памятники и памятные места, социокультурные координаты играют роль, как в культурной памяти, так и в повседневной жизни людей, а также в их восприятии повседневности и дальнейшей передаче социального опыта [1]. На особенности культурной памяти городская среда влияет, как своей консервативностью (это касается архитектуры, планировки, инфраструктуры), так и своей изменчивостью (перемены в городах и сёлах бывшего СССР под влиянием глобализации). Все это играет роль и в повседневной жизни, и в сознании людей, а в конечном счете и в компоненте более высокого уровня, культурно-исторической памяти [2].

В связи с общей актуальностью исследования данной проблематики в предлагаемой работе мы обратимся к тому, как проведение федерального проекта, предназначенного для школьников и педагогов, может повлиять на развитие историко-краеведческой деятельности обучающихся.

В настоящее время в регионах страны школьники разных возрастов становятся активными участниками Всероссийской турист-ско-краеведческой экспедиции «Я познаю Россию». Её организаторами стали: Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» [3] и Общероссийское общественное движение по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России» [4].

Цель Экспедиции - создание условий для самореализации детей и юношества и формирование компетенций в сфере туристско-краеведческой деятельности.

Задачи Экспедиции: популяризация историко-краеведческой и туристско-познавательной деятельности среди учащихся школьного возраста Российской Федерации; содействие формированию патриотических, духовно-нравственных основ развития личности российских школьников, а также популяризация среди подрастающего поколения работы по поиску объектов историко-культурного наследия, исследовательской, творческой деятельности и т. д.

Идея реализации данного проекта - это в том числе продолжение и возрождение масштабной программы «Моя Родины -СССР», в которой принимало активное участие большое число представителей советской молодежи 1960-1980-х гг. [5]

Участники проекта «Я познаю Россию» - учащиеся образовательных организаций. В ходе Экспедиции учащиеся школ совместно с педагогами или родителями проходят по самым интересным маршрутам родного края, посещают места Боевой славы, памятники и памятные места, связанные с Героями Отечества, объекты историко-культурного наследия и другие достопримечательности.

Маршруты, связанные с местами Боевой славы и героическими страницами в истории нашей страны, ее отдельных городов и регионов, имеют важное значение в ходе проведения Экспедиции, поскольку основным партнером проекта является ООД «Поисковое движение России». Среди направлений деятельности данного движения большое внимание уделяется работе в сфере патриотического воспитания молодежи. Достаточно отметить такие проекты, как конкурс творческих работ «Поиск. Находки. Открытия», конкурс творческих работ имени Ю. М. Иконникова, «Научись помнить», «Дорога к обелиску» и т. д.

Экспедиция призвана актуализировать тему истории Малой Родины среди учащихся российских школ, по-новому взглянуть на уже, казалось бы, привычные места родного села, города, городского района, выявить новые локальные и региональные культурно-исторические бренды. Для многих участников это открыло возможность впервые узнать о тех значимых с точки зрения истории и культуры объектах, которые расположены совсем недалеко от места проживания, но о реальной важности которых до экспедиции они не знали.

Участники Экспедиции получают личные книжки, которые заполняются в ходе прохождения маршрутов. У каждого есть возможность предложить свой уникальный маршрут и пройти по тем маршрутам, которые предложили другие участники данного района или региона. А победители, предложившие самые интересные и популярные маршруты, смогли принять участие в финале Всероссийской экспедиции «Я познаю Россию».

На сегодняшний день Экспедиция вызвала интерес у представителей разных возрастов, а география участия охватила свыше 75 субъектов РФ от Калининградской до Сахалинской области. Общее число участников превысило 5 000 человек, а число команд, сформированных для составления и прохождения маршрутов, превысило 500. В социальных сетях активно публикуются фотографии достопримечательностей разных регионов страны с хештегами

«ЯпознаюРоссию», «РДШ» и «ПоискРФ» [6]. При этом самое активное участие в экспедиции принимают школьники сёл и малых городов России.

Анализ показал, что наиболее активными участниками экспедиции стали учащиеся небольших школ (до 100 учащихся), а также ряда крупныхобразовательных учреждений с активной краеведческой деятельностью, расположенные в региональных центрах. Многие из них являются партнерами станций детско-юношеского туризма и краеведения в соответствующем субъекте Российской Федерации. По числу участников среди лидеров такие регионы, как Республика Дагестан (свыше 100 образовательных учреждений -участников экспедиции), Санкт-Петербург и Белгородская область (свыше 50), Пермский край, Удмуртия и др. Несмотря на географическую отдаленность, активное участие в экспедиции приняли такие регионы, как Сахалинская область, Магаданская область, Приморский край и т. д.

Особый интерес к участию в Экспедиции вызван тем, что у школьников появилась возможность рассказать о значимых местах своего родного края учащимся всей страны, поскольку каждый учащийся в разной степени гордится достижениями своей Малой Родины. Другой важной составляющей повышенного интереса к проекту является тот факт, что на финальное мероприятие приглашаются авторы лучших маршрутов, наиболее интересно рассказавшие о локальных культурно-исторических объектах своего родного края. Как правило, это интересное мероприятие с насыщенной культурной, образовательной и экскурсионной программой. Кроме того, это возможность встречи для юных путешественников и краеведов со всей России и уникальный шанс представить своим единомышленникам своей регион и его достопримечательности. Участие в очном финале - это довольно значимая мотивация для прохождения школьниками всех этапов Экспедиции.

В нескольких регионах нашей страны уже есть опыт проведения аналогичных акций для детей, связанных с изучением местного историко-культурного наследия, однако всероссийский формат подобной экспедиции проводится впервые.

Среди заявившихся участников много представителей малых городов и сел России. В отличии от больших региональных центров, в небольших поселениях, как правило, легче собрать воспо-

минания старожилов, интересные истории о тех или иных объектах, ранее неизвестные факты.

Формат Экспедиции рассчитан на более чем 1 год. Так, успешно прошедшие испытания 1 -го года, становятся обладателями «Бронзовых» значков. Участники двух лет получают «Серебряный» значок и звание «Юный знаток родного края». Три года участия дает право на «Золотой» значок и звание «Инструктора «Я познаю Россию», с возможностью стать наставником для новичков и экспертом регионального штаба Экспедиции.

Поскольку Экспедиция призвана популяризировать локальный культурно-исторический ландшафт при участии самих школьников, особую актуальность проект получает на местном уровне в сельской местности и малых городах. Участникам Экспедиции из числа детей под руководством педагога предложено разработать собственный локальный исторический маршрут по территории одного села, поселка, микрорайона и т. д., включающий для посещения от 4 до 7 объектов, в число которых рекомендуется включать такие объекты, как: Школьные музеи (или государственные, муниципальные и ведомственные музеи); места памяти, посвященные теме защиты Отечества (памятники и памятные места, обелиски, мемориалы, мемориальные доски, улицы, площади, скверы, названные в честь Героев Великой отечественной войны и других войн); здания и городские объекты, примечательные с точки зрения архитектуры или истории; места, связанные с выдающимися земляками, сопровождаемые рассказом о них, их биографии, воспоминаниях, вкладе в развитие родного края и т. д.

В ходе составления маршрута участники придерживаются правила, связанного с тем, что помимо общеизвестных достопримечательностей, требуется найти информацию и рассказать о тех объектах, которые интересны с точки зрения истории, культуры, но которые не являются узнаваемыми и известными объектами того или иного города, района, села и т. д. Следствием такого правила, введенного организаторами Экспедиции, стало то, что участники включают в свой маршрут помимо памятников архитектуры, мемориалов, музеев, такие объекты, за которыми стоит очень интересная история, но о которой не знает большинство жителей.

Так, например, в одной из деревень может быть на вид самый обычный дом, не для кого не представляющий большого значения. Однако старожилы села могут рассказать, что именно в этом доме

жил первый председатель колхоза, биография которого настолько интересна, что стала бы сюжетом популярного советского фильма.

Участникам рассказывается о том, что в России есть множество памятников природы, которые имеют богатую историю. Некоторые достопримечательности могут быть известными на Малой Родине, но стать интересными для участников экспедиции из других регионов России. Это тоже стоит помнить, поскольку в финале экспедиции для победителей регионального этапа планируется очная презентация проектов.

Так, в частности, многим ребятам из разных уголков страны было бы интересно узнать, что в станице Вешенской в Ростовской области есть уникальный дуб-великан «Вешенский дуб», посаженный еще в царствование Ивана Грозного. Обхватить его, взявшись за руки, могут только 4-5 человек. С давних времен этот дуб был любимым местом Вешенских казаков, судьбы которых были описаны в произведениях писателя М. А. Шолохова.

Обыкновенный, казалось бы, с точки зрения историко-культурного наследия микрорайон большого города, в которых находятся очень много школ нашей страны, может иметь интереснейшую историю, о которой ребята смогут узнать у родителей, соседей, бабушек и дедушек, учителей и т. д.

Так, например, современный микрорайон Арбеково в Пензе берет свою историю от «Конной слободы», которая была известна здесь еще в XVII веке.

Еще недавно мало кто знал, что сцены из любимого советского фильма «Бриллиантовая рука» снимались в одном из кварталов в Сочи, а легендарной гостиницы «Чайка», которую посещал герой Юрия Никулина для секретной встречи уже давно нет, но можно найти место, где она стояла в 1970-е.

Участникам Экспедиции в специально изданных методических рекомендациях и для педагогов и дневниках участников рассказывается, что далеко не все российские школьники знают, что самый длинный в мире дом находится в микрорайоне Спартановка в Волгограде. Дом был построен в 1975-1979 гг. и имеет 1400 квартир. Длина дома более километра.

С 22 по 24 сентября школьники состоялся финал Всероссийской туристско-краеведческой экспедиции «Я познаю Россию», который прошел в формате круиза на теплоходе «Григорий Пирогов».

В перспективе участие в Экспедиции планируется и дальше популяризировать среди обучающихся школ не только крупных российских городов, но и среди школьников сельской местности. Кроме того, планируется привлечение к партнёрству в рамках проекта представителей местной общественности и местных органов власти в сельских районах с целью поддержки участников Экспедиции в деле популяризации историко-культурного наследия Малой Родины.

Таким образом, Всероссийская туристско-краеведческая экспедиция «Я познаю Россию» становится одним из значимых проектов в деле формирования личности школьника как гражданина России, главную роль в котором играет непосредственно учитель и педагог. Участие школьников и представителейпедагогического сообщества в составлении локальных маршрутов, поиске объектов, значимых с точки зрения природы, истории и культуры Малой Родины, играет большую роль в популяризации природного и культурно-исторического наследия на местном и региональном уровне.

Примечания

1. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / пер. с нем. М. М. Сокольской. М. : Языки славянской культуры, 2004. 368 с.

2. Рыженко В. Г. Образы и символы советского города в современных исследовательских опытах: региональный аспект. Омск, 2010. С. 19-28.

3. Указ Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 536 О создании общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». URL: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/40137

4. Устав Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России». URL: http://xn—ptbgoeelt.xn--p1ai/ documents/6/

5. Постановление с частичными изменениями, внесенными Секретариатом ЦК ВЛКСМ и Секретариатом ВЦСПС № 919-21-15 от 5 июля 1978 года Положение о туристской экспедиции Советской молодежи «Моя Родина - СССР». URL: http://www.lavka. moost.ru/sputmerodinasssrbmp.php

6. Положение О Всероссийской туристско-краеведческой экспедиции «Я познаю Россию». URL: https://xn--d1axz.xn--p1ai/docs. С. 4-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.