Научная статья на тему 'О новых подходах к разработке, экспертизе учебников и учебных пособий'

О новых подходах к разработке, экспертизе учебников и учебных пособий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
673
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКСПЕРТИЗА / УЧЕБНИК / УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ АККРЕДИТАЦИЯ / ЭКСПЕРТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Царь С. П.

12 октября 2009 г. в Информационном агентстве ГАРАНТ состоялось Интернет-интервью с заместителем директора Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации Еленой Леонидовной Низиенко. Также участие в Интернет-интервью принимала советник ректора Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Лариса Николаевна Горбунова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О новых подходах к разработке, экспертизе учебников и учебных пособий»

о новых подходах к разработке, экспертизе учебников и учебных пособий

12 октября 2009 г. в Информационном агентстве ГАРАНТ состоялось Интернет-интервью с заместителем директора Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации Еленой Леонидовной Низиенко. Также участие в Интернет-интервью принимала советник ректора Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Лариса Николаевна Горбунова.

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Качество образования имеет определяющее значение для успешного развития российского государства.

В настоящее время в России активно разрабатываются и внедряются новые государственные образовательные стандарты.

Разработка новых стандартов требует и появления принципиально новых учебников и учебных пособий. Работа над ними уже начата. В соответствии со ст. 28 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относится ежегодное утверждение на основе экспертизы федеральных перечней учебников, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях.

В Российской Федерации ежегодное утверждение федеральных перечней учебников отнесено к компетенции Министерства образования и науки РФ. Экспертиза осуществляется в целях определения соответствия содержания учебника современным научным представлениям, соответствия его содержания федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования, возрастным и психологическим особенностям учащихся. Экспертизу учебников проводят экспертные

16 -

организации, и ее порядок определен Положением о проведении экспертизы учебников, утвержденным приказом Минобрнауки России от 11.01.2007 № 4. Экспертиза проводится Российской академией наук и Российской академией образования. По ряду учебных предметов привлекаются и другие экспертные организации.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 №2 379 утверждены федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год.

Несмотря на то, что образовательные стандарты утверждены на законодательном уровне, проблемы разработки и проведения экспертизы учебников и учебных пособий на сегодняшний день остаются весьма актуальными.

В ходе Интернет-интервью обсуждались новые подходы к разработке и экспертизе учебников и учебных пособий; участники проанализировали, какие учебники и учебные пособия подверглись ревизии в текущем году; рассмотрели проблемы, с которыми пришлось столкнуться в процессе утверждения новых федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2009/2010 учебный год.

Корр. Елена Леонидовна, по каким принципам и критериям в нашей стране отбираются учебники для включения их в Федеральный перечень? Сколько новых учебников было разработано в этом учебном году?

Низиенко Е. Л. Новые подходы к экспертизе учебников были применены в 2005 г. На тот момент в общеобразовательные учреждения поступило огромное количество учебников разного качества. До 2005 г. экспертизу учебников осуществляли эксперты — физические лица, министерство при-

сваивало учебнику гриф. С 2005 г. мы приступили к формированию федеральных перечней учебников на основе экспертизы. В течение первых 2 лет в Федеральный перечень включались учебники, которые уже имели действующий гриф. С 2007 г., когда появились административный регламент об экспертизе учебников и порядок экспертизы учебников, начала действовать совершенно новая процедура. Принципиально новое заключается в том, что экспертизу проводят не эксперты — физические лица, а экспертные организации, которые отбираются и определяются на каждый год по согласованию с Федеральным советом учебников. По результатам этой экспертизы учебники вносятся в Федеральный перечень. Основным критерием экспертизы является соответствие учебника Федеральному государственному образовательному стандарту, федеральному компоненту, возрастным психологическим особенностям детей и научным представлениям. Если по этим параметрам имеется положительное заключение, то учебник вносится в Федеральный перечень.

Корр. Сколько книг поступает на рассмотрение экспертов и сколько из них выдерживает проверку?

Низиенко Е. Л. На экспертизу поступает не много учебников. В прошлом году для включения в Федеральный перечень было представлено 299 новых учебников. Из них прошли экспертизу и были включены в федеральный перечень 199 учебников. В этом году на экспертизу поступил 371 новый учебник. Пока я не могу сказать, сколько из них прошло экспертизу, поскольку экспертиза еще продолжается. Она будет длиться до 1 ноября 2010 г.

После 1 ноября на основании заключения экспертов будет формироваться Федеральный перечень. По действующему порядку учебник в экспертную организацию на экспертизу представляет либо издательство, издающее учебник, либо сам автор. На сегодняшний день в России определено 10 экспертных организаций. В их числе две ведущие академии: Российская академия наук и Российская академия образования, авторитет которых дает нам возможность полагать, что учебники будут только самого высокого качества.

Корр. Достоверна ли информация о том, что Министерство образования и науки РФ планирует ограничить количество учебников, рекомендованных и допущенных для изучения в российских общеобразовательных учреждениях? Если достоверна, то с какой целью это планируется сделать? Упростит ли это, по вашему мнению, процесс обучения и подготовку к ЕГЭ?

Низиенко Е. Л. Изначально министерство не ставило перед собой задачу ограничить количество учебников. Главная идея, главная мысль, задумка проведения такой экспертной оценки учебников заключалась в том, чтобы обеспечить их качество. Обеспечивая качество учебников, можно ограничить их количество естественным путем, путем экспертизы, путем отбора. Поэтому планов по ограничению количества учебников, перечней по ограничению учебников, представляемых на экспертизу, в министерстве сегодня нет.

Корр. Соответствует ли содержание федеральных и региональных учебников обязательному минимуму (стандарту) образования?

Низиенко Е. Л. Это является одним из важных направлений экспертизы. Учебник должен быть проэкспертирован на соответствие обязательному минимуму федерального государственного образования, стандартам. Если этого не происходит, то учебник не может пройти экспертизу, не может быть включен в Федеральный перечень.

Корр. Скажите, пожалуйста, какие требования на сегодняшний день предъявляются к структуре и содержанию учебников? Есть ли перспектива развития электронных учебных изданий?

Низиенко Е. Л. Требования к учебникам меняются. Принципы соответствия Федеральному государственному образовательному стандарту и соответствия научным представлениям, о которых я сказала, остаются незыблемыми. Тем не менее содержание и структура учебников могут меняться. Сейчас учебник в большей степени является не столько носителем информации, сколько навигатором в потоке информации.

При бурном развитии информационных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов учебник должен меняться в этом направлении. Здесь можно говорить об учебных комплексах, в которые входит электронный образовательный ресурс. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» мы подключили все общеобразовательные учреждения к сети Интернет.

Сегодня все образовательные учреждения имеют доступ к единой коллекции. Задача заключается в том, чтобы максимально использовался электронный образовательный ресурс, чтобы учитель мог сам вносить какие-то изменения, коррективы в соответствии с выбранной им технологией, методикой обучения. Таковы перспективы развития электронных образовательных ресурсов.

Корр. Как вы думаете, вытеснят ли электронные учебники их книжные аналоги? Нужны ли единые учебники для каждого класса и предмета?

- 17

Низиенко Е. Л. Электронный образовательный ресурс не может вытеснить книгу, несмотря на его удобство, на его явные преимущества. Книгу всегда приятно подержать в руках. У книги есть свои уникальные особенности, которые невозможно заменить электронным образовательным ресурсам. Но сочетание учебника в традиционном его представлении и электронного образовательного ресурса дает больше возможностей в образовательном процессе учителям для того, чтобы сделать уроки интересными, наглядными, насыщенными, сориентировать детей в современном информационном поле.

Корр. Как вы полагаете, нужны ли единые учебники для каждого класса и предмета?

Низиенко Е. Л. Если имеется в виду, нужен ли вообще один учебник на всю страну, то, наверное, неправильно было бы идти по этому пути, потому что учебник — это важнейшее, но все-таки средство обучения. Каждый учитель индивидуален. В соответствии с законом он имеет право выбирать свои методики и технологии преподавания. У нас в России имеются школы разных типов и видов, есть школы с уникальными собственными образовательными программами. При этом всем школам предоставляется возможность осуществления отбора технологий обучения. Поэтому, если будет существовать один единственный учебник, то может уйти и многообразие методик, технологий.

Самое главное, может уйти возможность у учителя выбрать тот учебник, с которым ему лично работать удобнее, с которым он мог бы эффективнее организовывать образовательный процесс. Поэтому мы не планируем осуществления жесткой регламентации наличия одного учебника по всей стране по одному предмету.

Корр. Насколько эффективным, по вашему мнению, является применение принципа фиксированного формата: один урок любой дисциплины — два разворота книги. Первый — теория, второй — практика; а также возможность изучить материал по специальным дискам с мультимедийными образовательными материалами, которые будут прилагаться к учебникам?

Низиенко Е. Л. Возможно, это является эффективным для одного учителя, а для другого нет, но очень приятно и хорошо, что в последнее время появилось достаточно много различных издательских проектов, в том числе и проект, о котором идет речь, когда на одном развороте очень удобно для восприятия расположены новый материал и задания для самоконтроля, к этому прилагаются электронный образовательный ресурс и ресурс для

18 -

самопроверки, самооценки. Я думаю, что это очень перспективное и эффективное направление.

Корр. Расскажите, пожалуйста, о том, что собой представляет концепция образовательных стандартов нового поколения, которые с 1 сентября 2009 года начали действовать в начальной школе? Как новые стандарты затронули форму и содержание учебников? Расскажите, пожалуйста, подробнее о модели учебника нового поколения. Что он из себя представляет?

Низиенко Е. Л. В первую очередь сейчас нужно говорить о Федеральном государственном стандарте. Здесь требуется некоторое уточнение: по старому стандарту мы приняли последнего ученика 31 августа 2009 г. Это означает, что в следующем учебном году первоклассники, которые придут в школу, будут обучаться в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом.

Необходимо сказать, что новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден приказом министра образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373. Сейчас он проходит юридическую экспертизу в Министерстве юстиции РФ. Почему я сказала, что принципиален разговор и почему это принципиально — новый стандарт?

Дело в том, что в государственном образовательном стандарте 2004 г. очень подробно прописывалось содержание образования в школе, содержание обучения, в том числе и по каждому предмету. Новый стандарт представляет собой систему требований к результатам освоения основной образовательной программы, к структуре основной образовательной программы. И что очень важно, чего никогда не было в стандарте, — требований к условиям, в которых эти результаты должны быть достигнуты. Вся содержательная часть стандарта будет размещена в примерной образовательной программе, которая вслед за утверждением стандарта сейчас разрабатывается.

Требуется внесение определенных изменений в процедуру экспертизы учебников. Если ранее мы говорили, что учебник должен соответствовать основному содержательному минимуму Федерального государственного образовательного стандарта, то сейчас этого содержания в стандарте нет, содержательно соответствовать он должен тому, что будет прописано в примерной образовательной программе, но должны быть соблюдены определенные условия, прописанные в стандарте. В числе этих условий — обязательное наличие оснащенных соответствующим образом библиотеки или информационно-библиотечного центра, учебников по

всем общеобразовательным предметам, которые содержатся в учебном плане учреждения.

Все эти условия сейчас прописаны в стандарте. Мы планируем работать дальше в части развития процедуры экспертизы учебников и ее адаптации на время перехода на новые стандарты, потому что какое-то время еще будет действовать стандарт 2004 г. Дети, которые у нас по нему начали учиться, пока по нему учиться продолжат. Поскольку так радикально изменился Федеральный государственный образовательный стандарт, должны быть значительно обновлены учебники в соответствии с требованиями к результатам, которые заложены в новом стандарте, и в соответствии с требованиями к условиям, которые также заложены в новом стандарте.

Учебники будут модернизироваться. Здесь необходимо учитывать и компетентностный подход, заложенный в стандарте нового поколения, а также многие другие факторы. О том, каким должен быть учебник, мы чуть раньше говорили: это учебник, который является навигатором в потоке существующей информации и который помогает достичь тех результатов, которые закреплены в стандарте.

Корр. Как вы относитесь к утверждению, что современная система экспертизы учебников экспертными организациями коррупционна по своей сути в отличие от прежней, которая была открытой и гласной, оценочные действия осуществлялись незаинтересованными в результате специалистами? Почему учебники оценивают авторы других учебников? Где учителя — непосредственные и основные потребители этих учебников?

Низиенко Е.Л. Хороший вопрос, большое за него спасибо. Для того, чтобы сделать экспертизу учебников некоррупционной и вводился этот новый порядок. Сейчас невозможно воздействовать на эксперта — физическое лицо, потому что экспертизу осуществляет непосредственно экспертная организация. Свою подпись под экспертным заключением ставит исключительно руководитель этой экспертной организации. Поэтому учитывается мнение не одного эксперта, а целого научного сообщества, которое принимает участие в экспертизе учебника.

На наш взгляд, такая система снимает большинство рисков, связанных с возможностью каких-то коррупционных проявлений. Что касается участия учителей в экспертизе учебников, то здесь нужно отметить два важных момента. Момент первый, когда учитель не является выключенным из процесса оценки учебника. Он должен выбрать из массы учебников тот, по которому будет работать. Тем самым учитель голосует за наиболее качественный, наиболее хороший учебник. Кроме того, учитель, ученик и

иные лица имеют право направить свои замечания в рамках общественного обсуждения, организованного на портале www. fsu-expert. ru Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. Эти замечания учитываются в работе экспертов, издателей и разработчиков.

Кроме того, если кому-то из участников образовательного процесса видится, что в учебнике есть какие-то недостатки, связанные с несоответствием стандарту или еще каким-то психологическим, возрастным особенностям, он может направить свои замечания как в адрес издательства, так и в адрес министерства. Мы обязательно передаем все замечания экспертной организации, которая очень внимательно отрабатывает каждое такое замечание непосредственно с автором замечания, с автором учебника.

Горбунова Л. Н. Прошел год с того момента, как начал работу общественный государственной портал экспертизы учебников. На сегодняшний день 25 000 учителей, родителей и руководителей школ являются пользователями данного портала. Это уже целая социальная сеть общественных экспертов. Мы передаем Министерству образования и науки различного рода аналитический материал, комментарии, оценки, которые выставляют пользователи портала тому или иному учебнику по дополнительным, разрабатываемым вместе с ними критериям.

Я думаю, что возможности учителей принимать участие в общественной экспертизе вполне существуют. В 16 регионах РФ созданы специальные региональные центры информационной поддержки открытого обсуждения учебников, задача которых заключается в том, чтобы вовлечь учителей в общественную экспертизу. Думаю, что этот процесс как раз помогает учителям занять достойное и компетентное место в общественной экспертизе.

Корр. Каким образом в учебниках нового поколения учитывается наличие новой информационной среды (прежде всего Интернета), создающей принципиально иную учебную ситуацию?

Низиенко Е. Л. Значительно изменились роли учителя и учебника в связи с мощной интернетизацией всех образовательных учреждений. Я не говорю, что она уменьшилась, просто она стала качественно другой. Учебник должен быть навигатором в потоке знаний. Он не может быть просто каким-то информационным изданием с содержащимся в нем набором информации и знаний. Поскольку объем информации, который сейчас ребенок может получать вне образовательного процесса, в том числе и посредством сети Интернет, является гораздо более обширным по отношению к учебникам, то никакой учебник не сможет выдержать конкуренции по объему информации.

- 19

Поэтому он должен стать проводником в этом поле информации, пособием, средством, при помощи которого ученик может проверить себя, насколько он в том или ином вопросе компетентен в настоящее время, насколько индивидуально продвинулся в своих познаниях. Такая мощная, насыщенная информационная среда дает совершенно новые возможности по отношению к учебникам. Многие помнят учебники, по которым мы учились, в которых были описаны, последовательно разрисованы на картинках опыты по физике.

Мы должны были себе как-то представить, как это все происходит. Сейчас есть возможность совсем иначе это все продемонстрировать. Поэтому важно, чтобы электронный образовательный ресурс, прилагаемый к учебнику, тоже был и давал возможность такой демонстрации независимо от того, где находится школа, является ли она сельской, городской, является ли она малокомплектной или представляет собой социально-культурный центр базовой школы.

Корр. Учитывается ли мнение педагогов российских школ при проведении экспертизы учебников? Куда учитель может обратиться с пожеланиями или замечаниями? Каким образом учителя могут предъявить академикам, участвующим в экспертизе, претензии, если таковые появятся?

Горбунова Л. Н. Интернет-возможности, которые сейчас есть в каждой школе, позволяют учителю активно участвовать в различных мероприятиях, в том числе и в экспертизе. В начале октября прошлого года был создан и инициирован Министерством образования и науки РФ портал, который называется «Общественно-государственная экспертиза учебников». Само по себе название уже говорит о том, зачем и для чего приглашают учителей на этот портал.

В настоящем учебном году в Федеральный перечень входит 1 303 учебника. Учитель на данном портале может оценить учебник по критериям, которые были разработаны и достаточно доступны для понимания учителя, тем более что по каждому критерию имеются комментарии. Таким образом, каждый учебник рейтингуется учителями по существу. По каждому учебнику идет подсчет числа оценивших учебник, ежедневно выставляется балл рейтингования, на каждой странице учителя имеют возможность оставлять свои комментарии. На сегодняшний день в целом на портале учителя оставили уже более 15 тысяч комментариев. Более 80 % учебников оценены и прокомментированы. Процесс экспертизы и экспертная деятельность носят специфический характер.

В России проводятся семинары, создаются разные форумы и мастер-классы, по каждому из

20 -

учебников формируется специальная инфотека. Сейчас можно открыть страницу учебника, увидеть, как относятся к нему учителя, через личную переписку можно связаться с каждым учителем, оставившим соответствующий комментарий по поводу данного учебника, потому что это сеть, и каждый учитель, зашедший на портал, имеет свой профайл. Совершенно спокойно может завязаться переписка. Ежедневно на портале работает до 6 тысяч учителей. Это очень большая цифра.

Низиенко Е. Л. Обобщая все сказанное, отмечу, что если есть предложения и замечания, связанные с учебником, учитель, родитель, сам ребенок могут обратиться помимо портала, о котором очень подробно сказала Лариса Николаевна, непосредственно к авторам учебника или к издательствам. Кроме того, можно обратиться в экспертные организации, которые проводили экспертизу этих учебников. Более того, если учебник включен в Федеральный перечень, то заинтересованные лица могут обратиться в Ми-нобрнауки. Мы обязательно рассмотрим все предложения и замечания, связанные с учебниками.

Корр. Некоторые учителя нашей школы рекомендуют для обучения по некоторым школьным предметам учебники, не вошедшие в этом году в Федеральный перечень, но по которым в предыдущие годы проводилось обучение. Насколько правильно они поступают, стоит ли прислушиваться к их мнению и использовать подобные учебники в обучении, а в дальнейшем и при подготовке к сдаче ЕГЭ?

Низиенко Е. Л. Здесь надо уточнить ситуацию. Дело в том, что те учебники, которые с 2007 г. включены в Федеральный перечень, из Федерального перечня уже не выводятся и не исключаются. Если учитель в прошлом году работал по учебнику, который входит в Федеральный перечень, то в этом году он может совершенно точно работать по этому же учебнику. Нет процедуры исключения учебников из Федерального перечня. Если учитель в прошлом году работал по учебнику, который не включен в Федеральный перечень, то он делал это неправомерно, потому что имеет право работать только с учебником, включенным в Федеральный перечень учебников. Ответ на вопрос, может ли учитель пользоваться учебниками, которые не входят в Федеральный перечень, и рекомендовать их ученикам, однозначно отрицательный.

Корр. Как вы полагаете, должен ли школьный учебник изначально готовить к единому государственному экзамену?

Низиенко Е. Л. Прежде всего нужно понять, что значит, готовить к единому государственному экзамену. Мы сейчас говорим о том, что есть

Федеральный государственный образовательный стандарт, который задает требования к результату. Мы говорим, что будет примерная образовательная программа, разработанная в соответствии с этим новым Федеральным стандартом, в которой содержательно будет все прописано. Есть образовательные учреждения, которые создают свою образовательную рабочую программу по предметам, которая является технологией достижения, изучения того содержания, достижения тех результатов, требования к которым задаются в стандарте.

Есть измеритель — единый государственный экзамен, который может показать, достигнуты ли результаты. Но весь процесс обучения является не подготовкой к единому государственному экзамену, а достижением того результата, требования к которому заложены в Федеральном образовательном стандарте.

Мы учимся для того, чтобы овладеть определенным набором компетентностей. В этом смысле учебник не предназначен для того, чтобы готовить ученика к единому государственному экзамену. С другой стороны, если это учебник, в котором обобщен, систематизирован набор знаний, необходимых ученику, то при повторении, во время подготовки к сдаче единого государственного экзамена или выпускного экзамена, который у нас тоже предусмотрен для детей с ограниченными возможностями, для определенной категории детей, то учебник может быть помощником.

Подготовка же к единому государственному экзамену — это понимание его технологии, понимание того, как правильно заполнить бланк, не ошибиться в постановке ответа на вопрос. Таким образом, учебник не предназначен для того, чтобы готовить к единому государственному экзамену, но он может стать хорошим помощником при обобщении и повторении материала.

Корр. Расскажите, пожалуйста, о критериях отбора издательств для получения права издавать учебники и учебные пособия. Каким образом в России формируется перечень издательств, выпускающих дополнительную учебную литературу?

Низиенко Е. Л. Необходимо четко разделить две вещи. Вещь первая: это экспертиза учебников, на основании которой формируется Федеральный перечень учебников. Но есть еще и различные учебные пособия, т. е. вспомогательные средства, которые учитель имеет право использовать в образовательном процессе и рекомендовать ученикам. Их такое огромное количество, что провести экспертизу всех учебных пособий и сделать из них еще какой-то дополнительный перечень просто физи-

чески не представляется возможным. Поэтому мы пошли по пути отбора издательств, которые имеют право издавать учебные пособия и которым и мы, и учителя можем доверять издавать учебные пособия и понимать, что если это издательство издает учебное пособие, следовательно, оно качественное.

Поэтому была определена такая процедура. В закон об образовании в 2007 г. были внесены соответствующие изменения. В соответствии с этими изменениями в законе в марте 2009 г. был издан приказ, а в июне создана комиссия по вопросам отбора организаций, которые могут осуществлять издание учебных пособий.

В число членов этой комиссии вошли представители семнадцати министерств, ведомств и организаций, в том числе Государственная Дума, ФСБ России, Министерство культуры, Министерство юстиции, РАН, РАО, Рособразование, Рособрнадзор, Минкомсвязи, Роспечать и т. д. На сегодняшний день утверждены регламент комиссии, показатели деятельности организаций, которые учитывают при отборе издательств.

В первую очередь, важно наличие опыта выпуска учебных пособий. Понятно, что существуют молодые издательства, которые хотят начинать выпускать учебные пособия. Они должны попробовать себя на этом поприще, и только наработав какой-то определенный опыт, смогут заявлять себя в качестве издательств, правомочных издавать учебные пособия, которые можно было бы использовать в образовательном процессе.

Кроме того, учитывается, как реализуются учебные пособия издательства, претендующего на такую деятельность на территории РФ: много ли учебных пособий издается, многие ли ими пользуются, многие ли субъекты их приобретают, потому что приобретение учебников, учебных пособий отнесено к компетенции субъекта.

Учитывается наличие специализированных предметных редакций. Понятно, что если издается учебное пособие, то этим должны заниматься компетентные люди. Есть ли в штате издательства редактор по учебным дисциплинам, по которым издаются учебные пособия, технический редактор, корректоры, научные редакторы и т. д. Наличие в штате методистов по обязательным учебным дисциплинам важно для того, чтобы издательство могло пройти конкурс.

Очень важным моментом является наличие внутренней процедуры контроля качества учебных пособий. Если такая процедура есть, это означает, что издательство контролирует качество учебных пособий и является гарантом того, что это учебное пособие яв-

- 21

ляется качественным и может совершенно спокойно использоваться в образовательном процессе.

7 октября была проведена третья такая комиссия, 44 издательства претендовали на то, чтобы быть включенными в список издательств, учебные пособия которых могут быть использованы в образовательном процессе. 41 издательство прошло отбор. В отличие от Федерального перечня, который работает на включение новых хороших учебников, есть возможность исключения издательств из числа тех, учебные пособия которых могут быть использованы в образовательном процессе. Если имеются какие-то нарушения, например, пропаганда наркотиков, национальной розни и т. п., то осуществляется процедура исключения таких издательств из этого списка.

Корр. Были ли указания или требования со стороны Администрации Президента РФ, прямые или косвенные, для того, чтобы учебники по истории стали качественными и корректными? И, если да, то не считаете ли вы такое усиление контроля государства над учебниками скрытой цензурой и попыткой пересмотра истории?

Низиенко Е. Л. Скажу в дополнение к тому, о чем говорила раньше, что на учебниках истории для 10 класса мы впервые попробовали отработать новую технологию разработки учебника. Хочется, чтобы авторский коллектив предъявлял концепцию собственного учебника еще до того, как этот учебник будет издан.

Мы попытались провести такую работу, очень широко обсуждали ее во всех федеральных округах, с участием огромного количества людей, учителей и представителей общественности, историков. Обсуждали сначала книгу для учителя. С учетом тех замечаний и предложений, которые поступали во время этого обсуждения, разрабатывался учебник. Такая технология, с одной стороны, показалась интересной.

С другой стороны, новая технология дала возможность авторскому коллективу еще до издания учебника презентовать его концепцию, получить все замечания, учесть их и после этого создать учебник, который позже будет обязательно проходить экспертизу в экспертных организациях для включения в Федеральный перечень.

Что касается указаний Президента РФ по данному поводу. При Президенте РФ создана комиссия по предотвращению фальсификации истории. Указанная комиссия провела свое первое заседание. То, что на самом первом заседании комиссии с докладом выступал заместитель министра образования и науки РФ И. И. Калина по проблемам предотвращения фальсификации истории, в том числе и в учебниках истории, говорит об очень большом

22

внимании к учебникам истории на самом высоком уровне и желании обеспечить их качество, но никак не о желании сделать единый для всех учебник и ввести цензуру для того, чтобы отсекать какие-то учебники. Поэтому общественно-профессиональное обсуждение и экспертиза учебников, полагаю, дадут нам в конечном итоге качественные учебники по истории и по другим предметам, если мы эту технологию будем применять дальше.

Корр. Будут ли включены в новые федеральные перечни учебники, которые еще есть в школах, но уже не выпускаются издательствами? Стоит ли школам использовать такие учебники?

Низиенко Е. Л. Здесь ответ только один. Если учебник включен в Федеральный перечень, то он может использоваться. Если его нет в Федеральном перечне, значит, использовать учебник нельзя независимо от того, продолжает ли издательство его издавать или нет.

Корр. Мы работаем по комплекту «Школа России», который нас полностью устраивает. Сможем ли мы продолжить работу по этому комплекту в связи с переходом на новый стандарт?

Низиенко Е. Л. Я думаю, что если учебник пройдет экспертизу на соответствие новым стандартам, то работать по указанному комплекту будет можно.

Корр. В Республике Карелия в экспертизе учебников, организованной на портале Карельским региональным центром информационной поддержки открытого обсуждения учебников принимают активное участие педагоги и родители. Они признают, что оценка учебников — не только важное, но и ответственное занятие. Впервые на федеральном уровне появилась заинтересованность в их экспертном мнении как практиков, которые непосредственно используют учебники в образовательном процессе. И вопрос: необходимость общественной оценки учебников не вызывает сомнения, но учителей волнует, учитываются ли при экспертизе учебников мнения участников данного портала и каков результат общественной экспертизы?

Низиенко Е. Л. Мы уже говорили о том, что все экспертные мнения, все мнения общественных экспертов мы передаем в экспертные организации. Затем все эти мнения рассматриваются соответствующей комиссией.

Корр. Елена Леонидовна, Лариса Николаевна, позвольте поблагодарить вас за интересное интервью, за подробные ответы на вопросы нашей Интернет-аудитории!

Вел Интернет-интервью С. П. ЦАРЬ тел.: 8 (495) 629-70-62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.