Научная статья на тему 'Образование в Российской Федерации: перспективы развития в соответствии с новым базовым федеральным законом'

Образование в Российской Федерации: перспективы развития в соответствии с новым базовым федеральным законом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
454
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

В Информационном агентстве «Гарант» состоялось интернет-интервью со статс-секретарем заместителем министра образования и науки Российской Федерации И.В. Лобановым. Также в интернет-интервью принимала участие заместитель директора Департамента правового обеспечения деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации Ю.В. Линская. Были затронуты вопросы совершенствования и систематизации российского законодательства в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование в Российской Федерации: перспективы развития в соответствии с новым базовым федеральным законом»

ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

3 (96) - 2011

ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМ БАЗОВЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ*

(ИНТЕРНЕТ-ИНТЕРВЬЮ СТАТС-СЕКРЕТАРЯ - ЗАМЕСТИТЕЛЯ МИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И. В. ЛОБАНОВА ИНФОРМАЦИОННОМУ АГЕНТСТВУ «ГАРАНТ»)

В Информационном агентстве «Гарант» состоялось интернет-интервью со статс-секретарем — заместителем министра образования и науки Российской Федерации И. В. Лобановым. Также участие в интернет-интервью принимала заместитель директора Департамента правового обеспечения деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации Ю. В. Линская. Были затронуты вопросы совершенствования и систематизации российского законодательства в сфере образования. В современном правовом государстве образование должно иметь основательную нормативно-правовую базу. Действующий Закон РФ от 10.07.1992 №№ 3266-! «Об образовании» содержит многочисленные отсылочные нормы в другие акты.

В настоящее время Министерство образования и науки РФ, Комитет Государственной Думы по образованию и Российский союз ректоров разрабатывают единый закон об образовании в России. Предполагается, что новый закон будет регулировать все сферы образования, даст возможность закрепить нормы по всем его уровням, включая дошкольное, начальное и среднее профобразование, высшее, второе высшее, дополнительное образование, позволит устранить пробелы действующего законодательства.

О проблемах и перспективах развития российского образования, о совершенствовании законодательства в данной области, о том, с какими трудностями столкнулись разработчики единого закона об образовании в Российской Федерации, повел речь статс-секретарь — заместитель министра образова-

Публикуется в сокращении.

ния и науки Российской Федерации, кандидат юридических наук Иван Васильевич Лобанов.

— Новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» очень непростой, он готовится уже около пяти лет. Это показатель того, что в будущем предстоит очень серьезная работа по доведению до совершенства всех норм, которые записаны в данном законопроекте.

Очень важно, чтобы как можно больше людей обсудили все нормы, изложенные в проекте. Уже были проведены общественные слушания в Общественной палате РФ, парламентские слушания в Совете Федерации, в Государственной Думе. Свое мнение высказал Совет ректоров России, регионы дают свои предложения. На данный момент от заинтересованных сторон у нас получено более полутора тысяч предложений и замечаний. Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев дал поручение о расширении общественного обсуждения законопроекта, и в частности его обсуждении в сети Интернет. Несмотря на то, что с мая 2010 г. на сайте Министерства образования и науки РФ по адресу http://mon. gov. ru был вывешен текст законопроекта, тем не менее с 1 декабря 2010 г. на общефедеральном сайте http://zakonoproekt2010. ru еще раз вывешен уже подкорректированный текст. Мы призываем всех пользователей сети Интернет активнее заходить на этот сайт, оставлять свои предложения и замечания, которые мы, конечно же, будем обсуждать и в случае обоюдного решения внедрять в законопроект об образовании.

— Иван Васильевич, скажите, пожалуйста, как внести свои пожелания и замечания в законопроект, когда планируется завершить работу над данным законопроектом?

— На сайте Минобрнауки России предусмотрена специальная форма для направления в адрес министерства замечаний и предложений. Размещенные на сайте министерства материалы законопроекта вызвали большой интерес как у профессионального сообщества, так и у обычных граждан.

В министерство на текущий момент поступило более 600 замечаний и предложений к тексту законопроекта. Многие позиции были дополнены по предложениям, полученным непосредственно по электронной почте из Государственной Думы и Совета Федерации, от профессиональных сообществ и от других заинтересованных и неравнодушных источников. Большое количество предложений к законопроекту поступило по результатам прошедшей 5 октября научно-практической конференции, проведенной Советом ректоров России, а также по результатам обсуждения законопроекта в Общественной палате Российской Федерации. Кроме этого, Президент Российской Федерации одобрил предложение министерства о расширении общественного обсуждения проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и дал поручение создать специальный сайт для организации всенародного обсуждения проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (по аналогии с законом о полиции).

Предполагается, что обсуждение завершится к 1 февраля 2011 г.

— Расскажите, пожалуйста, каким образом планируется реформировать начальное профессиональное образование? России, как воздух, нужны квалифицированные рабочие, этот вопрос является очень актуальным на сегодняшний день...

— В связи с задачами модернизации, которые стоят перед страной, а также для решения проблем, связанных с некоторым дисбалансом между уровнями профессионального образования, назрела необходимость в реформировании начального и среднего профессионального образования.

Оптимальным решением было бы существенное повышение статуса начального профессионального образования (НПО). Нужен уход от тупикового вектора образовательной траектории, возникающего при выделении НПО как самостоятельного уровня. Такое возможно, если рассмотреть НПО как часть системы (подуровень) среднего профессионального образования. Включение началь-

ного профессионального образования в систему среднего профессионального образования позволит усовершенствовать последнюю посредством дифференциации образовательных программ, в том числе за счет программ, реализуемых в настоящее время учреждениями начального профессионального образования.

В этих целях устанавливается, что среднее профессиональное образование включает в себя два уровня образовательных программ: подготовка квалифицированных рабочих и подготовка специалистов среднего звена. При этом значительная часть образовательных программ начального профессионального образования станет программами среднего профессионального образования первого уровня.

Это обусловлено тем, что в условиях развития производства, внедрения новых наукоемких технологий уровень начального профессионального образования недостаточен для выполнения соответствующих видов работ. В связи с этим предлагается осуществлять подготовку по части профессий, которые в настоящее время требуют начального профессионального образования, в рамках системы среднего профессионального образования. В этих целях и вводится «первый» уровень среднего профессионального образования — подготовка квалифицированных рабочих.

Оставшаяся часть программ будет переведена в программы профессионального обучения, что позволит расширить возможности работодателей по подготовке квалифицированных рабочих. Законопроектом предлагается осуществлять подготовку рабочих не только в образовательных учреждениях, но и в учебных центрах профессиональной квалификации, на производстве (в том числе в структурных подразделениях «необразовательных» организаций), в профессиональных образовательных организациях.

— Новый законопроект об образовании предпола -гает исчезновение прогимназий в системе школьного образования. Насколько это оправданно?

— Если использовать термины действующего законодательства, то прогимназии никогда, собственно, и не принадлежали к общеобразовательным или дошкольным образовательным учреждениям. Прогимназия — это один из видов образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Законопроектом, в свою очередь, упорядочивается типология образовательных организаций, и такого самостоятельного типа учреждения, как образовательные учреждения для детей дошкольного

- 3

и младшего школьного возраста, законопроект не предусматривает. Однако законопроектом сохраняется возможность реализации образовательных программ дошкольного образования общеобразовательными организациями. При этом в своих наименованиях общеобразовательные организации могут использовать специальные названия — не исключается, что таким специальным названием для общеобразовательной организации может стать и название «прогимназия».

Не следует забывать, что законопроектом субъектам Федерации предоставляется право самостоятельно вводить новые виды общеобразовательных организаций, не предусмотренные федеральным законодательством.

— Иван Васильевич, ходят слухи, что теперь все образование, в том числе и дошкольное, будет платным. Насколько это соответствует действительности?

— Нет, законопроект не снижает государственных гарантий на получение бесплатного и общедоступного дошкольного и общего образования. Более того, проектом федерального закона предусматривается возможность финансового обеспечения деятельности не только государственных и муниципальных образовательных учреждений, но и частных образовательных организаций, что, безусловно, расширит возможности родителей в выборе образовательной организации.

Эти меры также позволят обеспечить доступность дошкольного и общего образования в любых образовательных учреждениях независимо от их формы собственности, а также повысить качество образования за счет развития конкуренции в системе дошкольного и общего образования.

— Насколько верно то, что после принятия нового базового закона об образовании родители фактически лишатся права давать своим детям семейное образование, как это, например, в настоящее время прописано в п. 4ст. 52 ныне действующего Федерального закона «Об образовании»?

— Проектом федерального закона сохраняется право граждан на получение образования в форме семейного образования. Родители имеют право выбирать формы получения образования и организации, осуществляющие образовательную деятельность. Аналогичная по своему смыслу норма содержится в Семейном кодексе Российской Федерации.

При этом лица, самостоятельно освоившие основную образовательную программу (в том числе в форме семейного образования), вправе пройти экстерном промежуточную и государственную

4 -

(итоговую) аттестацию в образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию по соответствующей основной образовательной программе.

Таким образом, проект федерального закона не сужает и не ограничивает прав родителей в воспитании детей и в выборе формы получения их детьми образования.

— Иван Васильевич, расскажите, пожалуйста, о перспективах развития российского высшего профессионального образования. Что его ждет в ближайшем будущем?

— В настоящее время высшее образование сталкивается с целым рядом проблем, которые могут существенно повлиять на его развитие. Это и демография, и старение профессорско-преподавательского состава, и недостаток материальной базы, и дисбалансы в структуре подготовки кадров. Одна из проблем — отставание законодательства от современных реалий. И это в том числе — одна из причин, обусловливающих необходимость принятия нового закона об образовании.

Что касается собственно развития системы высшего образования, то здесь можно выделить такие приоритетные направления:

• выделение в системе ядра ведущих вузов, которые стали бы локомотивами развития всего высшего образования. Это, прежде всего, МГУ, СПбГУ, федеральные и научно-исследовательские университеты;

• оптимизация всех других вузов (по количеству и качественному уровню). Часть вузов будет объединяться, создавая крупные научно-образовательные центры, часть будет вливаться в более сильные, части же придется либо поменять статус (на более низкий), либо уйти с образовательного поля;

• усиление интеграции науки и учебного процесса. Обучение в современном, отвечающем мировым стандартам вузе невозможно без мощного научного фундамента, строить который вместе должны преподаватели и студенты;

• диверсификация программ. Демографические сложности будут побуждать вузы заниматься не только собственно высшим образованием, но и предлагать различные программы опережающего, дополнительного и продолженного образования для широких слоев населения;

• более тесное и продуктивное международное сотрудничество, экспорт образовательных услуг. Прежде всего, это касается наших ближайших партнеров из стран СНГ, но не только их;

• укрепление материально-технической и информационной базы вузов.

— Иван Васильевич, планируется ли в ближайшее время сокращение коммерческих вузов?

— Такая задача проектом федерального закона не ставится. Наоборот, законопроектом предусматривается обеспечение на основе принципов конкуренции равного доступа государственных и негосударственных организаций, в том числе высшего образования, к финансированию за счет средств соответствующих бюджетов. Предусматривается формирование специализированных фондов государственного и муниципального имущества для целей образования. Доступ к пользованию таким имуществом получат как государственные и муниципальные, так и частные образовательные организации.

Вместе с тем законопроектом более жестко закрепляются требования к ведению образовательной деятельности, качеству образования, которые должны будут соблюдаться всеми образовательными организациями независимо от их формы собственности.

Грубое нарушение этих требований может привести не только к лишению государственной аккредитации, но и аннулированию лицензии, что повлечет невозможность дальнейшего ведения образовательной деятельности.

— Расскажите, пожалуйста, будет ли новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантировать выпускнику вуза трудоустройство? Как известно, сегодня многим выпускникам вузов так и не удается устроиться по специальности.

— Вопрос выбора жизненного пути, и в частности вуза (специальности), является во многом индивидуальным. И здесь крайне высока степень ответственности самого человека, выбирающего ту или иную специальность. Государство (и это есть в законопроекте) гарантирует равный доступ к высшему образованию всем, кто может его получить (сдав ЕГЭ или творческие вступительные испытания). Поступив в вуз, человек должен думать не только о том, как он проведет ближайшие 4—5 лет, будучи студентом, но и что он будет делать после этого.

С другой стороны, вопросы трудоустройства не могут регулироваться законодательством об образовании, это вопросы трудового законодательства.

Нельзя не отметить, что Конституцией Российской Федерации гарантирована свобода труда: каждый имеет право свободно распоряжаться своими

способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Вопрос к Ю. В. Линской. Юлия Владимировна, насколько верно то, что проектом федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» отменяются льготы по поступлению без вступительных экзаменов для категорий граждан, которые ранее их имели? Сохранятся ли какие-либо льготы для лиц с ограниченными возможностями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей? Изменятся ли в целом для всех абитуриентов правила поступления в вузы?Если да, то в чем будут заключаться нововведения?

— Первое, что хотелось бы отметить, что законопроектом не предполагается внесение изменений в установленный действующим законодательством порядок приема в высшие учебные заведения. Одновременно с этим надо отметить, что проектом федерального закона закрепляется общедоступность среднего профессионального образования: прием в профессиональные образовательные организации будет осуществляться без вступительных испытаний (за исключением специальностей, требующих наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических или психологических качеств). Второе, проектом федерального закона не отменяются льготы по приему в высшие учебные заведения.

С целью исполнения положения ст. 43 Конституции РФ, гарантирующей бесплатное получение высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении на конкурсной основе, а также учитывая необходимость установления государством мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, особо нуждающихся в такой поддержке, законопроектом предусматривается новая система особых прав (преимуществ), предоставляемых отдельным гражданам при приеме в образовательные организации высшего образования для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста:

• право на прием без вступительных испытаний;

• право на прием вне конкурса в высшие военные образовательные учреждения;

• право на прием на подготовительные отделения, создаваемые при государственных образовательных организациях высшего образования для обучения за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

• преимущественное право зачисления при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях.

- 5

Право на прием без вступительных испытаний в образовательные организации высшего образования для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) сохраняется для победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах, а также чемпионов и призеров Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр (для обучения по направлениям подготовки (специальностям) в области физической культуры и спорта).

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующей образовательной организации, законопроектом предусматривается:

• право на прием на подготовительные отделения, создаваемые при государственных образовательных организациях высшего образования для обучения за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

• преимущественное право зачисления при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях.

— По словам статс-секретаря — заместителя министра образования и науки Российской Федерации Ю. П. Сентюрина, действующая градация видов высших государственных учреждений «институт — академия — университет» законопроектом заменяется на «колледж — институт — университет». То есть колледж официально получит статус высшего учебного заведения. Иван Васильевич, расскажите, пожалуйста, для чего потребовалось столь кардинально менять статус колледжей и градацию высших госучреждений?

— Во-первых, нельзя сказать, что все нынешние колледжи получат статус вуза. Колледжи как ссузы подлежат преобразованию в образовательные организации высшего образования соответствующего вида в случае установления соответствия реализуемых ими основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования основным профессиональным образовательным программам высшего образования уровня «бакалавриат» и их готовности

6 -

к реализации программ подготовки бакалавров. В ином случае такие образовательные учреждения преобразуются в профессиональную организацию вида «техникум».

Следует также заметить, что предлагаемая законопроектом видология высших учебных заведений «колледж — институт — университет» соответствует сложившейся международной практике. Нельзя не отметить, что столь популярные у нас «академии» практически не распознаются как организации высшего образования европейским образовательным сообществом.

Такой подход позволяет четко разграничить виды различных образовательных организаций высшего образования — по уровням реализуемых ими образовательных программ.

— Во многихроссийских вузах в настоящее время практикуется обучение и сдача многих предметов дистанционно. В этом случае студенты не имеют возможности побеседовать с преподавателем по спорным вопросам, предложить свою точку зрения, вступить в дискуссию. Иван Васильевич, считаете ли Вы дистанционную форму обучения эффективной и способствующей интеллектуальному развитию студентов?И как вопросы электронного образования и дистанционного обучения будут регламентироваться новым базовым федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»?

— Здесь надо сказать, что сама по себе та или иная форма обучения с качеством связана слабо. Проблема в контингенте и его мотивации, а также в образовательной технологии и методиках обучения. Развитие дистанционных технологий обучения на базе современных информационно-коммуникационных средств и эффективная профориентация во многом позволяют снять проблему качества.

Современные технологии (например видеоконференции для группы или скайп для отдельного студента) позволяют с минимальными издержками не только побеседовать или подискутировать с преподавателем. В продвинутых вузах созданы развитые системы дистанционного обучения, позволяющие «сопровождать» студента весь период обучения, накапливать его профессиональное портфолио, надежно контролировать ход учебного процесса и учитывать результаты. И это тоже мировая тенденция, отражающая потребности в образовании все большего числа людей (в том числе с ограниченными возможностями).

Учитывая это, в законопроект внесены статьи, регулирующие электронное и дистанционное образование, а также связанные с ним аспекты применения электронных образовательных ресурсов.

Какой-то жесткой регламентации применения различных образовательных технологий, в том числе дистанционных, в законе такого уровня быть не может, он закрепляет само понятие и определяет возможности применения таких технологий.

— Иван Васильевич, как новый закон об образовании будет решать вопросы отсрочки от армии?

— Законопроектом достаточно подробно регулируются права и меры социальной поддержки обучающихся образовательных организаций. Так, в законопроекте в числе прав обучающихся предусмотрено и право на отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе». Указанным законом и регулируется непосредственно условия и порядок предоставления отсрочки. В этой части вносить изменения не планируется.

— Иван Васильевич, какие положения нового закона «Об образовании в Российской Федерации» действительно способны повысить конкурентоспособность российского образования, способствовать привлечению иностранных студентов в Россию?

— Проект федерального закона разработан в соответствии с основными международными тенденциями развития образования, построен на принципах, направленных на реализацию положений Болонского процесса и интеграцию российского образования в единое международное образовательное пространство. В частности, законопроектом предусматриваются принципы равенства субъектов образовательного процесса, непрерывности образования в течение всей жизни, академической мобильности, публичности и открытости образовательных организаций, инновационного подхода в развитии системы образования, закрепляется принцип автономии и академической свободы образовательных учреждений, что напрямую связано с необходимостью роста конкурентоспособности российского образования на мировой арене.

Отдельно следует отметить предусмотренную законопроектом возможность финансирования негосударственных образовательных организаций, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты различных уровней образования, что способствует принципам развития частно-государственного партнерства и развития конкуренции на внутреннем рынке образовательных услуг.

Вопрос к Ю. В. Линской. Юлия Владимировна, планируется ли в новом законе осветить вопросы определения размера студенческих стипендий?

— Отдельная статья проекта федерального закона полностью посвящена стипендиям и другим денежным выплатам обучающимся. В настоящее время вопросы стипендиального обеспечения регламентируются различными законодательными актами (Федеральным законом от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Законом РФ от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»). Указанные законодательные акты определяют размер стипендии в твердом денежном выражении, в результате чего в них регулярно приходится вносить изменения с целью индексации размера стипендиального обеспечения обучающихся государственных образовательных организаций профессионального образования.

С учетом этого в проекте федерального закона регламентирован порядок установления размеров и предоставления стипендий. Предполагается, что размер государственных академических стипендий устанавливается Правительством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета следующим лицам: обучающимся по аккредитованным основным профессиональным образовательным программам, а также дополнительным специализированным последипломным профессиональным программам (программам интернатуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки).

Размеры и условия выплаты стипендий студентам, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях, находящихся в ведении субъекта Федерации, определяются органами государственной власт и субъекта Федерации; в образовательных учреждениях, находящихся в ведении муниципального образования, — органами местного самоуправления.

— Иван Васильевич, расскажите, пожалуйста, о том, будет ли в тексте нового базового закона об образовании сделан упор на вопросы подготовки кадров профессионального образования, а именно — педагогов. Это особенно актуально для отдаленных регионов России, где дефицит квалифицированных педагогов ощущается особенно остро. Не секрет, что, несмотря на большой набор и выпуск специалистов педагогических учебных учреждений, работать в школы идут единицы.

— Анализ существующей системы мер по повышению эффективности и качества подготовки и переподготовки педагогических кадров в целях обеспечения инновационного содержания образования показал, что организационная модель традиционной системы подготовки и повышения квалификации педагогических работников ока- 7

зывается недостаточно мобильной для быстрой смены современной школы. Важным условием для обеспечения школ квалифицированными кадрами является усиление профессиональной подготовки учителей в вузах, модернизация системы педагогического образования.

Необходимо решать вопросы адаптации выпускников педагогических вузов, ведущих подготовку педагогических кадров, на основе живого участия их в жизни современной школы, проведения непрерывной педагогической практики на выпускном курсе. Рассматривается вопрос введения интернатуры для бакалавров педагогического, психолого-педагогического и специального (кор-рекционного) направлений как одной из форм углубленной практической подготовки и сертификации готовности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.

Уже в 2010 г. законодательно закреплено, что педагогические работники образовательного учреждения имеют право проходить не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы.

В рамках решения данного вопроса Минобрна-уки России направило в субъекты Федерации для изучения проекты модельных методик организации и финансирования повышения квалификации работников образования, обеспечивающие непрерывность и адресный подход к повышению квалификации, учет индивидуальных потребностей работников в контексте моделей модернизации системы повышения квалификации работников образования.

Также осуществляется поддержка лучших учителей. В частности, в рамках плана основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года учителя и приоритетного национального проекта «Образование» были утверждены списки победителей конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями. Также в течение 2010 г. был реализован комплекс мероприятий, направленный на формирование позитивного образа учителя в общественном сознании.

— Многие эксперты утверждают, что проект закона «Об образовании в Российской Федерации» ухудшает и без того сложное положение педагогичес -ких кадров. Особенно это относится к тем учебтым заведениям, которые из системы профобразования перешли в структуру университета, потеряв при этом даже небольшие льготы, предусмотренные им

8 -

по действующему законодательству. Иван Васильевич, расскажите, пожалуйста, как на самом деле будут обстоять дела, что ждет педагогов?

— Законопроектом ни в коей мере не ухудшается статус педагогических работников. Более того, в отличие от действующего закона об образовании законопроектом предусматривается отдельная глава, в которой подробно регулируются права и обязанности педагогических работников, меры их социальной поддержки (право на сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы, право на досрочное назначение трудовой пенсии, первоочередное предоставление жилой площади и т. д.).

Отдельно закреплены академические права педагогических работников. Регламентированы вопросы аттестации педагогических работников, прохождения ими повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

— Известно, что планируется запретить ведение репетиторской деятельности преподавателям в отношении студентов, обучающихся в том же образовательном учреждении. Якобы проект закона запрещает делать это даже в том случае, если преподаватель и учащийся относятся к разным факультетам вуза. Иван Васильевич, что вы можете сказать по данному вопросу ?Неужели в этом случае преподаватели лишатся существенной части своего заработка, а учащиеся останутся без возможности получить знания в соответствии со своими способностями (некоторые учащиеся без помощирепети-тора вообще не способны воспринимать сложный для них предмет, имеют более низкий уровень подготовки по сравнению со своими однокурсниками)?

— Данные нормы законопроекта направлены на исключение конфликта интересов при осуществлении так называемой «репетиторской» деятельности. Зачастую она приводит к вымогательству средств от обучающихся и их родителей (например обязательность каких-либо дополнительных занятий за плату и пр.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также хотелось бы обратить внимание, что если некоторые обучающиеся (например студенты вуза) без помощи репетитора вообще не способны воспринимать сложный для них предмет, то возникает вопрос, как они вообще в этот вуз и на эту программу смогли поступить, пройти конкурсный отбор? Могут ли такие студенты в принципе освоить соответствующую образовательную программу, получить специальность?

— Расскажите, пожалуйста, будут ли в новом законе «Об образовании в Российской Федерации» прописаны вопросы, касающиеся образовательного кредитования, коммерческой концессии и формирования образовательного капитала?

— Указанные вопросы уже нашли отражение в проекте федерального закона. В нем закрепляется ряд новых инструментов, направленных на повышение конкурентоспособности образовательной системы в целом, доступности и качества каждой образовательной услуги в отдельности, среди них можно отметить:

• образовательное кредитование обучения в размере стоимости обучения (основной образовательный кредит) и (или) проживания, питания, приобретения учебной и научной литературы и другие бытовые нужды в период обучения в размере не менее прожиточного минимума, установленного для трудоспособных граждан по месту нахождения образовательной организации или ее филиала, в котором осуществляется обучение, (сопутствующий образовательный кредит);

• коммерческая концессия (франчайзинг) в отношении комплекса принадлежащих юридическим или физическим лицам исключительных прав на образовательные программы, методики и технологии обучения, воспитания и контроля качества образования;

• формирование целевого капитала, предназначенного для финансового обеспечения образовательных организаций;

• обязательное страхование гражданской ответственности образовательной организации и др.

— Многих экспертов волнует вопрос разграничения полномочий в части обязанностей образовательных учреждений, муниципальных образований. Некоторые из них предлагают перевести общеобразовательные учреждения с муниципального уровня на региональный: тогда субъекты Федерации будут более серьезно подходить к системе общего образования. Что касается муниципалитетов, то их средств часто не хватает на то, чтобы содержать даже здания школ. Иван Васильевич, как Вы можете прокомментировать данное предложение?

— Область образования в Российской Федерации является приоритетной. Одними из принципов государственной политики в области образования являются общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников, а также разграничение полномочий между различными уровнями власти.

Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании», а также принимаемые в соответствии с ними другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации в области образования.

Одной из основных задач законодательства Российской Федерации в области образования является разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

На федеральном уровне устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Органы государственной власти субъекта Федерации обеспечивают государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Федерации.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования организуют предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации.

- 9

Вследствие изложенного передачу полномочий органов местного управления органам государственной власти субъекта Федерации считаем нецелесообразным.

— Как показывает практика, введение ЕГЭ привело к тому, что выпускники подают документы на поступление сразу в несколько вузов, причем зачастую на совершенно различные факультеты. Иван Васильевич, не говорит ли это о том, что нашей школе сегодня явно не хватает системы профориентации? Планируется ли в дальнейшем в России развивать и модернизировать систему профориентации?

— Проектом федерального закона вводится понятие «профессиональная ориентация», она подразумевает под собой деятельность по предоставлению информации и консультационной помощи, направленную на содействие свободному и осознанному выбору обучающимся профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.

Также законопроектом предусматривается, что требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования должны обеспечивать возможность формирования основных образовательных программ различного уровня сложности и направленности, в том числе с учетом профессиональной ориентации обучающихся. Это позволит общеобразовательным организациям целенаправленно вести данное направление деятельности. Кроме того, им предоставляются более широкие права по реализации программ профессионального обучения, что в свою очередь предоставит возможность обучающимся наряду с получением полноценного общего образования освоить еще какую-либо профессию.

— Какие предложения по вопросам страхования образовательной деятельности на сегодняшний день обсуждаются министерством? Есть ли какие-либо пожелания и предложения на данный счет?

— Статья проекта федерального закона, закрепляющая основные принципы экономической деятельности в сфере образования, предусматривает, в том числе, принцип ответственности образовательной организации за ненадлежащее качество предоставляемых образовательных услуг.

С учетом этого законопроект предполагает установление обязательного страхования гражданской ответственности организации, осуществляющей образовательную деятельность, перед обучающимися, которое будет в дальнейшем урегулировано отдельным федеральным законом.

10 -

— Обсуждаются ли в настоящее время какие-либо нововведения по поводу получения в России второго высшего образования?

— Если речь идет о возможности получить второе высшее образование, то никаких запретов и ограничений не планируется. Возможно, имеется в виду уточнение, что именно считать вторым высшим? Если бакалавр поступает в магистратуру, то это не второе высшее, а продолжение образования на следующем уровне высшего образования, а вот если на другое направление бакалавриата — то второе высшее.

— Иван Васильевич, как вы относитесь к предложению, позволяющему без лицензии вести обучение рабочим профессиям? Например, если организация или физическое лицо планируют заниматься профессиональной подготовкой, то оно может даже не получать лицензии?

— Требование лицензирования образовательной деятельности определенных образовательных программ основано на установлении законодательством об образовании обязательных требований к порядку, условиям и содержанию такой деятельности. Для программ профессиональной подготовки (профессионального обучения) такие требования в большинстве случаев не устанавливаются. Фактически здесь можно говорить об утрате предмета лицензирования.

Нельзя также не отметить множественности и вариативности таких программ (в настоящее время насчитывается более пяти тысяч профессий рабочих и служащих, по которым ведется профессиональное обучение). Требования к таким программам определяются, как правило, работодателем (в ряде случаев она осуществляется непосредственно на производстве). С учетом этого считаем нецелесообразным сохранение лицензирования образовательной деятельности по большинству программ профессионального обучения. Оно здесь явно является избыточным административным барьером.

Лицензирование сохранится по программам профессионального обучения только по тем профессиям, которые связаны с опасными и вредными производственными факторами.

— В новом законопроекте ничего не говорится о вузовской науке. А ведь руководство страны ставит ее развитие на первый план. Планируется ли как-то освещать данные вопросы в законопроекте?

— Вопросы вузовской науки, как и науки в целом, в настоящее время в целом регулируются Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

При этом необходимо обратить внимание, что законопроектом закрепляются отдельные аспекты ведения научной деятельности образовательными организациями высшего образования. Так, законопроектом устанавливается обязательное требование к университетам по ведению ими фундаментальных и прикладных научных исследований. Это усиливает их роль как ведущих научных и образовательных центров.

Также в законопроекте сохранены основные положения действующего законодательства, касающиеся интеграции науки и образования. В соответствии с проектом федерального закона интеграция образовательной и научно-исследовательской деятельности в высшем образовании может осуществляться в разных формах, в том числе:

1) проведение образовательными организациями высшего образования научных исследований и экспериментальных разработок за счет грантов или иных источников финансирования;

2) привлечение образовательными организациями высшего образования работников научных организаций и научными организациями работников образовательных организаций высшего образования для участия в образовательной или научной деятельности;

3) осуществление образовательными организациями высшего образования и научными организациями совместных научно-образовательных проектов, научных исследований и экспериментальных разработок;

4) реализация научными организациями программ подготовки научно-педагогических и научных кадров, а также дополнительных профессиональных образовательных программ;

5) создание на базе образовательных организаций высшего образования научными организациями лабораторий, осуществляющих научную или научно-техническую деятельность, и на базе научных организаций образовательными организациями высшего образования кафедр, осуществляющих образовательный процесс.

— В настоящее время большой критике подвергся объем проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который насчитывает около 500 страниц текста и крайне труден для прочтения и восприятия. Разобраться в нем даже опытному юристу, не связанному с образовательной сферой, достаточно сложно. Иван Васильевич, расскажите, пожалуйста, о том, какой бы Вы хотели видеть структуру нового интегрированного акта об образовании?

— Текст законопроекта действительно в настоящее время объемен, ведь в него включены нормы двух законодательных актов — Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также нормы ряда типовых положений об образовательных учреждениях различных типов и видов.

Сейчас ведется доработка законопроекта: из него исключаются отдельные дублирующие друг друга, а также излишне подробные правовые нормы (например в статье, касающейся особенностей реализации образовательных программ в области искусства), по результатам работы также будет проведена лингвистическая правка.

При этом полагаем, что структура законопроекта существенно не изменится. По мнению специалистов, она оптимально отражает все сложившиеся к настоящему времени институты системы образования и позволит достаточно эффективно урегулировать различные образовательные отношения, а также закрепить статус всех их участников (обучающихся лиц, педагогических работников и образовательных организаций) .

— Уважаемые Иван Васильевич и Юлия Владимировна, позвольте поблагодарить Вас за интересные и подробные ответы. Позвольте пожелать успехов в Вашей дальнейшей профессиональной деятельности!

Вела интервью Татьяна НИФТАЛИЕВА

ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ШЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:

www.dilib.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.