УДК 687.01:666.189.212.42
Сагымбекова А. С. студент магистратуры Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры им. Н.Исанова Кыргызская Республика, г.Бишкек Научный руководитель: Таштобаева Б.Э., к.т.н.
профессор
Кыргызский государственный технический университет им.
И.Раззакова Кыргызская Республика, г.Бишкек
О НОВЫХ МЕТОДАХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ ИЗ ВОЙЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Аннотация. В данной работе рассматривается изучение существующих разработок и исследований о войлоке и изделий из войлока. Приведены результаты исследований традиционных и современных видов и способов изготовления элементов из войлока. Даны их применение в современных видах одежды.
Ключевые слова: войлок войлочная одежда, войлоковаляние, сухое валяние, мокрое валяние, художественное проектирование, приемы декорирования войлока.
Sagymbekova A. С.
Kyrgyz state university of transport construction and architecture after named
N.Isanov Kyrgyz Republic, Bishkek Scientific supervisor: Tashtobaeva B.E.
professor
Kyrgyz state technical university named after I.Razzakov
Kyrgyz Republic, Bishkek
DEVELOPMENT OF NEW METHODS FOR THE ARTISTIC DESIGN OF CLOTHES MADE OF FELT MATERIALS
Annotation. This paper examines the study of existing developments and research on felt and felt products. The results of studies of traditional and modern types and methods of manufacturing elements from felt are given. Their application in modern types of clothing is given.
Key words: felt, felt clothing, felting, dry felting, wet felting, artistic design, felt decoration techniques.
Войлок и войлочная одежда всегда будет привлекать своими уникальными, экологически чистыми свойствами потребителей и создателей войлочных изделий: технологов, дизайнеров, конструкторов, модельеров всего мира.
Цель данной работы - изучить существующие разработки и исследования о войлоке, о способах изготовления войлочных полотен для одежды, а также исследовать виды художественного оформления войлочных полотен и войлочной одежды.
Войлоковаляние становится популярным в современном мире. В 1979 г. в Abbot Hall Art Gallery в г. Кендал (Великобритания) была организована выставка войлока из разных стран «Art of the Felt Maker». Огромный интерес, проявленный к выставке во время ее путешествия по стране, способствовал созданию в 1984 г. Международной ассоциации валяльщиков (International feltmakers association (IFA) во главе с Мери Баркетт. Подразделения IFA существуют по всему миру. В 2005 году венгерские художники Иштван Виджак и Мари Наги создали в Германии Международную Академию войлока, а годом позже в Голландии был организован ее филиал. Слушатели Академии ежегодно выезжают в Киргизию, Узбекистан и Грузию - страны с богатейшими традициями в производстве войлока. В настоящее время войлок применяют в различных областях нашей жизни: в автомобильной промышленности, строительстве, при изготовлении музыкальных инструментов и, конечно, самое привычное - из него делают обувь и одежду [1].
Сегодня войлок заготавливается в промышленных масштабах крупными предприятиями и фабриками. Современные технологии и методики позволяют придавать войлоку самые различные цвета, менять его фактуру и даже упругость. Валяние - творческий процесс, позволяющий создавать множество разнообразных вещей, способных преобразить любой интерьер, украсить предмет одежды или сделать неповторимый любой образ современной модницы. Валяние открывает широкие возможности для творческой фантазии и креативности. И в то же время практика показывает, что изучению валяния уделяется недостаточное внимание, мало применяется техника валяния. Возрождение творческого характера труда - наиважнейшая задача. Без решения этой ситуации модернизацию производства нашей страны не осуществить. Необходимо привезти в соответствие возможности технологий валяния и их исполнение [2].
Опираясь на результаты проведенных исследований, а также исходя из собственных исследований традиционных и современных видов и способов изготовления элементов из войлока было разработано новый метод художественного проектирования одежды, которые заключается можно даже использовать в женской одежде. Таким образом, мировая индустрия моды использует широкий спектр новых технологий.
Основываясь на этих исследованиях, несколько разновидностей в данной работе апробированы несколько различных видов техники декорирования. При использовании данной техники, как и в традиционном дизайне одежды, в данном случае, под силу каждому начинающему дизайнеру, ведь для использования метода сначала нужно подготовить художественные эскизы.
В статье Таштобаевой Б.Э. [2] систематизированы виды художественного оформления войлока и войлочных изделий. Согласно данной систематизации существуют традиционные виды художественного оформления (вваливание узора из цветного войлока, мозаичная техника или курак, выкладывание узора цветным шнуром, аппликация, вышивка нитками на войлоке) и современные (вваливание узора из ниток, вваливание войлока на ткани, вваливание ткани на войлок, отделка краев деталей волнообразным формованием, объемные отделочные элементы (пуговицы, цветы, бубенчики) из войлока)
Однако в последнее время появились еще новые различные приемы декорирования, которые используются современными дизайнерами, работающих с войлоком. К таким приемам декорирования поверхности войлока относятся:
• вваливание узора;
• шибори;
• перфорация.
Современные дизайнеры при применении аппликации начали использовать в качестве аппликативного материала не только шерсть, но и другие материалы - ткань, кожа и др. Широко используется украшение изделий бисером и ракушками.
К современным способам изготовления и декорирования изделий из валяльно-войлочных материалов относятся две техники валяния - мокрое и сухое войлоковаляние. С появлением приборов, преобразовавших процесс валки из ручного труда в автоматизированный, стали появляться новые разновидности мокрого валяния - нуно-фелтинг и шибори.
Мокрое валяние - это традиционный ручной способ изготовления войлока, при котором шерсть взаимодействует с водой и мыльным раствором. Под воздействием горячей воды или пара и щелочи происходит сваливание шерстяных волокон. Эта техника позволяет создавать как плоские декоративные детали, так и объемные изделия [2].
«Нуно» в переводе с японского - ткань. Данная техника разработана австралийским текстильным дизайнером и художницей по шерсти из Нового Южного Уэльса Полли Стирлинг совместно с Сачико Котако в 1994 году. Заключается в приваливании к войлоку ткани (шелк, шифон, крепдешин, тонкий лен), с достаточно "рыхлой" структурой, для свободного проникновения волокон шерсти сквозь ткань. Нуно -войлок чаще всего используют при создании одежды, сумок, панно [3].
Техника шибори также является разновидностью мокрого валяния. Шибори - это японская техника создания складок, драпировок. Вначале, в соответствии с техникой мокрого валяния, создается полуфабрикат. Затем, с помощью прошивания, вкладывания объемных деталей, создается узор, который фиксируется в процессе валки [3].
В данной работе предлагается художественное оформление одежды из войлока с 3D элементами. В экспериментальной части данной работы разработана концепция модели женского платья (рис.1), дополнением
которого является ЗЭ детали из войлока (средняя часть полочки и спинки, манжеты рукава).
При изготовлении данного платья использованы ткань, войлок и натуральный шелк. При этом заранее ввалены из шерсти элементы в форме шариков.
Рисунок 2. Отделка платья с 3D элементами
Далее на первый слой натурального
шелка расположены полученные шарики хаотично.
Между этими шариками ромбиками уложены волокна шерсти, которые позволяют при валянии склеить второй слой натурального шелка (рис. 2).
Разработанный в данной работе метод декорирования войлока в дальнейшем способствуют широкому применению при проектировании войлочных швейных изделий, повышая конкурентноспособность проектируемой одежды, а также влияет на развитие и усовершенствование декоративно-прикладного искусства кыргызов.
Использованные источники:
1.Карутц Р. Среди киргизов и туркмен на Мангышлаке [Электронный ресурс] // Р. Карутц. - СПб.: Девриена, 1991. (Дата публикации: 9.01.2020)
- URL:https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003779704/ (Дата обращения 3.01.2022)
2. Б.Э.Таштобаева, Ж.А.Бообекова. Виды и способы художественного оформления войлока и войлочных изделий. Наука и новые технологии №2
- Бишкек, 2006. - С. 17-22.
3. Войлок - шерсть универсальная: 10 разновидностей материала. [Электронный ресурс] (Дата публикации: 15.11.2019) -URL: https ://izvolokna.com/materialy/sherst/vidy-s/voj lok.html (Дата
обращения 30.02.2022)