Научная статья на тему 'О новом проекте Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку'

О новом проекте Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
56
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О новом проекте Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку»

/У. С. Болотнова. О новом проекте Государственного образовательного стандарта..

сикологии наряду с делением на части речи и лек-сико-семантические группы осуществляется классификация языковых единиц по лексико-грамма-тическим разрядам (ЛГР), лексико-словообразо-вательным классам и т.д. Принципы выделения этих разрядов и классов довольно часто остаются неопределенными и весьма субъективными вследствие объективной сложности и многоприз-наковости лексических и грамматических значений составляющих эти разряды языковых единиц. В книге А.Л. Шарандина использована оригинальная методика определения границ ЛГР разных частей речи. Развивая идеи традиционной морфологии, а также «шифрующей грамматики» В.Г. Руднева, автор книги находит, что языковые механизмы взаимодействия лексики и грамматики проявляются при функционировании морфологических парадигм. В качестве своеобразного индикатора семантического признака, лежащего в основе того или иного ЛГР, используются случаи дефектности морфологических парадигм, обусловленной несовместимостью грамматического значения формы и лексического значения слова. Следствием такого подхода нередко становится классификация, отличная от традиционной, но не менее обоснованная. Например, глаголы по различительному признаку «наличие/ отсутствие форм повелительного наклонения» могут быть разделены на акциональные (глаголы действия) и неакциональные (глаголы не-дей-ствия), все существительные по признаку «наличие полной парадигмы числа» могут быть разделены на расчлененные и нерасчлененные (в число которых входят, например, и так называемые вещественные существительные) и т.д. Используемая А.Л. Шарандиным методика позволяет провести четкую границу между ЛГР и другими классами слов, обосновать принципы их выделения, установить равновесное соответствие между абстрактным лексическим значением и грамматическим содержанием этих классов слов, а также

избежать излишней дробности и неопределенности при их выделении.

Принципы выделения оснований для новой классификации частей речи и ЛГР применимы ко всем единицам в составе этой классификации, что делает используемые А.Л. Шарандиным приемы универсальными.

Новизна подхода позволяет автору не только изменить принципы описания и анализа языкового материала, но и по-новому оценить результаты наблюдений, сделанных другими исследователями. В книге весьма подробно и добросовестно исследована история изучения взаимодействия лексических и грамматических категорий, отражающая мнение как авторов первых русских грамматик, так и исследователей более позднего времени, в том числе и современных.

Несомненным достоинством нового подхода является его системность, которая делает возможным привлечение к исследованию всех используемых в речи единиц. Системный характер исследования, последовательная реализация нового подхода к анализу языковых единиц нашли выражение в общем построении работы, где основные теоретические положения находят подтверждение в результатах анализа конкретных языковых единиц.

Книга написана доступным языком, сделанные в ней выводы обоснованны и опираются на анализ значительного по объему языкового материала. Последовательность, логичность и системность нового подхода к анализу языковых единиц, тесная связь выделенных с его помощью грамматических классов и категорий с лексическими позволяют предположить, что данный курс будет с интересом воспринят студентами и, возможно, способен стать одним из стимулов к изменению системы преподавания морфологии в высшей и средней школе.

Л. Г. Ефанова, РЖ Тюрина

О НОВОМ ПРОЕКТЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

М„ 2002.

Предложенный для обсуждения проект стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку, несомненно, соответствует задачам модернизации общеобразовательной школы и заслуживает общей высокой оценки в силу ряда причин:

1) в нем нашли реальное воплощение новые подходы к преподаванию русского языка (ком-муникативно-деятельностный, текстоориенти-

рованный, функциональный, этнокультурологи-ческий);

2) сделан акцент не на знаниецентристекой, а на культурологической и функциональной направленности в целях образовательной деятельности (речевое развитие учащихся) и содержании языкового образования ( знакомство с русской языковой картиной мира, особенностями русского речевого этикета и т.д.); в требованиях к уровню подготов-

/У У/У. 2002. Выпуск 1 (29). Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (ФИЛОЛОГИЯ)

3) в образовательных стандартах среднего (полного) общего образования по русскому языку и

и

текста, ста-(с. 2?, 32-33, 43 и др.) На наш взгляд, проект Федерального компонента Государственного образовательного стандарта по русскому

и культуру речевого > ной представляет

ка (его теории и истории) на ] вого общения (ср.

Глубоко|

8 С J

: речи и рече-; С формиро-Речь и ре-

Ик - - " ?угг

новом образовательном стандарте по русскому

культуры речи). Это при которых уроки русского

а культура речевого

кой подход более что речь идет о

быть

и факультативов. Пред-стандарта объем содержа-

отведенному на его освоение, хотя,'"учитывая ключевую роль русского языка в ной сфере (он является объектом!

Представляется, что авторам проекта образо-в полной мере удалось до-

го и прикладного знания с явным приоритетом , что

содержание нового

образовательного стандарта по русскому языку,

: и потребностями гс-ггста учащихся, соответствующего разным ет>гилгг/ образования. Вместе с тем включение отдст-«- - ем в содержание федерального бл-озо о.-С' *-:ента общего образования по р} еском> я:\ - -гаш взгляд, дискуссионно ввиду :г с..оз*' - V и' {,~:~.ке если они не будут относиться к <ре»~еш - - ровня подготовки выпускнике вк..* эдин из ин-_'В/>. «Этт к . дорического русского языка», «Концепты русской культуры и их отражение в языке» (с. 21). Дру-

ственного текста» (с, 21) в связи с' тыо и общекультурологической тью, на наш взгляд,.

щуюся к м уровня подготовки :

дачи,постав-российского : с усилением роли русского языка в духовном ются в новом образовательном стандарте по русскому языку достаточно успешно. Дальнейшее совершенствование проекта образовательного стандарта по русскому языку, как нам представ-■ быть связано не с его концептуаль-

объема содержания"'языкового образования^

родного

Проект образовательного стандарта по русскому языку, бесспорно, приведет «к разгрузке содержания образования» в основной школе за

г). Необходимо также учесть место и пространстве в целом и в общей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.