Научная статья на тему 'О НОРМИРОВАНИИ ВРЕМЕНИ НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ СТУДЕНТОВ ПО МАТЕМАТИКЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ'

О НОРМИРОВАНИИ ВРЕМЕНИ НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ СТУДЕНТОВ ПО МАТЕМАТИКЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самостоятельная работа / расчет времени на самостоятельную работу / инженер / технический университет / математика / типовой расчет / теория вероятностей / unguided work / time reckoning for unguided work / engineer / technical university / standard calculation workbook / theory of probability

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.А. Швед, Л.А. Болотюк, В.А. Болотюк

Статья посвящена проблеме нормирования времени, необходимого и достаточного для выполнения самостоятельной работы студентами: проработка теоретического материала, выполнение индивидуальных заданий (типовые расчеты) и подготовка к контрольным работам (выполнение домашних заданий). Авторы проводят оценку объема часов всех видов дидактических единиц раздела «Теория вероятностей и математическая статистика» четвертого семестра, включенных в оценочные и методические материалы рабочей программы дисциплины «Математика», входящей в учебный план специальности 23.05.05 Системы обеспечения движения поездов (СОДП) в Омском государственном университете путей сообщения (ОмГУПС). На примере темы «Случайные события» проводится нормирование времени, необходимого и достаточного на решение задач типового расчета, а также нормирование времени для проработки теоретического материала. Проведенный эксперимент показал эффективность применяемой методики расчета времени для выполнения самостоятельной работы студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е.А. Швед, Л.А. Болотюк, В.А. Болотюк

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TIME RECKONING FOR UNGUIDED STUDENTS WORK IN MATHEMATICS IN A TECHNICAL UNIVERSITY

The article deals with time reckoning that is necessary and sufficient for unguided students’ work: studying theoretical content, carrying out individual tasks (standard calculation workbooks) and training for test papers (doing homework). The authors assess the amount of academic hours for all types of didactic units of the section “The theory of probability and mathematical statistics” for the 4-th term that is part of evaluation tools and methodical content of the curriculum for the discipline “Mathematics” – speciality 23.05.05 “The train traffic enforcement system” in the Omsk State Transport University. With regard to the theme “Random Events” the authors assess time reckoning necessary and sufficient for solving the tasks of standard calculation workbook, as well as time reckoning for training theoretical content. The research demonstrates efficiency of time reckoning system for doing various types of contact work.

Текст научной работы на тему «О НОРМИРОВАНИИ ВРЕМЕНИ НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ СТУДЕНТОВ ПО МАТЕМАТИКЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

References

1. Azimov 'E.G., Schukin A.N. Novyi slovar'metodicheskih terminoviponyati!(teoriya iprakíika obucheniya yazykam). Moskva, 2009.

2. Batarchuk D.S. Razvitie lichnosti v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve. Vestnik YuUrGGPU, 20l0: 17-24.

3. Popova N.S. Organizaciya social'no-yazykovoj adaptacii migrantov na osnove formirovaniya osoznannosti. Migracionnaya lingvistika, 2021: 75-83.

4. Gukalenko O.V., Borisenkov V.P. Polikul'turnoe obrazovanie i vyzovy sovremennosti. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie. 2018; № 2: 1-9.

5. Pareshina I.V. Aktual'nye problemy polikul'turnogo obrazovaniya. Nauka i obrazovanie. 2022; № 1: 1-6.

6. Dohkil'gova D.M., Magomedova P.G. Migracionnye processy v usloviyah globalizacii: vyzovy i vozmozhnosti. Journal of Monetary Economics and Management. 2023; № 2: 64-68.

7. Dronova S.Yu. Vliyanie sovremennogo obrazovaniya na formirovanie i razvitie lichnosti kak sub'ekta politicheskogo processa (na primere Ispanii). Psihologo-pedagogicheskij poisk. 2017; № 2 (42): 153-162.

8. Gonyukova A.A., Tuleubaeva Sh.K., Bekzhigitova Z.S. Poliyazychie kak osnova formirovaniya polikul'turnoj lichnosti. Karagandinskj gosudarstvennyj universitet im. E.A. Buketova, 2015: 1-3.

9. Zhetpisbaeva B.A. Teoretiko-metodologicheskie osnovypoliyazychnogoobrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Karaganda, 2009.

10. Fomin M.A. Vzglyad na bilingval'noe obrazovanie, osnovannyj na opyte raboty v dvuh kolumbijskih universitetah. Prepodavatel'XXI vek. 2021; № 1 (1): 1-7.

11. Danilova T.A. Bilingval'noe obuchenie kak uslovie integracii v global'noe obrazovatel'noe prostranstvo. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2019; № 4 (73): 127-139.

12. Marchenko N.I. Bilingval'nye programmy kak 'effektivnyj instrument obrazovaniya i podgotovki studentov sovremennogo 'ekonomicheskogo vuza k professional'nomu mezhkul'turnomu obscheniyu. Evrazijskij forum. 2014; № 1 (6): 20-27.

13. Gasymova K.V. Polikul'turnoe obrazovanie i vospitanie kak trebovanie vremeni. Balkansko nauchno obozrenie. 2020; № 4 (10): 23-25.

14. Kolobova L.V. Nekotorye aspekty polikul'turnogo obrazovaniya. Vestnik OGU. 2011: 188-191.

15. Ponomarev P.A. Rol' polikul'turnogo obrazovaniya v sovremennyh usloviyah. Izvestiya vuzov. Severo-Kavkazskij region. Seriya: Obschestvennye nauki. 2011: 1-4.

16. Lichnost' i pandemiya: smog li COVID-19 izmenit' nas. RBK. Available at: https://trends.rbc.ru/trends/social/635a62e19a79470e293f723d

17. Anglim G., Howrood Sh. Effect of the COVID-19 Pandemic and Big Five Personality on Subjective and Psychological Well-Being. Social Psychological and Personality Science. 2021; № 12 (8).

18. Krautter K., Friese M., Hart A. No party no joy? - Changes in university students' extraversion, neuroticism, and subjective well-being during two COVID-19 lockdowns. Applied Psychology Health and Well-Being. 2022; № 14.

19. Biondi S., Casale S., Burrai J. Personality and Lockdown: A Study on Italian Undergraduates During the COVID-19 Pandemic. Front. Psychiatry, 2021; № 12.

20. Kupchinskaya M.A., Yudalevich N.V. Klipovoe myshlenie kak fenomen sovremennogo obschestva. Biznes-obrazovanie v 'ekonomike znanij, 2019; № 3.

21. Kotenko V.V. Problemy i vozmozhnosti primeneniya tehnologij virtual'noj i dopolnennoj real'nosti v prepodavanii inostrannogo yazyka. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgrafta, 2020; № 3 (181).

22. Gorshenina S.N. Podgotovka buduschih pedagogov k deyatel'nosti v polikul'turnoj obrazovatel'noj srede v usloviyah cifrovizacii obrazovaniya. Cifrovaya transformaciya v 'etnokul'turnom obrazovanii: C752 vyzovy sovremennosti: sbornik materialov Mezhdunarodnogo nauchno-pedagogicheskogo foruma. Joshkar-Ola, 2019.

23. Salynskaya T.V., Yasnickaya A.A. Specifika obrazovatel'noj sredy v ramkah migracionnyh processov. Migracionnaya lingvistika, 2020; № 2.

Статья поступила в редакцию 19.02.24

УДК 378.147:51

Shved E.A, Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), Senior Lecturer, Head of Higher Mathematics Department, Omsk State Transport University (Omsk, Russia),

E-mail: shvedsv@yandex.ru

Bolotyuk L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Omsk State Transport University (Omsk, Russia), E-mail: 4liudmila@gmail.com

Bolotyuk V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Omsk State Transport University (Omsk, Russia), E-mail: rombva@mail.ru

TIME RECKONING FOR UNGUIDED STUDENTS WORK IN MATHEMATICS IN A TECHNICAL UNIVERSITY. The article deals with time reckoning that is necessary and sufficient for unguided students' work: studying theoretical content, carrying out individual tasks (standard calculation workbooks) and training for test papers (doing homework). The authors assess the amount of academic hours for all types of didactic units of the section "The theory of probability and mathematical statistics" for the 4-th term that is part of evaluation tools and methodical content of the curriculum for the discipline "Mathematics" - speciality 23.05.05 "The train traffic enforcement system" in the Omsk State Transport University. With regard to the theme "Random Events" the authors assess time reckoning necessary and sufficient for solving the tasks of standard calculation workbook, as well as time reckoning for training theoretical content. The research demonstrates efficiency of time reckoning system for doing various types of contact work.

Key words: unguided work, time reckoning for unguided work, engineer, technical university, standard calculation workbook, theory of probability

Е.А. Швед, канд. физ.-мат. наук, доц., и.о. зав. каф. высшей математики Омского государственного университета путей сообщения, г. Омск,

E-mail: shvedsv@yandex.ru

Л.А. Болотюк, канд. пед. наук, доц., Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск, E-mail: 4liudmila@gmail.com

В.А. Болотюк, канд. пед. наук, доц., Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск, E-mail: rombva@mail.ru

О НОРМИРОВАНИИ ВРЕМЕНИ НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ СТУДЕНТОВ ПО МАТЕМАТИКЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕСИТЕТЕ

Статья посвящена проблеме нормирования времени, необходимого и достаточного для выполнения самостоятельной работы студентами: проработка теоретического материала, выполнение индивидуальных заданий (типовые расчеты) и подготовка к контрольным работам (выполнение домашних заданий). Авторы проводят оценку объема часов всех видов дидактических единиц раздела «Теория вероятностей и математическая статистика» четвертого семестра, включенных в оценочные и методические материалы рабочей программы дисциплины «Математика», входящей в учебный план специальности 23.05.05 Системы обеспечения движения поездов (СОДП) в Омском государственном университете путей сообщения (ОмГУПС). На примере темы «Случайные события» проводится нормирование времени, необходимого и достаточного на решение задач типового расчета, а также нормирование времени для проработки теоретического материала. Проведенный эксперимент показал эффективность применяемой методики расчета времени для выполнения самостоятельной работы студентами.

Ключевые слова: самостоятельная работа, расчет времени на самостоятельную работу, инженер, технический университет, математика, типовой расчет, теория вероятностей

Формирующаяся в настоящее время концепция математического образования в Российской Федерации в первую очередь направлена на совершенствование преподавания математики, повышение качества математического образования и уровня математической культуры в российском обществе. Одной из важнейших задач, стоящих перед высшей школой в современных условиях, является обеспечение повышения качества и эффективности инженерного образования. Экономическая ситуация в Российской Федерации, сложившаяся в условиях санкций, предполагает развитие импортозамещения, что, в свою очередь, обусловливает подготовку соответствующих кадров. Сама структура инже-

нерного образования предполагает повышение качества именно математической подготовки. Кроме того, математика играет системообразующую роль в образовании в целом, что заключается не только в обеспечении развития когнитивных способностей, памяти, формирования навыков логического мышления, но и в том, что именно при изучении математики обучающиеся приобретают навыки поиска закономерностей, выдвижения гипотез и представления доказательств. Это именно те знания и умения, которые необходимы современному образованному человеку в любой сфере деятельности, особенно в сфере науки, техники, информационных технологий.

В последнее время в публикациях различного уровня все чаще поднимаются вопросы, связанные с проблемами математического образования, причем как в средней школе, так и в высших учебных заведениях. Отчасти они связаны с технологическими и социальными последствиями информационной революции, стремительным развитием информационных технологий, снижением нижней возрастной границы компьютерной грамотности. И именно сегодня проблемы развития математического образования и науки приобретают особую остроту.

Существенным в обсуждении в настоящее время является содержание математического образования. Предполагается, что оно, с одной стороны, должно быть ориентировано на динамично изменяющиеся потребности национальной стратегии развития страны, а с другой - должно обеспечивать формирование прочного фундамента, на основе которого будут строиться те самые динамично изменяющиеся сферы применения математических знаний. Должен ли при этом изменяться сформировавшийся десятилетиями перечень разделов высшей математики, включенный в образовательные программы экономических и технических направлений, а также образования в сфере информационных технологий -важный вопрос содержания математического образования, который не является темой настоящей статьи. Однако авторы имеют свое обоснованное мнение на этот счет и обязательно поделятся своими исследованиями в этом направлении в будущих публикациях.

При условии оставления за рамками исследования именно содержания дисциплин математического цикла в образовательных программах технических вузов во главу угла встает совершенствование преподавания математики, поэтому направление работы авторов обусловлено изучением процессов, влияющих на качество математической подготовки в техническом вузе.

Основные образовательные программы специальностей высшего образования включают перечень дисциплин и модулей, в рабочих программах которых указываются в обязательном порядке объемы часов, отведенные на контактную работу, самостоятельную работу и контроль. Важно отметить, что самостоятельная работа студента является одной из существенных составляющих процесса обучения и выполняется, как правило, вне учебного заведения. В рамках данной статьи подробно рассматривается именно этот вид учебной работы - самостоятельная работа. Она включает следующие разновидности учебной деятельности: проработка теоретического материала (конспект лекций, литература по дисциплине, справочные материалы и пр.), выполнение индивидуальных заданий (типовые расчеты) и подготовка к контрольным работам (выполнение домашних заданий).

Данная работа является продолжением исследования авторов, посвященного анализу и нормированию времени, отведенному на различные виды учебной работы (контактная работа, самостоятельная работа, промежуточная аттестация) [1].

Педагогическую проблему нормирования времени на самостоятельную работу студентов вузов в своих работах рассматривают, например, С.А. Симонов [2], который решает проблему нормирования времени для выполнения самостоятельной работы (решения типовых задач) по начертательной геометрии. «В работе приведены результаты экспериментального определения временных затрат на выполнение типовых задач по начертательной геометрии. Большая часть данных получена в результате анкетирования студентов. Наравне с этим использовались результаты хронометрирования времени выполнения заданий студентами под контролем преподавателей» [2, с. 98]. М.И. Уманский рассматривает проблему формирования навыков планирования своей самостоятельной работы студентами по информатике [3; 4]. При этом исследователь отмечает, что «доступность методических материалов и их тщательная проработка могут стимулировать интерес к самостоятельному выполнению учебных заданий» [3, с. 82]. Одним из продуктивных направлений в методической и организацион-

ной работе М.И. Уманский считает «избыточный характер заданий для самостоятельной работы» [3, с. 83], т. е. наличие разноуровневых задач. Исследователи Н.К. Нуриев, С.Д. Старыгина, Е.А. Печеный [5-8] решают проблему оценки учебного времени на контрольную работу, в частности, в работе Н.К. Нуриева, С.Д. Старыгиной [8], где дается численная оценка продолжительности различных типов контрольных заданий. Общие вопросы нормирования времени студентов на самостоятельную работу рассматривают А.Б. Пацук и В.А. Голутвин [9; 10]. А.В. Капустин и А.В. Артамонова исследуют возможность создания единого подхода к вычислению временных затрат на самостоятельную работу студента и проверку ее преподавателем [11].

Таким образом, большинство работ, встречающихся в литературе, рассматривают в основном процесс организации самостоятельной работы студента, и практически отсутствуют работы по оценке времени, необходимого на самостоятельную работу студента по математике в вузе.

Поэтому актуальным является расчет времени, необходимого и достаточного для осуществления продуктивной самостоятельной работы студентов.

Основной целью предлагаемого исследования является оценка времени (веса в часах) самостоятельной работы для всех видов дидактических единиц (на примере раздела «Случайные события» четвертого семестра), включенных в ОММ РПД «Математика», входящей в учебный план специальности 23.05.05 Системы обеспечения движения поездов (СОДП) в Омском государственном университете путей сообщения (ОмГУПС).

Объектом нашего исследования являются задачи разноуровневой сложности для самостоятельной работы студентов по всем дидактическим единицам, соответствующим цели исследования.

Приведем планируемые результаты обучения, в соответствии с действующей в настоящее время в ОмГУПСе рабочей программой дисциплины «Математика» для специальности СОДП (см. табл. 1).

Таблица 1

Планируемые результаты обучения по дисциплине соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

№ п/п Код и наименование компетенции Индикаторы достижения компетенций

1. УК-1: способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий УК-1.1: анализирует проблемную ситуацию (задачу) и выделяет ее базовые составляющие. Рассматривает различные варианты решения проблемной ситуации (задачи), разрабатывает алгоритмы их реализации

УК-1.2: определяет и оценивает практические последствия возможных решений задачи

ОПК-1: способен решать инженерные задачи в профессиональной деятельности с использованием методов естественных наук, математического анализа и моделирования ОПК-1.4: знает основы высшей математики, способен представить математическое описание процессов

2. ОПК-1.5: использует физико-математический аппарат для разработки простых математических моделей явлений, процессов и объектов при заданных допущениях и ограничениях

Таблица 2

Распределение объема дисциплины на контактную работу с преподавателем и самостоятельную работу обучающихся

Количество часов

Виды учебной работы в соответствии с учебным планом Всего по учебному плану Номер семестра

1 2 3 4

Контактная работа (аудиторные занятия) 304 76 76 76 76

В том числе:

Лекции (Лек) 128 32 32 32 32

Практические занятия (Пр) 128 32 32 32 32

Контроль самостоятельной работы (КСР) 48 12 12 12 12

Самостоятельная работа (СР) 119 32 32 32 23

Промежуточная аттестация (экзамен(Эк) /зачет(З)) 117 Эк/36 Эк/36 Эк/36 За/9

ОБЩАЯ трудоемкость Часы 540 144 144 144 108

дисциплины: Зач. ед. 15 4 4 4 3

Согласно учебному плану, распределение часов по семестрам и видам учебной работы указано в табл. 2.

Задачи, которые мы поставили для достижения цели, следующие:

1. Провести соответствие между уровнями сложности заданий для самостоятельной работы и временем, необходимым для их выполнения (в соответствии с рабочей программой дисциплины).

2. Распределить задачи различного уровня сложности в соответствии с уровнем подготовки студента, проводя хронометрирование времени выполнения одинаковых и различных по сложности задач студентами с различными уровнями математической подготовки.

3. Разработать на примере данного типового расчета «Случайные события» требования, позволяющие выполнить задания самостоятельно и в соответствии с определенными уровнями сложности задач для студентов с различной первоначальной подготовкой.

4. Сформировать для каждого из уровней подготовки обучающегося варианты заданий (на примере темы «Случайные события»»), соответствующие оценкам «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично».

Научная новизна нашего исследования состоит в анализе и расчете времени, необходимого и достаточного на продуктивную и результативную самостоятельную работу студента.

Практическая значимость исследования состоит в расчете времени, необходимого и достаточного для выполнения различных видов самостоятельной работы в вузе (на примере дисциплины «Математика», входящей в учебный план специальности 23.05.05 Системы обеспечения движения поездов (СОДП) в Омском государственном университете путей сообщения (ОмГУПС)).

Теоретическая значимость исследования обусловлена заданием иразра-боткой авторами альтернативного направления исследований нормирования времени, необходимого для самостоятельной работы студентов.

Для достижения поставленной цели исследования авторы применили следующие теоретические и эмпирические научные методы исследования:нн-блюдение, беседа, анкетирование, абстрагирование, анализ, сравнение, синтез, эксперимент, обобщение.

Рассмотрим материал четвертого семестра, где РПД предусмот реноиру-чение следующих разделов: «Случайные события», «Случайные величины», «Статистическое описание результатов наблюдений», «Методы матеметикнв решении прикладных задач».

Исходя из учебного плана, на самостоятельную работу в семестре отведено 23 академических часа, т. е. в среднем около 60 мин. в неделю. В расчетах нормирования затрат времени на выполнение самостоятельной работы мы ориентируемся именно на этот показатель. Следует отметить, что далее все приведенные показатели ориентированы на среднестатистического обучающ ося, тогда как для наиболее хорошо подготовленных или, наоборот, слабоуспевающих они могут варьироваться как в большую, так и в меньшую стороны. Учитывая, что объемы времени, указанные в учебном плане, являются фиксированными и не подлежат изменениям со стороны преподавателя, в дальнейшем испол зуем указанный выше показатель затрат времени, а именно - 60 минут в неделю.

На первом этапе нормируем учебное время на проработку теоретического материала (работа с конспектом лекций и учебной литературой). Сначала ере-числим основные дидактические единицы:

- классическая схема; элементы комбинаторики; гипергеометрическое распределение; идея формализации теории вероятностей; аксиомы теориииз-роятностей; примеры вероятностных пространств; условные вероятности; независимость случайных событий; формула полной вероятности; формулы Байеса; основные формулы схемы повторных испытаний;

- задание дискретной случайной величины; числовые характеристики случайных величин; описание законов распределения; числовые хар метееистиуи непрерывных случайных величин; равномерное распределение; экспоненциальное распределение; нормальное распределение; правило трех сигма; центральная предельная теорема;

- предмет математической статистики; генеральная и выборочная ссво-купности; статистическое распределение выборки; эмпирическая функция распределения; графическое изображение статистического распределения; ч иснон вые характеристики статистического распределения;

- оценка неизвестных параметров; методы нахождения точечных оценок; понятие интервального оценивания параметров; доверительные интервалы для параметров нормального распределения; проверка статистических гипотез; проверка гипотез о законе распределения.

Рассмотрим раздел «Случайные события». Учитывая, что общибобъни контактной работы в виде лекций по разделу «Случайные события» составляет 8 аудиторных часов (согласно РПД «Математика» для специальности СОДП), что соответствует четырем лекциям (одна академическая лекция составляет 2 академических, или 1,5 астрономических часа), было проведено распре-сленсе соответствующего лекционного материала (см. табл. 3).

В перечень учебной литературы, необходимой для освоения раздезрмзеи-вертого семестра, входят соответствующие книги [12; 13], согласно РПД «Математика» для специальности СОДП.

Проведем распределение времени, необходимого на проработку конспекта лекций и учебной литературы на примере лекции «Комбинаторика». Согласно

Таблица 3

Распределение объема раздела «Случайные события» на контактную работу в виде лекций

№ Тема раздела Количество

п/п часов

1. Комбинаторика 2

2. Основные понятия. Алгебра событий 2

3. Формула полной вероятности и формулы Байеса 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Схема Бернулли 2

Итого: 8

изложенному выше, студент должен овладеть тремя дидактическими единицами (классическая схема; элементы комбинаторики; гипергеометрическое распределение) в процессе изучения данной темы. Для среднестатистического студента, как показывает опыт, требуется около 15 минут для внимательного прочтения конспекта лекций и столько же для работы с учебной литературой (для прочтения разделов по теме «Комбинаторика» [12, с. 4-12]).

На втором этапе нормируем время, необходимое на выполнение первой части типового расчета № 1 по теме «Случайные события». Первая часть типового расчета предполагает решение двух задач по теме «Комбинаторика». Задачи этой части типового расчета разбиты на три части: базовые задачи (соответствуют оценке «удовлетворительно»), задачи зоны ближайшего развития (соответствуют оценке «хорошо»), задачи зоны дальнейшего развития (соответствуют оценкр«етничрв»)[и]. уа взиакямиение свбразц амррешенинеадани решение зещсчвыбвансюгсуисвряотредитея окмлъУ0ипм\е[«0, е.И6, РО]. Каждый студент сам выбирает уровень задач, соответствующий его умениям и навыкам в даннотпернодвременп [3].Приверем в качоствепримераодиниз вариантов первой части типового расчета [12].

Бнзооые замении рсооаиемтмтвумит оумнени ц^оиимвзвм^ительмъм,)

1. Чееме з киесзе уианымуем не нсоовеунуо миа«кеио, еотряыоекеможно пройтн.Сдоннощью нммееменммые промздеденидввеисшдд моличество спосо-Чое, котдрь.ен мужус муквур зз имермн А воункт Ч (см. и-к 1).

A

7 8

— B

Рис. 1

Найти число х,еслиизвестно, что из пункта A в пунктВ мотоопройти 1160 способа ми.

2. С помощьюподходящих формуо ковбоонторнпбнвычислнсьннатессе увтнапиых вибтжеиод 1) Р6, Р(2;1;3;0);2) Ах6, AJ; 3) С5Н <Н52.

Задачизоны ближайшего развития (соотеет2теуют оценке «хорошо»)

СС мешк14 Р ша р: 5 фа3Н31 х, беи них, 16 зллёзы х и 16 сёлты х. Сколькими способами можно извлечь четыре шара так, чтобы среди них были хотя бы тришара одногоцсета?

2. В системе координат в пространстве Oxyz можно двигаться только в направлении координатных осей на целое число единиц. Вычислить, сколькими соособамс можзо прбти из товбилтычкт.

Задачи зоны дальнейшего развития (соответствуют оценке «отлично»1

ОВст нетунтльные числа, кратные 4, выписаны подряд. Таким образом, бо^чоетсб рндсиф|л 48121620242832364044.... Определить, какая цифра стоит са »Ч78300С-м ппсто.севег ебобоп»нбь.

2. Сколькими способами можно записать число 7072810000 в виде про-иччедензболтырез мкнхлселбйф Раекеясенся, ктоилонечняя соысдквн множл-телей, считаются различными (среди множителей могут быть единицы). Ответ обос рол ото.

Для нормирования времени решения студентом задач типового расчета (зад;^ч рртиннеоо тети игздачовортасиогдечпаЧдыыичпальздве« розуозтаиыы ск»сепименбт,нпиыаннсгоь табвбе[8]ыкстффицыонч2,Иывлиптобкоаффтвчон-том масшза^нпанся сложноствдсисыудмята (ым.табл.ы.

8

2

4

4

9

x

x

Таблица 4

Нормирование времени на решение задач первой части типового расчета «Случайные события»

Уровни Группы задач Номер задачи Расчет времени

1. Базовые задачи (соответствуют оценке «удовлетворительно») 1 4 мин * 2,5 = 10 мин.

2 4 мин * 2,5 = 10 мин.

Итого 20 мин.

2. Задачи зоны ближайшего развития (соответствуют оценке «хорошо») 1 6 мин * 2,5 = 15 мин.

2 4 мин * 2,5= 10 мин.

Итого 25 мин.

3. Задачи зоны дальнейшего развития (соответствуют оценке «отлично») 1 6 мин * 2,5= 15 мин.

2 6 мин * 2,5= 15 мин.

Итого: 30 мин.

Таким образом, студент тратит около 60 минут на проработку теоретического материала и решение задач первой части типового расчета в первую учебную неделю четвертого семестра.

На последующих этапах, действуя аналогично, нормируем время, необходимое на выполнение остальных частей типового расчета № 1 по теме «Случайные события».

Нормированный таким образом типовой расчет был проведен на потоках второго курса Института автоматики, телекоммуникаций и информационных технологий ОмГУПСа, включая потоки 19где (второй семестр 2020-2021 учебного года, 20где (второй семестр 2021-2022 учебного года) и 21где (второй семестр 2022-2023 учебного года) специальности СОДП, где проходили обучение 356 человек. Контроль времени осуществлялся следующими способами. Во-первых, с целью хронометрирования времени при самостоятельном выполнении студентами задач типового расчета им было предложено пространство Коворкинг-центра ОмГУПС. Студенты самостоятельно работали с учебной литературой и решали задачи под контролем преподавателя в аудитории, т. е. преподаватель оценивал только время, потраченное студентами на работу с типовым расчетом, и не проводил консультации. Подчеркнем, что все задачи, аналогичные задачам предложенных вариантов типового расчета, были предварительно рассмотрены и решены на практическом занятии. Во-вторых, был использован метод анкетирования (опроса) студентов, которые решали задачи дома.

Итоговые результаты решения задач приведены в табл. 5.

ются с решением задач быстрее, чем студенты, имеющие пропуски занятий по дисциплине.

Учитывая, что именно самостоятельная работа является важным показателем качества подготовки по дисциплине, отметим, что ключевым моментом в ее организации со стороны преподавателя выступает не только подбор соответствующих заданий, но и обязательное их хронометрирование. Подробный расчет временных затрат по каждому из пунктов самостоятельной работы студентов, описанный выше, позволяет не только усовершенствовать процесс обучения, но и повысить уровень мотивации студентов к изучению математики. Ниже отметим проблемы, которые влечет пренебрежение хронометрированием.

Итак, если задания на самостоятельную работу формируются без учета предварительного расчета временных затрат, то могут возникнуть ситуации, когда обучающемуся либо окажется недостаточно времени, что, очевидно, ведет к снижению успеваемости, либо время, затраченное на выполнение заданий, окажется настолько незначительным, что формирование необходимых навыков решения задач или усвоение теоретического материала окажутся поверхностными. Кроме того, если при выполнении задания обучающийся заведомо ощущает невозможность его выполнения в отведенные сроки, то он может просто отказаться от его решения, что губительно скажется не только на уровне знаний в целом, но и снизит мотивацию к изучению математики в дальнейшем.

В заключение отметим, что все поставленные задачи исследования были решены, а методика расчета нормирования времени для организации самостоя-

Таблица 5

Итоговые результаты работы с типовым расчетом «Случайные события» (в процентах)

Уровни Группы задач Количество студентов (в процентах) Время решения задач Количество студентов (в процентах)

1. Базовые задачи (соответствуют оценке «удовлетворительно») 60 Менее 20 мин. 15

20 мин. 76

Более 20мин. 9

2. Задачи зоны ближайшего развития (соответствуют оценке «хорошо») 25 Менее 25 мин. 13

25 мин. 83

Более 25 мин. 4

3. Задачи зоны дальнейшего развития (соответствуют оценке «отлично») 15 Менее 30 мин. 11

30 мин. 75

Более 30 мин. 14

Результаты показывают, что большинство студентов выполняет типовой расчет в заданный промежуток времени: базовые задачи успевают решить за 20 минут 76% студентов, задачи зоны ближайшего развития - 83% за 25 минут и задачи зоны дальнейшего развития - 75% за 30 минут. Наблюдения преподавателей также показывают, что время решения задач зависит и от времени суток, в течение которого студент работает с типовым расчетом, и от темперамента студента. Например, сангвиники, обладающие, как правило, более гибким мышлением, быстрее решают задачи, холерики, как целеустремленные люди, быстрее справляются с заданиями. Флегматики могут долго и подробно изучать решение задачи и лишь затем приступить к выполнению задания. Меланхолики быстро устают, и на решение задач у них может уйти больше времени. Однако при всех типах темперамента студентов процесс решения задач в утренние часы является более продуктивным, чем в вечерние. Очевидно, что добросовестные студенты, ответственно относящиеся к учебе, справля-

Библиографический список

тельной работы, основанная на научном подходе и опирающаяся на многолетний опыт работы авторов, показала свою эффективность. Учитывая индивидуальные особенности обучающихся, микроклимат и общий уровень подготовки студенческой группы, а также результат проведенного заранее хронометрирования всех видов самостоятельной работы в каждом конкретном семестре, становится возможным достаточно быстро проводить некоторую корректировку объемов индивидуальных заданий в нужный момент времени.

Таким образом, строгое структурирование учебного материала и нормирование времени, необходимого и достаточного для выполнения различных видов самостоятельной работы, способствует более эффективному формированию компетенций для дисциплины «Математика». Повышению эффективности формирования компетенций по данной дисциплине может служить нормирование времени подготовки при проведении промежуточной аттестации в различных формах, что является темой дальнейших разработок и исследований авторов.

1. Швед Е.А., Болотюк Л.А., Болотюк В.А. К вопросу об оценке необходимого и достаточного времени для выполнения контактной работы. Мир культуры, науки, образования. 2023; № 3 (100): 239-243.

2. Симонов С.А. Нормирование самостоятельной работы студентов по начертательной геометрии. Дискуссия. Журнал научных публикаций. 2017; № 10 (84): 98-103.

3. Уманский М.И. К оценкам трудоемкости самостоятельной работы студента в условиях компетентностного подхода. Вестник Самарского технического университета. 2017; № 1 (33): 76-85.

4. Уманский М.И. Проектирование самостоятельной работы студентов при изучении информатики. Вестник Самарского технического университета. 2015; № 1 (25): 211-220.

5. Нуриев Н.К., Старыгина С.Д. Дидактическая инженерия: разработка регламента педагогического тестирования. Образовательные технологии и общество (Education Technology & Society). Международный электронный журнал. 2017; V. 20, № 4: 478-483.

6. Старыгина С.Д., Нуриев Н.К., Печеный Е.А. Построение математической модели процесса регламентации педагогического тестирования. Тезисы докладов международной конференции. Томск: НТЛ, 2017: 223-229.

7. Нуриев Н.К., Старыгина С.Д. Надежность результата теста для оценки качества владения компетенцией. Тезисы докладов международной научно-практической конференции. Казань: ЦИТ, 2018: 261-271.

8. Нуриев Н.К., Старыгина С.Д. Численная оценка продолжительности контрольного задания. Образовательные технологии и общество. 2019; № 22 (1): 61-67.

9. Пацук А.Б. Концептуальные вопросы формирования подходов к нормированию самостоятельной работы студентов. Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2014; № 10 (2): 373-374.

10. Голутвин В.А. Самостоятельная работа студентов - залог высокого качества подготовки специалистов. Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2009; № 2 (2): 244-251.

11. Капустин А.В., Артамонова А.В. К вопросу о нормировании времени по самостоятельной работе студента. Современные проблемы фундаментального образования в техническом вузе. 2014; № 1: 70-74.

12. Болотюк В.А., Болотюк Л.А. Теория вероятностей. Практикум и индивидуальные задания по комбинаторике (типовые расчёты): учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство «Лань», 2018.

13. Болотюк В.А., Болотюк Л.А., Швед Е.А. и др. Практикум и индивидуальные задания по курсу теории вероятностей (типовые расчёты): учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство «Лань», 2023.

References

1. Shved E.A., Bolotyuk L.A., Bolotyuk V.A. K voprosu ob ocenke neobhodimogo i dostatochnogo vremeni dlya vypolneniya kontaktnoj raboty. Mirkul'tury, nauki, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 239-243.

2. Simonov S.A. Normirovanie samostoyatel'noj raboty studentov po nachertatel'noj geometrii. Diskussiya. Zhurnal nauchnyh publikacij. 2017; № 10 (84): 98-103.

3. Umanskij M.I. K ocenkam trudoemkosti samostoyatel'noj raboty studenta v usloviyah kompetentnostnogo podhoda. Vestnik Samarskogo tehnicheskogo universiteta. 2017; № 1 (33): 76-85.

4. Umanskij M.I. Proektirovanie samostoyatel'noj raboty studentov pri izuchenii informatiki. Vestnik Samarskogo tehnicheskogo universiteta. 2015; № 1 (25): 211-220.

5. Nuriev N.K., Starygina S.D. Didakticheskaya inzheneriya: razrabotka reglamenta pedagogicheskogo testirovaniya. Obrazovatel'nye tehnologii iobschestvo (Education Technology & Society). Mezhdunarodnyj 'elektronnyj zhurnal. 2017; V. 20, № 4: 478-483.

6. Starygina S.D., Nuriev N.K., Pechenyj E.A. Postroenie matematicheskoj modeli processa reglamentacii pedagogicheskogo testirovaniya. Tezisy dokladov mezhdunarodnoj konferencii. Tomsk: NTL, 2017: 223-229.

7. Nuriev N.K., Starygina S.D. Nadezhnost' rezul'tata testa dlya ocenki kachestva vladeniya kompetenciej. Tezisy dokladov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kazan': CIT, 2018: 261-271.

8. Nuriev N.K., Starygina S.D. Chislennaya ocenka prodolzhitel'nosti kontrol'nogo zadaniya. Obrazovatel'nye tehnologii i obschestvo. 2019; № 22 (1): 61-67.

9. Pacuk A.B. Konceptual'nye voprosy formirovaniya podhodov k normirovaniyu samostoyatel'noj raboty studentov. Aktual'nyeproblemy aviaciiikosmonavtiki. 2014; № 10 (2): 373-374.

10. Golutvin V.A. Samostoyatel'naya rabota studentov - zalog vysokogo kachestva podgotovki specialistov. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Tehnicheskie nauki. 2009; № 2 (2): 244-251.

11. Kapustin A.V., Artamonova A.V. K voprosu o normirovanii vremeni po samostoyatel'noj rabote studenta. Sovremennyeproblemy fundamental'nogo obrazovaniya v tehnicheskom vuze. 2014; № 1: 70-74.

12. Bolotyuk V.A., Bolotyuk L.A. Teoriya veroyatnostej. Praktikum i individual'nye zadaniya po kombinatorike (tipovye raschety): uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Lan'», 2018.

13. Bolotyuk V.A., Bolotyuk L.A., Shved E.A. i dr. Praktikum i individual'nye zadaniya po kursu teorii veroyatnostej (tipovye raschety): uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Lan'», 2023.

Статья поступила в редакцию 30.03.24

УДК 378.4

Shishlova E.E., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogical Culture and Management In Education, Moscow State Institute of International

Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs (Moscow, Russia), E-mail: katerina.shishlova@mail.ru

Lindo A.V., Master of Laws, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs (Moscow, Russia), E-mail: anastasia.lindo@mail.ru

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF EMOTIONALLY ORIENTED PEDAGOGICAL COMMUNICATION. The article examines a problem of optimizing pedagogical communication by understanding its emotional component. The objective of the work is to substantiate the role of nonverbal communication in emotionally-oriented pedagogical communication. The tasks of the study are to determine the place of basic emotions in pedagogical communication, describe features of their external facial expression and analyze internal psychological content. The methodological basis of the work is the position on the determining role of emotions in the regulation of the mental and physical activity of the body. Thanks to emotion recognition, interaction participants can judge the true intentions and states of a communication partner. Particular attention is paid to the teacher's ability to read emotions from nonverbal facial expressions. The article reveals the role of the internal psychological component of various emotions in their relationship with external facial manifestations, which constitutes novelty of the study. For the first time, the concept of "reading" a person is considered in relation to pedagogical communication. It is noted that the technique of "reading" non-verbal manifestations is also successfully implemented in online communication, which allows you to sufficiently focus on the opponent's facial expressions. The conclusion is made about the importance of a university teacher or school teacher's ability to adequately perceive the emotional profile of students and control their own emotional manifestations in professional communication. The problem of developing the emotional intelligence of teachers and students and the creation of special programs and organizational conditions for this are proposed as a promising area of research.

Key words: pedagogical communication, basic emotions, nonverbal behavior, university teacher

Е.Э. Шишлова, д-р пед. наук, проф., Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации,

г. Москва, E-mail: katerina.shishlova@mail.ru

А.В. Линдо, магистр, Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации, г. Москва,

E-mail: anastasia.lindo@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

В статье рассматривается проблема оптимизации педагогической коммуникации путем осмысления ее эмоциональной составляющей. Цель работы состоит в обосновании роли невербальной коммуникации в эмоционально-ориентированном педагогическом общении. Задачи исследования заключаются в определении места базовых эмоций в педагогической коммуникации, описании особенностей их внешнего мимического проявления и анализе внутреннего психологического содержания. Методологической основой работы является положение об определяющей роли эмоций в регуляции психической и телесной жизнедеятельности организма. Благодаря распознаванию эмоций участники взаимодействия могут судить об истинных намерениях и состояниях партнера

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.