Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ НЕОБХОДИМОГО И ДОСТАТОЧНОГО ВРЕМЕНИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТАКТНОЙ РАБОТЫ'

К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ НЕОБХОДИМОГО И ДОСТАТОЧНОГО ВРЕМЕНИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТАКТНОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
контактная работа / расчет времени на контрольную работу / инженер / технический университет / математика / contact work / reckoning the amount time for test / engineer / technical university / mathematics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.А. Швед, Л.А. Болотюк, В.А. Болотюк

Статья посвящена проблеме анализа и расчета времени, необходимого и достаточного для выполнения различных видов контактной работы: лекции, практические занятия, контроль самостоятельной работы. Авторы проводят оценку объема часов всех видов дидактических единиц раздела «Интегральное исчисление функции одной переменной» второго семестра, включенных в оценочные и методические материалы рабочей программы дисциплины «Математика», входящей в учебный план специальности 10.05.02 Информационная безопасность телекоммуникационных систем в Омском государственном университете путей сообщения. На примере темы «Стандартные методы интегрирования» проводится нормирование времени лекционного и практического занятий, а также для осуществления контроля самостоятельной работы. Проведенный эксперимент показал эффективность применяемой методики расчета времени для выполнения различных видов контактной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е.А. Швед, Л.А. Болотюк, В.А. Болотюк

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF ASSESSING THE NECESSARY AND SUFFICIENT AMOUNT OF TIME FOR PERFORMING CONTACT WORK

The article deals with a problem of analyzing and calculating the amount of time that is necessary and sufficient for performing various types of contact work: lectures, practical studies, monitoring of unguided work. The authors evaluate the amount of time for all types of didactic units of section “Integral calculus of one variable function” for the second term that are included in the assessment and methodical materials of the work program of the discipline “Mathematics” that is part of the specialty curriculum 10.05.02. Information security of the telecommunication systems in the Omsk State Transport University. On the example of the topic “Standard Methods of Integration” the reckoning of the amount of time for lecture and practical studies is carried out, as well as for unguided work monitoring. The conducted experiment proves the efficiently applied methods for various kinds contact work.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ НЕОБХОДИМОГО И ДОСТАТОЧНОГО ВРЕМЕНИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТАКТНОЙ РАБОТЫ»

К числу актуальных и приоритетных задач современных российских общеобразовательных и высших школ относится проведение многоуровневой работы по совершенствованию методики преподавания иностранных языков. В особенности это касается английского, имеющего статус международного языка.

Мониторинговый анализ с использованием междисциплинарных психолого-педагогических исследований, в частности анкетирования, позволил наряду с другими проблемами выявить у большинства студентов ретроспективный син-

Библиографический список

дром «негативного импринтинга». Суть его заключается в первичном отрицательном опыте столкновения с образом «English teacher», инициировавшим детскую психологическую травму и страх перед изучением незнакомого, сложного языка.

Перспективы дальнейшего исследования видятся в более глубокой и детальной разработке вопросов, связанных с психологической, межличностной совместимостью ученика и учителя как одного из главных факторов успешного процесса освоения иностранного языка.

1. Гришина Е.А. Психотерапевтический подход в обучении иностранным языкам. Вестник МГЛУ Серия: Педагогические науки. Москва: ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2013; Выпуск 16 (676): 125-135.

2. Казанцева Г.А., Воронина И.Р, Чеснокова П.А., Бородина Е.Д. Роль педагога в формировании мотивации студентов к обучению. Заметки ученого. 2020: 195-199.

3. Школа критики: сборник статей о прозе и поэзии. Тула: Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», 2022.

4. Балуева Ю.А. Самоотношение как проблема совместимости учителя и ученика в начальной школе. Научные исследования в образовании. 2007: 14-16.

5. Твен М. Школьная горка. № 44, Таинственный незнакомец. Перевод с английского. Москва: Политиздат, 1989.

6. Соколова Н.И. Значение мотивации студентов к обучению иностранному языку в неязыковом вузе. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95): 123-125. References

1. Grishina E.A. Psihoterapevticheskij podhod v obuchenii inostrannym yazykam. Vestnik MGLU Seriya: Pedagogicheskie nauki. Moskva: FGBOU VPO MGLU, 2013; Vypusk 16 (676): 125-135.

2. Kazanceva G.A., Voronina I.R., Chesnokova P.A., Borodina E.D. Rol' pedagoga v formirovanii motivacii studentov k obucheniyu. Zametkiuchenogo. 2020: 195-199.

3. Shkola kritiki: sbornik statej o proze i po'ezii. Tula: Muzej-usad'ba L. N. Tolstogo «Yasnaya Polyana», 2022.

4. Balueva Yu.A. Samootnoshenie kak problema sovmestimosti uchitelya i uchenika v nachal'noj shkole. Nauchnye issledovaniya v obrazovanii. 2007: 14-16.

5. Tven M. Shkol'naya gorka. № 44, Tainstvennyj neznakomec. Perevod s anglijskogo. Moskva: Politizdat, 1989.

6. Sokolova N.I. Znachenie motivacii studentov k obucheniyu inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 123-125.

Статья поступила в редакцию 20.05.23

УДК 519.872

Shved E.A, Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Head of Higher Mathematics Department, Omsk State Transport University

(Omsk, Russia), E-mail: shvedsv@yandex.ru

Bolotyuk L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Omsk State Transport University (Omsk, Russia), E-mail: 4liudmila@gmail.com

Bolotyuk V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Omsk State Transport University (Omsk, Russia), E-mail: rombva@mail.ru

TO THE QUESTION OF ASSESSING THE NECESSARY AND SUFFICIENT AMOUNT OF TIME FOR PERFORMING CONTACT WORK. The article deals with a problem of analyzing and calculating the amount of time that is necessary and sufficient for performing various types of contact work: lectures, practical studies, monitoring of unguided work. The authors evaluate the amount of time for all types of didactic units of section "Integral calculus of one variable function" for the second term that are included in the assessment and methodical materials of the work program of the discipline "Mathematics" that is part of the specialty curriculum 10.05.02. Information security of the telecommunication systems in the Omsk State Transport University. On the example of the topic "Standard Methods of Integration" the reckoning of the amount of time for lecture and practical studies is carried out, as well as for unguided work monitoring. The conducted experiment proves the efficiently applied methods for various kinds contact work.

Key words: contact work, reckoning the amount time for test, engineer, technical university, mathematics

Е.А. Швед, канд. физ.-мат. наук, доц., и.о. зав. каф. высшей математики Омского государственного университета путей сообщения, г. Омск,

E-mail: shvedsv@yandex.ru

Л.А. Болотюк, канд. пед. наук, доц., Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск, E-mail: 4liudmila@gmail.com

В.А. Болотюк, канд. пед. наук, доц., Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск, E-mail: rombva@mail.ru

к вопросу об оценке необходимого и достаточного времени для выполнения контактной работы

Статья посвящена проблеме анализа и расчета времени, необходимого и достаточного для выполнения различных видов контактной работы: лекции, практические занятия, контроль самостоятельной работы. Авторы проводят оценку объема часов всех видов дидактических единиц раздела «Интегральное исчисление функции одной переменной» второго семестра, включенных в оценочные и методические материалы рабочей программы дисциплины «Математика», входящей в учебный план специальности 10.05.02 Информационная безопасность телекоммуникационных систем в Омском государственном университете путей сообщения. На примере темы «Стандартные методы интегрирования» проводится нормирование времени лекционного и практического занятий, а также для осуществления контроля самостоятельной работы. Проведенный эксперимент показал эффективность применяемой методики расчета времени для выполнения различных видов контактной работы.

Ключевые слова: контактная работа, расчет времени на контрольную работу, инженер, технический университет, математика

Переход в системе высшего образования (ВО) к Болонской системе заменил традиционный подход оценки качества образования с позиций знаний, умений, навыков (ЗУН) на позиции уровня сформированности компетенций. Согласно реально действующим последнее десятилетие учебным планам специ-алитета и бакалавриата ВО, соответствующим как еще действующим по ряду специальностей и направлений подготовки Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) третьего поколения 3+, так и ФГОС 3++, количество часов, отводимых на освоение каждой из дисциплин переводится в количество кредитов (зачетных единиц), величина которых, как правило, составляет 36 академических часов. В связи с этим объем изучаемого в рамках конкретной дисциплины учебного материала должен быть согласован с объемом учебных единиц (часов), выделенных на изучение дисциплины. В качестве результата обучения - уровень освоения компетенций. Сразу отметим, что компетенциями, которые формируются в процессе всего периода обучения, включая различные

виды практики, должен обладать выпускник. Тем не менее при формировании оценочных материалов по дисциплине следует включать в них задания, оценивающие уровень владения компетенциями, которые призвана формировать именно эта дисциплина. Как следствие, возникает необходимость разбиения каждой компетенции на показатели «знать, уметь, владеть» (те же ЗУН) в рамках конкретной дисциплины. Таким образом, при формировании рабочей программы дисциплины (РПД) и оценочных и методических материалов (ОММ) к ней следует четко распределить общее количество часов (в рамках, отведенных на изучение дисциплины зачетных единиц) по различным видам учебной деятельности (контактная работа, самостоятельная работа, промежуточная аттестация), которая и будет формировать указанные для данной дисциплины компетенции.

В рамках данной статьи рассмотрим подробно отдельный вид учебной деятельности - контактную работу (аудиторные занятия: лекции, практические занятия, контроль самостоятельной работы).

Педагогическую проблему нормирования времени лекционных и практических занятий, а также нормирование учебного времени на контрольную работу каждый преподаватель решает сам, исходя из собственного опыта работы. В литературе практически отсутствуют работы по данной проблеме. В рамках модели «системы массового обслуживания» эту проблему решают исследователи Нуриев Н.К., Старыгина С.Д., Печеный Е.А. [1-4]. В своей работе [4] авторы Нуриев Н. К. и Старыгина С. Д. дают численную оценку продолжительности различных типов заданий (тест закрытого типа, тест открытого типа, контрольная работа рутинного типа, контрольная работа творческого типа).

Поэтому актуальным является расчет времени, необходимого и достаточного для осуществления контактной работы (лекции, практические занятия, контроль самостоятельной работы).

Основной целью предлагаемого исследования является оценка объема (веса в часах) всех видов дидактических единиц (на примере раздела «Интегральное исчисление функции одной переменной» второго семестра), включенных в ОММ РПД «Математика», входящей в учебный план специальности 10.05.02 Информационная безопасность телекоммуникационных систем (ИБ) в Омском государственном университете путей сообщения (ОмГУПС).

Также в исследовании поднимаются вопросы необходимости введения многоуровневой системы организации контактной работы и (или) внедрения многоуровневых заданий в комплект выполняемых обучающимися индивидуальных самостоятельных и иных видов работ

Приведем планируемые результаты обучения в соответствии с действующей в настоящее время в ОмГУПСе РПД «Математика» для специальности ИБ (см. табл. 1).

1. Исследовать и проанализировать соответствие уровня сложности выполняемых заданий в процессе обучения выделяемому на их выполнение времени (в рамках отведенных учебным планом часов).

2. Исследовать и описать распределение заданий различного уровня сложности в соответствии с уровнем подготовки обучающегося, преследуя анализ временных затрат на выполнение одинаковых и различных по сложности заданий обучающимися с различными уровнями изначальной математической подготовки.

3. Разработать на примере конкретной контрольной работы требования, позволяющие при одинаковых временных затратах выполнить указанные объемы заданий в соответствии с определенными типами сложности для обучающихся различного уровня первоначальной подготовки.

4. Определить для каждого из уровней подготовки обучающегося спектры заданий (в рамках указанной тематики), соответствующие их зоне ближайшего развития, а также зоне дальнейшего развития.

Научная новизна нашего исследования состоит в анализе и расчете времени, необходимого и достаточного на контактную работу с преподавателем.

Практическая значимость исследования состоит в расчете времени, необходимого и достаточного на выполнение различных видов контактной работы в вузе (на примере дисциплины «Математика», входящей в учебный план специальности 10.05.02 Информационная безопасность телекоммуникационных систем (ИБ) в Омском государственном университете путей сообщения (ОмГУПС)).

Исходя из компетенций, формируемых дисциплиной «Математика», требуется определить перечень математических методов, необходимых (но не-

Таблица1

Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

№ п/п Код и наименование компетенции Индикаторы достижения компетенций

1. ОПК-3: способен использовать математические методы, необходимые для решения задач профессиональной деятельности ОПК-3.1: демонстрирует знания основных положений теории пределов и непрерывности функций одной и нескольких действительных переменных, основных методов дифференциального и интегрального исчисления функций одной и нескольких действительных переменных, методов исследования числовых и функциональных рядов

ОПК-3.2: демонстрирует знания основных задач теории функций комплексного переменного, основных типов обыкновенных дифференциальных уравнений и методов их решения

ОПК-3.3: владеет навыками построения типовых моделей и методов математического анализа при решении стандартных прикладных задач

ОПК-3.6: демонстрирует знания основных задач аналитической геометрии, возможностей координатного метода для исследования различных геометрических объектов, основных видов уравнений простейших геометрических объектов

ОПК-3.7: владеет навыками использования методов аналитической геометрии в смежных дисципли-

На изучение дисциплины отводится 15 кредитов (т. е. 15 зачетных единиц, каждая из которых соответствует 36 академическим часам). Дисциплина изучается в течение четырех первых семестров и предполагает промежуточную аттестацию в семестрах 1, 2, 3 в форме экзамена, а в семестре 4 - в форме зачета. Согласно учебному плану, распределение часов по семестрам и видам учебной работы указано в табл. 2.

Задачи, которые мы поставили для достижения цели, следующие:

обязательно достаточных) для решения профессиональных задач. Учитывая конкретизацию через индикаторы достижения компетенций, формируются разделы дисциплины: «Аналитическая геометрия», «Функции одной и нескольких действительных переменных», «Дифференциальное и интегральное исчисление функций одной и нескольких действительных переменных», «Числовые и функциональные ряды», «Теория функций комплексного переменного», «Обыкновенные дифференциальные уравнения (ДУ)».

Таблица 2

Распределение объема дисциплины на контактную работу с преподавателем и самостоятельную работу обучающихся

Виды учебной работы в соответствии с учебным планом Количество часов

Всего по учебному плану Номер семестра

1 2 3 4

Контактная работа (аудиторные занятия) 304 76 76 76 76

В том числе:

Лекции (Лек) 128 32 32 32 32

Практические занятия (Пр) 128 32 32 32 32

Контроль самостоятельной работы (КСР) 48 12 12 12 12

Самостоятельная работа (СР) 119 32 32 32 23

Промежуточная аттестация (экзамен(Эк) /зачет(З)) 117 Эк/36 Эк/36 Эк/36 За/9

ОБЩАЯ трудоемкость дисциплины: Часы 540 144 144 144 108

Зач. ед. 15 4 4 4 3

Учитывая логическую последовательность изучения учебного материала, указанные выше разделы распределяются по семестрам. Рассмотрим материал второго семестра, где РПД предусмотрено изучение следующих разделов: интегральное исчисление функции одной переменной, дифференциальное исчисление функций нескольких переменных, обыкновенные дифференциальные уравнения. Объем контактной работы составляет 76 академических часов, объем самостоятельной работы 32 часа и промежуточная аттестация в форме экзамена 36 часов. Учитывая, что промежуточная аттестация представляет собой форму контроля, сам процесс изучения ограничен временными рамками в 76 + 32 =108 академических часов, что соответствует 16 лекциям (32 академических или 24 астрономических часа), 16 практическим занятиям (32 академических или 24 астрономических часа), 12 часов контроля самостоятельной работы (КСР, 24 академических или 9 астрономических часов) и 32 академических (или 24 астрономических) часа на самостоятельную работу (СР). Сразу отметим, что все проводимые в течение семестра контрольные работы выполняются в часы КСР, индивидуальные задания и подготовка к практическим занятиям в часы СР.

Итак, первый шаг - нормирование учебного времени лекций на формирование знаний по разделам материала 2-го семестра. Перечислим основные дидактические единицы каждого из разделов.

- Интегральное исчисление функции одной действительной переменной: первообразная, неопределённый интеграл и его свойства, таблица основных неопределенных интегралов; стандартные методы интегрирования (метод замены переменной и интегрирование по частям); интегрирование рациональных, тригонометрических и иррациональных функций; вычисление определенного интеграла с помощью формулы Ньютона-Лейбница; несобственные интегралы; геометрические приложения определенного интеграла; физические приложения определенного интеграла.

- Дифференциальное исчисление функций нескольких действительных переменных (ФНП): частные производные фНП; полные дифференциалы и частные производные высших порядков; дифференцирование сложной и неявно заданной функции; градиент функции и производная по направлению; локальный экстремум функции двух переменных.

- Обыкновенные дифференциальные уравнения (ДУ): методы интегрирования ДУ первого порядка; ДУ высших порядков; линейные однородные (неоднородные) ДУ второго порядка с постоянными коэффициентами; линейные ДУ высших порядков; системы обыкновенных ДУ.

Рассмотрим подробно раздел «Интегральное исчисление функции одной переменной». Исходя из того, что общий объем контактной работы в виде лекций по разделу «Интегральное исчисление функции одной действительной переменной» составляет 14 аудиторных часов (согласно РПД «Математика» для специальности ИБ), что соответствует семи лекциям (одна академическая лекция составляет 2 академических или 1,5 астрономических часа), было проведено разбиение всего лекционного материала по данному разделу (см. табл. 3).

Основные понятия, которыми должен овладеть студент, следующие: метод линейной замены в неопределенном интеграле (три правила); метод интегрирования подстановкой (два вида); порядок действий при осуществлении метода замены переменной; метод интегрирования по частям (формула); порядок вычислений при осуществлении метода интегрирования по частям; типы интегралов, берущихся по частям (три типа).

Второй шаг - нормирование учебного времени практических занятий. Общий объем контактной работы в виде практических занятий по разделу «Интегральное исчисление функции одной действительной переменной» составляет 14 аудиторных часов, что соответствует количеству лекций. Темы лекций совпадают с темами практических занятий (см. табл. 3).

Исходя из формирования умений и навыков решения задач математического анализа (согласно индикатору ОПК-3.3, см. табл. 1), в течение изучения раздела необходимо выработать навык решения следующих типовых задач:

- вычислить неопределенный интеграл (таблица интегралов);

- вычислить неопределенный интеграл, используя метод замены переменной;

- вычислить неопределенный интеграл, используя метод интегрирования по частям;

- вычислить интеграл от рациональной дроби;

- вычислить интеграл от тригонометрической функции;

- вычислить интеграл от рациональной функции;

- вычислить определенный интеграл;

- вычислить несобственный интеграл;

- вычислить площадь фигуры, ограниченную линиями;

- вычислить длину дуги кривой;

- вычислить площадь поверхности вращения, образованной вращением данной кривой;

- вычислить объем тела, образованного вращением;

- найти статические моменты и координаты центра масс плоской кривой;

- определить координаты центра тяжести;

- решить творческую задачу.

Все типовые задачи были разбиты на три группы: базовые задачи (соответствуют оценке «удовлетворительно»), задачи зоны ближайшего развития (соответствуют оценке «хорошо»), задачи зоны дальнейшего развития (соответствуют оценке «отлично») [4]. Приведем типовые задачи раздела «Стандартные методы интегрирования» (см. табл. 4) [5].

Рассмотрим практическое занятие по теме «Стандартные методы интегрирования». В начале занятия преподаватель напоминает студентам метод замены с помощью подстановки, объясняет, как пользоваться таблицей «Основные замены переменных в неопределенном интеграле» [5] (10 минут), затем вместе со студентами решает, подробно объясняя, три задачи 1 уровня (15 минут). Далее преподаватель вызывает одного из студентов для решения следующей задачи (1 уровень) у доски (10 минут). Для решения еще одной задачи (2 уровень) пре-

Таблица 3

Распределение объема раздела «Интегральное исчисление функции одной переменной» на контактную работу в виде лекций

№ п/п Тема раздела Количество часов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Первообразная, неопределённый интеграл и его свойства, таблица основных неопределенных интегралов 2

2. Стандартные методы интегрирования (метод замены переменной и интегрирование по частям) 2

3. Интегрирование рациональных и тригонометрических функций 2

4. Интегрирование иррациональных функций. Вычисление определенного интеграла с помощью формулы Ньютона-Лейбница 2

5. Несобственные интегралы 2

6. Геометрические приложения определенного интеграла 2

7. Физические приложения определенного интеграла 2

Итого: 14

Приведем расчет по объему понятий и решения задач на примере лекции «Стандартные методы интегрирования». В соответствии с приведенными выше расчетами (см. табл. 3) получаем, что дидактической единице «Стандартные методы интегрирования» должны соответствовать временные затраты в объеме 90 минут (2 академических часа), т. е. одна академическая лекция.

Стандартными методами интегрирования являются следующие: метод замены переменной интегрирования и метод интегрирования по частям. Изложение метода замены переменной интегрирования занимает 40 минут: 15 минут уходит на объяснение и запись подстановок двух видов и формулирование порядка замены переменной, 5 минут преподаватель знакомит студентов с табл. [5], содержащей основные замены переменных в неопределенном интеграле, 20 минут занимает решение 4 примеров. Изучение метода интегрирования по частям занимает 50 минут: 10 отводится на запись формулы интегрирования по частям и формулирование порядка вычислений с помощью приведенной формулы, 15 минут - на знакомство с основными типами интегралов, берущихся по частям, и 25 минут - решение 3 примеров.

подаватель также вызывает студента к доске (15 минут). Далее студенты решают задачи самостоятельно (30 минут). Студент может самостоятельно выбрать уровень, соответствующий его возможностям в данный момент времени [5]. Если в процессе решения у студентов возникают вопросы, то они задают их преподавателю. Также студентам разрешено общаться друг с другом. Оставшиеся 10 минут преподаватель проверяет решения, обсуждая ответы со студентами, и задает домашнее задание.

Третий шаг - нормирование учебного времени на контроль. На КСР по разделу «Интегральное исчисление функции одной переменной» отводится 4 академических часа (180 минут): 15 минут - диктант по табл. интегралов; 30 минут - самостоятельная работа по теме «Стандартные методы интегрирования»; 45 минут - самостоятельная работа по теме «Геометрические и физические приложения определенного интеграла»; 90 минут - итоговая контрольная работа по теме «Интеграл». Приведем примерный вариант самостоятельной работы по теме «Стандартные методы интегрирования». Для расчета продолжительности времени выполнения студентом самостоятельной работы были использованы

Таблица 4

Типовые задачи раздела «Стандартные методы интегрирования»

Уровни Гоуппызадач Типовые задачи

1. Базовые задачи (соответствуют оценке «удовлетворительно») Вычислить интегралы, используя метод замены переменной: oarctg x i- <• а) Г2 dX б) J Wx2-1 dx, в) J esln x cos xdx. 1 + x2 Вычислить интегралы, используя метод интегрирования по частям: а) JxeXdx, б) JXcos xdx, в) Jxlnxdx.

2. Задачи зоны ближайшего развития (соответствуют оценке «хорошо») Вычислить интегралы, используя метод замены переменной: а) J ^ dx, б) J C0S xdx, в) J J vx J 1 + sin x J^ - x2 Вычислить интегралы, используя метод интегрирования по частям: rln xdx r ч r ,- а) J 2 , б)](x + 5)sm3xdb, в) J arctg\-2x- 1dx

3. Задачи зоны дальнейшего развития (соответст вуют оценке «отлично») Вычислить интегралы, используя метод замены переменной: п) fx2+ln2 x dBx-б) Г arcsm2 x-2 м в) Jx-arctg xdx J x J ^1-x2 ' J 1-)x2 Вычислить интегралы, используя метод интегрирования по частям: а) Jex cos xdx, б) J x2 cos xdx, в) J ln2 xdx.

Таблица 5

Примерные варианты самостоятельной работы по теме «Стандартные методыинтегрирования»

Уровни Группызадач Расчет времени Типовые задачи

1. Базовые задачи (соответствуют оценке «удовлетворительнов) 3 мин * 2,5 = 7,5 мин 1. Вычислить интегралы, используя метод линейной замены: а) Г С б) ГЛ4хСх, в) Г сх •'со э2 4х' Г(1 + 2х)

6 мин * 2, 5 = 15 мин 2. Вычислить интегралы, используя метод замены переменной: а) [ Сх Ч) IV2 хсХ. П х1п х' ж

3 мин * 2,5 = 7,5 мин 3. Вычислить интегралы, используя метод интегрирования по частям: |( х + 4) хсх.

Итого: 30 минут

2. Задачи зоны ближайшего развития (соответствуют оценке ««хорошо») 2 мин * 2,5 = 5 мин 1 . Вычислить интегралы, используя метод линейной замены: J|sm4x + е3х jefe.

6 мин* 2,5 = 1 5 мин 2. Вычислить интегралы, используя метод замены переменной: а) у dx ^ oMl + 2lnaxdx. J sin ex J x

4 мин * 2,5 = 10 мин 3. Вычислить интегралы, используя метод интегрирования по частям: |arcctgV4x-1 dx.

Итого: 30 минут

3. Задачи зоны дальнейшего развития (соответствуют оценке «отлично») 6 мин * 2,5 = 15 мин 1 Вычислить интегралы, используя метод замены переменной: г агс1^ х хсх 1 1 + х2

6 мин * 2,5 = 15 мин 2. Вычислить интегралы, используя метод интегрирования по частям: |х3!п2хсх.

Итого: 30 минут

результаты эксперимента, описанного в работе Нуриева Н.К., Старыгиной С.Д. [4]: коэффициент 2,5 является коэффициентом масштабирования сложности для студента (см. табл. 5). В табл. 5 указаны примерные варианты самостоятельной работы рутинного типа по уровням [4].

Сформированные таким образом самостоятельные работы были проведены на потоках первого курса Института автоматики, телекоммуникаций и информационных технологий ОмГУПСа, включая потоки 21ст (второй семестр 2021-2022 учебного года) и 22ст (второй семестр 2022-2023 учебного года) специальности ИБ. Всего в эксперименте участвовало 488 студентов. Итоговые результаты приведены в табл. 6.

у большинства студентов. Безусловно, фактор субъективности вносит свои поправки, и гарантировать одинаковый для всех студентов результат нельзя. Из-за индивидуальных психологических особенностей студентов, из-за различного уровня их первоначальной математической подготовки не всегда, к сожалению, можно успеть решить все запланированные задачи на практическом занятии. Восполнить пробелы можно на дополнительных занятиях с целевиками (студентами целевого обучения), которые могут посещать также все желающие. В особенно «слабых» группах возможно проведение самостоятельной работы, например, по теме «Стандартные методы интегрирования», в команде, в режиме консультации: группа студентов (3-4 человека) решает

Таблица 6

Итоговые результаты выполнения самостоятельной работы по теме «Стандартные методы интегрирования» (в процентах)

Уровни Группы задач Количество студентов Время выполнения самостоятельной работы

(в процентах) Менее 30 мин 30 мин Не успели за 30 мин

1. Базовые задачи (соответствуют оценке «удовлетворительно») 60 9,2 85 5,8

2. Задачи зоны ближайшего развития (соответствуют оценке «хорошо») 25 11,5 80,3 8,2

3. Задачи зоны дальнейшего развития (соответствуют оценке «отлично») 15 9,6 82,2 8,2

В среднем 10,1 82,5 7,4

Результаты показывают, что большинство студентов (82,5%) успевают решить данную самостоятельную работу за 30 мин. При этом определенное количество студентов решили все задачи быстрее - 10,1%. 7,4% студентов не справились с данной самостоятельной работой за этот временной интервал.

В заключение отметим, что поставленные задачи были выполнены, и цель исследования достигнута. Методика расчета времени и подбора учебного материала для лекционных и практических занятий, основанная на многолетнем опыте проведения различных видов занятий авторами статьи, является эффективной. Строго структурированные и нормированные лекционные занятия позволяют изложить весь необходимый теоретический материал, а практические занятия позволяют выработать навык решения типовых задач

Библиографический список

один вариант самостоятельной работы совместно, обсуждая решение, советуясь как друг с другом, так и с преподавателем. Эксперимент показал соответствие уровня сложности выполняемых заданий в процессе самостоятельной работы выделяемому на их выполнение времени. Таким образом, строгое структурирование учебного материала и нормирование времени, необходимого и достаточного для выполнения различных видов контактной работы, способствует более эффективному формированию компетенций для дисциплины «Математика». Также более эффективному формированию компетенций по данной дисциплине может служить нормирование времени самостоятельной работы студентов и промежуточной аттестации, что является темой дальнейших разработок и исследований авторов.

1. Нуриев Н.К., Старыгина С.Д. Дидактическая инженерия: разработка регламента педагогического тестирования. Образовательные технологии и общество (Education Technology & Society). Международный электронный журнал. 2017; Vol. 20, № 4: 478-483.

2. Старыгина С.Д., Нуриев Н.К., Печеный Е.А. Построение математической модели процесса регламентации педагогического тестирования. Тезисы докладов международной конференции. Томск: НТЛ, 2017: 223-229.

3. Нуриев Н.К., Старыгина С.Д. Надежность результата теста для оценки качества владения компетенцией. Тезисы докладов международной научно-практической конференции. Казань: ЦИТ, 2018: 261-271.

4. Нуриев Н.К., Старыгина С.Д. Численная оценка продолжительности контрольного задания. Образовательные технологии и общество. 2019; № 22 (1): 61-67.

5. Практикум и индивидуальные задания по интегральному исчислению функции одной переменной (типовые расчёты): учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство «Лань», 2012.

References

1. Nuriev N.K., Starygina S.D. Didakticheskaya inzheneriya: razrabotka reglamenta pedagogicheskogo testirovaniya. Obrazovatel'nye tehnologii iobschestvo (Education Technology & Society). Mezhdunarodnyj 'elektronnyj zhurnal. 2017; Vol. 20, № 4: 478-483.

2. Starygina S.D., Nuriev N.K., Pechenyj E.A. Postroenie matematicheskoj modeli processa reglamentacii pedagogicheskogo testirovaniya. Tezisy dokladov mezhdunarodnoj konferencii. Tomsk: NTL, 2017: 223-229.

3. Nuriev N.K., Starygina S.D. Nadezhnost' rezul'tata testa dlya ocenki kachestva vladeniya kompetenciej. Tezisy dokladov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kazan': CIT, 2018: 261-271.

4. Nuriev N.K., Starygina S.D. Chislennaya ocenka prodolzhitel'nosti kontrol'nogo zadaniya. Obrazovatel'nye tehnologii i obschestvo. 2019; № 22 (1): 61-67.

5. Praktikum i individual'nye zadaniya po integral'nomu ischisleniyu funkcii odnoj peremennoj (tipovye raschety): uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Lan'», 2012.

Статья поступила в редакцию 22.05.23

УДК 37.013

Gaiduk D.V., senior teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: gaiduk.dan@yandex.ru

Zuev V.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: agik.fk@mail.ru

Smirnov A.A., senior teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: agik.fk@mail.ru

Fedulov B.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: fedulovb@mail.ru

Shatkov D.V., senior teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: agik.fk@mail.ru

FEATURES OF TRADITIONAL SPIRITUAL VALUES OF THE PEOPLES OF RUSSIA AND WAYS TO PRESERVE THEM. The content of the article reveals the role and importance of traditional spiritual values as an important component of Russia's national security. The essence of the concept of spirituality from the point of view of religion and science is clarified, which manifests itself through social needs, such as striving for the truth - the need for knowledge, striving for goodness - the need for others. The content and features of the manifestation of spiritual qualities of a person and their influence on social processes are highlighted. The content of spiritual and moral education is determined through the formation of such personal structures as humanistic value orientations and social needs. A variant of the nationwide Russian idea defining the process of institutionalization of traditional spiritual values of the peoples of Russia is proposed. The directions of preserving and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.