Научная статья на тему 'Некоторые аспекты организации командной работы студентов при обучении математике в университете путей сообщения'

Некоторые аспекты организации командной работы студентов при обучении математике в университете путей сообщения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
теория вероятностей / организация командной работы / формирование лидерских качеств / текущий контроль успеваемости / контроль самостоятельной работы / theory of chances / team-work building / leadership qualities development / ongoing performance monitoring / unguided work control

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е. А. Швед, В. А. Болотюк, Л. А. Болотюк

Статья посвящена процессу организации командной работы студентов технических специальностей вуза при обучении дисциплине «Математика». Авторы раскрывают проблемы формирования навыков командной работы будущих инженеров на начальном этапе их обучения в вузе, закладывая тем самым начало процесса становления одной из важнейших компетенций выпускника – способности работать в команде. Параллельно затрагивается проблема формирования у студентов навыков, необходимых не только в процессе самой работы в небольшой группе, но и способностей к возложенной на них руководящей роли. Разработанная методика организации описанного вида деятельности реализована для студентов, обучающихся по специальности «Системы обеспечения движения поездов». Рассматриваемый прием предполагает решение одновременно нескольких задач: изучение раздела дисциплины, формирование навыков работы в команде, проведение текущего контроля успеваемости, включение в процесс обучения соревновательного аспекта, раскрытие личностных, в том числе лидерских качеств студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е. А. Швед, В. А. Болотюк, Л. А. Болотюк

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF ARRANGING STUDENTS’ TEAM-WORK IN TEACHING MATHEMATICS AT A TRANSPORT UNIVERSITY

The article deals with the process of arranging team-work for students of technical specialities in teaching mathematics. The authors reveal problems of developing team building skills of future engineers at the initial stage of their training, thus laying the foundation of the most important competency of the graduate – the ability to work in a team. At the same time the authors touch upon the problem of students’ skills formation necessary not only in the process of work in a small group, but also the abilities to assume their leadership role. The developed technique of arranging the described type of activity is implemented for the students specializing in “Train traffic enforcement system”. The technique in question involves a decision of several problems: study of the discipline section, formation of team work skills, conducting ongoing performance monitoring, inclusion of a competitive aspect in the learning process, disclosure of personality including leadership qualities of students.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты организации командной работы студентов при обучении математике в университете путей сообщения»

УДК 378.147:51

Shved E.A., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Head of Department of Higher Mathematics, Omsk State Transport University

(Omsk, Russia), E-mail: shvedsv@yandex.ru

Bolotyuk V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Omsk State Transport University (Omsk, Russia), E-mail: rombva@mail.ru

Bolotyuk L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Omsk State Transport University (Omsk, Russia), E-mail: 4liudmila@gmail.com

SOME ASPECTS OF ARRANGING STUDENTS' TEAM-WORK IN TEACHING MATHEMATICS AT A TRANSPORT UNIVERSITY. The article deals with the process of arranging team-work for students of technical specialities in teaching mathematics. The authors reveal problems of developing team building skills of future engineers at the initial stage of their training, thus laying the foundation of the most important competency of the graduate - the ability to work in a team. At the same time the authors touch upon the problem of students' skills formation necessary not only in the process of work in a small group, but also the abilities to assume their leadership role. The developed technique of arranging the described type of activity is implemented for the students specializing in "Train traffic enforcement system". The technique in question involves a decision of several problems: study of the discipline section, formation of team work skills, conducting ongoing performance monitoring, inclusion of a competitive aspect in the learning process, disclosure of personality including leadership qualities of students.

Key words: theory of chances, team-work building, leadership qualities development, ongoing performance monitoring, unguided work control.

Е.А. Швед, канд. физ.-мат. наук, доц., и.о. зав. каф. высшей математики, Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск,

Е-mail: shvedsv@yandex.ru

В.А. Болотюк, канд. пед. наук, доц., Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск, Е-mail: rombva@mail.ru

Л.А. Болотюк, канд. пед. наук, доц., Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск, Е-mail: 4liudmila@gmail.com

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В УНИВЕРСИТЕТЕ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Статья посвящена процессу организации командной работы студентов технических специальностей вуза при обучении дисциплине «Математика». Авторы раскрывают проблемы формирования навыков командной работы будущих инженеров на начальном этапе их обучения в вузе, закладывая тем самым начало процесса становления одной из важнейших компетенций выпускника - способности работать в команде. Параллельно затрагивается проблема формирования у студентов навыков, необходимых не только в процессе самой работы в небольшой группе, но и способностей к возложенной на них руководящей роли. Разработанная методика организации описанного вида деятельности реализована для студентов, обучающихся по специальности «Системы обеспечения движения поездов». Рассматриваемый прием предполагает решение одновременно нескольких задач: изучение раздела дисциплины, формирование навыков работы в команде, проведение текущего контроля успеваемости, включение в процесс обучения соревновательного аспекта, раскрытие личностных, в том числе лидерских качеств студентов.

Ключевые слова: теория вероятностей, организация командной работы, формирование лидерских качеств, текущий контроль успеваемости, контроль самостоятельной работы.

В современных условиях ключевой задачей при подготовке инженеров путей сообщения является организация образовательного процесса, обеспечивающего формирование компетенций в соответствии с ФГОС 3++. Кроме того, согласно Приказу Минобрнауки России от 5 апреля 2017 г № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» при проведении учебных занятий «...организация обеспечивает развитие у обучающихся навыков командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерских качеств...» [1]. Таким образом, формирование навыков командной работы студентов, раскрытие их лидерских качеств должно являться неотъемлемой частью процесса обучения будущих специалистов железной дороги.

ОАО Российские железные дороги (РЖД) является крупнейшим предприятием, которое использует командный менеджмент [2]. Зона высокой опасности подразумевает слаженность взаимодействия сотрудников, большую ответственность специалистов и служб. Все процессы максимально структурированы, прописаны до мелочей [3]. Именно поэтому каждый выпускник университета путей сообщения должен уметь работать в команде.

В настоящее время существует множество подходов к определению понятий «команда» и «командная работа». Так, например, М. Армстронг придерживается следующего определения: «Команда - это небольшое число людей со взаимодополняющими навыками, людей, которые собраны для совместного решения задач в целях повышения производительности и в соответствии с подходами, посредством которых они поддерживают взаимную ответственность» [4, с. 401].

В.П. Бесенко, Б.М. Жуков, А.А. Романов в своей работе [5] отмечают, что команда - это небольшая группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяю-щих в ходе достижения поставленных целей. Организация команды строится на продуманном позиционировании участников, имеющих общее видение ситуации и стратегических целей и владеющих отработанными процедурами взаимодействия.

По определению Д. Катценбаха и Д. Смита, команда - это малочисленная группа людей со взаимодополняемыми навыками, приверженных общим миссии, целям и подходу к делу, за реализацию которых они несут коллективную ответственность [6].

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д.Ф. Фролов, Т.М. Грабенко дают следующее определение: команда - это автономный самоуправляемый коллектив профессионалов, способный оперативно, эффективно и качественно решать поставленные перед ним задачи [7].

Н.Ф. Плотникова, проведя подробный анализ работ исследователей, изучающих командный подход, предлагает следующее определение: командная

работа - активный процесс выполнения совместной работы для достижения общих целей. Команда - это небольшая группа людей, обладающая навыками взаимозаменяемости, совместно работающая для выполнения общей цели и несущая ответственность друг перед другом за ее выполнение [8]. В своей работе Н.Ф. Плотникова [9] рассматривает команду как форму организации обучения студентов вуза и выделяет четыре этапа её становления: первый этап - формирование, второй этап - штурм, третий этап - нормализация, четвёртый этап -представление. Именно этой терминологии мы и будем придерживаться.

Методике обучения студентов работе в команде посвящено немало исследований, например, А.Д. Малышева в своей работе рассматривает особенности подготовки к работе в команде студентов-билингвов [10]. В.Л. Тихонова изучает вопросы формирования лидерских качеств студентов [11]. Алексеева А.И. занимается разработкой методик обучения в команде для студентов сельскохозяйственного вуза [12]. Ю.В. Васильева и И.Д. Белоновская применяют метод проблемных ситуаций с целью формирования командных умений студентов колледжа промышленности и транспорта, учитывая при этом мнение работодателей [13]. Однако большинство исследований носят общий характер, не учитывают специфику будущей специальности выпускников и не раскрывают путей преодоления отрицательных моментов командной работы. Поэтому проблема разработки методики обучения работе в команде студентов университета путей сообщения является актуальной.

В настоящей работе кратко описана методика развития навыков командной работы и формирования лидерских качеств будущих инженеров путей сообщения, обучающихся по специальности «Системы обеспечения движения поездов». В целях развития у обучающихся навыков командной работы в Омском государственном университете путей сообщения применяются методики, разработанные преподавателями кафедры высшей математики [14, 15, 16]. Важно отметить, что командная работа предполагает, что учебная группа, в которой будет проводиться такая работа - это уже устоявшийся студенческий коллектив, поэтому подобного вида учебные занятия будут более эффективны в третьем или четвертом семестрах, когда студенческий коллектив уже сформировался и сложились дружеские доверительные отношения среди студентов (создание условий для третьего и четвёртого этапов становления команд). Тогда как подобная методика, примененная в первом или втором семестре, когда студенты мало знакомы друг с другом, и период адаптации к новым условиям еще не завершен, не всегда может привести к ожидаемым результатам. Формирование навыков командной работы - процесс долгий, поэтому подготовка к обучению студентов работе в команде должна начинаться с первого курса, с первого семестра (первый и второй этапы становления команд). В рамках подготовки студентов первого курса к работе в команде следует организовывать коллективное обучение. Коллектив-

ным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого [17, с. 262]. Для обеспечения начальных этапов становления команд преподаватели кафедры побуждают (наводящие вопросы) и поощряют (дополнительные баллы помощникам) студентов первого курса к свободному общению друг с другом на учебных занятиях (разумеется, содержание и форма общения всегда ограничиваются темой текущего учебного занятия или темами, непосредственно связанными с ним). Практика показывает, что подобный подход не только способствует наиболее полной реализации самообучения студентов, но и помимо роста среднего балла успеваемости создаёт условия для запуска процесса формирования навыков командной работы на первом этапе (формирование). Это также помогает студентам лучше узнать друг друга, подружиться и сократить период адаптации к учебному процессу вуза.

Занятия со студентами в форме командных математических боёв, командной защиты типовых расчётов, проведения командных математических олимпиад для студентов первого курса создают ключевые предпосылки для процесса формирования навыков командной работы на втором и третьем этапе (штурм и нормализация). Одним из запускающих мотивацию командной работы факторов выступает способ оценивания активности студентов и её результатов. Каждый студент вносит свой вклад в общую оценку команды, каждый студент команды получает оценку своей команды, т.е. нерасторопность или неподготовленность влекут за собой снижение оценки всей команде и каждому её члену. Другим ключевым способом активизации мотивации является способ формирования результата работы команды, который достижим лишь при получении правильных результатов ее всеми членами.

Рассмотрим командную организацию контроля при изучении раздела «Теория вероятностей» (второй курс), предусмотренного рабочей программой дисциплины «Математика» в четвертом семестре, что наиболее полно иллюстрирует описываемую методику.

Процесс организации текущего контроля основан на командном способе защиты индивидуальных заданий (типовых расчётов), получаемых студентами. Осуществляется формирование команд, выдача заданий для предварительной подготовки к защите изученного раздела, разработка балльно-рейтинговой системы оценивания.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что наиболее оптимальное количество членов команды 5 -7 человек [18], [19]. А.М. Карякин отмечает, что наиболее разумным было бы иметь команду как можно меньшей численности, однако достаточно большую, чтобы компетентность ее членов соответствовала требованиям поставленной задачи [20].

В зависимости от количества человек в команде подбирается и способ случайного выбора того члена команды, который будет в дальнейшем защищать решение задачи. Главным требованием для способа осуществления такого выбора является равная возможность быть выбранным для каждого члена команды, что довольно легко обеспечить, использовав при выборе любую практическую реализацию равномерного закона распределения случайной величины. Например, для команды из шести человек наиболее простым способом является следующий: каждому члену команды присваивается порядковый номер от одного до шести, а в дальнейшем используется бросание игральной кости для выбора отвечающего. Распределение номеров среди студентов может осуществляться, например, с помощью жеребьевки. Формирование же самих команд можно предоставить студентам в соответствии с их пожеланиями, а можно опять-таки прибегнуть к методам случайного отбора.

Здесь следует отнестись более внимательно к способу формирования команд, поскольку в устоявшемся студенческом коллективе при достаточно дружеских отношениях внутри учебной группы, даже при формировании команд случайным образом возникновение конфликтов, способных помешать или отрицательно повлиять на результаты командной работы, довольно малы. Опыт показывает, что если на первых курсах проводилась регулярная подготовительная работа по формированию навыков командной работы, то формирование команд не создаёт никаких существенных препятствий. При наличии в группе новых студентов отсутствии доверительных отношений между некоторыми студентами, при серьезной разнице в подготовке наиболее сильных и наименее подготовленных студентов за формирование команд следует взяться преподавателю. В этом слу-

чае при подборе задач для студентов появляется возможность (незаметно для них) использовать разноуровневые задания (в зависимости от среднего уровня подготовки в команде), однако это делать следует аккуратно, не привлекая к этому моменту особого внимания студентов.

Задания для предварительной подготовки к защите конкретного раздела выдаются командам заранее, причем при нашем подходе каждый член команды получает свое, индивидуальное задание, например, это типовые задачи прикладного характера на использование центральной предельной теоремы [14, с. 223].

Студенты прорабатывают решения своих задач, разбирают и обсуждают решения задач своих товарищей по команде, подготавливают карточки с необходимыми формулами и (при необходимости) калькуляторы и таблицы значений специальных функций. Затем проводится защита раздела в командной форме.

Применяемая балльно-рейтинговая оценка разработана в соответствии с принятой в Омском государственном университете путей сообщения системой текущего контроля и предполагает 100-балльную шкалу Оценивание происходит в два этапа - основной и дополнительный. Основной этап предполагает получение до 80 баллов, а дополнительный - до 20 баллов.

На основном этапе один из членов команды подходит к преподавателю и объясняет решение своей задачи. Полученная студентом оценка выставляется каждому члену команды. Максимальный балл выставляется преподавателем при условии полного, теоретически обоснованного и правильного решения задачи. Балл может снижаться при возникновении ошибок в рассуждениях, в применяемых формулах или в вычислениях. Также в процессе решения задачи можно использовать формулы, заранее записанные студентами на специальных карточках (с потерей некоторого количества баллов). Когда каждая команда получила возможность ответить, и баллы выставлены за основной этап, можно переходить к дополнительному этапу.

Дополнительный этап предполагает решение командами (совместно) задач той же тематики, однако условия этих задач заранее известны не были. Возможность ответа получает та из команд, которая оказалась готовой к ответу раньше остальных. Заметим, что защищать выработанное командой решение задачи будет выбранный наудачу студент, поэтому каждому члену команды важно уметь отстоять решение задачи, иначе дополнительные баллы заработать не получится. Объяснение решения осуществляется перед всей группой на доске. После окончания ответа вызванного студента члены других команд могут задавать вопросы по решению задачи или указывать на допущенные ошибки, что также оценивается определенным количеством баллов. Здесь возможны ситуации, когда ни одна из команд не готова предложить решение задачи, тогда преподаватель может делать некоторые подсказки, наталкивая студентов на выбор правильного направления рассуждений. Может быть использован блиц-раунд, состоящий из нескольких несложных заданий.

Приведем результаты проведенного эксперимента. Эксперимент проводился во втором семестре 2018 - 2019 учебного года для студентов второго курса, обучающихся по специальности «Системы обеспечения движения поездов». Раздел «Теория вероятностей», изучаемый в данном семестре, состоит из двух частей: случайные события и их вероятности, случайные величины. Каждая часть включает четыре подраздела. Самостоятельная работа в контрольных группах и командный способ защиты индивидуальных заданий в экспериментальных группах проводились по каждому подразделу. Приведем перечень этих подразделов. Часть первая «Случайные события и их вероятности»: 1. Комбинаторика. 2. Случайные события. 3. Формула полной вероятности и формулы Байеса. 4. Схема Бернулли. Часть вторая «Случайные величины»: 5. Дискретные случайные величины. 6. Непрерывные случайные величины и их числовые характеристики. 7. Важнейшие законы распределения непрерывных случайных величин и их свойства. 8. Важнейшие закономерности теории непрерывных случайных величин.

Средние баллы верно выполненных заданий по каждой самостоятельной работе в контрольных группах (27.1 и 27.2) и по каждой командной защите в экспериментальных группах (27.3 и 27.4) приведены в табл. 1.

Таким образом, средний результат в экспериментальных группах выше, чем в контрольных на 10 баллов, хотя общий результат невысок. Это объясняется тем, что в 2017 году средний балл ЕГЭ по математике среди абитуриентов, поступивших в наш университет, был равен 50 баллам, т.е. большинство студентов имели низкий уровень математической подготовки, что затрудняло восприятие

Таблица 1

Средние баллы результатов эксперимента

Группы 1 Темы Средний балл по группе Средний балл по двум группам

2 3 4 5 6 7 8

Контрольные группы 27.1 42 45 48 52 60 42 54 55 50 50,5

27.2 45 50 47 59 53 44 61 52 51

Экспериментальные группы 27.3 52 59 60 60 62 53 59 65 59 60,5

27.4 60 62 58 65 67 59 69 59 62

и усвоение нового материала. Перечислим положительные стороны примененной методики. Во-первых, улучшились результаты. Во-вторых, как показал опрос студентов, им интереснее работать в команде, в связи с чем сократилось количество пропусков занятий без уважительной причины. Т.е. возросла мотивация студентов к обучению. В-третьих, многие студенты изъявили желание участвовать в студенческой конференции, поскольку почувствовали себя увереннее, научившись объяснять, разъяснять учебный материал своим друзьям. Наряду с этим нельзя не отметить один отрицательный момент, который возник в ходе проведения эксперимента. К сожалению, некоторые студенты пропускали занятия по

Библиографический список

причине болезни, из-за чего состав команд менялся или команды работали не в полном составе, что замедляло процесс обучения.

Заметим, что в ОмГУПСе одним из основных мероприятий, показывающих успешность формирования навыков командной работы, является командная математическая олимпиада для студентов второго курса.

Итак, эффективность командной работы зависит от многих факторов, но наиболее важны для нас два: успешно сформированная команда и умение студентов сотрудничать друг с другом [21], что обязательно предполагает проведение описанной выше подготовительной работы со студентами первого курса.

1. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (зарегистрировано в Минюсте России 14.07.2017 N 47415). Приказ Минобрнауки России от 05.04.2017 N 301. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220229/

2. Бурлакова Ю.В. Особенности использования командного менеджмента на предприятиях РЖД. Молодой ученый. 2016; № 12: 1150 - 1151. Available at: https://moluch.ru/ archive/116/31896/

3. РЖД: престижное место работы и достойный соцпакет. Available at: http://resumenator.ru/kompanii/rzhd-karera-na-zheleznoj-doroge-rabota-s-polnym- socpaketom/

4. Армстронг М. Основы менеджмента. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

5. Басенко В.П., Жуков Б.М., Романов А.А. Организационное поведение: современные аспекты трудовых отношений: учебное пособие. Москва: Издательство: «Академия Естествознания», 2009.

6. Катценбах Д., Смит Д. Командный подход. Создание высокоэффективной организации. Москва: ООО «Альпина Паблишер», 2013.

7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Фролов Д.Ф., Грабенко Т.М. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд. Санкт-Петербург: Речь, 2004.

8. Плотникова Н.Ф. Особенности обучения студентов в командах. Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом: сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2015; № 2: 24 - 27.

9. Плотникова Н.Ф. Команда и командный подход: учебное пособие. Плотникова. Казань: ТГГПУ 2008.

10. Малышева А.Д. Формирование готовности к работе в команде студентов-билингвов (на примере Республики Саха (Якутия). Перспективы науки и образования. 2018; № 4 (34): 15 - 20. Available at: https://pnojournal.files.wordpress.com/2018/09/1804pno.pdf

11. Тихонова В.Л. Формирование критического мышления - основа воспитания лидерских качеств студенчества. Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2018; № 10(96): 92 - 95.

12. Алексеева А.И. Командная работа студентов вуза при изучении дисциплин «Технология растениеводства» и «Основы агрономии». Молодой ученый. 2017; № 14: 585 - 587. Available at: https://moluch.ru/archive/148/41842/

13. Васильева Ю.В., Белоновская И.Д. Метод проблемных ситуаций как инструментарий формирования командных умений студентов технических специальностей. Вестник ОГУ. Оренбург: ОГУ, 2014; № 11 (172): 173 - 178.

14. Болотнюк В.А., Болотнюк Л.А., Гринь А.Г. и др. Практикум и индивидуальные задания по курсу теории вероятностей (типовые расчёты): учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство «Лань», 2010.

15. Болотюк Л.А., Сокольникова А.М., Швед Е.А. Применение интерактивных методов обучения на практических занятиях по теории вероятностей и эконометрике. Available at: https://naukovedenie.ru/PDF/70pvn313.pdf

16. Окишев С.В. Преподавание отдельных разделов математики с использованием системы оракулов. Инновационные педагогические технологии: сборник научных трудов. Нижневартовск: Издательство Нижневартовского гуманитарного университета, 2009: 151 - 158.

17. Кукушин В.С. Теория и методика обучения: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

18. Машков В.Н. Психология управления. Санкт-Петербург: Издательство В.А. Михайлова, 2000.

19. Организационное поведение. Под редакцией Э.М. Короткова и А.Н. Силина. Тюмень: Вектор Бук, 1998.

20. Карякин А.М. Командная работа: основы теории и практики. Иваново: Ивановский государственный энергетический университет, 2003.

21. Темиргалиева М.М. Командная работа: слагаемые успеха. Психологи на b17.ru. Available at: http://www.b17.ru/article/17157/

References

1. Ob utverzhdenii Poryadka organizacii i osuschestvleniya obrazovatel'noj deyatel'nosti po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniya - programmam bakalavriata, programmam specialiteta, programmam magistratury (zaregistrirovano v Minyuste Rossii 14.07.2017 N 47415). Prikaz Minobrnauki Rossii ot 05.04.2017 N 301. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220229/

2. Burlakova Yu.V. Osobennosti ispol'zovaniya komandnogo menedzhmenta na predpriyatiyah RZhD. Molodoj uchenyj. 2016; № 12: 1150 - 1151. Available at: https://moluch.ru/ archive/116/31896/

3. RZhD: prestizhnoe mesto raboty i dostojnyj socpaket. Available at: http://resumenator.ru/kompanii/rzhd-karera-na-zheleznoj-doroge-rabota-s-polnym- socpaketom/

4. Armstrong M. Osnovy menedzhmenta. Rostov-na-Donu: Feniks, 2010.

5. Basenko V.P., Zhukov B.M., Romanov A.A. Organizacionnoe povedenie: sovremennye aspekiy trudovyh otnoshenij: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo: «Akademiya Estestvoznaniya», 2009.

6. Katcenbah D., Smit D. Komandnyjpodhod. Sozdanie vysoko'effektivnojorganizacii. Moskva: OOO «Al'pina Pablisher», 2013.

7. Zinkevich-Evstigneeva T.D., Frolov D.F., Grabenko T.M. Teoriya ipraktika komandoobrazovaniya. Sovremennaya tehnologiya sozdaniya komand. Sankt-Peterburg: Rech', 2004.

8. Plotnikova N.F. Osobennosti obucheniya studentov v komandah. Aktual'nye problemy sovremennoj pedagogiki i psihologii v Rossii i za rubezhom: sbornik nauchnyh trudov po itogam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk, 2015; № 2: 24 - 27.

9. Plotnikova N.F. Komanda i komandnyj podhod: uchebnoe posobie. Plotnikova. Kazan': TGGPU, 2008.

10. Malysheva A.D. Formirovanie gotovnosti k rabote v komande studentov-bilingvov (na primere Respubliki Saha (Yakutiya). Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2018; № 4 (34): 15 - 20. Available at: https://pnojournal.files.wordpress.com/2018/09/1804pno.pdf

11. Tihonova V.L. Formirovanie kriticheskogo myshleniya - osnova vospitaniya liderskih kachestv studenchestva. Manuskript. Tambov: Gramota, 2018; № 10(96): 92 - 95.

12. Alekseeva A.I. Komandnaya rabota studentov vuza pri izuchenii disciplin «Tehnologiya rastenievodstva» i «Osnovy agronomii». Molodoj uchenyj. 2017; № 14: 585 - 587. Available at: https://moluch.ru/archive/148/41842/

13. Vasil'eva Yu.V., Belonovskaya I.D. Metod problemnyh situacij kak instrumentarij formirovaniya komandnyh umenij studentov tehnicheskih special'nostej. VestnikOGU. Orenburg: OGU, 2014; № 11 (172): 173 - 178.

14. Bolotnyuk V.A., Bolotnyuk L.A., Grin' A.G. i dr. Praktikum iindividual'nye zadaniya po kursu teorii veroyatnostej (tipovye raschety): uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Lan'», 2010.

15. Bolotyuk L.A., Sokol'nikova A.M., Shved E.A. Primenenie interaktivnyh metodov obucheniya na prakticheskih zanyatiyah po teorii veroyatnostej i 'ekonometrike. Available at: https://naukovedenie.ru/PDF/70pvn313.pdf

16. Okishev S.V. Prepodavanie otdel'nyh razdelov matematiki s ispol'zovaniem sistemy orakulov. Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii: sbornik nauchnyh trudov. Nizhnevartovsk: Izdatel'stvo Nizhnevartovskogo gumanitarnogo universiteta, 2009: 151 - 158.

17. Kukushin V.S. Teoriya i metodika obucheniya: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu: Feniks, 2005.

18. Mashkov V.N. Psihologiya upravleniya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo V.A. Mihajlova, 2000.

19. Organizacionnoe povedenie. Pod redakciej 'E.M. Korotkova i A.N. Silina. Tyumen': Vektor Buk, 1998.

20. Karyakin A.M. Komandnaya rabota: osnovy teoriiipraktiki. Ivanovo: Ivanovskij gosudarstvennyj energeticheskij universitet, 2003.

21. Temirgalieva M.M. Komandnaya rabota: slagaemye uspeha. Psihologi na b17.ru. Available at: http://www.b17.ru/article/17157/

Статья поступила в редакцию 05.02.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.