Научная статья на тему 'О НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ, СИСТЕМЕ И ПРЕПОДАВАНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ'

О НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ, СИСТЕМЕ И ПРЕПОДАВАНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
нормативные требования / система / преподавание / юридические дисциплины / анализ / правовые акты / общетеоретические положения / подходы / regulatory requirements / system / teaching / legal disciplines / analysis / legal acts / general theoretical provisions / approaches

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жадан Владимир Николаевич

В статье рассмотрены актуальные вопросы о нормативных требованиях, системе и преподавании юридических дисциплин в образовательных организациях высшего образования на основе анализа правовых актов в сфере образования, общетеоретических положений, научных подходов и авторского понимания. В процессе исследования выявлено, что изучение базовых юридических дисциплин невозможно без теоретико-исторических дисциплин, которые является обязательным элементом подготовки по вышеуказанному направлению подготовки будущих юристов-бакалавров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with topical issues of regulatory requirements, the system and teaching of legal disciplines in educational institutions of higher education based on the analysis of legal acts in the field of education, general theoretical provisions, scientific approaches and the author's understanding. In the course of the research, it was revealed that the study of basic legal disciplines is impossible without theoretical and historical disciplines, which are an obligatory element of training in the above-mentioned direction of training future bachelor lawyers.

Текст научной работы на тему «О НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ, СИСТЕМЕ И ПРЕПОДАВАНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ»

УДК 378

О НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ, СИСТЕМЕ И ПРЕПОДАВАНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ

Жадан Владимир Николаевич, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Елабуга

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные вопросы о нормативных требованиях, системе и преподавании юридических дисциплин в образовательных организациях высшего образования на основе анализа правовых актов в сфере образования, общетеоретических положений, научных подходов и авторского понимания. В процессе исследования выявлено, что изучение базовых юридических дисциплин невозможно без теоретико-исторических дисциплин, которые является обязательным элементом подготовки по вышеуказанному направлению подготовки будущих юристов-бакалавров.

Abstract. The article deals with topical issues of regulatory requirements, the system and teaching of legal disciplines in educational institutions of higher education based on the analysis of legal acts in the field of education, general theoretical provisions, scientific approaches and the author's understanding. In the course of the research, it was revealed that the study of basic legal disciplines is impossible without theoretical and historical disciplines, which are an obligatory element of training in the above-mentioned direction of training future bachelor lawyers.

Ключевые слова: нормативные требования, система, преподавание, юридические дисциплины, анализ, правовые акты, общетеоретические положения, подходы.

Key words: regulatory requirements, system, teaching, legal disciplines, analysis, legal acts, general theoretical provisions, approaches.

Введение. Вопросам юридического образования, а также проблемам подготовки юристов посвящен ряд научных работ и материалов в сети Интернет (см., например, [1]; [2]; [3]). Авторы настаивают на реформировании современной системы образования [4, с. 23], отмечают негативные тенденции [5, с. 68], предлагают комплексные решения [6, с. 39], обращают внимание на педагогический процесс в сфере подготовки юристов [7], и даже в формате интервью делятся своими мыслями по поводу качества современного юридического образования [8]. Однако это не мешает нам предложить свое видение нормативных требований, системы и преподавания юридических дисциплин в образовательной организации высшего образования (далее - ВУЗ).

Актуальность. Юридические дисциплины играют ключевую роль в формировании профессиональных юристов, способных эффективно работать в правовой системе. Поэтому важно, чтобы система преподавания этих дисциплин оставалась актуальной, отвечающей требованиям времени и позволяющей студентам получить глубокие знания в области права.

Основная часть. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [9]

образование представляет «единый целенаправленный процесс обучения и воспитания ..., а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности.» и предусматривает нормативные требования, устанавливаемые федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (далее - ФГОС ВО) по определенным направлениям (профилям) подготовки.

Нормативные требования к высшему юридическому образованию устанавливаются приказом Минобрнауки России от 01.12.2016 № 1511 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)» [10], которые применяются с 1 сентября 2017 года.

Нормативные требования к высшему педагогическому образованию, по которым предусматривается изучение некоторых учебных дисциплин юридического профиля, определяются ФГОС ВО по направлениям подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» [11], 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) [12] и другим.

Так, в п. 3.1-3.2 ФГОС ВО [10] по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) указывается, что получение высшего юридического образования по программе бакалавриата допускается только в образовательной организации высшего образования, а обучение осуществляется на очной, очно-заочной и заочной формах обучения. При этом обучение на заочной форме обучения допускается только при получении лицами второго или последующего высшего образования, что, по мнению автора, указывает на недостаточную подготовку выпускников-юристов, ранее обучавшихся на заочной форме обучения.

В п. 3.3-3.6 ФГОС ВО [10] указываются сроки получения высшего юридического образования по программе бакалавриата (на очной форме обучения - 4 года, а по очно-заочной и заочной формах срок обучения увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год), технологии и средства обучения (электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, с использованием сетевой формы), а также язык, на котором осуществляется образовательная деятельность по программе бакалавриата (государственный язык РФ или язык, предусмотренный локальным нормативным актом вуза).

В п. 4.3 ФГОС ВО [10] определяются 4 вида профессиональной деятельности:

- нормотворческая,

- правоприменительная,

- правоохранительная и

- экспертно-консультационная, к которым готовится выпускник по программе бакалавра и, учитывая на какие из указанных видов деятельности ориентирована программа бакалавриата определяются профессиональнее задачи (п. 4.4), к выполнению которых должен быть готов выпускник-бакалавр.

В п. 5.2-5.4 ФГОС ВО [10] определяются компетенции, которыми должен обладать выпускник после освоения программы бакалавриата, а именно:

общекультурными компетенциями (ОК, от ОК-1 до ОК-9), общепрофессиональными компетенциями (ОПК, от ОПК-1 до ОПК-7) и, профессиональными компетенциями, учитывая на какие виды деятельности ориентирована программа бакалавриата (ПК, от ПК-1 до ПК-16).

В п. 5.5-5.7 ФГОС ВО [10] предусматривается, что ВУЗы при разработке программы бакалавриата включают соответствующие компетенции в число требуемых исходи из отнесенных к видам деятельности, на которые программа бакалавра ориентирована, а также могут самостоятельно дополнять набор компетенций выпускников с учетом ориентации программы бакалавра на конкретные области знания и виды профессиональной деятельности и устанавливать самостоятельно по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам с учетом требований примерных основных образовательных программ, а в п. 6.7 ФГОС ВО [10] предусматриваются три типа практик (учебная, производственная и преддипломная), что предполагает практико-ориентированный подход к подготовке юристов-бакалавров.

Тем самым нормативные требования определяют компетентностно-ориентированную модель высшего юридического образовании, или как принято называть в психолого-педагогической науке внедрение в образование компетентностный подход, который ориентирован на ценностно-смысловую, содержательную, личностную составляющие образования, усиливая его практико-ориентированность, существенно расширяя его содержание личностными составляющими.

Общепризнано, что учебные дисциплины (курсы) производны от конкретных наук и отраслей права (знаний). Не являются исключением в этом плане и юридические дисциплины, которые изучаются в вузах в определенном объеме и соответствующие сроки, так как вузы самостоятельно определяют объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин, а могут вводить и дополнительные.

Закономерны вопросы: какие науки и учебные дисциплины относятся к юридическим, какие особенности предъявляются к их преподаванию?

Как известно, имеет место научная дискуссия по определению наук и учебных дисциплин, относящихся к соответствующим видам и группам, автор разделяет научный подход, что необходимо исходить из объекта, предмета и системы юридических наук.

Объектом и предметом изучения юридических наук является государство и право с учетом соответствующих правовых систем, отраслей и правовых институтов. В свою очередь каждая из этих наук имеет свои самостоятельные цели, задачи и подходы исследования.

Юридические науки образуют определенную систему и структуру исходя из взаимосвязей и взаимозависимости относительно обособленных и самостоятельных социальных институтов государства и права, и являющихся объектом и предметом исследования.

Так, система юридических наук представляет собой совокупность взаимосвязанных наук, изучающих государство и право как относительно обособленные, самостоятельные социальные институты [13].

Общепризнано, что система юридических наук объединяется общим для них названием и понятием - юриспруденция. В энциклопедическом и

юридическом словарях юриспруденция (от лат. jurisprudentia - правоведение) определятся как наука, изучающая свойства государства и права; совокупность правовых знаний (юридических наук); практическая деятельность юристов и система их подготовки; то же, что и юридическая наука [14].

Истоки возникновения науки юриспруденции принято связывать с формированием в Древнем Риме относительно самостоятельных научных знаний, которые были связаны с выделением в государственной деятельности самостоятельного вида профессиональной деятельности - юридического. Именно римские юристы заложили основные положения научных и практических аспектов юридической науки.

Помимо системы юридических наук принято выделять и структуру юридических наук. Под структурой юридических наук понимается внутреннее подразделение (классификация) юридических наук на определенные виды или группы.

Структура системы юридических наук - это внутреннее подразделение всех юридических наук на их основные виды. В научной литературе о юриспруденции принято выделять следующие виды (группы) юридических наук:

а) историко-теоретические;

б) отраслевые;

в) специально-юридические [13].

Так, к историко-теоретическим наукам относятся: теория государства и права, история государства и права и т.д.; к отраслевым наукам относятся: конституционного, гражданского, трудового, административного, уголовного и другие отрасли права; к специально-юридическим наукам относятся: криминология, криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная психология, судебная бухгалтерия, оперативно-розыскная деятельность и т.д.

Помимо указанной классификации в научной литературе о юриспруденции предлагаются и другие. Например, система юридических наук включает [13]:

1) теоретико-исторические науки (теория государства и права, история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран и др.);

2) отраслевые науки (конституционное право, административное право, уголовное право, международное право и др.);

3) специальные юридические науки, изучающие деятельность некоторых государственных и негосударственных органов (правоохранительные органы, прокурорский надзор, адвокатура и др.);

4) прикладные науки, использующие данные других наук (криминалистика, судебная медицина, судебная психология и др.).

ФГОС ВО [10] в части структуры программы бакалавриата предусматривает, что структура этой программы включает обязательную часть (базовую) и часть, которая определяется вузами и обучающимися (вариативную), что предполагает возможность реализации программ бакалавриата, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки (п. 6.1), то есть в вузах могут реализовываться несколько направленностей (профилей) программы бакалавриата (например,

государственно-правовое, гражданско-правовое, международно-правовое, уголовно-правовое, финансово-правовое и т.д.).

В системе высшего образования перечень направлений подготовки и специальностей, утвержден приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» [16].

В п. 6.2-6.3 ФГОС ВО [10] определяются дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части (блок 1); дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы бакалавриата, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы бакалавриата, которую он осваивает. При этом согласно п. 6.4 ФГОС ВО [10] к базовой части и являющимися обязательными дисциплинами относятся: философия, история государства и права России, история государства и права зарубежных стран, иностранный язык, иностранный язык в сфере юриспруденции, безопасность жизнедеятельности, а к числу собственно юридических дисциплин: теория государства и права, конституционное право, административное право, гражданское право, гражданский процесс, арбитражный процесс, трудовое право, уголовное право, уголовный процесс, экологическое право, земельное право, финансовое право, налоговое право, предпринимательское право, международное право, международное частное право, криминалистика, право социального обеспечения, а с 2018 года еще дополнены семейное право и криминология. Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются вузами само стоятельно.

В приказе Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 [15] по высшему юридическому образованию указывается не только направления подготовки по программе бакалавриата, но и перечень направлений по программе специалитета, к которым относятся: 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (юрист); 40.05.02 Правоохранительная деятельность (юрист); 40.05.03 Судебная экспертиза (судебный эксперт); 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (юрист), (введена приказом Минобрнауки России от 01.12.2016 № 1508).

По мнению автора, для подготовки выпускников по направлению подготовки «Юриспруденция» Минобрнауки России следует внести дополнение в перечень специальностей высшего юридического образования (уровень специалитета) и наряду с имеющимися направлениями, следует дополнить новыми направлениями подготовки юристов по квалификации «специалист», например, «Юридическая деятельность» или «Юридическая деятельность в государственных и муниципальных органах», «Международная юридическая деятельность» или «Юридическая деятельность в международных отношениях», «Юридическая деятельность в экономической сфере» и др.

Выводы. На основе правовых актов в сфере образования, общетеоретических положений, научных подходов и авторского понимания проанализированы нормативные требования, система и структура юридических

дисциплин, а также обращено внимание на некоторые вопросы по их преподаванию, которые предполагают их самостоятельное рассмотрение.

Изучение базовых юридических дисциплин невозможно без теоретико-исторических дисциплин, которые является обязательным элементом подготовки по вышеуказанному направлению подготовки будущих юристов-бакалавров. При этом целями теоретико-исторических дисциплин является «вооружение» студентов понятийно-категориальным аппаратом юриспруденции, изучение основных закономерностей возникновения, становления, развития и функционирования государственно-правовых институтов, процессов и явлений, которые способствуют формированию у них такого объема знаний, на основе которого они могли бы переходить к изучению отраслевых, специальных и прикладных юридических дисциплин.

Список использованных источников:

1. Воскресенская Е.В. Проблема качества юридического образования в современной России / Е.В. Воскресенская // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - С. 211.

2. Гриб В.В. Проблемы высшего юридического образования / В.В. Гриб, В.И. Кутузов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kmcon.ru/ articles/jurist13/jurist13_2808.html

3. Жадан В.Н. Новые федеральные государственные требования к подготовке юристов-бакалавров / В.Н. Жадан // Молодой ученый. - 2017. - № 12 (146). - С. 491-495.

4. Кочкаров Р.М. Проблемы и перспективы развития профильного юридического образования / Р.М. Кочкаров Р.М., М.Ю. Айбазова // Педагогика. -2012. - № 3. - С. 23-31.

5. Куксин И.Н. О некоторых проблемах юридического образования / И.Н. Куксин // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. - 2014. - № 9-2. - С. 6776.

6. Петроченко Е.Н. Основные проблемы развития юридического образования в Российской Федерации / Е.Н. Петроченко // Территория науки. -

2014. - № 5. - С. 35-42.

7. Современная подготовка юристов: бакалавров, специалистов и магистров в вузах России (опыт проектирования и реализации): монография / Н.А. Давыдов, И.И. Аминов, С.П. Поляков; ред. Н.А. Давыдов. - М.: Проспект,

2015. - 208 с.

8. Шахрая С.М. Проблемы качества юридического образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/interview/10208/

9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 29.12.2017 № 473-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

10. Приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 № 1511 (в ред. от 11.01.2018 № 28) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210457/

11. Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 121 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_293567/

12. Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 125 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_293562/

13. Система юридических наук [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5916522/

14. Словари и энциклопедии на Академике. Юриспруденция [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elementary_law.academic.ru/604/

15. Приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 (в ред. от 30.08.2019 № 664) «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153430/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.