Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ О ТРЕБОВАНИЯХ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К ВЫСШЕМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ О ТРЕБОВАНИЯХ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К ВЫСШЕМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
требования / высшее юридическое образование / анализ / нормативно-правовые акты / сфера образования / подходы / requirements / higher legal education / analysis / normative legal acts / sphere of education / approaches

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жадан Владимир Николаевич

В статье рассматриваются актуальные вопросы о требованиях, предъявляемых к высшему юридическому образованию на основе анализа нормативно-правовых актов в сфере образования, научных подходов и авторского понимания. Автор разделяет подход, что необходимо использовать разумные и выверенные ориентиры Болонской декларации и государственные требования в целях совершенствования образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses actual questions about the requirements for higher legal education based on the analysis of normative legal acts in the field of education, scientific approaches and the author's understanding. The author shares the approach that in order to improve the educational process, it is necessary to use reasonable and verified guidelines of the Bologna Declaration and state requirements.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ О ТРЕБОВАНИЯХ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К ВЫСШЕМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ»

УДК 372

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ О ТРЕБОВАНИЯХ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К ВЫСШЕМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Жадан Владимир Николаевич, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Елабуга

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы о требованиях, предъявляемых к высшему юридическому образованию на основе анализа нормативно-правовых актов в сфере образования, научных подходов и авторского понимания. Автор разделяет подход, что необходимо использовать разумные и выверенные ориентиры Болонской декларации и государственные требования в целях совершенствования образовательного процесса.

Abstract. The article discusses actual questions about the requirements for higher legal education based on the analysis of normative legal acts in the field of education, scientific approaches and the author's understanding. The author shares the approach that in order to improve the educational process, it is necessary to use reasonable and verified guidelines of the Bologna Declaration and state requirements.

Ключевые слова: требования, высшее юридическое образование, анализ, нормативно-правовые акты, сфера образования, подходы.

Key words: requirements, higher legal education, analysis, normative legal acts, sphere of education, approaches.

Введение. Вопросам анализа современного высшего образования в Российской Федерации (далее - Россия, РФ), в том числе и высшего юридического образования, повышения качества обучения, о государственных требованиях, предъявляемых к высшему юридическому образованию посвящено много публикаций (см., например, [1]; [2]), что не лишает автора высказать свое мнение по этим некоторым из них.

Актуальность. Главный вектор современного развития высшего образования в России, в том числе и высшего юридического образования, определяется общим направлением отечественных ВУЗов на вхождение в общеевропейское и мировое образовательное пространство, гармонизацию российских и европейских нормативных стандартов высшего образования при сохранении своей нравственно-культурной идентичности. По этой причине важно изучать требования, предъявляемых к высшему образованию, в том числе и юридическому.

Предметом данного исследования будут актуальные вопросы о государственных требованиях, предъявляемых к высшему юридическому образованию в системе образовательных организаций высшего образования (высших учебных заведений) (далее - ВУЗов) и являются продолжением ранее опубликованных автором материалов - «Новые федеральные государственные требования к подготовке юристов-бакалавров», «Некоторые подходы в преподавании юридических дисциплин» и других.

Основная часть. Как известно реформирование системы высшего образования, в том числе и высшего юридического образования, подразумевает его основанность на компетентностном подходе, что предусматривает определение компетенций, которые должен освоить студент как будущий юрист.

С сентября 2003 года Россия присоединилась к Болонскому процессу, который предусматривает реформирование российской образовательной системы в единое европейское образовательное пространство с признанием дипломов во всех странах-участницах Болонской системы образования с целью создания конкурентоспособного образования по отношению к образовательным системам других государств и их союзов, а поэтому в России были приняты нормативно-правовые акты в сфере образования, введены в высшем образовании уровни подготовки бакалавриат и магистратура, новые нормативные требований в виде федеральных государственных образовательных стандартах (далее -ФГОС), предусматривающих получение обучающимся определенного набора компетенций, востребованных в современных реалиях, то есть ориентированных на реальный рынок труда [3] и т.д.

Так, на основании положений и ориентиров Болонской декларации [4] отечественные сторонники и «толкатели» вхождения России в Болонский процесс, исходили из основной задачи Болонского процесса - это создание Европейского пространства высшего образования к 2010 году [5, с. 9] и, соответственно, скорейшего утверждения в России высшего образования по уровням бакалавриата и магистратуры.

Естественно, в научной литературе и средствах массовой информации на тему о результатах применения Болонского процесса в российскую систему образования имеется много публикаций и материалов, отмечающих плюсы и минусы принятия в России Болонской системы образования, и которые требуют самостоятельного и дополнительного рассмотрения и не входят в предмет данного исследования.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [6] (далее - ФЗ «Об образовании в РФ»), вступившему в силу с 1 сентября 2013 года, образовательный процесс представляет собой «единый целенаправленный процесс обучения и воспитания, являющийся общественно значимым благом и осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства ...» (ст. 2) и на основании ст. 11 ФЗ «Об образовании в РФ» образовательный процесс основывается на ФГОС и государственных требованиях по соответствующему уровню и направленности образования.

В ч. 5 ст. 10 ФЗ «Об образовании в РФ» определяется, что в России устанавливаются уровни профессионального образования - это среднее профессиональное образование и высшее образование. Указанные уровни профессионального образования полностью относятся и к юридическому образованию, и, соответственно, среднее юридическое образование обучающиеся получают в колледжах и других профессиональных образовательных организациях среднего образования, а высшее юридическое образование обучающиеся получают в специальных юридических ВУЗах (например, Казанский юридический институт МВД России, Московский государственный юридический университет, Саратовская государственная

академия права и т.д.) или ВУЗах, имеющих юридические институты либо факультеты (отделения) (например, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет и т.д.).

В этой же статье ФЗ «Об образовании в РФ» указываются и уровни профессионального высшего образования - это высшее образование -бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

С 2009 года ВУЗы перешли на двухуровневую систему высшего профессионального образования, сохранив при этом по некоторым профессиям квалификацию «специалист» [7], а с 1 сентября 2013 года ФЗ «Об образовании в РФ» ввел трехуровневую систему высшего профессионального образования, то есть первый уровень - бакалавриат, второй уровень - магистратура и специалитет, третий уровень - аспирантура.

При этом с момента введения первого ФГОСа по высшему юридическому образованию и по настоящее время принято несколько поколений ФГОСов, которые определяют федеральные государственные требования к уровням высшего юридического образования, то есть к высшему образованию по бакалавриату, высшему образованию по специалитету и магистратуре, высшему образованию по подготовке кадров высшей квалификации (аспирантуре).

В настоящее время по высшему юридическому образованию действуют следующие ФГОСы:

- федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (далее - ФГОС ВО) по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Минобрнауки России от 01.12.2016 № 1511 [8];

- федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр», утвержденный приказом Минобрнауки России от 14.12.2010 № 1763 [9] (подготовлен новый ФГОС по магистратуре, но так и не утвержден);

- федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, направление подготовки 40.06.01 Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации), утвержденный приказом Минобрнауки России от 05.12.2014 № 1538 [10].

Согласно приказу Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» [11] определяются шифры и названия направлений подготовки и специальностей по высшему образованию, в том числе и по высшему юридическому образованию.

На основании ФЗ «Об образовании РФ» и с учетом ФГОСов устанавливаются федеральные государственные требования, предъявляемые по высшему юридическому образованию к уровню бакалавриата (со сроком обучения не менее 4 лет), квалификации «специалист» (со сроком обучения не

менее 5 лет) и квалификации (степени) «магистр» (со сроком обучения не менее 6 лет).

Рассмотрим государственные требования, предъявляемые к высшему юридическому образованию на примере ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Минобрнауки России от 01.12.2016 № 1511 [8] и введенного в действие с 1 сентября 2017 года.

Согласно п. 3.1 ФГОС ВО устанавливается, что получение образования по программе бакалавриата допускается только в образовательной организации высшего образования, то есть в ВУЗах.

В п. 3.2 ФГОС ВО устанавливаются три формы обучения - очная, очно-заочная и заочная. В части заочной формы обучения устанавливается, что она допускается при получении второго и последующего высшего юридического образования.

По мнению автора [12, с. 491], установленное требование к высшему юридическому образованию по заочной форме обучения справедливо, если исходить из образовательного уровня поступающих лиц на заочную форму обучения, обязательного качества юридического образования, самостоятельной и практической направленности обучающихся в ходе обучения на заочной форме, способности будущих юристов-бакалавров на практике оказывать юридическую помощь физическим и юридическим лицам.

В п. 3.3 ФГОС ВО определяются сроки получения образования по программе бакалавриата: по очной форме обучения - 4 года; по очно-заочной и заочной формам обучения срок увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год. При этом обучение по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения.

В п. 3.4 ФГОС ВО указывается, что при реализации программы бакалавриата ВУЗ вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии.

В ФГОС ВО определяется структура программы бакалавриата, в которую включаются: Блок 1 «Дисциплины (модули) базовой и вариативной части»; Блок 2 «Практики и вариативная часть» и Блок 3 «Государственная итоговая аттестация и базовая часть».

В п. 6.3 ФГОС ВО определяется, что «Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы бакалавриата, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы бакалавриата, которую он осваивает».

В п. 6.4 ФГОС ВО определяется базовая часть Блока 1 и дается обязательный перечень учебных дисциплин - философия, история государства и права России, история государства и права зарубежных стран, иностранный

язык, иностранный язык в сфере юриспруденции, безопасность жизнедеятельности, теория государства и права, конституционное право, административное право, гражданское право, гражданский процесс, арбитражный процесс, трудовое право, уголовное право, уголовный процесс, экологическое право, земельное право, финансовое право, налоговое право, предпринимательское право, международное право, международное частное право, криминалистика, право социального обеспечения, семейное право и криминология, которые включают гуманитарные, филологические и юридические дисциплины. При этом объем, содержание и порядок реализации дисциплин базовой части определяются ВУЗом самостоятельно.

В части учебных дисциплин, которые включаются в вариативную часть, то их перечень и объем ВУЗом также определяются самостоятельно. После выбора студентами направленности (профиля) программы бакалавриата, они выбирают дисциплины вариативной части, которые становится для них обязательными (п. 6.6).

В п. 6.7 ФГОС ВО предусматриваются три типа практик (учебная, производственная и преддипломная) и способы проведения этих практик (стационарная, выездная), которые преследуют цель получения практических умений и навыков, и тем самым определяет компетентностно-ориентированную модель высшего юридического образования. Также ВУЗ самостоятельно вправе предусмотреть и иные типы практик дополнительно с учетом установленных ФГОСом. Проведение учебной и (или) производственной практики может осуществляться в структурных подразделениях ВУЗа. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик производится с учетом их состояния здоровья и требований по доступности.

В соответствии ФГОС ВО и с учетом основных типов практик, а также возможного дополнительного типа практик, ВУЗы самостоятельно в программах практик определяют их цели, задачи и формы отчетности. По общему правилу практики проводятся в организациях и учреждениях с учетом профиля подготовки студентов (например, административное, гражданское, уголовное право и др.). Допускается прохождение учебной практики в юридических клиниках, лабораториях и на кафедрах ВУЗа, если имеется необходимый кадровый и научный потенциал [12, с. 494].

В п. 6.8 ФГОС ВО определяется «Государственная итоговая аттестация», которая включает подготовку к сдаче и сдачу государственного экзамена, а также защиту выпускной квалификационной работы (далее - ВКР), включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты (если организация включила защиту ВКР.

В п. 6.9 ФГОС ВО устанавливается, что «При разработке программы бакалавриата обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специальные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 20% вариативной части Блока 1 ...».

В п. 6.10 ФГОС ВО определяется в части количества часов, которые отводятся на лекционные занятия и при этом в целом по базовой части должно составлять не более 50% от общего количества часов аудиторных занятий,

отводимых на реализацию данной части и не выделяются практические занятия и их объем в аудиторных занятиях.

Представляют интерес и виды профессиональной деятельности, которые устанавливаются в ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата).

В п. 4.3-4.4 ФГОС ВО определяются 4 вида профессиональной деятельности - нормотворческая, правоприменительная, правоохранительная и экспертно-консультационная, к которым готовится выпускник по программе бакалавра и, учитывая на какие из указанных видов деятельности ориентирована программа бакалавриата определяются профессиональнее задачи, к выполнению которых должен быть готов выпускник-бакалавр. При этом не предусматривается такой вид профессиональной деятельности, как педагогический, то есть выпускник не вправе осуществлять правовое воспитание и преподавание юридических дисциплин.

В п. 5.1-5.4 ФГОС ВО определяются компетенции, которыми должен обладать выпускник после освоения программы бакалавриата, а именно: общекультурными компетенциями (ОК) и общепрофессиональными компетенциями (ОПК) и, учитывая на какие виды деятельности ориентирована программа бакалавриата - профессиональными компетенциями (ПК), а в п. 5.55.7 ФГОС ВО предусматривается, что ВУЗы при разработке программы бакалавриата включают соответствующие компетенции в набор требуемых в зависимости от отнесенных к видам деятельности, на которые программа бакалавра ориентирована, а также могут самостоятельно дополнять набор компетенций выпускников с учетом ориентации программы бакалавра на конкретные сферы знаний и виды профессиональной деятельности, и самостоятельно их устанавливать по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам с учетом требований образовательных программы высшего образования (программы бакалавриата) (ст. 12 ФЗ «Об образовании в РФ»).

В п. 7.1-7.4 ФГОС ВО определяются требования к условиям реализации программ бакалавриата, в том числе «Общесистемные требования к реализации программы бакалавриата» (п. 7.1), «Требования к кадровым условиям реализации программ бакалавриата» (п. 7.2), «Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы бакалавриата» (п. 7.3) и «Требования к финансовым условиям реализации программ бакалавриата» (п. 7.4).

Тем самым, исходя из нормативных требований бакалавриат - высшее образование, предусматривающее получение диплома с присвоением квалификации (степени) «бакалавр».

Следует также отметить, что 15 октября 2019 года Минобрнауки России опубликовал проект нового ФГСО ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), который планируется ввести в действие с 2020 года [13].

В п. 3.1 проекта ФГСО ВО определяется, что «В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции,

установленные программой бакалавриата; в п. 3.7 предусматривается, что «Организация устанавливает в программе бакалавриата индикаторы достижения компетенций: универсальных, общепрофессиональных и обязательных профессиональных компетенций - в соответствии с индикаторами достижения компетенций, установленными ПООП; рекомендуемых профессиональных компетенций и самостоятельно установленных профессиональных компетенций - в соответствии с индикаторами достижения компетенций, установленными самостоятельно, а в 3.8 устанавливается, что «Организация самостоятельно планирует результаты обучения по дисциплинам (модулям) и практикам, которые должны быть соотнесены с установленными в программе бакалавриата индикаторами достижения компетенций» [13] и т.д.

По мнению автора [12, с. 494], для подготовки юристов по уровням, входящим в укрупненную группу специальностей «Юриспруденция», с присвоением квалификации «юрист», представляется возможным дополнить перечень специальностей высшего образования (уровень специалитета), то есть к имеющимся специальностям - «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» и «Судебная и прокурорская деятельность» ввести новые специальности - «Адвокатская и нотариальная деятельность», «Международная юридическая деятельность», «Правовое обеспечение международной экономической деятельности», «Правовое обеспечение цифровой экономики», «Правовое обеспечение деятельности органов государственной власти и местного самоуправления», «Правовое обеспечение информационно-технической деятельности», «Правовое обеспечение банковской деятельности», «Правовое обеспечение налоговой деятельности», «Правовое обеспечение таможенной деятельности» и другие.

Выводы. Мы разделяем достаточно популярный в научной среде подход, что необходимо использовать разумные и выверенные ориентиры Болонской декларации и государственные требования. Готовить полуграмотных специалистов «с бумажкой» о высшем образовании следует прекратить. Считаем, что надо учить так, чтобы дипломы котировались везде, по всему миру, то есть чтобы мы, педагоги, готовили грамотных и востребованных на рынке профессионалов.

Так, на основе анализа нормативно-правовых актов в сфере образования, научных подходов о высшем образовании в России, а также авторского понимания рассмотрены актуальные вопросы о государственных требованиях, предъявляемых к высшему юридическому образованию в России.

Список использованных источников:

1. Аврамова Е.М. Реформы системы образования в СССР и России как отражение трансформации общественных потребностей / Е.М. Аврамова. - М.: Издательство Дело, 2014. - 52 с.

2. Воскресенская Е.В. Проблема качества юридического образования в современной России / Е.В. Воскресенская // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - С. 211.

3. Болонская система образования в современной России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fulledu.ru/articles/1014_bolonskaya-sistema-obrazovaniya-v-sovremennoy-ross.html

4. Болонская декларация. Зона европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования («Болонская декларация») (г. Болонья, 19.06.1999 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.msmsu.rU/userdata/manual/images/fac/ped_obr/Bolonskaja_deklaracija.p df

5. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе / Под ред. К. Пурсиайнена и С.А. Медведева. - М.: РЕЦЭП, 2005. - 199 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.vovr.ru/upload/Recep_Bologna%20process.pdf

6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (в ред. от 06.02.2020 № 9-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

7. Винокуров M.A. Направления совершенствования системы высшего образования в России // Известия БГУ. - 2012. - № 5 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-sovershenstvovaniya-sistemy-vysshego-obrazovaniya-v-rossii

8. Приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 № 1511 (в ред. от 11.01.2018 № 28) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210457/

9. Приказ Минобрнауки России от 14.12.2010 № 1763 (в ред. от 31.05.2011 № 1975) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_110623/b48622e427565f8df981c0e2a81a5b3d4ba890af/

10 Приказ Минобрнауки России от 05.12.2014 № 1538 (в ред. от 30.04.2015 № 464) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.06.01 «Юриспруденция» (уровень подготовки кадров высшей квалификации), утвержденный [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAw_174550/

11. Приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 (в ред. от 30.08.2019 № 664) «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153430/

12. Жадан В.Н. Новые федеральные государственные требования к подготовке юристов-бакалавров / В.Н. Жадан // Молодой ученый. - 2017. - № 12. - с. 491-495.

13. Минобрнауки России планирует актуализировать образовательный стандарт для бакалавров юриспруденции. 15 октября 2019 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/news/1298990/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.