УДК 340
DOI: 10.23683/2313-6138-2020-7-2-17
Саликова Сусанна Владимировна,
аспирант кафедры теории и истории государства и права, Кубанский государственный университет, 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, д. 149
Salikova, Susanna V.,
Graduate Student, Department of Theory and History of State and Law, Kuban State University, 149 Stavropolskaya St., 350040, Krasnodar, Russian Federation
О НОРМАТИВНОМ ОТРАЖЕНИИ ПРИНЦИПА ДЕМОКРАТИЗМА В СОВРЕМЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
♦
ON THE NORMATIVE REFLECTION OF THE PRINCIPLE OF DEMOCRACY IN THE MODERN LEGISLATION OF THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION
АННОТАЦИЯ. В статье рассмотрены некоторые актуальные вопросы отражения принципа демократизма и его различных сторон в федеральном и региональном законодательстве современной России. В современных условиях необходимо согласование степени отражения и конкретизации различных аспектов принципа демократизма в федеральном и региональном законодательстве.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: принцип; демократизм; региональный; нормативные акты.
ABSTRACT. The article deals with some topical issues of reflection of the principle of democracy and its various aspects in the Federal and regional legislation of modern Russia. In modern conditions it is necessary to coordinate the degree of reflection and concretization of various aspects of the principle of democracy in Federal and regional legislation.
KEYWORDS: principle; democracy; regional; normative acts.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ: Саликова С.В. О нормативном отражении принципа демократизма в современном законодательстве субъектов Российской Федерации // Вестник Юридического факультета Южного федерального университета. 2020. Т. 7, № 2. С. 118-121. DOI: 10.23683/2313-6138-2020-7-2-17
FOR CITATION:
Salikova, S.V. On the normative reflection of the principle of democracy in the modern legislation of the subjects of the Russian Federation. Bulletin of the Law Faculty, SFEDU. 2020. Vol. 7, No. 2. P. 118-121 (in Russian). DOI: 10.23683/2313-6138-2020-7-2-17
© С.В. Саликова, 2020
S.V. SALIKOVA. BULLETIN OF THE LAW FACULTY, SFEDU. 2020. Vol. 7, No. 2. P. 118-121
119
Принцип демократизма в формировании и реализации права сегодня выделяется в качестве общеправового принципа многими, хотя и далеко не всеми отечественными авторами. Например, иногда демократизм трактуется как свойство государства и политической системы общества, а не принцип права. И тем не менее он не просто является таковым, но и занимает важное место в системе тех принципов права, которые получили закрепление как в федеральном, так и в региональном законодательстве современной России. Более того, он закреплен сразу в нескольких своих аспектах, что выражает его содержательную и техническую многогранность.
Демократическое государство основывается на таком характере взаимоотношений между личностью, обществом и государством, при котором интересы личности, права и свободы граждан являются основной социальной ценностью, охраняемой обществом и государством. При этом деятельность государственных органов должна быть подчинена задаче обеспечения прав и свобод граждан, направлена на развитие независимых и полноправных институтов гражданского общества. Поэтому важнейшим критерием демократизма является закрепление в законодательстве и реальное соблюдение общепризнанных прав и свобод и их реализация [9, с. 20].
Принцип демократизма в различных своих аспектах закреплен не только в федеральных, но и в региональных нормативных актах, в частности, в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации. Приведу в качестве примеров ряд актов субъектов Юга России. Так, в статье 4 Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия закреплено, что «народ осуществляет свою власть через Главу Республики Калмыкия, Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия и органы местного самоуправления», а «высшим непосредственным выражением воли народа являются референдум и свободные выборы» [6]. В этом плане интересным выглядит положение о выражении власти народа через Главу республики как должностного лица, избранного гражданами.
В статье 1 Конституции Республики Северная Осетия - Алания от 12.11.1994 закреплено, что «Республика Северная Осетия - Алания есть демократическое правовое государство,
выражающее волю и интересы ее многонационального народа», а в статье 3 указано, что «единственным источником власти в Республике Северная Осетия - Алания является народ» [4]. Естественно, что в последующих положениях принцип демократизма конкретизируется применительно к формированию права. В частности, закреплена возможность проведения референдумов, в том числе по проектам нормативных правовых актов, а также установлено, что решения, принятые на референдумах, могут быть отменены только последующими референдумами.
На мой взгляд, своеобразным выражением принципа демократизма в региональном законодательстве является закрепление в нем положений о том, что деятельность высших органов государственной власти регионов не должна осуществляться в ущерб их населению, в ущерб народу. Так, статья 26 Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия устанавливает, что «полномочия Главы Республики Калмыкия не могут быть использованы в ущерб интересам народа Республики Калмыкия» [6].
Важнейшим аспектом нормативного отражения принципа демократизма в формировании и реализации права является сегодня нормативное закрепление демократических основ регионального правотворчества. Прежде всего, в современных субъектах Российской Федерации официально закреплена возможность принятия нормативных правовых актов на референдумах.
Далее, при планировании подготовки региональных нормативных актов нередко используется институт народных правотворческих (общественных) инициатив. В частности, в Законе Кабардино-Балкарской Республики от 03.08.2002 №52-РЗ (с изменениями на 05.06.2018) «О правовых актах в Кабардино-Балкарской Республике» в статье 29 указано, что «правотворческие органы обязаны поддерживать народную правотворческую инициативу, то есть рассматривать предложения граждан, политических партий и иных общественных объединений, органов местного самоуправления о принятии (издании), об изменении или о признании утратившими силу (отмене) нормативных правовых актов». Также установлено, что «для выявления обществен-
120
С.В. САЛИКОВА. ВЕСТНИК ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ЮФУ 2020. Т. 7, № 2. С. 118-121
ного мнения правотворческие органы могут проводить всенародное обсуждение проектов нормативных правовых актов» (п. 2 ст. 29), а, кроме того, статьей 34-3 предусмотрена возможность проведения публичных слушаний по проектам нормативных правовых актов, которые «представляют собой их общественное обсуждение» [2].
В ряде субъектов также нормативно допускается возможность подготовки проектов нормативных правовых актов, в том числе проектов альтернативных, общественными организациями.
Выражением принципа демократизма в законодательстве субъектов Российской Федерации является закрепление различных форм участия граждан в разработке региональных нормативно-правовых актов. Так, в Законе республики Северная Осетия - Алания от 14.11.2014 №36-РЗ «О нормативных правовых актах Республики Северная Осетия - Алания» (п. 5 ст. 7 предусмотрена возможность проведения конкурса на лучший проект нормативного правового акта Республики Северная Осетия - Алания, в котором возможно участие представителей общественности [4]. В Законе Республики Адыгея от 09.10.1998 №92 «О нормативных и иных правовых актах» (с изменениями на 30.07.2014) в статье 24 закреплена возможность подготовки проектов нормативных актов общественными организациями, в том числе проектов альтернативных, при этом проекты нормативных правовых актов могут выноситься на всенародное обсуждение через средства массовой информации (статья 25), а при планировании подготовки нормативных актов Республики Адыгея (статья 23) предусмотрена работа экспертной рабочей группы по рассмотрению общественных инициатив, направляемых гражданами с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» [3].
Важным аспектом принципа демократизма в формировании и реализации права является обеспечение возможности для граждан обращаться в государственные органы, в том числе по вопросам совершенствования законодательства и практики правоприменения. И в этом плане законодательство ряда субъектов Российской Федерации содержит соответствующие предписания. Так, статья 33 Конститу-
ции Республики Северная Осетия - Алания устанавливает положение, согласно которому «граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления» [5]. Такое право предоставлено и органам местного самоуправления. Согласно Уставу города Севастополя «обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти города Севастополя, должностными лицами органов государственной власти города Севастополя, к которым эти обращения направлены» [1]. Думается, что предоставление указанной возможности является существенным фактором участия населения в совершенствовании законодательства и правоприменительной практики в субъектах РФ.
Выражением принципа демократизма в региональном законодательстве можно считать нормативное наделение населения правом решать вопросы местного значения. Так, в Законе Кабардино-Балкарской Республики от 03.08.2002 №52-РЗ (с изменениями на 05.06.2018) «О правовых актах в Кабардино-Балкарской Республике» в п. 3 статьи 5 указано, что «население муниципального образования вправе в установленном порядке участвовать в решении вопросов местного значения», а в статье 15 к муниципальным правовым актам отнесены и «акты, приняты на местном референдуме (сходе граждан)» [2]. Аналогичные возможности предоставляются и нормативными актами других субъектов Федерации.
Интересной и относительно новой формой выражения принципа демократизма в законодательстве субъектов Российской Федерации является закрепление основ деятельности региональных общественных палат. Такие основы закреплены и в федеральном законодательстве. В частности, в Федеральном Законе «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации» установлено, что «общественная палата субъекта Российской Федерации обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, и некоммерческих организаций, созданных для представ-
S.V. SALIKOVA. BULLETIN OF THE LAW FACULTY, SFEDU. 2020. Vol. 7, No. 2. P. 118-121
121
ления и защиты прав и законных интересов профессиональных и социальных групп, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, находящимися на территории субъекта Российской Федерации, в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты прав и свобод граждан, прав и законных интересов некоммерческих организаций при формировании и реализации государственной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия на территории субъекта Российской Федерации» [8]. Данное положение практически без изменений воспроизводится в законах соответствующих субъектов Российской Федерации. При этом (также в контексте отражения принципа демократизма) в региональном законодательстве среди целей и задач общественных палат по аналогии с Федеральным Законом названы такие как: «согласование общественно значимых интересов граждан, некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов развития; развитие демократических институтов; выдвижение и поддержка гражданских инициатив, направленных на защиту прав, свобод и законных интересов; выработка рекомендаций органам государственной власти при определении приоритетов в области государственной поддержки некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества» [1]. В этом плане интерес представляет то, что общественным палатам субъектов Российской Федерации предоставлено право проводить гражданские форумы, слушания,
«круглые столы» и иные мероприятия по общественно важным проблемам, направлять запросы соответствующим государственным органам, что также выражает различные аспекты принципа демократизма, в том числе в плане формирования массива действующего законодательства.
Это лишь некоторые вопросы, связанные с отражением в региональном законодательстве современной России принципа демократизма. Очевидно, что вопросы конкретизации, детализации данного принципа в современном законодательстве федерального и регионального уровней нуждаются как в дальнейшем научном исследовании, так и в практическом разрешении, в том числе в контексте решения современных общественных проблем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон города Севастополя «Об Общественной палате города Севастополя» от 28.12.2018 [Электронный ресурс] // URL: docs.cntd.ru/document/543771832
2. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 03.08.2002 №52-РЗ (с изменениями на 05.06.2018) «О правовых актах в Кабардино-Балкарской Республике» [Электронный ресурс] // URL: docs.cntd.ru/ document/802054266
3. Закон Республики Адыгея от 09.10.1998 №92 «О нормативных и иных правовых актах» (с изменениями на 30.07.2014) [Электронный ресурс] // URL: docs. cntd.ru/document/804932445
4. Закон Республики Северная Осетия - Алания от14.11.2014 № 36-РЗ «О нормативных правовых актах Республики Северная Осетия - Алания» [Электронный ресурс] // URL: docs.cntd.ru/document/423857869
5. Конституция Республики Северная Осетия - Алания от 12.11.1994 (с изменениями на 10.05.2017) [Электронный ресурс] // URL: docs.cntd.ru/document/304200016
6. Степное Уложение (Конституция) Республики Калмыкия от 05.04.1994 (с изменениями на 09.06.2018) [Электронный ресурс] // URL: docs.cntd.ru/ document/720705887
7. Устав города Севастополя от 11.04.2014 [Электронный ресурс] // URL: docs.cntd.ru/document/413801002
8. Федеральный Закон «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: docs.cntd.ru/document/420361607
9. Чернов К.А. Принцип равенства как общеправовой принцип российского права: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2003.