Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание в системе реализации воспитательной функции права'

Патриотическое воспитание в системе реализации воспитательной функции права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
181
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
PATRIOTIC EDUCATION / FUNCTIONS / PRINCIPLES / METHODS / SYSTEMS / LAW / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФУНКЦИИ / ПРИНЦИПЫ / ФОРМЫ / СИСТЕМА / ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Григорьев Станислав Эрикович

Статья посвящена анализу мер патриотического воспитания в контексте реализации воспитательной функции права, в том числе на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Григорьев Станислав Эрикович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC EDUCATION IN THE SYSTEM OF REALIZATION OF EDUCATIONAL FUNCTION OF LAW

The article is devoted to analysis of the measures of patriotic education in the context of realization of educational function of law, including the regional level.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание в системе реализации воспитательной функции права»

УДК 340.114.5 ББК 67.0

Григорьев Станислав Эрикович Grigoriev Stanislav Erikovich

соискатель кафедры теории и истории государства и права Кубанского государственного университета.

Post-Graduate Student of Theory and History of State and Law Department of the Kuban State University. E-mail: grigorievse@mail.ru

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ПРАВА

Patriotic education in the system of realization of educational function of law

Статья посвящена анализу мер патриотического воспитания в контексте реализации воспитательной функции права, в том числе на региональном уровне.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, функции, принципы, формы, система, право.

Одним из все более актуальных направлений реализации воспитательной функции права в условиях конфликтности современного глобального развития выступает патриотическое воспитание. Последнее в настоящее время становится достаточно многоаспектным и приобретает новое звучание в связи с усилением различного рода противоречий, коллизий в современном мире, борьбой противоречивых тенденций различных уровней в мировом масштабе. Для современного этапа развития Российского государства и его правовой системы характерны, помимо прочего, такие тенденции развития правовой культуры молодых людей, как либерализация правового сознания и, соответственно, юридически значимого поведения, усиление их разновекторности в связи с глобализацией, развитием массовой культуры и иными мировыми тенденциями, не всегда однозначными. В этих условиях важнейшее значение приобретает патриотическое воспитание, на что справедливо указывается в литературе [1, с. 9; 2, с. 12].

Удельный вес патриотического воспитания в реализации воспитательной функции права возрастает, патриотизм по праву стал неотъемлемой частью политико-правовой идеологии в современной России. При этом и сама идея патриотизма может быть достаточно разносторонней, возможно даже злоупотребление ей в угоду неким конъюнктурным и даже антиправо-

The article is devoted to analysis of the measures ofpatriotic education in the context of realization of educational function of law, including the regional level.

Keywords: patriotic education, functions, principles, methods, systems, law.

вым политическим интересам. Именно поэтому патриотическое воспитание должно стать предметом самого пристального внимания и правовой доктрины, и государственной политики, и действующего законодательства.

Поскольку патриотическое воспитание является неотъемлемой частью, существенным направлением реализации воспитательной функции права в современных условиях, следует принять за основу то, что в патриотическом воспитании могут быть восприняты общие принципы управления правовоспитательным процессом: беспристрастность системы управления правовоспитательным процессом, избирательность, конкретность, научная обоснованность, законность, гласность в действии и совершенствовании механизма управленческих решений в процессе реализации правовоспитательных мероприятий.

Для осуществления воспитательной функции права важно, чтобы меры по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию целенаправленно приводились в единую согласованную систему, охватывающую федераль-

и _______^ _ т»

ныи и региональный аспекты. В данном контексте следует прежде всего указать на ряд нормативных правовых актов федерального уровня, прямо регламентирующих вопросы патриотического воспитания: Закон РФ от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» [3], Фе-

деральный закон от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» [4], Федеральный закон от 13.03.1995 № 32-Ф3 «О днях воинской славы и памятных датах России» [5], Федеральный закон от 09.05.2006 № 68-ФЗ «О почетном звании Российской Федерации "Город воинской славы"» [6], Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [7]. Следует отметить также такие акты, как Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 «Об утверждении основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [8], а также Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», которые стали разрабатываться в современной России с 2001 года.

В целях достижения реальной результативности правового воспитательного воздействия в области патриотического воспитания существенно то, что это воспитание доктри-нально основывается на разработанной не так давно Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации [9]. Эта Концепция получила разработку в Российском государственном военном историко-культурном центре (Росвоенцентр) совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации во исполнение Перечня мероприятий по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 20012005 годы». В то же время такая Концепция должна подвергаться регулярному мониторингу на предмет своей эффективности и соответствия изменяющимся условиям политической и социальной жизни.

Проект Концепции рассматривался и обсуждался во всех федеральных органах исполнительной власти, а также в 83-х субъектах Российской Федерации. В ней сконцентрирован комплекс ориентиров и целей патриотического воспитания в современной России и ее регионах. Как явствует из текста Концепции, это документ, выражающий систему официально принятых воззрений на государственную политику в области патриотического воспитания, а сам патриотизм должен придать новый импульс духовному оздоровлению нашего народа, эффективному формированию в России единого гражданского

общества. В Концепции отмечено, что патриотизм выступает нравственной основой жизнеспособности любого государства и в качестве существенного внутреннего мобилизующего ресурса развития нашего общества, основой формирования активной гражданской позиции индивида, готовности его к самоотверженному и бескорыстному служению своему Отечеству. Патриотизм как общественный феномен называется в качестве цементирующей основы существования и успешного развития любых наций и государственности. На макроуровне же патриотизм представляет собой значимую часть массового сознания, находящую выражение в коллективных эмоциях, настроениях, чувствах, мнениях, в отношении к своему государству и народу, его образу жизни, истории, культурной специфике, системе базовых ценностей. Важно также, что в Концепции дается определение патриотизму как «любви к своей Родине, преданности своему Отечеству, стремления служить его интересам и готовности, вплоть до самопожертвования, к его защите».

Однако федеральный закон о патриотическом и духовно-нравственном воспитании, к сожалению, на уровне России в целом до настоящего времени не доработан и не принят, хотя проект и находится на стадии разработки в Государственной Думе.

Разрабатываются и принимаются соответствующие нормативные акты на уровне субъектов РФ. В данном контексте для иллюстрации нельзя не вспомнить Закон Краснодарского края «О патриотическом и духовно-нравственном воспитании в Краснодарском крае», который принят 25 декабря 2013 года. Значимо, что в нем не только формулируются легальные определения самого патриотического и духовно-нравственного воспитания, но и указываются цели и задачи такого воспитания.

В указанном Законе основными в качестве целей и задач патриотического и духовно-нравственного воспитания граждан в Краснодарском крае провозглашаются: «формирование патриотических чувств и сознания граждан; развитие в обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, нравственности и духовности; содействие становлению граждан, способных участвовать в созидательном процессе в интересах Отечества и общества, в целях укрепления государства, обеспечения его безопасности и устойчивого

развития; формирование и утверждение в общественном сознании патриотических взглядов и убеждений, уважение истории и культуры страны и региона, повышение престижа государственной службы; формирование расовой, национальной, религиозной терпимости и т. д.» [10]. Естественно, что аналогичные и другие цели и задачи должны быть сформулированы и получить свою реализацию во всех регионах, а также обобщаться и подвергаться анализу на федеральном уровне как доктринально, так и практически, нормативно. Несомненно, они имеют большое значение в плане реализации воспитательной функции права.

В других субъектах РФ патриотическому воспитанию также нередко уделяется существенное внимание. В частности, в Законе Московской области от 25.06.2015 № 114/2015-03 «О патриотическом воспитании в Московской области» патриотическое воспитание обозначено как «важный и необходимый элемент государственной политики» [11]. В ряде региональных законодательных актов содержатся весьма обоснованные легальные определения патриотического и духовно-нравственного воспитания. Например, в Законе Волгоградской области от 05.12.2016 № 123-ОД «О патриотическом и духовно-нравственном воспитании в Волгоградской области» излагается определение следующего характера: «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание - систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления, общественно-государственных и общественных объединений в Волгоградской области по формированию у граждан высокого патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей, верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества» [12].

Отметим в этой связи, что наличие в региональном законодательстве легальных определений (дефиниций) патриотического воспитания имеет существенное значение в контексте достижения точности и конкретности юридического воздействия в данной сфере, хотя эти дефиниции должны быть в определенной мере унифицированы, что значимо в плане осуществления воспитательной функции права.

Сформулированы определения патриотического воспитания и в иных нормативных актах субъектов. Например, в Законе Смоленской

области от 10.07.2014 № 94-З «О патриотическом воспитании в Смоленской области» под патриотическим воспитанием нормативно подразумевается «систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан РФ любви к Родине, преданности и верности Отечеству, стремления служить его интересам и готовности к его защите» [13]. Изложена легальная дефиниция патриотического воспитания и в уже упоминавшемся Законе Московской области: «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, которая связана с реализацией мероприятий, направленных на формирование у граждан высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества» [11]. Отметим, что здесь нормативно закреплено также военно-патриотическое воспитание как отдельная самостоятельная составная часть патриотического воспитания, направленная на формирование у российских граждан высокой степени готовности к военной и правоохранительной службе и на всестороннее развитие в связи с этим прикладных знаний и практических навыков. Думается, что сформулированные в субъектах РФ законодательные определения патриотического воспитания необходимо согласовать друг с другом на основе проведенного сравнительного анализа, что важно в контексте единообразной реализации воспитательной функции права в регионах, тем более, что они и так достаточно сходны по ряду моментов.

Заслуживает научного, а возможно, и практического внимания имеющаяся в данном Законе Московской области попытка ввести в оборот термин «система патриотического воспитания». Полагаем, что системный подход был бы полезен в плане повышения эффективности реализации воспитательной функции права в региональном законодательстве и проведения соответствующих воспитательных мероприятий.

Стремление ввести в законодательный оборот новые термины в качестве неких ориентиров отметим в Законе Нижегородской области от 01.08.2016 № 102-З «О патриотическом воспитании граждан в Нижегородской

области» [14]. В частности, уже в легальную дефиницию патриотического воспитания в качестве его субъектов включены институты гражданского общества, и в том числе семья: «Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины». В данном определении также встречается упоминание о «конституционных обязанностях по защите интересов Родины» и «гражданском долге».

В Законе Республики Северная Осетия-Алания от 09.01.2017 № 2-РЗ «О патриотическом и духовно-нравственном воспитании в Республике Северная Осетия-Алания» также сформулировано определение духовно-нравственного воспитания, в рамках которого сделана попытка учесть и региональные специфические особенности: «Под патриотическим и духовно-нравственным воспитанием понимается деятельность органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания и иных субъектов патриотического и духовно-нравственного воспитания, направленная на формирование и утверждение чувства патриотизма, общегражданской российской идентичности, гражданского единства; на развитие национального самосознания и уважение национального достоинства граждан; распространение традиционных духовно-нравственных ценностей, культуры межнационального общения в Республике Северная Осетия-Алания; формирование гражданской ответственности и правовой культуры граждан, готовности к выполнению гражданского и воинского долга» [15]. Значимо в контексте существования России как федеративного государства в упомянутом выше Законе провозглашение в качестве ориентиров общегражданской российской идентичности и гражданского единства.

В плане реализации воспитательной функции права примечательно то, что в качестве субъектов, участников патриотического и духовно-нравственного воспитания Закон называет не только традиционно указываемые органы государственной власти и органы местного само-

управления, в данном случае Республики Северная Осетия-Алания, но и организации гражданского общества, например, семьи, трудовые и профессиональные коллективы, ветеранские организации, поисковые объединения, образовательные, научные, организации культуры и искусства, различные религиозные конфессии, средства массовой коммуникации. Это еще раз доказывает то, что институты гражданского общества являются важными субъектами реализации воспитательной функции права. При этом их деятельность не должна вести к деформациям правосознания и социально вредной деятельности. Однако желательно, чтобы в этом и многих других региональных законах все же четко указывались конкретные мероприятия по патриотическому воспитанию, что придавало бы соответствующему законодательству дополнительную практическую направленность.

Интересно, что в определенном количестве субъектов РФ предписывается создание уполномоченных государственных органов, непосредственно связанных с координацией и общей организацией деятельности по осуществлению патриотического воспитания. Например, согласно Закону Нижегородской области от 01.08.2016 № 102-З «О патриотическом воспитании граждан в Нижегородской области» предусмотрено создание «Координационного совета по патриотическому воспитанию и подготовке граждан к военной службе в Нижегородской области» [14]. Думается, что аналогичные органы необходимо создать во всех субъектах Российской Федерации, при этом продумать и унифицировать их компетенцию, не допустить превращения в бюрократические структуры.

Для реализации данного направления воспитательной функции права существенно то, что в законодательстве субъектов РФ определены цели, задачи и принципы патриотического воспитания на нынешнем этапе их развития. Например, в Законе Волгоградской области от 05.12.2016 № 123-ОД «О патриотическом и духовно-нравственном воспитании в Волгоградской области» нашли закрепление следующие принципы: законность; системность; адресный подход; соблюдение баланса интересов личности, общества и государства; универсальность основных направлений патриотического и духовно-нравственного воспитания [12]. Думается, что «универсальность» базовых направлений патриотического и духовно-нравственного воспитания можно было бы обозначить бо-

лее корректно как «единство основных направлений патриотического и духовно-нравственного воспитания в федеральном и региональном аспектах».

В этом же законе обозначены такие цели патриотического и духовно-нравственного воспитания, как формирование патриотических чувств и сознания граждан; развитие в обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, нравственности и духовности; содействие становлению граждан, способных участвовать в созидательном процессе в интересах Отечества и общества, в целях укрепления государства, обеспечения его безопасности и устойчивого развития.

Заметим, что этот перечень нуждается в уточнении и дополнении. В частности, в целях не отражена региональная специфика Волгоградской области, связанная, например, с Великой Отечественной и Гражданской войной. Кроме того, понятия «социальная ответственность», «нравственность и духовность» как цели патриотического и духовно-нравственного воспитания нуждаются в конкретизации в действующем законодательстве, в настоящее время они являются дискуссионными в доктрине.

В данном акте сформулированы и задачи воспитания, в том числе «формирование мотивов, целей и задач самореализации личности в профессиональной, научной и общественной сферах деятельности» [12]. Однако «самореализация личности» больше похожа на стратегическую цель, поскольку как задача выглядит достаточно глобально.

Обобщая вышесказанное, хотелось отметить, что патриотическое воспитание как важ-

Литература

1. Засорина Т. Д., Хомутова Н. Н. Роль ценностей патриотизма в мировоззрении личности // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 3.

2. Козявкина Ю. Э. Патриотизм. Нравственное воспитание человека // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 1.

3. Закон РФ от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества». URL: http: docs.cntd.ru/document/ 9006240.

4. Федеральный закон от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне

ное направление осуществления воспитательной функции права является существенным фактором формирования всесторонне развитой личности, в том числе в ценностном плане, одним из факторов совершенствования ее мировоззрения, корректировки и общего планирования путей активного, целенаправленного достижения общественных, государственных и личных целей.

Среди различных форм правового и патриотического воспитания важную роль должно играть непосредственно самовоспитание (включая такое обучение, которое связано с личным социально-правовым опытом и его применением, постоянным самообразованием, самосовершенствованием, а также проведением самоанализа, познанием и аргументированной оценкой правовых и политических явлений, развитием собственных навыков социально-правовой активности). Прогрессу самовоспитания и самообучения необходимо в доскональной степени уделить внимание в законодательстве федерального и регионального уровней.

В целом же патриотическое воспитание играет существенную роль в деле формирования социально ответственной личности, способной и готовой отстаивать интересы общества и государства. Тем самым оно является значимым направлением реализации воспитательной функции права в современных условиях, а также существенным аспектом такой реализации. В то же время региональное законодательство, посвященное патриотическому воспитанию, нуждается в упорядочении и унификации как в содержательном, так и в технико-юридическом плане.

Bibliography

1. Zasorina T. D., Khomutova N. N. The role of the values of patriotism in the worldview of the person // Humanitarian scientific researches. 2016. № 3.

2. Kozyavkina Yu. E. Patriotism. The moral education of man // Humanitarian scientific researches. 2014. № 1.

3. The law of the Russian Federation of 14.01.1993 № 4292-1 «About perpetuating of memory of victims at Fatherland protection». URL: http: docs.cntd.ru/document/9006240.

4. Federal law of 19.05.1995 № 80-FL «On perpetuating the Victory of the Soviet people in the Great Patriotic War of1941-1945». URL: http: docs.cntd.ru/document/9011773.

1941-1945 годов». URL: http: docs.cntd.ru/doc-ument/9011773.

5. Федеральный закон от 13.03.1995 № 32-Ф3 «О днях воинской славы и памятных датах России». URL: http: docs.cntd.ru/ document/9010719.

6. Федеральный закон от 09.05.2006 № 68-ФЗ «О почетном звании Российской Федерации "Город воинской славы"». URL: http: docs.cntd.ru/ document/901979355.

7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http: docs.cntd.ru/document/ 902389617.

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 «Об утверждении основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http: docs.cntd.ru/document/420237592.

9. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. URL: http: gospatriotprogramma.ru/the-concept-of-patriotic-education-is-the-basis-of-the-state-programm/.

10. Закон Краснодарского края от 25.12.2013 «О патриотическом и духовно-нравственном воспитании в Краснодарском крае» // Кубанские новости. 2013. № 241.

11. Закон Московской области от 25.06.2015 № 114/2015-03 «О патриотическом воспитании в Московской области». URL: www. mosobl-duma.ru/ Zakoni Zakon_Moscovskoj _oblasti/ item/43103.

12. Закон Волгоградской области от 05.12.2016 № 123-ОД «О патриотическом и духовно-нравственном воспитании в Волгоградской области». URL: http: docs.cntd.ru/docu-ment/444865743.

13. Закон Смоленской области от 10.07.2014 № 94-З «О патриотическом воспитании в Смоленской области». URL: http: docs2.cntd.ru/ document/412329448.

14. Закон Нижегородской области от 01.08.2016 № 102-З «О патриотическом воспитании граждан в Нижегородской области». URL: http: docs.pravo.ru/ document/ view/ 85999 938/98878061.

15. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 09.01.2017 № 2-РЗ «О патриотическом и духовно-нравственном воспитании в Республике Северная Осетия-Алания». URL: http:docs.pravo.ru/document/view/85999938/ 98878061.

5. Federal law of 13.03.1995 № 32-FL «On days of military glory and memorable dates of Russia». URL: http: docs.cntd.ru/document/ 9010719.

6. Federal law of 09.05.2006 № 68-FL «On the honorary title of the Russian Federation "City of military glory"». URL: http: docs.cntd.ru/doc-ument/901979355.

7. Federal law of 29.12.2012 № 273-FL «On education in the Russian Federation». URL: http: docs.cntd.ru/document/902389617.

8. The order of the government of the Russian Federation of 29.11.2014 «About the statement of bases of the state youth policy of the Russian Federation for the period till 2025». URL: http: docs.cntd.ru/document/420237592.

9. Concepts of patriotic education of citizens of the Russian Federation. URL: http: gospatriot-programma.ru/the-concept-of-patriotic-education-is-the-basis-of-the-state-programm/.

10. The law of the Krasnodar region of

25.12.2013 «On Patriotic and spiritual and moral education in the Krasnodar region» // Kuban news. 2013. № 241.

11. The law of the Moscow region of

25.06.2015 № 114/2015-03 «On patriotic education in the Moscow region». URL: www. mosoblduma.ru /Zakoni Zakon_Moscovskoj_ oblasti/ item/ 43103.

12. The law of the Volgograd region of

05.12.2016 № 123-OD «On patriotic and spiritual and moral education in the Volgograd region». URL: http: docs.cntd.ru/document/444865743.

13. The law of the Smolensk region from

10.07.2014 № 94-L «About Patriotic education in the Smolensk region». URL: http: docs2.cntd. ru/document/412329448.

14. The law of the Nizhny Novgorod region of 01.08.2016 № 102-L «About patriotic education of citizens in the Nizhny Novgorod region». URL: http: docs.pravo.ru/ document/ view/8599 9938/98878061.

15. The law of the Republic of North Ossetia-Alania of 09.01.2017 № 2-RL «On patriotic and spiritual and moral education in the Republic of North Ossetia-Alania». URL: http:docs.pravo.ru/ document/view/ 85999938/ 98878061.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.