Научная статья на тему 'О нормах духовной жизни в местах лишения свободы (общие теоретические положения и краткий анализ результатов опросов, проведенных в 2012 г. В ФКУ № 27 ГУФСИН России по Самарской области)'

О нормах духовной жизни в местах лишения свободы (общие теоретические положения и краткий анализ результатов опросов, проведенных в 2012 г. В ФКУ № 27 ГУФСИН России по Самарской области) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУША / ПОКАЯНИЕ / ЗАПОВЕДИ БОЖЬИ / ГРЕХ / SIN / СТРАСТЬ / PASSION / ЗАПОВЕДИ МОИСЕЯ (СИНАЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО) / GOD'S FORM AND SIMILARITY / CONFESS / CONSCIENCE / GOD'S COMMANDMENT (SINAY COMMANDMENT)

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Катькова Валентина Владимировна, Зеленовская Инна Викторовна

В статье перечислены и рассмотрены нормы духовной жизни. Подробно охарактеризованы результаты опросов, проведенных в ФКУ № 27 ГУФСИН России по Самарской области в 2012 г. Анализ результатов позволяет судить о вероятности соблюдения норм духовной жизни в местах лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT STANDARDS OF SPIRITUAL LIFE (General theoretical thesis and brief analysis results of interrogations are held in the 2012 year Federal state establishment № 27 Administration Penitentiary federal service by Samara region)

In the article is said about standards of spiritual life. The results of interrogations are characterized in details. The analysis of results allowed to try about possibility of observing standards of spiritual life in the place of imprisonment.

Текст научной работы на тему «О нормах духовной жизни в местах лишения свободы (общие теоретические положения и краткий анализ результатов опросов, проведенных в 2012 г. В ФКУ № 27 ГУФСИН России по Самарской области)»

лектива осужденных, деятельность воспитательной колонии. Ребята менялись прямо на глазах. В результате - освобождение с идеологией актива и опять-таки непринятие в прежнюю преступную среду на свободе.

А вот как написали в анкете (июнь 2013 г.) осужденные ЖВК: «Раньше было лучше, были «красные», они следили за порядком, помогали пацанам во всём. Сейчас все живут ради себя, никто никому не помогает. Было бы лучше, если было бы что-то среднее между «красными» и как сейчас».

В целях обеспечения равноправия несовершеннолетних осужденных, снижения влияния криминальной среды целесообразно провести следующие мероприятия:

- в регионах, где нет воспитательных колоний и не планируется создание воспитательного центра, в следственных изоляторах выделить изолированные участки для содержания несовершеннолетних осужденных (кроме случаев обеспечения личной безопасности). Особенно это актуально для девушек, которых можно также и содержать в своем регионе в изолированных участках исправительных колоний для женщин;

- следственные изоляторы для несовершеннолетних осужденных создавать при воспитательных колониях, а затем при воспитательных центрах, сразу ограждая их от криминальной романтики и реализуя цель - исправление;

- в ст. 140 УИК РФ вернуться к прежней норме содержания в воспитательной колонии при правопослушном поведении несовершенолетнего осужденного до достижения им 21-летнего возраста (кстати, при опросе в ЖВК воспитанники сами высказали такое пожелание);

- на предприятиях и в производственных мастерских размещать гос. заказ, так как труд - самое эффективное средство исправления и интеллектуального развития молодых людей, особенно ранее не работавших, которых в ВК абсолютное большинство. И опять сами осужденные в анкете просят администрацию дать им работу. Ведь это не только занятость, а возможность возмещать причинённый ущерб, приобретать продукты питания и предметы первой необходимости в магазине ИУ и не зависеть от других осужденных. А главное - рациональная занятость и развитие личности;

- не взимать с ВК налог на прибыль с произведенной продукции, так как она производится в ходе профессиональной подготовки несовершеннолетних осужденных;

- несовершеннолетних осужденных, признанных постановлением начальника воспитательной колонии злостными нарушителями, в помещения со строгими условиями содержания водворять в исключительных случаях, так как, находясь в изоляции от основной массы осужденных, они быстрее деградируют и криминализируются;

- в УИК РФ вернуть норму по активу осужденных, но изложить её в соответствии с Европейскими правилами: не как содействие администрации исправительного учреждения, а как развитие личности осужденного, его активности, самодеятельности через занятия спортом, художественной самодеятельностью, самообразование, техническое творчество и др. (и ни в коем случае не по дисциплине и порядку, контролю за какой-либо деятельностью осужденных).

1 Галузин А. Ф. Пенитенциарная безопасность. Соотношение понятий // Правовая безопасность в пенитенциарной системе: понимание, структура, обеспечение: материалы Международной научно-практической конференции. - Самара, 2012. - С. 34-42.

УДК 23/28

О НОРМАХ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ (общие теоретические положения и краткий анализ результатов опросов, проведенных в 2012 г. в ФКУ № 27 ГУФСИН России по Самарской области)

© 2013 В. В. Катькова, И. В. Зеленовская

Аннотация. В статье перечислены и рассмотрены нормы духовной жизни. Подробно охарактеризованы результаты опросов, проведенных в ФКУ № 27 ГУФСИН России по Самарской

области в 2012 г. Анализ результатов позволяет судить о вероятности соблюдения норм духовной жизни в местах лишения свободы.

Ключевые слова: душа, покаяние, заповеди Божьи, грех, страсть, заповеди Моисея (Синайское законодательство).

ABOUT STANDARDS OF SPIRITUAL LIFE (General theoretical thesis and brief analysis results of interrogations are held in the 2012 year Federal state establishment № 27 Administration Penitentiary federal service by Samara region)

© 2013 V. Katkova, I. Zelenovskaya

Summary. In the article is said about standards of spiritual life. The results of interrogations are characterized in details. The analysis of results allowed to try about possibility of observing standards of spiritual life in the place ofimprisonment.

Keywords: God's form and similarity, confess, sin, passion, conscience, God's commandment (Sinay commandment).

В силу постоянного ухудшения криминогенной обстановки в стране приходится задумываться о необходимости проведения духовной работы с осужденными, прежде всего, как способа, позволяющего в относительной степени упрочить основы Российского государства.

Нормы духовной жизни и их толкование в местах лишения свободы рассмотрены в работах представителей РПЦ (священнослужителей)1 и научной общественности2.

Основная цель духовной жизни человека - попытаться сохранить в себе подобие Божье. Если следовать книге Бытия, человек был создан по образу и подобию Божьему. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему...»3. Согласно святоотеческой православной традиции «образ Божий и подобие не в теле человеческом создается, но в душе, ибо Бог не имеет тела. Бог есть Дух бесплотный, и душу человеческую Он создал бесплотной. Душа человека свободна, разумна, бессмертна, сопричастна вечности и соединена с плотью»4. Душа человека облечена в плоть, поэтому человек подвержен разного рода страстям5 и греху6. Но это нисколько не умаляет образ Божий в человеке. «Да будет нам известно и то, что образ Божий есть и в душе неверного человека, но подобие имеется только в добродетельном христианине. Когда христианин совершает смертный грех, он лишается только подобия Божия, а не образа; и если он осуждается на вечные мучения, то и тогда при нем остается навеки образ Божий, но подобия уже в нем не имеется»7.

Сохранение троичности, то есть «подобия Божьего»8, допустимо при выполнении норм духовной жизни. Человеку следует «запереться в своей внутренней клети» и покаяться в совершенных преступлениях, грехах, помыслах, осознать свои «духовные немощи» и смириться с ними. Ибо еще в Священном писании сказано: «Покайтесь, ибо Царствие небесное приблизилось»9. В данном случае советы святых отцов способны оказать неоценимую помощь. Дело покаяния, как и любое другое «духовное делание», должно приносить свои «духовные плоды» (умерщвление плоти, видение своих грехов, «подвиги духовные» и др.). Согласно Священному писанию всякое дерево познается по его плоду10. «Духовное делание», не приносящее «духовного плода», не получит Божьего благослов-ления11. Трудность в том, что человеку в силу своего первородного греховного повреждения сложно изменить себя, свой ум, образ жизни12.

Один из первых людей, совершивших истинное покаяние, был человек, распятый с правой стороны от Иисуса Христа на Голгофе. Разбойник попросил у Бога прощения: «Вспомни обо мне Господи в Царствии Небесном». В ответ на эти слова Христос сказал: «Истинно тебе говорю, сегодня будешь со мною в раю». Иоанн Лествичник13, игумен Си-

~ 14

найской горы, пишет о покаявшемся преступнике, ставшим впоследствии монахом . Христианской истории известны и другие случаи совершения покаяния преступниками15.

Что заставляет человека переосмыслить свою жизнь? Голос совести16, звучащий в душе человека. Совесть - это некий зоркий судья, наблюдающий за всеми поступками, мыслями человека. «...Один только человек имеет понятие о нравственности. Действие человека бывают или «нравственно положительные», или «нравственно отрицательные» (безнравственные). Различие «нравственно доброго» от «нравственно дурного» совершается по данному людям от Бога особому нравственному закону. Этот нравственный закон - голос Божий в душе человека, мы чувствуем в глубине души, мы чувствуем в глубине нашего сознания, и называется он совестью»17.

С 2010 г. мы проводим опросы осужденных в ФКУ № 27 ГУФСИН России по Самарской области. Вопросы анкет объединены в две группы.

1 группа

Анкета № 1. «Моральное и духовно-нравственное состояние осужденных». Цель анкеты - выяснить уровень морального и духовно-нравственного состояния осужденных. Вопросы анкеты посвящены выяснению количества принадлежащих к РПЦ или иным религиозным конфессиям осужденных, степени, уровня представлений о Боге, его природе и т.д.

Анкета № 2. «Представления осужденных о христианской философии и религии». Цель анкеты - определить уровень грамотности осужденных в области философских и религиозных понятий. Вопросы анкеты посвящены таким понятиям, как справедливость, вина, наказание. Осужденным требовалось прокомментировать предложенные понятия.

2 группа

Анкета «Христианская религиозная культура и грамотность лиц, содержащихся под стражей». Часть 1. Цель анкеты - определить степень наличия имеющихся религиозных убеждений, норм духовного поведения (согласно 10 Божьим заповедям). От осужденных требовалось выразить личное понимание каждой заповеди, обосновать ее.

Анкета «Христианская религиозная культура и грамотность лиц, содержащихся под стражей». Часть 2. Цель анкеты - оценить уровень самооценки осужденных, их терпимость и способность к критике и самокритике.

В январе - феврале 2012 г. мы провели опрос по анкете № 2 (1-я группа) «Представления осужденных о христианской философии и религии». Около 30 осужденных принимало участие в опросе. Первый вопрос анкеты посвящен выяснению, насколько велико желание осужденных изменить что-либо в своей жизни. Лишь некоторые (2-3 человека) выразили сожаление о том, что выбрали криминальный путь в жизни. Большинство из осужденных либо не желали отвечать на поставленный вопрос, либо указывали, что ничего в своей жизни изменять не будут, даже если будет предоставлена подобная возможность.

В целом же результаты опроса показали, что для большинства осужденных наказанием выступает: «осознание гордыни в своем сердце», «совершение убийства», «акт прелюбодеяния», «голос совести», «жизнь не по совести», «отказ от общения с родными». Некоторые (2-3 чел.) указали, что «кара небесная» тяжелее любого наказания в юридическом смысле18.

Следующей нормой духовной жизни выступает соблюдение 10 христианских заповедей. О первых правилах духовной жизни упомянуто еще в Ветхом завете. Десять заповедей Бог явил Моисею на горе Синай (Синайское законодательство)19. Бог указал Моисею множество правил ведения духовной жизни, совершения жертвоприношений, общего проживания. В Синайском законодательстве указаны и юридические нормы, связанные с имуществом, выбором профессии, ведением сельского хозяйства и т.д.20

В разговоре о христианских заповедях некоторые осужденные ссылались на Ветхий

21

завет как на учение, противоречащее учению Иисуса Христа .

В июне - июле мы провели опрос по анкете (2-я группа) «Христианская религиозная культура и грамотность лиц, содержащихся под стражей» (части 1 и 2). В первой части предложены вопросы, посвященные толкованию Евангельских заповедей. Анкета состоит из 11 вопросов. На каждую заповедь приведена соответствующая причта. Осужденным следовало внимательно прочитать их, по каждой из них выразить свою точку зрения. Вто-

рая часть анкеты состоит из 4-х вопросов. Ее цель - выявить представления осужденных о таких понятиях, как смертный грех, человеческие страсти. Слово «заповедь» осужденные рассматривают как «норму духовной жизни», «религиозно-нравственное предписание», «завет Бога», «закон Божий». Понимание норм духовной жизни у осужденных весьма скудное. Это подтверждено односложными толкованиями первой и второй заповеди: «нам про это никто не говорил»; «кумир - есть тот, кем человек хочет быть». Комментарии третьей и четвертой заповедей отличает примитивность: «доктор всегда прав, он лечит людей»; «отец всегда прав, он заботится о своих детях».

Таким образом, следует и в дальнейшем приобщать осужденных к миру христианских духовных ценностей. Низкий уровень религиозной культуры осужденных вызван состоянием общества, наличием двойных стандартов, утверждением морально-нравственных представлений как устаревших, потерявших свою актуальность в современном мире. Каждый человек по воле Творца сопричастен ему. Поэтому нам необходимо прикладывать усилия, чтобы осужденные осознали свою жизнь, прежде всего, как замысел Божий.

1 Скоморох О. (священник). Пастырское служение в тюрьме в настоящее время. - СПб., 1999; Ходыкин И. Миссионерское служение в местах лишения свободы: дис. ... канд. богословия. - Сергиев Посад, 2001; Воронин В. Г. Миссионерская деятельность в местах лишения свободы на примере анализа этой работы в исправительной колонии № 16. - М., 2009 и др.

2 Кулькин В. В. Быт осужденных в местах лишения свободы: понятие, содержание, особенности // Вектор науки. ТГУ. - 2009. - № 5(8). - С. 58-63; Вилков В. Основы духовно-нравственной реабилитации осужденных. - Самара, 2011; и др.

4 Быт. 1. 26, 27.

4 Ростовский Димитрий (святитель). Летопись, повествующая о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова. - М.: Правило веры, 2011. - С. 40; Также см. подроб.: Брянчанинов Игнатий (святитель). Избранные творения: в 2 т. - М.: Сибирская Благозвонница, 2010. Т. 1. - С. 170-180.

5 Страсти - 1) страдания, мученичество; 2) укоренившееся грехи, причиняющие страдания. См.: Бородина А. В. Основы православной культуры: словарь-справочник. - М.: Основы православной культуры, 2008. - С. 252. Лемешонок Андрей (протоиерей). Помоги моему неверию. - Минск: Свято-Елизаветинский монастырь, 2008. - С. 43-62; Учение о восьми страстях см. подроб.: Брянчанинов Игнатий (святитель). В помощь кающимся. - М.: Сибирская Благозвонница, 2010.

6 Грех (от слав. «грети» - «жечь», «мучить») - восстание против Бога поступком, словом или помышлением путем нарушения Его заповедей. Грех происходит не от Бога и не от природы, а от злоупотреблений разума и воли, от своеволия, то есть замены воли Божьей своей личной, временной, корыстной. Бородина А. В. Основы православной культуры: словарь-справочник. - М.: Основы православной культуры, 2008. - С. 81. Грех (в пер. с греч. «амартиа») - буквально переводится как «промах». См.: Лемешонок Андрей (протоиерей). Верую Господи, помоги моему неверию. - Минск: Свято-Елизаветинский монастырь, 2008. - С. 43-62. О грехе см. подроб.: Брянчанинов Игнатий (святитель). Указ. соч. - С. 184-185.

7 Ростовский Димитрий (святитель). Указ. соч. - М.: Правило веры, 2011. - С. 41; Об образе и подобии Божьем в человеке см. подроб.: Брянчанинов Игнатий (святитель). Указ. соч. - С. 185-186.

8 Сопричастность человека Богу в троичности человеческой природы: ум человека - это олицетворение в человеке Бога-Отца, сердце человека - символизирует воплощение Бога в человеке, то есть Иисуса Христа, воля человека - это дом Духа Святого в человеке. Ум человека порождает слово, сердце - любовь, воля - путь к Божьей благодати, мир Христов в душе.

9 Мт. 4., 17; Лк. 13, 2-5.; О покаянии святой IV века, автор мистических и аскетических сочинений преподобный Марк Подвижник писал так: «Дело покаяния совершается тремя добродетелями: 1) очищением помыслов (помысел - мысль, размышление); 2) непрестанной молитвой; 3) терпением, постигающим нас скорбей. Перу Марка принадлежат многочисленные аскетические поучения, в частности в 1-м Добротолюбия помещены его «200 Глав о законе духовном» и «К тем, которые думают оправдаться делами, 226 глав» // [Электрон.ресурс]. URL: http:// http://ru.wikipedia.org/wiki/; О правилах молитвы см. подроб.: Брянчанинов Игнатий (святитель). Указ. соч. - С. 193-363; Древний патерик, изложенный по главам: пер. с греч. -2-е изд. Донского русского Пантейлемонова монастыря. - М.: Правило веры, 1997. - С. 238-246.; Лествичник Иоанн (преподобный игумен Синайской горы). Указ. соч. - С. 268-271; Ростовский Дмитрий (святитель). Указ. соч. - С. 113-122.

10 «Или признаете дерево хорошим и плод его хорошим; или признаете дерево худым, ибо дерево познается по плоду» // Мф. 12.33.

11 «Поутру же возвращаясь в город, взалкал и увидев при дороге одну смоковницу подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» // Мф. 21. 18, 19.

12 После того как Адам по совету Евы вкусил запретный плод, первые люди поняли, что они обнажены и сшили себе одежду из смоковных листьев. Господь Бог, узнав же об этом, спросил их, как они могли ослушаться его, потому как им это было запрещено делать. В ответ же от первых людей вместо слов раскаяния Бог слышит упрек в том, что он их такими создал. «.И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: «Адам, где ты?» Он сказал: «Голос Твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся». И сказал Бог: «Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» Адам сказал: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева и я ел». И сказал Господь Бог жене: «Что ты это сделала?» Жена сказала: «Змей обольстил меня и я ела» // Быт. 3, 8-13.

13 Лествичник Иоанн (греч. Iroövvn^ xq^ КН^акод 525-602 или 579-649) - христианский богослов, византийский философ, игумен Синайского монастыря. Иоанн родился в Константинополе и получил хорошее образование в юности. В 16 лет переехал в Египет на Синайскую гору и предал себя в повиновение старцу Мартирию. Через 4 года послушания принял монашеский постриг. В возрасте 75 лет Иоанн Лествичник был избран братией игуменом Синайской обители и управлял монастырем 4 года // [Электрон.ресурс]. URL: http:// http://ru.wikipedia.org/wiki/

14 См. подроб.: Лествичник Иоанн (преподобный игумен Синайской горы). Лествица, возводящая на небо. - М.: Лестви-ца, 2000. - С. 66-68.

15 См. подроб.: Каледа Глеб (протоиерей) Остановитесь на путях ваших...(записки тюремного священника). - М.: Зачатьевский монастырь, 1995. - С. 67-122; Святое Евангелие с толкованием святых отцов: религиозное издание. - М.: Синтагма, 2010. - С. 31-33; Соколов Владимир (иерей). На грани жизни. - М.: Даниловский благовестник, 2008; и др.

16 Совесть - врожденное Богом данное духовно-нравственное чутье, отвращающее человека от зла, греха и побуждающее к добру, совершенству, истине. Привыкая совершать грехи, человек гасит голос совести, убивает ее. Православные христиане постоянно очищают свою душу, тренируют совесть реагировать на грех, предупреждать его. См.: Бородина А. В. Основы православной культуры: словарь-справочник. - М.: Основы православной культуры, 2008. - С. 247.

17 Филарет (игумен). Конспект по нравственному богословию (по книге «Христианская жизнь» протоиерея Н. Вознесенского). - Уфа: Уфимское епархиальное управление, 1991. - С. 3. О совести также см. подроб.: Брянчанинов Игнатий (святитель). Указ.соч. - С. 110-111; Рассуждения о совести в рамках нравственной философии изложены в работах известных русских философов Х1Х-ХХ века.(Соловьев В. С. Введение: Нравственная философия как самостоятельная наука // Соловьев В. С. Оправдание добра // [Электронный ресурс] иКЪ:М1р://%^%г.к1ех.ги/371; Трубецкой Е. Н. Смысл жизни // Русские философы: конец XIX - середина XX века; Библиографические очерки; Библиография; Тексты сочинений. - М.: Книжная палата, 1994. - С. 244-373).

18 Жители городов на берегу Соленого моря Содом и Гоморра за грехи были уничтожены огнем и серой. Море после этого получило новое название «Мертвое», так как в нем нет никакой жизни. Из Содома была выведена только семья Лота, племянника Авраама. См.: Бородина А. В. Основы православной культуры: словарь-справочник. - М.: Основы православной культуры, 2008. - С. 247-248.

19 Исх. 20. 3-17.

20 Исх. 21-40.; Лев.1-8; 10-27; Числ. 5-9; 18, 19, 27-31, 34-36. Втор. 4-30. Правила духовной жизни отражены в учительных книгах Ветхого завета: Пс., Притч., Еккл., Песн.; в книгах неканонических: Прем., Сир.

21 См.: в Евангелии от Матфея: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.» // Мт. 5, 17-20.

УДК 343.8

ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ - УГРОЗА ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

© 2013 Д. М. Адылин

Аннотация. Статья посвящена проблеме распространения и проявления ВИЧ-инфекции в пенитенциарной среде. Выделены причины дифференцированного подхода исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении ВИЧ-инфицированных осужденных.

Ключевые слова: ВИЧ-инфекция, осужденные, лишение свободы.

HIV INFECTION - PRISON SECURITY THREAT © 2013 D. Adylin

Summary. The article deals with the problem of distribution and presentation of HIV infection in the prison environment. Identified the reasons for differential treatment of the penalty of imprisonment in respect of HIV-infected prisoners.

Keywords.■ HIV, prisoners, deprivation of liberty.

Проблема масштабного распространения ВИЧ-инфекции более 25 лет привлекает к себе внимание, поскольку данное заболевание мало изучено, не поддается контролю, а при отсутствии средств противодействия ей приобретает характер эпидемии. Опасность массового заражения ВИЧ-инфекцией, крайней формой которой является СПИД, заставило мировое сообщество, международные и региональные организации сосредоточиться на выработке комплекса неотложных и адекватных мер, направленных на профилактику распространения вируса иммунодефицита человека и лечение заболевших.

Несомненно, распространение ВИЧ-инфекции - это удар не только по жизненным планам, интересам и привычкам человека, но и по интересам государства и общества1. Ведь рост темпа распространения ВИЧ-инфекции медицинской проблемой, которая связана с состоянием экономики, социальной сферы, культуры и правопорядка в обществе. По официальной статистике Федерального центра СПИД, общее число ВИЧ-инфицированных, зарегистрированных в Российской Федерации на 1 ноября 2012 г., составило

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.