Научная статья на тему 'О нормах духовной жизни и свободы: к вопросу об их соотношении в местах заключения'

О нормах духовной жизни и свободы: к вопросу об их соотношении в местах заключения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ И ПОДОБИЕ БОЖИЕ / СВОБОДА / ПОКАЯНИЕ / ГРЕХ / СОВЕСТЬ / ЗАПОВЕДИ БОЖЬИ (СИНАЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО) / GOD’S FORM AND SIMILARITY / GOD’S COMMANDMENT (SINAY COMMANDMENT) / FREEDOM / CONFESS / SIN / CONSCIENCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Катькова Валентина Владимировна

В работе идёт речь о нормах духовной жизни и свободы в местах лишения свободы. Описывается понимание норм духовной жизни и свободы согласно православной христианской традиции и отечественной философской мысли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Катькова Валентина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT STANDARDS OF SPIRIYUAL LIFE AND FREEDOM: TO THE QUESTION OF THEIR CORRELATION IN THE PLACES OF IMPRISOMENT

In the article is said about standards of spiritual life and freedom in the places of deprivation of freedom. It is described the comprehension of the standards of spiritual life and freedom according to the Russian Orthodox Church tradition and motherland philosophy.

Текст научной работы на тему «О нормах духовной жизни и свободы: к вопросу об их соотношении в местах заключения»

4. Временная информация. В рассказе содержится информация о времени, в которое произошло событие («Это было рано утром»), или подробно описывается последовательность событий.

5. Аффект. Отмечается наличие информации о чувствах, испытанных участником события («Я страшно испугался»).

6. Возможность реконструкции события на основании рассказа. На основании представленной информации можно воссоздать событие.

7. Реализм. Рассказ правдоподобен, реалистичен и осмыслен.

8. Когнитивные операции. В рассказе участник сообщает выводы, сделанные им по ходу события.

Таким образом, перечисленные показатели служат ориентировочной основой при решении задачи на определение лжи или правды в сообщении человека.

На третьем этапе обучаемые выполняли действия с использованием метода «мониторинг реальности». Отработка умений проводилась в интерактивной форме. Курсантам предлагались ситуационные задачи, в которых необходимо определить ложное сообщение. Две первые задачи группа решала вместе с преподавателем. Затем была организована ролевая игра «Допрос подозреваемого», в которой курсанты разбились на пары - «следователя» и «подозреваемого». Цель игры: определить, правдиво или ложно сообщение «подозреваемого».

На этом этапе формировались такие свойства действий, как разумность, сознательность, обобщенность и критичность. Решая ситуационные задачи с помощью ориентировочной основы действия, курсант, во-первых, получает возможность ориентироваться на существенные отношения задачи, т. к. именно такие отношения заданы в ООД. Во-вторых, у курсанта развивается способность давать полный, понятный и обоснованный (хорошо аргументированный) отчет о своем решении, выборе. Такая способность приводит к повышению возможности действовать в различных ситуациях. Итогом самостоятельной работы курсантов становится отчет, в котором отражаются ситуация, вопросы следователя, ответы подозреваемого, невербальные проявления, сопровождающие реплики подозреваемого, вывод о наличии правды или лжи в сообщении подозреваемого и его обоснование.

Результаты обучения оценивались по двум критериям: адекватность вывода и его обоснованность (аргументированность). Показателями достижения положительного результата при решении ситуационной задачи являлись адекватность вывода, т.е. его соответствие замыслу рассказчика, точное определение лжи или правды в модельной ситуации, а также логичность вывода, опора при его выведении на существенные признаки и отношения, представленные в ситуации.

1 Организация режима и надзора в исправительных учреждениях и следственных изоляторах / С. Ю.Смирнов, И. Е.Третьяков и др./ под ред. В. В. Цатурова. 2-е изд. - Самара: СЮИ ФСИН России, 2012.

2 Фрай О. Ложь. Три способа выявления. Как читать мысли лжеца, как обмануть детектор лжи. - СПб., 2006.

УДК 13

О НОРМАХ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ И СВОБОДЫ: К ВОПРОСУ ОБ ИХ СООТНОШЕНИИ В МЕСТАХ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

© 2013 В. В. Катькова

Аннотация. В работе идёт речь о нормах духовной жизни и свободы в местах лишения свободы. Описывается понимание норм духовной жизни и свободы согласно православной христианской традиции и отечественной философской мысли

Ключевые слова: образ и подобие Божие, свобода, покаяние, грех, совесть, заповеди Божьи (Синайское законодательство).

ABOUT STANDARDS OF SPIRIYUAL LIFE AND FREEDOM: TO THE QUESTION OF THEIR CORRELATION IN THE PLACES OF IMPRISOMENT

© 2013 V. Katykova

Summary. In the article is said about standards of spiritual life and freedom in the places of deprivation of freedom. It is described the comprehension of the standards of spiritual life and freedom according to the Russian Orthodox Church tradition and motherland philosophy.

Keywords: God's form and similarity, freedom, confess, sin, conscience, God's commandment (Sinay commandment).

Свобода - это право делать всё, что не запрещено законом. Ш. Монтескье «О духе законов».

Свобода, осознанная исключительно формально, без цели и содержания, есть ничто, пустота, небытие. Свобода в грехопадении и была такой отрицательной, формальной свободой, пустотой, небытием.

Н. Бердяев

Говорить сегодня о нормах духовной жизни в местах лишения свободы, предложить осуждённым задуматься над поиском смысла жизни довольно сложно. С одной стороны, мы имеем право не выражать свои религиозные убеждения в обязательном порядке, так как проживаем в светском государстве. Являясь гражданами государства, мы обязаны соблюдать его законы, нормы поведения в обществе. Однако в силу постоянного ухудшения криминальной обстановки в стране приходится задумываться о необходимости проведения духовной работы с осуждёнными, прежде всего, как способа, позволяющего в относительной степени упрочить основы Российского государства.

Нормы духовной жизни и их толкование в местах лишения свободы рассмотрены в работах представителей Русской православной церкви (священнослужителей)1 и научной общественности2.

Основная цель духовной жизни человека - попытаться сохранить в себе подобие Божье. Если следовать книге Бытия, человек был создан по образу и подобию Божьему. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему..,»3. Согласно святоотеческой православной традиции «образ Божий и подобие не в теле человеческом создаётся, а в душе, ибо Бог не имеет тела. Бог есть Дух бесплотный, и душу человеческую Он создал бесплотной. Душа человека свободна, разумна, бессмертна, сопричастна

4

вечности и соединена с плотью» .

В силу того, что душа облечена в плоть, человек подвержен разного рода страстям5 и греху6. Но от этого образ Божий в человеке нисколько не умаляется. «Да будет нам известно и то, что образ Божий есть и в душе неверного человека, но подобие имеется только в добродетельном христианине. Когда христианин совершает смертный грех, он лишается только подобия Божия, а не образа; и если он осуждается на вечные мучения, то и тогда при нём остаётся навеки образ Божий, но подобия уже в нём не имеется»7.

Следование нормам духовной жизни - это не формальность, а ведение определённой духовной работы над собой, позволяющей сохранить в себе подобие Божие. Прежде чем

ею заниматься, необходимо пройти не менее важный и сложный этап. Человеку следует «запереться в своей внутренней духовной клети» и покаяться в совершённых преступлениях, грехах, помыслах, осознать свои «духовные немощи» и смириться с ними. Ибо ещё в Священном Писании сказано: «Покайтесь, ибо Царствие небесное приблизилось»8. О покаянии преподобный Марк Подвижник9 пишет так: «Дело покаяния совершается тремя добродетелями: очищением помыслов10, непрестанною молитвою11 и терпением постигающих нас скорбей»12.

Любое духовное делание, в том числе и дело покаяния, должно приносить свои «духовные плоды» (умерщвление плоти, видение своих грехов, «подвиги духовные» и др.). Согласно Священному Писанию всякое дерево познаётся по его плоду. «Или признаете дерево хорошим и плод его хорошим; или признаете дерево худым, ибо дерево познаётся

13

по плоду» . «Духовное делание», не приносящее «плода духовного», не получит Божьего благословления. «Поутру же, возвращаясь в город, взалкал и, увидев при дороге одну смоковницу, подошёл к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла»14.

Человеку в силу его первородного греховного повреждения, бесконечного желания во что бы то ни стало совершить свою волю сложно следовать нормам духовной жизни. Для примера сошлёмся на библейский сюжет с первым человеком Адамом. После того как Адам по совету Евы вкусил запретный плод, первые люди поняли, что они обнажены, и сшили себе одежду из смоковных листьев. Господь Бог, узнав же об этом, спросил их, как они могли ослушаться его, потому как им это было запрещено делать. В ответ же Бог от первых людей слышит не слова покаяния, а упрёк в том, что он их такими создал. «...И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: Адам, где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал Бог: кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела»15.

Стремление человека к свободе в её светском, мирском толковании16 затрудняет покаяние. Так, в разговорах о свободе некоторые осуждённые склонны полагать, что свобода, по большему счёту, человеку не нужна. Это изложено в работе Платона «Государство» и Э. Фромма «Бегство от свободы». Рассуждения о свободе Н. Бердяева17 нашли положительный отклик среди осуждённых. Однако в ходе устного общения выяснилось, что свобода нашими респондентами рассматривается исключительно с точки зрения обыкновенного мирского обывателя. А именно: «Зачем жить, если человеку ничего не хочется? Не может идти и речи ни о каком развитии или прогрессе в его даже эмпирическом, бытовом понимании, если человек не захочет ни к чему стремиться».

Наряду с этим рассуждением о свободе в местах лишения свободы есть и другое ее понимание. Оно сводится к тому, что где бы человек ни находился, даже в тюрьме, если у него в душе есть истинная вера в Бога и он раскаивается в грехах, совершённых преступлениях, то он безусловно свободен. Именно осознание свободы от греха придаёт человеку силу жертвовать собой ради других.

Данное рассуждение наиболее близко к учению православной христианской церкви. Согласно ему свобода18 допустима, но только в Боге. Примером проявления свободы может служить преступник, который, будучи распятым на кресте (с правой стороны от Иисуса Христа), совершил покаяние.

Разбойник попросил у Бога прощения: «Вспомни обо мне, Господи, в Царствии Небесном». В ответ на эти слова Христос сказал: «Истинно тебе говорю, сегодня будешь со мною в раю». Таким образом, мы видим, что совершённое преступником раскаяние и есть тот «плод духовный», та вершина духовного состояния, к которой следует стремиться.

Иоанн Лествичник19, игумен Синайской горы, приводит пример покаявшегося преступника, впоследствии ставшего монахом Синайского мужского монастыря20. Христианской истории известны и другие случаи совершения покаяния преступниками21.

Что заставляет человека переосмыслить свою жизнь? Голос совести22, звучащий в душе человека. Совесть - это некий зоркий судья, наблюдающий за всеми нашими поступками и мыслями. «На всём земном шаре, из всех существ, населяющих его, один только человек имеет понятие о нравственности. Действия человека бывают или «нравственно-положительные» или «нравственно-отрицательные» (безнравственные). Различие «нравственно-доброго» от «нравственно-дурного» совершается по данному людям от Бога особому нравственному закону. Этот нравственный закон - голос Божий в душе человека, мы чувствуем в глубине души, мы чувствуем в глубине нашего сознания, и называется он совестью»23. Рассуждения о совести в рамках нравственной философии изложены в работах известных русских философов Х1Х-ХХ вв. В. С. Соловьёва24, Е. Н. Трубецкого25.

Следующей нормой духовной жизни выступает соблюдение 10 христианских заповедей. О первых правилах духовной жизни упомянуто ещё в Ветхом Завете. Десять заповедей явил Бог Моисею на горе Синай (Синайское законодательство)26. Моисею было указано множество условий и правил ведения духовной жизни, совершения жертвоприношений, общего проживания, юридические нормы толкования вопросов, связанных с имуществом, выбором профессии, ведением сельского хозяйства и т.д.27 Правила духовной жизни находят отражение и в поучительных книгах Ветхого Завета (Псалтырь, Книга притчей Соломоновых, Книга Екклесиаста, Песнь песней Соломона), книгах неканонических (Книга премудрости Соломона, Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова). И, наконец, нормы духовной жизни упоминаются в Новом Завете: заповеди блаженства28, толкование закона Моисея29. В Евангелии от Марка первыми указаны следующие заповеди: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею, всем разумением твоим», «возлюби ближнего твоего, как самого себя»30.

В разговорах о необходимости соблюдать христианские заповеди некоторые ссылались на заповеди Ветхого Завета как противоречащие учению Иисуса Христа. Однако в Евангелии от Матфея мы найдём следующие строки: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё.. ,»31.

Извращённое понимание свободы в местах лишения свободы, вызванное отсутствием каких-либо духовно-нравственных, моральных границ, представляет несомненную угрозу для общества. Мысль, высказанная Ф. М. Достоевским в романе «Братья Карамазовы»: «Если Бога нет, то значит можно всё», - способна уничтожить общество.

Бог изначально даровал человеку свободу выбора и свободу воли. Но человек, к сожалению, использует данную ему свободу не по назначению. Обыденному человеческому пониманию свободы присущи субъективность и примитивность выражения. Приобщение осуждённых к миру духовных ценностей, в том числе к духовному осмыслению свободы, следует осуществлять в дальнейшем. Низкий уровень понимания осуждёнными такой общезначимой человеческой ценности как свобода объясняется наличием двойных стандартов, утверждением морально-нравственных представлений как устаревших, потерявших свою актуальность в современном мире.

1 Скоморох О. (священник). Пастырское служение в тюрьме в настоящее время. - СПб., 1999; Ходыкин И. Миссионерское служение в местах лишения свободы: дис. ... канд. богословия. - Сергиев Посад, 2001; Воронин В.Г. Миссионерская деятельность в местах лишения свободы на примере анализа этой работы в исправительной колонии №16. - М., 2009; и др.

2 Кулькин В. В. Быт осуждённых в местах лишения свободы: понятие, содержание, особенности // Вектор науки ТГУ. -№ 5 (8). - 2009. - С. 58-63; Вилков В. Основы духовно-нравственной реабилитации осуждённых. - Самара, 2011; и др.

3 Быт. 1, 26-27.

4 Ростовский Димитрий (святитель). Летопись, повествующая о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова. -М.: Правило веры, 2011. - С. 40. См. подроб.: Брянчанинов Игнатий (святитель). Избранные творения: в 2 т. - М.: Сибирская Благозвонница, 2010. - Т. 1. - С. 170-180.

5 Страсти - 1) страдания, мученичество; 2) укоренившиеся грехи, причиняющие страдания. См.: Бородина А. В. Основы православной культуры: словарь-справочник. - М.: Основы православной культуры, 2008. - С. 252. Учение о страстях наиболее полно изложено у Игнатия Брянчанинова. См.: Брянчанинов И. Помоги моему неверию. - Минск: Свято-Елизаветинский монастырь, 2008. - С. 43-62. О грехе см. подроб.: Брянчанинов Игнатий (святитель). В помощь кающимся. - М.: Сибирская Благозвонница, 2010.

6 Грех (от славянского «грети» - «жечь», «мучить») - восстание против Бога поступком, словом или помышлением путём нарушения Его заповедей. Грех происходит не от Бога и не от природы, а от злоупотреблений разума и воли, от своеволия, то есть замены воли Божьей (к абсолютному благу) своей (к личному, временному, корыстному). См.: Бородина А. В. Основы православной культуры: словарь-справочник. - М.: Основы православной культуры, 2008. - С. 81; Грех (в пер. с греч. «амартиа») - буквально переводится как промах. См.: Лемешонок Андрей (протоиерей). Верую, Господи, помоги моему неверию. - Минск: Свято-Елизаветинский монастырь, 2008. - С. 43-62. О грехе см. подроб.: Брянчанинов Игнатий (святитель). Указ. соч. - С. 184-185.

7 Ростовский Димитрий (святитель). Указ. соч. - М.: Правило веры, 2011. - С. 41; Об образе и подобии Божьем в человеке см. подроб.: Брянчанинов Игнатий (святитель). Указ. соч. - С.185-186.

8 Мт. 4., 17; Лк. 13, 2-5.

9 Марк Подвижник, или Марк Пустынник, или Марк Аскет (IV век) — святой, автор мистических и аскетических сочинений. Об обстоятельствах его жизни мало что известно. Он был нрава крайне тихого и кроткого. С юных лет любил изучать Святое Писание (Ветхий и Новый Завет). После Марка остались многочисленные аскетические поучения, в частности в 1-м томе Добротолюбия помещены его «200 Глав о законе духовном» и «К тем, которые думают оправдаться делами, 226 глав» // [Электрон. ресурс]. URL: http:// http://ru.wikipedia.org/wiki/

10 Помысел - мысль, размышление. Учение о помыслах представлено у афонского монаха Паисия Святогорца.

11 Всякое молитвенное делание должно быть умным и сердечным. О правилах молитвы см. подроб.: Брянчанинов Игнатий (святитель). Указ. соч. - С. 193-363; Древний патерик, изложенный по главам / пер. с греч. 2-е изд. Донского русского Пантейлемонова монастыря. - М.: Правило веры, 1997. - С. 238-246.; Лествичник Иоанн (преподобный игумен Синайской горы). Указ. соч. - С. 268-271; Ростовский Дмитрий (святитель). Указ. соч. - С. 113-122.

12 Лемешонок Андрей (протоиерей). Верую, Господи, помоги моему неверию... Минск, Свято-Елизаветинский женский монастырь, 2008. - С. 60. О покаянии см. подроб.: Брянчанинов Игнатий (святитель). Указ. соч. - С. 10-13.; Лествичник Иоанн (преподобный игумен Синайской горы). Указ. соч. - С. 129-152; Ростовский Дмитрий (святитель). Указ. соч.

- С. 102-113.

13 Мф. 12. 33.

14 Мф. 21. 18-19.

15 Быт. 3, 8-13.

16 Свобода - идея, отражающая отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной и они непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами. Некоторые определяют свободу как господство над обстоятельствами со знанием дела, а другие, как Шеллинг, утверждают, что свобода — это способность делать выбор на основе различия добра и зла. Существует и множество других определений свободы. В этике свобода связана с наличием свободной воли человека. Свобода воли налагает на человека ответственность и вменяет в заслугу его слова и поступки. [Электрон. ресурс]. // URL: http://ru.wikipedia.org/wiki.

17 См. подроб.: Бердяев Н. О рабстве и свободе человека: опыт персоналистической философии. [Электрон. ресурс] // URL: http://www.vehi.net/berdyaev/rabstvo/index.html.

18 Свобода воли - предоставленная Богом каждому человеку свобода выбора между добром и злом // Бородина А. В. Основы православной культуры: словарь-справочник. - М.: Основы православной культуры, 2008. - С. 238;

19 Лествичник Иоанн (греч. Iroövvn^ КН^акод 525-602 или 579-649) - христианский богослов, византийский философ, игумен Синайского монастыря. Он родился в Константинополе и получил хорошее образование в юности. В 16 лет переехал в Египет на Синайскую гору и предал себя в повиновение старцу Мартирию. Через 4 года послушания принял монашеский постриг. В возрасте 75 лет Иоанн Лествичник был избран братией игуменом Синайской обители и управлял монастырем 4 года. Святой умер, по данным из некоторых источников, в 649 году в возрасте 80 лет. [Электрон. ресурс]. // URL: http:// http://ru.wikipedia.org/wiki/

20 См. подроб.: Лествичник Иоанн (преподобный игумен Синайской горы). Лествица, возводящая на небо. - М.: Лестви-ца, 2000. - С. 66-68;

21 См. подроб.: Каледа Глеб (протоиерей) Остановитесь на путях ваших. (записки тюремного священника). - М.: Зачатьевский монастырь, 1995. - С. 67-122; Святое Евангелие с толкованием святых отцов: религиозное издание.

- М.: Синтагма, 2010. - С. 31-33; Соколов Владимир (иерей). На грани жизни. - М.: Даниловский благовестник, 2008; и др.

22 Совесть - врождённое, Богом данное духовно-нравственное чутьё, отвращающее человека от зла, греха и побуждающее к добру, совершенству, истине. Привыкая совершать грехи, человек гасит голос совести, делает её всё более не чувствующей, убивает её. Православные христиане постоянно очищают свою душу, тренируют совесть всё острее реагировать на грех, предупреждать его, а не только призывать к покаянию, исправлению греха См.: Бородина А. В. Основы

православной культуры: словарь-справочник. - М.: Основы православной культуры, 2008. - С.247. О совести см. под-роб.: Сорокин В. В. Совесть как элемент русского православного правосознания // Государство и право. - 2011. - №6. -С. 22-27.

23 Филарет (игумен). Конспект по нравственному богословию (по книге «Христианская жизнь» протоиерея Н. Вознесенского). - Уфа: Уфимское епархиальное управление, 1991. - С. 3. О совести см. подроб.: Брянчанинов Игнатий (святитель). Указ. соч. - С. 110-111.

24 Соловьёв В. С. Введение: Нравственная философия как самостоятельная наука; Соловьёв В. С. Оправдание добра // [Электронный ресурс] URL: http://www.klex.ru/37l.

25 Трубецкой Е. Н. Смысл жизни // Русские философы: конец XIX - середина XX века; Библиографические очерки; Библиография; Тексты сочинений. - М.: Книжная палата, 1994. - С. 244-373.

26 Исх. 20. 3-17.

27 Вторая книга Моисея. Книга «Исход». Главы 21-40; Третья книга Моисея. Левит. Главы 1-8;10-27. Четвёртая книга Моисея. Числа. Главы 5-9;18,19, 27-31, 34-36. Пятая книга Моисея. Второзаконие. Главы 4-30.

28 Мт. 5, 3-12.

29 Мт. 5,17-48; 6, 2-34; 7,2-23; 19; 3-30.

30 Мк. 12, 30-31; О Евангельских заповедях и заповедях Блаженства см. подроб.: Брянчанинов Игнатий (святитель). Указ. соч. - С. 140-164.

31 Мт. 5, 17-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.