ОРИЕНТИРЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ББК Ч44+Ч484(2)+Ч484(2)68
О НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Г.Н. Сериков ЮУрГУ
В статье предложена концепция гуманно ориентированного непрерывного образования человека. Рассмотрены критерии качества непрерывного профессионального образования.
Не секрет, что на образование человека влияют как устоявшиеся традиции семьи, рода, так и общество в целом и его отдельные группы. Относительно сфер влияния на образование человека в современной действительности сложилась весьма противоречивая ситуация. Традиции обусловлены прошлым, которое (по крайней мере, декларативно) базировалось на ценностях личности, ориентирующейся на приоритеты общественного плана (на беззаветное служение обществу). Коренные изменения, происходящие в России в процессе перехода от социалистической системы общественных взаимоотношений к капиталистической, касаются и сферы социальных ценностей. В капиталистической системе предпочтение отдается свободному самодостаточному человеку, способному самостоятельно выживать в обществе.
Все это обусловливает особенности в развитии общественного самосознания россиян. Старшее поколение образовывалось на одних социальных ценностях, а младшее -на других. Поэтому, с одной стороны, все еще ценными для значительной части общества являются личностные качества гармонично развивающегося человека. С другой стороны, государство ориентирует общество на ценности прагматизма, экономической целесообразности. Более того, эти ценности все явственнее становятся ведущими ориентирами в переустройстве системы официального образования людей.
Действительно, вынашиваются разного рода проекты модернизации официальной системы образования. При этом в такого рода проектах доминирует прагматизм. Он проявляется в том, что профессиональное
образование человека провозглашается приоритетным, т.е. профессионализм специалиста выдвигается в качестве ведущей цели образования. Личностные же характеристики человека остаются в тени его профессионализма. В силу мобильности современного бизнеса провозглашаются ценности самостоятельного (непрерывного) образования специалистов. Понятно, что непрерывное образование человека невозможно осуществить без самообразования. Поэтому готовность специалистов к самообразованию провозглашается социально значимым (ценным) качеством. Заметим, опять же умалчивается способ непрерывного образования личности, других аспектов человека как целостности.
В такой трактовке непрерывность образования, фактически, предстает как постоянно осуществляющееся развитие специалиста (точнее, профессионально значимых качеств человека). Здесь явно просматривается опасность игнорирования гуманитарных (культурологических) аспектов образования человека. Руководствоваться только лишь (главным образом) соображениями прагматизма и экономической целесообразности в образовании - значит потерять то ценное, что накоплено предыдущими поколениями, оторваться от традиций современной действительности, от опыта, накопленного корпусом работников образования. Уже в этом есть угроза роста у образующихся специалистов бездуховности, корысти, снижения сочувствия ближним, толерантности «к неуспешным» (по терминологии представителей официоза).
Для современной действительности одной из приоритетных ценностей непрерыв-ного образования человека следует признать
профессионализм зреющего, а затем и состоявшегося специалиста. Прагматизм, лежащий в основе капиталистической системы производственных отношений, дшпует необходимость педагогического содействия образованию у человека профессионально значимых качеств. Система таких качеств составляет суть профессионализма специалиста любого профиля. Разумеется, что в любой системе качеств специалиста есть такие, которые значимы во всякой профессии. Кроме того, каждую профессию отличают от других специальные профессиональные качества. Профессионализм человека предстает системой общих и специальных профессиональных качеств, характеризующих его как специалиста в той или иной сфере общественного производства. Поэтому критерии профессионализма специалистов следует относить к ведущим при оценке качества образования человека.
Однако человек живет не только в сфере бизнеса. Более того, даже с точки зрения прагматизма и экономической целесообразности важно, чтобы человек мог без проблем переключаться и на отдых, и на заботу о семье, и на общественно значимые дела. Ценной является и готовность специалиста к смене вида, к изменению функций профессиональной деятельности. В определенном смысле мобильность человека является социально ценным качеством, значимым как для его профессионализма, так и для жизнедеятельности в целом. Благодаря мобильности и сопряженным с ней личностным качествам, человек во взаимодействии с партнерами способен успешно осуществлять жизнедеятельность не только в бизнесе, но и в других сферах современной действительности.
Поэтому наряду с критериями профессионализма при оценке качества образования человека не менее значимыми являются критерии выживаемости в современных условиях капиталистической действительности, когда судьба человека находится в его собственных руках. Для выживания в условиях напряженного труда человеку нужно отменное здоровье. Общению с партнерами, в том числе и нелицеприятному, способствуют личностные свойства человека. Неуклонно придерживаться правовых ограничений в жизнедеятельности способствуют личная нравственность, духовная зрелость человека.
Заметим, что критерии выживаемости человека значимы для него и как для специалиста. Более того, в каких-то аспектах они пересекаются с критериями профессионализма. Однако критерии выживаемости человека вряд ли правомерно отождествлять с критериями профессионализма специалистов. Дело в том, что выживаемость человека необходима ему во всех аспектах жизнедеятельности. Выживаемость человека обусловливается его здоровьем в широком смысле (в единстве физического, психического и духовного аспектов). Тогда критерии выживаемости человека в оценке качества его образования включают в себя показатели его здоровья в широком смысле [4, 12 и др.]. Однако критерии выживаемости человека не сводятся к показателям его здоровья. Уже упоминалось, что выживаемость человека зависит от мобильности. Можно добавить предприимчивость, инициативность (активную жизненную позицию). Словом, критерии выживаемости человека в современной действительности включают в себя те элементы, которые необходимы ему для успешной и плодотворно жизнедеятельности.
Понятно, что образование человека происходит и в семье, и в быту (образно выражаясь, на улице), а не только в образовательных учреждениях. Более того, есть достаточно обоснованные точки зрения о преобладании семейного влияния на образование человека в сравнении с другими факторами. Действительно, этому способствуют сходство природоопределенных задатков ребенка с родительскими, уклад семейной жизни, с которым он знакомится с момента рождения, инстинктивные потребности в родительской защите от разного рода страхов и многое другое. В образовательное учреждение ребенок поступает с определившейся в чем-то тенденцией развития (например, с осуществившейся в какой-то мере образованностью). Другими словами, в образовательное учреждение приходит человек с присущими ему особенностями. Часть из них проявляется в тех или иных способностях, а другие особенности остаются скрытыми (не проявляющимися).
Тем не менее, соответствующим образом сориентированный корпус работников образования как специалистов, способных целенаправленно влиять на образование подопечных, может способствовать выполнению государственно-общественного заказа
на образование населения. Речь идет не только о личностных и профессиональных качествах руководящих и педагогических кадров сферы образования, но и о педагогической целесообразности в сопровождении непрерывного образования человека (специалиста, гражданина, самореализующейся индивидуальности). Дело в том, что педагоги и иные руководители образования человека еще далеко не всегда в своей деятельности руководствуются особенностями подопечных. Чаще всего, они ограничиваются личным пониманием социального заказа на образование. В условиях, когда социальный заказ, базируясь на прагматизме и экономической целесообразности, направлен на приоритет профессионального образования специалиста, становится особо важным (педагогически целесообразным) не забывать и о личности, и об индивидуальности будущих специалистов.
Представляется, что успешность образующихся людей в значительной мере зависит и от того, как осуществляется педагогическое сопровождение процесса их образования. Другими словами, успешными или неуспешными люди не рождаются, а становятся. Вряд ли зародившегося человека правомерно заранее относить к успешным или к неуспешным. Ведь природоопределенные предпосылки зародившегося человека являются лишь задатками, которые развиваются в способности прижизненно. Вполне возможно, что какие-то задатки и останутся таковыми, если их носитель не окажется в условиях, благоприятствующих их (задатков) развитию в способности. К тому же и развивающиеся способности приобретают свои свойства в зависимости от условий жизнедеятельности.
Если принять этот тезис за основу, то тогда следует согласиться и с тем, что педагогически целесообразно сопровождать образование человека с учетом его индивидуальных особенностей. Вряд ли правомерно ставить вопрос о «выравнивании стартовых возможностей начинающих школьников». Другое дело, если вести речь о коррекции развития отстающих детей. Те особенности, которые заметно развились в способности, имеет смысл направлять в социально приемлемое русло. Это означает, что в обучении человека доминирует социально ценное содержание образования. Его следует предъявлять человеку по мере усвоения пройденно-
го. В воспитании, которое осуществляется параллельно с обучением в рамках целостного образовательного процесса, акцент следует делать на предоставление человеку возможностей проявлять себя социально значимым (ценным) образом.
Относительно тех особенностей человека, которые явно не проявляются (например, по причине недостаточного развития соответствующих способностей), тоже можно предлагать какие-то педагогически целесообразные решения. Одним из таковых можно признать педагогическое содействие человеку в его самореализации социально приемлемым образом. Речь идет, прежде всего, о создании в образовательном процессе таких условий, находясь в которых человек мог бы выбирать для себя, если можно так выражаться, любимое дело. Это, конечно, вовсе не означает, что следует пренебрегать государственными требованиями к содержанию образования и помогать человеку только в усвоении того, что он захочет. В плане содействия самореализации человека цель образовательного процесса может состоять лишь в том, чтобы помочь ему в выборе любимого дела и всемерно способствовать его (дела) осуществлению социально приемлемым образом.
Было бы неплохо, если педагоги каким-то образом курировали (становились наставниками) человека в его самореализации. Педагогическое содействие самореализации человека составляет необъятное пространство для воспитательной работы. Самореализуясь социально приемлемым образом, человек может демонстрировать свои успехи в педагогически организованных формах осуществления образовательного процесса. Получая ту или иную социальную оценку своим успехам, человек так или иначе учитывает ее в жизнедеятельности. Поддержка, как правило, вдохновляет, неудачи переживаются легче, если есть умный и толерантный наставник, который поможет преодолеть препятствия на путях к успеху.
В официальной системе непрерывного образования выделены два связанных между собой элемента - общее и профессиональное образование. Именно тогда и может человек надеяться на квалифицированную поддержку своих устремлений в образовании. Охарактеризуем задачи общего и профессионального образования человека так, как они видятся в целом.
Задача общего образования в аспекте развития профессионализма будущих специалистов состоит в содействии становлению у учащихся общепрофессиональных качеств, а также профессиональному самоопределению выпускников. В системе общего образования важно подготовить человека к выбору профессии из всего многообразия профессий, пользующихся спросом на рынке труда (в современном бизнесе). Выходя из общеобразовательных учреждений, выпускники должны с уверенностью выбирать профессию и намечать «индивидуальную траекторию» своего профессионального образования, а также быть способными усваивать образовательные программы профессионального образования в соответствии с намеченной индивидуальной траекторией. Всякий выпускник общеобразовательных учреждений, соответствующий таким признакам, является успешным, независимо от того, пойдет он в вуз либо в учреждение начального (или среднего профессионального образования). Неуспешными по критериям профессионального выбора целесообразно считать тех выпускников (независимо от их успеваемости), которые не определились с профессией.
Иначе, чем прежде, в современной действительности предстает задача обеспечения выживаемости человека. Если в советской действительности основу выживаемости человека составляли его личностные качества, соответствующие идеальному образу
«строителя коммунизма», то в современной действительности выживаемость человека имеет существенно иную интерпретацию. О ней уже говорилось при обсуждении критериев выживаемости человека в современной действительности. В соответствии с этой интерпретацией выпускник, оканчивая общеобразовательное учреждение, должен уметь самостоятельно оценивать свои «жизненные ресурсы», с тем чтобы не ошибиться в выборе «индивидуальной траектории» продолжения своего образования. Ему необходимо соизмерять свои намерения с суровой объективной целесообразностью, ибо профессиональное образование человека предполагает энергозатраты, а успех базируется и на образовавшихся способностях к продолжению образования.
Способствовать обоснованному выбору «индивидуальной траектории» продолжения образования на базе обязательного (основно-
го) образования может адекватная самооценка выпускника своей готовности к продолжению образования. Ему необходимо самостоятельно оценивать и качество усвоенных знаний, и готовность к выбору профессий, и состояние здоровья, и склонности в самореализации, и собственное отношение к тем или иным видам труда и т.д. Уже выпускник основной школы должен быть готовым не только к усвоению программ профессионального образования на том или ином уровне их сложности. Он должен быть готовым к осуществлению самообразования. Особенно важна готовность к самообразованию в плане осуществимости самореализации человека [13, 14]. Самостоятельное освоение информации о социальном опыте расширяет пределы его самореализации.
Успешными по критериям выживаемости имеет смысл признавать тех выпускников общеобразовательных учреждений, которым удалось правильно определиться с «индивидуальной траекторией» продолжения образования. К сожалению, правильность выбора выпускниками способа продолжения (профессионального) образования можно определить лишь после опыта его (образования) продолжения. Тем не менее, в общеобразовательных учреждениях следует целенаправленно готовить учащихся к выбору «индивидуальных траекторий» продолжения образования не только с позиции профессионализма, но и с учетом выживаемости человека в непрерывном образовании. Дело в том, что качество профессионального образования человека зависит от того труда, который он способен осуществлять в продолжении образования.
Понятно, что различный труд в общественном производстве предполагает разные энергозатраты на продолжение образования. Кроме того, продолжение образования человека может являться способом удовлетворения его познавательных потребностей, а также предпосылкой в самореализации. Следовательно, человеку в жизнедеятельности приходится распределять свои жизненные ресурсы между исполнением профессиональных обязанностей и удовлетворением своих личных потребностей в самореализации. В этом деле ему необходимо руководствоваться не только прагматизмом и экономической целесообразностью, но и соображениями выживаемости в соответствующих условиях. Помогать человеку научиться
это делать необходимо уже в общеобразовательных учреждениях.
Действительно, уже для выпускников основной школы существует три альтернативы продолжения образования. К ним относятся профильное или общее полное среднее образование, а также начальное и среднее профессиональное образование. В связи с этим важно уже на этапе основного общего образования не только профессионально ориентировать учащихся на перспективы продолжения своего образования. Важно также побуждать каждого из них к выбору «индивидуальной траектории» продолжения образования, опираясь на свои склонности, на здоровье и на личную образованность. Целенаправленная подготовка учащихся основной школы к самообразованию [8, 10, 11 и др.] могла бы стать им подспорьем в самоопределении относительно продолжения своего образования.
Профильное общее (полное) среднее образование учащихся сориентировано на определенные сферы возможной профессиональной деятельности будущих специалистов. Здесь учащиеся более углубленно изучают социальных (научный, в частности) опыт, относящийся к соответствующим аспектам социальной действительности. Если учащиеся как-то подготовлены к самообразованию, то этим они могут воспользоваться в процессе углубленного освоения знаний о соответствующем профиле. Перед выпускниками полной средней школы перспективы продолжения профессионального образования расширяются. Каждый из них, наряду с учреждениями начального или среднего профессионального образования, может поступать в высшие профессиональные образовательные учреждения.
Учреждения профессионального образования сориентированы, главным образом, на подготовку специалистов. Тем не менее, и здесь в оценке качества профессионального образования специалистов имеет смысл руководствоваться не только критериями профессионализма, но и критериями выживаемости. Руководствуясь ими, следует выстраивать содержание профессионального образования, привязывая его к функциям специалистов в соответствующей профессии. Отличительной чертой педагогического содействия подопечным в профессиональном образовании является установка на предоставление человеку образовательных ус-
луг. Поэтому педагоги профессиональных образовательных учреждений призваны не столько вести образовательный процесс, сколько заботиться о предоставлении подопечным востребованной с их стороны поддержки своей образовательной деятельности, осуществляемой по «индивидуально выстраиваемой траектории».
Однако сказанное вовсе не означает отрицания роли обучения и воспитания в учреждениях профессионального образования. Эти элементы организации образовательного процесса выстраиваются как способы предоставления подопечным соответствующих образовательных услуг. При этом следует признать определенный паритет между педагогами профессиональных образовательных учреждений и их подопечными в осуществлении субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе. Педагоги, фактически, призваны исполнять заказы своих подопечных на оказание конкретных образовательных услуг там, где они (подопечные) не могут самостоятельно справиться, реализуя свою «индивидуальную траекторию» профессионального образования.
В то же время, педагоги призваны вовлекать подопечных в педагогически целесообразное взаимодействие равноправных партнеров [13 и др.]. В этом плане, наряду с методами организации образовательного процесса, возрастает роль методов стимулирования подопечных на сотрудничество с педагогами в осуществлении педагогически целесообразных элементов взаимодействия. Выдвигая подопечных на передний план осуществляющегося образовательного процесса, педагоги профессиональных образовательных учреждений остаются их наставниками. Они помогают подопечным в том, как лучше выстраивать «индивидуальные траектории» продолжения своего образования с тем, чтобы оказаться перспективными (конкурентоспособными) по критериям профессионализма и выживаемости.
Выпускники профессиональных образовательных учреждений получают профессиональную квалификацию, согласно которой они признаются специалистами конкретного профиля и уровня. Это дает им право искать свое место специалиста в сфере социального производства. Опираясь на квалификацию специалиста, они могут также продолжать свое образование по «индивиду-
ально выстраиваемым траекториям». Это могут быть учреждения базового или дополнительного профессионального образования того же или более высокого уровня или профессиональные образовательные учреждения другого профиля. Продолжение образования специалистом может осуществляться и через самообразование. Кстати, образование специалиста продолжается и непосредственно в профессиональной деятельности, и в процессе его самореализации. Таким образом специалисты обогащаются личным опытом исполнения тех или иных функций профессиональной деятельности либо в осуществлении самореализации.
Для реализации непрерывного профессионального образования специалистов существуют система дополнительного профессионального образования. Это означает, что государство и общество предлагают специалистам различные образовательные услуги -от краткосрочных курсов до аспирантуры и докторантуры. Многое делается и для удовлетворения образовательных потребностей человека и специалиста путем коммуникативно-информационного обеспечения его самообразования. Словом, пределы непрерывного общего и профессионального образования людей практически не ограничены. Нужна лишь их добрая воля на это. Помочь населению активизировать ее (волю) и поддерживать в актуальном состоянии надлежит государственно-общественным органам управления образованием человека.
Итак, непрерывность образования человека в современной действительности [5, 6,
7, 9 и др.] обусловливается не только его внутренней предрасположенностью к обмену информацией с окружением. Непрерывность образования человека стала предпосылкой полноценности его жизнедеятельности. На самом деле, в современной действительности резко возросли объемы информационных потоков, интенсивность обновления их содержания. Оказавшись в информационном пространстве, человек вынужден учиться успешно ориентироваться в нем. Иначе он может оказаться на обочине общественного бытия. Следовательно, непрерывное образование человека становится значимой предпосылкой его выживания в современной действительности.
Фактически, речь идет о выживании человека и как специалиста, и как гражданина, и как индивидуальности. Действительно, как
специалист, человек без дальнейшего образования может оказаться невостребованным в сфере общественного производства. Тогда ему трудно содержать не только семью, но и даже самого себя. Как гражданин, человек занимает то или иное общественное положение, имеет или нет семью. В зависимости от этого он чувствует себя либо нужным кому-то, либо изгоем. Наконец, как индивидуальность, человек проявляет себя в соответствии с собственной природоопределенно-стью. Он не только адаптируется к своему окружению, но и выражает себя, свою сущность, свои естественные потребности в обмене информацией и в самовыражении.
Таким образом, в жизнедеятельности человека тесно переплетаются его обязанности делать что-то по заказу, руководствоваться определенными нормами с его потребностями в самореализации. Человеку приходится постоянно решать массу проблем, возникающих между обязанностями и потребностями. От того, как он будет их решать, зависит успешность его жизнедеятельности. Непрерывное образование человека является важной предпосылкой в решении таких проблем, т.к. усвоенная информация о социальном опыте помогает ему определяться в продолжении жизнедеятельности. Отсюда становится понятной основная задача общества - помочь человеку в научении тому, как решать свои жизненные проблемы. На это и необходимо ориентировать педагогические и руководящие кадры в сфере официального образования.
В связи с этим следует отбирать содержание образования, опираясь на задачи общего и (или) профессионального образования человека. Так, в системе общего образования содержание образования должно служить тому, чтобы помочь учащимся определиться с выбором профессии, научить их выживать в современной действительности, помочь в определении социально приемлемого содержания самореализации. Важно помочь человеку научиться осуществлять систематическое самообразование. Это нужно для того, чтобы он мог непрерывно (постоянно) пользоваться достижениями человеческой мысли в своей жизнедеятельности.
В системе профессионального образования содержание образования следует направлять на усвоение специальности как предпосылки профессионализма, на выживание в сфере общественного производства,
а также на содействие самореализации. Дополнительное образование человека целесообразно направлять в основном на удовлетворение со стороны педагогов его личного заказа на образовательные услуги. Другими словами, учащимся (студентам) следует помогать пользоваться своей готовностью к самообразованию в реализации «индивидуальной траектории» своего непрерывного образования как специалиста, гражданина и самореализующейся индивидуальности.
Хотелось бы обратить внимание и на характеристику педагогических технологий осуществления образовательного процесса в современных образовательных учреждениях. На наш взгляд, успешному образованию человека будут способствовать технологии, базирующиеся на гуманно ориентированном педагогическом сопровождении образовательной деятельности человека [1, 2, 12, 13 и др.]. Его суть состоит в опоре на субъективность человека и в содействии ее становлению в образовательном процессе. Гуманно ориентированное образование не сводится к тому, чтобы помогать учащимся усваивать содержание образования. Оно направлено на развитие их личных (не только личностных) качеств. Это, прежде всего, образованность, характеризующаяся готовностью к самообразованию, к профессиональному самосовершенствованию и к самореализации социально приемлемым образом. Это - здоровье человека в широком смысле, как предпосылка выживаемости, а также личностные качества, значимые во взаимодействии с партнерами.
Понятно, что реализация гуманно ориентированного образования в практике образовательных процессов возможна лишь при соответствующем профессиональном образовании педагогов. Для этого необходима модернизация профессионального педагогического образования (базового и дополнительного). Сделать это одним махом не удается. Нужна постепенная перестройка и образовательных программ, и переориентация профессорско-педагогического состава профессиональных образовательных учреждений педагогической направленности. В то же время, надо иметь в виду, что современная действительность «подталкивает» педагогов к новациям, с помощью которых можно было бы повысить эффективность непрерывного образования по показателям про-
фессионализма и выживаемости образующихся людей.
Литература
1. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма лтностно ориентированного образованш / Е.В. Бондаревская // Педагогика. -1997. -№ 4. -С. 11-17.
2. Гершунский, Б. С. Гуманизация образования: необходимость новой парадигмы / Б. С. Гершунский // Магистр. - 1991. - Июнь. -С. 17.
3. Концепция непрерывного образования // Народное образование. - 1989. -Na 10. -С. 3-12.
4. Наин, А.Я. Проблема здоровья участников образовательного процесса / А.Я. Найн, С.Г. Сериков // Педагогика. - 1998. -№ 6. - С. 53-57.
5. Онушкин, В.Г. Теоретические основы непрерывного образования / В.Г. Онушкин. -М.: Педагогика, 1987. - 207 с.
6. Осипов, В.Г. Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образованш / В.Г. Онушкин. - Ереван: АН Армянской ССР, 1989. -216 с.
7. Перспективы развития системы непрерывного образования /Под ред. Б.С. Гер-шунского. - М.: Педагогика, 1990. -224 с.
8. Райский, Б.Ф. Развитие у школьников стремления к самообразованию / Б.Ф. Райский. -Волгоград: ВГПИ, 1973. -190 с.
9. Репин, С.А. Реализация непрерывности педагогического образования / С.А. Репин, И.О. Котлярова, Р.А. Циринг. - Челябинск: Образование, 1999. - 204 с.
10. Рубакт, НА. Как заниматься самообразованием / H.A. Рубакин. - М.: Советская Россия, 1962. - 171 с.
11. Сериков, Г.Н. Самообразование: Совершенствование подготовки студентов / Г.Н. Сериков. - Иркутск: Изд-во Иркут. Унта, 1991. -232с.
12. Сериков, Г.Н. Здоровъесбережение в гуманном образованш: Монография /Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков. - Челябинск-Екатерин-бург: Изд-во ЧГПУ, 1999. - 242 с.
13. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека/Г.Н Сериков. - М.: Мнемози-на, 2002. -416 с.
14. Сериков, Г.Н. Педагогика. Книга 1: Объект исследования / Г.Н Сериков. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005.-440 с.