Научная статья на тему 'Приоритет субъект-субъектных образовательных отношений с обучающимися'

Приоритет субъект-субъектных образовательных отношений с обучающимися Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
999
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПЕДАГОГИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОЙ ЦЕННОСТИ СУБЪЕКТНОСТИ / СУБЪЕКТ-ОБЬЕКТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СУБЪ-ЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / САМОУПРАВЛЕНИЕ ПОИСКОВО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПЕДАГОГА / EDUCATIONAL RELATIONSHIPS / ACADEMIC STAFF / STUDENTS / AWARENESS OF PERSONAL VALUE OF SUBJECTIVITY / SUBJECT-OBJECT EDUCATIONAL RELATIONSHIPS / SUBJECT-SUBJECT EDUCATIONAL RELATIONSHIPS / SELF-SEARCH AND EDUCATIONAL ACTIVITIES / PROFESSOR'S ACTION PLAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сериков Геннадий Николаевич

Рассматривается специфика трудовой функции педагогического персонала вузов в выстраивании субъект-субъектных отношений со студентами как важной предпосылки развития их готовности к продуктивному взаимодействию с партнерами в предстоящей профессиональной деятельности. Акцент сделан на побуждении студентов к осознанию себя как активно взаимодействующего с партнерами субъекта. Подчеркнута роль субъект-субъектных образовательных отношений педагогов в оказании помощи студентам в проявлениях их субъектности в отношениях с партнерами. Обоснована приоритетность субъект-субъектных образовательных отношений педагогов со студентами в достижении качества образования. Результаты получены методами: наблюдения, изучения научной и учебно-методической литературы по вопросам образовательных отношений между преподавателями и студентами, опроса педагогических работников и студентов относительно опыта реализации субъект-субъектных образовательных отношений в практике образования. Использованы данные об опыте педагогической деятельности, полученные в ходе интервьюирования педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRIORITY OF SUBJECT-SUBJECT EDUCATION RELATIONS WITH STUDENTS

The article analyses the functions of university staff in forming the subject-subject relationships with students as an important prerequisite of their willingness to productive cooperation with partners in the future-professional activity. The emphasis is placed on the students’ self-perception as a person actively interacting with the others. The role of subject-subject relations in the education process is described. The priority of subject-subject relations as the means to achieve higher quality in education is proved. The results were obtained by observation, the study of scientific and educational literature on the educational relations between instructors and students. The survey of instructors and students was made aimed to evaluate the experience of realization of subject-subject relations. The data on the experience of pedagogical activity was gathered through interviews with university lecturers.

Текст научной работы на тему «Приоритет субъект-субъектных образовательных отношений с обучающимися»

Непрерывное образование в течение жизни

УДК 378.064.2 + 378.015 йО!: 10.14529/рва170101

ББК Ч448.44

ПРИОРИТЕТ СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Г.Н. Сериков

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Рассматривается специфика трудовой функции педагогического персонала вузов в выстраивании субъект-субъектных отношений со студентами как важной предпосылки развития их готовности к продуктивному взаимодействию с партнерами в предстоящей профессиональной деятельности. Акцент сделан на побуждении студентов к осознанию себя как активно взаимодействующего с партнерами субъекта. Подчеркнута роль субъект-субъектных образовательных отношений педагогов в оказании помощи студентам в проявлениях их субъектности в отношениях с партнерами. Обоснована приоритетность субъект-субъектных образовательных отношений педагогов со студентами в достижении качества образования. Результаты получены методами: наблюдения, изучения научной и учебно-методической литературы по вопросам образовательных отношений между преподавателями и студентами, опроса педагогических работников и студентов относительно опыта реализации субъект-субъектных образовательных отношений в практике образования. Использованы данные об опыте педагогической деятельности, полученные в ходе интервьюирования педагогов.

Ключевые слова: образовательные отношения, педагоги, обучающиеся, осознание личной ценности субъектности, субъект-обьектные образовательные отношения, субъект-субъектные образовательные отношения, самоуправление поисково-образовательной деятельностью, план действий педагога.

Актуальность исследования обусловлена потребностью государства и общества в подготовке высококвалифицированных кадров для сферы социального производства, способных к осознанному проявлению своей субъектности в производственных отношениях с партнерами. Однако результаты педагогических и социологических исследований, как теоретических, так и эмпирических [2, 5, 8-10], убедительно свидетельствуют о том, что значительная часть выпускников вузов испытывает серьезные затруднения в производственных отношениях с партнерами. В связи с этим важны исследования, посвященные усилению управленской подготовки студентов, направленной на развитие их способностей к конструктивному субъект-субъектному сотрудничеству в образовательных отношениях с партнерами. Это может стать фундаментом переноса способностей осуществлять субъект-субъектные отношения с партнерами в будущих профессиональных отношениях.

Находясь в статусе обучающего, человек

вступает в образовательные отношения с педагогами, сопровождающими его образовательную деятельность. Реализация соответствующих отношений в значительной (может быть - в преобладающей) мере обусловлена содержанием действий педагогов, которые определяют качество образовательных отношений с обучающимися [3, 4, 14-16]. Правомерность приоритета педагогических действий над образовательными действиями обучающихся вполне объяснима. Каждый педагог как профессионал призван приобщать обучающихся к присвоению содержания образования, установленного нормативными требованиями государства и общества. Обучающиеся же должны систематически исполнять рекомендации и указания педагогов, относящиеся к присвоению содержания образования. Тем самым, формально педагог должен бы вступать в субъект-объектные образовательные отношения с подопечными обучающимися.

Однако одной из особенностей каждого человека является врожденная предрасполо-

женность быть субъектом своей жизнедеятельности [1, 6, 11, 12]. Это означает, что человек в своих действиях, вольно или невольно, стремится быть самостоятельным. Это вполне применимо и к действиям обучающихся в процессе образовательных отношений с педагогами, сопровождающими образовательную деятельность каждого из них. Поэтому субъект-объектные образовательные отношения педагогов с обучающимися далеко не всегда и не во всем продуктивны. Об этом свидетельствуют результаты опроса как студентов, так и педагогов, участников образовательных отношений. Это довольно просто объяснить тем, что далеко не каждому обучающемуся удается постоянно сдерживать проявления своей субъектности в угоду слепому исполнению рекомендаций и указаний со стороны педагогов.

Конечно, осознание обучающимися личной ценности образа социально значимой образованности в какой-то мере способствует их ориентированию на него в педагогически сопровождаемой образовательной деятельности. При этом им приходится сдерживать проявления своей природоопределенной субъект-ности. Однако это не всегда оказывается достаточным для успехов в присвоении социально ориентированной образованности (т. е. соответствующей ее социально значимому образу), даже если обучающимися осознается ее личная ценность для них. Дело в том, что длительное сдерживание обучающимися проявлений своей субъектности в процессе присвоения социально значимой и лично ценной образованности ведет к накоплению утомления. Тем самым, возникает угроза переутомления как следствия длительного нахождения в субъект-объектных образовательных отношениях с педагогами. Ясно, что такого рода угроза чревата негативными следствиями для обучающихся.

С одной стороны, может резко снизиться потребность обучающихся в присвоении социально ориентированной и лично ценной образованности, несмотря на осознание ими ее полезности для них. Это потребует дополнительной мобилизации личного энергоресурса для преодоления отрицательных тенденций в развитии природоопределенной предрасположенности личности к образованию. Остается вопрос о том, сможет ли педагог, сопровождающий образовательную деятельность обучающихся, на основе субъект-объектных

образовательных отношений изменить эту тенденцию в развитии эмоционально-чувственного отношения их к продолжению образования вообще и к присвоению социально ориентированной и личной ценной образованности, -в частности. Очевидно, однозначного ответа на этот вопрос ожидать не приходится.

С другой стороны, обучающиеся, постоянно находясь в субъект-объектных образовательных отношениях с педагогами, теряют значительные возможности в прогрессивном развитии своей субъектности. Более того, такие образовательные отношения с обучающимися объективно способствуют торможению в развитии их способностей к самоуправлению как естественной форме цивилизованного проявления человеком своей субъектности не только в образовательных, но и в иных отношениях с партнерами. Каждый обучающийся, постоянно находящийся в субъект-объектных отношениях с педагогами, не учится самостоятельному поиску возможностей продолжения образования. Велика угроза потребительского отношения к образованию. Личная готовность к самоуправлению образованием вряд ли может прогрессивно развиваться в рамках субъект-объектных образовательных отношений с педагогами.

Не отрицая возможной полезности субъект-объектных отношений педагогов с обучающимися, отметим приоритет субъект-субъектных образовательных отношений между ними. Во-первых, субъект-субъектные образовательные отношения между педагогами и обучающимися дают возможность объединения личных энергоресурсов всех партнеров в совместном решении образовательных задач. Предпосылкой этому является установка на сотрудничество педагогов и обучающихся в образовательных отношениях друг с другом. Целенаправленно взаимодействуя между собой как субъекты-единомышленники, педагоги и обучающиеся совместно проявляют свою субъектность ради согласования своих действий в реализации образовательных отношений друг с другом. Общими усилиями они способны преодолевать больше препятствий в решении образовательных задач по сравнению с разобщенными действиями каждого из них.

Во-вторых, опираясь на субъект-субъектные образовательные отношения педагогов с обучающимися, можно способствовать прогрессивному развитию субъектности подопечных. Набирая позитивный опыт участия

в субъект-субъектных отношениях с педагогами, обучающиеся получают возможность повышать уровень собственной готовности к самоуправлению, прежде всего, в своей поисково-образовательной деятельности. Участвуя в субъект-субъектных образовательных отношениях с партнерами, обучающиеся набираются опыта продуктивного сотрудничества с ними. Другими словами, в субъект-субъектных образовательных отношениях с партнерами (в том числе - с педагогами) готовность обучающихся к самоуправлению обогащается опытом соуправления, в частности, присвоением социально ориентированной образованности.

Преимущества субъект-субъектных образовательных отношений педагогов с обучающимися вполне очевидны, если вследствие их реализации удается в полной мере опираться на развившуюся готовность каждого из них к соуправлению процессом решения образовательных задач (в частности, присвоением социально ориентированной образованности). Безусловно, готовность педагогов к этому должна бы быть вполне достаточна для того, чтобы профессионально управлять образовательной деятельностью обучающихся. Только тогда педагоги оказываются способными находиться в субъект-субъектных образовательных отношениях с обучающимися. Исполнение педагогами трудовой функции в управлении присвоением обучающимся социально ориентированной образованности предусматривает наличие их готовности к участию в субъект-субъектных образовательных отношениях с подопечными. Тем самым, педагогами создаются условия развития готовности обучающихся к самоуправлению собственной образовательной деятельностью.

Очевидно, выстраивать субъект-субъектные образовательные отношения с обучающимися каждый педагог может, опираясь на развившуюся профессиональную квалификацию в целом и на собственную готовность к исполнению соответствующих действий в реализации трудовой функции в этом аспекте [1, 9, 13, 14]. Необходимость выстраивания субъект-субъектных образовательных отношений с обучающимися обусловлена, в частности, тем, что готовность каждого из них к самоуправлению собственной поисково-образовательной деятельностью должна развиваться в процессе субъект-субъектных отношений с педагогами. При этом каждый обучающийся способен к участию в субъект-

субъектных отношениях с партнерами в той мере, в какой оказалась развита его готовность к самоуправлению. Поэтому в образовательных отношениях с обучающимися каждый педагог должен бы обращаться к субъект-субъектным образовательным отношениям с ними в той мере, в какой они способны проявлять собственную готовность к самоуправлению поисково-образовательной деятельностью.

Отсюда понятно, что выстраивать субъект-субъектные образовательные отношения с обучающими педагоги должны параллельно с содействием прогрессивному развитию готовности каждого из них к самоуправлению поисково-образовательной деятельностью. Педагоги должны в субъект-субъектных образовательных отношениях с каждым обучающимся рассчитывать на предоставление ему таких возможностей в реализации субъект-субъектных образовательных отношений, которые соответствуют развившемуся уровню его готовности к самоуправлению поисково-образовательной деятельностью. Одновременно педагогам следует иметь в виду необходимость содействия прогрессивному развитию готовности подопечных к самоуправлению не только поисково-образовательной, но и иных аспектов деятельности каждого из них. Выстраивать субъект-субъектные образовательные отношения с обучающимися как раз и предполагает одновременное решение обеих образовательных задач.

Прежде всего, выстраивание субъект-субъектных образовательных отношений с обучающимися должно опираться на развившееся состояние осознания каждым из них личной ценности образа социально значимой образованности. Это обусловлено тем, что содержание субъект-субъектных отношений педагогов с обучающимися зависит от развившейся готовности каждого из них к самоуправлению поисково-образовательной деятельностью. Готовность же обучающихся к самоуправлению соответствующей деятельностью зависит, в частности, от осознания каждым из них личной ценности социально ориентированной образованности. Поэтому выстраивание субъект-субъектных образовательных отношений с обучающимися необходимо соотносить с информацией о том, в какой мере тот или иной обучающийся осознает личную ценность присваиваемой социально ориентированной образованности.

Дело в том, что осознанная обучающимися личная ценность образа социально значимой образованности становится внутренним мотивом активизации действий обучающихся, направленных на ее присвоение, в том числе, и в образовательных отношениях с педагогами. Опираясь на осознание обучающимися личной ценности присвоения социально ориентированной образованности, педагоги призваны выстраивать образовательные отношения с ними так, чтобы они чувствовали привлекательность и осознавали полезность ее присвоения во взаимодействии друг с другом. Ради этого педагоги должны привлекать обучающихся как субъектов поисково-образовательной деятельности к участию в планировании и в реализации отношений друг с другом. Тем самым, педагоги побуждают обучающихся вступать в субъект-субъектные образовательные отношения с собой. От педагогов во многом зависит мера успешности реализующихся теми или иными методами в тех или иных организационных формах содержательно обоснованных субъект-субъектных образовательных отношений с обучающимися.

Как субъекты образовательных отношений с обучающимися педагоги наделены, образно выражаясь, «свободой действий» в исполнении трудовой функции в сопровождении образовательной деятельности обучающихся. Скорее всего, выстраивание субъект-субъектных отношений с обучающимися является одной из обязанностей педагогов, убежденных в их преимуществах в процессе сопровождения, например, поисково-образовательной деятельности обучающихся. Опираясь на развившееся осознание подопечными целесообразности присвоения лично ценной социально ориентированной образованности, педагоги могут намеренно опираться на энергоресурс субъ-ектности обучающихся, используя его в повышении качества присваиваемой образованности. Тогда-то и обостряется необходимость выстраивания субъект-субъектных образовательных отношений между педагогами и обучающимися.

Отсюда следует, что выстраивание педагогами субъект-субъектных образовательных отношений с обучающимися предполагает владение информацией о внутренних возможностях каждого подопечного. Речь идет и о склонности личности каждого из них в проявлениях своей субъектности в образовательных отношениях с собой и (или) с партнера-

ми, и о намерениях относительно присвоения социально ориентированной образованности. Важна информация и о развившихся способностях обучающихся самостоятельно исполнять те или иные действия в образовательной деятельности, опираясь на осознанную необходимость делать это. Не следует игнорировать и информацию о других особенностях личности каждого обучающегося, ибо они также могут влиять на возможности проявления субъектности в его образовательных отношениях с собой и (или) с партнерами.

Наряду с информацией об особенностях личности обучающихся полезными могут быть сведения об опыте участия каждого из них в образовательных отношениях с партнерами, а также о том, какие образовательные действия они преимущественно исполняли при этом. Личный опыт участия обучающихся в образовательных отношениях с кем-то из партнеров определенно влияет на тенденции развития внутреннего мира каждого из них. Одно дело, если такой опыт связан с безусловным исполнением указаний кого-то из субъектов внешнего влияния на образовательную деятельность кого-либо из обучающихся. Совсем другое дело, если опыт участия обучающихся в образовательных отношениях с собой и с партнерами свидетельствует о значительном проявлении самостоятельности в отношениях с кем-то из них.

В целом, информация об обучающихся может служить основанием для педагогов в характеристике готовности каждого подопечного к целесообразным проявлениям субъект-ности в образовательных отношениях с собой и с кем-то из партнеров. На ее основе педагоги призваны выстраивать субъект-субъектные образовательные отношения с обучающимися. Так как каждый обучающийся характеризуется спецификой готовности к проявлениям субъектности в возможных образовательных отношениях с собой и с партнерами, то выстраивание педагогами субъект-субъектных образовательных отношений с каждым из них должно происходить на индивидуально ориентированной основе. Речь идет о целесообразности выстраивания каждым педагогом, сопровождающим образовательную деятельность обучающихся, субъект-субъектных образовательных отношений с каждым подопечным.

Теоретически имеет смысл вести речь о совместном выстраивании субъект-субъект-

ных образовательных отношений всеми педагогами, сопровождающими образовательную деятельность одного и того же контингента обучающихся. В таком случае правомерно рассчитывать на качественно иной успех в выстраивании субъект-субъектных образовательных отношений всех педагогов-партнеров с подопечными обучающимися. Однако возможности педагогического партнерства в выстраивании продуктивных субъект-субъектных образовательных отношений с обучающимися явно недостаточно изучены. Поэтому вряд ли имеет смысл прогнозировать качественно более высокий успех в реализации субъект-субъектных образовательных отношений педагогов-партнеров с обучающимися, нежели каждого из них с каждым обучающимся.

Итак, каждый педагог, выстраивая субъект-субъектные образовательные отношения с обучающимися, должен опираться на извлеченную информацию о возможностях проявлений субъектности каждым из них. На ее основе он может определиться с планом собственных действий в выстраивании субъект-субъектных образовательных отношений с каждым подопечным. В соответствующем плане действий педагога должна быть представлена примерная траектория перехода от субъект-объектных к субъект-субъектным образовательным отношениям с обучающимися. Общим признаком соответствующей траектории является формальная передача обучающимся субъектных полномочий в образовательных отношениях с ними. При этом педагог должен оставлять за собой право надзора за самостоятельными действиями обучающихся в образовательных отношениях с собой. К тому же он должен содействовать каждому из них в успешном осуществлении возложенных на них субъектных полномочий.

Основанием перевода субъект-объектных образовательных отношений в субъект-субъектные должна стать информация о состоянии готовности обучающихся к самоуправлению образовательной деятельностью и о тенденциях ее развития. При этом вряд ли целесообразно, чтобы педагоги ограничивались констатацией обнаруживаемых данных о готовности обучающихся к самоуправлению образовательной деятельностью в образовательных отношениях с собой. Важно, чтобы они помогали обучающимся в позитивном развитии готовности к самоуправлению обра-

зовательной деятельностью. Поэтому, определяясь с планом собственных действий в выстраивании субъект-субъектных образовательных отношений с обучающимися, педагогам необходимо иметь в виду целенаправленное содействие подопечным в позитивном развитии готовности каждого из них к самоуправлению образовательной деятельностью в образовательных отношениях с собой.

В процессе содействия обучающимся в присвоении социально ориентированной и лично ценной образованности педагогам следует направлять каждого из них на самоуправление собственной поисково-образовательной деятельностью. Планируя свои действия в организации поисково-образовательной деятельности обучающихся, педагоги обязаны ставить перед ними такие задачи, решение которых осуществимо преимущественно в самостоятельном исполнении подопечными. Педагоги же призваны наставлять обучающихся советами, рекомендациями относительно возможных путей решения соответствующих поисково-образовательных задач. Предоставление обучающимся возможностей самостоятельно справляться с такого рода действиями в поисково-образовательной деятельности может способствовать мобилизации личного энергоресурса каждого из них на успешное решение поставленных поисково-образовательных задач.

Успешное решение обучающимися поставленных задач является основанием дальнейшего выстраивания педагогами субъект-субъектных образовательных отношений с ними. Опираясь на опыт самоуправления обучающимися осуществленной поисково-образовательной деятельностью, педагоги могут предлагать им дополнительные полномочия самоуправления поисково-образовательной деятельностью. Осваивая соответствующие полномочия и при опосредованной поддержке со стороны педагогов, сопровождающих поисково-образовательную деятельность, обучающиеся овладевают умениями успешно справляться с ними. Это определенно способствует прогрессивному развитию готовности обучающихся к самоуправлению поисково-образовательной деятельностью. Тем самым, обусловливается устойчивость тенденции нарастания субъект-субъектных образовательных отношений в педагогическом сопровождении поисково-образовательной деятельности подопечных.

Важным признаком выстраивания субъект-субъектных образовательных отношений с обучающимися является опора на их сознание. В частности, речь идет об организованном информировании обучающихся о намерениях педагогов выстраивать субъект-субъектные образовательные отношения с подопечными. Каждый педагог не только сообщает им о содержании плана действий перевода субъект-объектных образовательных отношений в субъект-субъектное взаимодействие с ними. Он (педагог) призван обсуждать возможные траектории выстраивания субъект-субъектных образовательных отношений с обучающимися. Тем самым, педагог способствует активизации осознания обучающимися преимуществ в соответствующих образовательных отношениях с ними. При этом важно акцентирование внимания обучающихся на привлекательности и полезности субъект-субъектных образовательных отношений с педагогами.

Объяснительно-разъяснительные действия педагогов в выстраивании субъект-субъектных образовательных отношений с обучающимися, скорее всего, следует исполнять в непринужденном общении с ними. Это позволяет рассчитывать на активные отклики обучающихся на публикацию педагогами своих планов выстраивания субъект-субъектных образовательных отношений с подопечными. Побуждая обучающихся к выражению своего мнения о планах выстраивать субъект-субъектные образовательные отношения с ними, педагоги устанавливают обратную информационную связь с подопечными. Ее налаживание и поддержание в процессе выстраивания субъект-субъектных образовательных отношений с обучающимися следует рассматривать как важный фактор успеха в развитии готовности каждого из них к самоуправлению поисково-образовательной деятельностью и в присвоении лично ценной социально ориентированной образованности.

Безусловно, план действий того или иного педагога в выстраивании субьект-субъект-ных образовательных отношений с обучающимися должен быть гибкой формой выражения намерений в исполнении соответствующей трудовой функции в сопровождении поисково-образовательной деятельности каждого из них. Речь идет о том, что план педагога в выстраивании субъект-субъектных образовательных отношений с обучающимися

должен корректироваться всякий раз, когда появляется информация об изменениях в возможностях и в потребностях подопечных, влияющих на присвоение личной ценной и социально ориентированной образованности каждым из них. Все позитивные изменения в сознании обучающихся, важные в субъект-субъектных отношениях с педагогами, должны становиться основаниями внесения корректив в план выстраивания субъект-субъектных образовательных отношений с подопечными. При этом необходимо, чтобы обучающиеся были бы не только информированы своевременно об этом, но и осознавали целесообразность внесения тех или иных корректив в соответствующий план.

Выстраивание субъект-субъектных отношений педагогов с обучающимися, скорее всего, возможно на основе продуктивного сотрудничества между ними. Опираясь на созревшие возможности личного энергоресурса каждого подопечного и на его согласие совместно решать задачи присвоения социально ориентированной образованности, педагоги могут постепенно выстраивать субъект-субъектные образовательные отношения с ним. Совершенно очевидно, что субъект-субъектные образовательные отношения не могут одномоментно стать реальностью взаимодействия педагогов с обучающимися. Нужно прилагать значительные усилия со стороны каждого из них для того, чтобы субъект-субъектные образовательные отношения между ними стали не формальной декларацией, а фактом успешного взаимодействия друг с другом в целостном образовательном процессе.

Это требует от педагогов систематического проявления специфических профессиональных качеств. Как инициатор выстраивания субъект-субъектных образовательных отношений с обучающимися каждый педагог призван проявлять себя в процессе исполнения своей профессиональной функции как мудрый наставник. Его профессиональные действия в образовательных отношениях с обучающимися должны побуждать подопечных к проявлениям доверия к его профессионализму и своей субъектности в адекватных откликах. Проявления доверия к возможностям обучающихся успешно проявлять свою субъект-ность в образовательных отношениях с собой должны способствовать выстраиванию субъект-субъектных образовательных отношений с педагогами.

Чтобы соответствовать миссии ведущего обучающихся за собой в выстраивании субъект-субъектных образовательных отношений с ними, каждый педагог должен обладать качествами личности успешного лидера. Опираясь на них, педагог способен выстраивать субъект-субъектные образовательные отношения с обучающимися, настроенными на присвоение социально значимой и лично ценной образованности. Понятно, что возможности педагогов в выстраивании субъект-субъектных образовательных отношений с обучающимися не безграничны. Тем не менее, каждый педагог, реализуя свои намерения и выстраивая субъект-субъектные образовательные отношения с обучающимися, должен делать все, что зависит от него.

При этом следует понимать, что выстраивание субъект-субъектных образовательных отношений с обучающимися является лишь одним из элементов трудовой функции педагогов. Оно может происходить в совмещении с другими ее элементами, исполняя которые, педагоги призваны направлять обучающихся на проявления своей субъектности в соответствующих аспектах образовательных отношений с партнерами. Тогда выстраивание субъект-субъектных образовательных отношений между педагогами и обучающимися может стать своеобразным стержнем исполнения ими трудовой функции в целом. Структурированные соответствующим образом действия педагогов в реализации образовательных отношений с обучающимися вполне могут обусловить успешность присвоения ими социально ориентированной и лично ценной образованности.

Литература

1. Акопян, А.В. Концепция педагогической культуры Е.В. Бондаревской / А.В. Акопян // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2013. - № 1. - http://cyberleninka.ru/ article/n/kontseptsiya-pedagogicheskoy-kultury-e-v-bondarevskoy (дата обращения: 15.01.2017).

2. Арискин, М.В. Выпускники вузов и работодатели: социологический аспект /М.В. Арискин, Л.М. Медведева, Е.Ю. Немова //Молодой ученый. - 2015. - № 9. - С. 981-983.

3. Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность: моногр. / В.А. Беликов. -М. : Академия Естествознания, 2010. - 340 с.

4. Бондаревская, Е.В. Гуманизация вос-

питания старшеклассников / Е.В. Бондаревская //Педагогика. - 1991. - № 1. - С. 50-56.

5. Данакин, Н.С. Конкурентоспособность выпускников как показатель эффективности работы современного вуза / Н.С. Данакин, А.И. Шутенко // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - https://www. science-education.ru/ru/article/view?id=15869 (дата обращения: 15.01.2017).

6. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2000. - 368 с. - (Мастера психологии).

7. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - М. : Логос, 2004. - 384 с.

8. Котлярова, И.О. Социальное партнерство субъектов образования, культуры, науки и бизнеса в самореализации человека /И.О. Котлярова, Г.Н. Сериков // Соц. педагогика в России. - 2010. - № 3. - С. 22-27.

9. Котлярова, И.О. Дополнительное образование через всю жизнь: развитие личных ресурсов человека: моногр. /И.О. Котлярова, С.Г. Сериков. - Челябинск: Изд-во «Уральская академия», 2011. - 188 с.

10. Куликова, О.В. Адаптация молодых специалистов / О. В. Куликова // Адаптация личности в современном мире: межвуз. сб. науч. тр. - Саратов: Науч. кн., 2011. -С. 279-282.

11. Майерс, Д. Социальная психология: пер. с англ. /Д. Майерс. - СПб.: Питер, 1997. -688 с.

12. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2003. -352 с. - (Мастера психологии).

13. Романенко, Н.М. Гуманизация современного образования как фактор развития субъект-субъектных отношений педагогов и учащихся / Н.М. Романенко // Среднее профессиональное образование. - 2015. - № 12. -http://cyberleninka.ru/articleM/gumanizatsiya-sovremennogo-obrazovaniya-kak-faktor-razvitiya-subekt-subektnyh-otnosheniy-pedagogov-i-uchaschihsya (дата обращения: 15.01.2017).

14. Рыданова, И.И. Основы педагогики общения / И.И. Рыданова. - Минск: Белорус. навука, 1998. - 319 с.

15. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека: моногр. / Г.Н. Сериков. - М. : Мнемозина, 2002. - 416 с.

16. Сериков, Г.Н. Педагогика. Кн. 1: Объект исследований / Г.Н. Сериков. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 440 с.

Сериков Геннадий Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, serikovgn@susu.ru.

Поступила в редакцию 1 декабря 2016 г.

DOI: 10.14529/ped170101

THE PRIORITY OF SUBJECT-SUBJECT EDUCATION RELATIONS WITH STUDENTS

G.N. Serikov, serikovgn@susu.ru

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

The article analyses the functions of university staff in forming the subject-subject relationships with students as an important prerequisite of their willingness to productive cooperation with partners in the future-professional activity. The emphasis is placed on the students' self-perception as a person actively interacting with the others. The role of subject-subject relations in the education process is described. The priority of subject-subject relations as the means to achieve higher quality in education is proved. The results were obtained by observation, the study of scientific and educational literature on the educational relations between instructors and students. The survey of instructors and students was made aimed to evaluate the experience of realization of subject-subject relations. The data on the experience of pedagogical activity was gathered through interviews with university lecturers.

Keywords: educational relationships, academic staff, students, awareness of personal value of subjectivity, subject-object educational relationships, subject-subject educational relationships, self-search and educational activities, professor's action plan.

References

1. Akopyan A.V. [The Concept of the Pedagogical Culture of E.V. Bondarevskaya]. Scientific Problems of Humanities Research, 2013, no. 1, pp. 61-67. (in Russ.)

2. Ariskin M.V., Medvedeva L.M., Nemova E.Yu. [University Graduates and Employers: Sociological Aspect]. The Young Scientist, 2015, no. 9, pp. 981-983. (in Russ.)

3. Belikov V.A. Obrazovanie. Deyatel'nost'. Lichnost' [Education. Activities. Personality]. Moscow, Akademiya Estestvoznaniya Publ., 2010. 340 p.

4. Bondarevskaya E.V. [Humanization of Education of Senior Pupils]. Pedagogy, 1991, no. 1, pp. 50-56. (in Russ.)

5. Danakin N.S., Shutenko A.I. [Competitiveness of Graduates as Indicator of Overall Performance of Modern Higher Education Institution]. Modern Problems of Science and Education, 2014, no. 6. Available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15869 (accessed 15.12.2016). (in Russ.)

6. Druzhinin V.N. Psikhologiya obshchikh sposobnostey [Psychology of General Abilities]. St. Petersburg, Piter Publ., 2000. 368 p.

7. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskayapsikhologiya [Educational Psychology]. Moscow, Logos Publ., 2004.384 p.

8. Kotlyarova I.O., Serikov G.N. [Social Partnership Subjects of Education, Culture, Science and Business in the Self-Realization]. Social Pedagogy in Russia, 2010, no. 3, pp. 22-27. (in Russ.)

9. Kotlyarova I.O., Serikov S.G. Dopolnitel'noe obrazovanie cherez vsyu zhizn': razvitie lich-nykh resursov cheloveka [Additional Education through Life: the Development of Personal Human Resources]. Chelyabinsk, Ural'skaya Akademiya Publ., 2011. 188 p.

10. Kulikova O.V. [Adaptation of Young Experts]. Adaptatsiya lichnosti v sovremennom mire: mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh trudov [Adaptation of the Individual in the Modern World: Interuni-versity Collection of Scientific Papers]. Saratov, Nauchnaya Kniga Publ., 2011, pp. 279-282. (in Russ.)

11. Mayers D. Sotsial'naya psikhologiya [Social Psychology]. St. Petersburg, Piter Publ., 1997. 688 p.

12. Maslou A. Motivatsiya i lichnost' [Motivation and Personality]. St. Petersburg, Piter Publ., 2003.352 p.

13. Romanenko N.M. [Humanization of Modern Education as a Factor of Development of Subject-Subject Relationship of Teachers and Students]. Vocational Education, 2015, no. 12, pp. 40-43. (in Russ.)

14. Rydanova I.I. Osnovy pedagogiki obshcheniya [Basics of Communication Pedagogy]. Minsk, Belorusskaya Navuka Publ., 1998. 319 p.

15. Serikov G.N. Obrazovanie i razvitie cheloveka [Education and Development of a Person]. Moscow, Mnemozina Publ., 2002. 416 p.

16. Serikov G.N. Pedagogika. Kniga 1: Ob"ekt issledovaniy [Pedagogy. Book 1: Research Object]. Moscow, VLADOS Publ., 2005. 440 p.

Received 1 December 2016

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Сериков, Г.Н. Приоритет субъект-субъектных образовательных отношений с обучающимися / Г.Н. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2017. - Т. 9, № 1. - С. 8-16. Б01: 10.14529/ре(!170101

Serikov G.N. The Priority of Subject-Subject Education Relations with Students. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2017, vol. 9, no. 1, pp. 8-16. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped170101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.