Научная статья на тему 'Гуманно ориентированное непрерывное образование'

Гуманно ориентированное непрерывное образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ГУМАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ГУМАННО ОРИЕНТИРОВАННОЕ НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUING EDUCATION / HUMANE EDUCATION / SYSTEMICALLY SYNERGETIC CONCEPTION OF HUMANE EDUCATION / HUMANE ORIENTED CONTINUING EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сериков Геннадий Николаевич, Котлярова Ирина Олеговна

Описаны ступени непрерывного образования, на основании системно-синергетической концепции образования обоснована гуманная ориентированность непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сериков Геннадий Николаевич, Котлярова Ирина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANE ORIENTED CONTINUING EDUCATION

The steps of continuing education are described. The article gives grounds to the humane orientation of continuing education on the basis of the systemically synergetic conception of education.

Текст научной работы на тему «Гуманно ориентированное непрерывное образование»

Методологические основания педагогики

УДК 378.03+378.01 ББК 4481.2+4484(2)

ГУМАННО ОРИЕНТИРОВАННОЕ НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Г.Н. Сериков, И.О. Котлярова Южно-Уральский государственный университет

HUMANE ORIENTED CONTINUING EDUCATION

G.N. Serikov, I.O. Kotlyarova South Ural State University

Описаны ступени непрерывного образования, на основании системносинергетической концепции образования обоснована гуманная ориентированность непрерывного образования.

Ключевые слова: непрерывное образование, гуманное образование, системно-синергетическая концепция гуманного образования, гуманно ориентированное непрерывное образование.

The steps of continuing education are described. The article gives grounds to the humane orientation of continuing education on the basis of the systemically synergetic conception of education.

Keywords: continuing education, humane education, systemically synergetic conception of humane education, humane oriented continuing education.

Интерпретация образования как вида развития человека, происходящего путем обмена информацией с окружением, вполне согласуется с философско-педагогической концепцией непрерывного образования [7, 8, 12 и др.]. Согласно ей образование рассматривается как явление, охватывающее всю жизнь человека. Оно характеризуется признаком освоения человеком социокультурного опыта с использованием всех доступных ему средств. В современной социальной действительности концепция непрерывного образования ставится в основание научного отражения образования в социокультурной среде развития личности с индивидуальной спецификой гражданина и специалиста в определенном виде социальнополезной деятельности.

Начинаясь в детстве, непрерывное образование человека проходит ряд ступеней: предбазовое, общее базовое профессиональное, базовое и постбазовое. Предбазовая ступень непрерывного образования человека, в основном, связана с семьей и (или) со специально организованными формами подготовки

детей к общему базовому образованию. В свою очередь, общее базовое образование становится основанием для профессионального базового образования. Таким образом, предбазовое, общее и профессиональное базовое образование, организованное в соответствии с принципом преемственности, составляет целостность непрерывно (постоянно) осуществляющегося образования человека. Результатом реализации является его готовность к самостоятельной жизнедеятельности как личности с индивидуальной спецификой, гражданина и специалиста, способного обеспечивать себя и приносить пользу обществу (государству).

Постбазовая ступень непрерывного образования (иначе называется образованием взрослых) реализуется ради:

а) восполнения пробелов базового образования;

б) подготовки (переподготовки) в условиях меняющейся востребованности общества в специалистах в разных социальных ситуациях;

в) удовлетворения обострившихся образовательных потребностей человека.

Методологические основания педагогики

Осуществляется эта ступень непрерывного образования либо при поддержке государства и общества, либо с опорой на самообразование.

Непрерывное образование человека в своей целостности характеризуется направленностью на гуманно ориентированный тип отношений образующегося человека с иными представителями социокультурной среды [1,

2, 9, 12 и др.], с которыми ему приходится взаимодействовать в процессе образования. В концепции непрерывного образования человек изначально рассматривается как субъект собственной образовательной деятельности, вступающий в субъект-субъектное взаимодействие [5, 10, 13, 14 и др.] с теми, кто сопровождает его образование.

Идеальным образом сферы непрерывного образования служит системно-синергетическая концепция гуманного образования [11-13]. Гуманное образование базируется на приоритете человека, сосуществующего с другими людьми, с представителями природы в общем жизненном пространстве (окружении). При этом приоритет человека трактуется не как его привилегия, а как естественная принадлежность к окружению [11]. Сущностные свойства любого человека природоопределенны по происхождению и социально обусловлены по содержанию, по формам выражения. Будучи заданными задатками, сущностные свойства человека так или иначе развиваются в процессе его жизнедеятельности. Социальная среда является «носителем» того или иного содержательного наполнения врожденных задатков. Сосуществуя с условиями соответствующей социальной среды, человек «наживает» личный опыт. Он (опыт) состоит в том, что осуществлено соотнесение природоопределенного с лично испытанным отношением к каким-то представителям среды. В связи с этим приоритет сущностных свойств человека в непрерывном гуманном образовании означает целесообразность укрепления их жизнеспособности. Именно поэтому взаимодействие с партнерами, базирующееся на сочетании личного и межличного, признается ведущим направлением реализации приоритета сущностных свойств человека в гуманном непрерывном образовании. При этом отношения между соответствующим субъектом (вместе с возможными партнерами) с чем-то в себе или из окружения предстают как взаимосвязанные формы совмест-ного существования (сосуществования). На

этом пути возможен компромисс между природоопределенным и социально обусловленным аспектами жизни и жизнедеятельности человека.

Отличительным признаком гуманного образования правомерно назвать паритет-ность взаимоотношений участников образования в их взаимодействии друг с другом. Однако паритетность во взаимоотношениях участников гуманного образования ни в коем случае не следует сводить к формальному тождеству их прав и взаимных обязательств в отношениях друг с другом. Более того, подобное отождествление, осуществляемое без учета каких бы то ни было особенностей, становится скорее антигуманным, нежели гуманным. Паритетность следует понимать как равенство прав каждого из участников образования в реализации своих компетенций, в пользовании образовательными средствами и предлагаемыми средствами социальной поддержки образования. С учетом уровня образованности людей, возрастных особенностей в онтогенезе, возрастных социальных экспекта-ций и требований признак паритетности во взаимоотношениях участников образования трактуется по-разному, наполняясь конкретным содержанием.

Образование - это сфера, в которой целенаправленно осуществляется подготовка граждан к самостоятельной жизнедеятельности. Гуманное непрерывное образование, будучи сориентированным не только на социальные, но и на индивидуальные ценности каждого гражданина, призвано соответствовать своему назначению, а это не только провозглашение и осуществление приоритетности сущностных свойств каждого участника образования, но и определение стратегического направления реализации гуманного непрерывного образования. С одной стороны, гуманное образование направлено на то, чтобы содействовать развитию устойчивой жизнеспособности каждого участника образования в условиях, прежде всего, социальной среды. С другой же стороны, гуманное образование призвано помогать (содействовать) каждому участнику образования в том, чтобы он мог сам реализовать себя в самостоятельной жизнедеятельности как индивидуальность [4, 11], базирующаяся на своих сущностных свойствах. Следовательно, гуманное непрерывное образование направлено на развитие готовности участников образования к самореализации своих сущностных свойств в социально приемлемых проявлениях.

Сериков Г.Н., Котлярова И.О.

Гуманно ориентированное непрерывное образование

Гуманное непрерывное образование предполагает предварительное проектирование соответствующих процессов. Проект фрагментов образования будем называть процессуальной реализацией. Гуманное непрерывное образование характеризуется системностью соответствующих процессуальных реализаций. Иными словами, процессуальная реализация, допускаемая в качестве возможной в гуманном образовании, представляется в форме искусственной образовательной системы, ведущим основанием которой служат выявленные проявления сущностных свойств участников образования. При этом проявляющийся в процессе созидания образовательных систем антропосинергизм участников образования обусловливает синергетические свойства созидаемых образовательных систем. Это означает, что антропосинергизм участников образования является ведущим основанием выстраивания субъект-субъектных взаимоотношений между ними (с учетом проявляемых различий и единства в личном и межличном), а также субъект-объектных отношений кого-то из участников образования с какими-то предметами и средствами осуществления непрерывного образования.

На практике, согласно системно-синерге-тической концепции образования, системные процессуальные реализации непрерывного образования характеризуются синергетическими признаками неустойчивости, не-равновесности, нелинейности, неопределенности и необратимости во времени.

Основанное на системно-синергетической концепции гуманного образования непрерывное образование будем называть гуманно ориентированным. В центре гуманно ориентированного образования находится человек -участник образования, взаимодействующий со своими партнерами. Гуманистическая направленность образования зарождается, скорее всего, благодаря специальному (управленческому, педагогическому или иному) сопровождению со стороны его участников [1,

6, 13 и др.]. Речь идет о том, что в образовании имеют место объективные предпосылки для зарождения гуманистической направленности образовательной системы. Это гуманно ориентированные кадры, подхватывающие и несущие далее традиции гуманизма в образовании, разрабатывающие проекты гуманного непрерывного образования и создающие условия становления гуманизма участников общего и (или) профессионального педагогиче-

ского (в том числе дополнительного) образования.

Говоря о создании условий, в которых каждый участник образования оказывается сориентированным на самореализацию своих сущностных свойств в социально приемлемых проявлениях, имеем в виду следующее. В условиях гуманно ориентированного образования его участники побуждаются к проявлениям себя так, чтобы не навредить себе и своим контактам с партнерами. Им предоставляется достаточно информации во всех аспектах, относящихся к своей деятельности и к взаимодействию с партнерами. Наконец, всем участникам непрерывного гуманно ориентированного образования гарантирована правовая защита в их намерениях реализовывать себя в социально приемлемых проявлениях. Кроме того, нормирование их деятельности и регламент ее осуществления проводятся так, чтобы исключить возможные перегрузки. Далее, в создаваемых условиях непрерывного гуманно ориентированного образования каждому участнику образования предусматривается значительная субъектная компетенция. Речь идет о том, что основной целевой ориентир по отношению к конкретно рассматриваемому участнику образования является лишь привлекательной перспективой развития его сущностных свойств. Каждый из них может самостоятельно устанавливать «предельные» значения для развития собственных сущностных свойств. Они могут быть представлены (выражаться) в форме «Я-концепций» [3]. Непрерывное гуманно ориентированное образование призвано побуждать его участников к тому, чтобы соответствующие «Я-концепции» находились в русле общеконцептуального состояния готовности человека получать ненавязчивую поддержку (содействие) к самореализации своих сущностных свойств в социально приемлемых проявлениях в течение всей жизни.

В гуманно ориентированном образовании не предполагается абсолютного произвола со стороны «свободных (раскрепощенных)» участников образования. Каждому из них вменяется в обязанность определенное содержание деятельности. Образующимся необходимо усвоить содержание образования в пределах, не ниже предусмотренных государственными образовательными стандартами. Работникам образования устанавливается профессиональный функционал, выполнение которого строго регламентировано. В системе дополнительного профессионального образования слуша-

Методологические основания педагогики

телям предоставляются широкие возможности выбора индивидуальной траектории образования в течение жизни или на определенном этапе жизненного пути, выбора образовательных программ, времени и способа их прохождения. Всем участникам образования предписывается регламент взаимоотношений друг с другом и контактов с предметом и средствами деятельности на каждой из степеней непрерывного образования. Однако все предписания в гуманно ориентированном образовании рассчитаны на то, чтобы способствовать самореализации субъектом непрерывного образования своих сущностных свойств в социально приемлемых проявлениях.

Таким образом, непрерывное гуманно ориентированное образование является реализацией непрерывного гуманного образования. Создание условий, которые позволили бы на практике следовать постулатам системносинергетической концепции гуманного непрерывного образования, самими субъектами непрерывного образования или субъектами, которые педагогически сопровождают их образование на какой-либо ступени, составляет сущность гуманно ориентированного непрерывного образования людей.

Литература

1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. - М.: Издат. Дом Шалвы Амонашвили, 1995. - 496 с.

2. Беликов, В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография / В.А. Беликов. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2004. - 357 с.

3. Бернс, Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание / Р. Бернс. - М.: Наука, 1986. -224 с.

4. Гершунский, Б. С. Концепция самореа-

лизации личности в системе обоснования ценностей и целей образования / Б. С. Гершунский //Педагогика. - 2003. -№ 2. - С. 3-8.

5. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие для студентов вузов / И.А. Зимняя. - Ростов н/Д: Феникс, 1997. -476 с.

6. Ильясов, Д.Ф. Принцип регулируемого эволюционирования в педагогике / Д.Ф. Ильясов, Г.Н. Сериков. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2003. - 336 с.

7. Котлярова, И.О. Инновационные системы повышения квалификации / И.О. Котлярова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1998. -320 с.

8. Репин, С.А. Реализация непрерывности педагогического образования / С.А. Репин, И.О. Котлярова, Р.А. Циринг; под ред. Г.Н. Серикова. - Челябинск: Образование, 1999.-204 с.

9. Сериков, В.В. Личностный подход в

образовании: концепция и технологии /

В В. Сериков. - Волгоград: Перемена, 1994. -164 с.

10. Сериков, Г.Н. Образование: аспекты системного отражения /Г.Н.Сериков. - Курган: Зауралье, 1997. - 464 с.

11. Сериков, Г.Н. Здоровьесбережение в гуманном образовании: монография /Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков. - Екатеринбург; Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. - 242 с.

12. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека: монография / Г.Н. Сериков. - М.: Мнемозина, 2002. - 416 с.

13. Сериков, Г.Н. Педагогика. В 2 кн. Кн. 1: Объект исследований/Г.Н. Сериков. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2005. - 440 с.

14. Сериков, Г.Н. Педагогика. В 2 кн. Кн. 2: Методология исследований / Г.Н. Сериков. -М. : Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2005. -456с.

Поступила в редакцию 12 июля 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.