Научная статья на тему 'О неправомерности требований о предоставлении бухгалтерской отчетности в электронном виде'

О неправомерности требований о предоставлении бухгалтерской отчетности в электронном виде Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лермонтов Ю. М.

В Налоговом кодексе РФ закреплено правило, согласно которому налогоплательщики организации, среднесписочная численность работников которых составляет более 100 человек, обязаны представлять налоговую отчетность в налоговые органы в электронном виде. В данной статье убедительно доказано, что соответствующей обязанности в отношении бухгалтерской обязанности действующим законодательством не предусмотрено.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О неправомерности требований о предоставлении бухгалтерской отчетности в электронном виде»

О НЕПРАВОМЕРНОСТИ ТРЕБОВАНИИ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ

Ю. М. ЛЕРМОНТОВ,

консультант Минфина России

Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Федеральный закон № 129-ФЗ) устанавливает, что все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учетов бухгалтерскую отчетность. При этом бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на бумажных носителях (п. бет. 13 Федерального закона№ 129-ФЗ).

Сравним данные положения с нормами налогового законодательства.

Пунктом Зет. 80 Налогового кодекса РФ (НК РФ) установлено, что налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету) в электронном виде.

Налогоплательщики, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность работников превышает указанный предел, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Следовательно, нормы НК РФ относительно обязанности представления налогоплательщиком, среднесписочная численность работников кото-

рого более 100 человек, в электронном виде налоговой отчетности сформулированы императивно, в то время как в Федеральном законе № 129-ФЗ подобные положения отсутствуют.

Вп. бет. 13 Федерального закона № 129-ФЗука-зано, что при наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности, указанных в ст. 15 Федерального закона № 129-ФЗ, организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Минфин России еще в письме от 15.01.2008 № 03-02-07/1-11 пришел к выводу, что НК РФ и Федеральным законом № 129-ФЗ не предусмотрена обязанность представлять бухгалтерскую отчетность исключительно в электронном виде. В письме от24.07.2009 № 03-02-07/1-385 Минфин России подтвердил указанную позицию, отметив, что НК РФ не предусмотрена обязанность представления налогоплательщиком в налоговый орган бухгалтерской отчетности в электронном виде.

Таким образом, финансовое ведомство по данному вопросу поддерживает налогоплательщиков.

Данная позиция косвенно подтверждается и точкой зрения судебных органов.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 15.05.2007 № А55-14227/06-13 рассмотрел корпоративный спор между акционерным обществом и акционером о предоставлении копии базы данных бухгалтерского учета за календарный год компьютерной бухгалтерской программы 1С, в которой ведется бухгалтерский учет в обществе.

Суд, сославшись на положения п. бет. 13 Федерального закона № 129-ФЗ, пришел к выводу, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление копий базы данных бухгалтерского учета. Приведенная позиция подтверждена и ВАС РФ в определении от 13.09.2007 № 11275/07.

Фактически суды признали отсутствие у организации обязанности ведения бухгалтерского учета в электронном виде. Анализируя данную позицию, можно прийти к выводу, что поскольку организация не обязана вести бухгалтерский учет в электронном виде, то и бухгалтерскую отчетность организация не обязана предоставлять в налоговый орган в таком же виде.

Таким образом, требования о предоставлении бухгалтерской отчетности в электронном виде неправомерны. Однако стоит отметить, что система представления бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи все-таки рекомендована Минфином и ФНС России.

Основой для построения деловых отношений между государством и юридическими лицами с использованием электронных документов является Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Согласно данному закону документ в электронном виде, подписанный электронной цифровой подписью, приобретает юридический статус, т. е. имееттакую же юридическую силу, как и бумажный документ с собственноручной подписью и печатью.

Представляя в налоговый орган бухгалтерскую отчетность по телекоммуникационным каналам связи, бумажные экземпляры бухгалтерской отчетности налогоплательщик представлять не должен.

Датой представления бухгалтерской отчетности считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи. Налоговый орган подтверждает факт представления налогоплательщиком бухгалтерской отчетности в электронном виде, высылая квитанцию об их приеме после проверки требований к оформлению документов по телекоммуникационным каналам связи.

Налогоплательщик может обратиться в налоговый орган с просьбой распечатать бухгалтерскую отчетность, представленную по телекоммуникационным каналам связи, и заверить ее в установленном порядке.

Принятие бухгалтерской отчетности, представляемой в электронном виде на электронных носителях записи, производится работниками отдела работы с налогоплательщиками. При этом представление бумажных экземпляров бухгалтерской отчетности является обязательным.

Наконец, отметим, что в проекте нового федерального закона «О бухгалтерском учете», размещенном на официальном сайте Минфина России, не указано на обязанность представления бухгалтерской отчетности исключительно в электронной форме.

В данном проекте отмечено лишь, что экономические субъекты, обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, представляют по одному обязательному экземпляру такой отчетности органу государственной статистики по месту государственной регистрации.

При этом порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной статистической деятельности.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая), утвержденный Федеральным законом от 31.07.1998 № 146-ФЗ,

2. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

3. Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.