1 (163) - 2013
БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
НЕПРАВОМЕРНОСТЬ ТРЕБОВАНИЙ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ
С. А. ПОНОМАРЕВ,
специалист по налогам и сборам
П
ункт 1 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ) устанавливает, что все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.
При этом бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на бумажных носителях (п. 6 ст. 13 Закона № 129-ФЗ).
Сравним данные положения с нормами налогового законодательства.
Пунктом 3 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) установлено, что налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).
Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронном виде.
Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 чел., а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отне-
1* Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» утратил силу с 01.01.2013.
сенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
Следовательно, нормы НК РФ относительно обязанности представления налогоплательщиком, среднесписочная численность работников которого более 100 чел., в электронном виде налоговой отчетности сформулированы императивно, в то время как в Законе № 129-ФЗ аналогичные положения отсутствуют.
В пункте 6 ст. 13 Закона № 129-ФЗ также закрепляется, что при наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности, указанных в ст. 15 Закона № 129-ФЗ, организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Минфин России еще в письме от 15.01.2008 № 03-02-07/1-11 приходил к выводу, что НК РФ и Законом № 129-ФЗ не предусмотрена обязанность представлять бухгалтерскую отчетность исключительно в электронном виде.
В письме от 24.07.2009 № 03-02-07/1-385 Минфин России подтвердил указанную позицию, отметив, что НК РФ не предусмотрена обязанность представления налогоплательщиком в налоговый орган бухгалтерской отчетности в электронном виде.
Таким образом, Минфин России по данному вопросу поддерживает налогоплательщиков. На основании письма ФНС России от 10.01.2012 № АС-4-3/10@ представление бухгалтерской отчетности в электронном виде является правом налогоплательщика, а не обязанностью. В письме от 12.07.2011 № ЕД-4-3/11207@ ФНС России также отмечает, что ограничений для представления в налоговые органы бухгалтерской отчетности на бумажном носителе НК РФ не содержит.
Бухгалтерская отчетность может быть представлена в установленной форме непосредственно в налоговый орган на бумажных носителях или направлена в виде почтового отправления с описью вложения, а также может быть передана в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Для реализации возможности представления бухгалтерской отчетности в электронном виде приказом ФНС России от 01.04.2011 № ММВ-7-6/245@ утвержден формат бухгалтерской отчетности в электронном виде (далее — Формат), который вступил в силу для бухгалтерской отчетности в электронном виде за первый отчетный период 2011 г.
Аналогичные форматы устанавливались для представления бухгалтерской отчетности в электронном виде и ранее.
Следует отметить, что Формат утратил силу в связи с изданием приказа ФНС России от 19.12.2011 ММВ-7-6/942@, вступившего в силу для бухгалтерской отчетности в электронном виде за отчетный период 2011 г.
Кроме того, приказом ФНС России от 15.02.2012 № ММВ-7-6/87@ уже утвержден новый Формат, вступающий в силу для бухгалтерской отчетности в электронном виде за первый отчетный период 2012 г.
Обратите внимание, что конец 2011 г. был обусловлен значительными изменениями в бухгалтерском учете, которые выразились принятием Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ), вступившего в силу с 01.01.2013, вместо аналогичного Закона № 129-ФЗ.
В соответствии с пояснительной запиской «К проекту Федерального закона «О бухгалтерском учете» Закон № 402-ФЗ разработан с целью устранения устаревших норм, положений и пробелов Закона № 129-ФЗ, выявленных в результате анализа соответствующей правоприменительной практики. Законопроект направлен на приведение норм Закона № 129-ФЗ, регулирующих систему бухгалтерского учета, в соответствие с изменившимися экономическими условиями деятельности экономических субъектов для формирования и раскрытия надежной и полезной информации о финансовом положении этих субъектов, изменениях в их финансовом положении и финансовом результате их деятельности.
Статьей 13 Закона № 402-ФЗ сформулированы общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности, в частности в п. 8 указанной статьи четко указан момент, с которого бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной,
т. е. после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (так определены лица, на которых Закон № 402-ФЗ распространяет свое действие).
Исходя из смысла указанного правила, можно сделать два значимых вывода:
• во-первых, подписывать бухгалтерскую отчетность будет только руководитель экономического субъекта, подписи главного бухгалтера (должностного лица, ведущего бухгалтерский учет) не требуются;
• во-вторых, следует обратить внимание на то, что бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной именно после подписания ее экземпляра на бумажном носителе. Указание Закона № 402-ФЗ о бумажном носителе означает невозможность составления отчетности только в электронном виде с электронной подписью (кроме того, это делать совершенно необязательно). В такой ситуации бумажный носитель с собственноручной подписью руководителя экономического субъекта обязателен.
Кроме того, ст. 18 Закона № 402-ФЗ вводится понятие «обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности»: экономические субъекты, обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, за исключением организаций государственного сектора и Центрального банка Российской Федерации, представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации, а также «государственный информационный ресурс», который составляют обязательные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе государственной статистики (Росстат), утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 № 420, Росстат является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, функции по контролю в сфере государственной статистической деятельности.
Следовательно, именно в территориальный орган государственной статистики (по месту государственной регистрации) необходимо представлять годовую отчетность.
При этом о представлении годовой отчетности в налоговые органы в Законе № 402-ФЗ ничего не сказано.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 28.07.2012).
2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (в ред. от 28.11.2011).
3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
4. Письмо Минфина России от 15.01.2008 № 03-02-07/1-11.
5. Письмо Минфина России от 24.07.2009 № 03-02-07/1-385.
6. Письмо ФНС России от 10.01.2012 № АС-4-3/10.
7. Положение о Федеральной службе государственной статистики: постановление Правительства РФ от 02.06.2008 № 420 (в ред. от 19.06.2012).
8. Формат бухгалтерской отчетности в электронном виде: приказ ФНС России от 01.04.2011 № ММВ-7-6/245@.