Научная статья на тему 'Неправомерность требований о предоставлении бухгалтерской отчетности в электронном виде'

Неправомерность требований о предоставлении бухгалтерской отчетности в электронном виде Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / ОТЧЕТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пономарев С. А.

Налоговые органы часто предъявляют к налогоплательщикам требования о предоставлении бухгалтерской отчетности в электронном виде. Анализ действующего законодательства, официальных разъяснений и судебной практики по вопросу о правомерности данного требования приведен в настоящей статье с учетом самых ближайших изменений законодательства о бухгалтерском учете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неправомерность требований о предоставлении бухгалтерской отчетности в электронном виде»

1 (163) - 2013

БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

НЕПРАВОМЕРНОСТЬ ТРЕБОВАНИЙ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ

С. А. ПОНОМАРЕВ,

специалист по налогам и сборам

П

ункт 1 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ) устанавливает, что все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.

При этом бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на бумажных носителях (п. 6 ст. 13 Закона № 129-ФЗ).

Сравним данные положения с нормами налогового законодательства.

Пунктом 3 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) установлено, что налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронном виде.

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 чел., а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отне-

1* Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» утратил силу с 01.01.2013.

сенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Следовательно, нормы НК РФ относительно обязанности представления налогоплательщиком, среднесписочная численность работников которого более 100 чел., в электронном виде налоговой отчетности сформулированы императивно, в то время как в Законе № 129-ФЗ аналогичные положения отсутствуют.

В пункте 6 ст. 13 Закона № 129-ФЗ также закрепляется, что при наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности, указанных в ст. 15 Закона № 129-ФЗ, организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Минфин России еще в письме от 15.01.2008 № 03-02-07/1-11 приходил к выводу, что НК РФ и Законом № 129-ФЗ не предусмотрена обязанность представлять бухгалтерскую отчетность исключительно в электронном виде.

В письме от 24.07.2009 № 03-02-07/1-385 Минфин России подтвердил указанную позицию, отметив, что НК РФ не предусмотрена обязанность представления налогоплательщиком в налоговый орган бухгалтерской отчетности в электронном виде.

Таким образом, Минфин России по данному вопросу поддерживает налогоплательщиков. На основании письма ФНС России от 10.01.2012 № АС-4-3/10@ представление бухгалтерской отчетности в электронном виде является правом налогоплательщика, а не обязанностью. В письме от 12.07.2011 № ЕД-4-3/11207@ ФНС России также отмечает, что ограничений для представления в налоговые органы бухгалтерской отчетности на бумажном носителе НК РФ не содержит.

Бухгалтерская отчетность может быть представлена в установленной форме непосредственно в налоговый орган на бумажных носителях или направлена в виде почтового отправления с описью вложения, а также может быть передана в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Для реализации возможности представления бухгалтерской отчетности в электронном виде приказом ФНС России от 01.04.2011 № ММВ-7-6/245@ утвержден формат бухгалтерской отчетности в электронном виде (далее — Формат), который вступил в силу для бухгалтерской отчетности в электронном виде за первый отчетный период 2011 г.

Аналогичные форматы устанавливались для представления бухгалтерской отчетности в электронном виде и ранее.

Следует отметить, что Формат утратил силу в связи с изданием приказа ФНС России от 19.12.2011 ММВ-7-6/942@, вступившего в силу для бухгалтерской отчетности в электронном виде за отчетный период 2011 г.

Кроме того, приказом ФНС России от 15.02.2012 № ММВ-7-6/87@ уже утвержден новый Формат, вступающий в силу для бухгалтерской отчетности в электронном виде за первый отчетный период 2012 г.

Обратите внимание, что конец 2011 г. был обусловлен значительными изменениями в бухгалтерском учете, которые выразились принятием Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ), вступившего в силу с 01.01.2013, вместо аналогичного Закона № 129-ФЗ.

В соответствии с пояснительной запиской «К проекту Федерального закона «О бухгалтерском учете» Закон № 402-ФЗ разработан с целью устранения устаревших норм, положений и пробелов Закона № 129-ФЗ, выявленных в результате анализа соответствующей правоприменительной практики. Законопроект направлен на приведение норм Закона № 129-ФЗ, регулирующих систему бухгалтерского учета, в соответствие с изменившимися экономическими условиями деятельности экономических субъектов для формирования и раскрытия надежной и полезной информации о финансовом положении этих субъектов, изменениях в их финансовом положении и финансовом результате их деятельности.

Статьей 13 Закона № 402-ФЗ сформулированы общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности, в частности в п. 8 указанной статьи четко указан момент, с которого бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной,

т. е. после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (так определены лица, на которых Закон № 402-ФЗ распространяет свое действие).

Исходя из смысла указанного правила, можно сделать два значимых вывода:

• во-первых, подписывать бухгалтерскую отчетность будет только руководитель экономического субъекта, подписи главного бухгалтера (должностного лица, ведущего бухгалтерский учет) не требуются;

• во-вторых, следует обратить внимание на то, что бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной именно после подписания ее экземпляра на бумажном носителе. Указание Закона № 402-ФЗ о бумажном носителе означает невозможность составления отчетности только в электронном виде с электронной подписью (кроме того, это делать совершенно необязательно). В такой ситуации бумажный носитель с собственноручной подписью руководителя экономического субъекта обязателен.

Кроме того, ст. 18 Закона № 402-ФЗ вводится понятие «обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности»: экономические субъекты, обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, за исключением организаций государственного сектора и Центрального банка Российской Федерации, представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации, а также «государственный информационный ресурс», который составляют обязательные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе государственной статистики (Росстат), утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 № 420, Росстат является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, функции по контролю в сфере государственной статистической деятельности.

Следовательно, именно в территориальный орган государственной статистики (по месту государственной регистрации) необходимо представлять годовую отчетность.

При этом о представлении годовой отчетности в налоговые органы в Законе № 402-ФЗ ничего не сказано.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 28.07.2012).

2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (в ред. от 28.11.2011).

3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

4. Письмо Минфина России от 15.01.2008 № 03-02-07/1-11.

5. Письмо Минфина России от 24.07.2009 № 03-02-07/1-385.

6. Письмо ФНС России от 10.01.2012 № АС-4-3/10.

7. Положение о Федеральной службе государственной статистики: постановление Правительства РФ от 02.06.2008 № 420 (в ред. от 19.06.2012).

8. Формат бухгалтерской отчетности в электронном виде: приказ ФНС России от 01.04.2011 № ММВ-7-6/245@.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.