Научная статья на тему 'Бухгалтерская отчетность: порядок оформления и форма представления с учетом изменений законодательства'

Бухгалтерская отчетность: порядок оформления и форма представления с учетом изменений законодательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДПИСЬ / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пономарев С. А.

Налоговые органы часто предъявляют к налогоплательщикам требования о предоставлении бухгалтерской отчетности в электронном виде. Анализ действующего законодательства РФ, официальных разъяснений и судебной практики по вопросу о правомерности данного требования дан в настоящей статье с учетом самых ближайших изменений законодательства о бухгалтерском учете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бухгалтерская отчетность: порядок оформления и форма представления с учетом изменений законодательства»

3(165) - 2013

БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

бухгалтерская отчетность: порядок оформления и форма представления с учетом изменений законодательства

С. А. ПОНОМАРЕВ,

специалист по налогам и сборам

Налоговые органы часто предъявляют к налогоплательщикам требования о предоставлении бухгалтерской отчетности в электронном виде.

Как это было раньше? Пункт 1 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ) устанавливал, что все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.

В пункте 6 ст. 13 Закона № 129-ФЗ также отмечалось, что при наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности, указанных в ст. 15 Законе № 129-ФЗ, организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следовательно, сформулированная диспози-тивно норма п. 6 ст. 13 Закона № 129-ФЗ давала право, а не обязывала организации представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде, которое она может реализовать лишь при наличии у нее соответствующих возможностей.

Сравним данные положения с нормами налогового законодательства.

Пунктом 3 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) установлено, что налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету) в электронной форме.

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 чел., а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронной форме, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Следовательно, нормы НК РФ относительно обязанности представления налогоплательщиком, среднесписочная численность работников которого более 100 чел., в электронном виде налоговой отчетности сформулированы императивно, в то время как в Законе № 129-ФЗ аналогичные положения отсутствовали.

Приказом МНС России от 10.12.2002 № БГ-3-32/705@ утверждены Методические рекомендации об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Минфин России еще в письме от 15.01.2008 № 03-02-07/1-11 пришел к выводу, что НК РФ и Законом № 129-ФЗ не предусмотрена обязанность представлять бухгалтерскую отчетность исключительно в электронном виде.

В письме от 24.07.2009 № 03-02-07/1-385 Минфин России подтвердил указанную позицию, отме-

3 (165) - 2013

БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

тив, что НК РФ не предусмотрена обязанность представления налогоплательщиком в налоговый орган бухгалтерской отчетности в электронном виде.

Представление бухгалтерской отчетности в электронном виде, исходя из письма ФНС России от 10.01.2012 № АС-4-3/10@, является правом налогоплательщика, а не обязанностью. При этом в письме от 12.07.2011 № ЕД-4-3/11207@ налоговая служба также отмечает, что ограничений для представления в налоговые органы бухгалтерской отчетности на бумажном носителе НК РФ не содержит.

Бухгалтерская отчетность может быть представлена в установленной форме непосредственно в налоговый орган на бумажных носителях или направлена в виде почтового отправления с описью вложения, а также может быть передана в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Для реализации возможности (но не обязанности!) представления бухгалтерской отчетности в электронном виде приказом ФНС России от 01.04.2011 № ММВ-7-6/245@ утвержден формат бухгалтерской отчетности в электронном виде (далее — Формат), который вступил в силу для бухгалтерской отчетности в электронном виде за первый отчетный период 2011 г.

Аналогичные форматы устанавливались для представления бухгалтерской отчетности в электронном виде и ранее.

Следует отметить, что Формат утратил силу в связи с изданием приказа ФНС России от 19.12.2011 ММВ-7-6/942@, вступившего в силу для бухгалтерской отчетности в электронном виде еще за отчетный период 2011 г.

Кроме того, приказом ФНС России от 15.02.2012 № ММВ-7-6/87@ уже утвержден формат представления бухгалтерской отчетности в электронном виде, вступающий в силу для бухгалтерской отчетности в электронном виде за первый отчетный период 2012 г.

Таким образом, Минфин России и ФНС России по данному вопросу поддерживают налогоплательщиков.

Однако стоит отметить, что система представления бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи все-таки рекомендована Минфином России и ФНС России.

Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулирует

Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-Ф3 «Об электронной подписи» (далее — Закон № 63-Ф3).

В силу ч. 1 ст. 6 Закона № 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, который подписан собственноручной подписью. Исключение составляет случай, когда федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Что изменилось в настоящее время? Вместо Закона № 129-ФЗ с 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ).

Следует отметить, что ситуация с Законом № 402-ФЗ полностью обратная рассмотренной выше: указание о бумажном носителе означает невозможность составления отчетности только в электронном виде с электронной подписью. В такой ситуации бумажный носитель с собственноручной подписью руководителя экономического субъекта обязателен.

В пункте 8 ст. 13 Закона № 402-ФЗ четко указано, что бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта1.

Следовательно, по смыслу Закона № 402-ФЗ приемлемы два варианта ведения бухгалтерской отчетности: исключительно на бумажных носителях либо на указанных носителях в сочетании с электронным форматом.

Кроме того, подписывать бухгалтерскую отчетность будет только руководитель экономического субъекта, подписи главного бухгалтера (должностного лица, ведущего бухгалтерский учет) не требуется. Согласно же положениям Закона № 129-ФЗ наряду с руководителем именно главный бухгалтер (бухгалтер) был обязан подписывать бухгалтерскую отчетность.

Бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет ведется централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или бухгалтером-специалистом, подписывается руководителем организации, централизованной бухгалтерии или специализированной организации либо бухгалтером-специалистом, ведущим бухгал-

1 Под экономическими субъектами Закон № 402-ФЗ понимает лиц, на которых распространяется его действие.

3(165) - 2013

БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

терский учет. Аналогичные правила предусмотрены п. 17 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).

Таким образом, поскольку Закон № 402-ФЗ не устанавливает требования об обязательности подписи главного бухгалтера (бухгалтера) экономического субъекта, всю ответственность за составленную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (достоверность, полноту, нейтральность информации) несет, прежде всего, руководитель. Главный бухгалтер (бухгалтер) только осуществляет ведение бухгалтерского учета (п. 3 ст. 7 Закона № 402-ФЗ), однако весь груз ответственности за его ведение берет на себя руководитель экономического субъекта.

Список литературы

1. Методические рекомендации об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи: приказ МНС России от 10.12.2002 № БГ-3-32/705@ (в ред. от 22.06.2011).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 03.12.2012).

3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 26.07.2006 № 129-ФЗ (в ред. от 06.12.2011).

4. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

5. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99): приказ Минфина России от 06.07.1999 № 43н (в ред. от 08.11.2010).

6. Об утверждении формата представления бухгалтерской отчетности в электронной форме: приказ ФНС России от 25.01.2013 № ММВ-7-6/35@.

7. Об электронной подписи: Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ.

8. Письмо Минфина России от 15.01.2008 № 03-02-07/1-11.

9. Письмо Минфина России от 12.07.2011 № ЕД-4-3/11207@.

10. Письмо ФНС России от 10.01.2012 № АС-4-3/10@.

Вниманию руководителей, финансовых директоров, бухгалтеров, юристов, аудиторов, преподавателей, аспирантов и студентов вузов!

Журнал «Бухгалтер и закон»

ISSN 2079-6773

Выпускается с 1999 года. Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Формат A4, объем 64 - 72 с. Периодичность - 1 раз в 2 месяца (с января 2012 г.).

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

34127 47697 83846

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:podpiska@fin-izdat.ru

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.