Научная статья на тему 'О неотложных мерах экологического оздоровления области (альтернативный доклад председателя Астраханского отделения Общественного комитета спасения Волги на 14-й сессии Областного Совета народных депутатов ХХ созыва, 23. 02. 1990 г. )'

О неотложных мерах экологического оздоровления области (альтернативный доклад председателя Астраханского отделения Общественного комитета спасения Волги на 14-й сессии Областного Совета народных депутатов ХХ созыва, 23. 02. 1990 г. ) Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
160
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА / ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ / THE REGIONAL COUNCIL OF PEOPLE''S DEPUTIES / ASTRAKHAN AREA / THE ENVIRONMENTAL SITUATION

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Чуйков Юрий Сергеевич

Публикуется доклад, сделанный на внеочередной сессии Совета народных депутатов по оздоровлению экологической обстановки в Астраханской области в 1990 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON URGENT MEASURES FOR ENVIRONMENTAL REHABILITATION OF THE AREA (AN ALTERNATIVE REPORT BY THE PRESIDENT OF THE ASTRAKHAN BRANCH OF THE PUBLIC RESCUE COMMITTEE OF THE VOLGA IN THE 14-TH SESSION OF THE REGIONAL COUNCIL OF PEOPLE''S DEPUTIES OF XX, 23.02.1990)

Published report on the extraordinary session of the Council of people's Deputies on the improvement of the ecological situation in the Astrakhan region in 1990.

Текст научной работы на тему «О неотложных мерах экологического оздоровления области (альтернативный доклад председателя Астраханского отделения Общественного комитета спасения Волги на 14-й сессии Областного Совета народных депутатов ХХ созыва, 23. 02. 1990 г. )»

АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№ 2 (28) 2014. с. 181-189.

Архив

О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОБЛАСТИ (АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ДОКЛАД ПРЕДСЕДАТЕЛЯ АСТРАХАНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО КОМИТЕТА СПАСЕНИЯ ВОЛГИ НА 14-Й СЕССИИ ОБЛАСТНОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ХХ СОЗЫВА, 23.02.1990 г.)

Юрий Сергеевич Чуйков Астраханский государственный университет [email protected]

Астраханская область, экологическая обстановка, Областной Совет народных депутатов

Публикуется доклад, сделанный на внеочередной сессии Совета народных депутатов по оздоровлению экологической обстановки в Астраханской области в 1990 году.

ON URGENT MEASURES FOR ENVIRONMENTAL REHABILITATION OF THE

AREA

(AN ALTERNATIVE REPORT BY THE PRESIDENT OF THE ASTRAKHAN BRANCH OF THE PUBLIC RESCUE COMMITTEE OF THE VOLGA IN THE 14-TH SESSION OF THE REGIONAL COUNCIL OF PEOPLE'S DEPUTIES OF XX, 23.02.1990)

Yury Chuikov Astrakhan State University

Astrakhan area, the environmental situation, the Regional Council of people’s deputies

Published report on the extraordinary session of the Council ofpeople’s Deputies on the improvement of the ecological situation in the Astrakhan region in 1990.

Товарищи депутаты!

Экологический императив (приоритетность решения экологических проблем над всеми другими), сформулированный ранее экологами, признан теперь политическим руководством страны и провозглашен недавно на Глобальном экологическом форуме в Москве руководителем нашего государства. Этот принцип целиком применим к Астраханской области.

Экологическая обстановка в нашей области достигла такой напряженности, что требует безотлагательного и радикального вмешательства не только в текущую хозяйственную деятельность, но и в саму структуру экономики области.

Именно с этой точки зрения - приоритета экологических проблем над всеми остальными - мы должны рассматривать текущие и перспективные проблемы социально -экономического развития нашего региона.

Этот принцип заложен в нашем докладе, подготовленном Астраханским отделением Общественного комитета спасения Волги. После конференции «Нижнее Поволжье - зона экологического бедствия», прошедшей в октябре прошлого года, мы обратились в областной Совет с предложением провести эту сессию, рассмотреть вопрос об объявлении Астраханской области зоной экологического бедствия с разработкой основных принципов его преодоления.

В понятие «зона экологического бедствия» мы вкладываем следующий смысл. Экологическое бедствие - это вызванный хозяйственной деятельностью процесс обратимых

и необратимых изменений экосистемы, несущий в себе угрозу экологической катастрофы. К признакам экологического бедствия относятся такие изменения среды (атмосферы, воды, земли), которые определяют неуклонное падение биопродукционного потенциала экосистемы, вызывают массовые эпизоотии и хронические заболевания, генетические нарушения у растительных и животных видов, в том числе человека, вымирание отдельных видов.

Экологическая катастрофа - это необратимое разрушение экосистемы, которое сопровождается вымиранием групп и сообществ растительного и животного мира, разрушением уклада социально-экономического бытия человека с реальной угрозой самой жизни человека.

Все эти признаки в нашей области налицо. Поволжский экономический район по суммарным выбросам загрязняющих веществ в атмосферу занимает в стране восьмое место, по двуокиси серы - седьмое, окиси азота - шестое; сероводорода - четвертое, углеводородов

- второе.

По данным Гскомстата СССР, в 1988 году выброс загрязняющих веществ в атмосферу в нашей области составил 409,9 тыс. тонн, что в 2,6 раза превышает выбросы 1987 года. Основной объем приходится на сернистый газ, а основные примеси - сероводород и окислы азота, следовательно, тенденция развития процессов загрязнения очевидна. Даже в наиболее удаленных от промышленных центров частях области - на Дамчикском участке Астраханского заповедника, например, концентрации сернистого газа в атмосфере в 1988 году возросли по сравнению с 1987 годов в полтора раза.

В атмосфере г. Астрахани среднегодовые концентрации двуокиси серы в 1985 году составляли 2,2 ПДК, в 1986 г. - 3,8, в 1987 г. - 6,2, в 1988 г. - 3,6, за 11 месяцев 1989 года -5,6 ПДК.

Вследствие зарегулирования Волги, хронического загрязнения ее вод всеми поволжскими городами, безвозвратного водопотребления экологическое состояние среды Астраханской области уже многие годы находится в напряженном состоянии, естественный иммунитет экосистемы значительно ослаблен. В этих условиях грубейшей ошибкой можно считать безудержное развитие отраслей и производств, разрушающих целостность экосистемы: рисосеяние, бахчеводство, АЦКК, мелиорация и орошение, пестициды, химические удобрения.

Экономика области сформировалась на таких отраслях и производствах, которые уничтожают природные основы жизни региона.

Вопрос об АГК с экологической и экономической позиций должен стоять так: либо мы будем продолжать идти на поводу у политики «латания дыр» и принципа «авось гром не грянет» до масштабной аварии, которая просто неизбежна, либо мы в принципе пересмотрим основы использования аксарайского месторождения, в котором сера - далеко не единственное богатство.

Оздоровление среды нашей области и реорганизация экономики и производств на экологических принципах - это единый процесс, экономически рентабельный и ориентированный на многие годы вперед.

Каково же состояние Волги на сегодняшний день? В период ледостава фоновый уровень загрязнений, поступающих в водоемы Астраханской с верховий, по нефтепродуктам достигает 4 ПДК, по фенолам - 3 ПДК, по цинку - 9 ПДК, по меди - 6 ПДК. С началом таяния снегов навигации загрязненность нефтепродуктами возрастает и достигает 20 -75 ПДК. В дренажно-коллекторных водах повышена минерализация и концентрации нитратов, концентрации ядохимикатов достигают 2-3 ПДК. В водоемы области ежегодно сбрасывается около 1 млн. м3 сточных вод.

По материалам исследований, выполненных в Астрыбвтузе, средние концентрации меди в волжской воде возросли в 11,5 раза, цинка - в 9,8, свинца - в 5,6, кадмия - в 4,9 раза. Фоновые концентрации меди и цинка в летние месяцы достигают 3 -7 ПДК. Концентрации ртути в последние годы возросли до 2-3 ПДК.

Таким образом, по контролируемым показателям загрязненность волжских вод неуклонно нарастает. Это приводит к сбоям в функционировании естественных экосистем -к случаям массовой гибели животных. Так, например, весной 1987 года под воздействием сложных условий зимовки в сочетании с повышенным уровнем загрязненности природных сред отмечалась гибель сазана в авандельте, в том числе и в водоемах Астраханского заповедника. Кроме сазана, здесь встречались и погибшие особи других видов рыб, лягушки, раки. Исследования, выполненные в заповеднике, показали, что в тканях рыб (в частности, в печени красноперки) содержание свинца превышает ПДК в 4 раза, кадмия в 2 -3 раза. Приведенные здесь концентрации, характерные для экосистем заповедника, - не самые высокие. Исследования на беспозвоночных, птицах и мышевидных грызунах показывают, что на незаповедных территориях - в районе Астрахани и выше по течению реки процессы эти идут еще интенсивнее.

Своеобразной моделью, на которой можно проследить ход этого явления, стали осетровые. И здесь нужно подчеркнуть, что осетровые по продолжительности жизни, а, следовательно, и по возможностям накопления загрязнителей, достаточно близки к человеку. Массовая гибель осетровых в 1988 году и массовое заболевание миопатией - наиболее красноречивые примеры.

Миопатия стала появляться не только у осетровых, но и у других видов рыб. Первоначальной причиной этого заболевания считается хроническая интоксикация, в результате которой нарушается нормальный метаболизм. У рыб, больных миопатией, наблюдались случаи очень высокого содержания тяжелых металлов в мышцах, печени, жабрах, гонадах.

У осетровых отмечено нарушение структуры генофонда, снизилась эффективность естественного нереста, отмечена стерилизация части производителей. Вследствие появления многоядерности, нарушения цито- и кариоплазмы ооцитов у этих рыб повысился риск уродств. И такие морфологические отклонения наблюдаются и у других видов рыб, обитающих в дельте Волги.

Теперь на несколько минут от проблем сегодняшнего дня и вспомним историю. К концу прошлого века площадь разбитых и развеянных песков в европейской части России составляла 6,8 млн. га, более 80% из них (6,09 млн. га) приходилось на Астраханскую губернию. (Напомню, что тогда в нее входила и территория нынешней Калмыкии). Процесс этот развивался, и ежегодный прирост площадей песков составлял 1%.

Специалисты среди причин этого явления называли: неурегулированность

землепользования в условиях частной собственности на землю, неумеренный выпас скота, бессистемную распашку легких почв при отсутствии севооборотов, истребление растительного покрова близ населенных пунктов и дорог. (Правда, знакомые причины?).

Такое бедствие, постигшее Россию, заставило обратить на него серьезное внимание правительства. В 1904 году был создан Астраханский песчаный округ, затем пескоукрепительная станция, а после революции эти работы наследовала Богдинская лесомелиоративная станция. Развитие процесса опустынивания было не только остановлено, но и площади подвижных песков значительно сокращены.

На сегодня же в Калмыкии площадь, занятая подвижными песками, достигла 532 тыс. га, увеличившись за последние 13 лет в 12 раз. Ежегодно она увеличивается, как считает ряд специалистов, на 50 тыс. га, то есть почти на 10%. Скорость развития процесса в 10 раз превышает дореволюционную. Современная пустыня в Калмыкии по площади составляет всего 8,7% от дореволюционной астраханской пустыни. (Хотя в точности нашей статистики можно сомневаться). Но, как вы знаете, для борьбы с ней было начато строительство канала «Волга-Чограй», хотя в первой половине нашего века с пустыней справлялись без большой водной мелиорации.

Этот пример я привел для того, чтобы проиллюстрировать процессы, происходящие точно таким же образом и в нашей области. Точно таким же способом - большой водной

мелиорацией - пытаются противостоять им и у нас, тогда как есть годами проверенные методы фитомелиорации.

Кстати, причины опустынивания сегодня те же, что и до революции, -безответственность и бесхозяйственность.

В результате этих самых - безответственности и бесхозяйственности - на сегодня в нашей области образовалось 1027 тыс. га слабо - и среднезасоленных земель, 2246 тыс. га эродированных земель, из которых 50 тыс. га занимают открытые и подвижные пески. К этому печальному итогу мы пришли после стольких лет успешной борьбы с песками предыдущих поколений.

Современная экологическая ситуация такова, что, будучи порождена в первую очередь экономическими причинами, она по принципу обратной связи разрушает экономику региона и влечет за собой экономический кризис (а в перспективе и экономическую катастрофу). Поэтому рассмотрим основы экономики нашей области. Ее определяют рыбное и сельское хозяйство, добывающая промышленность, в последнее время - и переработка продуктов нефтегазового комплекса.

Рыболовство и рыбообработка - традиционные виды хозяйственной деятельности на Нижней Волге. Они базируются на потенциально возобновимых природных ресурсах и поэтому особенно перспективны. Тем не менее, сегодня мы подошли к критической точке в использовании этих ресурсов. Проблема эта достаточно известна, поэтому охарактеризую ее в общих чертах. Например, уловы судака - наиболее чувствительного вида к изменениям природной среды - сократились за последние 30 лет в 14 раз, леща и сазана - в 3, сельди и воблы - в 10 раз. Сегодня реальная угроза исчезновения нависла над стадом осетровых. Подрывается экономика области - кроме сокращения объема производства рыбной продукции, участились случаи возврата партий рыбных продуктов из-за их некондиционности.

Причины этого, кроме указанного уже загрязнения водоемов, - деформация стока Волги. Так, в низовьях дельты весенне-летнее половодье, обеспечивающее нерест рыб, после зарегулирования стока начинается в среднем на две недели позже, чем до зарегулирования. Максимальные уровни половодья стали устанавливаться на две недели раньше, общая продолжительность половодья сократилась в среднем с 96 -ти до 62-х дней.

В хозяйстве области сложились совершенно ненормальные отношения между рыбным и сельским хозяйствами. Эти две отрасли могли бы взаимно дополнять друг друга, если бы только руководство в области на всех уровнях дало бы себе труд подумать об этом. Но выжимание из области «миллиона тонн» овощей и арбузов, да еще и какого -то количества риса, кроме разбазаривания средств и уничтожения почв (об этом речь ниже), нанесло серьезный ущерб рыбному хозяйству. Помимо большого объема водных ресурсов, отвлеченных и неэкономно используемых сельским хозяйством, в согласованном, законном порядке изымались площади из нерестового фонда под орошаемое земледелие. Кроме того, шел (и продолжается) пиратский захват нерестовых площадей под сельскохозяйственные угодья. Так. По состоянию на 1 января 1987 года в области имелось 588 участков обвалованных нерестилищ общей площадью 172,7 тыс. га. Из них не согласовано с органами рыбоохраны 63 участка площадью в 37,6 тыс. га (21,8%). Причем около 3% обвалованных площадей не используются и в сельском хозяйстве. Минимальный ущерб рыбному хозяйству, рассчитанный только по незаконно обвалованным участкам и узаконенным, но не используемым в сельскохозяйственном производстве, составляет 477,7 тыс. рублей в год. Как известно, растениеводство в хозяйствах дельты, как правило, убыточно. Убытки покрываются за счет прибыли от рыболовства.

Как показывают материалы прокуратуры Каспийского водного бассейна, управление «Севкаспрыбвод» не принимает достаточных мер для улучшения ситуации и, более того, игнорирует официальные требования органов прокуратуры.

Из сказанного выше следует, что в системе оздоровления экологической обстановки в области установление приоритета рыбного хозяйства должно играть ключевую роль. В тех

частях области, где естественным образом может идти воспроизводство рыбы, все остальные отрасли должны играть второстепенную, дополняющую роль. Все обвалованные и выведенные из использования нерестовые площади должны быть восстановлены.

Таким образом, процессы, протекающие сегодня в нашей рыбохозяйственной отрасли, ведут к подрыву ее сырьевой базы и к краху экономики области. Однако развитие рыбного хозяйства должно идти не таким путем, который намечен в «Основных направлениях развития производительных сил области», где, в частности, планируется увеличить площади под выращивание прудовой рыбы в 1,6 раза, а увеличение продукции товарной рыбы - всего в 1,4 раза. Это экстенсивный путь развития отрасли.

Сельское хозяйство области из прибыльно и полезной отрасли превращается сегодня в пожирающего себя и уничтожающего все вокруг дракона. Ни для кого не секрет, что растениеводство в области в погоне за бумажными тысячами тонн превратилось в кочевое, когда ежегодно забрасывались потерявшие плодородие почвы и распахивались новые, причем цифры, приведенные в начале доклада и характеризующие площади выведенных из эксплуатации земель, значительно занижены по причине «двойной бухгалтерии», царившей в нашем хозяйстве до недавнего времени.

Основная концепция экстенсивного развития сельского хозяйства в области, связанная с орошением, не оправдала себя. С 1971 по 1985 год площадь орошаемых земель в области увеличилась почти в два раза (1,86), тогда как объем сельскохозяйственной продукции увеличился всего на 16%. Это свидетельствует о неперспективности попыток дальнейшего увеличения объема сельскохозяйственной продукции тем же экстенсивным путем. Тем не менее, в основных направлениях развития производительных сил области планируется увеличение продукции агропромышленного комплекса в 1,4 раза при увеличении орошаемых площадей также в 1.4 раза. При такой тенденции развития области об оздоровлении экологической обстановки не может быть речи.

Характерным примером неуправляемости и бесконтрольности процессов в сельском хозяйстве является «система» использования ядохимикатов и минеральных удобрений.

С 1968 года функционирует производственное объединение «Трусовагропромхимия». Проектная мощность базы рассчитана на хранение 7,8 тыс. т минеральных удобрений и ядохимикатов. Фактически хранится там почти вдвое больше (12,5 тыс. т). Из-за такой перегрузки химические препараты хранятся на открытых площадках вопреки санитарным правилам (часть площадок даже не бетонирована). Грунтовые воды здесь залегают на глубине 20-30 см, ближайший водоем расположен на удалении 400 м. Территория, прилегающая к складам значительную часть времени затоплена.

Решением облисполкома № 738 от 22.11.1985 г. было определено строительство новой базы в поселке Новолесной (окончено строительство должно быть в 1988 г.). База не построена. Не построен и полигон по уничтожению и захоронению пестицидов, пришедших в негодность (строительство должно быть завершено в 1988 г.). В результате этого на складах ПО «Трусовагропромхимия» находится 44 тонны запрещенных к применению и пришедших в негодность пестицидов. В хозяйствах области хранится еще 46 тонн таких веществ.

Кстати, в хозяйствах области из 116 складов для хранения ядохимикатов только 44 (38%) расположены в типовых помещениях. Из запланированного строительства (к 1989 г.) 220 новых складов для этих веществ было построено только 9.

В области по-прежнему в нарушение законодательства применяется химавиация.

Как уже говорилось, сбросные воды с сельхозугодий попадают в рыбохозяйственные водоемы, как правило, без очистки.

Несколько примеров. В сбрасываемых с сельхозугодий совхоза -техникума «Коммунар» Камызякского района водах содержание пестицида «Ялан» превышало ПДК в 15 раз, в совхозе «Семибугоринский» - в 10 раз. В колхозе имени Шести павших коммунаров Приволжского района - в 15 раз.

Помимо того, что ядохимикаты загрязняют естественные экосистемы, они в результате бездумного использования накапливаются в сельхозугодьях, попадают в сельскохозяйственную продукцию, а с ней - к человеку.

По заключению Северо-Каспийской водной прокуратуры в результате нарушения регламентов применения пестицидов хозяйствами области содержание их в сельскохозяйственной продукции значительно превышает ПДК. В 1989 году в 25 хозяйствах области установлено превышение содержания пестицидов в сельхозпродукции.

Несколько примеров: в Ахтубинском районе в колхозах имени Кирова и «Путь к коммунизму» допущено троекратное превышение содержания пестицида «рогор» в капусте. В капусте, полученной в совхозе «Володорский» (Володарский район) содержание хлорофоса превышало ПДК в 4 раза. В колхозе имени Кирова того же района содержание пестицида «децис» превышало норму в 30 раз.

Вот результат тех колоссальных сил, которые затрачивает область на производство сельскохозяйственной продукции. Гибнут земли, гибнут животные и растения, непредсказуемы последствия воздействия такой «химизации» на человека.

Каковы же перспективы использования химсредств в области? Во многих документах, в том числе и в программе по оздоровлению области, планируется сокращение объемов использования ядохимикатов в области. Но если вникнуть в суть дела, то оно будет проведено только в рамках компании по сокращению рисосеяния в области (что само по себе неплохо), но не затрагивает сути дела. То есть почти все сокращение ядохимикатов приходится на сокращенную часть посевов риса. Агротехника возделывания культур не меняется, в это вновь загрязненные ядохимикатами продукты питания, водоемы и другие естественные экосистемы.

Кстати, вопрос о ликвидации рисосеяния в области нужно рассматривать очень внимательно, не нужно перегибать палку. По материалам станции защиты растений, в области имеется возможность выращивать рис без применения гербицидов на площади 13 -13,5 тас. га. Нужно тщательно изучить этот вопрос. Возможно, какую то часть площадей под рисом для удовлетворения нужд области можно и оставить. Но при этом должны быть выполнены условия, полностью исключающие ущерб от этого производства как естественным экосистемам, так и, в первую очередь, здоровью человека.

Говоря о перспективах растениеводства в области, не следует забывать, что в последние годы, а в 1989 году в особенности, все больше и больше сельскохозяйственной продукции теряется от заболеваний и потрав. По оценкам некоторых специалистов, в 1989 году до 50% урожая было потеряно вследствие различных последствий загрязнения природной среды, в том числе непосредственного выпадения загрязняющих веществ из атмосферы. Даже если очень критически относиться к тому документу, что оставили нам столичные фитопатологии, работавшие вместе с Астраханской станцией защиты растений, сбрасывать эти грозные симптомы со счетов не стоит. Здесь лучше перестраховаться, ведь мы рискуем потерять все. При имеющейся тенденции загрязнения атмосферы рассчитывать на необходимую урожайность сельскохозяйственных угодий не стоит.

Очень характерна в этом отношении ситуация с гибелью овец в Ахтубинском районе. Вот несколько строк из заключения, сделанного по этому случаю Научно -исследовательским ветеринарным институтом (г. Казань): «...повышенный отход овцепоголовья в третьей декаде июля 1989 года связан с выпадением осадков (дождь, туман), содержащих соединения серы, такие, как сероводород, сернистый ангидрид, сероуглерод и другие, производным которых является сульфид анион.

Подтверждение такому заключению служат появление запаха сероводорода в последней декаде июля, головокружение и тошнота у людей, нарушение роста растений, массовая гибель насекомых на пастбищах, поражение верхних дыхательных путей у павших овец, необычный вкус дождевой воды. Токсическое действие на животных выпавших веществ усугубилось недостаточно удовлетворительной упитанностью овцепоголовья и поражением его гельминтами».

Последние строки заключения обозначают еще одну проблему нашего сельского хозяйства, в частности - животноводства. Его структура, соотношение поголовья и емкости кормовых угодий пришли у нас в жесточайшее противоречие, которое тоже необходимо срочно разрешить. Я имею в виду истощение пастбищ из -за перевыпаса, низкую продуктивность скота и плохое качество мяса. Не буду за неимением времени подробно останавливаться на этом важном вопросе. Хочу только обратить внимание на совершенно ненормальную обстановку, когда животноводы-временщики совершенно не заинтересованы в долговременной эксплуатации пастбищ. Поэтому в наших степях, емкость которых далеко не беспредельна, пасется сегодня, кроме превышающего нормы государственного скота, еще и неучтенный личный скот и огромное количество не учтенного «контрабандного» скота. Как показывают наблюдения из космоса, в степях Северного Прикаспия, в том числе и в нашей области, пасутся поистине неисчислимые стада, поскольку они многократно превышают данные официальной государственной отчетности. Навести здесь порядок можно будет только в том случае, когда хозяйства будут отчитываться не за поголовье, а за количество мяса, сданного по госзаказу, установленному в разумных пределах. Все, что будет получено сверх него, должно оставаться тем, кто это мясо вырастил. Тогда у них не будет заинтересованности в содержании неучтенного скота. Но за состояние пастбищ должны отвечать те, кто их эксплуатирует своим имуществом. То есть при обнаружении деградации пастбищ расходы на их восстановление должен нести персонально тот, кто в этом виноват.

Заканчивая беглый обзор состояния дел в сельском хозяйстве в связи с интересующими нас проблемами, следует сделать тот же печальный вывод, что и в отношении рыбного хозяйства - развивающиеся ныне тенденции и, в первую очередь, планируемые по старинке перспективы развития этой отрасли ведут нас к экономическому краху. Необходим полный пересмотр самой концепции дальнейшего развития сельского хозяйства. Основой новой концепции должны стать экологический императив и новая экономическая программа, требующая нового законодательства о собственности, аренде, о предприятии и т.д.

На общем состоянии дел в промышленности области останавливаться не буду за неимением времени. Скажу только об основных причинах, приведших и эту отрасль к кризису. Одна из основных - это «бесплатное» пользование природными ресурсами (как, впрочем, и в сельском хозяйстве). Сейчас начинается очень болезненный процесс перехода нашей страны на платное природопользование. Сама мысль о необходимости платить за землю, воду, воздух и т.д. вызывает у многих непонимание и даже негодование. Это -последствие извращенных экономических понятий, долгое время господствовавших в нашей стране. Раз все принадлежит народу, то никто ни за что не должен платить. Это в корне неверно. Плата за ресурсы - это экономический регулятор рационального их использования, это выделение специальных средств на их восстановление. И то, что 70 лет мы ни за что не платили, говорит только о том, что мы залезли в долг на несколько десятилетий (а может быть, и столетий) вперед, в долг к будущим жителям этой земли. Мы обворовали своих потомков, подорвали экономическую базу их существования. За годы работы наших крупных предприятий создался огромный отрицательный капитал невыплаченных долгов. Каждая отрасль нашего хозяйства, каждое предприятие несет такой отрицательный капитал. На погашение его обречены будущие поколения.

Таковы атомные и гидростанции с их водохранилищами. На устранение негативных последствий от их деятельности наши потомки должны будут тратить огромные средства. Любое крупное предприятие нашей области может служить примером этому же.

ЦКК - яркий пример такого отрицательного капитала: огромные пруды с грязной водой, залежи лигнина, тонны выбросов в атмосферу. На ликвидацию этих последствий его деятельности необходимы уже средства, на несколько порядков превышающие всю его прибыль. Программа реконструкции этого производства не решает его коренных проблем, предусматривает лишь косметические изменения. Но и эта программа практически не выполняется. Вместо этого руководство предприятия - здесь, и отрасли - в Москве -

занимается шумной отвлекающей пропагандой. Я не буду вдаваться в подробности анализа этого предприятия. Этому недавно был посвящен исполком. Все материалы, подтверждающие сказанное здесь, в Комитете спасения Волги, имеются.

По этому же пути идет и «Астраханьгазпром». Если называть вещи своими именами, то весь цикл - от проектирования, закупки оборудования, строительства до ввода в эксплуатацию и всю трехлетнюю эксплуатацию этого предприятия - в самых мягких выражениях можно назвать ошибочным. Хотя напрашиваются другие слова - экологическое (и экономическое) преступление. Преступление против нашего края, его жителей, всего государства. Колоссальные богатства, лежащие миллионами лет в недрах, нынче летят на ветер, отравляя все кругом. Тогда как разумное использование их могло бы обогатить и страну, и область в целом, и каждого жителя в отдельности.

Вместо этого руководство концерна «Газпром», а вместе с ним и руководство области тратят огромные средства, материальные и людские ресурсы на реанимацию монстра, построенного по негодной технологии, негодными средствами, с негодным качеством.

Анализ огромного досье с документами, которыми располагает Комитет спасения Волги, показывает, что нормальная эксплуатация этого объекта невозможна - ни на 100%, ни на 16%, ни на 8% от мощности. И выход здесь один - закрыть и крепко подумать о его дальнейшей судьбе.

Предложения по этому объекту у Комитета спасения Волги таковы - немедленная остановка производства, отказ от строительства второй очереди и реконструкции первой, создание специальной комиссии по разработке новой концепции использования месторождения, на базе технологий, предусматривающих комплексное использование сырья и исключение ущерба окружающей среде и здоровью человека. Убытки, которые мы понесем при этом, будут меньшими, чем при дальнейшей эксплуатации имеющегося производства.

И последнее, на чем я хочу остановиться в анализе ситуации, - здоровье человека. Ни для кого не секрет, что по всем наиболее серьезным заболеваниям в нашей области, как и в большинстве мест нашей страны, прослеживается четкая тенденция к ухудшению. По -другому и быть не может, - раз эти процессы идут в организмах животных и растений, значит они идут и в наших организмах. И все самые худшие последствия, наблюдаемые сейчас у рыб (осетровых), у других животных имеются или возможны и у человека. Надо реально представлять себе, что массовая гибель или заболевание животных сегодня - это не следствие какого-то разового отравления или загрязнения, допущенного каким-то одним нерадивым хозяином, - стоит найти его и наказать, и все будет хорошо. Нет. Это прямое следствие и отражение нашей экономической и экологической действительности. Для экологического оздоровления области, а именно этот вопрос стоит сегодня на повестке дня, нужна коренная перестройка всего нашего хозяйства, а не косметические меры, которые нам предлагает в своей программе областной комитет охраны природы. Программа эта несерьезна и нежизненна. Если мы сегодня примем ее, то лишь добавим к большому количеству принятых и не выполненных законов и постановлений еще одно, которое также не будет выполнено и не принесет пользы. Предложенная областным комитетом охраны природы программа не затрагивает сути проблем. Основная ее концепция такова - если каждый улучшит чуть-чуть деятельность своего производства, то из этого сложится общее оздоровление экологической обстановки. Это в корне неверно. Нужна коренная перестройка всего хозяйства.

Астраханское отделение Общественного комитета спасения Волги предлагает объявить территорию Астраханской области зоной экологического бедствия с последующим созданием здесь заповедной зоны. Режим заповедной зоны должен предусматривать следующее:

- запрещение строительства новых промышленных предприятий, расширения существующих, разработки новых месторождений полезных ископаемых, если это может сопровождаться увеличением водопотребления, выброса загрязняющих веществ в любые

природные среды или любым другим ухудшением экологической обстановки (т.е. развитие промышленности только по пути снижения общего отрицательного действия на природную среду);

- постепенное сокращение вредных выбросов в любые среды и объема водозабора уже имеющихся предприятий за счет совершенствования или замены технологии;

- запрещение расширения посевных площадей под любыми сельскохозяйственными культурами и увеличения общего водопотребления при сельскохозяйственном производстве (дальнейшее развитие сельского хозяйства только за счет интенсификации технологий;

- постепенный переход на сельскохозяйственные технологии без применения ядохимикатов и сокращение до оптимума применения минеральных удобрений;

- прекращение сброса в естественные водоемы неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве;

- последовательная ликвидация или вывод за пределы заповедной зоны производств, снижение вредного воздействия которых на природную среду невозможно;

- определение для региона приоритета развития рыбного хозяйства, для чего, кроме перечисленных положений, необходимо установление гидрологического режима, близкого к средним многолетним показателям до зарегулирования стока, и проведение рыбохозяйственной мелиорации и восстановления нерестилищ;

- разработка комплексной региональной схемы природопользования, базирующейся на принципах восстановления естественных экосистем и их продуктивности и создания здоровой среды обитания человека.

Осуществление этих принципов позволит на первом этапе остановить негативное развитие процессов, стабилизировать экологическую обстановку, а затем приступить к ее оздоровлению.

Но осуществление этих мероприятий, как и вообще оздоровление экологической обстановки в области, невозможно без коренной перестройки ее хозяйства. То есть мы видим прямую зависимость возможности оздоровления экологической обстановки от перевода области в целом и каждого предприятия в отдельности на экономическую самостоятельность и хозрасчет. Это даст возможность здесь, на месте, устроить наше хозяйство наиболее удобным, выгодным и безопасным для нас образом. Необходимо введение платного пользования природными ресурсами, причем без каких-либо ограничений и льгот. Это позволит экономическими методами задушить предприятия, доход от которых не покрывает ущерба природным ресурсам, естественным экосистемам и здоровью человека.

Вот те меры, с помощью которых мы сможем навести порядок в своем хозяйстве.

Но только этим мы положение не исправим. Необходимо обратиться в правительства РСФСР и СССР с предложением разработать общенациональную программу оздоровления природной среды в бассейне Волги в целом.

Литература

1.Цих Г.А. Доклад на 14 сессии Областного Совета народных депутатов ХХ созыва. / О неотложных мерах экологического оздоровления области. (Доклады на 14-й сессии Областного Совета народных депутатов ХХ созыва, 23.02.1990 г.). Астрахань 1990. - с. 3-31.

2.Чуйков Ю.С. Доклад на 14 сессии Областного Совета народных депутатов ХХ созыва. / О неотложных мерах экологического оздоровления области. (Доклады на 14-й сессии Областного Совета народных депутатов ХХ созыва, 23.02.1990 г.). Астрахань 1990. - с. 31-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.