АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 1 (27) 2014. с.238-255.
О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОБЛАСТИ (ДОКЛАД ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ ОБЛИСПОЛКОМА НА 14-Й СЕССИИ ОБЛАСТНОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ХХ СОЗЫВА, 23.02.1990 г.)
Геннадий Алексеевич Цих Комитет по охране природы Облисполкома. Астрахань
Астраханская область, экологическая обстановка, Областной Совет народных депутатов
Публикуется доклад, сделанный на внеочередной сессии Совета народных депутатов по оздоровлению экологической обстановки в Астраханской области в 1990 году.
ON URGENT MEASURES FOR ENVIRONMENTAL REHABILITATION OF THE AREA (REPORT BY THE CHAIRMAN OF THE COMMITTEE FOR NATURE PROTECTION OF THE EXECUTIVE COMMITTEE AT THE 14TH SESSION OF THE REGIONAL COUNCIL OF PEOPLE'S DEPUTIES OF XX, 23.02.1990)
Gennady Zich Regional Committee for nature protection. Astrakhan
Astrakhan area, the environmental situation, the Regional Council of people’s deputies
Published report on the extraordinary session of the Council ofpeople’s Deputies on the improvement of the ecological situation in the Astrakhan region in 1990.
Уважаемые товарищи!
Проведение настоящей внеочередной сессии областного совета «О неотложных мерах экологического оздоровления области» вызвано тем, что решение неотложных задач социально-экономического развития области сегодня уже нельзя рассматривать без учета экологического состояния.
Сложившаяся экологическая ситуация сейчас характеризуется как крайне обостренная, поправить которую можно только большими усилиями местных Советов области с участием всей общественности и трудовых коллективов.
Проводимая в последние годы целенаправленная работа партийных и советских органов, природо- и правоохранных, общественных и неформальных организаций по нормализации природного равновесия хотя и дала некоторые позитивные результаты, но в целом обстановка остается сложной и требует выработки кардинальных и обоснованных решений.
Такими решениями могут быть принятие на сессии областного Совета комплексной программы по экологии, которая уже в этом году должна активно работать на выравнивание природного равновесия. Для этого уже выработано достаточно необходимых материалов, которые требуют утверждения и вашего согласования - это предложения по платному природопользованию и разработанный специальной комиссией облисполкома проект «Программы экологического оздоровления области», которые были опубликованы в газете «Волга» для всеобщего обсуждения, а также целый ряд предложений, которые разрабатываются в области, по некоторым из них внесены предложения в правительства страны и республики.
К тому нас также обязывают программные установки XXVII съезда, XIX Всесоюзной партийной конференции КПСС, постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О
коренной перестройке дела охраны природы в стране» и постановление Верховного Совета СССР «О неотложных мерах экологического оздоровления страны», к этому нас обязывает и решение Государственной комиссии Совета Министров СССР по экономической реформе о проведении в ряде областей и городов, в том числе и в нашей области, с 1990 года экономического эксперимента по совершенствованию хозяйственного механизма природопользования. Вот такие мотивы проведения сегодня внеочередной сессии.
Для Астраханской области охрана природы и восстановление природных ресурсов имеют особо актуальное значение. На территории области немало уникальных природно-хозяйственных объектов, такие как Астраханский биосферный государственный заповедник, созданный по инициативе В.И. Ленина в первые годы Советской власти; Волго-Ахтубинская пойма, заслужившая славу Всероссийского огорода; Волго-Каспийский бассейн - основной рыбопромысловый район страны, добывающий 90 процентов мировой добычи осетровых и около половины ценных частиковых рыб; дельта реки Волги и прибрежные мелководья Северного Каспия, служащие крупнейшими резерватами птиц водно-болотного комплекса во все времена года; озеро Баскунчак, являющееся «Всесоюзной солонкой», и другие объекты.
Все мы хорошо понимаем, что неразумные действия в использовании таких природных ресурсов ведут к нарушению природных балансов и необратимым процессам в нашем уникальном регионе.
В настоящее время в области сформировался крупный народно -хозяйственный комплекс, имеющий общегосударственное значение (рыбохозяйственная деятельность, топливно-энергетическое направление, целлюлозно-картонная промышленность, аграрнопромышленное производство и мелиорация земель и др.). В значительных объемах это природопользование ведут союзные и республиканские ведомства, которые до настоящего времени свою экономическую доктрину пытаются строить на узковедомственных отраслевых интересах, пренебрегая и игнорируя зачастую наши территориальные интересы, в том числе экологические аспекты.
Использование ими природных ресурсов базируется, как правило, на экстенсивных, несовершенных технологиях, без комплексной научной проработки, без учета социальноэкономических факторов, при неудовлетворительном выполнении природоохранных мероприятий.
Такой подход предприятий целого ряда министерств и ведомств привел к резкому увеличению нагрузки на природную среду.
А если учесть то обстоятельство, что экономика нашей области и впредь должна развиваться динамично, с высокими темпами прироста (другого пути просто нет), то становится совершенно очевидным, перед какой серьезной дилеммой мы сегодня стоим.
Сегодняшние проблемы дальнейшего размещения производительных сил области, организация рационального природопользования стали камнем преткновения сохранения (а точнее, восстановления) природного равновесия, нарушение которого усугубляется варварским (по-другому не скажешь) использованием природных ресурсов и чрезмерным загрязнением природной среды.
Именно поэтому необходимо, как четко сказано в Платформе ЦК КПСС к XXVII съезду партии, в корне изменить унаследованное от эпохи первоначальной индустриализации отношение к природе как объекту безудержной эксплуатации.
В этих условиях неизмеримо возрастают роль и ответственность местных Советов всех ступней за комплексное развитие своих территорий в тесной увязке всех взаимоотношений с природой.
Поэтому для наиболее эффективного размещения, развития и использования производительных, социальных и экономических структур народного хозяйства крайне необходимо разработать и утвердить единую схему комплексной территориальной организации области и административных районов. Схема должна открыть этап непрерывного проектирования, экологического развития территории области, создать информационную основу для дальнейшего проектирования природоохранных мероприятий на стадии
генерального плана, схем развития инженерного обеспечения, транспорта, проектов детальных планировок и проектов застройки. Она даст возможность проектировщикам, органам архитектуры и охраны природы положительно влиять на экологию.
Сегодня, по оценке ученых и специалистов, экологическая обстановка в области характеризуется как сложная и даже критическая. Она складывается так, что практически все показатели, характеризующие состояние окружающей среды (воздух, вода, земля), имеют прогрессивную динамику к ухудшению.
Содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе г. Астрахани и других населенных пунктах, а также на водных объектах, по целому ряду ингредиентов превышает санитарные и рыбохозяйственные нормы. За 1989 г. состояние атмосферного характеризуется повышенным содержанием сернистого ангидрида, формальдегида и бенз(а)пирена; весьма ощутимо загрязнение двуокисью серы и другими загрязняющими веществами.
Это обусловлено выбросами газового комплекса, ряда предприятий Министерств энергетики (ТЭЦ-2, ГРЭС), лесной промышленности (АЦКК), строительства. Общее количество их в прошлом году по области от стационарных источников составило 216,0 тыс. тонн. К этому следует добавить выбросы автотранспорта, которые превысили 164 тыс. тонн, что значительно повлияло на загрязнение воздушного бассейна. Это результат того, что до 50 процентов автомобилей работают на линии с превышением норм выбросов.
Особую тревогу вызывает эксплуатация газового комплекса.
Ситуация, слоившаяся на нашем газоконденсатном месторождении и его газоперерабатывающем заводе за минимально короткий для этого объекта срок эксплуатации (чуть более 3 -х лет), характеризуется как критическая, если не сказать больше.
Показатели загрязнения окружающей среды даже не приближаются к проектным, а напротив - они систематически ухудшаются, нанося серьезный ущерб природной среде и здоровью человека; согласованные проектом выбросы первой очереди ГПЗ должны быть в пределах 105 тыс. тонн в год, фактически же они превышаются многократно.
По итогам 1988 года по первичному отчету ПО «Астраханьгазпром» они составили 209 тыс. тонн в год, по уточненному - 257 тыс. тонн, а по окончательному - после тщательной проверки независимой комиссией из специалистов союзно-республиканских ведомств и областного ведомств и областного комитета по охране природы - 362 тыс. тонн, что в 3,6 раза выше проектных. Замечу при этом, что ГПЗ свою производственную программу выполнил в среднем на 80 процентов.
За 1989 год объемы выбросов загрязняющих веществ составили почти 160 тыс. тонн при выполнении производственной программы около 30 процентов. И это, несмотря на то, что завод дважды приостанавливался комитетом по сокращению мощности его до 16 процентов. Не трудно подсчитать, что если бы завод работал в полном режиме, то выбросы составили 450-500 тыс. тонн, т.е. с пятикратным превышением от проектных. Не произошло этого только по причине больших настояний со стороны директивных органов области, природоохранных, контролирующих и правоохранительных органов, общественности.
За 1988-1989 гг. в особо контролируемой зоне зарегистрировано 406 случаев превышения предельно допустимых концентраций по сероводороду и 296 случаев по сернистому ангидриду, в т.ч. 6 случаев экстремально высоких загрязнений, которые были своевременно и квалифицированно расследованы.
Только за 1988 год комитетом нашему ГПЗ предъявлены иски и взыскано за причинение ущерба окружающей среде 508 тыс. рублей; за 1989 год подсчитывался ущерб и также будет предъявлен иск, а 5 специалистов и руководителей объединения подвергнуты штрафу за нарушение воздухоохранного законодательства.
В этих условиях настораживает (если не сказать больше) позиция руководства объединения и завода (тт. Щугорев, Егоров). Они профессионально и очень квалифицированно владеют обстановкой на комплексе, техническим состоянием оборудования, технологическими процессами и средствами контроля, но занимают далеко не гражданскую позицию. В их суждениях и оценках состояния дел по газовой безопасности в
зоне действия комплекса преобладают ведомственный подход и зачастую приукрашивание истинной обстановки. Фактически же концерн «Газпром» и объединение сделали астраханцев дважды заложниками:
во-первых, по газовой безопасности на базе тяжелейших показателей загрязнения;
во-вторых, по безысходности обеспечения народного хозяйства области топливно-энергетическими ресурсами.
Оба эти вопроса сегодня переросли в порочный круг, разрывать который надо не общими рассуждениями газпромовцев (на все уровнях) о якобы терпимой и не очень сложной ситуации, а энергичными мерами по приведению в порядок оборудования, технологии выбросов и контроля за ними.
Мероприятия, разработанные с участием «Газпрома», облисполкома и комитета по охране природы в 1988-1989 гг., по улучшению экологической обстановки и соблюдению норм газовой безопасности, объединением выполняются крайне неудовлетворительно.
Так, в результате приостановки деятельности ГПЗ в мае 1989 г. и сокращения его мощности, объединение и ГПЗ были обязаны в установленном порядке провести ремонтноэксплуатационные работы при остановленном оборудовании и вводить его в работу с согласия комитета при условии полного соответствия проектно-технологических норм и режимом работы.
Однако этого ни заводом, ни объединением не сделано. В четвертом квартале прошлого года завод без всякого на то согласия (ссылаясь, что это наладка) запустил две установки производства серы без установок «Сульфрен» и стал их эксплуатировать в сокращенном режиме.
Вследствие чего 22 января т.г. в неблагоприятных метеоусловиях (при работе 3 -х установок без «Сульфренов») в зоне действия ГПЗ были зарегистрированы серьезные загрязнения атмосферы.
Комитет своим постановлением в категорической форме потребовал остановить две незаконно запущенные установки и приостановить третью до нормальных выбросов в период НМУ, об этом было доложено в директивные органы и в концерн «Газпром». Но это постановление объединением и заводом игнорировалось, оставил его без внимания и концерн «Газпром».
В результате такого преступно-халатного отношения руководителей к выполнению постановлений компетентных органов государственного контроля и непринятия соответствующих мер в связи с НМУ 2-3 февраля т.г. вновь были случаи высокого и экстремального высокого загрязнения, приведшие к отравлению людей и прекращению занятий в школе с. Ситовка.
Подобные несовместимые с нормами права и морали действия нанесли окружающей среде, здоровью и моральному состоянию людей серьезный ущерб.
Этот вопиющий случай был рассмотрен на бюро обкома КПСС.
В настоящее время концерном «Газпром» разработан график выполнения в этом году работ по ремонту, реконструкции и завершению строительства объектов первой очереди АГПЗ, который утвержден на совещании у заместителя Председателя Совета Министров СССР тов. Рябева Л.Д.
Концерну «Газпром» (т. Черномырдин) поручено завершить в III квартале с.г. работы по ремонту и реконструкции действующего Астраханского ГПЗ, обращено особое внимание на обеспечение бесперебойной работы объектов природоохранного назначения, и, в первую очередь, установок «Сульфрен», канализационных и очистных сооружений, и только после этого предоставить Государственной комиссии (образованной распоряжением Совета Министров СССР от 6 ноября 1988 г.) к приемке в промышленную эксплуатацию первую очередь газового комплекса в целом.
Вы, товарищи, знаете, что I очередь ГПЗ до сих пор не принята, хотя она уже более 3 -х лет эксплуатируется, продолжается строительство II, проект которой не прошел экологическую экспертизу.
В связи с этим концерну «Газпром» также поручено в первом квартале внести необходимые дополнения и изменения в проект строительства второй очереди в соответствии с замечаниями и предложениями, представленными Госкомприродой РСФСР и Госстроем СССР, направленными на повышение экологической надежности.
Пуск второй очереди ГПЗ определено осуществить только после вывода его первой очереди на стабильный и экологически надежный режим работы, а также полной готовности предусмотренных проектом природоохранных объектов. Я не буду перечислять всех намеченных очень важных и принципиальных вопросов, определенных протоколом, они действительно жизненно необходимы для нас.
Но меня настораживают заверения на этом совещании в Совете Министров СССР т. Щугорева В.Д. об обеспечении выполнения заключенных на 1990 год договоров по поставке серы в количестве 1,5 млн. тонн, что соответствует почти 69 -процентной производительности.
В сложившейся ситуации на сегодня, по нашим расчетам, чтобы обеспечить такое производство серы, уже со второго квартала должны работать три установки производства серы на полной мощности.
Но ведь второй квартал уже не за горами, а техническое состояние всех установок на сегодня крайне низкое, что может привести к дополнительным выбросам.
Мы понимаем, что производство серы - это государственной важности задача, но решать ее за счет здоровья астраханцев нельзя.
Сегодня надо однозначно решить: ГПЗ должен работать либо в приостановленном, экологически чистом режиме, либо его нужно полностью останавливать до наведения порядка, гарантирующего газовую безопасность. При этом сессия должны поручить облисполкому не более как в месячный срок решить в правительстве все вопросы обеспечения области топливно-энергетическими ресурсами на случай полной остановки завода.
Характеризуя обстановку по загрязнению воздушного бассейна непосредственно в г. Астрахани, надо отметить, что более трети выбросов в атмосферу от стационарных источников приходится на предприятия Минэнерго СССР (ТЭЦ-2, ГРЭС), 9,5 процента -Минюгстроя РСФСР, 7 процентов - Минлеспрома СССР (АЦКК), около 8 процентов -Госкомнефтепродукта (нефтебазы № 4 и 6), остальные - на предприятия местной промышленности и коммунального хозяйства.
По первоочередным мероприятиям облисполкома ТЭЦ-2 (т. Березкин) и ГРЭС (т. Янецкий) должны были полностью перейти на газообразное топливо до конца 1989 г., что способствовало бы сокращению выбросов по сернистому ангидриду, но данное мероприятие до сегодняшнего дня до конца не выполнено.
Половина пылеочистных установок на предприятиях стройиндустрии не работает.
Не выполняются мероприятии по охране атмосферного воздуха и ПО «Астраханьбумпром».
Областной комитет по охране природы предъявил иски по возмещению экономического ущерба, нанесенного окружающей среде вредными выбросами в атмосферу объединениями «Астраханьгапром», «Астраханьбумпром» (т. Родионов) и заводу железобетонных изделий №2 ТСО «Астраханьстрой» (т. Зыканов) на сумму почти в 3 млн. рублей.
Сейчас в воздушный бассейн г. Астрахани выбрасывается в среднем 70 наименований вредных веществ, которые оказывают негативное воздействие на организм человека.
Особое беспокойство у жителей города вызывает экологическая обстановка в Северо -Западном промышленном районе. Около 40 предприятий и организаций, находящихся здесь, а также жилой поселок с 40-тысячным населением сбрасывают сточные воды на пруды -испарители АЦКК, площадь которых достигла 27 тыс. га.
В этом районе сегодня практически больше нельзя развивать производственную деятельность, а работающие объекты (особенно база стройиндустрии, АЦКК и другие) обязаны привести выбросы и сбросы к нормативным.
В декабре прошлого года в результате бесконтрольности со стороны руководства объединения «Астраханьбумпром» (тт. Родионов, Андреев, Анопко) и специальной службы,
осуществляющей контроль за техническим состоянием прудов -испарителей, произошел разрыв одной из дамб, и токсичные сточные воды в объеме до 200 тыс. м3 залили почти 40 га земель, чем нанесен существенный ущерб природным ресурсам. И только благодаря принятым экстренным мерам по ликвидации прорыва удалось не допустить попадания их в озеро Тинаки.
Комитетом по охране природы проведено расследование, виновные привлечены к административной ответственности.
Состояние экологической обстановки в районе АЦКК рассмотрено в январе т.г. исполкомом областного Совета; признана неудовлетворительной работа руководства объединения «Астраханьбумпром» по обеспечению в этом регионе экологической безопасности.
Принято решение обратиться в Минлеспром СССР с просьбой рассмотреть вопрос о несоответствии занимаемой должности генерального директора объединения т Родионова Ю.И., главного инженера т. Андреева В.В., заместителя директора по охране окружающей среды т. Анопко В.К.
Руководство объединения обязано незамедлительно рассмотреть вопрос о перепрофилировании АЦКК и гидролизно-дрожжевого завода на экологически чистые технологии. В этом плане требуется кардинальным образом сократить объем варки целлюлозы и увеличить производство продукции из макулатуры, а также решить вопрос утилизации сточных вод с целью сокращения площади прудов с последующей их ликвидацией.
В целом ряде случаев экологическая ситуация обостряется только из-за преступной бесхозяйственности, граничащей с безответственностью отдельных лиц.
Вот один пример: в районе Покровской рощи в результате многолетней утечки сточных вод из напорного коллектора ПУ «Водоканал» (т. Каменев) затоплена значительная часть территории в районе инфекционной и психиатрической больниц, что усугубляет санитарно -эпидемиологическую обстановку в данном районе и может привести к большой беде. Несмотря на неоднократные многолетние предписания природоохранных органов в адрес ТПО «Астраханьжилкомхоз» и ПУ «Водоканал», действенных мер по ликвидации течи с их стороны не принято. Примеров подобного рода у нас, к сожалению, немало.
Горисполкому следовало бы в срочном порядке решить этот давно наболевший и затянувшийся вопрос.
Сложным остается и положение с водными ресурсами.
Развитие практически всех отраслей народного хозяйства области неразрывно связано с использованием водных ресурсов. В настоящее время для нужд народного хозяйства из водоемов забирается около 3,8 кубокилометра свежей воды.
Полное водопотребление составляет 2,9 кубокилометра. Основной объем забирается на нужды сельского хозяйства - 3,4 кубокилометра, промышленности - 177 млн. м3.
Нарастающие масштабы водопотребления соответственно приводят к стремительному росту сброса сточных вод в водоемы. В настоящее время общий сброс сточных вод составляет 1,1 млрд. м3, из них 80 млн. м3 - загрязненных. Это оказывает негативное влияние на качество природной воды; только в пределах Астраханской области ежегодно в Волгу поступают со сточными водами до 1,0 тыс. тонн органических веществ, более 150 тонн нефтепродуктов, тысячи тонн хлоридов, сульфитов, а также большое количество других загрязнителей, в т.ч. и тяжелых металлов.
Основными источниками загрязнения являются объекты жилищно-коммунального хозяйства, Агропромсоюза, промышленные предприятия, флот.
Особо следует остановиться на работе наших очистных сооружений; в области из 64 таких сооружений почти 40 процентов работают неэффективно. В результате чего в открытые водоемы области сбрасывается до 80,0 млн. м3 недостаточно очищенных сточных вод, основной объем которых составляют сточные воды Северных и Южных очистных сооружений г. Астрахани ТПО «Астраханьжилкомхоз». Со сточными водами с этих очистных сооружений в р. Волгу было сброшено в 1989 г. почти 15 тонн нефтепродуктов, более 30 тонн
поверхностно-активных вещества, 1,0 т цинка, 1,5 тонны свинца, 790 кг меди и других вредных веществ. Это в десятки, а по некоторым показателям и в сотни раз превышает установленную норму на сброс.
Особенно опасными являются токсичные стоки промпредприятий, прежде всего, от гальванических цехов и участков, которые не только сами загрязняют водоемы, но губят биологическую часть очистных сооружений.
Больше всех загрязняют промстоками открытые водоемы: ПО «Астраханская судоверфь им. С.М. Кирова (т. Барков), заводы холодильного оборудования (т. Френкель), КПО (т. Абромайтис) и некоторые другие.
В связи с интенсивным промышленным и гражданским строительством в последние годы резко возрос сброс сточных вод на «Южные» и, особенно, «Северные» очистные сооружения. Сейчас ведется реконструкция «Северных» очистных сооружений. Подрядчик -трест «Астраханьтеплоэнергострой» (т. Васильев) - из 16 млн. рублей сметной стоимости за 2 года освоил только четвертую часть. Но даже при форсированном завершении реконструкции проблема практически не решается, так как уже сейчас на очистные сооружения поступают сточные воды, в объемах больших, чем предусмотрено расширением.
ТПО «Астраханьжилкомхоз» только что заказало разработку ТЭР на расширение Северных сооружений с доведением мощности до 240 тыс. м 3/сутки, тогда как согласно плану развития города уже в 1991 году объем сточных вод, сбрасываемых на очистные сооружения, увеличится до 230 тыс. м3/сутки.
Сложившееся положение по-другому не назовешь, как катастрофическое.
Горисполкому (т. Черныш) нужно в срочном порядке принять меры по увязке этих вопросов. В противном случае дальнейшее развитие города невозможно.
Крайне неудовлетворительно сложилась ситуация и на очистных сооружениях Правобережной части города. При загрузке их лишь на 50 процентов они не обеспечивают должной очистки из-за неудовлетворительного технического состояния и уже сейчас требуют капитального ремонта.
Не лучше положение дел с очистными сооружениями и в районных центрах.
Особую тревогу вызывает загрязнение водотоков области нефтепродуктами и нефтесодержащими сточными водами с судов и других плавучих средств, которых в области насчитывается порядка 3 -х тысяч единиц.
Только за второе полугодие прошлого года инспекторами комитета выявлено 124 нарушения водоохранного законодательства. Нанесен серьезный ущерб природным ресурсам. В таких случаях важно своевременно ликвидировать загрязнение. Для этого в области необходима специализированная служба, формирование и деятельность которой возложены на объединение морского транспорта. Но т. Русанов Н.В. проявил неисполнительность по выполнению данного решения.
Считаю, что облисполкому необходимо еще раз от имени сессии обратиться в Министерство морского флота СССР по решению данного вопроса. А сейчас обязать т. Русанова Н.В. совместно с тт. Забаровским Е.А., Юрко В.П., Лужниковым Е.С., Крайниковым А.С. внести в течение месяца предложения в облисполком об организации взаимодействия по ликвидации аварий; а в апреле -мае провести учения с привлечением всех заинтересованных организаций.
Большой вред водным ресурсам и рыбным запасам наносят сточные воды с рисовых оросительных систем, загрязненные ядохимикатами.
Как ни странно, но и рыбохозяйственные предприятия БПО «Каспрыба», «Астрарыбакколхозсоюза» (т. Горелов), прямо заинтересованные в качественном состоянии водных ресурсов, как среды обитания рыбы, являются крупными загрязнителями. На протяжении нескольких десятилетий они безнаказанно захламляют акваторию дельты р. Волги выведенными из эксплуатации рыбопромысловыми и транспортными судами. Большинство рыбоперерабатывающих предприятий не имеют надежных очистных сооружений.
Говоря о загрязненности водной среды, нельзя забывать и о том, что в наши водоемы поступают вредные вещества со всего Волжско-Камского бассейна, где расположены предприятия металлургии, нефтехимической и химической промышленности, крупные населенные пункты.
Поэтому особую обеспокоенность вызывает состояние р. Волги в целом и ее притоков. Великая русская река деградирует; в ее бассейн ежегодно сбрасывается около 40 кубокилометров сточных вод, в т.ч. 12 кубокилометров - неочищенных и недостаточно очищенных, с которыми поступает огромное количество загрязняющих и токсичных веществ.
Каспий из-за своего географического положения стал своего рода гидрохимической ловушкой циркулирующих в бассейне вредных веществ.
В воде и донных осадках отмечается постоянное присутствие токсикантов, нередко превышающих предельно допустимые концентрации в десятки раз. Все это наносит ощутимый вред водным ресурсам, рыбным запасам и здоровью людей.
В связи с зарегулированием рек, безвозвратным изъятием воды из р. Волги, загрязнением вод промышленными и сельскохозяйственными стоками уже сейчас создалось критическое положение для развития и сохранения рыбного хозяйства. Особенно в бедственном положении оказались осетровые, запасы которых катастрофически падают. С 1980 г. уловы их сократились в 2 раза, и прогнозируется дальнейшее их снижение. Развилось заболевание рыб - миопатия, характеризующееся расслоением мышечной ткани и ослаблением оболочки икры. В последние годы отмечается массовая гибель рыбы.
Рост безвозвратного водопотребления привел к тому, что уже в настоящее время дельта Волги испытывает дефицит воды в меженный период, что ограничивает на отдельных участках судоходство, негативно сказывается на санитарно-эпидемиологической обстановке.
Следует считать правомерным и необходимым от имени нашей сессии обратиться в Совет Министров СССР о немедленном прекращении строительства каналов «Волга-Дон 2» и «Волга-Чограй», а также запретить любой дополнительный водозабор по всему бассейну р. Волги до утверждения в установленном порядке водохозяйственного баланса реки.
В крайне неблагоприятном положении малые реки, деградация которых происходит, главным образом, под воздействием сельскохозяйственного производства, в связи с его химизацией, распашкой водоохранных зон, уничтожением древесно-кустарниковой растительности. Они постепенно заиляются, мелеют, теряют свое рыбохозяйственное значение и превращаются, в особенности вблизи населенных пунктов, в свалки мусора.
Неблагоприятная обстановка складывается в зоне западно-подстепных ильменей, многие из которых отрезаны от водотоков, осушены, в связи с чем они в значительной степени утратили свое воспроизводственное значение и как места обитания диких животных, водноболотных птиц и т.д.
Вот уже несколько лет не решается проблема утилизации дренажных и сточных вод в зоне западно-подстепных ильменей. Все проектные решения, предлагаемые институтом «Астраханьгипроводхоз» (т. Шувалов), неприемлемы, так как усугубляют и без того сложную экологическую ситуацию в этом регионе.
Сейчас создана комиссия, возглавляемая т. Ивановым В.П. - директором КаспНИРХа, по исследованию данного вопроса в целях комплексного использования зоны западно-подстепных ильменей.
Потеряли свое былое значение многие нерестилища, расположенные в области. В настоящее время около 600 участков площадью 173 тыс. га обваловано, в том числе 63 участка площадью 37,5 тыс. га занято самовольно. Это можно объяснить только бесконтрольностью и беспринципностью со стороны местных Советов, природоохранных органов и в первую очередь управления «Севкаспрыбвод» (т. Ермолов).
В этой связи остро встает вопрос о пересмотре площадей, ранее изъятых из нерестового фонда под сельскохозяйственные культуры: необходимо срочно провести инвентаризацию, разработать меры по их восстановлению и дальнейшему использованию в интересах рыбного хозяйства.
Большую опасность для Волго-Каспийского бассейна представляет Прикаспийский нефтехимический комплекс, включая Тенгизское и Карачаганакское месторождения.
В поисках нефти и газа наиболее рьяные головы готовы залезть в воды Северного Каспия, являющегося уникальным рыбохозяйственным водоемом. Это категорически нельзя допустить; областному Совету, природоохранным органам и общественности нужно занять здесь принципиальную позицию.
Облисполком в категорической форме изложил свою позицию по этому вопросу в союзное и республиканское правительства.
В составе природного и экологического потенциала нашей области ведущее место занимают земельные ресурсы, подавляющая часть которых неблагополучна.
Естественные гидрологические условия и хозяйственная деятельность привели к засолению значительных площадей. Ветровой эрозии подвержено более 2 -х млн. га земель, происходят деградация и опустынивание пастбищ, образовалось уже более 500 тыс. га открытых песков, и процесс опустынивания продолжается.
Особенно неблагополучное положение с пастбищами «Черные земли». Принятое постановление Совета Министров РСФСР по их улучшению полностью не выполнено. Решения облисполкома по восстановлению деградированных пастбищ выполняются неудовлетворительно, особенно по Наримановскому району. В конце прошлого года Госкомприродой РСФСР было принято очень жесткое решение, обязывающее агропромсоюз и областной комитет по охране природы навести порядок по выполнению мер, намеченных правительством республики.
Беспокоит состояние орошаемых земель, на которых затрачены крупные капитальные вложения по мелиорации; сегодня в области их почти 240 тыс. га. По данным мелиоративного кадастра, более 50 тыс. га имеют среднюю и сильную степень засоления, заболочено 4 тыс. га, около 80 тыс. га требуют комплексной реконструкции. Снижается плодородие почв. Потери гумуса ежегодно составляют 0,4 т/га. При анализе почв обнаруживаются остатки пестицидов.
Строительство рисовых оросительных систем в сложных почвенно-мелиоративных условиях области и природных особенностях дельты р. Волги, допущенные ошибки в проектировании и строительстве, эксплуатации привели к таким негативным явлениям, как подъем и выход на поверхность грунтовых вод, подмочка и засоление сельскохозяйственных угодий, подтопление сел в Ахтубинском, Черноярском, Красноярском, Камызякском и других районах.
Особо следует остановиться на крайне неблагополучной экологической ситуации в зоне Черноярского водохранилища. Поскольку этот вопрос затрагивает интересы не только нашей области, но и Калмыцкой АССР, необходимы очень тщательные исследования и выработка конкретных предложений по его дальнейшей эксплуатации, в связи со значительным сокращением посевов риса.
Неблагополучно обстоит дело с хранением минеральных удобрений. Для нормального и экологически безопасного хранения нужно дополнительно построить складов емкостью 86 тыс. тонн. В настоящее время из имеющихся 116 складов только третья часть соответствует санитарным нормам.
Неудовлетворительно решается вопрос с утилизацией твердых бытовых отходов. Территории г. Астрахани, районных центров, рабочих поселков, сел, производственные зоны предприятий, строек, совхозов, колхозов, леса, малые реки, дороги, даже зоны отдыха захламлены свалками, бытовым, промышленным, строительным мусором, металлоломом. Следует ужесточить требования по наведению порядка в этом деле.
В области остро назрел вопрос о строительстве полигона по захоронению токсичных отходов производства. Облисполком в прошлом году принял решение, в котором определено генеральным заказчиком АСПО имени 60-летия Союза ССР. Но на этом все и закончилось; т. Безжонову В.Н. надо проявить больше инициативы и активности в выполнении данного решения.
Одним из основных компонентов природной среды, определяющем ее здоровье, является лес. В нашей области им занято всего лишь 70 тыс. га. За последние пять лет площадь их сократилась на 2 тыс. га. Много леса гибнет из -за больших зимних паводков. В ряде районов имеются перерубы, в то же время несвоевременно проводится восстановление леса.
Серьезному воздействию со стороны человека подвергается и животный мир. В области резко снизилась численность кабана, благородного оленя, ондатры, серой куропатки, зайца, фазана. К опасной грани подошла европейская популяция сайгака.
Требуют серьезной защиты и наши природные ресурсы от хищнической их эксплуатации. Одним из примеров является озеро Баскунчак. На протяжении почти 20 лет объем добычи соли в три раза превышал естественный прирост. И даже сейчас объемы таковы, что нет гарантии от полного истощения озера. Технология сегодня там такова, что более 40 процентов соли теряется при добыче, лишь 12 процентов ее заготовки используется на пищевые цели.
Кроме того, озеро сильно загрязняется как при самом процессе производства, так и переносимой пылью из ближайших гипсового и щебеночного карьеров.
Правда, сейчас принимаются там соответствующие меры по устранению негативных явлений.
Сложившаяся экологическая ситуация в нашей области характерна для всего Нжнего Поволжья.
Это стало предметом обсуждения на состоявшейся в октябре прошлого года в г. Волгограде региональной конференции Астраханского, Волгоградского и Саратовского отделений общественного комитета спасения Волги. В ней приняли участие ученые, народные депутаты СССР, писатели, представители общественных экологических движений. Конференция проходила под девизом «Нижнее Поволжье - зона экологического бедствия».
Участники конференции обратились в Верховный Совет СССР с запросом об официальном признании этого. Вносится предложение от нашего Совета поддержать это требование. На конференции принята резолюция с конкретными предложениями, которые учтены нами при разработке программы экологического оздоровления области и отражены в проекте решения настоящей сессии.
В целях дальнейшего улучшения экологической обстановки в стране введен порядок, что все вновь строящиеся объекты и крупные народохозяйственные программы не должны осуществляться без экологической экспертизы.
При областном комитете по охране природы утвержден состав Совета экологической экспертизы, в который вошли ведущие ученые и высококвалифицированные специалисты научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений, проектных организаций.
По наиболее сложным проблемам экспертными группами осуществляется комплексная экологическая экспертиза и выносится на обсуждение Совета экологической экспертизы; это позволяет избежать ошибок, связанных с вопросами экологии. За 1989 год в комитете проведено около 60 экспертиз проектов хозяйственной деятельности и предпроектной документации на их соответствие экологической безопасности.
Следует отметить, что большая часть проектной документации отклонена от согласования. Основными причинами отклонения материалов является то, что в проектах не решаются вопросы внедрения безотходных и малоотходных технологий, сокращения удельных норм водопотребления, применения эффективных методов очистки сточных вод и выбросов в атмосферу.
В большинстве проектов отсутствует научно-техническое обоснование принятых решений.
Отклонено было предложение Министерства медицинской и микробиологической промышленности СССР о размещении в районе Астраханского газового комплекса завода по производству биопротеина на базе этана, так как данное производство является источником интенсивного загрязнения окружающей среды.
Существенной доработки требует и проектная документация, разработанная институтом «Астрахангипроводхоз» по реконструкции и строительству оросительных систем.
Нельзя не отметить, что согласно перечню строек производственного строительства в 1990 году в области планируется начать строительство 30 -ти крупных объектов, из них на экологическую экспертизу представлена проектная документация только по 5 -ти объектам. Значит, опять будут делаться попытки обойти экологическую экспертизу, чего категорически нельзя допустить.
В этой ситуации Стройбанк не должен открывать финансирование без заключения государственной экологической экспертизы.
Анализируя влияние каждого предприятия на окружающую среду, мы выяснили, что в области крайне неудовлетворительно ведется работа по нормированию выбросов и сбросов. Так на 1.01.89 г. только треть предприятий имела согласованные нормативы предельно допустимых выбросов. Из 77 водопользователей нормативы ПДС имеет только половина. Согласно решению облисполкома эта работа должна быть полностью завершена в 1990 году.
В прошлом году промышленные предприятия области приступили к разработке экологических паспортов.
Из 340 предприятий экологические паспорта на 1.01.89 г. представили 107, из них согласовано с комитетом всего лишь 13, остальные возвращены на доработку.
В установленном порядке не представили на согласование паспорта ПО «Астраханьбумпром», АСПО им. 60-летия СССР, Астраханское производственное швейное объединение, проекто-ремонтно-строительное объединение «Астраханьавтодор» и другие; а это, как вы понимаете, предприятия, дающие высокие показатели загрязнения.
Формирование экологических паспортов позволит нам в области приступить к разработке экологической карты, которая даст возможность обоснованно и квалифицированно вести работу по размещению производительных сил, оптимально выбирать режим природопользования по всем регионам области.
По-прежнему неудовлетворительно ведется строительство природоохранных объектов. Несмотря на то, что за 1989 год установленный лимит капитальных вложений на мероприятия по охране и рациональному использованию природных ресурсов освоен на 125 процентов, удовлетворить это никого не может. Перевыполнение достигнуто за счет неоправданной корректировки планов ПО «Астраханьгазпром». С начала года план у них был 117,1 млн. рублей, а к концу года он составил 18,2 млн. рублей, т.е. почти в 7 раз меньше. Зато выполнение теперь показывает чуть ли не на 200 процентов.
Неудовлетворительно строятся природоохранные объекты в ПО «Астраханбумпром» (т. Родионов) и «Астраханьгазпром» (т. Щугорев), на предприятиях БПО «Аспирыба» (т. Юрко), облагропомсоюза (т. Фирсов), тепловозоремонтном заводе (т. Дорогин), ТПО «Астраханжилкомхоз» (т. Тюменцев), являющихся наиболее крупными загрязнителями природной среды.
БПО «Каспрыба» не выполняет постановление Совета Министров СССР «О дополнительных мерах по охране Каспийского моря от загрязнения»; почти 10 лет ведется строительство очистных сооружений на рыбокомбинате им. Куйбышева (т. Суслов). Не выделяются средства на строительство сетей канализации и очистных сооружений базой морского лова (т. Соколов), Зеленгинским СРЗ (т. Краснов), рыбозаводом им. Трусова (т. Щербаков).
Существующая в настоящее время в области система наблюдения и контроля за состоянием природной среды, осуществляемая Госкомгидрометом СССР, не отвечает требованиям времени.
Только часть экосистемы охвачена контролем: это водная и воздушная среда; но и они контролируются явно недостаточно. По воздуху в г. Астрахани контроль ведется только на пяти постах, в г. Нариманове - на одном и в районах АГК - на двух постах. Наблюдения ведутся только по 4-5 ингредиентам, а в общей сложности контролируется АЦГМ 9 ингредиентов. Это при ситуации, когда в атмосферу выбрасывается более 70 видов вредных
веществ; никого не удовлетворяют и сроки реализации получения результатов наблюдений от 2 до 7 дней.
Сегодняшняя база АЦГМ не позволяет говорить ни о расширении структуры наблюдений, ни об оперативности получения информации о загрязнения природной среды.
В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по освоению Астраханского газоконденсатного месторождения» предусмотрено строительство Мингазпромом СССР в качестве компенсации за ущерб природной среде лабораторного корпуса для АЦГМ; но месторождение освоено, завод работает, а лабораторный корпус до сих пор не построен.
В данной экологической обстановке в области необходимы срочные меры по созданию базы АЦГМ, расширению сети и структуры наблюдений, обеспечению контроля за состоянием всех структур, экосистем, внедрению автоматизированной системы контроля за состоянием окружающей среды, опыт работы которой нами изучен в г. Кмерово; по реализации этой задачи принято решение облисполкома.
Создавшаяся экологическая обстановка требует принятия неотложных мер со стороны всех нас, в том числе и депутатского корпуса, природоохранных и контролирующих организаций, ученых и общественности по кардинальному ее улучшению.
Только большими совместными усилиями руководства области, природоохранных организаций и общественности удалось добиться приостановления работ на канале «Волга-Чограй». После неоднократных настойчивых обращений обкома КПСС и облисполкома в правительство принято решение о пересмотре Правил пользования водных ресурсов Волжско-Камского каскада, а Волжская ГЭС определена к переводу на экологический режим работы, начиная с паводка текущего года.
По настоятельным предложениям обкома партии и облисполкома решен вопрос сокращения объемов производства риса. За последние 5 лет посевы риса сократились на 17 тыс. га. На оставшихся площадях будет внедряться безгербицидная технология.
Очень принципиальную позицию занял облисполком при согласовании проектов строительства на территории области завода по производству белка и атомной электростанции.
Сегодня в правительство внесено ряд кардинальных предложений: о создании в Нижней Волге режима заповедной зоны; о мерах по обеспечению экологической безопасности при эксплуатации Астраханского газоконденсатного месторождения; о создании на Нижней Волге и Каспии, как единой экосистемы, единого союзного органа по охране природы; о создании в г. Астрахани научно-исследовательского центра по экологии; прорабатывается вопрос об объявлении Нижней Волги зоной экологического бедствия, что обозначено в проекте решения сессии.
От решения этих вопросов во многом будет зависеть перспектива улучшения экологической обстановки в области.
В большую работу за улучшение экологической обстановки включились многие общественные организации; активную позицию занимают общественный экологический совет, возглавляемый тов. Ивановым В.П., общество охраны природы (т. Черномашенцев), Астраханкое отделение общественного комитета по спасению Волги (т. Чуйков); много нужного и полезного в деятельности ассоциаций «Зеленый мир», «Живая планета» и др.
Деятельность общественных организаций способствует если не совсем прекращению, то уж, наверняка, приуменьшению, выражаясь языком политиков, экспансии министерств и ведомств. Отдавая должное их активной работе, нельзя не сказать о том, что часто (особенно этим грешат неформалы) в выступлениях, выводах членов этих организаций по отдельным фактам, да и в целом, при оценке экологической обстановки допускается дилетантский подход.
Свой весомый вклад в нормализацию экологической обстановки вносят правоохранительные органы. Их взаимоотношения с природоохранными и контролирующими органами строятся на деловой, конструктивной основе. Природоохранники всегда чувствуют
взаимную помощь и поддержку со стороны областной (т. Параскун) и Каспийской водного бассейна (т Казаков) прокуратур, УВД облисполкома (т. Вержбицкий) в организации совместных проверок и расследований, принятии эффективных мер к нарушителям природоохранительного законодательства.
Большие надежды трудящиеся области возлагают на реализацию программы экологического оздоровления области, которую нам предстоит сегодня утверждать.
Вынесенный на всенародное обсуждение проект программы прошел длительный и сложный этап разработки.
В проекте программы. Как нам думается, удалось найти главные пути и направления улучшения экологической обстановки в области при гарантированном и надежном проведении в жизнь мероприятий, заложенных в ней.
Организационно проект программы формировался специально созданной облисполкомом комиссией из числа специалистов и руководителей ведущих природопользовательных ведомств и природоохранных органов, ведущих ученых области, представителей общественных организаций, активистов природоохранной деятельности. В составе комиссий активно работали представители партийных, советских, профсоюзных и комсомольских органов и организаций.
Первоочередной задачей в реализации программы является очищение воздушного бассейна г. Астрахани и области за счет ужесточения норм технологических выбросов, перевод теплопроизводственных процессов на экологически чистые виды топлива, повсеместное применение и хорошее использование очистных сооружений на предприятиях, загрязняющих своими выбросами воздушный бассейн.
При разработке проекта программы предусмотрено резкое сокращение загрязнения предприятиями стройиндустрии, для чего необходимо создание надежного и гарантированного пылеулавливания.
В числе самых неотложных мер улучшения воздушного бассейна г. Астрахани предусматриваются меры сокращения выбросов от автомобильного транспорта за счет надежности работы топливной аппаратуры, перевода автомобилей на сжиженный газ, совершенствования транспортной схемы города, вывода за его черту грузоперевозящих потоков.
Особое внимание уделено мерам борьбы с выбросами специфических токсичных веществ, таких, как соединения хлора, фтора, сероводорода, сероуглерода, ртути, свинца, меркаптанов и некоторых других веществ.
Учитывая, что самым крупным загрязнителем воздушного бассейна на территории области является Астраханский газовый комплекс, проект программы предусматривает первоочередные, главным образом, технологические, меры повышения газовой безопасности и надежности оборудования.
Реализация этой части программы позволяет уже к концу XIII пятилетки сократить объемы выбросов в воздушный бассейн области на 20 процентов, а общие объемы выбросов по г. Астрахани от всех источников загрязнения уменьшатся с 114 тыс. тонн до 56 тыс. тонн.
Первостепенное значение в проекте программы уделено охране и рациональному использованию водных ресурсов.
Системой мер по всем отраслям народного хозяйства определено поэтапное полное прекращение к 2001 году сбросов загрязняющих стоков в открытые водоемы; намечено промышленные предприятия перевести на оборотное водоснабжение, а коммунальное хозяйство (включая райцентры) обеспечить необходимыми мощностями очистных сооружений.
Проработана система мер значительного сокращения удельного расхода воды к 2005 году в промышленности и орошаемом земледелии; при этом намечается сократить посевы риса (как наиболее водоемкой культуры) до размеров, обеспечивающих потребность в нем нужд области (примерно это 22,5 тыс. га), с полным исключением применения гербицидов на его выращивании в 1993 году.
Предусмотрено, что всякое новое водопотребление развивается, как правило, только за счет экономии воды в своих отраслях производства.
Особое внимание в проекте программы сосредоточено на сохранении и улучшении состояния малых рек (водотоков), повышения их водности и чистоты.
В системе природоохранных мер проектом программы много места отводится охране земельных ресурсов. Для сохранения и повышения плодородия почв предусмотрено:
предотвращение разрушения земель эрозионными процессами за счет внедрения комплекса противоэрозионных мероприятий;
в развитии орошаемого земледелия главное внимание сосредоточено на реконструкции существующих земель, повышения инженерного обустройства вновь строящихся и реконструируемых земель, с определением системы местных условий, позволяющих рационально использовать земельные и водные ресурсы, а также исключать их загрязнение, резкое расширение защиты сельхозкультур от вредителей и болезней биологическими методами, уже к 1995 году биологические методы защиты растений займут 59% в отрытом и 100% в закрытом грунте;
в течение 1990-1995 гг. определено провести рекультивацию всех выведенных из оборота земель; исключить отпуск земель предприятиям и организациям, которые не рекультивировали ранее выделенные им земли;
намечено развернуть широкоплановую работу по созданию пастбищного лесоразведения в степной зоне и лугово-пастбищного разведения в пойме и дельты;
определено закончить в XIII пятилетке освоение севооборотов в соответствии с разработанной системой и структурой ведения земледелия;
в системе неотложных мер определен комплекс, направленный на повышение плодородия почвы с доведением к 1995-1997 гг. содержания гумуса в почве до 2-2,5 процентов, т.е. так, как это было 20-25 лет назад.
В ряде разделов проекта программы проработаны вопросы охраны недр и рационального использования минеральных ресурсов, которыми намечено:
снижение потерь при добыче минерально-сырьевых ресурсов, обогащение их и полную переработку, совершенствование техники и технологии, извлечение полезных ископаемых, комплектное использование их на основе разработки и широкого внедрения ресурсосберегающих технологий, создание малоотходных и безотходных технологий;
в течение 1990 г. на основе квалифицированных проработок определить ежегодную добычу соли на озере Баскунчак в объемах, равных ее естественному восстановлению.
Поставлена задача в течение XIII пятилетки выйти на 100-процентное извлечение компонентов из сырья, добываемого и перерабатываемого на Астраханском газоконденсатном комплексе.
Как самую неотложную задачу проект программы предусматривает решение вопросов по сохранению и приумножению животного и растительного мира на территории области; в нем предусмотрено осуществление комплексных мероприятий по охране, воспроизводству и рациональному использованию животного мира, которые позволяют увеличить биологическую продуктивность охотничьих угодий, расширить заповедные, заказные и особо охраняемые территории, в том числе в степной зоне. На этой основе провести в жизнь систему мер максимального сокращения рубок и увеличения воспроизводства лесных культур; добиться повышения биологической устойчивости леса, увеличить лесистость территории, обеспечить благоустройство и улучшить содержание зеленых зон городов, сел и поселков, промышленных предприятий; неукоснительно выполнять требования Закона о лесопользовании в водоохранных зонах водоемов.
В проекте программы, хотя и без достаточных проработок, даны направления по ряду проблем, имеющих важные биолого -медицинские и межрегиональные аспекты. Среди них нужно отметить:
вопросы борьбы с шумами и электромагнитными показателями «загрязнении» г. Астрахани;
борьбы с загрязнениями и влиянием на окружающую среду военведовских объектов на территории Ахтубинского и Харабалинского районов, в т.ч. и спецполигона в г. Капустин Яр;
проблемы загрязнения водных ресурсов Нижней Волги и Каспия деятельностью всего Волжского бассейна;
влияние Тенгизского месторождения на окружающую среду нашего региона.
Следует отметить, что перечень этих проблем будет и дальше расширяться, так как будут изменяться условия природопользования как в нашем регионе, так и за его пределами.
В проекте программы определены и первоочередные задачи совершенствования пропаганды экологических знаний, в т.ч. и правовых ее аспектов; особое внимание при этом уделено системе мер по изучению проблем экологии во всех формах обучения трудящихся.
Сделана также попытка сформировать первоочередные меры по научному обеспечению экологии.
Емкость проекта программы, масштабность задач, которые определены в ней, безусловно, потребуют крупных вложений на ее реализацию.
По предварительным экспертным проработкам, затраты только в XIII пятилетке на реализацию задач программы составят 750 -800 млн. рублей (150 млн. рублей - ежегодно). Естественно, возникает вопрос об источниках покрытия таких крупных вложений.
Нам думается, что их будет несколько, но среди них должны быть обязательно: во-первых, средства от платного природопользования, сконцентрированные в местном фонде;
во-вторых, собственные средства предприятий, направленные на весь комплекс
природопользования и охраны природы;
в-третьих, централизованные средства из союзного и республиканского фонда охраны природы, которые обязаны нам поступать, как в регион экологического бедствия.
В этом плане как к одному из разделов программы нам сегодня следует подойти к рассмотрению проекта нормативов платного природопользования.
На наш взгляд, этот документ, опубликованный 3 месяца назад, тщательно рассмотрен и обсужден в области. Мы отдаем себе отчет в том, что мнения о целесообразности его внедрения самые противоречивые.
С одной стороны, а большинство это твердо понимают, что платное природопользование - это жизненная необходимость нормальных взаимоотношений природопользователей с окружающей нас средой. С другой стороны, платное природопользование - это
дополнительное изыскание финансовых ресурсов в жестких рамках хозрасчета и
самофинансирования.
Цель экономического эксперимента по совершенствованию хозяйственного механизма природопользования:
улучшение состояния природной среды в регионах со сложной экологической
ситуацией;
уточнение методических подходов к определению размеров и порядка взимания платы за загрязнение природной среды;
апробирование на практике методов формирования направления использования фондов охраны природы в условиях самоуправления и самофинансирования регионов.
При разработке предложений использовались два основополагающих принципа: во-первых, экономное расходование природных ресурсов при производстве продукции, сокращение их удельного потребления и общее ограничение использования ресурсов до норм естественного или затратного воспроизводства, обеспечивающего природное равновесие;
во-вторых, сокращение выбросов и сбросов загрязняющих веществ по всем компонентам окружающей среды.
При обсуждении мы столкнулись с прямо противоположными предложениями природопользователей, природоохранников, ученых, общественных организаций.
Одни требуют жестких экономических санкций к нарушителям природопользования, особенно при превышении норм загрязнения.
Другие предлагают не трогать заработанные коллективом средства.
Третьи считают, что надо больше заниматься пропагандой, разъяснением последствий загрязнения окружающей среды с воспитательной целью.
Полагаю, что все эти суждения не дают надежды на перспективу.
В то же время хочу проинформировать, что наши экспертные расчеты показывают, что плата за плановые ресурсы и загрязнения не превышают 30 процентов от общих (расчетных) объемов платного природопользования, предлагаемого для вашего обсуждения.
Основная же масса платности (70 процентов) предусматривает плату за нарушение норм природопользования.
Я, например, абсолютно уверен, что если мы в ближайшее время не отработаем механизм экономических взаимоотношений природопользователей с окружающей средой и не направим на ее стабилизацию необходимых материально-финансовых ресурсов, то в нашем регионе неизбежен экологический кризис. При этом стало обоснованным предложение: применять плату за ресурсы после реформы цен, которую планируется провести в XIII пятилетке. В то же время плату за сверхнормативное загрязнение, высокие и экстремально высокие показатели загрязнения, нарушение естественного состояния компонентов природной среды нужно внедрять немедленно, руководствуясь здравым смыслом и интересами всех граждан области.
Надо отдать должное Астраханскому горисполкому, который в прошлом году выступил инициатором внедрения в городе платного природопользования, для чего им был изучен опыт в других областях и принято по платному природопользованию решение, которое до настоящего времени действует.
В связи с включением нашей области в экономический эксперимент по совершенствованию хозяйственного механизма природопользования, а также с принятием сегодня решения сессии областного Совета по данному вопросу решение городского Совета теперь следует считать утратившим силу.
Решение проблем, возникающих в области в связи с ухудшением экологической обстановки, требует очень квалифицированного научного обоснования.
В области сформировался значительный научный потенциал, насчитывающий более 2,0 тыс. ученых, специалистов различных профилей народного хозяйства, в т.ч. 700 - имеющих докторскую и кандидатскую степень.
Институты в своих планах имеют природоохранную тематику.
Но, к сожалению, среди них нет координации действий, работают они разобщено, не охватывают все наши экологические проблемы.
Кроме того, при общем увеличении объема финансирования природоохранная тематика институтов сокращается. Уменьшается их централизованное финансирование.
Так, научно-техническим Советом Минрыбхоза СССР определен приоритетным научно -технический прогресс, на что увеличились ассигнования на 50 процентов, а природоохранные мероприятия остались у министерства на задворках, на них выделено 3,9 процента, хотя научно обоснованный удельный вес их должен быть не менее 10 процентов.
Первоочередной задачей научного обеспечения стабилизации экологической обстановки являются его комплексный охват всех проблем научных учреждений области, усиление централизованного и хоздоговорного финансирования этих разработок со стороны министерств и ведомств, а также хозрасчетных предприятий, связь с академической наукой в решении наиболее сложных экологических проблем, со специализированными институтами других областей и отраслей народного хозяйства, которые расширили бы круг решаемых вопросов.
Для повышения эффективности научного обеспечения экологии (да, видимо, не только ее) было бы целесообразным вывести отраслевые институты из подчинения и финансирования объединений.
С учетом крайне неудовлетворительной экологической обстановки в области нужны научные обоснования дальнейшего развития отраслей сельского и рыбного хозяйства,
химической, нефтяной и газовой промышленности. Облисполком обращался в правительство страны о создании в г. Астрахани научно-исследовательского центра для разработки научных основ социально-экономического и экологического развития производительных сил и природных ресурсов Северного Прикаспия. Получен отрицательный ответ.
Протоколом совещания в Совете Министров СССР от 6 февраля 1990 г. поручено Госкомприроде СССР с участие концерна «Газпром», Миннефтегазпрома СССР, Госкомгидромета СССР, Минздрава СССР, Академии наук СССР, Астраханского и Гурьевского облисполкомов и других заинтересованных организаций создать в 1990 году в г. Астрахани межотраслевой координационный научный центр по изучению экологических проблем, связанных с освоением Астраханского и Тегизского месторождений и деятельностью других народнохозяйственных объектов, расположенных в Прикаспийском регионе, а также по разработке научно-практических предложений по обеспечению экологически безопасного развития региона.
Товарищи!
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О коренной перестройке дела охраны природы в стране» определено, что успешное решение задач по улучшению всего дела охраны природы возможно только при условии резкого подъема экологической культуры и знаний в этой области.
Учитывая, что процесс обучения по вопросам охраны природы является важной составной частью общего и специального образования в постановлении Верховного Совета СССР «О неотложных мерах экологического оздоровления страны», поручено Совету Министров СССР разработать и осуществить в XIII пятилетке мероприятия по организации непрерывного экологического образования, определить меры по подготовке кадров экологического профиля, проведению экологического всеобуча. Ввести экологическую подготовку в системе повышения квалификации кадров всех отраслей народного хозяйства.
На основе главных направлений экологической политики партии и государства на современном этапе, в условиях крайне напряженной экологической обстановки в области необходимо:
расширить деятельность по формированию экологического мировоззрения детей и юношей по всем правлениям народного образования;
придать изучению учебной программы по экологии приоритетное значение, усилив внимание по углублению изучения основ химии, биологии, естествознания и других направлений учебного процесса.
Сегодня, как никогда, требуется расширить систему подготовки кадров по экологии, для
чего:
создать систему экологического образования для студентов всех факультетов пединститута;
на базе Астрыбвтуза организовать подготовку специалистов -экологов по проблемам водных ресурсов и рыбных запасов;
на базе еще одного вуза (Астрыбвуза или пединститута) создать постоянно действующие курсы, которые будут давать систему экологических знаний преподавателям вузов, техникумов, школ и другим работникам образования.
Одной из наших главных задач является оперативное информирование населения об экологической обстановке региона, формирование сознательного, бережного отношения к природе каждого советского человека, разъяснение принципов охраны окружающей среды, правовых основ защиты природы.
Природоохранные органы, общественные организации и активисты-природолюбы систематически готовят материалы по проблемам экологии для средств массовой информации, организуют проведение ежеквартальных телевизионных передач с участием руководителей и специалистов природоохранных органов.
Следует отметить все средства массовой информации (телевидение, радио, печать), что ими проводилась и проводится большая и активная работа по освещению материалов, связанных с проблемами экологии и подготовкой этой внеочередной сессии.
Но этого сейчас уже недостаточно, астраханцы явно ощущают недостаток экологической информации; в этих условиях считаем необходимым иметь в городе специальный информационный стенд и специальное печатное издание - ежемесячник «Экологический вестник». Практическая работа по этому вопросу ведется.
Рациональное природопользование и охран природы - сегодня краеугольный камень социально-экономической политики партии и государства. Об этом шла речь и на состоявшемся недавно в г. Москве глобальном форуме по защите окружающей среды и развитию в целях выживания. «Мы обеспечиваем себя жизненными ресурсами за счет продукции былых биосфер» - отмечается в материалах этого форума. «И не должны забывать, что чистая вода, кислород в атмосфере, продуктивность почв - есть результат взаимодействия сотен тысяч видов растений, животных и микроорганизмов, слагающих экосистемы. Устойчивость экосистемы, а, следовательно, и качество среды, зависят от сохранения и поддержания биологического разнообразия и равновесия биосферы».
Эта мысль была основополагающей в выступлениях участников форума. Об этом сказано в обращении Генерального секретаря ЦК КПСС к участникам форума. Эти вопросы определены и в Платформе ЦК КПСС XXVIII съезду партии.
Реализация этой политики - огромный труд, где каждому есть место - законодательным и исполнительным органам, науке и образованию, общественным организациям и движениям, индивидуальной инициативе.
Думаю, что принятие сегодня сессией документов, определяющих направление нашей деятельности, будет способствовать улучшению экологической обстановки в области; они будут для комитета по охране природы являются практически программой действия.
Свою роль в этом деле комитет в координации усилий всех природоохранных органов, разнообразных организаций экологической направленности, которые активно работают по усилению контроля за рациональным использованием природных ресурсов, по соблюдению природоохранного законодательства, в целях обеспечения природного равновесия и улучшения экологической обстановки в области. Разобщено больших успехов в этом деле не достичь.
Считал бы целесообразным рассмотреть во П-Ш кварталах т.г. экологические программы на сессиях городских и районных Советов народных депутатов.