Научная статья на тему 'О неоднозначности понятия "образование"'

О неоднозначности понятия "образование" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / СПЕЦИАЛИТЕТ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / УПРАВЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАННОСТЬ / ЧЕЛОВЕК / СЕМЬЯ / ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранчук Николай Александрович, Утробин Геннадий Фёдорович

В статье впервые представлен анализ сущности образования как омоним, выражающийся в его трактовке общественно значимого блага как процесса, и образования как результата этого процесса, а также рассмотрено содержание образования, как результата, которое связано с моралью в обществе (духовно-нравственная составляющая состояния образованности), с наукой (фундаментальная составляющая) и производством (функциональная составляющая). С новой точки зрения рассмотрена структура содержания образования, позволяющая непосредственно связать его с экономическими и духовными потребностями и интересами общества, которое, как результат, может быть использовано при разработке и использовании профессиональных стандартов, главное предназначение которого и состоит в установлении связей производства и образования. С учетом проведенного анализа и предложенных уровней управления уточнено определение «образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the ambiguity of the concept of "education"

For the first time, the article presents an analysis of the essence of education as a homonym, which is expressed in its interpretation of a socially significant good as a process, and education as a result of this process, and also considers the content of education as a result that is related to morality in society (the spiritual and moral component of education), with science (fundamental component) and production (functional component). From the new point of view, the structure of the content of education is considered, which allows directly linking it with economic and spiritual needs and interests of society, which, as a result, can be used in the development and use of professional standards, the main purpose of which is to establish links between production and education. Taking into account the analysis and the proposed management levels, the definition of "education" was clarified.

Текст научной работы на тему «О неоднозначности понятия "образование"»

ПЕДАГОГИКА

УДК 37.01

Баранчук Николай Александрович

доктор педагогических наук

Утробин Геннадий Федорович

доктор технических наук, профессор Военная академия РВСН им. Петра Великого nikolai_baranchu@mail.ru, kugf@mail.ru

О НЕОДНОЗНАЧНОСТИ ПОНЯТИЯ «ОБРАЗОВАНИЕ»

В статье впервые представлен анализ сущности образования как омоним, выражающийся в его трактовке общественно значимого блага как процесса, и образования как результата этого процесса, а также рассмотрено содержание образования, как результата, которое связано с моралью в обществе (духовно-нравственная составляющая состояния образованности), с наукой (фундаментальная составляющая) и производством (функциональная составляющая). С новой точки зрения рассмотрена структура содержания образования, позволяющая непосредственно связать его с экономическими и духовными потребностями и интересами общества, которое, как результат, может быть использовано при разработке и использовании профессиональных стандартов, главное предназначение которого и состоит в установлении связей производства и образования. С учетом проведенного анализа и предложенных уровней управления уточнено определение «образование».

Ключевые слова: образование, образовательный процесс, система образования, обучение, воспитание, образовательные программы, специалитет, бакалавриат, магистратура, управление, образованность, человек, семья, общество, государство.

Явление многозначности слова, распространяющееся от омонимической его сущности (когда совпадение слов имеет различный смысл и значение), до полисемического родства (обусловленного этимологией слов), является неотъемлемым атрибутом обычных, естественных языков, обогащая выразительными средствами разговорный и литературный язык.

Но, в научных контекстах омонимия неприемлема, а в юридических подчас и опасна. Поэтому для научных и юридических нужд предпочитают пользоваться техникой определений, пусть менее гибкой и богатой, чем весь язык в целом, но более приспособленной для однозначного толкования. Любой закон (нормативный правовой акт), который прибегает к использованию омонимов, должен иметь перечень определений этих омонимов в виде понятий, позволяющих однозначное толкование омонима в контексте предложения. В противном случае, это может привести, в лучшем случае к неразберихе, в худшем - к негативным последствиям.

В федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской федерации» (далее - Закон) используется более трех десятков понятий и терминов, связанных с описанием элементов системы образования и взаимоотношений участников реализации образовательного процесса.

Понятие «образование», приведенное в главе 2 Закона, не только не добавило определенности относительно сущности образования и его значимости, но и узаконило право читающего интерпретировать термин «образование» как ему удобно и выгодно в зависимости от сложившихся жизненных условий. В самом деле, в Законе приводится следующее понятие образования: образование -единый целенаправленный процесс воспитания

и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Так, понятие «образование», как омоним, выражается в его трактовке общественно значимого блага как процесса, и образования как результата этого процесса. Из чего следует, что Законом разрешено двоякое толкование целей процесса обучения и воспитания и его результата.

Вместе с тем, приобретаемая человеком совокупность знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, как следствие целенаправленного процесса обучения и воспитания, также осуществляется в интересах человека, семьи, общества, государства.

С другой стороны, если следовать букве Закона, то, как бы это ни было странным, но результат процесса и сам процесс не совпадают по интересам и целям.

Цели процесса затрагивают не только интересы конкретного человека, но и интересы семьи, общества и государства. А результат процесса почему-то ограничен только целями развития конкретного человека: интересы семьи, общества и государства исчезли. Другими словами, целенаправленный процесс обучения и воспитания является общественно значимым благом, а его результат имеет более узкую цель: всестороннее развитие только человека. Но ведь цели многогранного развития конкретного человека могут быть и антисоциальными.

© Баранчук Н.А., Утробин Г.Ф., 2018

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

Да, с одной стороны, право на образование гарантируется Конституцией РФ, и потребность в образовании для удовлетворения потребностей человека в соответствии с Конституцией РФ, конечно же, может быть целью, но только исключительно для личных духовных потребностей, совершенствования своего интеллекта, физического развития. В этом случае личность, получив образование для удовлетворения своих личных потребностей, по определению, не претендует на рабочее место в экономике.

Но, с другой стороны, осваиваемые человеком образовательные программы, начиная от программ дошкольного образования и заканчивая программами подготовки кадров высшей квалификации, прежде всего, необходимы ему, во-первых, для социальной адаптации в обществе в дошкольном и школьном возрасте и, во-вторых, для профессионального труда по производству продукции или услуги в какой-либо экономической отрасли. Следовательно, в этом случае качество образования конкретного человека в обществе будет сказываться на состоянии удовлетворенности в контактах с таким дошкольником или школьником окружающих людей при его социальной адаптации или состоянии удовлетворенности качеством продукции (услуги), в производстве которой участвует данный человек.

Следовательно, качество получаемого человеком образования нужно, прежде всего, окружающим людям, а уж потом самому человеку через оценку этого качества образования обществом как ощущение востребованности себя в обществе.

Таким образом, качественное образование необходимо человеку, прежде всего, чтобы окружающее общество «не страдало» от социальных контактов с ним и потребления производимой им продукции (услуги), а, наоборот, испытывало бы комфорт и удовлетворенность.

Вместе с тем, необходимым представляется рассмотреть возможность образования, как результата целенаправленного процесса обучения и воспитания в интересах человека, семьи, общества и государства, направить на антисоциальные цели.

С одной стороны, сам процесс обучения и воспитания в обществе, как форма реализации содержания образования, по определению, всегда осуществляется в интересах человека, семьи, общества, государства. Если бы форма была антисоциальной, то она видна была бы всем.

С другой стороны, истинную сущность интересов образовательного процесса можно оценить только по содержанию образовательных программ и результатам их освоения. В Законе же, как уже было отмечено, цели результата образовательного процесса прописаны исключительно для развития только самого человека. То есть, как уже было отмечено выше, Закон как бы предполагает, как само

собой разумеющееся, что содержание образования, как результата, автоматически «работает» на реализацию прав и свобод человека и благосостояние людей в обществе.

Очевидно, что в новом Законе (статья 2, п. 1) львиная доля уделена отношениям, имеющим место в образовательной сфере, то есть форме образования равно как целенаправленного процесса обучения и воспитания, так и его результата. Содержанию же образования незаслуженно уделено малое место. Однако известно, что форма любого явления является способом реализации содержания этого явления. Если форма простая, то в нее не вложишь богатое содержание. Она, как прокрустово ложе будет «обрезать» не входящие в форму детали содержания.

Анализ содержания целенаправленного процесса обучения и воспитания свидетельствует о том, что качество образования, как результата, имеет место при функционировании в образовательной организации сертифицированной системы менеджмента качества. Созданию таких систем способствуют многочисленные международные и отечественные стандарты и регламенты качества. Но, как известно, качественная организация образовательного процесса - это лишь способ реализации образовательных программ, где содержится содержание образования как результата. Поэтому, очень важно быть уверенным, что содержание образования, особенно, профессионального, как и целенаправленный процесс обучения и воспитания, действительно соответствует интересам человека, семьи, общества и государства.

Безусловно, что доминирующий интерес в получении образования состоит в полезной социально-значимой деятельности. Но тогда в Законе надо было бы показать, что это означает:

- для самого человека - как социально адаптироваться и вести себя в обществе;

- для семьи - как организовать и поддерживать крепкие человеческие отношения в семье;

- для общества и государства - где и кем трудиться, участвуя в производстве качественной продукции и услуг в отношении граждан страны, для эффективной реализации прав и свобод человека и обеспечения благосостояния его и будущих поколений.

В свою очередь, реализация прав и свобод, а также благосостояние каждого из нас состоит в безопасном состоянии в отношении всех источников угроз и удовлетворении материальных и духовных потребностей на достойном для человека уровне. С этой целью в обществе функционируют отрасли экономики (государственные и бизнес структуры), которые «работают» на каждый наш параметр безопасного и потребного состояния [1; 5]. Поэтому каждый человек должен выбрать отрасль экономики (профессию) и определяться

8

Вестник КГУ ^ 2018

со специальностью. Важно отметить, что все люди каждодневно пребывают в двух состояниях:

1) на работе, являясь персоналом каких-либо отраслей, производящих услуги и продукцию в отношении тех граждан, которые в это время вне работы;

2) вне работы, являясь социальным объектом управления, для создания условий реализации прав и свобод и обеспечения благосостояния каждого.

Таким образом, общество в любой момент представляет социально-экономическую систему, состоящую из управляющей системы и социальный объект управления. Причем социальный объект управления сам удовлетворяет свои потребности в отношении той продукции, которую ему предоставляет управляющая система: он может приобрести её или, наоборот, не будет приобретать. Он также может выразить удовлетворенность или неудовлетворенность услугами, которые ему предоставляет общество и государство.

Все приобретенные и полученные социальным объектом продукты и услуги им оплачиваются непосредственно или априори через налоги. Вот почему общество, как социальная система, является одновременно экономической.

Нетрудно видеть, каким должно быть содержание образования, получаемое гражданином общества [4].

Во-первых, оно должно иметь духовно-нравственную составляющую. Фактически - это воспитание души человека, нацеленное на социально-значимую полезность личности в обществе. Духовно безнравственный человек, как правило, использует полученные знания и умения в период обучения на негативные и антисоциальные цели. Духовно-нравственная составляющая образования, полученного человеком, проявляется через его поступки.

Во-вторых, для того, чтобы жить в окружающем мире, необходимо его познавать, то есть абстрактно представлять каждый предмет и явление, в том числе искусственно созданные, в виде моделей, знать методы анализа и синтеза этих моделей. Эту составляющую содержания образования можно назвать фундаментальной, поскольку она направлена на познание окружающего физического и социального мира, в том числе на открытие новых материалов, энергий, технологий взаимодействия с окружающими физическими и социальными объектами, что позволит человечеству выживать во вселенной. Уровень фундаментальной составляющей можно оценить через знания и умение познавать предметы и явления окружающего мира на основе исследования их моделей.

В-третьих, первые две составляющие образования характеризуют абстрактное понимание окружающего мира. Вместе с тем, человек, должен реально существовать и жить в этом мире: реально взаимодействовать с окружающей средой, принимать пищу, одеваться и т. п.

Следовательно, в образовании должна быть, по крайней мере, еще одна составляющая, имея которую человек мог бы уметь адаптироваться в социальной среде, производить необходимые продукцию, услуги, реализовывать их, а на вырученные средства в свободное от работы время приобретать себе пищу, одежду, необходимые предметы и услуги. Эту составляющую можно назвать функциональной, которая в свою очередь, подразделяется на самоповеденческую (дается в основном в рамках образовательных программ дошкольного и общего образования) и управленческую (дается в рамках образовательных программ профессионального образования) составляющие.

Самоповеденческая составляющая проявляется в общественных местах и характеризует степень социальной адаптации человека. В зависимости от уровня общей культуры окружающего социума необходим соответствующий уровень самоповеденческой составляющей образования.

Управленческая составляющая проявляется на производстве и имеет четыре уровня, соответствующих четырем уровням органов управления любой производственной отрасли [5]:

1) исполнительский уровень органов управления на предприятии, персонал которого непосредственно занимается созданием продукции или услуги и поддержанием организационной формы предприятия; персонал этого уровня состоит из непосредственных индивидуальных исполнителей и специалистов и руководителей малых трудовых коллективов. Исключительная особенность деятельности персонала этого уровня равно, как непосредственных исполнителей, так и руководителей состоит в том, что их управленческая грамотность представляет собой совокупность умений, навыков, компетенций по предназначению рабочих мест в производстве продукции (услуги) в соответствии с производственной документацией;

2) уровень руководства организацией, предприятием, учреждением, принимающий участие в оперативно-тактическом управлении производством продукции и поддержанием организационной формы предприятия на всех этапах управленческого цикла от планирования до подведения итогов на плановом периоде работы; руководящий состав этого органа управления наделен полномочиями принимать решения по изменению характеристик производственного процесса и поддержанию организационной формы; вместе с тем, здесь имеют место промежуточные управленческие исполнительские структурные подразделения, руководители и сотрудники которых занимаются обоснованием и разработкой локальных нормативных актов и организационно-распорядительных документов, регламентирующих оперативно-тактическое управление производством продукции и поддержанием организацион-

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

9

ной формы предприятия, учитывая особенности предприятия;

3) региональный уровень, персонал органов управления, которого принимает участие в оперативно-стратегическом управлении производством продукции или услуг на региональном уровне в части определения объемов востребованной продукции (услуг) в регионе и распределения заказа на их производство в регионе, объемов регионального финансирования производства, а также поддержанием организационной формы регионального органа управления; руководящий состав этого органа управления (руководитель регионального органа управления и его заместители) наделен полномочиями принимать решения по изменению указанных характеристик производственного процесса и поддержанию организационной формы региональных органов управления; вместе с тем, здесь также имеют место промежуточные управленческие исполнительские структурные подразделения (направления, управления, отделы и т.п.), руководители и сотрудники которых занимаются обоснованием и разработкой региональных нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов, регламентирующих оперативно-стратегическое управление указанными характеристиками производственного процесса и поддержанием организационных форм региональных органов управления, учитывая особенности региона;

4) федеральный уровень, персонал органов управления, которого участвуют в оперативно-стратегическом управлении производственным процессом в части определения перспектив развития отрасли, стандартизации продукции (услуги), определения объемов федерального финансирования производства и поддержанием организационной формы федеральных органов управления; руководящий состав этого органа управления (президент, правительство, руководители других федеральных органов государственной власти и их заместители) наделен полномочиями принимать решения по изменению указанных характеристик производственного процесса и поддержанию организационной формы федеральных органов управления; вместе с тем, здесь имеют место промежуточные управленческие исполнительские структуры, руководители и сотрудники которых занимаются обоснованием и разработкой федеральных нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов, регламентирующих оперативно-стратегическое управление указанными характеристиками производственного процесса и поддержанием организационной формы федеральных органов управления, распространяющихся на всю территорию федерального государства.

Из описания содержания образования следует, что уровень духовно-нравственной составляющей

обусловливается нормами морали и общечеловеческими ценностями, принятыми в обществе.

Уровень фундаментальной составляющей, необходимой на производстве, обусловлен наукоем-костью трудовых функций и действий. Очевидно, что, если трудовыми полномочиями работнику дано право принимать решение по изменению состояния предмета, которое он использует для производства продукции или услуги, то ему необходимо иметь высшее образование в этой предметной области, то есть высшее образование по фундаментальной составляющей, а по функциональной составляющей ему достаточно иметь общее образование.

В серийном производстве и на предприятиях эксплуатационного профиля работникам исполнительского уровня даже с высшим образованием, которые выполняя трудовые операции по производству продукции, действуют строго в соответствии с производственной документацией, достаточно иметь первый уровень высшего образования (бакалавриат). Наукоемкость образовательного уровня бакалавриата, является достаточной для решения типовых задач серийного производства и эксплуатационного характера. Но, чтобы бакалавр стал специалистом на производственных местах, ему необходимо пройти соответствующую профессиональную переподготовку и получить специализацию для своего рабочего места.

В образовательных, научных, научно-производственных предприятиях преподаватели, научные сотрудники, конструкторы-разработчики на первичных должностях тоже являются исполнителями, но им необходим второй уровень высшего образования - магистратура, так как они все работают с моделями и им даны полномочия по самостоятельному отбору учебного материала и выбору методики подачи материала обучающимся, метода исследования, формы реализации приборов и т.п. Наукоем-кость образовательного уровня магистратуры является достаточной для решения типовых наукоемких задач. Магистр должен пройти профессиональную переподготовку для того, чтобы занять наукоемкие рабочие места в образовании или в науке.

Третий (высший) уровень высшего образования формируется в рамках освоения основных образовательных программ подготовки кадров высшей квалификации: подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), подготовка кадров высшей квалификации в ординатуре и ассистентуре - стажировке. Наукоемкость образовательного уровня программ подготовки кадров высшей квалификации является достаточной для более эффективного решения творческих (нестандартных и нетиповых) задач (формулирование новых научных задач и показ их решений, новые решения известных задач в аспирантуре (адъюнктуре); вынесение диагноза нового заболевания и показ способа его лечения, новый способ лечения

10

Вестник КГУ 2018

известного заболевания в ординатуре; формулирование замысла творческого проекта в литературе и искусстве и показ способа его реализации, новый способ реализации известных проектов в ассистентуре - стажировке). Третий уровень высшего образования, в большей степени, характеризует более глубокую научную квалификацию.

Уровень функциональной (управленческой) составляющей полностью определяется полномочиями по управлению производственным процессом органов управления, в пределах которого все должностные лица участвуют в реализации этих полномочий по изменению характеристик производственного процесса. Таким образом, высшее управленческое образование необходимо иметь должностным лицам руководства организацией. Причем, руководителям организаций и их заместителям для качественного руководства организацией достаточно высшего управленческого образования на уровне бакалавриата, так как все управленческие функции руководства организацией являются типовыми и научно обоснованы теорией всеобщего качественного управления (TQM). А вот, чтобы управлять на уровне региона или на федеральном уровне, руководителям необходимо иметь управленческую составляющую на уровне магистратуры, поскольку здесь осуществляется наукоемкое управление, основанное исключительно на моделях.

Так, негативными последствиями двоякого толкования понятия «образования» может привести к не согласованности содержания образования, как с формой образования, так и с формой производства [2]. Например, разрешенные образовательным законодательством, но абсолютно не обоснованные ситуации, имеющие место на связках типа «образование-образование» и «образование-производство», приводящие к расхождению целенаправленных интересов процесса образования и целей его результатов.

1. Последовательное прохождение программ бакалавриата и магистратуры для того, чтобы стать потом наукоемким специалистом, свидетельствует о том, что основной образовательный базис формируется в «недрах» бакалавриата. И, естественно, что бакалавр одного направления не может поступать в магистратуру другого направления, так как у него нет образовательного базиса по другому направлению подготовки. А закон, устанавливающий отношения в сфере образования (т.е. форму образования) разрешает это действо. Необходимость сдачи вступительного экзамена по другому направлению - это неубедительное обоснование правомочности такого действия. Кстати, когда обсуждался проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» вначале установка была четкой: бакалавр 1 - магистр 1, причем поступление бакалавров в магистратуру предполага-

лось только по конкурсу бакалаврских дипломов; бакалавр 1 - магистр 2 - эта ситуация однозначно понималась как получение второго высшего образования, причем уже не за два года, а существенно дольше. И это правильно, поскольку не принижает фундаментальность любого направления подготовки. Еще более абсурдный вариант, который является легитимным, так это поступление в управленческую магистратуру должностным лицам, имеющим диплом бакалавра или специалиста по неуправленческим направлениям подготовки. Неудивительно, что такими легитимными возможностями получения перспективного образования могут воспользоваться в корыстных целях нечистоплотные карьеристы.

2. Закон позволяет выпускнику школы сразу получить высшее образование по таким направлениям подготовки, как «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом», «Экономика» и ряд других, ФГОСы, в которых содержат управленческие компетенции должностных лиц руководства организации. А назначается выпускник таких образовательных программ, разумеется, на первичные должности, поскольку таковы отношения в обществе (т.е. форма). Понятно, что форма «обрезает» практически все, что получил выпускник по программе. Другими словами, полученное бывшему выпускнику школы образование по данным управленческим направлениям бакалавриата дается «на вырост», в то же время исполнительского образования (ни среднего профессионального, ни высшего) у него нет. А через 7-10 лет, когда управленческое образование ему возможно и потребуется, то от него в памяти уже ничего не осталось, и нужно снова идти учиться. Здесь налицо не востребованность образования, которая зачастую приносит вреда больше, чем нехватка образования.

В качестве варианта устранения омонимического характера термина «образование» можно привести следующее его определение.

Образование - это совокупность приобретаемых человеком определенных объема и сложности знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, характеризующих уровень его интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития, как результат единого целенаправленного процесса воспитания и обучения, являющегося общественно значимым благом и осуществляемого в интересах самого человека, семьи, общества и государства. Таким образом, однозначным толкованием и синонимом термину «образование» будет понятие «состояние образованности». А образование, как целенаправленный процесс воспитания и обучения можно интерпретировать как «образовательный процесс», понятие которого, к тому же, дано в Законе.

Педагогика. Психология. Социокинетика № 4

11

Таким образом, проведенный анализ неоднозначного толкования «образования» в образовательном законодательстве выявил губительные последствия на механизм взаимодействия образования и производства, которые выразились в следующем [2].

Термин «образование», обозначающий одновременно и процесс, и его результат принципиально не может быть проанализирован Законом с позиции сущностного содержания результата, так как изначально в Законе оговорено, что в нем рассматриваются лишь отношения в сфере образования, то есть описывается только форма образования. Что же касается содержания образования, то ему уделено в Законе незаслуженно малое внимание, что и обусловило чрезвычайно слабую связь образования и производства. Негативные последствие этого не заставили себя ждать - это огромные сложности работодателей в заказе специалистов для своего производства. Представленное в статье содержание образования, как результата, связано с моралью в обществе (духовно-нравственная составляющая состояния образованности), с наукой (фундаментальная составляющая) и производством (функциональная составляющая). Такое представление структуры содержания образования позволяет непосредственно связать его с экономическими и духовными потребностями и интересами общества и может быть использовано при разработке и использовании профессиональных стандартов, главное предназначение которых и состоит в установлении связей производства и образования [3].

Библиографический список

1. Военная акмеология и кибернетика / под общей ред. В.Г Михайловского, О.И. Карпова. - Балашиха: ВА РВСН им. Петра Великого, 2017. - 393 с.

2. БаранчукН.А., УтробинГ.Ф. Проблемы высшего образования в России. - НТС ВА РВСН. -№ 273. - С. 285-296.

3. Баранчук Н.А., Утробин Г.Ф. Предложения по решению проблем высшего образования в России. - НТС ВА РВСН. - №273. - С. 296-305.

4. Утробин Г.Ф. Организационный практикум. - М.: ВА РВСН им. Петра Великого, 2014. -232 с.

5. Утробин Г.Ф. Модель желаемой системы управления обществом // Гуманитарные и естественные науки: проблемы синтеза. Материалы Всерос. науч. конф., 3 апреля 2012 г., Москва / Центр проблем анализа и государственно-управленческого проектирования. - М.: Научный эксперт, 2012. - С. 246-257.

References

1. Voennaya akmeologiya i kibernetika / pod obshchej red. VG Mihajlovskogo, O.I. Karpova. -Balashiha: VA RVSN im. Petra Velikogo, 2017. - 393 s.

2. Baranchuk N.A., Utrobin G.F. Problemy vysshego obrazovaniya v Rossii. - NTS VA RVSN. -№ 273. - S. 285-296.

3. Baranchuk N.A., Utrobin G.F. Predlozheniya po resheniyu problem vysshego obrazovaniya v Rossii. -NTS VA RVSN. - №273. - S. 296-305.

4. Utrobin G.F. Organizacionnyj praktikum. - M.: VA RVSN im. Petra Velikogo, 2014. - 232 s.

5. Utrobin G.F. Model' zhelaemoj sistemy upravleniya obshchestvom // Gumanitarnye i estestvennye nauki: problemy sinteza. Materialy Vseros. nauch. konf., 3 aprelya 2012 g., Moskva / Centr problem analiza i gosudarstvenno-upravlencheskogo proektirovaniya. - M.: Nauchnyj ehkspert, 2012. -S. 246-257.

Вестник КГУ Л 2018

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.