Научная статья на тему 'Территориальная структура профессионального образования РФ'

Территориальная структура профессионального образования РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОСНОВНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / РАЗМЕЩЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Строев Владимир Витальевич, Самохина Екатерина Александровна

Данная статья посвящена территориальной структуре профессионального образования в России. В связи с изменениями в жизни российского общества особое значение имеет разработка эффективной стратегии развития высшей школы. Для решения ряда поставленных задач рассмотрена одна из основных составляющих образования – его территориальная организация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Территориальная структура профессионального образования РФ»

УДК 338.24

В.В. Строев Е.А. Самохина Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Данная статья посвящена территориальной структуре профессионального образования в России. В связи с изменениями в жизни российского общества особое значение имеет разработка эффективной стратегии развития высшей школы. Для решения ряда поставленных задач рассмотрена одна из основных составляющих образования - его территориальная организация.

Ключевые слова: образование, основные профессиональные образовательные программы, территориальная организация образования, размещение учебных заведений, образовательное пространство.

В решениях VI съезда Российского союза ректоров отмечено, что образование, обучение и воспитание подрастающего поколения (или даже поколений) являются важнейшими приоритетами политики государства. Реформируя высшую школу и другие ступени образования, необходимо учитывать мнение общества, действовать эволюционно, избегать крутых ломок.

Особое внимание в ходе реформ должно уделяться основным образовательным ценностям и целям, правам и свободам граждан в данной сфере, доступности образования, его высочайшему качеству, обеспечивающему культурное и физическое развитие личности, процессу овладения современными профессиями и получению трудовых навыков [4].

Закон Российской Федерации «Об образовании» гласит: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права» [1]. Образованием можно назвать процесс становления и развития личности в момент ее приобщения к культуре общества, который осуществляется человеком в общении и совместной деятельности с другими людьми [2].

В связи с коренными изменениями в жизни российского общества особое значение имеет разработка эффективной стратегии развития высшей школы, адекватной задачам становления экономики знаний.

«В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются: 1) на общеобразовательные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные)» [1].

«Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К основным профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры);

4) послевузовского профессионального образования» [1].

В связи с этим для решения ряда поставленных задач рассмотрим одну из основных составляющих образования - его территориальную организацию.

«Территория» по В.Н. Лексину - определенная часть социального, природного, экономического, инфраструктурного, культурно-исторического и пространственного потенциалов государства, которая находится в юрисдикции субфедеральных и муниципальных органов власти. «Территория понимается как совокупность пространственно совпадающих частей социального, природно-ресурсного и иных потенциалов государства, по отношению к которой (совокупности) можно производить соответствующие регулятивные действия как со стороны государства, так и со стороны органов власти или самоуправления этой территории» [3, с. 24-25].

«Под территориальной организацией образования понимается динамическое состояние размещения по территории функционирующих территориальных структур (сети учебных заведений различного типа) и их региональное управление» [5, с. 223]. В территориальной организации образования исходными составляющими являются ресурсная база, сеть объектов образования, кадровые потребности экономики, территориальная кооперация звеньев, а также их территориально-организационное развитие.

Выступая в качестве системы, территориальная организация образования может структурироваться и разделяться на следующие элементы, где каждый выполняет определенные функции:

■ территориально-организационное управление системы образования;

■ территориальную образовательную систему;

■ потребности в кадрах экономики регионов;

■ потребности населения в образовании;

■ демографические ресурсы регионов.

«Территориальная (региональная) система образования представляет собой совокупность пространственно взаимосвязанных элементов, характеризующихся основными признаками - территориальной общностью, четкими территориальными границами, динамичностью, территориальными различиями условий развития» [5, с. 223]. Образование является типично сложной системой, для которой свойственны различные связи, как внутренние, так и внешние, упорядоченность, а также все свойства, которые характерны для территориальных систем. Рассматривать систему образования необходимо не только в качестве совокупности учебных заведений с их характеристиками, но и как важнейшую часть социальной сферы.

В качестве единицы территориальной системы образования выступает группа учебных заведений определенного типа, которая характеризуется упорядоченностью размещения на территории по отношению к социальным, экономическим и другим ресурсам.

«Размещение учебных заведений - это состояние, характеризующееся распределением учебных заведений по территории в соответствии с социальными, геодемографическими и экономическими условиями отдельных регионов» [5, с. 224]. Его можно определить благодаря особенностям территориального разделения труда, свойственным территориально-производственной и территориально-социальной системам региона.

Формирование такого понятия, как образовательное пространство, происходит в процессе развития территориальных образовательных систем. «Под образовательным пространством понимается совокупность отношений между элементами системы образования, расположенными на конкретной территории и развивающимися во времени» [5, с. 225]. В нем можно выделить несколько структур: территориальную, функциональную, отраслевую и компонентную. При формировании территориальной структуры учебных заведений следует учитывать следующие факторы:

■ геодемографическе ресурсы, условия и возможности их вовлечения в систему образования;

■ потребность региональных отраслей экономики в кадрах различной квалификации с учитом необходимых пропорций, объемов, специализации выпускников;

■ особенности географии хозяйственных комплексов, расположенных на различных

территориях с учетом современного направления и перспектив структурной перестройки;

■ параметры сети учебных заведений (как количественные, так и качественные), а также экономические и социальные предпосылки для их реструктуризации;

■ масштабность и направленность учебной миграции молодежи;

■ социальные региональные различия в развитии территориальных образовательных систем;

■ социально-культурную потребность молодежи в образовании и профессиональной подготовке, возможность ее удовлетворения по месту или в другом регионе.

Комплексный взаимообусловленный анализ факторов позволит назвать основные принципы размещения образовательных учреждений:

■ близость учебных заведений к местам концентрации геодемографических ресурсов и экономических объектов, что является необходимым для размещения образовательных учреждений во взаимосвязи с развитием и размещением производительных сил;

■ научное обоснование пропорциональной подготовки кадров для экономики отраслей регионов;

■ рациональность сочетания отраслевого и территориального подходов к размещению учебных заведений;

■ исторический фактор;

■ региональная концентрация учреждений образования, способствующая развитию НТП, усовершенствованию размещения производительных сил и обеспечению условий для выравнивания уровней социально-экономического развития региона;

■ формирование региональных систем образования, способных обеспечить максимальную сбалансированность как на рынке труда, так и рынке образовательных услуг.

Оценку эффективности территориальной организации образования можно дать при помощи специального критериального аппарата. В качестве критериев следует использовать следующие:

■ масштабы приема и локализации образовательных учреждений должны соответствовать геодемографическим ресурсам;

■ обеспеченность потребностью получения профессий местной молодежью в стационарной системе;

■ распределение молодежи по каналам обучения (включая профессиональное образование);

■ придание целенаправленного характера учебным миграциям;

■ удовлетворение потребностей общественного производства в кадрах за счет подготовки их в профобразовательных учреждениях;

■ соответствие между сетью учебных заведений и схемой размещения производительных сил территории;

■ соответствие отраслевой и квалификационной структур подготовки кадров структуре хозяйственного комплекса региона и динамике его развития;

■ возможность оперативного регулирования подготовки по профессиям в контексте с динамикой структурного развития экономики регионов;

■ соответствие между сетью образования и региональными системами расселения;

■ участие системы образования в формировании уровня жизни населения, а также удовлетворение образовательных потребностей и обеспечение доступности образования для человека.

Для оценки по каждому из названных критериев требуется развернутая система показателей [5].

Библиографический список

1. Об образовании : Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://old.mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986/.

2. Гребнев, Л. ВТО и российские вузы: от жесткой конкуренции к взаимовыгодному сотрудничеству? / Л. Гребнев // Высшее образование в России. - 2006. - № 4. - 160 с.

3. Лексин, В.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития / В.Н. Лексин, А.Н. Швецов. - М., 2002. - 484 с.

4. О стратегии развития высшей школы : постановление VI съезда Российского союза ректоров, 67 декабря 2000 г. - М. : МГУ им. М.В. Ломоносова, 2000. - 11 с.

5. Строев, В.В. Влияние экономики знаний на интеграционные процессы в высшем образовании : дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.05 / В.В. Строев - СПб., 2008. - 472 с.

© Строев В.В., Самохина Е.А., 2013

Авторы статьи:

Владимир Витальевич Строев, доктор экономических наук, профессор, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, e-mail: vstroev@yandex.ru;

Екатерина Александровна Самохина, старший преподаватель, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, e-mail: sam29rea@yandex.ru.

Рецензент - О.Ю. Патласов, доктор экономических наук, профессор, Омская гуманитарная академия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.