Научная статья на тему 'Развитие человеческого капитала как основа информационного общества и модернизации экономики'

Развитие человеческого капитала как основа информационного общества и модернизации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационная деятельность / территория / сфера услуг / рынок образовательных ресурсов / индекс уровня образования. / innovation activity / territory / services / educational resources market / Education Level Index.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самохина Екатерина Александровна

Развитие человеческого капитала в настоящее время является основой развития информационного общества и модернизации экономики. Подготовка профессиональных кадров, которые способны к разработке и внедрению инновационных проектов, управлению инновационными процессами, должна стать одной из основных задач перехода к инновационной экономике. Для целей нашего анализа рассмотрим сферу услуг, в которую, в частности, включены наука и образование. Экономическое значение этой сферы состоит в том, что она необходима для воспроизводства рабочей силы и обеспечения роста производительности труда. В результате можно сделать вывод: инновационная экономика не возникает спонтанно и самопроизвольно, она формируется совокупностью квалифицированных специалистов, которые обеспечивают разработку, внедрение, а также управление процессами инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL AS A BASIS FOR INFORMATION SOCIETY AND MODERNIZATION OF THE ECONOMY

The development of human capital is currently the basis for the development of the information society and the modernization of the economy. The training of professional personnel who are capable of developing and implementing innovative projects and managing innovative processes should become one of the main tasks of the transition to an innovative economy. For the purposes of our analysis, we will consider the scope of services in which, in particular, science and education are included. The economic significance of this sphere lies in the fact that it is necessary for the reproduction of labor and to ensure the growth of labor productivity. As a result, we can conclude that the innovative economy does not arise spontaneously and spontaneously, it is formed by a combination of qualified specialists who provide the development, implementation, and management of the processes of innovative development.

Текст научной работы на тему «Развитие человеческого капитала как основа информационного общества и модернизации экономики»

СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД A FRESH VIEW

Вестник Челябинского государственного университета.

2019. № 7 (429). Экономические науки. Вып. 65. С. 203—209.

УДК 330.3 10.24411/1994-2796-2019-10723

ББК 65.20

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА КАК ОСНОВА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА И МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Е. А. Самохина

Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Москва, Россия

Развитие человеческого капитала в настоящее время является основой развития информационного общества и модернизации экономики. Подготовка профессиональных кадров, которые способны к разработке и внедрению инновационных проектов, управлению инновационными процессами, должна стать одной из основных задач перехода к инновационной экономике. Для целей нашего анализа рассмотрим сферу услуг, в которую, в частности, включены наука и образование. Экономическое значение этой сферы состоит в том, что она необходима для воспроизводства рабочей силы и обеспечения роста производительности труда. В результате можно сделать вывод: инновационная экономика не возникает спонтанно и самопроизвольно, она формируется совокупностью квалифицированных специалистов, которые обеспечивают разработку, внедрение, а также управление процессами инновационного развития.

Ключевые слова: инновационная деятельность, территория, сфера услуг, рынок образовательных ресурсов, индекс уровня образования.

Экономика каждого региона Российской Федерации развивается как рыночная подсистема экономики страны. Но для сбалансированного развития рыночной среды региона требуются нормальное функционирование механизма спроса и предложения на товары и услуги. Важнейшими показателями для определения емкости регионального рынка является численность населения и уровень доходов, определяющий платежеспособный спрос. Однако задача регионального рынка не только обеспечение распределения, обмена и стимулирования производства. Его социальной задачей является адаптация структуры и объемов производства к общественным потребностям.

Россия как страна с большим населением (входит в десять стран по численности), со значительными природными ресурсами, с достаточно развитой транспортной и информационной инфраструктурой, производственным и научно-техническим заделом представляет собой национальный хозяйственный комплекс, в рамках которого интеграция, специализация, кооперация должны обеспечивать его сбалансированное развитие.

Другим аспектом развития в современных условиях является собственно территория страны, ее протяженность, климатические условия и т. п. Об этом, в частности, пишет Ф. Уэбстер: «Некоторые концепции информационного общества хотя и опираются на экономику и социологию, основываются на географическом принципе. Главный акцент делается на информационные сети, которые связывают различные места, а потому могут оказать глубокое воздействие на организацию времени и пространства. В последние годы эта концепция приобрела особую популярность, так как информационные сети стали играть значительную роль в социальной организации» (Ф. Уэбстер [2. С. 25]).

Целью статьи является анализ человеческого капитала как основы развития информационного общества.

Для Российской Федерации в силу особенностей ее размеров и расположения в двух частях света, четырех природно-климатических зонах, граничности с восемнадцатью странами пространственный критерий во многом играет определяющую роль в развитии.

В зависимости от масштаба и задач анализа в современных исследованиях применяется следующий принцип региональной кластеризации: мегарегион, макрорегион, мезорегион, микрорегион, мини-регион. Согласно принятой в 2019 г. «Стратегии пространственного развития РФ до 2025 г.» [3] Россия пространственно подразделяется на 12 макрорегионов.

Развитие общественного разделения труда в (региональном и национальном масштабе) и кооперация субъектов хозяйствования создают предпосылки для формирования и эффективного функционирования региональных рынков, в рамках которых интересы производителей и потребителей достигают согласования при сокращении трансакционных издержек и снижении негативных внешних экс-терналий.

В структуре современной экономики имеется пять крупных комплексов, объединяющих взаимосвязанные отрасли хозяйства, решающие свои специфические задачи в экономике. Одним из них является инфраструктурный комплекс (сфера услуг) (Е. А. Самохина [11]). В Российской Федерации он подразделяется на две основные относительно самостоятельные части: сфера обслуживания и коммуникационная система. Российская статистическая классификация подразделяет услуги на материальные и нематериальные.

Социальное значение сферы услуг еще более велико, поскольку именно она должна наиболее всесторонне обеспечивать удовлетворение потребностей современного человека. «Даже образование, которое вроде бы, по Беллу, являет-

ся классической услугой, так как не производит, но потребляет ресурсы, обязано своим быстрым ростом потребности общества в систематизации и обучении рабочей силы, в привлечении работников в исследовательские области, чтобы обеспечить рост производительности и эффективности менеджмента, а также в необходимом числе инженеров и гуманитариев для работы в корпорациях» (см.: Ф. Уэбстер [2. С. 67—68]).

Образование, являясь отраслью социальной сферы, представляется как разветвленная инфраструктура образовательных учреждений, которые реализуют государственную образовательную политику в процессе подготовки к трудовой деятельности детей и молодежи (И. В. Захарова [4], а также серия статей с участием автора: В. В. Строев, Е. А. Самохина [8], Е. А. Самохина, Н. Б. Завьялова [9], Л. П. Липатова, Е. А. Самохина [12].)

Субъекты рынка образовательных ресурсов в Российской Федерации представлены следующим образом: сюда относятся производители образовательных услуг (ОУ), потребители образовательных ресурсов (ОР), инфраструктура и т. д. (табл. 1).

Особенно внимательно следует отнестись к определению роли и функций государственных органов в процессе регулирования рынка ОР. Государство (в странах с рыночной экономикой) повсеместно осуществляет правовую защиту субъектов рынка ОУ (во-первых, потребителей) от таких вещей, как недобросовестность ведения бизнеса, реклама, монополизм; обеспечение качества товаров

Таблица 1

Субъектный состав рынка образовательных ресурсов

Субъекты Состав

1. Производители ОУ Учреждения: образовательные, научные, информационные и индивидуальные производители

2. Потребители ОР Организации и предприятия всех форм собственности, отдельные лица

3. Инфраструктура Биржи труда, службы занятости, органы регистрации

4. Контролирующие органы Лицензирование и аккредитация образовательных учреждений

5. Поставщики Обеспечивают процесс производства ОУ ресурсами (необходимыми для этого)

6. Общественные институты Имеют отношение к продвижению ОУ на рынке, так называемыми контактными аудиториями рынка ОУ

Составлено автором по работе Е. Н. Геворкян [5].

и услуг, а также содействует проведению крупных исследований рынка, ведет статистику и пр. (Е. Н. Геворкян [5]).

На основании изложенного выше материала нами разработана структура рынка услуг высшего образования (ВО), учитывающая последние изменения в сфере высшего образования в соответствии с реформами (рис. 1).

Одной из основных функций образования, по мнению В. Колесова, является передача новому поколению знаний, умений и навыков (обобщенно — знаний) с целью удовлетворения разных образовательных потребностей общества и личности. Передача знаний по отношению к индивиду выступает в виде услуги особого рода — образовательной услуги. При всем том многообразии воспитательных, культурных, нравственных и других аспектов образования «услуга» — экономи-

ческая категория, в которой выражены сложные экономические отношения системы образования. Соответственно, такие экономические категории, как «потребление», «издержки», «цена», «полезность», «качество» и другие, вполне можно применить к образовательной услуге.

Вполне сложившимся общеупотребительным выражением является выражение «рынок образовательных услуг». К образовательным услугам стали применимы такие понятия, как «администрирование», «менеджмент», «маркетинг» и др. Однако большинство людей все равно считают образование прежде всего общественным институтом, который выполняет задачи обучения и воспитания личности. Рынок образовательных услуг в каждой стране является важным элементом национальной системы образования (В. Колесов [6]).

Макроуровень

V

Население (демографические ресурсы)

Потребители ОУ (образовательной услуги)

Т

Мезоуровень

ж

Федеральные университеты

Производители ОУ -образовательные учреждения (ВО)

и а

Микроуровень

Региональные опорные вузы

Работодатели

а

и

Вузы (институты, академии, университеты)

Госу дарственные предприятия

Коммерческие предприятия

Рис. 1. Структура рынка услуг высшего образования

Рынок образовательных ресурсов в хозяйственной системе страны призван выполнять ряд важных функций. Он способствует более эффективному распределению ограниченных ресурсов, направляя их на нужды общества, путем производства только необходимых образовательных благ. Рынок образовательных ресурсов (в рамках стимулирующей функции) нацеливает разработку и внедрение более эффективной технологии производства образовательных благ. В этом случае цены обеспечивают дополнительные прибыли таким субъектам рынка, которые совершенствуют свое производство ОР, улучшая их качество и снижая издержки. Тем самым обеспечивается максимальная экономическая эффективность оказания ОУ.

Взаимодействие спроса, предложения, конкуренции является проявлением ценообразующей функции рынка образовательных благ. С их помощью рынок образовательных ресурсов создает материальную заинтересованность в удовлетворении потребностей всем субъектам рынка.

Цены на образовательные ресурсы характеризуют состояние отрасли в экономическом плане. То есть через определенный разброс цен субъекты рынка ОР могут судить о насыщенности рынка, размерах производства образовательных благ, запросах потребителей-покупателей. Также сюда относится регулирующая функция рынка ОР и др. (Е. Н. Геворкян [5])

Для развития инновационной деятельности (М. И. Скрипникова, Е. В. Александрова, Е. Г. Ли-совская [14]) и науки в Российской Федерации

вузы и научные центры, а также другие научные организации нуждаются в сильной поддержке государства.

В рамках реализации национального проекта «Образование» Министерством образования и науки РФ проводится определенная работа (табл. 2).

К инновационной деятельности следует отнести и разработку программы развития региональной системы профессионального образования (РСПО); подробнее см. в [1] (Б. В. Семкин, В. А. Синицын, Л. В. Шевелева, Н. П. Щербаков). Как утверждают авторы этой работы, «разработка данной программы должна учитывать все факторы и тенденции, как экономики, так и системы образования, исходя из стратегии инновационного развития региона, а также основываться на потребностях в образовательных услугах».

Представленный процесс и структура разработки программы развития РСПО (рис. 2) в качестве своей цели ставят создание условий для становления региональной системы профессионального образования как устойчивого механизма социально-экономического развития региона [Там же].

Как отмечено ранее, «в России была поставлена задача создания единого образовательного пространства. Поступательное развитие европейской интеграции зависит от молодежи, ее академической и профессиональной подготовки, от умения специалистов понимать своих коллег из соседних стран. Поэтому формирование согласованной политики в сфере образования, создание единого

Таблица 2

Годы Объем финансирования

2006 2007 В 2006 г. были определены первые 17 лучших инновационных программ высших учебных заведений, общий объем финансирования: 10 млрд р.; срок выполнения программ: 2006—2007 г. В 2007 г. определены дополнительные (вторая очередь) 40 лучших инновационных программ. Общий объем финансирования: 20 млрд р.; срок выполнения программ: 2007—2008 гг.

2010 2011 2012 На 9 апреля 2010 г. Правительством РФ было утверждено Постановление № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования». В нем предусматривалось выделение бюджетных ассигнований на государственную поддержку развития инновационной инфраструктуры образовательных учреждений в 2010 г. в размере 3 млрд р. В 2011 г. — 2 млрд р. В 2012 г. — 3 млрд р.

2018 2019 2020 В предстоящем периоде бюджетные ассигнования на государственную поддержку развития инфраструктуры профессионального образования на 2018 г. составили 22,0 млрд р. На 2019 год — 16,2 млрд р. На 2020 год — 13,8 млрд р.

Составлено автором на базе источников [7; 15].

Финансирование вузов Российской Федерации

Программа развития региональной системы профессионального образования

(РСПО)

Описание модели РСПО

Описание организационно-управленческого потенциала реализации программы развития РСПО

Рис. 2. Структура программы развития РСПО Составлено по [1]

общеобразовательного пространства — это ключевая задача для стран Евразийского экономического союза» (Г. П. Журавлева, Н. В. Манохина, Е. А. Самохина [13. С. 49—50]).

Ведущую роль в инновационной экономике занял человеческий капитал, основой формирования которого является образование, как обществен-

ный институт. В условиях развитых рыночных отношений система образования в целом должна развиваться в единстве с институционально сформированным и непрерывно развивающимся рынком образовательных услуг в целом и — как с его подсистемой — рынком услуг высшего образования.

Список литературы

1. Этапы разработки программы развития региональной системы профессионального образования / Б. В. Семкин, В. А. Синицын, Л. В. Шевелева, Н. П. Щербаков // Высшее образование в России. — 2009. — № 1. — С. 41—47.

2. Уэбстер, Ф. Теории информационного общества : пер с англ. / Ф. Уэбстер. — М. : Аспект Пресс, 2004. — 400 с.

3. Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 года : утверждена Распоряжением Правительства РФ 13 февр. 2019 г. № 207-р.

4. Захарова, И. В. Маркетинг образовательных услуг / И. В. Захарова. — Ульяновск, 2008. — 170 с.

5. Геворкян, Е. Н. Рынок образовательных ресурсов: аспекты модернизации / Е. Н. Геворкян. — 2-е изд., испр. — М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. — 384 с.

6. Колесов, В. Рынок образовательных услуг и ценности образования (Между ВТО и Болонским процессом) / В. Колесов // Высшее образование в России. — 2006. — № 2. — С. 3—8.

7. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. — URL: https://strategy24.ru/rf/ education/projects/natsional-nyy-proyekt-obrazovaniye (дата обращения 02.07.2019).

8. Строев, В. В. Территориальная структура профессионального образования РФ / В. В. Строев, Е. А. Самохина // Наука о человеке: гуманитар. исследования. — 2013. — № 1 (11). — С. 88—91.

9. Самохина, Е. А. Стратегия пространственного развития высшего образования в регионах РФ / Е. А. Самохина, Н. Б. Завьялова // Человеч. капитал и проф. образование. — 2015. — № 4 (16). — С. 41—47.

10. Журавлева, Г. П. Фейковая экономика и причины непреднамеренного искажения информации как ее объективной основы / Г. П. Журавлева, Н. В. Манохина, Д. Р. Тутаева // Вестн. Рос. экон. ун-та им. Г. В. Плеханова. — 2019. — № 2 (104). — С. 5—11.

11. Самохина, Е. А. Экономические понятия «региональный рынок», «инфраструктурный комплекс» / Е. А. Самохина // XXXI Международные Плехановские чтения. 16 апреля 2018 г. : сб. ст. аспирантов и молодых ученых. — М. : ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2018. — 354 с. — С. 66—69.

12. Липатова, Л. П. Тенденции в образовании: корпоративный университет как связующее звено бизнеса и образования / Л. П. Липатова, Е. А. Самохина // Экономика образования. — 2017— № 4 (101). — С. 14—20.

13. Журавлева, Г. П. Международная рейтинговая оценка развития стран — членов ЕАЭС / Г. П. Журавлева, Н. В. Манохина, Е. А. Самохина // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2017. — № 10 (406). Экон. науки. Вып. 58. — С. 46—53.

14. Скрипникова, М. И. Собственность как категория экономической компаративистики / М. И. Скрипникова, Е. В. Александрова, Е. Г. Лисовская // Вестн. Рос. экон. ун-та им. Г. В. Плеханова. — 2019. — № 2 (104). — С. 57—65.

15. Бюджет для граждан: к Федеральному закону о Федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов [Электронный ресурс]. — URL: https://www.minfin.ru/common/upload/ library/2017/12/main/BDG_2018_FINAL.pdf (дата обращения 02.07.2019).

Сведения об авторе

Самохина Екатерина Александровна — специалист научной школы «Экономическая теория» Российского экономического университета им Г. В. Плеханова, Москва, Россия. sam29rea@yandex.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2019. No. 7 (429). Economic Sciences. Iss. 65. Рp. 203—209.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL AS A BASIS FOR INFORMATION SOCIETY AND MODERNIZATION OF THE ECONOMY

E.A. Samokhina

Russian Economic University named after G.V Plekhanov, Moscow, Russia. sam29rea@yandex.ru

The development of human capital is currently the basis for the development of the information society and the modernization of the economy. The training of professional personnel who are capable of developing and implementing innovative projects and managing innovative processes should become one of the main tasks of the transition to an innovative economy. For the purposes of our analysis, we will consider the scope of services in which, in particular, science and education are included. The economic significance of this sphere lies in the fact that it is necessary for the reproduction of labor and to ensure the growth of labor productivity. As a result, we can conclude that the innovative economy does not arise spontaneously and spontaneously, it is formed by a combination of qualified specialists who provide the development, implementation, and management of the processes of innovative development.

Keywords: innovation activity, territory, services, educational resources market, Education Level Index.

References

1. Semkin B.V., Sinitsyn V.A., Sheveleva L.V., Shcherbakov N.P. Etapy razrabotki programmy razvitiya regional'noy sistemy professional'nogo obrazovaniya [Stages of developing a program for developing a regional system of vocational education]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii. [Higher Education in Russia], 2009, no. 1, pp. 41-47. (In Russ.).

2. Uebster F. Teorii informatsionnogo obshchestva [Theories of the Information Society]. Moscow, 2004. 400 p. (In Russ.).

3. Strategy of spatial development of the Russian Federation until 2025: approved by Order of the Government of the Russian Federation on 13 February 2019 № 207-p. (In Russ.).

4. Zakharova I.V. Marketing obrazovatel'nykh uslug [Marketing of educational services]. Ulyanovsk, 2008. 170 p. (In Russ.).

5. Gevorkyan Ye.N. Rynok obrazovatel'nykh resursov: aspekty modernizatsii [Educational resources market: modernization aspects]. Moscow; Voronezh, 2006. 384 p. (In Russ.).

6. Kolesov V. Rynok obrazovatel'nykh uslug i tsennosti obrazovaniya (Mezhdu VTO iBolonskimprotses-som) [The market of educational services and the value of education (between the WTO and the Bologna process)]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii [Higher education in Russia], 2006, no. 2, pp. 3-8.(In Russ.).

7. Natsional 'nyyproyekt "Obrazovaniye" [National project "Education"]. Available at: https://strategy24.ru/ rf/education/projects/natsional-nyy-proyekt-obrazovaniye, accessed 02.07.2019. (In Russ.).

8. Stroyev V.V., Samokhina Ye.A. Territorial'naya struktura professional'nogo obrazovaniya RF [Territorial structure of vocational education in the Russian Federation]. Nauka o cheloveke: gumanitarnyye issledovaniya [Science of Man: Humanitarian Studies], 2013, no. 1 (11), pp. 88-91. (In Russ.).

9. Samokhina Ye.A., Zav'yalova N.B. Strategiya prostranstvennogo razvitiya vysshego obrazovaniya v re-gionakh RF [Strategy of Spatial Development of Higher Education in Regions of the Russian Federation]. Chelovecheskiy capital i professional'noye obrazovaniye [Human Capital and Vocational Education], 2015, no. 4 (16), pp. 41-47. (In Russ.).

10. Zhuravleva G.P., Manokhina N.V., Tutayeva D.R. Feykovaya ekonomika i prichiny neprednamerennogo iskazheniya informatsii kak yeye ob''yektivnoy osnovy [Fake economy and causes of unintentional distortion of information as its objective basis]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta im. G.V Plekhanova [Bulletin of Plekhanov Russian Economic University], 2019, no. 2 (104), pp. 5-11. (In Russ.).

11. Samokhina Ye.A. Ekonomicheskiye ponyatiya "regional'nyy rynok", "infrastrukturnyy kompleks" [Economic concepts of "regional market", "infrastructure complex"]. XXXI Mezhdunarodnyye Plekhanovskiye chte-niya. 16 aprelya 2018 g. [XXXI International Plekhanov Readings. April 16, 2018]. Moscow, 2018. Pp. 66-69. (In Russ.).

12. Lipatova L.P., Samokhina Ye.A. Tendentsii v obrazovanii: korporativnyy universitet kak svyazuyushch-eye zveno biznesa i obrazovaniya [Tendencies in education: corporate university as a link between business and education]. Ekonomika obrazovaniya [Economics of Education], 2017, no. 4 (101), pp. 14-20. (In Russ.).

13. Zhuravleva G.P., Manokhina N.V., Samokhina Ye.A. Mezhdunarodnaya reytingovaya otsenka razvitiya stran — chlenov YEAES [International Rating Evaluation of the Development of EEU Member Countries]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2017, no. 10 (406), pp. 46-53. (In Russ.).

14. Skripnikova M.I., Aleksandrova Ye.V., Lisovskaya Ye.G. Sobstvennost' kak kategoriya ekonomiches-koy komparativistiki [Ownership as a category of economic comparative studies]. Vestnik Rossiyskogo eko-nomicheskogo universiteta im. G.V Plekhanova [Bulletin of Plekhanov Russian Economic University], 2019, no. 2 (104), pp. 57-65. (In Russ.).

15. Byudzhet dlya grazhdan: k Federal 'nomu Zakonu o Federal 'nom Byudzhete na 2018 god i naplanovyy period 2019 i 2020 godov [The budget for citizens: to the Federal Law on the Federal Budget for 2018 and for the planning period of 2019 and 2020]. Available at: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2017/12/main/ BDG_2018_FINAL.pdf, accessed 02.07.2019. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.