Серегин Андрей Викторович
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Южного федерального университета
УДК 340
АННОТАЦИЯ. В связи с развитием дезинтеграционных процессов между славянскими государствами в конце XX - начале XXI вв. важное значение в отечественном правоведении занимает задача по возрождению юридической славистики. Этот раздел теории права призван сформировать единую правовую культуру и идеологию правовых систем, функционирующих в славянских странах. В статье акцентируется внимание на конвергенции правовых институтов восточных и западных славян в рамках Литовско-русского государства.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: славяне, право, юридическая славистика, государство, теория права.
©Серегин A.B., 2015
О НЕОБХОДИМОСТИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛАВИСТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Славянские народы представляют уникальный духовно-этнический, культурный, социально-политический и государственно-правовой феномен мирового сообщества. На протяжении тысячелетий они играли важную роль в историческом развитии европейской и восточной цивилизаций. Это самый древний народ мира. «Даже сейчас, несмотря на все войны и социальные беды XX в., примерно каждый третий житель Европы, — пишет В.И. Лафитский, — относится к славянской расе» [8, с. 200]. В мире это более 200 миллионов человек [1, с. 15], большая часть из которых проживает на территории России, Белоруссии, Украины и Казахстана. В современной науке единство славянского мира изучают на основе лингвистической общности славянской языковой группы; анализируют с помощью генетических методов кровное родство славянских народов, опираясь на доминирующую гаплогруппу Ria [6, с. 12]; определяют исходные начала единой славянской культуры и древнего сакрального мировоззрения, выработанного духовной жизнью народа, славящего родных Богов и Предков.
На сегодняшний день можно выделить три ветви славянских народов:
- восточные славяне (великороссы, украинцы или малороссы, русины и белорусы);
- западные славяне (поляки, кашубы, чехи, словаки, сорбы или лужичане);
- южные славяне (болгары, сербы, словенцы, хорваты, македонцы, боснийцы).
Исследование вопросов истории славянских народов, их государств и правовых систем представляется нам процессом сакрального постижения самих себя, своего исконного духа и вселенского предназначения. Великие перемены времени неоднократно приносили катастрофические катаклизмы и беды «даждьбо-жьим внукам», но они как мифическая птица феникс всегда возрождались, увеличивая свою силу, славу, численность родов и великолепие результатов творческого труда.
Драгоценным кладезем юридической жизни древних славян являются средневековые правовые памятники державы Рюриковичей (Киевской Руси) —Русская Правда (XI в.), Новгородская и Псковская Судные Грамоты (XVв.); Московского царства — Великокняжеский Судебник 1497 г., Царский Судебник 1550 г., Соборное Уложение 1649 г.; Болгарии — Закон Судный Людем (IX в.); Сербии — Законник Стефана Душана 1349 г., Хорватии — Законы Винодола 1288 г., Полицкий Статут (XV е.); Чехии — Ряд Земского права (XIV в.); Польши и Великого Княжества Литовского, Русского и Жмудского — Польская Правда (XIII в.), Полный Свод Статутов Казимира Великого (XIV в.), Статут Великого Княжества Литовского, Русского и Жмудского 1529 г.
Задачами исторического исследования славянского права являются:
1) описание реально происходивших изменений в законодательстве, государственном управлении и социальной организации славянских народов;
2) установление закономерностей политико-правовой эволюции славянского мира;
3) разработка общеславянского права, основанного на единой культуре, судьбе и будущности развития последующих поколений славян в гармонии с природой.
История славян полна трагических событий, связанных с братоубийственной войной. Причины её заключены в духовном забвении древних общеславянских идеалов.
Так, хорваты и словенцы, приняв католичество, более тысячи лет сражаются за инте-
ресы Ватикана. Сербы, болгары и македонцы бьются за догматы греческого (ортодоксального) христианства. Боснийцы, перешедшие в ислам, считают своими братьями арабов и ненавидят других славян. В этом клубке конфессиональной злобы решаются проблемы англосаксонской, магометанской и иной политики.
Польская элита видела свою миссию в распространении католичества среди варваров, язычников и еретиков России, исповедовавших византийский вариант христианства.
В «огне» славянской междоусобицы уничтожены Речь Посполитая, Югославия, Российская Империя, СССР... На Украине идёт гражданская война за независимость Новороссии.
У славян единственный выход — вспомнить заветы предков, вернуться к своим корням и жить собственным умом на благо будущих поколений и во славу великих пращуров. На Балканах жизненно необходимо возродить Великую Югославию с включением в её состав Болгарии.
Славяне обязаны знать, что первоначально в их самобытной публично-правовой организации народ решал важнейшие государственные дела, но впоследствии у некоторых племён (ляхов, болгар и др.) это право захватили в свои руки высшие сословия.
Вечевые решения принимались единогласно.
К предметам древних славянских народных собраний относились следующие вопросы:
- избрание князя, царя, короля или вообще правителя;
- осуществление верховного суда;
- издание важнейших законов;
- выборы высших административных должностей;
- избрание архиепископов и епископов (после принятия христианства);
- решение вопросов о войне и мире;
- международные сношения,
- церковные дела;
- установление податей, налогов и особых повинностей;
- управление народным имуществом.
Княжеская власть имела силу настолько, насколько народ питал к ней доверие и уважение.
Особенностями древнеславянского права являлись:
а) господство обычаев над законами;
б) казуистический стиль юридической техники, свойственный эпохе средневековья;
О НЕОБХОДИМОСТИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛАВИСТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РФ
63
в) слабое влияние римского и канонического права;
г) единство юридических, политических и сословных элементов социального регулирования;
д) преимущественно аграрно-регулятивный характер [2, с. 21].
Будущее современных славянских народов состоит в их добровольном объединении в единый державный организм, способный гарантировать свободное и независимое развитие каждого из его членов, установить мир и добиться стабильности во всех частях нашей планеты, в рамках и на базе высоких нравственных идеалов. Ведь смогли же славяне перед лицом нацистской агрессии сплотиться для борьбы с фашизмом в 1941-1945 гг.
В XXI в. для решения поставленных задач необходима новая, обновлённая теория славянской государственности и правовой культуры — юридическая славистика. Концептуальную основу этой отрасли доктринальной юриспруденции заложили видные исследователи древнеславянской правовой, языковой, культурной, общественной, бытовой и экономической жизни, такие как Г.К. Аргученцев, М. Винавера, Е. Де-Витте, М.Ф. Владимирский-Буданов, Т. Воланский, Я.Э. Воцеля, Л.ГТ. Грот,
A.Ю. Дворниченко, М. Забелин, М. Гимбутас, Б.Д. Греков, В. Дьячан, В.И. Ермолович, Ф.Ф. Зи-гель, H.H. Ильина, Н.М. Карамзин, Е.И. Классен,
B.О. Ключевский, А.Г. Кузьмин, H.H. Кузнецов, A.A. Котляревский, М.В. Ломоносов; Мавро Орбини, A.B. Майоров, Л. Неделе, А.Д. Нечво-лодов, В.Н. Татищев, H.A. Осокин, Н.В. Павлов-Селиванский, Б.А. Рыбаков, Д.Я. Самоквасов, И.М. Собестианский, С.М. Соловьёв, Т.В. Та-рановский, М.Н. Тихомиров, А.Н. Филипов, Н.И. Фроянов, П.И. Шафарик, C.B. Юшков и др.
Традиционно в российской науке изучение любой академической дисциплины начинается с определения объекта и предмета ее исследования. Под объектом обычно понимают то, что противостоит субъекту в его предметно-практической познавательной деятельности. По мнению И.А. Иванникова, «объектом теории государства и права являются такие общественные компоненты, как государство и право, которые в то же время изучаются и другими науками (философией, политологией, социологией и т. д.)» [3, с. 7].
Вместе с тем эти отрасли знания различаются предметом исследования, который принято рассматривать в качестве совокупных однородных общественных отношений; конкретных закономерностей и существенных свойств объекта.
Любая теория прежде всего представляет систему понятий, в которых научно отражена природа, сущность, закономерности, тенденции функционирования и развития познаваемой материи. Для Д.А. Керимова определить предмет той или иной дисциплины в теоретическом и практическом плане — означает выявить круг тех явлений, институтов и учреждений, а нередко — их отдельных сторон, целей, уровней, а также закономерностей их возникновения, становления и развития, изучением которых она занимается [5, с. 3].
Будучи общетеоретической дисциплиной юридическая славистика призвана изучать следующую группу общественных отношений:
1) историю государства и права славянских народов;
2) теорию, философию и историю политико-правовой мысли славянских народов;
3) современное конституционное (государственное) право славянских народов;
4) уголовное законодательство славянских народов;
5) гражданское право и законодательство славянских народов;
6) международное право, определяющее положение славянских народов в системе современного глабального мироустройства.
Следовательно, под предметом юридической славистики необходимо понимать наиболее общие закономерности существования государства, права, различных государственно-правовых явлений, аксиом и политико-идеологических установок, определяющих политико-историческое развитие славянских народов.
Говоря кратко, юридическая славистика есть часть юриспруденции, изучающей закономерности государственно-правового развития славянских народов.
Для успешного познания предмета юридической славистики исследователю целесообразно использовать наиболее широкий спектр методологического инструментария, необходимого для добывания нового научного знания.
Кроме того, изучая исторические памятники славянского права, необходимо учитывать следующие обстоятельства:
а) мировоззренческую картину ценностей дохристианского вероисповедания славян, обеспечивающую их родовое и духовное единство (примерно до X в. н.э.) [2, с. 8];
б) теологические учения католической и восточно-христианской (византийской) церквей, расколовших целостность славянского мира [2, с. 8];
в) грамматические особенности латинского и церковно-славянского языков при изложении древних хроник, летописаний и законодательных актов;
г) особенности родоплеменного строя славянских народов.
Весьма продуктивным в изучении древностей славянского права является сравнительно-правовой метод. Его используют при сопоставлении и противопоставлении двух и более правовых или государственных систем с целью выявления общих, особенных и единичных свойств [7, с. 97]. «В процессе применения сравнительно-правового метода, — пишет И.А. Иванников, — выявляются: типы правовых систем, связь правовых норм и институтов с отраслями права, цели всего народа или политически господствующего класса (нации, расы и т. д.), получившие отражение в праве, конкретно-исторические условия подготовки и принятия нормативных актов и т. д. Сравнительно-правовой метод расчленяют на синхронический (синхронный) и диахронический Осравнительно-исторический)» [7, с. 14]. Синхронический сравнительно-правовой метод изучает государство и право двух или нескольких государств одной эпохи, а диахронический — разных исторических промежутков времени.
В течение исторического развития славянские государства влияли друг на друга. Например, оплотом культа Свентовита считалась Аркона на острове Руяне, куда приплывали паломники из всех частей великого славянского мира. Здесь они обучались древней мудрости, идеалы которой они приносили в родные края. После крещения Болгарии христианские богослужебные книги распространялись при поддержке царя Симеона не только на Балканах, но и в Великоморавской державе. Благодаря тому что чешский кроль Вячеслав стал монар-
хом Польши, ряд институтов чешского права был воспринят поляками, например, судебные книги (чешские доски), городские суды, должности старост (поправцов в Чехии) [2, с. 6].
«Польша в свою очередь, — пишет Ф.Ф. Зи-гель, — оказала весьма сильное влияние не только на Галицкую и Западную Русь, но и на самую Москву. Влияние это носило все черты западно-европеизма. В 1340 г. присоединяется Галиция к польскому королевству, в 1386 г. Литва принимает католическое вероисповедание, в 1413 уния в Городле и расширение прав литовского и западнорусского боярства, в 1434 в Галицкой Руси вводятся польское право и польское управление, в 1569 Люблинская уния и уравнение в правах и привилегиях западнорусского дворянства с польской шляхтой, в 1596 г. церковная уния в Бресте. Вот главнейший перечень фактов, усиливающих польское влияние на восточных и южных окраинах польского государства. Влияние это было столь сильно, что обеспеченные экономически и более культурные классы вполне ассимилировались с польским населением, восприняв всецело польскую культуру...
Влияние Польши не ограничивалось западной Русью, но отразилось и на Москве. И здесь боярство, заимствуя у польской шляхты идею ограничения монаршей власти, стремится к усилению и упрочению своего значения и вмешательству в управление государством. Движение при Лжедмитрии и позднее объясняются умственным и политико-общественным влиянием Польши, стремлением ограничить царскую власть при помощи боярской думы и придать соборам аристократический оттенок. Идеи эти шли в разрез со всем историческим процессом и поэтому не устояли. Идеалы Польши нашли, однако, сильный отголосок в русском дворянском обществе и даже в XVIII столетии, когда Польша, видимо, клонилась к разложению, она всё-таки для русского боярства представлялась образцом политического устройства» [2, с. 6].
Для удобства исторического анализа политического развития славянских народов Ф.Ф. Зи-гель выделял три ступени их государственно-правовой эволюции:
I. Х-ХШ вв. н.э., ознаменовавшиеся борьбой древнеславянских идеалов народного самодержавия с феодальными порядками Западной Европы;
О НЕОБХОДИМОСТИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛАВИСТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РФ
65
II. XIII-XV вв. н.э., характеризующиеся утратой народоправств, а иногда и политической независимости с установлением иностранных моделей управления государством;
III. С XV - по XIX вв. н.э. — эпоха борьбы власти светской и духовной за первенство в государстве [2, с. 17],
Полагаем, что данную градацию, с учётом двухвекового развития молодой славянской государственности на западе, следует дополнить четвертой ступенью, охватывающей XIX-XXI вв. н.э., когда благодаря политике России произошло возрождение славянской государственности на Балканах и в центральной Европе.
Юридическая славистика, опираясь на опыт теории государства и права, должна применять её дисциплинарные методы познания. Такими методами считаются формально-юридический (догматический) и нормативно-юридический. С помощью формально-юридического метода изучается дух правовой нормы, ее смысл. По мнению сербского ученого Радомира Лукича, «предмет, для исследования которого применяется догматический метод, — это знаки, выражающие соответствующее идейно-понятийное содержание правовой нормы. Стоящая перед ним задача — "извлечь" из знаков их "содержимое", выявить обозначаемые ими идеи — понятия» [9, с. 143].
Нормативно-юридический метод опирается на анализ структурных элементов нормы права, понимает их как логическое суждение особого рода, содержащее начальные компоненты правового предписания [10, с. 177]. В начале XX столетия И.А. Ильин отмечал, что «нормативное рассмотрение интересуется правом как юридической нормой, т. е. юридическим
характером и содержанием ее предписаний» [4, с. 21].
Кроме того, исследователь проблем происхождения государства и права славян обязан применять метод юридической квалификации, который предполагает оперирование признаками и категориями, определяющими понятие государства и права.
Таким образом, используя широкий набор методологического инструментария, юридическая славистика способна не только заглянуть в прошлое, понять настоящее, но и предсказать будущее, предложить оптимальный путь государственно-правового возрождения нашей Родины.
Литература
1. Гимбутас М. Славяне. Сыны Перуна. — М., 2007.
2. Зигель Ф.Ф. История славянских законодательств: Курс лекций, читанных в Императорском Варшавском университете 1913-1914 акад. Г. Ч. 1. История чешского права. Ч. 2. История польского права. Ч. 1-2. — Варшава: Тип. «Рус. о-ва», 1914.
3. Иванников И.А. Теория государства и права: учебное пособие. — Ростов н/Д, 2001.
4. Ильин И.А. Понятие права и силы // Собр. соч. — М„ 1994. — Т. 4.
5. Керимов Д. А. Предмет философии права// Государство и право. — 1994. — № 7.
6. Клёсов A.A. Происхождение славян. ДНК-генеалогия против «норманнской теории». — М., 2013.
7. Ларионов А.Н. Вопросы применения историко-правового сравнительного метода при изучении юридических явлений // Вестник СГАП. — 2003. — № 4(37).
8. Лафитский В.И. Сравнительное правоведение в образах права. Том первый. — М., 2010.
9. Лукич Р. Методология права. — М., 1981.
10. Малъко A.B., Нырков В.В., Шундиков К.В. Теория государства и права. Элементарный курс: учебное пособие. — М., 2007.
ON THE NECESSITY TO REVIVE JURIDICAL SLAVISTICS
IN MODERN RUSSIA
Seregin A. V., PhD in Law, Associate Professor at the Chair of Theory and History of State and Law
of Southern Federal University
ANNOTATION. Due to the development of disintegration processes between Slavic states at the turn of the 21st century the task to review juridical slavistics acquires great significance in Russia law studies. This part of legal theory is called upon to form a united law culture and ideology of law systems, functioning in Slavic countries. The article focuses on the convergence of legal institutions in Eastern and Western Slavs in the framework of Lithuania (Lithuanian-Russian state).
KEYWORDS: Slavs, law, juridical slavistics, state, theory of law.