АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПРАВА
173
ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛАВИСТИКИ
СЕРЕГИН А.В.,
кандидат юридических наук, доцент, Южный федеральный университет, г. Ростову-на-Дону, e-mail: [email protected]
В связи с развитием в конце XX - начале XXI вв. дезинтеграционных процессов между славянскими государствами в отечественном правоведении актуализируется задача возрождения юридической славистики. Этот раздел теории права призван сформировать единую правовую культуру и идеологию правовых систем функционирующих в славянских странах.
Ключевые слова: славяне; право; юридическая славистика; государство; теория права.
THE OBJECT AND THE METHOD OF THE JURIDICAL SLAVISTIC
SEREGIN A.V.,
PhD, Associate Professor, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]
In connection with the development of the disintegration processes between the Slavic states in the end XX - in the early XXI centuries the great significance in the law study of our country acquires the task to revive the juridical slavistic. This part of the law' theory is called upon to form the united law culture and the ideology of the law system, functioning in the Slavic countries.
Keywords: Slavs; law; juridical slavistic; state; theory of law.
JEL classification: K10, K19.
Славянские народы представляют уникальный духовно-этнический, культурный, социально-политический и государственно-правовой феномен мирового сообщества. На протяжении тысячелетий они играли важную роль в историческом развитии европейской и восточной цивилизаций. Один из самых древних народов мира, он насчитывает сегодня около 300 млн чел. (Гимбутас, 2007. С. 15), большая часть которых проживает на территории России, Белоруссии, Украины и Казахстана. В современной науке единство славянского мира изучают на основе лингвистической общности славянской языковой группы; анализируют с помощью генетических методов кровное родство славянских народов, опираясь на доминирующую галогруппу И1а; определяют исходные начала единой славянской культуры и древнего сакрального мировоззрения, выработанного духовной жизнью народа, славящего родных Богов и Предков.
В настоящее время выделяют 3 ветви славянских народов:
• восточные славяне (великороссы, украинцы или малороссы, русины и белорусы);
• западные славяне (поляки, кашубы, чехи, словаки, сорбы или лужичане);
• южные славяне (болгары, сербы, словенцы, хорваты, македонцы, боснийцы).
Исследование вопросов истории славянских народов, их государств и правовых систем представляется нам процессом сакрального постижения самих себя, своего исконного духа и вселенского предназначения. Великие перемены времени неоднократно приносили катастрофические катаклизмы и беды «даждьбожьим внукам», но они, как мифическая птица Феникс, всегда возрождались, увеличивая свою силу, славу, численность родов и великолепие результатов творческого труда.
Драгоценным кладезем юридической жизни древних славян являются средневековые правовые памятники державы рюриковичей (Киевской Руси) - Русская Правда (XI в.), Новгородская и Псковская Судные Грамоты (XV в.); Московского царства - Великокняжеский Судебник 1497 г., Царский Судебник 1550 г., Соборное Уложение 1649 г.; Болгарии - Закон Судный Людем (IX в.); Сербии - Законник Стефана Душана 1349 г., Хорватии - Законы Винодола 1288 г., Полицкий Статут (XV в.); Чехии - Ряд Земского права (XIV в.); Польши и Великого Княжества Литовского,
© А.В. Серегин, 2013
TERRA ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3
174
А.В. СЕРЕГИН
Русского и Жмудского - Польская Правда (XIII в.), Полный Свод Статутов Казимира Великого (XIV в.), Статут Великого Княжества Литовского, русского и Жмудского 1529 г.
Задачами исторического исследования славянского права являются:
1) описание реально происходивших изменений в законодательстве, государственном управлении и социальной организации славянских народов;
2) установление закономерностей политико-правовой эволюции славянского мира;
3) разработка общеславянского права основанного на единой культуре, судьбе и будущности развития последующих поколений славян в гармонии с природой.
К предметам древних славянских народных собраний относились следующие вопросы:
1) избрание князя, царя, короля или вообще правителя;
2) осуществление верховного суда;
3) издание важнейших законов;
4) выборы высших административных должностей;
5) избрание архиепископов и епископов (после принятия христианства);
6) решение вопросов о войне и мире;
7) международные сношения,
8) церковные дела;
9) установление податей, налогов и особых повинностей;
10) управление народным имуществом.
Особенностями Древнеславянского права являлись:
а) господство обычаев над законами;
б) казуистический стиль юридической техники, свойственный эпохе средневековья;
в) слабое влияние римского и канонического права;
г) единство юридических, политических и сословных элементов социального регулирования;
д) преимущественно аграрно-регулятивный характер (Зигель, 1914. С. 21).
В XXI в. для решения поставленных задачь необходима новая, обновленная теория славянской государственности и правовой культуры - юридическая славистика. Концептуальную основу этой отрасли доктринальной юриспруденции заложили видные исследователи древнеславянской правовой, языковой, культурной, общественной, бытовой и экономической жизни, такие как Г.К. Аргученцев, М.Ф. Владимирский-Буданов, Т. Воланский, Л.П. Грот, А.Ю. Дворниченко, М. Забелин, М. Гимбутас, Б.Д. Греков, В. Дьячан, В.И. Ермолович, Ф.Ф. Зигель, И.А. Иванников,
Н.Н. Ильина, Н.М. Карамзин, Е.И. Классен, В.О. Ключевский, А.Г. Кузьмин, И.Н. Кузнецов, А.А. Котляревский, М.В. Ломоносов; Мавро Орбини, А.В. Майоров, Л. Неделе, А.Д. Нечволодов, В.Н. Татищев, Н.А. Осокин, Н.В. Павлов-Селиванский, Б.А. Рыбаков, Д.Я. Самоквасов, И.М. Собестианский, С.М. Соловьёв, Т.В. Тарановский, М.Н. Тихомиров, А.Н. Филипов, Н.И. Фроянов, П.И. Шафарик, С.В. Юшков и др.
Традицинно в российской науке изучение любой академической дисциплины начинается с определения объекта и предмета ее исследования. Под объектом обычно понимают то, что противостоит субъекту в его предметно практической познавательной деятельности. По мнению И.А. Иванникова, «объектом теории государства и права являются такие общественные компоненты, как государство и право, которые в то же время изучаются и другими науками (философией, политологией, социологией и т. д.)» (Гимбуиас, 2007. С. 7).
Вместе с тем, эти отрасли знания различаются предметом исследования, который принято рассматривать, в качестве совокупных однородных общественных отношений; конкретных закономерностей и существенных свойств объекта. Любая теория прежде всего представляет систему понятий, в которых научно отражена природа, сущность, закономерности, тенденции функционирования и развития познаваемой материи.
Будучи общетеоретической дисциплиной, юридическая славистика призвана изучать следующую группы общественных отношений:
1) историю государства и права славянских народов;
2) теорию, философию и историю политико-правовой мысли славянских народов;
3) современное конституционное (государственное) право славянских народоу;
4) уголовное законодательство славянских народов;
5) гражданское право и законодательство славянских народов;
6) международное право определяющее положение славянских народов в системе современного глабального мироустройства.
Следовательно, под предметом юридической славистики необходимо понимать наиболее общие закономерности существования государства, права, различных государственно-правовых явлений, аксиом и политико-идеологических установок, определяющих политико-историческое развитие славянских народов.
Говоря кратко, юридическая славистика есть часть юриспруденции изучающей закономерности государственноправового развития славянских народов.
Для успешного познания предмета юридической славистики, исследователю целесообразно использовать наиболее широкий спект методологического инструментария, необходимого для добывания нового научного знания.
Кроме того, изучая исторические памятники славянского права необходимо учитывать следующие обстоятельства:
а) мировоззренческую картину ценностей дохристианского вероисповедания славян, обеспечивающую их родовое и духовное единство (примерно до X в. н.э.) (Зигель, 1914. С. 8);
ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛАВИСТИКИ
175
б) теологические учения католической и восточно-христианской (византийской) церквей, расколовших целостность славянского мира (Зигель, 1914. С. 8).
в) грамматические особенности латинского и церковно-славянского языков при изложении древних хроник, летописаний и законодательных актов;
г) особенности родоплеменного строя славянских народов.
Весьма продуктивным в изучении древностей славянского права является сравнительно правовой метод. Его используют при сопоставлении и противопоставлении двух и более правовых или государственных систем с целью выявления общих, особенных и единичных свойств. Синхронический сравнительно правовой метод изучает государство и право двух или нескольких государств одной эпохи, а диахронический - разных исторических промежутков времени.
В течение, исторического развития славянские государства влияли друг на друга. Например, оплотом культа Свен-товита считалась Аркона на острове Руяне, куда приплывали паломники из всех частей великого славянского мира. Здесь они обучались древней мудрости, идеалы которой они приносили в родные края. После крещения Болгарии, христианские богослужебные книги распространялись при поддержке царя Симеона не только на Балканах, но и в Великоморавской державе. Благодаря тому, что чешский король Вячеслав стал монархом Польши, ряд институтов чешского права был воспринят поляками, например, судебные книги (чешские доски), городские суды, должности старост (поправцов в Чехии).
«Польша в свою очередь, - пишет Ф.Ф. Зигель, - оказала весьма сильное влияние не только на Галицкую и Западную Русь, но и на самую Москву. Влияние это носило все черты западно-европеизма. В 1340 г. присоединяется Галиция к польскому королевству, в 1386 г. Литва принимает католическое вероисповедание, в 1413 уния в Город-ле и расширение прав литовского и западнорусского боярства, в 1434 в Галицкой Руси вводятся польское право и польское управление, в 1569 Люблинская уния и уравнение в правах и привилегиях западно-русского дворянства с польской шляхтой, в 1596 г. церковная уния в Бресте. Вот главнейший перечень фактов, усиливающих польское влияние на восточных и южных окраинах польского государства. Влияние это было столь сильно, что обеспеченные экономически и более культурные классы вполне ассимилировались с польским населением, восприняв всецело польскую культуру. Влияние Польши не ограничивалось Западной Русью, но отразилось и на Москве. И здесь боярство, заимствуя у польской шляхты идею ограничения монаршей власти, стремится к усилению и упрочению своего значения и вмешательству в управление государством. Движение при Лжедмитрии и позднее объясняются умственным и политико-общественным влиянием Польши, стремлением ограничить царскую власть при помощи боярской думы и придать соборам аристократический оттенок. Идеи эти шли в разрез со всем историческим процессом и поэтому не устояли. Идеалы Польши нашли однако сильный отголосок в русском дворянском обществе и даже в XVIII столетии, когда Польша видимо клонилась км разложению, она все-таки для русского боярства представлялась образцом политического устройства» (Зигель, 1914. С. 6).
Для удобства исторического анализа политического развития славянских народов Ф.Ф. Зигель выделял 3 ступени их государственно-правовой эволюции:
I. 10-13 вв. н.э., ознаменовавшиеся борьбой древнеславянских идеалов народного самодержавия с феодальными порядками Западной Европы;
II. 13-15 вв. н.э., характеризующееся утратой народоправств, а иногда и политической независимости с установлением иностранных моделей управления государством;
III. С 15 - по 19 вв. н.э. - эпоха борьбы власти светской и духовной за первенство в государстве (Зигель, 1914. С. 8).
Полагаем, что данную градацию с учетом двух векового развития молодой славянской государственности на
западе следует дополнить четвертой ступенью, охватывающей 19-21 вв. н.э., когда благодаря политике России произошло возрождение славянской государственности на Балканах и в центральной Европе.
Юридическая славистика, опираясь на опыт теории государства и права, должна применять ее дисциплинарные методы познания. Такими методами считаются формально-юридический (догматический) и нормативноюридический. С помощью формально-юридического метода изучается дух правовой нормы, ее смысл. Нормативноюридический метод опирается на анализ структурных элементов нормы права, понимает их как логическое суждение особого рода, содержащее начальные компоненты правового предписания.
Кроме того, исследователь проблем происхождения государства и права славян обязан применять метод юридической квалификации, который предполагает оперирование признаками и категориями определяющими понятие государства и права.
Таким образом, используя широкий набор методологического инструментария, юридическая славистика способна не только заглянуть в прошлое, понять настоящее, но и предсказать будущее, предложить оптимальный путь государственно-правового возрождения нашей Родины.
ЛИТЕРАТУРА
ГимбутасМ.Д. (2007). Славяне. Сыны Перуна. М.
Зигель Ф.Ф. (1914). История славянских законодательств: Курс лекций, читанных в императорском Варшавском университете 1913-1914 акад. г. Ч. 1. История чешского права. Ч. 2. История польского права. Ч. 1-2. Варшава.
REFERENCES
Gimbutas M.D. (2007). The Slavs. The sons of Perun. M.
Siegel F.F. (1914). The History of the Slavic legislations: the course of the lecture, giving at the imperial Varshava university 1913-1914 acad. years. Part 1. The history of the Czech law. Part 2. The history of the Polish law. Part 1-2. Varshawa.
TERRA ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3