лекоммуникационного комплекса. Это связано с тем, что менеджмент предприятий вынужден координировать реализацию стратегии. В то же время этому препятствует ряд факторов, связанных с состоянием экономики, развития предприятий и рынка информационно-коммуникационных технологий.
Несмотря на наличие таких факторов, субъект управления предприятием обязан обеспечить требуемый объем материальных затрат на создание, техническое поддержание корпоративной информационной среды, обучение персонала-для поддержания всего цикла управления с целью повышения эффективности системы стратегического управления комплекса телекоммуникационных услуг, обеспечивающего его конкурентоспособность и долгосрочное функционирование.
В целом механизм стратегического управления телекоммуникационного комплекса должен быть ориентирован на принятие и соблюдение в процессе оперативного и текущего управления комплекса мер различной направленности целей и предназначенности комплекса телекоммуникационных услуг, разработку и внедрение мер по реализации стратегий развития, использования методов, процедур реального достижения стратегических результатов и повышения эффективности развития телекоммуникационного комплекса.
Литература
1. Воронцов ЮЛ. Информационные системы в административном управлении предприятиями связи: учебник для вузов / ЮЛ. Воронцов, Б. А Попусов, С.К. Сергейчук; под ред. Ю.А. Воронцова. М.: Радио и связь, 2005. 512 с.
2. Макаров В.В. Телекоммуникации России: состояние, тенденции и пути развития / В.В. Макаров. М.: ИРИАС, 2007. 296 с.
3. Менеджмент в телекоммуникациях / под ред. Н.П. Резниковой, Е.В. Деминой. М.: Эко-Трендз, 2005. 921 с.
ЕФРЕМОВА НИНА АЛЕКСАНДРОВНА - аспирантка кафедры управления экономическими и социальными процессами, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Россия, Санкт-Петербург ([email protected]).
EFREMOVA NINA ALEKSANDROVNA - post-graduate student of Economic and Social Processes Management Chair, St. Petersburg State University of Cinema and Television, Russia, St. Petersburg.
УДК 338.43
Н.П. ЗЫРЯЕВА
О НЕОБХОДИМОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ АГРАРНОГО СЕКТОРА
Ключевые слова: аграрный сектор, техническая модернизация, сельскохозяйственная техника.
Выявлены тенденции и современное состояние материально-технической базы сельского хозяйства, определены причины снижения инвестиционной активности и падения темпов приобретения техники, представлены основные направления государственного регулирования в целях технической и технологической модернизации аграрного сектора.
N.P.ZYRYAEVA
THE NEED OF TECHNICAL AND TECHNOLOGICAL MODERNIZATION OF THE RURAL SECTOR
Key words: rural sector, technical modernization, agricultural equipment.
Author in this article identified trends and present state of the material and technical base of agriculture, defined reasons for the decline in investment activity and fall in the rate of equipment purchasing, presented the main directions of go vernmental regulation for the purpose of technical and technological modernization of the rural sector.
Экономические реформы, проводимые в аграрном секторе России, привели к ослаблению ее материально-технической базы, резкому сокращению объемов производства сельскохозяйственной продукции и ухудшению уровня экономических показателей.
Технические средства, к которым относят тракторы, комбайны, грузовой и легковой автотранспорт, различные сельскохозяйственные орудия (сеялки и пр.), энергетические мощности, играют особую роль в организации сельскохо-
зяйственного производства. Совершенствование и обновление технических средств и технологий - это одно из главных направлений технического прогресса, обеспечивающее развитие производительных сил и служащее материальной основой для повышения эффективности общественного производства, развивающегося интенсивными методами.
В России материально-технические ресурсы сосредоточены преимущественно в крупных сельскохозяйственных предприятиях. Еще в советские времена перед крупными предприятиями были поставлены задачи по выполнению наряду с производственными, многочисленных социальных функций, что впоследствии существенно ограничивало производственные возможности сельскохозяйственных предприятий.
К началу 2000-х годов в российском селе сложилось достаточно сложное состояние материально-технической базы. Обеспеченность техникой в аграрной сфере составила около 50% от нормативной потребности, а средний возраст эксплуатируемых машин в 1,5 раза превысил нормативный срок службы и в 2,3 раза возраст машинно-тракторного парка дореформенного периода. Характерной особенностью пореформенного развития России является низкий уровень обеспеченности села практически всеми видами материально-технических ресурсов промышленного происхождения. Так, к 2002 г. обеспеченность основной техникой снизилась: тракторами - до 52%, зерноуборочными комбайнами - до 51%., кормоуборочными комбайнами - до 71%, свеклоуборочными -до 65%. Износ основных технических средств достиг 70%. При этом необходимо учитывать, что в последние годы ежегодное выбытие тракторов из-за устаревания составляет 65-70 тыс., зерноуборочных комбайнов - 24-25 тыс., тогда как поступление составляет соответственно - 12-13 тыс. и примерно 9 тыс.
Не стоит забывать и о надежности техники. Она определяется отсутствием вынужденных простоев технических средств из-за поломок и неисправностей. За годы реформы в российском селе существенно снизились показатели надежности машин, их производственной готовности.
Известно, что низкая обеспеченность сельскохозяйственной техникой несет за собой экономические потери. Так, потери урожая сельскохозяйственных культур оцениваются в 20%, снижение производительности труда и выработки в пищевой и перерабатывающей промышленности оценивается в 30-35% по сравнению с аналогичными показателями в развитых странах.
В дореформенный период основными финансовыми источниками развития материально-технической базы российского села были собственные средства колхозов и совхозов и государственные ассигнования. Собственные средства сельскохозяйственных предприятий формировались из доходов от реализации главным образом сельскохозяйственной продукции. Государственные средства выделялись по ведомственно-отраслевому принципу в виде государственных капитальных вложений в сельское хозяйство и направлялись преимущественно государственным сельскохозяйственным предприятиям. Небольшая часть средств поступала из промышленных и других ведомств через финансирование подсобных сельскохозяйственных предприятий при промышленных и других организациях.
В современных условиях закономерным является сочетание различных рыночных источников материально-технических ресурсов: собственного производства и импортных поставок. Об этом также свидетельствует и передовая мировая практика.
Как следует из Национального доклада «О ходе и результатах реализации в 2009 г. государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», в 2008-2012 гг. предусматривается обновить имеющийся парк тракторов на 40%, зерно- и кормоуборочных комбайнов на 50% и 55% соответственно
(к уровню 2006 г.) при одновременном увеличении энергообеспеченности сельскохозяйственных организаций на 100 га посевных площадей со 134 л.с. до 168 л.с.
Мероприятиями Государственной программы установлены показатели по приобретению за этот период сельскохозяйственными товаропроизводителями 176 тыс. тракторов, 55,4 тыс. зерно- и 17 тыс. кормоуборочных комбайнов, а также поставка ОАО «Росагролизинг» животноводческого оборудования для создания и модернизации 325 тыс. скотомест [4].
По отраслевой статистической отчетности в 2008-2009 гг., парк основных видов сельскохозяйственной техники агропромышленного комплекса Российской Федерации характеризуется следующими данными (см. табл. 1)
Таблица 1
Наличие основных видов техники АПК РФ, тыс. шт. [4]
Наименование техники 2008 г. 2009 г.
Тракторы 499 525
Зерноуборочные комбайны 130 135
Кормоуборочные комбайны 29 27
Плуги 147 160
Сеялки и посевные агрегаты 222 238
Культиваторы 180 191
Косилки 58 57
Пресс-подборщики 31 31
Как видно из табл. 1, наличие техники увеличилось в 2009 г. по сравнению с 2008 г., кроме кормоуборочных комбайнов, косилок, показатели по которым имеют отрицательную тенденцию.
Однако в целом в 2009 г. выпуск комбайнов сократился на 17,2%, тракторов на 54,0%, сеялок на 60,6%, культиваторов на 52,3%. По оценке Ассоциации «Росагромаш», производство отечественной сельхозтехники для внутреннего рынка сократилось на 45,1%, производство на экспорт выросло на 1,2%.
К негативным изменениям, произошедшим в сельхозмашиностроении в 2009 г. по сравнению с 2008 г., следует отнести:
- сокращение персонала на предприятиях на 23,4%;
- значительное снижение загрузки производственных мощностей - на 45% на тракторы и 38,5% на комбайны;
- сокращение налоговых отчислений на 26,4%.
Позитивными факторами, произошедшими в отрасли в 2009 г., стали:
- рост числа новых моделей техники - на машиноиспытательных станциях в 2009 г. испытано 185 новых образцов (148 в 2008 г.);
- снижение цен на сельхозтехнику до 15% для российских потребителей и дополнительные скидки для приобретения через федеральный лизинг;
- старт новых инвестиционных проектов - после увеличения с января 2009 г. ввозных таможенных пошлин на комбайны с 5% до 15% было объявлено о 6 инвестиционных проектах по производству зернокомбайнов на сумму 25 млрд руб.
В 2009 г. за счет использования средств региональных бюджетов на субсидирование сельхозтехники исключительно отечественного производства удалось избежать катастрофического падения закупок отечественной техники на внутреннем рынке, в результате доля российских сельхозмашин на рынке выросла с 35% до 62% и впервые с 2004 г. превысила импорт. В табл. 2 представлена динамика наличия сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях Чувашской Республики поданным на 1 января.
Таким образом, по сельскохозяйственным организациям Чувашской Республики наблюдается негативно устойчивое сокращение сельскохозяйственной техники в сравнении с прошлыми годами. Исключение составляют лишь
картофелеуборочные комбайны, число которых по республике по сравнению с аналогичным показателем в 2008 г. возросло на 10 шт.
Таблица 2
Наличие сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях (на 1 января, шт.)
(по данным Комстата Чувашии) [1, 3]
Техника 2001 2003 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Тракторы 8950 7949 6130 5188 4435 3997 3538 3262
Плуги 3112 2905 2422 1985 1737 1597 1273 1183
Культиваторы 3733 3402 2731 2313 2049 1919 1588 1478
Сеялки 3623 3316 2630 2235 1939 1770 1425 1295
Комбайны:
зерноуборочные 2288 2139 1687 1447 1244 1149 863 783
кормоуборочные 630 617 543 483 402 396 331 311
картофелеуборочные 421 296 177 128 111 110 88 98
Свеклоуборочные машины 5 10 23 22 21 21 17 17
Косилки 1564 1424 1183 1033 901 852 699 649
Пресс-подборщики 745 709 606 500 460 455 392 372
Жатки валковые 1024 863 631 508 433 380 314 284
Дождевальные и поливные машины и установки 143 144 109 93 50 51 40 40
Разбрасыватели твердых минеральных удобрений 618 524 363 294 250 228 205 195
Машины для внесения в почву:
твердых органических удобрений 333 276 173 138 122 117 101 81
жидких органических удобрений 155 137 113 86 69 54 43 43
Опрыскиватели и опыливатели тракторные 527 471 395 360 319 315 273 263
Доильные установки и агрегаты 935 905 797 682 578 531 432 402
Далее рассмотрим некоторые показатели движения и технического состояния тракторов, комбайнов и другой техники в сельскохозяйственных организациях Чувашской Республики за 2009 г. (см. табл. 3)
Таблица 3
Приобретение и списание основных сельскохозяйственных машин за 2009 г. в сельскохозяйственных организациях ЧР, шт. [3]
Техника Приобретено за год с.-х. техники Приобретено в % к наличию на начало года Списано за год по износу с.-х. машин
Тракторы 33 1,0 237
Плуги 11 0,9 75
Культиваторы 23 1,6 108
Сеялки 10 0,8 105
Комбайны:
зерноуборочные 24 3,1 82
кормоуборочные 6 1,9 23
картофелеуборочные 9 9,2 6
Свеклоуборочные машины 0 0 1
Посевные комплексы 1 2,0 5
Машины для посева 11 0,8 110
Жатки валковые 0 - 27
Дождевальные и поливные машины и установки 0 - 1
Комбинированные агрегаты 3 6,3 3
Доильные установки и агрегаты 5 1,2 32
В основном по всей представленной в табл. 3 технике наблюдается превышение темпов списания ее в организациях над темпами обновления. В частности по тракторам и плугам списание в 7 раз превышает приобретение в отчетном году, по культиваторам в 4,7 раза, по сеялкам, машинам для посева в 10 раз.
Следовательно, потребность сельхозтоваропроизводителей в технике и оборудовании остается объективно высокой даже без учета инновационных требований: износ основных видов сельскохозяйственной техники составляет свыше 70%, однако фактическое приобретение техники падает.
Основными причинами снижения инвестиционной активности и падения темпов приобретения техники являются:
- недостаток финансовых средств у сельхозтоваропроизводителей, вызванный опережающим ростом цен на потребляемые селом ресурсы по сравнению с выручкой от реализации сельскохозяйственной продукции (в частности снижение цен на зерно и молоко при повышении цен на основные виды отечественной сельскохозяйственной техники, засуха в 15 субъектах Российской Федерации и ряд других негативных факторов);
- повышение процентных ставок по долгосрочным кредитам;
- введение ограничений на оказание мер государственной поддержки при приобретении импортной сельскохозяйственной техники.
В табл. 4 представлена динамика выполнения целевых показателей по приобретению сельскохозяйственной техники по субъектам Приволжского федерального округа.
Таблица 4
Динамика выполнения целевых показателей по приобретению сельскохозяйственной техники в Приволжском ФО, 2009 г., шт. [4]
Субъекты Приволжского ФО Тракторы Зерноуборочные комбайны Кормоуборочные комбайны
план закуп- лено % выполнения плана план закуп- лено % выполнения плана план закуп- лено % выполнения плана
Российская Федерации 29000 18802 64,8 9000 7478 83,1 3500 2096 59,9
Приволжский федеральный округ 8318 5758 69,2 3068 2494 81,3 1086 790 72,7
Республика Башкортостан 1373 1380 100,5 444 444 100,0 180 186 103,3
Республика Марий Эл 191 85 44,5 57 46 80,7 21 10 47,6
Республика Мордовия 580 198 34,1 180 96 53,3 50 50 100,0
Республика Татарстан 1370 894 65,3 420 281 66,9 240 78 32,5
Удмуртская Республика 613 367 59,9 131 132 100,8 105 105 100,0
Чувашская Республика 230 128 55,7 94 52 55,3 22 16 72,7
Пермский край 300 114 38,0 80 45 56,3 82 87 106,1
Кировская область 205 99 48,3 70 49 70,0 26 26 100,0
Нижегородская область 624 353 56,6 214 146 68,2 92 59 64,1
Оренбургская область 1038 800 77,1 463 440 95,0 104 75 72,1
Пензенская область 418 167 40,0 159 72 45,3 52 21 40,4
Самарская область 566 362 64,0 226 228 100,9 52 18 34,6
Саратовская область 500 500 100,0 400 330 82,5 20 12 60,0
Ульяновская область 310 311 100,3 130 133 102,3 40 47 117,5
Из табл. 4 видно, что большинство регионов не полностью выполнили план приобретения сельскохозяйственной техники. По Чувашской Республике план закупок по тракторам, зерноуборочным и кормоуборочным комбайнам выполнен соответственно на 55,7; 55,3; 72,7%. Среди субъектов Приволжско-
го федерального округа отметить можно Республику Башкортостан, Саратовскую область, Ульяновскую область как выполнивших плановые задания.
В решении проблем укрепления и совершенствования материально-технической базы села, улучшения системы материально-технического снабжения и сервисного обслуживания села важнейшая роль принадлежит государству. Посредством воздействия на эти процессы различными инструментами и рычагами государство имеет, таким образом, большие возможности.
В рамках Государственной программы на техническую и технологическую модернизацию было предусмотрено привлечь в 2009 г. 46,5 млрд руб. кредитов, получено кредитных средств в объеме 32,6 млрд руб. Принято к субсидированию кредитов и займов, включая переходящие, на сумму 76,4 млрд руб. Из федерального бюджета было выплачено 6,8 млрд руб. субсидий. Из бюджетов субъектов Российской Федерации направлено 1,8 млрд руб.
Перевыполнили взятые на себя обязательства по субсидированию этого вида кредитов 39 субъектов Российской Федерации. Наибольший объем обязательств взяли на себя, как и в 2008 г., Алтайский край, Белгородская и Новосибирская области, Республика Татарстан. На эти субъекты Российской Федерации приходится 23% планового объема привлеченных кредитов, 32% в фактически привлеченных и 35% объема федеральных субсидий. Наибольшую долю федерального финансирования получила Республика Татарстан (24%). [4]
Таким образом, государственное регулирование в целях технической и технологической модернизации аграрного сектора должно затрагивать следующие основные направления:
1. Формирование и поддержка платежеспособного спроса на отечественную продукцию, через использование гарантированных закупочных цен, предоставление субсидий на первоначальные взносы от стоимости сельскохозяйственной техники отечественного производства, приобретаемой в кредит, введение соответствующих таможенных пошлин на ввозимые аналоги отечественной сельскохозяйственной техники.
2. Совершенствование кредитных механизмов. На сегодняшний день кредитные механизмы работают не по своим возможностям. Субсидирование процентных ставок по кредитам на закупку отечественной сельхозтехники дает возможность расширения спроса на нее.
3. Развитие лизинга и модернизация производства, что возможно через совершенствование конкуренции на рынке лизинговых услуг, развитие коммерческого лизинга сельхозмашин. Процесс модернизации производства необходимо совершенствовать через субсидирование ставок по кредитам на осуществление инвестиций в организацию производства новых моделей сельхозтехники и повышения качества производимой продукции. На сегодняшний день модернизация идет на российских заводах крайне медленно, преимущественно используются собственные внутренние источники. Небольшое число предприятий пользуется возможностью получения субсидий процентных ставок по кредитам на техническое перевооружение.
4. Стимулирование НИОКР по созданию и постановке в серийное производство новых отечественных современных моделей сельхозмашин.
5. Поддержка экспорта сельскохозяйственных машин и техники, механизм которой включает в себя страхование экспортных кредитов и инвестиций, лимитирование объемов государственных гарантий при экспорте сельскохозяйственной техники отечественного производства, предоставление льготных кредитов зарубежным потребителям российской сельскохозяйственной техники и поддержка проведения специализированных выставок сельскохозяйственной техники в России и за рубежом.
Литература
1. Агропромышленный комплекс Чувашии, 2008: стат. сб. / Чувашстат. Чебоксары, 2008.148 с.
2. Коваленко Н.Я. Экономика сельского хозяйства / Н.Я. Коваленко. М.: ЭКМОС, 1999. 448 с.
3. Наличие сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях на 1 января 2010 года: стат. бюл. / Чувашстат. Чебоксары, 2010.18 с.
4. Официальный интернет - портал Министерство сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс] // Национальный докпад:[сайт].[2010]. иР1_Мр:/Лмл/\л/.mcx.ru/ (дата обращения 20.10.2010).
ЗЫРЯЕВА НАТАЛЬЯ ПАВЛОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Алатыр-ский филиал Чувашского государственного университета, Россия, Алатырь ([email protected]).
ZYRYAEVA NATALYA PAVLOVNA - candidate of economics sciences, associate professor of Economic Department, Alatyr Branch of Chuvash State University, Russia, Alatyr.
УДК 331.108:631
T.B. ИВАНОВА
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Ключевые слова: кадровый потенциал, признаки, уровни и подсистемы его структурирования, принципы, свойства и функции.
В целях комплексного методологического исследования кадрового потенциала сельскохозяйственных предприятий предложено его структурирование по иерархическому и координационному признакам. Выявлены его подсистемы (социально-демографическая, производственная и психологическая), принципы (двойственности и композиционности), свойства и функции.
T.V. IVANOVA
METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF PERSONAL POTENTIAL OF AGRICULTURAL ENTERPRISES
Key words: personnel potential, attributes, levels and subsystems of its structure, principles, properties and functions.
In order to study the complex of methodological foundations - personnel potential of agricultural enterprises invited to a hierarchical structuring and coordinating features. Revealed its subsystems: the sociodemographic, industrial, psychological), principles (duality, and composite), the properties and functions.
В условиях динамичной рыночной экономики России и реформ, проводимых во всех отраслях в последние годы, которые подчас носили бессистемный и непоследовательный характер, система формирования и использования кадрового потенциала в сельском хозяйстве утратила свою целостность и признаки системы, что актуализирует целесообразность дополнительного обоснования и уточнения методологических основ его исследования.
Структурирование кадрового потенциала - это основной методологический вопрос, позволяющий точнее трактовать понятие, детерминировать факторы, оказывающие влияние на состояние кадрового потенциала и реализацию возможностей его фактического использования. Строение кадрового потенциала носит полиструктурный характер; его можно представить в виде многоуровневой динамической системы, каждый элемент которой органически дополняет и раскрывает внутренние возможности человека, необходимые для активной трудовой деятельности.
Носителями «кадрового потенциала», на наш взгляд, могут выступать: работники), предприятие^), отрасль. Все они взаимосвязаны друге другом, но, несмотря на генетическое единство, имеют функциональные и структурные различия, отсюда и их самостоятельность. Базовую субстанцию данной многоуровневой системы представляет собой кадровый потенциал отдельного работника, степень развития которого оказывает непосредственное влияние на уровни более высокого порядка. В нашем случае крайне важно различать специфику этих категорий для всех основных уровней иерархии экономической системы применительно к аграрному сектору, поэтому считаем необходимым привести здесь их определения.