РОССИЯ В УСЛОВИЯХ ВТО
УДК 631.145:631.173.003.12
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ВОСПРОИЗВОДСТВА ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ В УСЛОВИЯХ ВТО
ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM REPRODUCTION TECHNICAL POTENTIAL
OF RUSSIAN AGRICULTURE IN THE WTO
А.А. Полухин, кандидат экономических наук, доцент
Andrew A Polukhin., Ph.D., associate professor
ГНУ ВНИИ экономики сельского хозяйства
State Research Institute of Agricultural Economics
В статье определены проблемы воспроизводства машинно-тракторного парка сельского хозяйства России. Проведен структурный анализ обновления парка техники сельскохозяйственными предприятиями. Обоснованы конкурентные преимущества отечественной и импортной техники на российском рынке в условиях вступления России в ВТО. Предложены направления технической модернизации сельского хозяйства.
In this article the problem of the reproduction of machines and tractors Agriculture of Russia. The structural analysis of the renewal of the fleet of vehicles farms. Sustainable competitive advantage of domestic and imported vehicles in Russia in terms of Russia’s accession to the WTO. Directions of technical modernization of agriculture.
Ключевые слова: экономика, сельское хозяйство, машинно-тракторный парк, техническая оснащенность, воспроизводство, рынок сельскохозяйственной техники, экономическая оценка реализации технического потенциала. Keywords: economy, agriculture, machinery and tractors, equipment, reproduction, agricultural machinery market, the economic evaluation of the implementation of technical capacity.
Вступления России во Всемирную торговую организацию потребует от производителей технической и технологической модернизации. Условия ВТО диктует кардинально новые подходы к регулированию развитием сельского хозяйства, государственной поддержке. Лимитирующим фактором повышения конкурентоспособности сельского хозяйства РФ является воспроизводство технического потенциала. В этой связи проблемы оснащенности аграрных производителей сельскохозяйственной техникой и эффективности их использования имеют особую значимость. Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации четко определено одно из приоритетных направлений экономической и производственной политики государства - «поэтапное снижение зависимости отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов от импорта технологий, машин, оборудования и других ресурсов»[2]. В Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования
рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы выделена Подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» в которой одним из ожидаемых результатов является приобретение российскими сельскохозяйственными предприятиями с оказанием мер государственной поддержки 12,6 тыс.шт. тракторов, 5,3 тыс.шт. зерноуборочных комбайнов, 1,3 тыс.шт. кормоуборочных комбайнов за период реализации программных мероприятий [1]. Следует указать, что данный документ претерпел значительные изменения в процессе разработки именно исходя из требований Всемирной торговой организации. Причем в итоговом и утвержденном варианте данной программе существенно изменился механизм поддержки технической модернизации сельского хозяйства. Так если в программе 2008-2012 года самым востребованным стимулом к технической модернизации являлось субсидирование части процентной ставки по кредитам и лизингу.
В рамках реализации Госпрограммы за период с 2008 по 2011 год было привлечено субсидированных инвестиционных кредитов на суммы: 2008 год -148 млн. рублей, 2009 год - 114 млн. рублей, 2010 год - 145,5 млн. руб., 2011 год - 154,5 млн. рублей [14]. В Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года заложено, что российские и локализованные производители тракторов к 2020 году выйдут на объем продаж тракторов более 65 тыс. шт. в год, зерно- и кормоуборочных комбайнов более 9 тыс. шт. в год. Прочей сельхозтехники будет произведено на сумму 101739 млн. руб. в год [3].
Оценивая оснащение сельхозпроизводства в России техникой можно отметить отрицательную динами-
ку. Причем, следует указать, что данная тенденция наблюдается в период реализации Национального проекта «Развитие АПК» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, в рамках которых осуществлялось стимулирование обновления техники. По нашему мнению сокращение количества техники — это вполне адекватное явление в связи с ростом производительности современной техники. В целом оснащение сельхозпроизводства в России техникой характеризуется отрицательной динамикой. В таблице 1 представлены данные о наличии сельскохозяйственной техники.
Таблица 1 - Парк техники в сельскохозяйственных организациях России, тыс. шт.[7]
Вид техники Годы 2010 в % к 2006
2006 2007 2008 2009 2010 2011
Тракторы 478,5 441,1 396,9 359,5 338,3 318,9 66,6
Машины для посева в том числе: 184,2 166,3 151,9 142,3 133,2 х
посевные комплексы 5,6 7,3 7,7 8,3 9,6 х
сеялки 203,9 178,6 159,0 144,2 134,0 123,7 60,7
Комбайны:
зерноуборочные 117,6 107,7 95,9 86,1 80,7 76,7 65 ,2
кормоуборочные 29,5 26,6 24,0 21,4 20,0 18,9 64,1
картофелеуборочные 4,0 3,7 3,4 3,0 2,9 2,8 70,0
Свеклоуборочные машины 6,2 5,3 4,2 3,6 3,2 3,1 50,0
Доильные установки и агрегаты - всего 44,0 39,8 36,2 33,2 31,4 30,1 68,4
в том числе с молокопроводом 14,9 14,8 14,6 14,1 14,1 14,4 96,6
В России на 1000 га посевов в 1990 году приходилось 11,6 тракторов, а в 2011 году - всего 4 трактора. Обеспеченность зерноуборочными комбайнами на 1000 га посевов зерновых культур упала с 7 единиц в 1990 году до 3 единиц в 2011 году. Однако отметим, что высокая загрузка техники повышает эффективность её использования и снижает срок окупаемости.
Однако следует указать, что несмотря на снижение обеспеченности техникой, в количественном выражении, сельскохозяйственного производства как РФ, так и ведущих аграрных стран мира, не наблюдается резкого падения энергообеспеченности. Это связано с тем, что новая техника, поступающая на вооружение сельскохозяйственных товаропроизводителей более энергонасыщенная нежели выбывающая в связи с износом техника.
Важным показателем, характеризующим обеспеченность аграрного сектора энергетическими ресурсами является их структура. В таблице 2 представлена структура энергетических ресурсов в 2011 году.
Укажем, что более трети энергетических мощностей в сельском хозяйстве составляют тракторы и почти 30% автомобили. Средняя мощность тракторов в 2011 году, по данным расчетов, составила 113 л.с. (для сравнения в 2008 году средняя мощность тракторов составила 102 л.с.), что подтверждают данные Минпромторга, в которых указывается, что 84% тракторов используемых сельскохозяйственными организациями РФ мощностью менее 120 л.с., 5% - от 120 до 200 л.с., 9% - от 200 до 300 л.с. и лишь 2% свыше 300 л.с. Также следует отметить значительную долю комбайнов и самоходных машин. По результатам расчетов, проведенных автором, средняя мощность зерноуборочных комбайнов, используе-
мых в РФ, составляет 250 л.с. Укажем, что в животноводстве основными техническими ресурсами является стационарное оборудование, использующее в качестве
энергоносителя электрическую энергию. Доля мощностей электродвигателей и электроустановок в структуре энергетических ресурсов составляет 17%.
Таблица 2 - Структура энергетических ресурсов в сельском хозяйстве РФ на конец 2011 г.[5]
Показатели Энергетическая мощность, тыс. л.с. Структура, %
трактора 36049,2 33,9
комбайны и самоходные машины 19551,0 18,4
автомобили 31277,2 29,4
прочие механические двигатели 1232,1 1,2
электродвигатели и электроустановки 18126,1 17,0
рабочий скот в пересчете на механическую силу 110,9 0,1
Всего энергетических мощностей 106346,5 100,0
Согласно Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г., на крупных и средних предприятиях России зарегистрировано 74 % зерноуборочных комбайнов и 83,2 % тракторов старше 9 лет. По оценкам автора, основанным на данных о поступлении и выбытии сельскохозяйственной техники за период с 2006 по 2011 год, лишь порядка 8,2% тракторов и 13,8% зерноуборочных комбайнов используемых в сельскохозяйственных организациях в возрасте до 3-х лет. Воспроизводство технической базы сельскохозяйственных предприятий представляет собой процесс возмещения морально и физически устаревшей техники новой. В условиях вступления России в ВТО техническая модернизация становится ключевым фактором роста конкурентоспособности сельского хозяйства. Как уже отмечалось, возможность полной загрузки техники при наличии зна-
чительных площадей посева культур, позволяет за относительно короткий срок окупить капитальные затраты на её приобретение. В таблице 3 представлены данные о приобретении новой сельскохозяйственной техники и выбытии устаревшей.
По представленным в таблице 3 данным видно, что поступающая новая техника не компенсирует выбытие. На воспроизводство технической базы аграрных предприятий значительное влияние оказывает сформировавшийся рынок сельскохозяйственной техники. Одним из ключевых показателей, влияющих на рынок сельскохозяйственной техники, является объем производства внутри страны. Количественные и качественные характеристики продукции отечественных заводов во многом формируют конъюнктуру рынка техники в стране.
Таблица 3 - Поступление новой и выбытие списанной сельскохозяйственной техники
в аграрных предприятиях РФ [5]
Вид техники Годы
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2011 в % к 2006
1 2 3 4 5 6 7 8
Приобретение новой техники, шт.
Тракторы 11886 14446 15143 7343 8002 10759 90,5
Машины для посева- всего 9212 8652 4159 4258 5003 х
в том числе:
посевные комплексы 1263 1638 656 628 968 х
сеялки 8573 7949 7014 3503 3630 4035 47,1
Комбайны:
зерноуборочные 5157 5662 6638 3694 2848 4066 78,8
кормоуборочные 1401 1567 1709 750 819 1207 86,2
Продолжение таблицы 3
1 2 3 4 5 6 7 8
картофелеуборочные 234 261 263 165 139 199 85,0
Свеклоуборочные машины 427 291 145 114 137 178 41,7
Доильные установки и агрегаты 1548 1637 1621 1012 1060 1330 85,9
Выбытие списанной техники, шт.
Тракторы 33009 30379 27599 21978 18161 16956 51,4
Машины для посева - всего 13599 13322 9730 8392 8362 х
в том числе:
посевные комплексы 133 231 157 105 160 х
сеялки 15919 13466 13091 9573 8287 8202 51,5
Комбайны:
зерноуборочные 10567 10252 10003 7268 5818 5342 50,6
кормоуборочные 3416 3148 2772 2051 1701 1618 47,4
картофелеуборочные 601 453 447 335 209 204 33,9
Свеклоуборочные машины 860 771 708 503 376 284 33,0
Доильные установки и агрегаты 4618 3498 2900 2285 1950 1565 33,9
По данным Центра экономических исследований «РИА-Аналитика», в России за 2011 год произведено тракторов сельскохозяйственного назначения 12120 единиц или в 1,9 раза больше, чем в 2010 году [6]. Из общего количества произведенных в 2011 году тракторов выпуск отечественных моделей составил 26,5%, из сборочных комплектов МТЗ - 67,9%, иностранных моделей (Versatile, NewHolland, Agrotron, JohnDeere, Xenon) - 5,6%. За 2011 года увеличилась отгрузка тракторов предприятиями России по сравнению с 2010 годом в 1,6 раза, всего отгружено 17008 тракторов [10]. Продажа зерноуборочных комбайнов российскими производителями сельскохозяйственной техники в 2011 году относительно 2010 года увеличилась на 54,0%, всего отгружено 6304 комбайна. За 2011 год отгружено потребителям 1218 российских кормоуборочных комбайнов, что на 34,1% больше, чем в 2010 году [11]. Все эти изменения связаны с рядом факторов. В первую очередь это связано с ростом цен на сельскохозяйственную продукцию (главным образом зерно) в 2011 году после засухи 2010 года, в связи с чем у сельскохозяйственных производителей появились дополнительные финансовые ресурсы. Второй причиной роста рынка техники российского производства является повышение её качества на фоне относительной доступности.
Объем рынка тракторов составил в 2010 г. 28,5 тыс. штук, а в 2011 году рынок увеличился на 62,3% и составил 46,3 тыс. тракторов. В 2010 году российский рынок тракторов формировался примерно на 1/3 отечественным производством и на 2/3 - импортированной
продукцией. Причем тракторы сельскохозяйственного назначения составляют около 75% российского рынка. Объем импорта тракторов в 2011 году увеличился по сравнению с 2010 годом на 48,9% в количественном выражении и на 49,1% в стоимостном. Экспорт тракторов из России составил 0,6 тыс. тракторов общей стоимостью 630 млн.руб. в 2010 г. За 2011 г. экспорт данного рода товаров составил 0,25 тыс. шт. в натуральном и 258 млн.руб. в стоимостном выражении [13]. В тоже время укажем, что российские заводы производят тракторы ограниченной номенклатуры, так количество моделей тракторов производимый на заводе «Ростсельмаш» составило 4, Концерном «Тракторные заводы» производится 12 моделей тракторов, «Петербургским тракторным заводом» производится 4 модели тракторов мощностью свыше 250 л.с. Для сравнения белорусским заводом МТЗ производится 30 моделей, а украинским заводом ХТЗ - 13 моделей тракторов. Что касается производства зерноуборочной техники ситуация обстоит следующим образом: российские комбайны производят лишь 2 завода - Ростсельмаш (7 моделей комбайнов) и КТЗ (6 моделей комбайнов). На территории СНГ лишь в Белоруссии на заводе Гомсельмаш, где производится 5 моделей зерноуборочных комбайнов. Следует отметить ценовую доступность российских и белорусских комбайнов, а также адаптивность этой техники к российским условиям производства.
Все производители завоевывают российский рынок посредством открытия в регионах официальных дилерских центров, что снимает часть вопросов связан-
ных с обеспечением запасными частями, обслуживанием и ремонтом. Причем и российская, и импортная техника обладает рядом конкурентных преимуществ при завоевании рынка. Так, например, основными конкурентными преимуществами отечественной техники являются относительно невысокая цена, доступность сервисного обслуживания, возможность самостоятельного ремонта, протекционистская политика государства; конкурентные преимущества техники, произведенной в странах дальнего зарубежья - надежность, производительность. Особняком на рынке сельскохозяйственной техники стоит белорусская техника, которая при невысокой цене и протекционистской политике правительства Республики Беларусь занимает доминирующее положение в структуре продаж. В этой связи для удержания рынка российским производителям, пользуясь условиями государственной поддержки, сле-
дует пересмотреть свою ценовую политику, тем самым усилить конкурентные преимущества.
Конкурентные преимущества импортной техники, на фоне её высокой стоимости при ввозе из-за рубежа (в том числе из-за таможенных барьеров, которые в связи со вступлением РФ в ВТО значительно снижаются) заставляют иностранных производителей налаживать производство своей техники в России. Следует указать, что вступление России в ВТО может существенно изменить структуру рынка сельскохозяйственной техники. Это связано с повышением конкурентоспособности иностранной техники, в том числе с наработкой. В таблице 4 представлены возможные последствия для рынка сельскохозяйственной техники от ограничений ВТО. Более детально о поставке новой сельскохозяйственной техники представлены в таблице 5.
Таблица 4 - Факторы, влияющие на рынок сельскохозяйственной техники России в связи с вступлением в ВТО
Факторы Последствия
Снижение ввозной пошлины на импортную сельскохозяйственную технику с 15 до 5% Увеличение объема импорта сельскохозяйственной техники, в том числе изношенной. Уменьшение доли отечественной техники на рынке, снижение эффективности её производства и продажи и как следствие, деградация российского сельскохозяйственного машиностроения.
Запрет на протекционистские меры поддержки российского машиностроения в виде субсидирования процентной ставки по кредитам Уменьшение доступности сельскохозяйственной техники, произведенной на территории РФ, что снизит её конкурентоспособность. Снижение целесообразности налаживания на территории РФ производства зарубежной техники с высокой степенью локализации производства. Снижение активности сельскохозяйственных производителей в использовании кредитных ресурсов для технической модернизации.
Снижение поддержки производства сельскохозяйственной техники производимой на экспорт Отмена механизма субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам на производство техники на экспорт снижает конкурентные позиции российской техники на международном рынке.
Высокие ставки на запасные части к сельскохозяйственной технике Расширение объемов продажи импортной техники на фоне высоких тарифов на запасные части может создать условия, при которых стоимость обслуживания техники повысит эксплуатационные расходы, а следовательно и себестоимость, при достаточно выгодных ценах на технику.
Существенные различия в налоговой нагрузке российских производителей и зарубежных Налоги на инвестиции в РФ выше, чем в зарубежных странах, в связи с чем инвестиции на модернизацию делать не выгодно.
Однако, оценив структурный состав поступающей и выбывающей техники, следует указать, что более половины поступивших тракторов произведена за рубежом и они значительно превосходят выбывающие тракторы по техническим характеристикам, таким как производительность, мощность и надежность. Если
говорить о зерноуборочных комбайнах, то следует указать, что списываемая техника представляет собой комбайны таких марок, как Дон-1500, СК-5 Нива, Енисей-1200, с возрастом более 10 лет; а значительная часть приобретаемых комбайнов представляют собой новую технику. Половина из приобретаемых комбайнов - за-
рубежных фирм JohnDeere, NewHolland и Claas, а вторая половина - серия комбайнов завода Ростсельмаш
Вектор и Акрос, а также новые модели комбайнов Полесье.
Таблица 5 - Поставка новой сельскохозяйственной техники на российский рынок в 2011 году [4]
Произво- дитель Объем поставки новой техники, ед. Структура рынка техники, % Из них произведено на территории РФ, ед. Удельный вес техники произведенной в РФ в структуре поставок, % Производи- тель Объем поставки новой техники, ед. Структура рынка техники, % Из них произведено на территории РФ, ед. Удельный вес техники произведенной в РФ в структуре поставок, %
Зерноуборочные комбайны Кормоуборочные комбайны
КЗ «Ростсельмаш» 3707 55,63 3707 100,00 КЗ «Ростсельмаш» 592 34,97 592 100,00
ПО «Гом-сельмаш» 1507 22,61 1507 100,00 ПО «Гом-сельмаш» 529 31,25 529 100,00
Claas 382 5,73 365 95,55 «Корммаш» 232 13,70 232 100,00
ПО «КЗК» 299 4,49 299 100,00 Claas 121 7,15 0 0,00
CNH 291 4,37 167 57,39 «Зарем» 61 3,60 61 100,00
John Deer 213 3,20 112 52,58 John Deer 44 2,60 0 0,00
Sampo Rosenlew 92 1,38 88 95,65 JF-Stoll 22 1,30 0 0,00
AGCO 61 0,92 30 49,18 Krone 19 1,12 0 0,00
Laverda 37 0,56 0 0,00 ПТЗ 19 1,12 19 100,00
Прочие 75 1,13 13 17,33 Прочие 54 3,19 33 61,11
Итого 6664 100,00 6288 34,24 Итого 1693 100,00 1466 86,59
Тракторы Свеклоуборочные комбайны
МТЗ 25331 80,52 11295 44,59 Agrifac 19 4,43 - -
ХТЗ 1320 4,20 301 22,80 Franz Kleine 20 4,66 - -
Агро- машхол- динг 1190 3,78 1190 100,00 Amity Technology 69 16,08 - -
John Deer 1040 3,31 376 36,15 Grimme 76 17,72 - -
CNH 507 1,61 243 47,93 Ropa 94 21,91 - -
ПТЗ 430 1,37 430 100,00 Holmer 137 31,93 - -
Foton 402 1,28 0 0,00 Прочие 14 3,26 - -
AGCO 249 0,79 0 0,00 Итого 429 100,00 - -
Buhler Versatile 210 0,67 131 62,38 Картофелеуборочные комбайны
Kioti 177 0,56 0 0,00 Weituo 304 20,03 - -
АТМ 131 0,42 131 100,00 Grimme 273 17,98 - -
SDF 121 0,38 98 80,99 Brzeg 61 4,02 - -
Прочие 353 1,12 131 37,11 Прочие 880 57,97 - -
Итого 31461 100,00 14326 45,54 Итого 1518 100,00 - -
На сегодняшний день лидеры в животноводстве значительно обновили техническую и технологическую базу данной отрасли, и это дало возможность сделать
производство продукции высокорентабельным. Существующее сегодня на рынке животноводческое оборудование обладает высокой пропускной способностью
поэтому фермы с небольшим поголовьем животных в полной мере не будут использовать ресурс данной техники, что сделает приобретение и использование её экономически неоправданным. Одной из основных проблем эффективного использования технической базы животноводства является неполная загрузка имеющихся производственным мощностей и площадей.
Таким образом, в условиях вступления России в ВТО угрозой для российского рынка сельскохозяйственной техники является зависимость от иностранных производителей, однако производство импортной техники на территории России несколько нивелируют эту проблему. Необходимо избежать вхождения на рынок старой импортной техники выработавшей свой экономически целесообразный ресурс.
Значительный вклад в развитие производственно-экономического потенциала агропромышленного комплекса и решение социальных проблем села призвана внести Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717. Вместе с тем, серьезную озабоченность вызывает то, что из направлений поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей исключено субсидирование кредитов, использованных на приобретение техники. А то количество техники, которое предусматривается просубсидировать заводам-производителям для ее реализации сельскохозяйственным товаропроизводителям по льготным ценам, позволит удовлетворить потребности последних не более чем на 10%. Например, целевые индикаторы по реализации новой сельскохозяйственной техники сельскохозяйственным товаропроизводителям в 2013 году составляют: тракторы 1221 единиц, зерноуборочные комбайны - 1019 единиц, кормоуборочные комбайны - 255 единиц.
Таким образом, утвержденный в Госпрограмме механизм субсидирования заводов-производителей техники в связи с недостаточностью ресурсного обеспечения этого направления, не позволяющего в полном объеме удовлетворить потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей в технике, приведет к ускорению технической деградации сельскохозяйственного производства.
К предлагаемым направлениям совершенствования экономического механизма воспроизводства технической базы сельского хозяйства, с учетом появившихся ограничений в связи со вступлением России в
ВТО относятся:
1. В виду того, что в сельском хозяйстве производственный процесс не совпадает по времени с моментом получения дохода, а также с высокой капиталоёмкость воспроизводства парка техники необходимо сформировать условия для эффективной работы кредитной системы для АПК. Но в связи с тем, что со вступлением в ВТО механизм субсидирования процентной ставки использоваться не будет, нами предлагается не субсидирование, а прямое финансирование или снижение процентной ставки до 1/3 ставки рефинансирования РСХБ.
2. В связи с опасностью увеличения объема ввоза импортной сельскохозяйственной техники выработавшей свой ресурс необходимо ввести утилизационный сбор, который должен нивелировать снижение таможенной пошлины на ввозимую технику, причем этот сбор должен распространяться как на изношенную технику, так и на новую, аналоги которой производятся на территории РФ.
3. Создать условия по повышению залоговой базы при поставке техники российского производства сельскохозяйственному товаропроизводителю. Этого можно добиться посредством предоставления отсрочки по оплате части стоимости техники до 6 месяцев, и использования при кредитовании условий при которых сама приобретаемая техника является залоговой базой.
4. Осуществлять прямое финансирование первого взноса по лизингу или компенсация части затрат на техническую модернизацию на конкурсной (грантовой) основе, с предоставлением технико-экономических обоснований потребности приобретения современной техники.
5. Весьма эффективным могут стать программы утилизации сельскохозяйственной техники, выработавшей свой ресурс, и получение скидки на приобретение новой. Причем следует формировать скидки на уровне 10 % от стоимости приобретаемой новой техники, что позволит повысить её доступность и постепенно вывести из эксплуатации значительную часть морально и физически изношенной техники. По нашему мнению следует обратить внимание на утилизацию прицепной техники. Замена устаревших сеялок и почвообрабатывающей техники на современную помимо обновления парка позволит повсеместно внедрить ресурсо- и энергосберегающие технологии.
6. Необходима государственная поддержка страхования сельскохозяйственной техники, причем предлагается осуществлять страхование на отказ, увеличи-
вая срок гарантийного обслуживания до конца срока кредитования. Это позволит компенсировать затраты на капитальный и восстановительный ремонт, что особенно важно после гарантийного срока.
7. При производстве техники в России обязательным условием должно быть импорт комплектующих менее 50 % общей стоимости машины. В противном случае она должна считаться импортной машиной. Фирмам, организующим производство машин последнего поколения, должны предоставляться льготы по налогам, аренде земли, включении в реестр поставляемой по лизингу техники, снижение таможенных пошлин на комплектующие.
Литература:
1. Государственная программа развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -2020 годы. утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717.
2. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации.
3. Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года, Москва, 2011 год
4. Елисеев А. Рынок сельхозтехники: выход из кризиса. Кто, что и сколько продал в 2011 году// «Аграрное обозрение», №2. - 2012.
5. Наличие техники, энергетических мощностей в сельскохозяйственных организациях Российской Федерации в 2011 году: Стат.сб./Росстат - M., 2012.
Полухин А.А. - e-mail: [email protected]
6. Машиностроение: тенденции и прогнозы.
Итоги 2011 года. Аналитический бюллетень. РИА новости. - М: 2012. - С. 20-24.
7. Обеспеченность тракторами и комбайнами сельскохозяйственных организаций Российской Федерации в 2011 году: Стат.сб./Росстат - M., 2012.
8. Полухин А.А. Организационно-
экономический механизм технического переоснащения сельского хозяйства/ А.А. Полухин//Экономические и гуманитарные науки. - 2012. - №4.- С.3-8
9. Полухин А.А. Организационно-
экономический механизм модернизации сельского хозяйства России/ А.А. Полухин// Аграрная Россия. 2012. - № 5. - С. 23-29.
10. Производство тракторной техники в России в 2011 году выросло в 1,8 раза [Электронный ресурс] / Режим доступа URL: Intemetresource: http://www.asm-holding.ru/news/344/
11. Российское производство комбайнов в 2011
году увеличилось в полтора раза. [Электронный ресурс] / Режим доступа URL: Intemetresource:
http://agrobezopasnost.com/agronews/item/741-rossijskoe-proizvodstvo-kombajmv-v-2011-godu-uvelicЫlos-v-poltora-raza.html
12. Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года, Москва, 2011 год
13. URL: http://rosinvest.com/novosti/913061
14. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2011 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы». - Москва. - 2012.
Статья поступила в редакцию 30.11.2012 г.