Научная статья на тему 'О необходимости совершенствования законодательства о коммерческих организациях, оказывающих финансовые услуги'

О необходимости совершенствования законодательства о коммерческих организациях, оказывающих финансовые услуги Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
392
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / КОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА / ИНВЕСТОРЫ / ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ / РЕФОРМЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / LEGAL POSITION / COMMERCIAL ORGANIZATIONS / INVESTORS / FINANCIAL SERVICES / REFORMS / MONETARY FUNDS / LEGISLATIVE AUTHORITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Опыхтина Е. Г.

В статье рассматриваются особенности правового положения наиболее распространенных коммерческих организаций, привлекающих денежные средства (кредитные, страховые организации, коллективные инвесторы). Эти юридические лица играют большую роль в экономике России, от их деятельности зависит успешное проведение реформ в нашем государстве. Законодательство о коммерческих организациях, оказывающих финансовые услуги, находится в процессе становления и требует пристального внимания со стороны законодательной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE NECESSITY OF IMPROVEMENT OF LAW ON COMMERCIAL ORGANIZATIONS PROVIDING FINANCIAL SERVICES

The article deals with peculiarities of legal position of the most common commercial organizations attracting fiscal funds (credit and insurance organizations, collective investors). These legal persons play a significant role in the Russian economy, their activity determines the success of reforms in our country. Law on commercial organizations providing financial services is still in the process of formation and demands close attention from legislative power.

Текст научной работы на тему «О необходимости совершенствования законодательства о коммерческих организациях, оказывающих финансовые услуги»

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

УДК 347:72:336

Е.Г. ОПЫХТИНА, кандидат юридических наук, доцент

Институт экономики, управления и права (г. Казань)

О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ

В статье рассматриваются особенности правового положения наиболее распространенных коммерческих организаций, привлекающих денежные средства (кредитные, страховые организации, коллективные инвесторы). Эти юридические лица играют большую роль в экономике России, от их деятельности зависит успешное проведение реформ в нашем государстве. Законодательство о коммерческих организациях, оказывающих финансовые услуги, находится в процессе становления и требует пристального внимания со стороны законодательной власти.

Экономическая система любого государства постоянно испытывает потребность в перераспределении финансовых активов от тех, кто ими обладает, к тем, кто в них нуждается. Потребителями (реципиентами), нуждающимися в привлечении дополнительных финансовых потоков, являются хозяйствующие субъекты и само государство. Однако население предпочитает высоколиквидные и краткосрочные вложения, в то время как экономика нуждается в долгосрочных инвестициях. Отмеченные противоречия служат основной причиной возникновения особых финансовых посредников, которые осуществляют перераспределение денежных ресурсов и производят согласование интересов в условиях финансового рынка. Такими посредниками и выступают отдельные виды организаций. Эти организации выступают своего рода аккумулятором средств частных инвесторов, инструментом, способным осуществлять перспективные инвестиционные проекты в нашем государстве.

В этом контексте исследование правовых основ существования коммерческих организа-

ций, оказывающих финансовые услуги (кредитные, страховые организации, коллективные инвесторы), представляется объективно важной задачей не только с теоретической, но и с практической точки зрения.

Коммерческие организации, оказывающие финансовые услуги, являются коммерческими юридическими лицами с особым правовым статусом, так как они ограничены в правах законом, осуществляют специфические (исключительные) виды деятельности при одновременном запрете осуществлять другие. Понятие "особый правовой статус юридического лица" -широкое понятие, включающее в себя не только особую правосубъектность, но и особый порядок создания, реорганизации, ликвидации юридических лиц, права и обязанности их участников, права и обязанности их кредиторов, специфическую юридическую ответственность.

Правовое положение юридических лиц с особым правовым статусом определяется общим и специальным законодательством. К общему относится: ГК РФ [1, 2, 3, 4], Федераль-

ный закон "Об акционерных обществах" [5], Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" [6] и др., в качестве специальных законов выступают законы, принятые в соответствии с прямым указанием ГК РФ и других общих законодательных актов1.

Коммерческими юридическими лицами с особым правовым статусом, согласно действующему законодательству, являются кредитные, страховые организации, коллективные инвесторы, организации, привлекающие денежные средства участников долевого строительства, государственные и муниципальные унитарные предприятия, приватизированные предприятия, фондовые и товарные биржи, акционерные общества и общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью в области производства сельскохозяйственной продукции, акционерные общества работников. Правоспособность этих организаций существенно ограничена специальными нормативными актами, регулирующими их правовое положение.

Правоспособность коммерческих юридических лиц с особым правовым статусом ограничена не учредительными документами, а непосредственно законом. Возможность установления такого исключения для коммерческих организаций в законе предусмотрена в ч. 2 п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Объем правоспособности коммерческих юридических лиц с особым правовым статусом зависит от вида осуществляемой ими деятельности и полученной лицензии. По мере развития деятельности коммерческая организация с особым правовым статусом может расширить объем своей специальной правоспособности путем получения соответствующих лицензий.

Выход за пределы специальной правоспособности влечет для всех организаций с особой

1 Так, особенности правового положения организаций в сфере банковской деятельности определяются Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Правовое положение организаций в сфере страховой деятельности определяется Законом РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

правоспособностью признание сделок ничтожными, независимо от решения суда (ст. 168 ГК РФ), тогда как сделки организаций, специальная правоспособность которых вытекает из учредительных документов, являются оспоримыми (ст. 173 ГК РФ).

В зависимости от цели и характера деятельности коммерческие организации с особым правовым статусом могут быть классифицированы следующим образом: 1) коммерческие юридические лица с особым правовым статусом, оказывающие финансовые услуги (кредитные организации, страховые организации, юридические лица - коллективные инвесторы), и 2) коммерческие юридические лица с особым правовым статусом, не оказывающие финансовые услуги (биржи, предприятия, созданные в процессе приватизации).

Основными чертами особого правового статуса таких юридических лиц являются: правовое регулирование специальными законодательными актами; запрет на совмещение осуществляемой деятельности с другими видами деятельности.

В некоторых случаях к указанным выше основным признакам присоединяются и некоторые другие, а именно: регистрация в качестве хозяйственного общества, лицензирование вида деятельности; требования к составу имущества, вносимого в уставный капитал компании, и размеру уставного капитала; необходимость создания резервного фонда; соблюдение установленных надзорными органами нормативов (соотношение активов компании и принятых обязательств); требования к финансовому положению и деловой репутации учредителей; обязанность страхования риска ответственности за неисполнение договоров; соблюдение требований антимонопольного законодательства, особый порядок ликвидации.

Анализ правового положения коммерческих организаций, аккумулирующих денежные средства, позволил сделать вывод о необходимости совершенствования законодательства, регулирующего их правовое положение.

1. Необходимо унифицировать требования, предъявляемые к коммерческим финансовым

организациям, в той мере, в какой это возможно для учета их особенностей, так как основной причиной установления ограничений правоспособности таких организаций является обеспечение их платежеспособности.

2. При определении правового положения коммерческих юридических лиц с особым правовым статусом, оказывающих финансовые услуги, законодатель должен основываться на принципе единства и дифференциации законодательства, который выражается в том, что в законодательстве должны быть закреплены общие и специальные (особые) требования к данным организациям.

Общими требованиями, предъявляемыми законодательством к вышеуказанным организациям, должны быть следующие:

- регистрация в качестве акционерного общества;

- формирование уставного капитала таких организаций исключительно за счет денежных средств;

- обязанность всех организаций, аккумулирующих денежные средства, страховать риск своей ответственности, которая может наступить вследствие нарушения заключаемых ими договоров;

- возможность возбуждения дела о банкротстве только после отзыва у них лицензии.

Специальные (особые) требования должны учитывать специфику вида деятельности этих организаций, а именно: особенности ведения бухгалтерского учета, методику определения собственных средств, критерии определения финансового положения организации, размер уставного капитала, порядок лицензирования и т.д.

3. Высказанные положения требуют внесения изменений в действующие нормативные акты.

А) Дополнить статью 49 ГК РФ следующим предложением:

"Объем правоспособности отдельных видов коммерческих юридических лиц может быть ограничен законом".

Б) В целях защиты прав вкладчиков в Федеральный закон "О банках и банковской деятель-

ности" [7, 8, 9] необходимо внести следующие изменения:

- в п. 1 ст. 1 последнее предложение целесообразно изложить в следующей редакции: "Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности и создается в форме акционерного общества";

- ч. 1 ст. 11 вышеуказанного закона необходимо дополнить следующим предложением: "Для формирования уставного капитала кредитной организации могут быть использованы только денежные средства";

- ч. 2 ст. 11 изложить в следующей редакции: "Банк России устанавливает норматив минимального размера уставного капитала вновь регистрируемой кредитной организации. Норматив минимального размера уставного капитала кредитной организации может устанавливаться в зависимости от вида кредитной организации".

В) В силу необходимости совершенствования механизма защиты интересов страхователей и кредиторов п. 1 ст. 6 Федерального закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации" [10, 11, 12] дополнить предложением: "Страховые организации могут создаваться только в форме акционерных обществ".

Г) П. 1 ст. 38 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" [13, 14] изменить и изложить в следующей редакции: "Управляющей компанией может быть только акционерное общество, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации";

п. 3 ст. 38 данного закона дополнить предложением: "Собственные средства управляющей компании включают в себя уставный капитал, добавочный капитал, нераспределенную прибыль. Уставный капитал может быть сформирован только за счет денежных средств";

п. 2 ст. 39 указанного закона дополнить требованием: "Управляющая компания обязана страховать риск своей ответственности за нарушение обязательств по договору доверительного управления".

Д) Изменить формулировку ст. 3 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой

пенсии в Российской Федерации" [15] и определение управляющей компании изложить в следующей редакции: "Управляющая компания -акционерное общество, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами".

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая / Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

2. Часть вторая / Федеральный закон от 26 января 1996 г. // Собрание законодательства РФ. -1996. - № 5. - Ст. 410.

3. Часть третья / Федеральный закон от 26 ноября2001 г. // Собрание законодательства РФ. -2001. - № 49. - Ст. 4552.

4. Часть четвертая / Федеральный закон РФ от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ // Российская газета. - 2006. -23 декабря.

5. Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. -Ст. 1; 2001. - № 33; часть 1. - Ст. 3432; 2007. - № 7. - Ст.834.

6. Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 7. -Ст. 785; 2006. - № 52, часть 1. - Ст. 5497.

7. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1990. - № 27. - Ст. 367.

8. Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 6. -Ст. 492.

9. Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 6. -Ст. 636.

10. Российская газета. - 1993. - 12 января.

11. Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 10. -Ст. 760.

12. Российская газета. - 2007. - 24 мая.

13. Российская газета. - 2001. - 4 декабря.

14. Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 17 (Ч.1). - Ст. 1780.

15. Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. -Ст. 3024; 2006. - № 6. - Ст. 636.

В редакцию материал поступил 15.08.07.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.