Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 3
Право
УДК 347 (075.8)
К вопросу об особенностях правового положения организаторов торговли на
финансовых и товарных рынках
Опыхтина Е.Г.
Кандидат юридических наук,
доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Казанского (Приволжского) федерального университета
В статье анализируются положения Федерального закона «Об организованных торгах», касающиеся особенностей правового положения бирж и торговых систем, которые являются коммерческими организациями с особым правовым статусом.
Ключевые слова: организаторы торговли на финансовом и фондовом рынке, правовое положение, биржа и торговая система.
Рынок финансовых услуг в России - один из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. Об этом свидетельствует принятие Федерального закона от 21.11.2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах» [1], который устанавливает особенности правового положения организаторов торговли. Принятие данного закона позволило унифицировать требования, предъявляемые законом к деятельности по проведению организованных торгов на товарном и финансовом рынках. До принятия этого закона особенности правового положения фондовой биржи определялись Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» [2], а особенности правового положения товарной биржи были ранее установлены Законом РФ от 20.02.1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» [3] (закон утратил силу с 1 января 2012 г.). Необходимо отметить, что Закон об организованных торгах вступил в силу с 1 января 2012 г., однако отдельные положения закона, устанавливающие особенности правового положения биржи и торговой системы вступят в силу с 1 января 2013 г.
Федеральный закон «Об организованных торгах» дает легальное определение организатора торговли, под которым понимают лицо, оказывающее услуги по проведению торгов на товарном и финансовом рынках, на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы (ст. 2). Торговая система не вправе совершать действия и оказывать услуги, которые могут совершаться (оказываться) только бир-214
жей (ст. 9). Данный закон вводит единую лицензию биржи, на основании которой допускается организация торговли ценными бумагами, производными финансовыми инструментами, иностранной валютой и биржевыми товарами. Такая лицензия заменяет такие лицензии, как лицензию на организацию биржевой торговли, лицензию фондовой биржи, лицензию на организацию операций по купле-продаже иностранной валюты за рубли и проведение расчетов по заключенным сделкам.
Организаторы торговли являются коммерческими юридическими лицами с особым правовым статусом, поскольку их правоспособность ограничена не учредительными документами, а законом. Возможность установления такого исключения для коммерческих организаций в законе предусмотрена в ч. 2 п. 1 ст. 49 ГК РФ.
При рассмотрении правового положения организаторов торговли необходимо обратить внимание на соотношение норм Федерального закона «Об организованных торгах» с положениями Гражданского кодекса РФ, Федерального закона «Об акционерных обществах». По вопросам, связанным с созданием, лицензированием бирж и торговых систем, определением их правового статуса, приоритет имеют нормы федеральных законов, регулирующих проведение организованных торгов как специальные. Этот приоритет имеет место за счет оговорки ст. 49 ГК РФ.
Законодатель устанавливает новые требования к организационно-правовой форме организаторов
Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 3
Право
торговли (ст. 5), которые могут быть только хозяйственными обществами, а биржи - только акционерными обществами (ст. 9). Ранее биржи могли быть созданы как акционерные общества, а также как некоммерческие партнерства.
Организаторы торговли осуществляют деятельность на основании лицензии Федеральной службы по финансовым рынкам (Лицензионные требования организаторов торговли установлены в ст. 26 Федерального закона «Об организованных торгах).
Законом существенно ограничена правоспособность организаторов торгов на финансовых и фондовых рынках. Организатор торговли не вправе заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью, деятельностью кредитных организаций, деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельностью по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельностью специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, деятельностью акционерных инвестиционных фондов, деятельностью негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию (ст. 5). Организатор торговли не вправе являться центральным контрагентом. Помимо ограничений, установленных ст. 5 настоящего Федерального закона, торговая система при совмещении своей деятельности с клиринговой деятельностью не вправе совмещать такую деятельность с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью на рынке ценных бумаг, деятельностью по управлению ценными бумагами (ст. 9).
Законодатель предъявляет требования и к финансовой устойчивости таких организаций. Минимальный размер собственных средств лица, оказывающего услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи, должен составлять не менее 100 млн. руб., лица, оказывающего услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии торговой системы, - не менее 50 млн. руб. Состав собственных средств организатора торговли должен соответствовать требованиям, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков с учетом видов деятельности, с которыми совмещается деятельность по проведению организованных торгов. Организатор торговли должен соблюдать нормативы ликвидности, нормативы достаточности собственных средств, величина и методика определения которых устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков.
Законодательно установлены и требования к лицам, имеющим право прямо или косвенно (через
подконтрольных им лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) организатора торговли, распоряжаться 5 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал соискателя лицензии (лицензиата). Заметим, что с принятием нового закона сняты ранее действующие ограничения: в отношении товарной биржи о том, что доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10 %; в отношении фондовой биржи о том, что одному акционеру фондовой биржи и его аффилированным лицам не может принадлежать 20 % и более акций каждой категории (эти ограничения не применялись к акционерам фондовой биржи, которые являются фондовыми биржами).
Установлены требования к деловой репутации и квалификации лиц, занимающих руководящие должности в биржевых организациях и торговых системах, а именно: к лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа, членам совета директоров (наблюдательного совета), членам коллегиального исполнительного органа, руководителю службы внутреннего контроля (контроле -ру), главному бухгалтеру или иному должностному лицу организатора торговли, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, руководителю филиала организатора торговли, должностному лицу, ответственному за организацию системы управления рисками (руководителю отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками), а в случае совмещения деятельности по организации торгов с иными видами деятельности, также к руководителю структурного подразделения, созданного для осуществления деятельности по организации торгов.
Фирменное наименование организатора торговли должно содержать указание на характер деятельности этого юридического лица. Фирменное наименование биржи должно содержать слово «биржа» (ст. 9). Фирменное наименование торговой системы должно содержать словосочетания «торговая система» или «организатор торговли» в любом падеже (ст. 12).
На законодательном уровне установлены требования к правилам организованных торгов; к порядку организации мониторинга организованных торгов, а также контроля за участниками торгов и иными лицами в соответствии с требованиями федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; к организации внутреннего контроля; к документу (документам), определяю-
215
Право
Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 3
щему (определяющим) меры, направленные на снижение рисков деятельности по организации торгов. Большое значение в регулировании отношений по проведению организованных торгов имеют локальные нормативно-правовые акты.
Мы видим, что новый закон изменяет требования к организационно-правовой форме биржи, к порядку получения и виду лицензии на осуществление биржевой деятельности, ужесточает требования к финансовой устойчивости таких организаций. Как это повлияет на российский рынок финансовых услуг пока сказать сложно, но действующие биржи поставлены сейчас в достаточно сложное положение, так как организации, имеющие на 1 января 2013 г. лицензии фондовых бирж, обязаны получить предусмотренную законом об организованных торгах лицензию или прекратить осуществление своей деятельности до 1 января 2014 г. Согласно ч. 3 ст. 29 Закона «Об организованных торгах» биржи, являющиеся некоммерческими партнерствами, могут быть преобразованы в акционерные общества. Это положение закона очень сложно комментировать, так как эта норма разрешает преобразование некоммерческой организации в коммерческую.
По мнению А. Рыбникова, президента Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи: «Принятие закона будет способствовать увеличению торговли самыми разными товарами: газом, нефтью, углем, металлами, продуктами нефтепереработки. Положительно отразится это и на наших товарных отношениях с зарубежными партнерами, прежде всего, с Таможенным союзом. Я считаю, что создание сильной российской биржи, на которой сосредоточен серьезный товарный оборот, послужит для площадок партнеров хорошим ориентиром для интеграции» [4].
Литература:
1. Федеральный закон от 21.11. 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах» // Российская газета. - 2011 г,- 26 ноября.
2. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» // Собрание законодательств РФ. - 1996. - № 17. - Ст. 1918; Российская газета 2003. - 4 января. - № 1; СЗ РФ. - 2006. - № 17 (ч. 1). - Ст. 1780
3. Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» (с изм. от 24 июня 1992 г., 30 апреля 1993 г., 19 июня 1995 г., 21 марта 2002 г, 15 апреля 2006 г.) // Ведомости Верховного Совета народных депутатов РФ. -1992. - № 18. - Ст. 961; СЗ РФ. - 2006. - № 17 (Ч. 1). - Ст. 1776.
4. Баранов В. Закон об организованных торгах снимает противоречия в регулировании электронной торговли газом // Российская газета. - 2011. -26 ноября. - № 5642.
Legal Status of Trade Organizers on the Financial and Goods Markets
E. Opykhtina
Kazan (Volga Region) Federal University
The paper deals with the provision of Federal law “On Arranged Auction”, concerning peculiarities of legal status of exchange markets and trade systems that are commercial organizations with special legal status.
Key words: trade organizers on financial and exchange market, legal status, exchange and trade system.
216