Научная статья на тему 'О необходимости совершенствования нормативно-правового регулирования сроков временного хранения товаров'

О необходимости совершенствования нормативно-правового регулирования сроков временного хранения товаров Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
434
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
временное хранение / склад временного хранения / иностранные товары / таможенный контроль / грузополучатель товаров / срок временного хранения / ответственное хранение / административное правонарушение / задержание товаров / temporary storage / temporary storage warehouse / foreign goods / customs control / consignee of goods / term of temporary storage / responsible storage / administrative offense / detention of goods

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — К.И. Цедрик

Описаны особенности законодательного регулирования и практические вопросы временного хранения иностранных товаров. Рассматриваются меры административного регулирования, применяемые таможенными органами при нарушении сроков временного хранения товаров, а также проблемы передачи на реализацию изъятых товаров. Подчеркивается необходимость внесения изменений и дополнений в нормативно-правовые документы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Need to Improve the Regulatory and Legal Regulation of the Terms of Temporary Storage of Goods

The specifics of legislative regulation and practical issues of temporary storage of foreign goods are described. The measures of administrative regulation applied by customs authorities in case of violation of the terms of temporary storage of goods, as well as the problems of transferring seized goods for sale, are considered. The need for amendments and additions to regulatory documents is emphasized.

Текст научной работы на тему «О необходимости совершенствования нормативно-правового регулирования сроков временного хранения товаров»

УДК 339.543.5:658.78

DOI 10.24412/1815-0683-2022-3-84-89

К. И. ЦЕДРИК*

О необходимости совершенствования нормативно-правового регулирования сроков временного хранения товаров

Описаны особенности законодательного регулирования и практические вопросы временного хранения иностранных товаров. Рассматриваются меры административного регулирования, применяемые таможенными органами при нарушении сроков временного хранения товаров, а также проблемы передачи на реализацию изъятых товаров. Подчеркивается необходимость внесения изменений и дополнений в нормативно-правовые документы.

Ключевые слова: временное хранение, склад временного хранения, иностранные товары, таможенный контроль, грузополучатель товаров, срок временного хранения, ответственное хранение, административное правонарушение, задержание товаров.

ЦЕДРИК Ксения Игоревна -аспирант; заместитель начальника отдела контроля за складами временного хранения и зонами таможенного контроля таможенного поста Морской порт Владивосток. ctymrflehf@mail.ru.

TSEDRIK K. I. - postgraduate; Deputy Head of the Department of Control over temporary Storage Warehouses and Customs control Zones of the customs post Vladivostok Seaport.

K.I. TSEDRIK

On the Need to Improve

the Regulatory and Legal Regulation

of the Terms of Temporary Storage of Goods

The specifics of legislative regulation and practical issues of temporary storage of foreign goods are described. The measures of administrative regulation applied by customs authorities in case of violation of the terms of temporary storage of goods, as well as the problems of transferring seized goods for sale, are considered. The need for amendments and additions to regulatory documents is emphasized.

Keywords: temporary storage, temporary storage warehouse, foreign goods, customs control, consignee of goods, term of temporary storage, responsible storage, administrative offense, detention of goods.

' Российская таможенная академия. 140015, г. Люберцы, Комсомольский проспект, 4; Владивостокская таможня. 690090, г. Владивосток, ул. Посьетская, 21 а.

Russian Customs Academy. 4, Komsomolsky Prospekt, Lyubertsy, 140015. Vladivostok Customs. 21 a, Posyetskaya Str., Vladivostok, 690090.

После прибытия товаров на территорию ЕАЭС товары находятся под таможенным контролем. Как прибытие, так и временное хранение товаров входит в группу таможенных операций, которые способствуют декларированию товаров. Подготовка, оформление и сбор документов для таможенных целей -длительный процесс, на этот период необходимо помещать товары на временное хранение1. Следовательно, есть прямая необходимость в складах временного хранения (СВХ), которые служат связующим элементом в последовательности совершения таможенных операций.

Приказом ФТС России от 18.03.2019 № 444 установлен алгоритм совершения таможенных операций на СВХ; основные процедуры и этапы по осуществлению регистрации документов, которые необходимы при сопровождении на склад; основные правила по выдаче или запрету на выдачу разрешения по выполнению таможенных процедур, в соответствии с п. 2 ст. 102 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС). В приказе приводится также форма отчетности для владельцев, осуществляющих временное хранение на складах, установлены сроки ее представления2.

При принятии товаров на временное хранение владелец СВХ представляет таможенному посту отчет по форме ДО-1 в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем фактического размещения товаров на СВХ3. Отчет включает в себя сведения о товарах, принятых на хранение, а именно: дату и время размещения на складе, наименование товара, код товара, складской номер товара, количество грузовых мест, вес товара, стоимость в валюте, буквенный код валюты, дату истечения срока временного хранения.

Отчет по форме ДО-2 представляется владельцем СВХ таможенному посту в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем вывоза товаров с территории СВХ. Указанная форма отчетности включает в себя сведения о товарах, выданных с территории СВХ, а именно: в разделе «Приход» указывается дата и время помещения на склад, номер отчета по форме ДО-1, наименование товара, количество грузовых мест, вес товара брутто, стоимость

1 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)

2 Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров, Порядка регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение и выдачи подтверждения о регистрации документов, Порядка выдачи (отказа в выдаче) разрешения на проведение операций, указанных в п. 2 ст. 102 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, определении Условий и Порядка выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах, Способа представления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков представления отчетности: приказ ФТС России от 18.03.2019 № 444.

3 Временное хранение товаров / ФТС России. URL: https://customs.gov.ru/document/text/13216 (дата обращения: 15.09.2022).

в валюте, указанный в транспортных (перевозочных) или коммерческих документах, буквенный код валюты; в разделе «Расход» - дата и время выдачи со склада, количество грузовых мест, вес товара брутто, стоимость товара в валюте, указанной в транспортных (перевозочных) или коммерческих документах, основания выдачи товара со склада, наименование получателя; в графе «Остаток» - количество грузовых мест, вес товара брутто, стоимость товара в валюте, указанной в транспортных (перевозочных) или коммерческих документах.

Ответственность за достоверность сведений в отчетности по форме ДО-1 и ДО-2 возложена на владельца СВХ. Представление в таможенный орган отчетности, содержащей недостоверные сведения, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Сроки и условия хранения иностранных товаров указаны в ст. 101 ТК ЕАЭС. Сроки временного хранения иностранных товаров должны исчисляться со дня, который следует за днем регистрации таможенными органами документов, и не должны превышать 4 месяца4.

Отметим, что таможенными органами на постоянной основе осуществляется анализ представленной информации, указанной владельцами СВХ в отчетности, с целью осуществления контроля за достоверностью заявленных сведений или с целью выявления факта, связанного с нарушением сроков временного хранения. В случае выявления нарушений возбуждается дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена гл. 16 КоАП РФ.

Владельцы иностранных товаров в момент нахождения товаров на временном хранении не имеют права на вывоз товара, если не было получено разрешения таможенных органов. Началом срока временного хранения считается день, который следует после дня регистрации необходимых документов, представленных перевозчиком для размещения на СВХ.

С целью определения причинно-следственной связи применения административных мер в отношении товара с нарушенными сроками временного хранения на рисунке представлена последовательность совершения таможенных операций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

После истечения сроков временного хранения, выпуск которых не был произведен или не было получено разрешение таможенных органов по убытию товаров с территории ЕАЭС, должностными лицами таможенных органов применяется процедура задержания товаров и рассматривается вопрос возбуждения дела об административном правонарушении в отношении

4 Приказ ФТС России от 18.03.2019 № 444.

грузополучателя товаров с возможностью применения обеспечительной меры - ареста товаров в рамках ст. 16.16 КоАП РФ5.

Последовательность совершения таможенных операций отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС

Иностранные товары не могут быть задержаны таможенными органами до истечения сроков временного хранения, если была произведена регистрация таможенной декларации, но при этом не был осуществлен выпуск товаров либо не было отказа по выпуску товаров. В то же время составляется дело об административном правонарушении по ст. 16.16 КоАП РФ с наложением штрафа на владельца товара, размер которого составляет от 1 000 до 2 000 руб. с конфискацией товара6.

После осуществления должностными лицами таможенных органов процедуры задержания в соответствии с гл. 51 ТЕ ЕАЭС товары помещаются на ответственное хранение таможенными органами в течение 30 календарных дней. В указанный срок грузополучатель имеет право заявить о своих правах в отношении товара и поместить товар под таможенную процедуру. По окончании установленного срока и непринятии грузополучателем действий по помещению товаров под таможенную процедуру, задержанные товары передаются таможенным органом на реализацию либо на уничтожение в территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным

5 Худжатов М. Б. Направления развития сфер применения складов временного хранения таможенных органов Российский Федерации // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2020. № 3. С. 83-92.

6 СВХ. Правила проведения таможенных операций при временном хранении / Автоюрклуб. URL: https://astclub.ru/pravoprimenenie/srok-vremennogo-hraneniya-tovarov-ischislyaetsya.html (дата обращения: 15.09.2022).

имуществом (ТУ Россимущества). Следовательно, законодатель предоставил грузополучателю право в течении 30 календарных дней после истечения срока временного хранения товаров заявить право на груз. Значит, срок помещения товаров под таможенную процедуру продлевается на 30 дней.

Передача товара с зоны таможенного контроля уполномоченному представителю ТУ Россимущества - длительный процесс, его срок может составлять несколько месяцев (в 2021 г. установлены факты передачи товара таможенными органами в ТУ Россимущества более 1 года)7.

На практике есть случаи, когда грузополучатель обращается в таможенный орган с целю подтверждения своих полномочий в отношении товаров, находящихся на ответственном хранении, после истечения 30 дневного срока хранения, а именно, на этапе передачи товара в ТУ Россимущества. Законодательно порядок действия должностных лиц таможенных органов для подобных ситуаций не закреплен, что становится проблемным как для участника ВЭД, так и для таможенного органа. С одной стороны, товар находится в зоне таможенного контроля под контролем таможенных органов на площадке ответственного хранения. С другой - на стадии передачи товара в ТУ Россиму-щества. Следовательно, товары находятся под юрисдикцией таможенных органов, и у должностных лиц таможенных органов имеется возможность подтверждения нахождения товара в зоне таможенного контроля, ввиду непринятия мер ТУ Россимущества.

В ТК ЕАЭС и иных нормативных документах отсутствует утвержденный порядок принятия решений по данному вопросу, а также способ регуляции и способ распоряжения иностранными товарами грузополучателем.

На данный момент существует проблема, связанная со способами и сроками распоряжения задержанными товарами и порядком принятия решения по данному вопросу со стороны таможенных органов. Установление менее длительного срока передачи товара в ТУ Россимущества на законодательном уровне позволит освободить территории и площади СВХ.

Процедура передачи товара от таможенного органа в ТУ Россимущества должна совершаться в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 № 1493 «Об утверждении Правил распоряжения товарами, задержанными таможенными органами, и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ». Однако на практике соответствующие нормы не действовали в связи с тем, что органы, обладающие исключительным правом на реализацию имущества, обращенного в федеральную собственность (Российский фонд федерального имущества (РФФИ) и его правопреемник Россимущество), не соблюдали нормы законодательства. По итогам большого количества

7 Худжатов М. Б. Направления развития сфер применения складов временного хранения таможенных органов Российский Федерации // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2020. № 3. С. 83-92.

судебных разбирательств, учитывая существующие нормы права, суд действительно полагает, что бездействие ТУ Россимущества в части приема и вывоза задержанных товаров имеет место8.

Таким образом, необходимо закрепить на законодательном уровне компетенции и права должностных лиц таможенных органов на этапе передачи товара в ТУ Росимущества в случае обращения грузополучателя для реализации товара после истечения срока хранения задержанных товаров, также закрепить обязанности ТУ Россимущества. В то же время необходима доработка системы по правовому регулированию сроков хранения задержанного и передаваемого на реализацию товара в ТУ Россимущества.

© Цедрик К. И., 2022 © Тяеапк К. I., 2022

Для цитирования:

Цедрик К. И. О необходимости совершенствования нормативно-правового регулирования сроков временного хранения товаров // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2022. № 3(100). С. 84-89.

8 Пирогова М. Г. Склад временного хранения: проблемы организации // Аллея науки. 2019. Т. 3, № 6 (33). С. 87-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.