Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА ХРАНЕНИЯ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА КАК КОМПЛЕКСНОГО ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА'

К ВОПРОСУ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА ХРАНЕНИЯ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА КАК КОМПЛЕКСНОГО ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
263
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ТОВАРЫ / ПЕРЕМЕЩАЕМЫЕ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ / ДОГОВОР СКЛАДСКОГО ХРАНЕНИЯ / ВРЕМЕННОЕ ХРАНЕНИЕ / СКЛАДЫ ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никитенко Алла Васильевна

Статья посвящена вопросам правового регулирования договора хранения, обусловливающего деятельность участников внешнеэкономической деятельности в сфере таможенного дела, рассматриваемых сквозь призму отношений, возникающих между государствами - членами Евразийского экономического союза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUE OF A LEGAL REGULATION OF A STORAGE CONTRACT IN CUSTOMS AS A COMPREHENSIVE LEGAL INSTITUTE

The article is devoted to the issues of the a legal regulation of the storage agreement, which determines foreign economic activity participants actions in the field of customs, within the frameworks of relations arising between the member states of the Eurasian Economic Union

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА ХРАНЕНИЯ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА КАК КОМПЛЕКСНОГО ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА»

УДК 347.459

К ВОПРОСУ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА ХРАНЕНИЯ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА КАК КОМПЛЕКСНОГО ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА

Никитенко Алла Васильевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин, e-mail: anikitenko3@yandex.ru

Статья посвящена вопросам правового регулирования договора хранения, обусловливающего деятельность участников внешнеэкономической деятельности в сфере таможенного дела, рассматриваемых сквозь призму отношений, возникающих между государствами - членами Евразийского экономического союза

Ключевые слова: Евразийский экономический союз; товары, перемещаемые через таможенную границу; договор складского хранения; временное хранение; склады временного хранения

THE ISSUE OF A LEGAL REGULATION OF A STORAGE CONTRACT IN CUSTOMS AS A COMPREHENSIVE LEGAL INSTITUTE

Nikitenko Alla V.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of the Department of Civil Law Disciplines, e-mail: anikitenko3@yandex.ru

The article is devoted to the issues of the a legal regulation of the storage agreement, which determines foreign economic activity participants actions in the field of customs, within theframeworks of relations arising between the member states of the Eurasian Economic Union

Keywords: Eurasian Economic Union; goods transported across the customs border; warehouse storage agreement; temporary storage; temporary storage warehouses

Для цитирования: Никитенко А.В. К вопросу правового регулирования договора хранения в сфере таможенного дела как комплексного правового института // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2021. № 3 (79). С. 115-120.

Начало функционирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в правовом отношении определилось вступлением в силу с 1 января 2018 г. Таможенного кодекса ЕАЭС (ТК ЕАЭС), который закрепил изменения в правовом регулировании таможенно-правовой сферы [1].

Образование единого экономического пространства, его формирование и становление новых правоотношений в сфере таможенных отношений в условиях единой таможенной территории является основной отправной точкой для исследований правового регулирования и правоприменительной практики, связанной с обновленным законодательством.

Между государствами - участниками ЕАЭС формирование таможенных правоотношений происходит на основе норм международного права с учетом общемировых стандартов таможенного регулирования. Очевидно, что именно таможенное право определяет комплексный характер таможенного регулирования, регулируя при этом самый широкий спектр общественных отношений, являясь элементом системы российского права, при этом подразумевает многообразие правовых институтов, участвующих в координировании отношений, складывающихся при осуществлении таможенной деятельности. Традиционные институты гражданского договорного права не являются исключением.

К ним относится один из традиционных видов договоров в российском гражданском праве -договор хранения.

ТК ЕАЭС в гл. 16 объединяет регулирование временного хранения товаров, перемещаемых через границу и таможенные операции, связанные с этим процессом [1].

Договор складского хранения, регулируемый Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) имеет следующее определение: «По договору складского хранения товарный склад (хранитель) обязуется за вознаграждение хранить товары, переданные ему товаровладельцем (поклажедателем), и возвратить эти товары в сохранности» [2, ст. 907]. Безусловно, договор связан с передачей имущества во временное владение, но его суть все-таки состоит в оказании услуги по обеспечению сохранности вещи, переданной хранителю поклажеда-телем. Следует иметь в виду, что на сегодняшний день российское законодательство не различает понятия «владение» и «держание» [3, с. 135].

В связи с необходимостью осуществления определенных таможенных операций в практике таможенного дела осуществляется временное хранение товаров, перемещаемых через таможенную границу, причем его правовое регулирование и правоприменение имеет ряд особенностей, присущих этому договору при его осуществлении.

В соответствии ТК ЕАЭС под временным хранением понимается хранение иностранных товаров в местах, оборудованных для временного хранения до наступления следующих возможных обстоятельств:

- до выпуска товаров таможенным органом;

- до получения разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории ЕАЭС, если иностранные товары хранятся в местах перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС;

- до дня применения изъятия или ареста товаров в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении (ведение административного процесса) [1, ст. 98].

Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о таможенном регулировании) ограничены места, где может осуществляться временное хранение [4, ст. 90]. Как правило, временное хранение осуществляется на специальном складе временного хранения (СВХ). ТК ЕАЭС определяет и сроки функционирования, и положение о требованиях к СВХ.

Складами временного хранения являются специально определенные и обустроенные сооружения, помещения (части помещений) и (или) открытые площадки, предназначенные для временного хранения товаров [1, ст. 411]. СВХ могут быть открытого типа и использоваться для хранения любых товаров или закрытого типа и предназначаться для хранения товаров владельца склада или для хранения определенных видов товаров.

В зависимости от соответствия требованиям, предъявляемым к устройству, месторасположению и оборудованию СВХ, можно выделить склады, располагающиеся на территориях, приближенных к государственной границе и располагающиеся внутри таможенной территории.

Такое деление стало применяться на основе Письма ФТС Российской Федерации от 21.08.2009 № 21-50/39656 «О направлении Концепции» (вместе с «Концепцией таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации») [5], что сообразуется с распоряжением Правительства Российской Федерации «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [6].

Требования к расположению, обустройству и оборудованию сооружений, помещений (частей помещений) и (или) открытых площадок, предназначенных для использования или используемых в качестве склада временного хранения, а также порядок их учреждения и функционирования -все это устанавливается законодательством государств - членов ЕАЭС. В России это определяется ст. 357 Закона о таможенном регулировании

и соответствующими актами Федеральной таможенной службы (ФТС) [4].

Владельцем СВХ должно быть юридическое лицо, зарегистрированное в этом качестве в соответствии с правовым регулированием государства - члена ЕАЭС и включенное в Реестр владельцев СВХ. Отношения владельца СВХ с лицами, помещающими товары на хранение и именуемыми «поклажедатель», строятся на основе договора. Договор, заключаемый при этом сторонами, носит публичный характер. Это означает, что владелец СВХ, при наличии у него возможности осуществить хранение товаров, не может уклониться от заключения договора. Это положение имеет исключение для складов закрытого типа.

Правила осуществления операций с товарами, находящимися на временном хранении, едины для всех видов временного хранения. Нормативное закрепление перечня мест временного хранения осуществляют ТК ЕАЭС и Закон о таможенном регулировании [1, ст. 256; 4, гл. 35].

Сегодня, кроме СВХ, временное хранение товаров может осуществляться в местах хранения:

- на складе таможенного органа;

- в помещениях и на территориях, принадлежащих получателю товаров;

- в помещениях и на территориях, принадлежащих уполномоченному экономическому оператору;

- в местах международного почтового обмена;

- в местах хранения неполученного или невостребованного багажа;

- в местах разгрузки и перегрузки товаров;

- на площадках, предназначенных для временного хранения воздушного судна (его крупногабаритных запасных частей);

- на железнодорожных путях и контейнерных площадках;

- на территории свободного склада;

- в местах постоянного или временного проживания (пребывания), заявленных иностранным физическим лицом;

- на складе магазина беспошлинной торговли;

- на участках акватории морского (речного) порта.

Указанный перечень не является исчерпывающим, он может быть дополнен как актами ЕАЭС, так и внутринациональными законодательствами государств - членов ЕАЭС.

Такое условие, как срок договора хранения, зависит от того, на какое время товары подлежат помещению на временное хранение и определяются ТК ЕАЭС [1, ст. 101]. Кроме того, в некоторых случаях правила могут быть установлены законодательством государств - членов ЕАЭС. Например, в соответствии с осуществлением таможенных операций, в случае отказа в выпуске товаров в связи с неотнесением товаров, заявленных в пассажирской таможенной декларации, к товарам для личного пользования в соответствии с п. 4 ст. 256 ТК ЕАЭС.

Поместить товары на временное хранение вправе как перевозчик, так и иное лицо, обладающее соответствующими полномочиями в отношении товаров. Такое положение определяет субъектный состав договора хранения. Указанные лица представляют транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы. Эти документы должны содержать сведения о товарах, отправителе и получателе товаров, стране их отправления и стране назначения либо документ, содержащий сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа [4, ст. 91]. Закон разрешает подачу документов в бумажном виде и на электронном носителе. Далее таможенный орган осуществляет регистрацию документов с выдачей подтверждения ее осуществления. Срок регистрации законом определен в один час с момента получения требуемых документов.

Порядок совершения таможенным органом таможенных операций, связанных с регистрацией документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, и выдачей подтверждения об их регистрации государствами - членами ЕАЭС, устанавливается самостоятельно в соответствии с внутринациональным законодательством о таможенном регулировании.

В Российской Федерации действующими нормативными актами, регулирующими указанные отношения, являются:

1. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который регулирует указанные отношения в ст. 91 «Таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение, и выдача товаров из мест временного хранения» [4];

2. Приказ ФТС России от 18.03.2019 № 444 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров, Порядка регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение и выдачи подтверждения о регистрации документов, Порядка выдачи (отказа в выдаче) разрешения на проведение операций, указанных в п. 2 ст. 102 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, определении Условий и Порядка выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах, Способа предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков представления отчетности», действие которого началось с 19.05.2019 г. [7].

В соответствии с теорией договорного права договор хранения может быть как реальным, так

и консенсуальным. Консенсуальными являются договоры, заключенные с профессиональными хранителями, которыми являются обычно коммерческие либо некоммерческие организации. Такой договор предусматривает возникновение прав и обязанностей у сторон договора, куда входит и обязанность хранителя принять вещь на хранение сразу после его заключения. Очевидно, что в таможенной сфере такой договор имеет консенсуальный характер.

Договор временного хранения в таможенной сфере имеет некоторую особенность, связанную с формой его заключения. В соответствии со ст. 100 ТК ЕАЭС товары после регистрации таможенным органом документов считаются находящимися на временном хранении. Таким образом, с момента регистрации документов на ввозимый товар по общему правилу договор хранения формально считается заключенным, однако в данном случае необходимо выполнить и условия ст. 440 ТК ЕАЭС: следует пройти процедуру оформления принятия уполномоченным экономическим оператором товаров от перевозчика для их размещения на временное хранение в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) уполномоченного экономического оператора. На практике срок временного хранения начинает исчисляться на следующий день после регистрации таможенным органом документов, необходимых для помещения товаров на временное хранение.

Предметом договора хранения в данном случае могут быть только индивидуально-определенные вещи. Иррегулярное хранение, то есть хранение с обезличением, когда предметом договора выступают вещи, определенные родовыми признаками, в таможенной практике временного хранения товаров не применяется.

Основания и сроки размещения товаров на временное хранение довольно подробно регламентируется в гл. 16 ТК ЕАЭС.

Таможенный кодекс Таможенного союза, действовавший ранее, нормативно определял двухмесячный срок нахождения товаров на СВХ [8, ст. 170]. В ТК ЕАЭС этот срок увеличен до четырех месяцев с момента помещения товаров на СВХ без возможности продления данного срока [1, п. 1 ст. 101]. Такой срок можно назвать общим сроком хранения товаров на СВХ. ТК ЕАЭС не предусмотрено приостановление сроков содержания товаров в местах временного хранения на срок осуществления производства, например, по уголовному делу или по делу об административном правонарушении. Нарушение сроков временного хранения в связи с возбуждением уголовного дела или дела об административном правонарушении, санкции которого предусматривают изъятие товара, влечет задержание этого товара.

Снижение общего срока хранения для отдельных категорий товаров вправе определять специально образованная Евразийская экономическая

комиссия (далее - Комиссия). Специальный срокхра-нения применяется к хранению в местах (учреждениях) международного почтового обмена международных почтовых отправлений. Невостребованные почтовые отправления хранятся в течение шести месяцев. Шестимесячный срок применяется и в случаях хранения, не полученного или не востребованного пассажиром багажа, перемещаемого через таможенную границу ЕАЭС воздушным транспортом.

В отношении временного хранения товаров, используемых для личного пользования физического лица, предусмотрено особое регулирование. К таким лицам могут относиться иностранные физические лица, имеющие цель переселиться на постоянное место жительства в одно из государств ЕАЭС, и лица, намеренные получить статус беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС, на территорию которого он прибыл. В этом случае местом хранения может быть как место его постоянного жительства, так и место его временного проживания (пребывания). Кроме того, законодательством о таможенном регулировании государства - члена ЕАЭС самостоятельно могут быть установлены и иные места для временного хранения таких вещей [1, п. 2 ст. 99]. Срок хранения максимально составляет два месяца. Начало срока определяется датой подачи заявления в таможенный орган, содержащего сведения, определяемые Комиссией. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие намерение иностранного лица переселиться на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС или, в соответствии с законодательством страны прибытия, намерение получить статус беженца или вынужденного переселенца. До истечения двухмесячного срока необходимо (кроме декларирования хранимых товаров) уведомить таможенный орган о совершении всех необходимых действий в рамках перечисленных выше намерений.

Нельзя не отметить, что правомочия собственника вещи для личного пользования, находящейся в месте временного хранения, в значительной мере ограничены, и на время хранения они фактически выведены из гражданского оборота, при этом вещь не может передаваться во владение, пользование и (или) распоряжение иным лицам. Очевидно, что нельзя совершать сделки, предметом которых может быть вещь, находящаяся на временном хранении до выпуска ее в свободное обращение товаров. Такое положение является гарантией обеспечения обязательных действий собственника, предписанных таможенным законодательством. Тем не менее в соответствии со п. 9 ст. 259 ТК ЕАЭС при необходимости передача вещи из места хранения в иное место возможна без разрешения таможенного органа для осуществления действий, необходимых для поддержания товаров для личного пользования в надлежащем состоянии. Это может касаться необходимого ремонта вещи, ее технического обслуживания и совершения других операций. В отношении

находящихся на временном хранении авто-и мототранспортных средств и (или) прицепов к ним такое обслуживание возможно только с письменного разрешения таможенного органа. Следует отметить, что лицо, которому в этом случае передается на хранение вещь, должно обеспечить исполнение своих обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении этого имущества.

Таким образом, анализируя правовое регулирование договора хранения в таможенной сфере при осуществлении хранения на складах временного хранения, следует отметить его отличительные особенности, применяемые только в сфере таможенных отношений. Можно сделать вывод: договор хранения в области таможенных отношений, возникающих между государствами - членами ЕАЭС, является самостоятельным комплексным правовым институтом, имеющим свои правовые особенности, тесно связанные с правовым регулированием специальными нормами таможенного законодательства как международного, так и внутринационального. Правовое регулирование евразийской интеграции, являясь наднациональным, кроме того что способствует совершенствованию внешнеэкономических отношений между государствами - участниками ЕАЭС, дает стимул к развитию и внутринационального правового регулирования, нацеленного на международную экономическую интеграцию государств и унификацию экономической политики между государствами Евразийского экономического союза.

Библиографический список:

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 12.04.2017.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 4106.

3. Долинская В.В. Договоры в предпринимательской деятельности. М: Эксмо. 2005. 201 с.

4. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 01.05.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации 2018. № 32 (часть I). Ст. 5082.

5. Письмо ФТС Российской Федерации от 21.08.2009 № 21-50/39656 «О направлении Концепции» (вместе с «Концепцией таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации») // Таможенный вестник. 2009. № 20.

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 22. Ст. 3572.

7. Приказ ФТС России от 18.03.2019 № 444 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров, Порядка регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение и выдачи подтверждения о регистрации документов, Порядка выдачи (отказа в выдаче) разрешения на проведение операций, указанных в пункте 2 статьи 102 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, определении Условий и Порядка выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах, Способа предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими

разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков представления отчетности» // Официальный интернет-портал правовой информации. (Зарегистрировано в Минюсте России 17.04.2019 № 54416) // Официальный интернет-портал правовой информации.иЯЬ: http:// www.pravo.gov.ru, 18.04.2019.

8. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17 (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 50. Ст. 6615.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.