Научная статья на тему 'О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН'

О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ / НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ / ПРОИЗВОДСТВО / СТРАХОВАНИЕ / РАБОТОДАТЕЛЬ / РАБОТНИК / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нурмагамбетов Рашит Габитович, Шунаева Сылу Мырзахановна, Пузиков Руслан Владимирович

В статье представлены результаты научных исследований, полученные в ходе реализации научнотехнической программы на тему: «Экономические проблемы безопасного труда и институциональные преобразования механизма страхования в РК» (ИРН BR11965728) в рамках программно-целевого финансирования исследований Республиканского научно-исследовательского института по охране труда МТСЗН РК. В статье проводится теоретико-правовой анализ норм регламентирющих институт социального страхования от несчастных случаев на производстве, обосновывается необходимость совершенствования конституционно-правового регулирования отношений в анализируемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Нурмагамбетов Рашит Габитович, Шунаева Сылу Мырзахановна, Пузиков Руслан Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE NEED TO IMPROVE THE NORMS REGULATING THE INSTITUTE OF SOCIAL INSURANCE FROM INDUSTRIAL ACCIDENTS IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The article presents the results of scientific research obtained during the implementation of the scientific and technical program on the topic: "Economic problems of safe work and institutional transformation of the insurance mechanism in the Republic of Kazakhstan" (IRN BR11965728) in the framework of program-targeted funding of research by the Republican Research Institute labor protection MLSPP RK. The article provides a theoretical and legal analysis of the norms governing the institution of social insurance against industrial accidents, substantiates the need to improve the constitutional and legal regulation of relations in the analyzed area.

Текст научной работы на тему «О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_12_110 УДК 349.2, 349.3

О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ON THE NEED TO IMPROVE THE STANDARDS REGULATING THE INSTITUTE OF SOCIAL INSURANCE FROM ACCIDENTS IN THE PRODUCTION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

НУРМАГАМБЕТОВ Рашит Габитович,

ведущий научный сотрудник Костанайского филиала

РГП на ПХВ «Республиканский научно-исследовательский институт по охране труда

Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан», Ph.D., ассоциированный профессор. 010000, Республика Казахстан, г. Нур-Султан. E-mail: ruslanlaw@mail.ru;

ШУНАЕВА Сылу Мырзахановна,

кандидат исторических наук, заведующий кафедрой теории государства и права

Института экономики и права им. П. Чужинова Костанайского регионального университета им. А. Байтурсынова. 110000, Республика Казахстан, г. Костанай, ул. Байтурсынова, 47. E-mail: ruslanlaw@mail.ru;

ПУЗИКОВ Руслан Владимирович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права

Института права и национальной безопасности ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина». 392036, Россия, Тамбовская обл., г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33. E-mail: ruslanlaw@mail.ru;

Nurmagambetov R.G.,

Leading researcher of the Kostanay branch

RSE on REM "Republican Research Institute for Labor Protection of the Ministry of Labor and Social Protection of the Population of the Republic of Kazakhstan", Ph.D., Associate Professor. 010000, Republic of Kazakhstan, Nursultan. E-mail: ruslanlaw@mail.ru;

Shunaeva S.M.,

Head of the Department of Theory of State and Law of the Institute of Economics and Law.P. Chuzhinov Kostanay Regional University. A. Baitursynova, candidate of historical sciences. 47 Baitursynova str., Kostanay, Republic of Kazakhstan, 110000. E-mail: ruslanlaw@mail.ru;

Puzikov Ruslan Vladimirovich,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Civil Law of the Institute of Law and National Security of the Tambov State University named after G.R. Derzhavin. 392036, Tambov, str. Internationalnaya, 33. E-mail: ruslanlaw@mail.ru

Краткая аннотация: В статье представлены результаты научных исследований, полученные в ходе реализации научно-технической программы на тему: «Экономические проблемы безопасного труда и институциональные преобразования механизма страхования в РК» (ИРН BR11965728) в рамках программно-целевого финансирования исследований Республиканского научно-исследовательского института по охране труда МТСЗН РК. В статье проводится теоретико-правовой анализ норм регламентирющих институт социального страхования от несчастных случаев на производстве, обосновывается необходимость совершенствования конституционно-правового регулирования отношений в анализируемой сфере.

Abstract: The article presents the results of scientific research obtained during the implementation of the scientific and technical program on the topic: "Economic problems of safe work and institutional transformation of the insurance mechanism in the Republic of Kazakhstan" (IRN BR11965728) in the framework of program-targeted funding of research by the Republican Research Institute labor protection MLSPP RK. The article provides a theoretical and legal analysis of the norms governing the institution of social insurance against industrial accidents, substantiates the need to improve the constitutional and legal regulation of relations in the analyzed area.

Ключевые слова: институт социального страхования, несчастные случаи, производство, страхование, работодатель, работник, трудовая деятельность, система социального обеспечения.

Keywords: institute of social insurance, accidents, production, insurance, employer, employee, labor activity, social security system.

Для цитирования: Нурмагамбетов Р.Г., Шунаева С.М., Пузиков Р.В. О необходимости совершенствования норм, регламентирующих институт социального страхования от несчастных случаев на производстве Республики Казахстан // Право и государство: теория и практика. 2022. № 12(216). С. 110-112. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_12_110.

For citation: Nurmagambetov R.G., Shunaeva S.M., Puzikov R.V. On the need to improve the norms regulating the Institute of Social insurance from accidents in the production of the Republic of Kazakhstan // Law and state: theory and practice. 2022. No. 12(216). pp. 110-112. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_12_110.

Статья поступила в редакцию: 25.10.2022

Нельзя не признать, что за годы независимости в силу эволюции государства, общества, конституционно-правовой системы содержательно изменились многие политико-правовые, экономические институты государства. Не могли эти процессы не коснуться и теоретико-правовой основы института страхования от несчастных случаев, значение которого в современный период обеспечения Республикой Казахстан безопас-

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

ности труда на производствах сложно переоценить. На повестке дня перед законодателями стоит необходимость формирования принципиально новых экономико-правовых социальных основ этого института, в частности обновление понятия, признаков, законодательных мер стимулирование работодателей по снижению травм на производстве и предотвращения рисков профессиональных заболеваний, мер направленных на возвращение работников к трудовой деятельности получению оплаты труда и социализацию и многих других социальных гарантий характерных для Республики Казахстан как социального государства.

Данные вопросы становятся предметом изучения законодателей. И в этой части, безусловно, в вопросе правового закрепления термина «социального страхования от несчастного случая на производстве» Республика Казахстан является примером поступательного развития норм в сфере страхования работников предприятий соответствующих историческому этапу функционирования государства.

Современная система конституционно-правового регулирования отношений в сфере социального страхования от несчастного случая на производстве напрямую связана со сферой охраны труда. Она является важнейшим компонентом системы социальной защиты трудовых отношений, с правовой позиции институтом в котором аккумулируются основные правила организации данного процесса в Республике Казахстан.

Законодательное формирование института обязательного страхования от несчастных случаев на производстве политически началось с периода обретения Республикой Казахстан своей независимости. Как показывает анализ законодательной деятельности Республики Казахстан, за годы независимости вопрос охраны труда постоянно находился и находится под пристальным вниманием руководства государства.

С уверенность можно сказать, что в государстве сформировалась система конституционно-правовых норм в анализируемой сфере. Она включает нормы Конституции Республики Казахстан, законов Республики Казахстан, подзаконных нормативных правовых актов принятых в Республики Казахстан. Остановимся на их характеристики.

За годы независимости Конституция Республики Казахстан установила отправные начала нормативной регламентации отношений в сфере охраны труда. В тексте Конституции Республики Казахстан закреплены положения, определяющие основы экономического развития, международного сотрудничества, в том числе и в вопросах охраны труда.

Так в п.2 ст. 1 Основного закона указывается, что основополагающими принципами деятельности Республики являются: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте Республики Казахстан. П. 2 Статьи 24 Конституции Республики Казахстан закрепляет гарантии обеспечивающие права человека на безопасные условия труда, на достойное вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы.

Помимо Конституции Республики Казахстан за годы независимости в государстве сложилась система норм, характеризующая основы категориально-понятийного аппарата терминов «охрана труда», «страхование работника от несчастных случаев». Кратко охарактеризуем эволюцию развития данных понятий в нормах законодательства Республики Казахстан.

Как отмечает А.В. Блинова, анализируя исторические этапы становления страхового законодательства Республики Казахстан страховое законодательство основывается на Конституции Республики Казахстан 1995 года, нормах: Особенной части Гражданского кодекса от 1 июля 1999 года, Кодекса Республики Казахстан от 01.01.09 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», Закона Республики Казахстан от 18 декабря 2000 года «О страховой деятельности», Закона Республики Казахстан от 3 июня 2003 года «О Фонде гарантирования страховых выплат», Закона Республики Казахстан от 11 января 2007 года «О лицензировании [1].

Важным нормативно-правовым актом определяющими правовую основу термина «охрана труда» принятым в государстве является закон Республики Казахстан от 15 мая 2007 года № 252-III «О введении в действие Трудового кодекса Республики Казахстан» согласно которому в понятие охрана труда включается как системы обеспечения безопасности жизни граждан помимо вышеперечисленных в законе 2004 года мероприятий и средств изменяется перечень мероприятий, а также дается трактовка понятию система управления охраной труда» - отмечает автор [1].

Правовой основой функционирования анализируемого института в Республики Казахстан является принятие в 2005 году закона «Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей»[5]. До введение в действие данного нормативного правового акта данные виды отношений связанные с возмещением ущерба на производствах по независящим от работника обстоятельствам регламентировались нормами гражданского права, в отдельных случаях проходило под давлением администрации в принудительном порядке. К сожалению, отдельные работники доказывали факт своей вины в происшедших несчастных случаях.

Особенностью данного нормативного правового акта явилось закрепление основных понятий связанных с регулированием отношений в анализируемой сфере, объектов и субъектов обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей, цели и принципы обязательного страхования работника от несчастных случаев и т.д.[5].

В законе Республики Казахстан от 7 февраля 2005 года № 30-III «Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей» в п.п.6, 8 ст. 1 содержатся общие определения таких понятий как «страховой случай», «страхование работника от несчастных случаев»[5].

Под страховым случаем законодатель понимает «несчастный случай при исполнении трудовых (служебных) обязанностей (несчастный случай), произошедший с работником (работниками) при исполнении им (ими) трудовых (служебных) обязанностей в результате воздействия вредного и (или) опасного производственного фактора, вследствие которого произошли производственная травма, внезапное ухудшение здоровья или отравление работника, приведшие его к установлению ему степени утраты профессиональной трудоспособности, профессиональному заболеванию либо смерти» [5].

Страхование работника от несчастных случаев рассматривается как «комплекс отношений по защите имущественных интересов работника, жизни и здоровью которого причинен вред при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей»[5]. Но закон при всей его специфике не содержит определение анализируемого понятия. Принятый 26 декабря 2019 года закон Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании» № 286-VI также не содержит определение понятия [2].

Несмотря на принятие в государстве государственных программ развития страхового рынка Республики Казахстан на 2004-2006 годы [8], страхования в Республике Казахстан на 2000-2002 годы [10], Постановления Правительства Республики Казахстан от 26 июня 2019 года № 441 «Об утверждении Дорожной карты по снижению производственного травматизма и рабочих мест с вредными условиями труда в Республике Казахстан на 2019 - 2023 годы» [7] утратившим силу и многих других документов, вопросы определения анализируемого понятия, его сущности остаются открытыми.

Значимость данных видов документов в исторической ретроспективе налицо. В них закреплены основы термина «социальное страхование от несчастного случая на производстве» в Республики Казахстан и странах Центральной Азии. Но при детальном анализе норм необходимо отметить, что в законодательном регулировании отношений имеется экономико-правовой пробел в характеристики анализируемого понятия.

По оценки МОТ «ежегодно в странах бывшего Советского Союза на рабочих местах умирает более 12 тысяч работников»[7]. Анализ статистических данных МТСЗН РК показывает наличие нарушений норм трудового законодательства на производствах в различных регионах государства. Так «за 9 месяцев 2022 года на производствах Северо-Казахстанской области произошло 24 несчастных случая, где пострадало 30 человек, инспекторами отдела контроля безопасности и охраны труда выявлено 319 нарушения действующего трудового законодательства Республики Казахстан, среди которых 186 нарушений по вопросам безопасности и охраны труда, 133 нарушения по вопросам трудовых отношений. В связи с чем, работодателям, допустившим нарушения, выдано 141 обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений за-конности»[7].

Сегодня для Республики Казахстан, стран Центральной Азии, в которых сохраняется неоднозначность направлений экономического развития и ориентированности в моделях социально-экономического реформирования; конкуренция за лидерство в регионе, наряду с большим количеством важных вопросов на повестке лежит вопрос выработки понятия «социального страхования от несчастного случая на производстве» и единых норм наложения юридической ответственности на должностных лиц в компетенцию которых входят вопросы социального страхования на производстве.

Анализ национального законодательства показывает в наличии правового пробела в этом вопросе[2;4;6] . Сложившая ситуация требует рассмотреть вопрос о возможности внесения изменения в действующие законодательство. Это будет способствовать признанию достижений Республики Казахстан в сфере обеспечения социального страхования от несчастного случая на производстве на международном уровне. Позволит эффективно обмениваться опытом в указанной сфере с развитыми странами Евросоюза и другими государствами. Полагаем, что в настоящее время в Республике Казахстан имеется необходимость совершенствования законодательства в анализируемой сфере с учетом международного опыта.

Библиогра фия:

1. Блинова А.В. Правовые основы деятельности страхового рынка в Республике Казахстан// Вестник КАСУ 2010. - №4// https://www.vestnik-kafu.info/journal/25/1072/(дата обращения 24.08.2022).

2. Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний / ГТПДТ и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. - М.: МОТ, 2010. - С.3

3. Об итогах деятельности за 9 месяцев 2022 года// https://www.gov.kz/memleket/entities/sko-enbek/press/ article/details/97957? Lang=ru (дата обращения: 05.10.2022).

4. Указ Президента Республики Казахстан от 27 ноября 2000 года № 491 «О государственной программе развития страхования в Республике Казахстан на 2000-2002 годы» (утратил силу)// https://online.zakon.kz (дата обращения: 05.10.2022).

5. Закон Республики Казахстан от 25 апреля 2003 года № 405 «Об обязательном социальном страховании» (утратил силу) https://adilet.zan.kz/rus/ docs/Z030000405_/links (дата обращения: 05.10.2022).

6. Закон Республики Казахстан от 7 февраля 2005 года № 30-III «Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 12.09.2022 г.)// https://online.zakon.kz/(дата обращения: 2.10.2022).

7. Закон Республики Казахстан от 4 мая 2020 года № 321-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам труда»// https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34010504&pos=33;-23#pos=33;-23 (Дата обращения 24.08.2022).

8. Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 июня 2019 года № 441 «Об утверждении Дорожной карты по снижению производственного травматизма и рабочих мест с вредными условиями труда в Республике Казахстан на 2019 - 2023 годы» (утратило силу)// https://online.zakon.kz/Document/ (дата обращения: 05.10.2022).

References:

1. Blinova A.V. Pravovye osnovy deyatel'nosti strahovogo rynka v Respublike Kazahstan// Vestnik KASU 2010. - №4// https://www.vestnik-kafu.info/journal/25/1072/(data obrashcheniya 24.08.2022).

2. Strahovanie ot neschastnyh sluchaev na proizvodstve i professional'nyh zabolevanij / GTPDT i Byuro MOT dlya stran Vostochnoj Evropy i Central'noj Azii. - M.: MOT, 2010. - S.3

3. Ob itogah deyatel'nosti za 9 mesyacev 2022 goda// https://www.gov.kz/memleket/entities/sko-enbek/press/ article/details/97957? Lang=ru (data obrashcheniya: 05.10.2022).

4. Ukaz Prezidenta Respubliki Kazahstan ot 27 noyabrya 2000 goda № 491 «O gosudarstvennoj programme razvitiya strahovaniya v Respublike Kazahstan na 2000-2002 gody» (utratil silu)// https://online.zakon.kz (data obrashcheniya: 05.10.2022).

5. Zakon Respubliki Kazahstan ot 25 aprelya 2003 goda № 405 «Ob obyazatel'nom social'nom strahovanii» (utratil silu) https://adilet.zan.kz/rus/ docs/Z030000405_/links (data obrashcheniya: 05.10.2022).

6. Zakon Respubliki Kazahstan ot 7 fevralya 2005 goda № 30-111 «Ob obyazatel'nom strahovanii rabotnika ot neschastnyh sluchaev pri ispolnenii im trudovyh (sluzhebnyh) obyazannostej» (s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 12.09.2022 g.)// https://online.zakon.kz/ (data obrashcheniya: 2.10.2022).

7. Zakon Respubliki Kazahstan ot 4 maya 2020 goda № 321-VI «O vnesenii izmenenij i dopolnenij v nekotorye zakonodatel'nye akty Respubliki Kazahstan po voprosam truda»// https://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=34010504&pos=33;-23#pos=33;-23 (Data obrashcheniya 24.08.2022).

8. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kazahstan ot 26 iyunya 2019 goda № 441 «Ob utverzhdenii Dorozhnoj karty po snizheniyu proizvodstvennogo travmatizma i rabochih mest s vrednymi usloviyami truda v Respublike Kazahstan na 2019 - 2023 gody» (utratilo silu)// https://online.zakon.kz/Document/ (data obrashcheniya: 05.10.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.