Научная статья на тему 'О необходимости регулярного социально-криминологического мониторинга криминальной ситуации в Российской Федерации'

О необходимости регулярного социально-криминологического мониторинга криминальной ситуации в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
453
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / КРИМИНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ / КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / SOCIO-CRIMINOLOGICAL MONITORING / CRIMINAL SITUATION / DEVELOPMENT MODEL / CRIMINOLOGICAL RESEARCH / FIGHTING CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кобец Петр Николаевич

Криминальная ситуация, складывающаяся в Российской Федерации, является неотъемлемой составной частью социально-экономической обстановки, определяется этой обстановкой и оказывает негативное воздействие на все сферы общественного бытия. Поэтому исследование перспектив развития преступности и разработка мер по противодействию ей являются важной государственной задачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кобец Петр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About necessity regular socio-criminological monitoring the crime situation in the Russian Federation

Criminal situation in the Russian Federation is an integral part of the socio-economic situation defined by this situation and has a negative impact on all spheres of social life. In this regard, the outlook study of crime and development of measures to combat is an important state task.

Текст научной работы на тему «О необходимости регулярного социально-криминологического мониторинга криминальной ситуации в Российской Федерации»

Кобец Петр Николаевич

доктор юридических наук, профессор главный научный сотрудник ВНИИ МВД России (e-mail: pkobets37@rambler.ru)

О необходимости регулярного социально-криминологического мониторинга криминальной ситуации

в Российской Федерации

Криминальная ситуация, складывающаяся в Российской Федерации, является неотъемлемой составной частью социально-экономической обстановки, определяется этой обстановкой и оказывает негативное воздействие на все сферы общественного бытия. Поэтому исследование перспектив развития преступности и разработка мер по противодействию ей являются важной государственной задачей.

Ключевые слова: социально-криминологический мониторинг, криминальная ситуация, модель развития, криминологическое исследование, противодействие преступности.

P.N. Kobets, Doctor of Law, Professor, Chief Science Worker of the National Research Institute of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: pkobets37@rambler.ru

About necessity regular socio-criminological monitoring the crime situation in the Russian Federation

Criminal situation in the Russian Federation is an integral part of the socio-economic situation defined by this situation and has a negative impact on all spheres of social life. In this regard, the outlook study of crime and development of measures to combat is an important state task.

Key words: socio-criminological monitoring, criminal situation, development model, criminological research, fighting crime.

Президент России в ежегодных Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации формулирует единую программу действий государства и общества на ближайшее десятилетие. Определены стратегия и идеология национального развития, поставлены четкие и конкретные задачи для системы правоохранительных органов, которые должны обеспечить масштабную борьбу с преступностью на основе принципиально новых подходов [1].

В настоящее время мониторинг, как форма слежения за социальными процессами в обществе, является важнейшим средством всестороннего изучения социальной сферы, что позволяет правоохранительным органам получать более точную информацию о состоянии социальных объектов, с максимальной точностью оценивать вероятность наступления возможных негативных тенденций и явлений, в итоге - более эффективно воздействовать на социальную сферу с целью повышения или понижения вероятности наступления конкретных событий, тех или других направлений развития.

Эффективное достижение долгосрочных целей развития нашей страны предъявляет высокие требования к совершенствованию социально-экономического и криминологического мониторинга. В соответствии с Федеральным законом от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» [2] в стране действует единая система государственных прогнозов и программ перспективного развития общества, реализуются формы и методы соответствующей управленческой деятельности.

В настоящее время согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг. [3], разработанному на основе одобренных Правительством РФ сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации, исходя из ориентиров, приоритетов социально-экономического развития, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., все

федеральные органы исполнительной власти осуществляют разработку соответствующих материалов перспективного содержания, вариантов прогноза социально-экономического развития по отраслям и секторам экономики, бюджетных заявок на финансирование целевых программ, а также обеспечивают согласование (защиту) показателей бюджета в соответствии с требованиями Правительства России (см., например, Указы Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» [4], № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [5], прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (подготовлен Минэкономразвития России) [6]).

В Министерстве внутренних дел РФ составной частью указанной работы являются анализ и оценка перспектив развития криминальной ситуации в стране на ближайшую и среднесрочную перспективу. Нормативно-правовую и организационную базу для проведения мониторинговых исследований составляют Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»; приказ МВД России от 18 марта 2013 г. № 150 «Об организации научного обеспечения и применении положительного опыта в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках МВД России»; приказ МВД России от 30 декабря 2007 г. № 1246 «О повышении эффективности исследования общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации на основе использования вневедомственных источников социологической информации» (в редакции приказа МВД России от 19 декабря 2012 г. № 1114) [7].

Криминальная ситуация, складывающаяся в современном российском обществе, является неотъемлемой составной частью социально-экономической обстановки, определяется этой обстановкой и оказывает негативное воздействие на все сферы общественного бытия. По этой причине изучение перспектив развития преступности и разработка мер борьбы с криминализацией общества являются важным звеном в единой системе государственного, отраслевого прогнозирования и бюджетного планирования.

Материалы оценки криминальной ситуации в России должны представлять собой аналитический документ, содержание которого определено текущими потребностями правоохранительных органов России в объективной оценке криминальной напряженности в стране. Они могут

быть использованы для обоснования и защиты финансово-бюджетных ресурсов правоохранительной деятельности.

Базовый информационный массив исследования должны составлять официальные данные государственной статистики, социально-экономические показатели и характеристики, представляемые Министерством экономического развития и торговли, а также статистические сведения Главного информационно-аналитического центра МВД России. Достоверность (надежность) расчетных количественных значений ожидаемого развития криминальной ситуации должна составлять 0,95 для доверительного интервала, заданного границами двух вариантов социально-экономического развития Российской Федерации, и показателей функционирования экономики страны.

Социально-криминологическое моделирование представляет собой мощный инструментарий современных исследований, имеющих целью прогнозирование сложных взаимосвязанных процессов, которые характеризуют противоречивую динамику развития российского общества.

Модель развития криминальной ситуации в Российской Федерации должна базироваться на устойчивой зависимости между складывающейся социально-экономической обстановкой в стране и статистическими характеристиками преступности. Наиболее значимыми факторами этой модели на среднесрочную перспективу должны выступать сложные социальные, экономические и политические процессы, которые выходят на передний план динамического развития нашей страны.

Экономическое и социальное развитие страны в настоящее время происходит под влиянием объективных внутрисистемных и внешнеполитических воздействий, сформировавшихся на рубеже XX и XXI вв. и связанных с ликвидацией накопившихся в отечественной экономике диспропорций. В соответствии с изменившейся обстановкой совершенно закономерным является и то, что при этом активизировалось воздействие ряда принципиально новых негативных факторных тенденций. Позитивная динамика на ряде направлений развития государства и общества сочеталась с проявлениями рецессии и стагнации, имел место рост социальной напряженности в отдельных регионах Российской Федерации.

Анализ текущего социально-экономического развития страны показывает, что в качестве основных тенденций выступают следующие

134

системные проявления: невысокие темпы развития экономики; недостаточные объемы вложения капитала в российские активы;сохранение ярко выраженной сырьевой направленности российской экономики; активизация процессов вывода капиталов за границу: хозяйственные диспропорции, связанные с невысокой долей малых и средних предприятий в объеме валового внутреннего продукта и общей численности занятых в экономике граждан; высокий уровень трансакционных и производственных издержек в экономике; неоптимальное и нерациональное влияние государства на систему экономической деятельности; неэффективность структуры предоставления социальных услуг при низком уровне оплаты труда; отсутствие заметного роста уровня жизни; недостаточное финансирование правоохранительной деятельности на основных направлениях борьбы с преступностью.

До настоящего времени решение указанных и ряда сопутствующих проблем осуществлялось в нашей стране на основе комплекса общегосударственных мер, включенных в Программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. В текущем периоде действует Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [8]. Этим программно-плановым документом предусмотрена концентрация усилий государства и общества на приоритетных направлениях социально-экономического развития: совершенствовании институциональных условий и инфраструктуры экономики в соответствии с потребностями общества; реализации административной реформы, создании эффективной системы государственного управления; повышении открытости экономики; инновационном развитии отраслей промышленности; формировании эффективной системы предоставления социальных услуг, создающей благоприятные условия для развития «человеческого капитала»; обеспечении благоприятных макроэкономических условий развития страны.

Помимо этого, в качестве приоритетов социально-экономического развития страны обозначены следующие принципиальные положения антикриминогенного и социально-стабилизирующего содержания: повышение эффективности системы госуправления и преодоление коррупции, уменьшение бедности, преодоление инфраструктурных ограничений, характерных для ряда ключевых отраслей хозяйства (транспорт, связь). Более того, запланировано реальное наведение порядка в тех секторах экономики, где государственное участие и влияние очень

велико (военно-промышленный и агропромышленный комплексы, естественные монополии и сектор высоких технологий).

Реализация указанных требований выражена в дальнейшем проведении структурных реформ, которые серьезно повлияют на социальные процессы, происходящие в обществе. Ряд положений и ориентиров этих документов получает свое развитие и уточнение.

В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти Президентом РФ осуществлено принципиальное реформирование Правительства РФ.

В сложившейся ситуации возникли важнейшие направления, требующие основной концентрации усилий нашего общества:

«первое - меры по развитию государства; второе - укрепление закона и развитие политической системы, повышение эффективности правосудия;

и, наконец, третье - развитие личности и гражданского общества в целом».

Детализация этих главных направлений развития России указывает на высокую значимость социально-экономических показателей обстановки в стране и результатов правоохранительной деятельности, борьбы с преступностью.

Криминологические исследования показывают, что в период интенсивного реформирования социально-экономических отношений криминальная ситуация в стране в целом и оперативная обстановка в сфере деятельности правоохранительных органов демонстрирует значительные колебания и проявляет особую чувствительность к управленческим и бюджетно-плановым решениям в области правоохранительной, налоговой, таможенной, тарифной, а главное - социальной политики. По этой причине комплексная аналитическая модель развития криминальной ситуации в стране требует некоторых корректировок: уточнения новых источников криминогенного воздействия, расширения перечня учитываемых криминологически значимых факторов, повышения точности модельных расчетов и прогнозных проектировок.

Конечно же, в современных условиях постиндустриального развития российской экономики отдельные ценовые показатели рыночного хозяйства сами по себе не могут оказывать прямого детерминирующего воздействия на криминологическую динамику изменений преступности. Вместе с тем, будучи взятыми в единой системе социально-экономических параметров развития общества, данные показатели приобретают существенное факторное, индикативное значение. Обращаясь к трудам известного исследователя

135

А.А. Пионтковского, это можно объяснить тем, что факторы преступности коренятся не просто в социальной среде, а «по преимуществу в отрицательных особенностях экономического уклада жизни... Современный экономический уклад создает резко бьющие в глаза контрасты: бедность масс и богатство меньшинства. На почве этих контрастов. создается благоприятная атмосфера для различного рода эксцессов, складывается обстановка для развития и проявления преступной деятельности» [9, с. 1]. Заметим, что столь актуальный научно-криминологический вывод был сделан ровно 100 лет назад!

Существует единая система социально-экономических индикаторов для федерального уровня анализа криминологической ситуации в стране. Это перечень укрупненных показателей и агрегированных параметров, каждый из которых может быть дифференцирован на ряд частных составляющих (по отраслям экономики, по регионам и субъектам Федерации, по характеру воздействия на общесоциальную и криминальную ситуацию). При этом следует иметь в виду, что увеличение количества учитываемых социально-экономических параметров и показателей приводит к пропорциональному квадратичному росту сложности соответствующих аналитических алгоритмов.

Итак, приведенные данные демонстрируют, с одной стороны, высокую актуальность своевременного расчета различных экономических влияний на социально-криминологическую обстановку в стране. А с другой - иллюстрируют высокую сложность математических моделей и вычислительных процедур, необходимых для установления количественных зависимостей между социально-экономической обстановкой и криминальной ситуацией в стране.

Криминологическая значимость прогнозируемых экономических показателей не является социально-позитивной, т.к. соответствующие указанной динамике пропорциональные расходы на правоохранительную деятельность, особенно в случае ограниченного финансирования, будут недостаточными для безопасного развития общества. Как показала практика предшествующих лет, неожиданное ухудшение макроэкономических показателей может сопровождаться снижением финансирования сферы правопорядка и борьбы с преступностью.

Возможны и иные, множественно-негативные воздействия на оперативную обстановку в сфе-

ре деятельности правоохранительных органов со стороны неблагоприятной макроэкономической среды.

Таким образом, прогнозируемый экономический рост не позволяет гарантировать радикальное увеличение бюджетного финансирования правоохранительной деятельности в сфере борьбы с преступностью.

С учетом наиболее вероятного развития обстановки и реализации общегосударственных мер по укреплению положительных тенденций в сфере борьбы с преступностью перспективы развития криминальной ситуации определяются исходя из конкретных вариантов количественно-качественных характеристик социально-экономического развития страны и реальных тенденций развития оперативной обстановки в сфере борьбы с криминалом.

Варианты сценариев социально-экономического и криминологического развития должны базироваться на основных программных целях и задачах развития страны и учитывать основные факторы, предопределяющие как позитивную, так и негативную динамику.

Системный анализ социально-экономических реалий и криминогенных процессов, происходящих на территории Российской Федерации, позволяет заключить, что насущная потребность современного общества в эффективной борьбе с преступностью определяется особенностями сложившейся в стране социальной ситуации и остро негативными тенденциями криминализации, масштабы и уровень общественной опасности которой продолжают расти. В складывающихся экономических условиях развития российского социума охрана правопорядка и борьба с преступностью являются существенной бюджетоемкой сферой, требующей весомых финансовых и материально-технических вложений, направленных на укрепление правоохранительных институтов государства и общества. В этой сфере все основные решения должны опираться на надежные механизмы криминологического анализа и государственного программно-целевого планирования, что создаст предпосылки для максимальной активизации и совершенствования организационно-управленческой, правоприменительной и оперативно-служебной деятельности всех органов, призванных осуществлять контроль над криминальной ситуацией в стране.

1. URL: httpJ/президент.рф

2. URL: http://www.mnogozakonov.ru

3. URL:http://www.consultant.ru/document/cons

1. URL: http://prezident.rf

2. URL: http://www.mnogozakonov.ru

3. URL: http://www.consultant.ru/document/cons

136

4. Собр. законодательства РФ. 2012. № 19. Ст. 2333.

5. Там же. Ст. 2334.

6. СПС «КонсультантПлюс».

7. Официальный сайт МВД России. URL: http://mvd.ru/news/item/828838

8. URL: http://www.economy.gov.ru

9. Пионтковский А. А. Уголовное право. Часть общая. Казань, 1913.

4. Coll. of legislation of the Russian Federation. 2012. № 19. Art. 2333.

5. Ibid. Art. 2334.

6. HLS «ConsultantPlus».

7. Official website of the Ministry of the Interior of Russia. URL: http://mvd.ru/news/item/828838

8. URL: http://www.economy.gov.ru

9. Piontkovsky A.A. Criminal law. General part. Kazan, 1913.

137

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.