УДК 343.9 ББК 67.73
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОяНИЕ ПРОТИВОДЕйСТВИя ДИСКРЕДИТАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
наталья ншояаевна дьяченко
старший оперуполномоченный по особо важным делам Отдела правового сопровождения оперативно-разыскной и служебной деятельности подразделений собственной безопасности Управления стратегического развития в сфере обеспечения собственной безопасности и противодействия коррупции ГУСБ МВД России, подполковник полиции, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
Эдуард Анатольевич васильев
начальник Управления организации оперативно-служебной деятельности ГУЭБиПК МВД России, полковник полиции, доцент, доктор юридических наук Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;
оперативно-разыскная деятельность E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке нииОн
Аннотация. На основе позиций ученых, занимающихся проблемами оперативно-разыскной деятельности, положений закона, а также ведомственных нормативных актов соотносятся понятия «обстановка», «состояние», «оперативная обстановка»; характеризуется современное состояние противодействия дискредитации сотрудников органов внутренних дел; на конкретных примерах оценивается влияние на него социально-криминологической обстановки, а также ряда иных факторов.
Ключевые слова: собственная безопасность, органы внутренних дел, дискредитация, оперативная обстановка, социально-криминологическая обстановка, состояние противодействия дискредитации.
Annotation. in article on a basis taking into account positions of the scientists dealing with problems of operational search activity, provisions of the law, and also departmental regulations the concepts «situation», «state», «operational situation» correspond, the current state of counteraction of discredit of staff of law-enforcement bodies is characterized, on concrete examples influence on it of a social and criminological situation, and also number of other factors is estimated.
Keywords: own safety, law-enforcement bodies, discredit, operational situation, social and criminological situation, condition of counteraction of discredit.
Необходимым условием повышения эффективности системы противодействия дискредитации сотрудников органов внутренних дел, как и любой иной деятельности в правоохранительной сфере, является всесторонний анализ и оценка оперативной обстановки.
Обратившись к этимологии данного понятия, можно увидеть, что ключевое слово «обстановка» означает — случайности, обстоятельства, положение условия существования кого- чего-нибудь. Синонимичным значением обладает слово «состояние», которое раскрывается в большинстве словарей как положение, внешние или внутренние обстоятельства, в которых находится кто- или что-нибудь1. Одновременно учеными, занимающимися проблемами оперативно-разыскной деятельности, используется собирательное понятие «оператив-
ная обстановка», в содержание которого исследователи включают различный смысл, что достаточно полно отражено в специальной научной литературе2.
Термин «оперативная обстановка» используется законодательством и подзаконными актами, правда, без его раскрытия. Так, Федеральным законом от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» в Перечень сведений, составляющих государственную тайну, включены сведения об оперативной обстановке (ч. 1 ст. 5); положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации3 отнесено к полномочиям МВД России обобщение практики применения законодательства Российской Федерации в сфере внутренних дел, проведение анализа реализации государственной политики в указанной сфере и
анализа оперативной обстановки (ч.6 п.12), а территориальный орган внутренних дел в качестве одного из своих полномочий, соответственно, анализирует оперативную обстановку на территории субъекта Российской Федерации (п. 13 абз. 24)4.
Приказами МВД России используются понятия, отражающие состояние и динамику оперативной обстановки: «сложная оперативная обстановка»5, «осложнение оперативной обстановки»6 «изменение оперативной обстановки»7. В этой связи совершенно правомерна позиция ученых, которые под оперативной обстановкой понимают реально существующие условия, в которых осуществляется деятельность органов внутренних дел8 и выделяют последние, соответственно, в качестве главенствующего элемента оперативной обстановки9. Однако последующий анализ законодательной и ведомственной нормативной правовой базы свидетельствует, что рассматриваемое понятие не ограничивается исключительно деятельностью органов внутренних дел и даже деятельностью системы правоохранительных органов в целом, а выходит за эти рамки10, что позволяет говорить об универсальности оперативной обстановки как условий деятельности довольно широкого круга субъектов.
Вместе с тем, как справедливо отмечает В.Д. Ларичев, «Употребляя ... термины, многие авторы не дают, при этом, определения его понятия, которое они раскрывают, а включают в его содержание различные данные. Некоторые из них используют данные термины как равнозначные криминологической обстановке (ситуации), другие включают в это понятие совокупность различных данных»11.
Отсутствие как в законодательстве, так и в науке оперативно-разыскной деятельности четкого универсального определения оперативной обстановки12 вынуждает отказаться от его использования и вместо этого остановиться на более общем определении обстановки или состояния, что избавит от излишнего нагромождения терминов.
С учетом рассмотренных позиций и толкований из словарей для формулирования понятия состояния какой-либо деятельности какого-либо субъекта можно воспользоваться следующей логической формулой: состояние какой-либо деятельности складывается из условий, оказывающих влияние на деятельность конкретного субъекта в рассматриваемом направлении. При этом состояние есть величина непостоянная, что выражается в ограниченности его пространственно-временными рамками — территорией и периодом.
Таким образом, состояние противодействия дискредитации сотрудников ОВД правомерно определить как совокупность взаимодействующих и постоянно
меняющихся внутренних и внешних условий, формирующих основные характеристики дискредитации на конкретной территории в конкретный временной период, позволяющих спрогнозировать ее изменения, а также определяющих и направляющих деятельность ОВД в борьбе с указанным явлениям. Из этого следует, что состояние противодействия дискредитации есть основа целенаправленного воздействия на нее соответствующих подразделений и иных субъектов в системе ОВД и вне ее.
В данном определении под внешними условиями понимаются факторы объективной реальности, определяющие направления и характер ведущегося противодействия дискредитации сотрудников ОВД. Среди них первостепенное значение имеют географические, социальные, демографические и иные факторы, действующие на конкретной территории, под влиянием которых происходят изменения в состоянии, структуре и динамике рассматриваемого негативного явления. Без глубокого изучения этих факторов невозможно вскрыть тенденции и закономерности совершения дискредитирующих сотрудников ОВД деяний, верно организовать всю работу по противодействию дискредитации.
Внешние факторы, в свою очередь, напрямую обусловлены социально-криминологической обстановкой. Эту связь легко проследить на конкретных примерах.
Так, статистические данные указывают, что необоснованной и носящей порочащей характер критике в первом полугодии 2014 г. наиболее были подвержены МВД по республикам: Алтай (17), Дагестан (23) и Саха (Якутия) (14); ГУ МВД России по Красноярскому (26) и Краснодарскому краям (12), г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (7); УМВД России по Белгородской (33), Тамбовской (11), Тюменской (13) и Омской областям (20). В 2013 г. наиболее часто подвергались дискредитации сотрудники МВД по республикам Башкортостан (3), Татарстан (8), ГУ МВД России по Кемеровской (3), Самарской (4), Белгородской (13), Смоленской (7), Волгоградской (4) областям13. К сожалению, рассмотреть все из перечисленных регионов не представляется возможным в связи с ограниченностью объемов статьи, поэтому остановимся на некоторых из них, где связь дискредитации с социально-криминологической обстановкой видна наиболее ярко.
Так, отношение к правоохранительной системе в ряде регионов, где сосредоточены исправительно-трудовые учреждения, исторически складывалось под активным воздействием традиций криминальной субкультуры, носители которой по мере освобождения
оседали на территории указанных субъектов. С учетом продолжительного периода функционирования данных учреждений подобное отношение прочно вошло в сознание нескольких поколений, тем самым образовав соответствующий менталитет. Определенную роль сыграла и традиция милосердия по отношению к обделенным, обиженным членам общества, веками передаваемая из поколения в поколение в числе христианских ценностей. В советский период эта традиция получила свое подкрепление, когда в исправительные учреждения направлялось большое количество действительно образованных и достойных граждан.
Опираясь на изложенное, легко объяснимо то, что социологические исследования вопросов деятельности правоохранительных органов среди населения рассматриваемых регионов показывают результат более негативный, чем средний общероссийский показатель, который определяется не действительным состоянием деятельности в сфере борьбы с преступностью (ее показатели могут быть объективно высокими), а является в большей степени производным от выборки. Эти особенности менталитета в региональном аспекте должны быть учтены при выборе стратегии противодействия дискредитации. В частности, в таких регионах должно уделяться больше внимания воздействию на общественное сознание и формированию позитивного облика сотрудника полиции, здесь требуется непрерывная планомерная работа по переориентации общества в сторону общегражданских ценностей.
Наличие широкого круга дискредитирующей сотрудников ОВД информации в Омской области в начале 2014 г. напрямую связано с убийством 23 ноября 2013 года известного боксера И.В. Климова. Общественным резонансом, сложившимся вокруг убийства, воспользовался так называемый правозащитник С. Селиванов, действующий в интересах осужденных и отбывающих наказание лиц (в частности, указанный гражданин за вознаграждение от криминалитета занимается размещением в сети Интернет на сайте You Tube порочащих сотрудников ОВД видео-роликов). Факт убийства Климова и проволочки, вызванные объективными трудностями, связанными с расследованием уголовного дела, были использованы им для нагнетания негатива в обществе и снижения рейтинга правоохранительных органов, что достигалось с помощью идеализации образа Климова путем инициирования цикла телепередач с однобокой подачей имеющейся информации.
Также в сети Интернет была размещена информация с обвинением сотрудников УМВД России по Омской области: «Зная о конфликте с Лебедевым, по-
лицейские и следственный комитет очень вяло вели расследование умышленно, чтобы качать деньги с цыган за отмазку от передачи дела в суд. Одновременно доили цыган по нарастающей, вполне возможно что потом им дали понять что их крыша слишком дорога и тогда они решили просто грохнуть Ивана, просто чтобы качать цыган на бабло уже по полной. Слухи ходят что цыганский барон с томчаком в тесных отношениях. Я ооочень много дел расследовал по полиции, так что могу сказать что только совсем наивных человек или новорожденный поверит полиции что они за закон»14.
Внутренние условия дают непосредственную характеристику самой системе противодействия и ее структурным элементам (субъектам) и, безусловно, оказывают влияние на внешние факторы, которое определяется осуществляемым ими противодействием.
Среди внутренних факторов, оказывающих влияние на состояние противодействия дискредитации, особое значение имеют наличие и состояние сил и средств, задействованных в борьбе с преступностью и непосредственно дискредитацией, существующее построение системы субъектов, противодействующих дискредитации, наличие временных, людских, материальных ресурсов, необходимых для борьбы с ней, а также заинтересованность субъектов в борьбе (последнее напрямую зависит и от системы статистических показателей).
В качестве влияния на дискредитацию активной позиции руководства по борьбе с организованной преступностью можно привести ситуацию, сложившуюся в 2011-2012 гг. на территории Калининградской области, где борьба с незаконной добычей и вывозом янтаря, а также нарушениями в сфере игорного бизнеса со стороны вновь назначенного руководства стала причиной ряда заказных репортажей, в которых дискредитировалась деятельность регионального УМВД. По каждому репортажу были проведены служебные проверки, в ходе которых распространенная информация не получила подтверждения15.
Также имеет место взаимосвязь дискредитации не только с противодействием ОВД организованной преступности, но и с состоянием борьбы с преступностью непосредственно в органах внутренних дел, о чем свидетельствует следующее. В 2012 г. в отделе полиции «Дальний» МВД по Республике Татарстан произошло чрезвычайно происшествие (пытки задержанного), на чрезвычайное происшествие последовала довольно жесткая реакция: все руководство названного отдела полиции было уволено, отдел расформирован, главе МВД по Республике Татарстан — объявлен выговор.
Подобная наглядная реализация принципа неотвратимости уголовной ответственности спровоцировала рост случаев дискредитации в последующем 2013 году, поскольку изменился подход к информации о нарушениях в деятельности ОВД, которая стала восприниматься изначально с негативных позиций как гражданами, так и государственными органами и руководством МВД России.
Из приведенных примеров можно сделать вывод о сложном комплексном составе внутренних и внешних факторов объективной реальности, оказывающих влияние на состояние борьбы с дискредитацией. К сожалению, в рамках одной статьи не представляется возможным подробно рассмотреть их все, однако очевидным становится то, что противодействие дискредитации производно и обусловлено целым рядом причин, анализ и оценка которых является важным критерием оценки состояния и выработки мер, направленных на повышение эффективности борьбы с рассматриваемым негативным социально-правовым явлением.
1 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Под. ред. Д. Н. Ушакова: В 4-х т. — М., 1938. Т II. С. 712; Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой . — М.: Рус. Яз., 1986. — 797 с. С. 374, 652. См. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под. Ред. Л.А. Чешко. — М.: Рус. Яз., 1986. — 600 с. С. 300, Александрова З.Е. словарь синонимов русского языка: практический справочник / м.: Рус. Яз. — Медиа; Дрофа, 2010 — 564 с. 279
2 Ильичев В. А. Научные основы структурно-функционального построения аппаратов уголовного розыска и пути его совершенствования: Дис. ... канд. юрид. наук. — М., 1977. С.50-54, Методика изучения и оценки оперативной обстановки /Андриевский А.Е., Морохин Б.Г., Самойлов В.Г., Синилов Г.К. — М.: ВШ МВД СССР, 1973. С. 3-6; Ипакян А.П. Оперативная обстановка: методологические вопросы моделирования: Учеб. пособие. — М., 1982. С. 21-22; Лукашов В.А., Михайлюк Н.Т. Изучение и оценка оперативной обстановки. — Киев: МВД УССР, 1975. С. 7-32, и др.
3 Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации».
4 Типовое положение о территориальном органе внутренних дел Российской Федерации, утверждено Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 249.
5 п. 11.48 приказа МВД России от 16 июня 2011 г. № 683
«Об утверждении положения об Управлении по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации Министерства внутренних дел Российской Федерации».
6 п. 52. приказа МВД России от 13 октября 2014 г. № 874 «О внесении изменений в приказ МВД России от 21 декабря 2011 г. № 1270 «Вопросы использования транспортных средств Министерства внутренних дел Российской Федерации».
7 П. 26.29 приказа МВД России от 20 августа 2010 г. № 607 «Вопросы Центра специального назначения вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации».
8 См.: Основы оперативно-разыскной деятельности. — М.: ВШ МООП РСФСР, 1966. С. 440.
9 См.: Горяинов К. К. Криминологическая обстановка (методологические аспекты). — М., 1991. С. 10.
10 См., например, п. 4.3 приказа ФСБ России от 14 декабря 2007 г. № 719 «Об организации проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации в органах федеральной службы безопасности»; пп. 1.1 приложения 1 приказа министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 февраля 2013 г. № 92 «Об утверждении порядка присвоения квалификационных званий сотрудникам федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы»; также приказ Минэнерго России от 12 ноября 2003 г. № 444 «Об утверждении порядка организации охраны объектов ведомственной охраной Министерства энергетики Российской Федерации» среди основных условных тактических обозначений, применяемых в служебных документах, называет «знаки для нанесения оперативной обстановки» и проч.
11 Ларичев В. Д. Преступность в сфере экономики (теоретические вопросы экономической преступности): Монография. — М.: ВНИИ МВД России, 2003. С.6-7.
12 Андриевский А. Е., Морохин Б. Г., Самойлов В. Г., Сини-лов Г. К. Методика изучения и оценки оперативной обстановки. — М.: ВШ МВД СССР, 1973. С.3-6.
13 А.А. Зверев, А.В. Донченков, Е.В. Кошелева. Обзор результатов деятельности органов, подразделений и организаций МВД России по защите от дискредитации за 1 полугодие 2014 года; Обзор результатов деятельности органов, подразделений и организаций МВД России по защите от дискредитации в 2013 году.
14 Информация размещена по адресу http://vk.com/ club50668372. Орфография и пунктуация первоисточника сохранены.
15 См., например, «Новый Калининград^и» http://www. newkaliningrad.ru/news/politics/3365087 -bardak-vot-zdes-bardak-vot-zdes-o-chyem-glava-oblastnoy-politsii-rasskazal-deputatam. html